Снова тема предательства и верности предлагается нам Церковью не просто для того, чтобы мы из вежливости послушали и сразу себя в верные записали. Эта тема предлагается как центральная для событий Тайной Вечери, и для событий всей Страстной недели, и вообще для событий всего мира. Великая Пятница Великая Пятница – самый скорбный день в церковном году. Она посвящена воспоминаниям крестных страданий и крестной смерти, распятия Господня. Накануне, в четверг вечером, совершается утреня Великой Пятницы, которая в народе называется «Двенадцать Евангелий» по той причине, что на ней читаются двенадцать фрагментов из Евангелий, повествующих о страданиях Господних. Первое из этих Евангелий содержит в себе прощальные беседы, которые Господь проводил с учениками накануне Своих страданий. С конца тринадцатой по начало восемнадцатой главы Евангелия от Иоанна – самое длинное из читаемых Евангелий. Важнее слов Христовых нет ничего, а тем более тех слов, которые были Им сказаны в преддверии Его страданий и Его Голгофы. Эти слова составляют Его завещание, и поэтому сейчас мы остановимся на некоторых темах этих бесед, хотя и не на всех, конечно, и не с должной глубиной. Я читаю, разумеется, не все Евангелие, а те его стихи, на которые хочу обратить ваше внимание. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ( Ин.14:7–9 ). Слова Христовы «видевший Меня, видел Отца» являются глубочайшей тайной христианского откровения и православного богословия. Но особую глубину и парадоксальность этому слову придает то, что Господь говорит это о Себе накануне страданий. Не о Себе, осиянном Божественной славой Преображения, а о Себе, Который явлен даже не в образе раба, но как Тот, который в пророчествах Священного Писания называется Мужем страданий. И в этом облике невинного страдальца, именно в нем, Он предлагает видеть Бога, Отца Небесного.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

Соломон и Суламифь, царь и царица – это Слово и плоть. Песнь Песней – тайна их сочетания. Прочтение седьмое – это раскрытие евангельских слов и Слово стало плотию ( Ин. 1:14 ); это размышления о «великой благочестия тайне: Бог явился во плоти» ( 1Тим. 3:16 ). Так прочитали Песнь песней св. Мефодий Патарский (III в., «Пир десяти дев») и св. Афанасий Великий (IV в., Синопсис). А после этого прочтения более никакого нет. Св. Мефодий: «Иначе можно разуметь под невестою пречистую плоть Господа, для (восприятия) которой Он оставил Отца, снизошел сюда, соединился с нею и вместился в ней, вочеловечившись. Образно она названа голубкой...» Св. Афанасий Великий : «Посему, Песнь песней воспевает, как бы, брачную песнь на бракосочетание Слова с плотию. И другие Писания, хотя говорят также о Спасителе, но, между прочим, возвещают и нечто другое; а сия книга воспевает один союз Слова с плотию...» Кроме кратких указаний св. Мефодия Патарского и св. Афанасия Великого на саму возможность такого прочтения Песни песней, у святых отцов больше эта тема не раскрывается. Нами в книге Толкования на Песнь песней дается такое прочтение текста этой святейшей Песни. «Отперла я возлюбленному моему, а возлюбленный мой повернулся и ушел. Души во мне не стало, когда он говорил; я искала его и не находила его; звала его, и он не отзывался мне. Встретили меня стражи, обходящие город, избили меня, изранили меня; сняли с меня покрывало стерегущие стены. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? Что я изнемогаю от любви» ( Песн. 5:6–8 ). Тайны Страстной Пятницы «Отперла я возлюбленному моему» – Сын Человеческий вышел на страдания, ниспосланные Ему Божественным определением. «А возлюбленный мой повернулся и ушел» – это та непостижимая богооставленность, которую претерпел Христос при Своих искупительных страданиях. «Души во мне не стало» – говорит Богооставленный. Это когда душа Его скорбела смертельно в Гефсиманском саду, когда томилась на неправедном суде, когда с телом Своим страдала на кресте.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

Тысячелетиями с этим никто не мог ничего поделать. Но вот приходит Христос и очищает «совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!» Приходит Христос и совершает единственное, вечное, непреходящее жертвоприношение, кровь которого уничтожает грех. Страшными средствами было устроено дело спасения человечества! Для этого нужен был Крест, нужна была Кровь, нужен был крик Богочеловека: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46). Но действием несокрушимой силы Божьей беспросветный ужас Великой Пятницы преобразился в радостный взрыв Пасхальной ночи. И теперь как легко, как просто очищается наша совесть от мертвых дел! Имея веру, возненавидь грех и пожалуйся на него под епитрахилью у священника. И грех уничтожен, как будто ты его не делал. Так теперь решается самая главная проблема и трагедия человечества. Это не чудо ли? Да, прощение грехов в Церкви – величайшее чудо, подаренное нам Богом. Увы, большинству людей этого не нужно! Люди не желают избавиться от греха! Это уже иное «чудо» – со знаком минус. Чудо неверия и духовного бесчувствия... А ведь в этом – в прощении грехов – и заключаются смысл и главное значение Нового Завета. Об этом пророчествовал Иеремия: «вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Поэтому и Спаситель строго предупреждал неверующих в Него фарисеев, чего они рискуют лишиться: «если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» (Ин. 8:24). Умереть в грехе – значит остаться с ним навсегда, пойти с ним в вечную жизнь. И это ужасно. Это самое страшное, что может произойти с человеком. И ежедневно, ежечасно тысячи людей уходят в вечную жизнь с грузом непрощенных грехов и неисцеленной совести. Братья и сестры, будем пользоваться тем даром, который подарил нам Господь. Будем чистить свое нутро, как хорошая хозяйка перед Пасхой вымывает и вычищает окна. Только заметили какую грязь, едва вспомнили что-то – будем бежать туда, к спасительной молитве исповедающего священника. Пока еще есть время, пока ноги ходят, пока открыты наши храмы, пока Бог еще терпит наши беззакония. Пока еще открыта дверь благодати Нового Завета, отворенная Кровью Иисуса Христа. Эта дверь может закрыться в любой момент – прежде всего, нашей смертью.

http://pravoslavie.ru/120578.html

Образовавшаяся в какой-то момент система из 9 чтений (вероятно, это произошло уже вне традиции Иерусалима — например, в Константинополе, — когда ночное иерусалимское бдение получило распространение вне Святого Града и Палестины) была дополнена еще двумя, повествующими о Погребении Спасителя и 11), и в таком виде уже широко представлена в византийских рукописях. Окончательным этапом развития стало превращение цикла из 11 Евангелий в цикл из 12 — очевидно, ради ровного счета. При этом, например, в современной греческой практике доныне сохраняется память о прибавочном характере 12-го Евангелия — оно читается не священником, как остальные 11, а диаконом. Антифоны и седальны утрени Великой пятницы Многие из Евангелий утрени Великой пятницы просто включены в общий порядок утрени в тот или иной момент обычного последования этой службы. Но Евангелия со 2-го по 6-е выбиваются из этой схемы. Они обрамлены совершенно уникальными песнопениями, аналогов которым нет ни в одном другом богослужебном последовании церковного года — антифонами Великой пятницы. Прообразы этих антифонов описаны уже в армянском и грузинском переводах древнего иерусалимского Лекционария. В эпоху их создания та великая византийская гимнография Страстной седмицы, которая ныне составляет одну из вершин богослужебного наследия Православной Церкви, еще только начинала развиваться, и бдение Великой пятницы все еще было заполнено, в первую очередь, гимнографией ветхозаветной — псалмами. Армянский перевод иерусалимского Лекционария упоминает пение в начале бдения 15 псалмов; псалмы пелись с припевом — «антифоном» — который представлял собой не какое-либо христианское сочинение, а просто один из стихов тех же псалмов (эти 15 псалмов сгруппированы в 5 циклов по 3 псалма и одному антифону: 1) Пс 2-4 [антифон: Пс 2. 2]; 2) Пс 40-42 [антифон: Пс 40. 9]; 3) Пс 58-60 [антифон: Пс 58. 2]; 4) Пс 78-80 [антифон: Пс 87. 6 и 78. 13]; 5) Пс 108-110 [антифон: Пс 108. 3]). Кроме того, в переводе упомянуты и другие псалмы с аналогичными «антифонами», исполняемые по прибытии на места тех или иных остановок.

http://bogoslov.ru/article/398799

Страстная Пятница: Христос умер на кресте В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира 25 апреля, 2019 В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира Страстная пятница — особый день у православных верующих, когда мы заново переживаем страдания со Христом. Пятница Страстной Седмицы, Страстная пятница, Великая Пятница — воспоминание Святых и Спасительных Страстей Христовых . В этот день Сам Господь принес Себя в жертву за грех мира. О Страстях Христовых в Страстную пятницу подробно рассказывают все евангелисты, поэтому богослужения этого дня насыщены соответствующими чтениям. Богослужебные особенности Страстной пятницы Утреня Великой Пятницы с чтением 12 фрагментов Евангелий, посвященных Страстям Христовым , обычно совершается накануне вечером (по уставу должна совершаться в ночь с четверга на Страстную пятницу). Между Евангелиями читаются и поются стихиры и антифоны, основными мотивами которых являются предательство и сребролюбие Иуды, отпадение иудеев, величие Страстей Христовых. По обычаю, на службе «Двенадцать Евангелий» люди стоят с зажженными свечами В Страстную пятницу никогда (кроме совпадения с этим днем праздника Благовещения ) не совершается Литургия. Вместо нее утром совершаются Царские Часы со чтением паремии (фрагмент из Ветхого Завета), Апостола и Евангелия. В середине дня Страстной пятницы совершается вечерня с выносом плащаницы . Этой службой, посвященной положению тела Господа Иисуса Христа во гроб, заканчивается цикл богослужений Великой Пятницы. Читайте также — Страстная пятница и псалмы невинного страдальца Вынос Плащаницы Тексты богослужений Страстной пятницы — шедевры византийской духовной поэзии, сопровождаются проникновенными мелодиями. Страстная пятница. Антифон 5: Ученик Учителя соглашаше цену,/и на тридесятих сребреницех продаде Господа,/лобзанием льстивным предая Его/беззаконником на смерть. Ученик договаривается о цене Учителя/и за тридцать сребреников продал Господа,/коварным поцелуем предав Его/беззаконникам на смерть. Страстная пятница. Антифон 15:

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-h...

Правило Лаодик. 50 предписывает нам во всю Четыредесятницу сухоядение, и божественный Епифаний в главе о 75-й ереси говорит: «В Четыредесятницу – пост, сухоядение и целомудрие» 495 . А данное апостольское правило вместе с постом Четыредесятницы называет пост среды и пятницы. Следовательно, и пост каждой среды и пятницы должен заключаться в сухоядении наравне с постом Четыредесятницы. Сухоядение же состоит в том, что едят один раз в день в девятый час, не вкушают масла и не пьют вина, как мы сказали в толковании Апост. 64. Потому и Вальсамон запрещает в среду, пятницу и Четыредесятницу есть ракообразных. Свидетельствует о верности сказанного и божественный Епифаний, говоря: «Пост в среду и в день перед субботой, т. е. пятницу, – до часа девятого» 496 . Филосторгий (Церковная история. Кн. 10) также говорит: «Пост среды и пятницы не ограничивается воздержанием от мяса, но, по правилам, состоит в том, чтобы совершенно не касаться пищи до вечера» 497 . Потому и блж. Венедикт в своем 41-м правиле определяет, чтобы подчиненные ему монахи постились в среду и пятницу до девятого часа. И богоносный Игнатий пишет в послании к филиппийцам: «Четыредесятницы не уничижайте, ибо в ней – подражание жительству Господа. После Страстной седмицы не пренебрегайте постом среды и пятницы, отдавая излишки бедным» 498 . Итак, пусть не обманываются те, которые говорят, что пост среды и пятницы не является апостольским законоположением. Ведь вот же апостолы в своих правилах перечисляют его наряду с постом великой Четыредесятницы, а в своих «Постановлениях» – наряду с постом Великой седмицы. В них действительно написано: «Необходимо поститься в Великую седмицу, в среду и пятницу» 499 [ 500 ] . Но почему я сказал, что его установили апостолы? Сам Христос дал закон о посте в эти два дня. А о том, что это истина, послушай самих святых апостолов. В «Постановлениях» (кн. 5, гл. 14) они говорят: «Он Сам повелел нам поститься в среду и пятницу» 501 . Видишь, что Сам Господь – Законоположник поста этих двух дней?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В грузинском переводе иерусалимского Лекционария о 15 псалмах в начале бдения уже не говорится, но псалом со «стихом» (т. е. «антифоном») здесь по-прежнему открывает собой моление на каждой из остановок (это Пс 2 [стих: Пс 2. 2]; Пс 40 [стих: Пс 40. 9]; Пс 40 [с небиблейским стихом]; Пс 108 [с небиблейским стихом]; Пс 58. 2 [с небиблейским стихом]; Пс 34. 1 [с небиблейским стихом]; Пс 21 [с небиблейским стихом]). Легко видеть, что грузинский перевод иерусалимского Лекционария, выполненный позже армянского, отражает этап постепенного вытеснения ветхозаветной гимнографии за счет новой, христианской, — в большинстве псалмов припевом служит уже не библейский стих, а христианская композиция. Кроме того, в грузинском переводе Лекционария каждый из упомянутых псалмов завершается одним или двумя ипакои (тропарем), более пространным, чем припев псалма. Аналог этих ипакои в позднейшем чине 12 Евангелий — седальны, замыкающие циклы из 3 антифонов, и исполняемые, согласно уставу, особенным образом (с повторами, с каждением, с выслушиванием их обязательно стоя). Дальнейшее развитие гимнографических припевов к псалмам бдения Великой пятницы, включение в их число песнопений из других источников — в частности, 12 тропарей древнего чина дневного стояния Великой пятницы (из них полностью составлен современной 12-й антифон; они включены также в 7-й и 15-й) — и прибавление к антифонам богородичнов привели к постепенному вытеснению оригинальной основы этих антифонов, то есть псалмов. В современном чине 12 Евангелий остался всего один псаломский стих — это первая строка 1-го антифона ( Князи людстии... ), представляющая собой парафраз Пс 2. 2. Таким образом, антифоны — то есть, по своему происхождению, припевы — остались без тех текстов, к которым они должны припеваться. Впрочем, в некоторых византийских и древнерусских рукописях сохранились указания, как должны соединяться стихи псалмов с антифонами службы 12 Евангелий в их современном (т. е. позднейшем виде). Эти указания могут несколько различаться , но все же в целом они довольно стабильны. Псалмы к антифонам подобраны не случайно — это те стихи Псалтири, которые содержат самые яркие пророчества о Крестной смерти Христа. Ниже приведено возможное распределение стихов к 15 антифонам Великой пятницы в их современной редакции (без учета двоекратного повторения антифонов):

http://bogoslov.ru/article/398799

Бог Слово для того и стал человеком, чтобы дать людям зрение, которым невидимое видимо в видимом и около видимого. Так род человеческий только со Христом прозрел и увидел вечные ценности. Прежде появления Богочеловека все томилось и слепло во тьме греховной и «сени смертней» 39 ( Мф. 4, 16 ). Только с Ним и в Нем род человеческий впервые правильно сориентировался в этом загадочном мире и впервые неодолимо ощутил и всеубедительно понял всю безмерную важность невидимого в видимом и всю онтологическую зависимость видимого от невидимого. Страшный суд над Богом Никогда в человеке не было так мало Бога, дорогие братья, как сегодня, никогда человек не был так безбожен, как сегодня. Сегодня диавол воплотился в человека, дабы развоплотить Богочеловека. Сегодня все зло вселилось в тело человека, дабы Бога изгнать из тела. Сегодня весь ад переселился на землю; помнит ли кто-то, что когда-то земля была раем? Нынешнее падение человека неизмеримо страшнее первого падения человека; тогда человек отпал от Бога, а сегодня распял Бога, убил Бога. Человек, как тебя именовать, если не диаволом? Но что это я говорю? Это оскорбление для диавола. Диавол никогда не был так зол, так изощренно зол, как человек. Господь Христос и во ад сошел, и там Его не распяли! Разве люди не хуже диавола; разве земля не стала адом более, чем сам ад? Из ада не изгнали Христа; а люди и сегодня Его гонят с земли, изгоняют из своего тела, из души, из своего града… Братья, в зеницу моей души, подобно змею, впился зловещий вопрос, злорадно спрашивающий меня: разве человек был когда-либо добр, если он смог распять Христа? Ты веруешь в человека, хвалишься им, ты оптимист? Эх, посмотри на человека, посмотри на человечество с высоты Великой Пятницы, посмотри на человека, как он убивает Богочеловека, и скажи, останешься ли ты и теперь оптимистом? Не стыдишься ли, что и ты человек? Не видишь ли, что человек хуже диавола? Забудьте все дни, которые были прежде, и все дни, которые были после Великой Пятницы, сведите человека в границы Великой Пятницы, не будет ли она зеницею всех зол, стержнем всех искушений, средоточием всех гадостей? Не сошла ли в человеке в этот день земля с ума? Не доказал ли человек в этот день, убивая Богочеловека, что он безумие земли? Даже Страшный Суд, братья мои, не будет страшнее Великой Пятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Отметим также, что, хотя о самоубийстве Иуды в евангельских чтениях Четверга не говорится (соответствующий фрагмент Мф.27:3–10 будет неоднократно прочитан в службах Великой Пятницы), в песнопениях службы о печальном конце предателя иногда упоминается. При этом особенно отметим мысль, что Иуда покончил с собой, вместо того чтобы покаяться: «удавлением бо тогда предразсудив покаяние зле, еже жити лишися» (канон повечерия, 4я песнь, 4й тропарь). В этих словах выражена вера в безграничность милосердия Божия и святоотеческое мнение, что Христос простил бы и Иуду, если бы тот принес искреннее покаяние. Кроме обличительных слов в адрес Иуды и выражения непонимания того, как вообще можно было решиться на такой поступок по отношению ко Христу, песнописцы не забывают и о нравственном приложении, то есть из истории его предательства извлекают уроки для нас, христиан. В первую очередь отметим призыв с верой и благоговением участвовать в Евхаристии: «Да никтоже, о вернии, Владычния Вечери тайноненаучен, никтоже отнюд яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе» (4я стихира на стиховне). Кроме того, слова назидания звучат и в тропаре дня, которые мы процитируем в русском переводе по причине его ясности в сравнении со славянской версией: «Жадный собиратель богатств! Посмотри на (Иуду), удавившегося из-за них! Избегай жадности,— вот на что она дерзнула в отношении к Учителю» . Великая Пятница. В отличие от служб Среды и Четверга, в службе Пятницы этот вопрос является уже не основным, а второстепенным, все же можно сказать, что в службе Пятницы завершается анализ темы, которая занимает одно из ведущих мест в богослужении Страстной седмицы. Действительно, евангельский рассказ о самоубийстве Иуды читается трижды: на утрене (5е Евангелие), 1м часе и вечерне. Обратим особое внимание на два песнопения. В каноне на повечерии (читаемом в четверг вечером) святой Андрей Критский дает поцелую Иуды меткую характеристику, говоря, что этот поцелуй — «нож, медом помазанный» (9я песнь, 2й тропарь). Но самым известным песнопением Великой Пятницы, в котором затрагивается тема Иуды, является седален по 2м Евангелии, где перечисляются благодеяния, которые Иуда получил от Своего Господа и Учителя, и звучит недоуменный вопрос: как Иуда после всего этого вообще мог стать предателем: «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела? Еда от лика тя апостольска разлучи? Еда дарования исцелений лиши? Еда со онеми вечеряв, тебе от трапезы отрину? Еда иных ноги умыв, твои же презре? О коликих благ непамятлив был еси! И твой убо неблагодарный обличается нрав, Того же безмерное проповедуется долготерпение и велия милость».

http://azbyka.ru/predatelstvo-iudy-v-pes...

– Состав рассматриваемых часов также отличается немаловажными особенностями. Из обычных 12-ти тропарей-стихир здесь указано десять (нет «Страха ради» и «Законоположницы»), расположенных при этом в совершенно иной последовательности. Тропари с богородичнами, положенные по нынешнему чину после псалмов, в данном случае перенесены на конец службы; из них первые два – особые, а два другие – обычные. Кроме двух тропарей тритекти, помещающихся теперь на первом часе, рукописи назначают для каждого часа особый «седален» с богородичным. Чтения – обычные; но бывают иногда то короче, то длиннее нынешних. Псалмы со своими «отпелами», а также прокимны и стихи – особые; при чем псалмы совершенно переплетаются с тропарями в одно целое, составляя вместе как бы одно последование, одну «службу 12-ти тропарей», с чтениями. – В виду исключительных особенностей данного последования, можно предполагать, что это еще до-Софрониевская редакция часов великой пятницы, со временем подвергшаяся, конечно, более или менее значительным поправкам и дополнениям. В отношении антифонных псалмов и тропарей полное совпадение с вышеизложенным чином представляют часы в. пятницы, находящиеся в Триоди Ватиканской б-ки, 771 (XI в.); однако в других отношениях они, по-видимому, ближе стоят к святогробскому последованию 1122 года 352 . 10. Ектении Употребление ектений на часах в. пятницы в Орбельской и Хлудовской Триодях отмечается лишь дважды (в конце 3-го и 9-го часа) и как бы мимоходом. Гораздо отчетливее и полнее выражена эта песненная особенность в чине часов в. пятницы, изложенном в Ватиканском Типиконе 1877 (1292 г.) и друг. По Ватикан. 1877, тропари и чтения каждого часа сопровождаются тремя ектениями – великой, малой и просительной, занимающими определенные места. По исполнении трех псалмов, произносится великая ектения и поются три нынешних тропаря св. страстей; затем следует малая ектения, после которой, вместо «Заутра услыши», на 1-м часе исполняется тропарь «Господи, осудиша Тя иудее» (теперь на 3-м часе), со стихами, и богородичен «Благословенную нарекий Твою Матерь»; далее – прокимен и чтения, а после евангелия – ектения «Исполним молитву», «Стопы моя»; Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй 12, возглас «Боже, ущедри ны» и три заключительных поклона.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010