Единственное средство освободиться из плена этой страсти – стяжание Святого Духа! Нужно непрестанно помнить о смерти, о муках ада, о вечном огне, и уже тогда удастся обуздать страсти! О сребролюбии Страсть сребролюбия Сребролюбие – страсть к наживе – сегодня является одним из самых распространенных грехов. Прежде чем начать разбирать этот грех , прочитаем перевод тропаря Великой Пятницы на русский язык: «Когда славные ученики просвещались, находясь на вечере, где Господь умывал ноги, тогда Иуда, будучи обуян сребролюбием, омрачился. И беззаконным судьям, Тебя, праведного Судью, предает. Посмотри на влюбленного в свое имущество, который из-за него удавился. Беги от ненасытной души, которая против Учителя такое дерзнула. Помоги, Господи! Слава Тебе!» Это единственный грех, который не имеет оснований в человеческой природе. Другие страсти имеют свои основания: блуд – в способности деторождения, гнев – в способности человека отторгать зло, тщеславие – в желании Божией славы, гордость – в превозношении перед демонами. Но сребролюбие есть особая форма зла, которая является извращенной моделью Богопочитания. Апостол Павел говорил, что сребролюбие является формой идолослужения: «Блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение…» ( Кол. 3:5 ); «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» ( 1Тим. 6:10 ). Человек начинает поклоняться твари вместо Творца, и таким образом рождается страсть сребролюбия, формула которой звучит следующим образом: деньги могут все! Имуществу начинают приписываться Божественные свойства, и человек начинает думать, что от богатства зависит его жизнь. Условия появления страсти сребролюбия Сребролюбие – есть форма идолопоклонства, возникает вопрос, что является причиной идолопоклонства? Об этом говорит апостол Павел: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им» ( Рим. 1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Если говорить более точно, часом славы Иисуса становится час (время) Его распятия и Воскресения. Все, что ему предшествует, есть ожидание и подготовка. Сам термин «час» (w(/ra), иногда заменяемый на kairo/j («время» 881 ), многократно употребляется в Ин. Земное служение Иисуса по Ин. проходит под знаком ожидания «часа». Точнее, ожидание «часа» и его наступление – две примерно равные по объему части, на которые четко разделяется Ин. Вот как их принято условно называть: 1) «Книга знамений» ( Ин. 1 – 11 ); 2) «Книга славы» ( Ин. 12 – 21 ). И вот как распределяются цитаты, в которых используются термины «час» или «время»: Ожидание «часа» славы Наступление «часа» славы «... еще не пришел час Мой» (2, 4 ). «Пришел час прославиться Сыну Человеческому» (12, 23 ). «И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его» (7, 30 ). «Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (12, 27 ). «И никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его» (8, 20 ). «Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу» (13, 1 ). «Мое время еще не настало...» (7, 6 ; ср. ст. 8 ) «Вот, наступает час, и настал уже...» (16, 32 ). «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (17, 1 ). Во вторую колонку можно было бы добавить и трогательное сравнение часа Иисуса с часом женщины, когда она рожает после долгого периода ожидания: Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир ( Ин. 16, 21 ). Слова о наступлении ожидаемого «часа» славы Иисус произносит накануне Тайной Вечери, после которой и происходят события Голгофы и Воскресения. Таким образом, заключительные страстные дни входят в этот «час». Богослужение Православной Церкви не упустило столь важного момента. Первое из 12-ти страстных Евангелий (служба Святых Страстей Господних – Утреня Великой Пятницы) представляет собой прощальную беседу Иисуса с учениками на Тайной Вечере по Ин. Богослужение начинается словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Если у человека аппендицит, то необходима операция, чтобы удалить воспалившийся орган, иначе погибнет весь организм. В больнице человека ведут через болезненную операцию к выздоровлению. То же и в деле спасения человеческой души: через собственную голгофу – подвиг своей жизни ради Христа – к полной и окончательной победе жизни, к Светлому Христову Воскресению в нас. Христос воскрес, чтобы вместе с Ним для Вечной Жизни воскресли и мы. 2002 год 68. «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» Накануне Великой Пятницы по закону было положено приносить в жертву пасхального агнца (ягненка). И именно в это время Сам Иисус Христос станет Истинным Пасхальным Агнцем и за грехи мира будет принесен в жертву на Голгофе. Спаситель мира совершает последнюю законную еврейскую пасху. Когда настал вечер Великого Четверга, Господь пришел в тот дом, где Петр и Иоанн уже всё приготовили для праздничной трапезы. Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками ( Мф.26:20 ). По восточному обычаю слуги или рабы хозяина омывали запыленные ноги гостям. При входе в дом, где Спаситель со Своими учениками собирался вкушать пасху, никто им ног не омыл. Христос не придал этому никакого значения, как и другим ритуальным омовениям. Ведь от Своих учеников Он ждал, в первую очередь, чистоты сердца и помыслов. Однако апостолы считали нужным этот обычай соблюсти, но никаких слуг рядом не было, и, следовательно, один из них должен был это сделать. Никто не хотел выполнять эти, по их мнению, унизительные обязанности. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться бо€льшим. Он же сказал им: цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий. Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий. Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых ( Лк.22:24-30 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

И мы слышим слова Господа: «Друг, для чего ты здесь?» Он называет предателя другом — в самом высоком смысле этого слова — не только потому, что Иуда был для Христа одним из самых близких, избранных людей на земле, но и потому, что он приблизил час, на который Господь пришел в мир. Мы помним, что когда Петр, пытаясь помешать Спасителю, как бы защитить Его, говорит: «Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи», Он резко прерывает его: «Отойди от Меня, сатана». Христос называет сатаною того, кто заботится только о земном. Однако предательство Иуды от этого — оттого что Господь называет его другом — становится только чернее. Господь спрашивает: «Друг, для чего ты пришел?» И Церковь на Утрени Великой Пятницы, когда читается двенадцать Евангелий, с рыданием поет в стихирах: «Разве это знак мира, Иуда, если ты пришел как враг? Что значит этот поцелуй? Если как друг — что значат эти оружия и дреколья? Для чего ты здесь? Если бы был в тебе остаток стыда, который бы заставил тебя скрыться отсюда! Но ты дал знать врагам Христовым, где Он находится». Мы видим, как берут Христа. И мы можем представить, какими грубыми и жестокими были эти руки, которые дикая толпа возложила на Христа. Как давно первосвященники мечтали взять Христа, но это им не удавалось. И теперь они вымещают на Нем всю свою накопившуюся злобу. Но они не смогли бы этого сделать, если бы Господь не предал Себя им. Его берут как разбойника, ведут в темницу, обращаются с Ним, как со злодеем — и все это совершается, как говорит Писание, по определенному совету и по предведению Божию. Он был заключен под стражу, потому что хотел сделать нас свободными, ибо Сам сказал: «Если Меня ищете, оставьте их, пусть идут». И поистине свободны те, кого Христос освободил. Церковь призывает нас обратить внимание на то, что предательство Петра происходит в то самое время, когда совершается суд над Спасителем. И мы должны увидеть, что обещание быть верным Христу, которое Петр давал на Тайной Вечери, и идти за Ним в темницу и на смерть, он старается исполнить изо всех сил.

http://moral.ru/passia_st_mark/

И прочее последование. Час 1-й без стихословия: также и в прочие пятницы святой великой Четыредесятницы. В ПЯТНИЦУ НА ШЕСТОМ ЧАСЕ Тропарь пророчества, глас 5 Зная многогрешное наше житие/и нераскаянный нрав,/скоро яви нам сострадание, Господи:/ ибо мы не знаем иного бога, кроме Тебя,/жизнью и смертью владычествующего;/спаси нас, как Человеколюбец. Слава, и ныне: и повторяем то же. Прокимен, глас 7 Возлюблю Тебя, Господи, сила моя,/Господь – твердыня моя. Стих: Бог мой – помощник мой. Пс 17:2–3а Пророчества Исаии чтение Вот, Владыка, Господь Саваоф, отнимет у Иудеи и у Иерусалима сильного и сильную, силу хлеба и силу воды, богатыря и сильного, и человека военного, и судью, и пророка, и провидца, и старейшину, и пятидесятника, и дивного советника, и мудрого строителя, и разумного слушателя. И поставлю юношей начальниками их, и насмешники будут господствовать над ними. И будет нападать друг на друга народ: человек на человека, и человек – на ближнего своего; ребенок будет оскорблять старца, и недостойный – почтенного. Ибо ухватится человек за брата своего или за домочадца отца своего, говоря: «У тебя есть одежда, стань нашим вождем, и моя пища под рукою твоею да будет». И он в ответ в день тот скажет: «Не буду твоим вождем: ведь нет в моем доме ни хлеба, ни одежды; не буду вождем народа сего». Ибо оставлен Иерусалим, и Иудея пала. И языки их – с беззаконием, тому, что от Господа не послушны, оттого, что унижена (ныне) слава их. И стыд лица их восстал против них, но грех свой, как грех Содома, они объявили и обнаружили. Увы душе их! Ибо замыслили совет злой против себя самих, сказав: свяжем праведника, потому что он неудобен нам, – и вот, они порождения дел своих вкусят. Увы беззаконнику! Ибо злое случится с ним по делам рук его. Народ Мой! Мстители ваши косят вас, как тростник, и вымогатели господствуют над вами. Народ Мой! Восхваляющие вас обольщают вас и стезю ног твоих взрыхляют. Но ныне вступится Господь в суд и поставит на суд народ Свой. Ибо Сам Господь придет на суд со старейшинами народа и с князьями его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Игольное Ушко в русских раскопках Сижу на этих ступеньках и жду, замерев в ужасе и трепете. Сама себе удивляюсь, сама себе радуюсь. Могла ли я, маленькая шестилетняя девочка с окраины Воронежа, которой бабушка читала детскую Библию, подумать, что однажды пройдёт по этому пути сама своими собственными ногами. Закрываю глаза и пытаюсь представить себе обычный пятничный день. Женщины и мужчины спешат по своим делам, надвигается праздник. А вот и зрелище, осуждённых ведут на казнь. Что могла чувствовать толпа по отношению к этому мужчине, который говорит совершенно безумные для обывателя вещи? Да что уж там толпа, даже самые близкие, ученики не очень понимали, с Кем имеют дело. Только Пречистая Дева была уверена… Тюрьма, где дожидался казни Спаситель В полдень на совершенно чистое небо прилетает туча «и померкло солнце» (Лк. 23:45). Всё как полагается. Туча висит над городом до трёх часов, а потом улетает в неизвестном направлении. Снова душный вечер, снова Русская миссия. Печальные службы Великой пятницы. Вынос плащаницы, погребение… Я поднимаю голову и замираю. На фреску с изображением Иисуса Христа наползает тень от Распятия. Я не знаю, такое происходит каждый день, или только сегодня такое совпадение? Очень впечатляет, я не могу оторвать глаз от этого явления, пытаюсь сфотографировать, но выходит как-то криво. Впечатленная этим видением, иду домой. В тот момент я ещё не знаю, с какими событиями столкнусь завтра. Мне той ещё не знакомо ликование толпы, бегающей по старинным улочкам с зажжёнными свечами и выкрикивающее: «Христос Анести!». Я ещё не прочувствовала этой радости, от которой сейчас на глазах выступили слёзы. Пока я иду с похорон Спасителя, дезориентированная и придавленная величием той страшной тайны, перед которой не властно время. «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.» (Мф.27:45-54)

http://pravmir.ru/ierusalimskie-strasti-...

Избавление этого пророка было предвестием о Воскресении Богочеловека, а, следовательно, нашего Воскресения, ибо и Сам Он говорил: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.12:40 ). И разве восхищение пророка Илии ( 4Цар.2:11–12 ) не вселило в людях надежду воскресения? 271 Надежду воскресения вселяли и другие события: воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией ( 3Цар.17:17–24 ); воскрешение сына суннамитянки пророком Елисеем ( 4Цар.4:32–37 ); воскрешение умершего, которого израильтяне из страха перед грабителями поспешно бросили в могилу пророка Елисея. Как только мертвец коснулся костей пророка Елисея, он ожил и встал на ноги, что повергло в страх и трепет моавитян ( 4Цар.13:21 ). Еще пророк Иезекииль ясно указывает на Воскресение мертвых и Суд, когда говорит: «Душа, яже согрешит, та умрет [...], правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» ( Иез.18:4; 20 ). Наиболее ясно говорит он о Воскресении, изображая величественную картину иссохших костей в открытом поле ( Иез.37 ). Пророк обращается, по велению Божьему, к костям «сухим зело». И те, лишь только услышав «слово Господне», тотчас поднимаются на ноги и идут все вместе, полные жизни и небесной силы! Эта картина символизирует, в первую очередь, восстановление Израиля, но изображает и Воскресение мертвых. Вот почему вышеописанное пророчество воспоминается в наших храмах на вечерне Великой Пятницы, по вносе Святой Плащаницы после обхода. Исайя пророчествует еще более ясно, чем Иезекииль: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» ( Ис.26:19 ). [Текст Септуагинты еще точнее: «Мертвии будут воскрешены, и те, кто во гробах, восстанут " ]. Даниил же умножает надежды на Воскресение следующим образом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан.12:2 ). И премудрый Соломон утверждает: «А души праведных в руке Божьей, и мучение не коснется их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Избавление этого пророка было предвестием о Воскресении Богочеловека, а, следовательно, нашего Воскресения, ибо и Сам Он говорил: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12, 40). И разве пророка Илии (4 Цар. 2, 11–12) не вселило в людях надежду воскресения? [ 271 ] Надежду воскресения вселяли и другие события: воскрешение сына сарептской вдовы пророком Илией (3 Цар. 17, 17–24); воскрешение сына суннамитянки пророком Елисеем (4 Цар. 4, 32–37); воскрешение умершего, которого израильтяне из страха перед грабителя ми поспешно бросили в могилу пророка Елисея. Как только мертвец коснулся костей пророка Елисея, он ожил и встал на ноги, что повергло в страх и трепет моавитян (4 Цар. 13, 21). Еще пророк Иезекииль ясно указывает на Воскресение мертвых и Суд, когда говорит: «Душа, яже согрешит, та умрет […], правда праведного на нем будет, и беззаконие беззаконника на нем будет» (Иез. 18, 4; 20). Наиболее ясно говорит он о Воскресении, изображая величественную картину иссохших костей в открытом поле (Иез. 37). Пророк обращается, по велению Божию, к костям «сухим зело». И те, лишь только услышав «слово Господне», тотчас поднимаются на ноги и идут все вместе, полные жизни и небесной силы! Эта картина символизирует, в первую очередь, восстановление Израиля, но изображает и Воскресение мертвых. Вот почему вышеописанное пророчество воспоминается в наших храмах на вечерне Великой Пятницы, по вносе Святой Плащаницы после обхода. Исаия пророчествует еще более ясно, чем Иезекииль: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела» (Ис. 26, 19). [Текст Септуагинты еще точнее: «Мертвии будут воскрешены, и те, кто во гробах, восстанут»]. Даниил же умножает надежды на Воскресение следующим образом: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12, 2). И премудрый Соломон утверждает: «А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их. […] Надежда их полна бессмертия» (Прем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

" Изволися Святому Духу и нам " . Спасение Что такое спасение, о котором столько говорят, но по-разному понимают и истолковывают? Начнем со слов апостола: " что все согрешили и лишены славы Божией " (Рим. 3:23). Грех, являясь нарушением воли Божией, отделяет человека от Бога, от Его славы и, таким образом, влечет за собой наказание. Но Бог принимает падшего человека, так как он искуплен " не тленным серебром и золотом, но драгоценною кровию Христа " (1Пет. 1:18-19). Принятие и искупление все же не подразумевают прощения всему человечеству, но скорее каждому отдельно данную возможность просить о милосердии и получить прощение грехов. Таким образом, спасение соответствует данному человеку дару свободы. Участие свободной воли человека в спасении было показано уже на Голгофе в разных судьбах двух разбойников, распятых вместе с Христом. Один из разбойников " злословил Его " . Второй же покаялся в своих грехах и молился: " Помяни меня. Господи, когда приидешь в Царствие Твое " . В ответ он получил обещание: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю " (Лк.23:39-43). Раскаявшемуся разбойнику смерть Христа принесла отпущение грехов и помилование. О различных судьбах распятых разбойников, и одновременно о решающем значении покаяния в спасении человека, напоминает нам православная форма креста. На нем косая перекладина указывает одним концом вверх - в рай, а другим вниз - в ад. За богослужение Великой Пятницы (обыкновенно в четверг вечером) между чтением Двенадцати Евангелий о страданиях Христа на кресте поется песнопение, которое слушается с особенным благоговением: Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподоби еси Господи, и мене древом крестным просвети, и спаси мя. Висевший на кресте разбойник покаялся в последний момент и искупительная смерть Христа завершила то, чего недоставало после его обращения. Для тех же, кто остается в той жизни, покаяние должно повлечь за собой исправление образа жизни. Произнесенная апостолом Петром первая проповедь уже заставила слушателей спросить: " Что нам делать, мухи братья? " " Покайтесь " , - ответил Петр и продолжил: " И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа " (Деян.2:37-38).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Именно так общее елеосвящение доныне совершается в греческой традиции; в русской традиции существуют разные практики. Последний из особых чинов Великого Четверга, чин умовения ног, является одним из самых ярких с внешней стороны церковных последований. Его евангельским основанием служит рассказ апостола Иоанна Богослова о том, как Господь Иисус Христос «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан». На просьбу апостола Петра, сначала возразившему Христу: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?», а затем, после ответа Господа, воскликнувшему: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову», Иисус ответил «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все». Закончив умовение, Христос преподал ученикам урок смирения и засвидетельствовал о предстоящем предательстве ( Ин.13:2–20 ). Из церковного предания известны две основных линии толкования этого евангельского рассказа. Одна подчеркивает самоуничижение Господа, предпринятое Им ради нашего спасения, а также делает из него этический вывод о необходимости смирения и жертвенного служения ближнему (тем более, что этот вывод прямо сделан в самом Евангелии). Другая усматривает в рассказе об умовении ног указание на таинство крещения. Исходя из этого, некоторыми исследователями раннего христианства высказывалось предположение, что одной из форм совершения крещения в Древней Церкви было умовение ног. Подтверждения такому предположению служат, во-первых, несколько косвенных свидетельств, самое раннее из которых содержится в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей» (IV. 22. 1), а во-вторых, зафиксированная в IV веке на латинском Западе 50 практика совершать умовение ног вместе с крещением (но не вместо него) 51 . На Востоке такая практика не засвидетельствована, однако в сирийской традиции толкование рассказа евангелиста Иоанна об умовения ног как прообраза таинства крещения было достаточно распространено, а в греческой святоотеческой письменности, после некоторых колебаний 52 , было также воспринято и приводится, например, у преподобного Иоанна Дамаскина в его «Точном изложении православной веры» (IV. 13). Как бы то ни было, обычай совершения умовения ног в Великий Четверг с этим возможным крещальным умовением не связан. Чинопоследование умовения ног Великого Четверга впервые засвидетельствовано в Иерусалиме в VI–VII веках и явилось отражением общей тенденции максимально подчеркнуть изобразительную символику страстного богослужения, особенно явную при его совершении во Святом Граде. В грузинском переводе древнего иерусалимского Лекционария, где этот чин встречается впервые, он расположен между литургией Великого Четверга и бдением Великой Пятницы. Согласно этому памятнику, чин включал в себя чтение Евангелия ( Ин.13:3–30 ), ектению, молитву, собственно умовение ног и заключительный тропарь-ипакои.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010