И о ком еще сказать? Не хватит и времени повествовать о всех праведниках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих… (Евр. 11:33–34). За их веру, которую они являли в самых трудных, в самых крайних, в самых безнадежных обстоятельствах, Господь и оправдал их, как и поется в тропаре: “Верою праотцы оправдал еси”. Эту веру их мы и должны себе поставить за образец и постоянно держать в мысли, что эти ветхозаветные праведники были окружены тьмою языческого неверия и нечестия и жили лишь надеждой на пришествие обещанного искупителя; в то время как мы имеем целый облак свидетелей благости Божией в прошлом, имеем ныне Церковь, заботливо ведущую нас ко спасению; наконец, утешаемся несомненною надеждою будущей вечной жизни, которую обещал нам нелживый Бог, так возлюбивший мир, что Сына Своего Единородного дал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Аминь. Брюссель, 1951 г. В неделю Святых Отцов. (Митрополита Филарета Вознесенского) Известно, что к двум величайшим праздникам, Рождеству и светлому Христову Воскресению, Церковь нас начинает готовить задолго для того, чтобы человек приобрел возможность заблаговременно подготовить себя к великим духовным торжествам, какими являются эти праздники. И вот, уже три с лишним недели тому подряд, когда начался пост, который именуется Рождественским постом и готовит нас к этому празднику, и в канун другого великого двунадесятого праздника, Введения во храм Пресвятой Богородицы, в православных храмах уже раздался радостный и торжественный призыв: “Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите, Христос на земли — возноситеся “; и потом, в другие праздничные дни этот призыв снова и снова повторяется. Но теперь мы с вами уже близко подошли к светлым, торжественным дням великого Праздника Рождества Христова и Церковь предварительно напоминает нам о тех великих праведниках Ветхого Завета, которые спасались верой в грядущего Мессию-Спасителя — еще только грядущего — рождество Которого мы, Бог даст, будем скоро праздновать.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

И премилостивый Бог услышал молитву своего любителя и отвел его на Святую Гору свою и поселил его в доме святого Пантелеймона, в рушском монастыре 9 . Первое чудо сотворил на нем Бог , когда прибыли они на Святую Гору. Прошло немного времени, и прибыли избранные ратники, посланные его отцом, и многие другие из солунских краев по приказу царя кир-Исаака 10 и распорядились в письме к проту 11 и всем Сятогорцам, чтобы его никто не задерживал. Нашли его в доме Святого Пантелеймона. Сильно ему обрадовались и воздали за него хвалу Богу, что вернут они его обратно родителям и примут великую честь от господина своего, его отца, а еще и похвалу. И стали его крепко охранять, дабы опять никуда не ушел. Случился день праздника недельного; а в день субботний, в предвечер воскресения устроил он великое веселье со слугами своими: с теми, что пришли за ним, и с теми, что жили с ним. И решил он с богочастивым игуменом того святого места, что когда все лягут спать, ударят они в колокол и встанут к церковной службе, на пение того праздника 12 . И после долгого бдения, сидя на чтении, заснули стражники от многих трудов, и агнец Христов вопиил к пастырю своему с великим сердечным плачем: “О, добрый человеколюбец и душелюбец, услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе; приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, дабы спасти меня. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня ( Пс.102:1 ; Пс.101:1 ; Пс.30:2 ; Пс.141:6 ; Пс.141:7 ). И близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине ( Пс.144:18 ), и творит волю тех, кто его боится, и послан был ему богоразумный совет. Призвал он одного из слуг своих, одел его в свое платье, наказав, дабы стоял тот на его месте до окончания службы. И вошел он в святой алтарь по первому прошению и тут принес жертву Господу своему, горькими и великими слезами омочил святое святилище и уподобился Господу своему, когда солдаты охраняли в гробе его пречистое тело, и, укрытый его невидимой силой, вышел с иным ликом средь ратников своих, что его охраняли. И так, пройдя чрез них, вошел в пирг 13 и здесь затворился и прославил избавителя своего, который сотворил с ним такую милость, преклонил пред Господом свои душевные и телесные колени, сотворил молитву и поклялся Господу своему, и остриг власы головы своей, и облекся в монашеские ризы.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij...

Итак, возлюбленные братия и сестры! От обильной трапезы, предлагаемой нам сегодня, в день сугубого праздника, Святой Церковью, примем с благоговением хотя малые крупицы, могущие напитать наши души и укрепить духовные силы. Вникая в сущность воспоминаемых ныне событий, познаем, что оба они учат нас должным образом, свято и праведно прославлять дивного во Святых Своих Бога и Спасителя нашего. И прежде всего позаботимся о том, чтобы Господь наш Иисус Христос был для нас не просто великим Божественным Чудотворцем, Которого можно просить об избавлении нас от бедствий земной жизни и о даровании того, что кажется нам необходимым для земного благоденствия, но прежде всего Подвигоположником, Победителем живущего в нас греха и ищущей уязвлять нас духовной смерти. Позаботимся и о том, чтобы наша «осанна» никогда не превращалась не только в страшное «распни, распни Его», но и в пустое, не подтверждаемое правдой нашей жизни чисто словесное восхваление Господа, ибо, – как сказал об этом Спаситель, – «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф. 7:21 ). Научимся, наконец, от Слова Божия и из живого примера Пречистой Девы Марии, что истинное прославление Бога состоит в непоколебимой преданности воле Божией, в деятельном и усердном служении Господу во всецелом посвящении себя исполнению Его святых заповедей, в верности Ему до смерти ( Откр. 2:10 ). Ныне же, с сердцами, полными любви и благодарности нашему Искупителю, Грядущему во святый град не на земное торжество, но на вольную страсть, нашего ради спасения, «приидите, возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего!» И вместе с тем, усугубляя нашу духовную радость воспоминаниями о преславном Благовещении, восхвалим Ту, беспримерное смирение, чистота и непорочность Которой соделали Ее участницей великой тайны Божественного Воплощения, этой «главизны нашего спасения». Вместе со всеми верными, удостоенными усыновления Тебе при Кресте Твоего Сына, о, Всепетая Мати, ныне «архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

О времени прибытия св. апостола Павла в Рим мы не знаем. Как и св. апостолу Петру, Господь открыл Своемуизбранному сосуду (Деян.9:15) время кончины: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его(2Тим.4:6-8). Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге стоит посвященная обоим апостолам церковь. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили. Большинство исследователей относят мученическую кончину свв. апостолов к 67 г. по Р.Х. Над гробницей апостола Павла св. равноапостольный Константин Великий в 324 году построил церковь. Первые упоминания о празднике восходят k IV веку. Согласно Священному Преданию христианской церкви, праздник сначала стали отмечать в Риме, епископы которого ведут своё преемство от апостола Петра. 29 июня (по юлианскому календарю) 258 года в Риме было совершено перенесение мощей апостолов Петра и Павла. Со временем содержание этого события было утрачено, и день 29 июня стал рассматриваться как день общего мученичества святых Петра и Павла. Об этом пишет Блаженный Августин: «В один день совершаем память страдания обоих апостолов этих, хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Около 324 года, при императоре Константине в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, были построены первые храмы в честь первоверховных апостолов. С этого времени праздник стал особо значимым, великим, а литургия торжественной. Возвышение праздника не случайно и связывается с тем, что после первых трёх веков преследования христиан (англ.)русск., христианство наконец-то обрело статус легальной (разрешённой) религии, и перед христианской церковью встала задача массового обращения в христианствоязыческого населения огромной империи. Поэтому служение апостолов, как образец проповеди, вышло на первый план у учителей и отцов церкви. Иконы апостолов Петра и Павла

http://pravmir.ru/den-pamyati-svv-pervov...

Он шел во святой град, чтобы в ближайшее затем время закончить здесь подвиг Своей земной жизни на Кресте ради спасения мира. А они думали, что Он идет восприять, с одобрения синедриона, земную власть с тем, чтобы низложить потом гордыню угнетавших их иноплеменников. Они славили Господа восклицаниями: «осанна!», а уже через несколько дней, разочаровавшись в своих ожиданиях и увидев в Его Лице не торжествующего земного владыку, а страждущего и всеми оставленного Учителя, оказались способными на полное от Него отречение, что и засвидетельствовали своими исступленными криками: «возьми, возьми, распни Его!» и " отпусти нам Варавву» ( Ин. 19: 15 ; Лк. 23:18 ). Какой великий урок для нас заключен в евангельских повествованиях об этой страшной перемене. Конечно, мы не можем даже представить себе, чтобы мы оказались способными на такое предательство и измену. Мы обычно очень легко осуждаем в душе малодушных и легкомысленных современников Христа и бываем уверены, что, оказавшись на их месте, остались бы безусловно верными Ему. Но достаточно вспомнить, что случилось с великим Апостолом, который говорил некогда своему любимому Учителю: «если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» ( Мф. 26:33 ), а в час испытания стал «клясться и божиться, что не знает Сего Человека» ( Мф. 26:74 ), чтобы рассеялась без остатка наша самоуверенность и поблекло привычное благодушие. Вот ныне, в этот великий день праздника, мы стоим с вами, возлюбленные, в этом святом храме, держа в руках свечи и освященные ветви вербы и радостно восклицая: «Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» А заботимся ли мы о том, чтобы наше прославление и теперь, и всегда было действительно достойным и угодным нашему Господу, нашему Искупителю и Спасителю!? Ведь славить Господа нужно не только в храме и не только в часы богослужения и молитвы, но и непрестанно, в каждую минуту нашей жизни, в любых условиях и обстоятельствах. «Благословлю Господа во всякое время», говорит св. Псалмопевец ( Пс. 33:2 ), и он же призывает всех делать то же «на всяком месте владычества Его» ( Пс. 102:22 ). Далее, славить имя Божие нужно чистыми устами, не допуская, чтобы одним и тем же языком мы в одно время благословляли Бога и Отца, а в другое проклинали «человеков, сотворенных по подобию Божию» ( Иак. 3:9–10 ). Наконец, прославлять Бога нужно не одним лишь словом, не одним лишь возношением молитв и славословий, но и всей своей жизнью, всем добрым христианским поведением. «Прославляйте Бога, – говорит св. апостол Павел, – и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Отвергнув в главе 7-ой выраженное в самом вопросе послов мнение о значении внешних установлений, ведущих к забвению заповедей, пророк в гл. 8-ой отвечает на скрытое желание их узнать волю Божию относительно ожидающего иудейскую общину будущего. Здесь пророк, растворяя гнев милостью, от имени Божия изображает перемену судьбы народа к лучшему во всех отношениях: он говорит о возвращении Господа на Сион, о наступлении для жителей Иерусалима счастливой поры полного благополучия и долгоденствия, безопасности от внешних врагов и внутреннего мира, о плодородии земли, о том, наконец, что дом Иудин и дом Израилев, бывшие для народов языческих предметом проклятия и насмешек, впредь, как спасенные и облагодетельствованные Богом, будут для всех в благословение ( Зах.8:2–15 ). Однако, для осуществления этой невероятно благополучной перемены обстоятельств необходимо то самое условие, невыполнение которого повело к наказанию предков пленом. Говорите истину друг-другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите; идо все это Я ненавижу, говорит Господь ( Зах.8:16–17 ). Те бедствия, которые иудеи навлекли своим непослушанием Богу и его посланникам – пророкам, послу- —316— жили поводом для установления дней печали и поста. Если отныне, взяв урок от бывшего грозного посещения Божия, иудеи всё своё внимание сосредоточат на исполнении заповедей; то те события, которые они считали великим бедствием, послужат основанием их нравственного исправления и вместе возвращения милости Божией; воспоминания о них сделаются источником радости, следовательно, посты превратятся в празднества. Подобно тому, как пророк Амос от имени Божия угрожал алчущим поглотить бедных и погубить нищих: обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши – в плач ( Ам.8:4, 10 ), так пр. Захария, наоборот, изрекает: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством ( Зах.8:19 ). Если ранее иудеи, для которых и праздники, по множеству постигших их бедствий, были временем сетования и плача, были презираемы язычниками; если имя Иуды и Израиля употреблялось часто в устах проклинающих, призывающих на голову своего врага те бедствия, какие разразились над домом Иуды и Израиля; если самое общение с ними считались опасным; то впредь, если только иудеи нравственно исправятся и заслужат прощение и милость Божию, все посты их обратятся в дни веселия и торжества; их имя будет употребляться в выражениях благожелания; представители всех народов и племен будут искать общения с ними: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами– Бог ( Зах.8:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пасха 02.05.2023 14:52:12 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/04/22/21-00 С. Комаров: - Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Рад вас приветствовать, поздравить с самым великим праздником, Торжеством из торжеств. Мы не найдем более актуальной темы, чем Пасха Христова. Хочу поговорить о том, почему этот праздник такой важный, почему мы празднуем воскресение не только на саму Пасху, но и 52 воскресения в году, почему Пасха - даже не двунадесятый праздник, а выше того. Пасха имеет неописуемый статус, Пасха - это Пасха. Суть нашей веры – Пасха. В Пасхе Страстей и Пасхе Воскресения сходятся все учения Церкви о спасении. Так в древности праздновали Пасху до того, как практика была унифицирована. Во всех поместных церквях праздновали по-разному, порой в разные дни. Сейчас у нас два этих цикла выражены в Страстной седмице и уже в пасхальном периоде. Что же такого произошло, что мы празднуем это уже 2000 лет, что это самое главное для всех христиан всех времен и народов, для всех апостолов? Воскресение – суть проповеди. Если посмотреть самую первую проповедь апостольскую на Пятидесятницу, то увидим благовестие Воскресения Христова. Апостолы не проповедуют о нравственном учении Христа, хотя это важно и в посланиях об этом сказано. Они не проповедуют о Рождестве Христовом, хотя это великая благочестия тайна. Церковь в последующие века много богословствовала по тому поводу, Кто такой Христос, как в Нем соединяется божественная природа с человеческой. Древняя Церковь благовествует достаточно просто о том, что Христос воплотился, умер за нас и воскрес. Это суть апостольской проповеди. Глава 2, первая проповедь Петра: «Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».

http://radonezh.ru/2023/05/02/pasha

Смысл насмешки таков: не хочет ли этот, называющий Себя Мессиею, идти к иудеям, поселённым среди язычников, и Учителем и Мессиею их и чрез них – язычников? Это казалось им верхом нелепости, – Мессия язычников! И не понимали, ослеплённые, что истинное понятие о Мессии есть именно понятие о Мессии всемирном, в Царстве Коего будут равноправными членами иудеи и язычники. Высказав эту насмешку, они опять обращаются к словам Господа, в которых не видят смысла, ибо не понимают их: что значат сии слова и пр. – ничего странного в том, что иудеи не поняли речи Господа. Хотя Он ясно говорил об отшествии к пославшему Его, а пославшим не раз прямо называл Отца Своего Бога. Если и Апостолы Его не понимали доселе Его речей о Своей смерти, воскресении, вознесении, то иудеи, при чувственных своих ожиданиях, тем более могли не понимать подобных речей, что, конечно, не извиняет их неверия, ибо апостолы и не понимая верили в Господа. 37. Ин. 7:37 . В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Ин. 7:14 ; Лев. 23:36, 4:1 д.; Откр. 22:17 . 38. Ин. 7:38 . Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Ис. 58:11 ; Зах. 14:8 ; Иез. 24:1 . В последний великий день праздника: т. е. праздника кущей (ст. 2, 14). Праздник собственно продолжался семь дней, но последний великий день праздника был не седьмой, а восьмой; так это по закону Чис. 29:12–35 ; Лев. 26:36 ; Неем. 8:18 ; ср. 2Мак. 10:7 . Восьмой день во всех этих местах занимает особое место, как заключение праздника семидневного, что объясняется или из предположения Филонова, что этим днём заключался не только праздник кущей, но и весь круг годовых праздников еврейских. Или из того предположения, что в этот день воспоминалось, в частности, вступление евреев в землю обетованную, тогда как семидневным праздником кущей воспоминалось вообще 40-летнее странствование евреев по пустыне. Великим назывался этот последний день частью потому, что его повелено было праздновать с особою торжественностью (священное собрание и субботний покой: см.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ст. 10. Уясните слова: Народ, сидящий во тьме…. воссиял свет? Сидящий во тьме, это значит: не знающий Бога и его закона, подобно тому, как находящиеся в темноте не видит и не знает, куда идти. Сидящий в тени смертной значит: удаленный от вечной жизни, как не знающий Бога и не исполняющий закона Его. С явлением среди таковых людей Спасителя, им воссиял свет, т. е. возвещенное Спасителем, истинное учение о Боге п Его законе и надежда на вечное спасение. Ст. 17. Что называет здесь Иисус Христос царством небесным? Царство Христово на земле и на небесах, – на земле, христианскую церковь , ведущую в царство на небе, а на небе, блаженную вечную жизнь. Что особенно поучительного в сем евангелии? Иисус Христос вступил в дело спасения рода человеческого не иначе, как по надлежащем приготовлении постом и молитвою. Принимать на себя какое либо, особенно важное, дело и вам должно не иначе, как приготовив себя к тому размышлением о важности дела и молитвою о помощи Божией. Евангелие праздника Трех Святителей (30 янв.) Какое евангелие праздника Трех Святителей? высоком звании апостолов и их ближайших приемников в церкви, -святителей – именно, что они свет для мира, т. е. учителя веры и добродетели, и что за труд истинного учения будет им великая награда на небесах. Матф. 5, 14–19 . Зач. 11 14 Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. 16 Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего небесного. 17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 19 И так кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей; тот малейшим наречется во царствие небесном: а кто сотворит и научит; тот великим наречется в царствие небесном. Ст. 14–16. Как пояснить слова сих стихов: Вы свет мира Отца вашего небесного?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Сын Божий по Своему Божеству всегда имел и имеет полную и всякую власть во всем мире. Теперь же, по Воскресении, Он принял власть над всем и над всеми по человеческой природе: Дана Мне всякая власть на небе и на земле ( Мф.28:18 ). Иисус Христос на глазах Своих учеников поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде ( Деян.1:9–10 ). Эти явившиеся ученикам два Ангела сказали: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян.1:11 ). Таким образом Ангелы возвестили, что перед концом нашего мира будет Второе Пришествие Христа на землю. Священное Писание говорит, что на этот раз Господь придет уже не для проповеди, а для подведения итога жизни всех людей. Каждый человек получит от Бога определение своей участи в мире вечности. Для кого-то эта вечность будет светлой и радостной, а для кого-то — мрачной и страшной. Время Второго Пришествия Христа нам не открыто. И от того, как мы живем, как исполняем в жизни волю Божию, зависит не только наша земная жизнь, но и вечная. Вопросы: 1. Где теперь Иисус Христос? 2. Что Он поручил Своим ученикам? 3. Человеческая или Божественная природа Иисуса Христа возносится на небо? 4. Вернется ли телесно Иисус Христос на землю и когда? 50. Праздник Вознесения Господня Праздник Вознесения Господня в честь восхождения Воскресшего Иисуса Христа на небо является великим и двунадесятым. Он празднуется в четверг — сороковой день по Светлом Христовом Воскресении. В праздничном тропаре говорится: «Вознесся во славе, Христе Боже наш, радость сотворивший ученикам обещанием Святого Духа, уверив их Своим благословением, что Ты — Сын Божий, Спаситель мира» (русский перевод). В богослужебных текстах осмысляется дело Христово на земле и само событие Вознесения: «Не оставляя недр Отца Своего (то есть не разлучаясь с Богом Отцом) и с земными пожив (живя на земле с людьми), как человек, Ты ныне, Сладчайший Иисусе, с горы Елеонской вознесся во славе и падшую (согрешившую) нашу природу, милостиво вознесши, посадил с Отцом Своим. Поэтому бесплотные Ангельские чины, удивляясь этому чуду, ужасались, одержимые страхом и трепетом, и славили Твое человеколюбие. С ними и мы, земные, прославляя Твое пришествие к нам и Вознесение от нас на небо, молимся, говоря: исполнивший при Своем Вознесении бесконечной радости учеников и родившую Тебя Богородицу, удостой радости и нас, избранных Твоих, по молитвам их, ради великой Твоей милости» (стихира вечерни в русском переводе).

http://azbyka.ru/katehizacija/velikie-pr...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010