Утреня Утреня совершается утром. Летом и в праздники более торжественные указано совершать ее ранее, а в менее торжественные и зимою – позже. Самая ранняя утреня совершается в Пасху. Утром, когда с явлением света обновляется и оживляется природа, св. Церковь воспоминает явление на землю Того Света, Который, соделав спасение людям, обновил всю вселенную. На утрени пространнее, нежели на других вседневных службах, св. Церковь являет пример, доказательство того, как «благословен грядый во имя Господне». На утрени поется из службы дня седмицы и из службы дня года особый ряд песнопений в прославление того или другого угодника Божия, того или другого спасительного для людей события. Служба утрени состоит главным образом из молитвословий, песнопений и чтений служб круга седмичною и круга годового. Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) праздничная, с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением «Святый Боже» и пр.; в) не только с великим славословием, но и с полиелеем; г) пасхальная. Утреня С полиелеем и великим славословием или с одним великим славословием. Без полиелея и без великого славословия Совершается в те дни, в кои в месяцеслове Типикона стоят знаки: – праздника со всенощным бдением, или – праздника с полиелеем, или красный – праздника со славословием великим; также в субботы седмиц: сырной, 5-й Великого поста, ваий и Страстной. Совершается в те дни, в кои нет праздника с полиелеем или великим славословием. Устав находится во 2 главе Типикона (которая печатается иногда и в Служебнике, Октоихе, Псалтири Следованной, Часослове) и в главах: 3, 4, 5 и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Устав находится в Служебнике, по конце последования утрени, в Типиконе – в 9 главе, в Часослове и в месяцеслове и Триодионе Типикона. Благословен Бог наш.Приидите, поклонимся, триж ­ды. Пс. 19 : Услышит тя Господь в день печали. Пс. 20 : Господи, силою Твоею возвеселится царь.Слава и ныне.Трисвятое.Отче наш.Яко Твое есть Царство.Тропарь: Спаси, Господи, люди Твоя.Слава – тропарь: Вознесыйся на крест волею.И ныне – Богородичен: Предстательство страшное.Ектения малая: Помилуй нас, Боже.Возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси. Именем Господним благослови, отче. Слава Святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице... Аминь.(На утрени, которая бывает на бдении, нет всех этих молитвословий).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Строже всего Бог будет судить христиан. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? 16 апреля, 2010 Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры! Святая Четыредесятница состоит из двух примыкающих друг к другу и слитых воедино постов, которые отражают различные события земной жизни Христа Спасителя. Сама Четыредесятница учреждена Церковью в память сорокадневного поста Иисуса Христа в Иудейской пустыне – диком, страшном месте, поблизости от так называемой Горы Искушений. Страстная седмица посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни, крестных страданий и смерти по человечеству Иисуса Христа. Страстная седмица начинается праздником – Входом Господним в Иерусалим. Почему это событие – вход Господа во Святой Град – причислено Церковью к великим двунадесятым праздникам? Потому что оно содержит в себе глубокий духовный смысл, оно знаменует пророчески Второе Пришествие Иисуса Христа на Землю, воскрешение мертвых и Страшный Суд. Незадолго перед крестными страданиями Господь совершил великое чудо – воскрешение из мертвых Лазаря, жителя предместья Иерусалима – Вифании (Ин. 11, 1–44). Это чудо было совершено в присутствии многочисленных родственников и друзей покойного, воочию всего Иерусалима. Это чудо потрясло сердца людей. Иудейские представления о Мессии как только лишь о земном царе, великом вожде, – эти земные представления как будто отступили в тень, сердца людей осиял луч надежды, что Проповедник любви и милосердия Иисус Христос и есть истинный Мессия и их духовный Владыка. Что предображало собой воскрешение Лазаря из мертвых? Всеобщее воскрешение, день Страшного Суда. В Палестине покойника хоронили обычно в самый же день его смерти, так как из-за сильной жары труп быстро начинал разлагаться. На четвертый день труп Лазаря уже потерял человеческие черты, тело распухло, почернело, источало сукровицу.

http://pravmir.ru/strozhe-vsego-bog-bude...

Скачать epub pdf 1. Недели перед Великим постом Подготовительные недели перед Великим постом Когда Великий пост приблизился почти вплотную и отделяет нас от него только один завтрашний воскресный день, не лишне нам вспомнить о том, что когда и наступит этот пост, то подобно тому, как и перед Великим постом, последние воскресные дни, помимо чисто воскресного празднования, еще были связаны с определенными воспоминаниями. Именно, обновив их в воскресный день, именующийся Неделей о Мытаре и Фарисее, в следующей Неделе о Блудном Сыне, далее – в Неделю о Страшном Суде и, наконец, завтра – в «Прощеное Воскресение», т.е. тот воскресный день, в вечер которого христиане вступают в Великий пост, стремятся примириться друг с другом, взаимно прощая обиды и огорчения. Помимо этого, основное воспоминание завтрашнего дня – это воспоминание падения Адамова, того страшного греха, когда прародители наши в раю изменили Своему Творцу и Создателю, ослушались Его, послушавшись Божия врага, искусителя диавола, и из безгрешных, невинных, бессмертных стали грешными, безответными, должными и смертными, и вот это-то и вспоминается завтра. В течение самого Великого поста, точно так же в каждый воскресный день, помимо чисто воскресного празднования своего, имеет еще как бы дополнительное к нему. Первое воскресение Великого поста – это Неделя Православия, когда Церковь празднует победу своей православной веры над всеми лжеучениями. Во второй воскресный день Церковь воспоминает великого борца за истину православия – святителя Григория Паламу . Третий воскресный день, как вы и сами знаете, именуется Крестопоклонная неделя, потому что Церковь , для нашего поклонения, предлагает нам Животворящий Крест, чтобы укрепить своих чад в прохождении постного подвига постных и молитвенных трудов. В четвертый день к празднованию воскресения прибавляется празднование памяти одного из величайших наставников христианского благочестия – преподобного Иоанна Лествичника , а в пятый воскресный день – вспоминается великая грешница, которая стала потом величайшей праведницей и своим примером указывает всем грешникам, стремящимся к покаянию, что не нужно бояться, как бы много не нагрешил человек, ибо искреннее покаяние всецело и совершенно очищает, возрождает и претворяет самого кающегося человека и его душу. Следующий воскресный день, сам по себе большой праздник, большое торжество церковное, им вспоминается Вход Господень в Иерусалим, а в текущем году, он в особенности будет светел и торжественен, потому что к празднованию Входа Господня в Иерусалим присоединяется еще радостный, светлый, весенний праздник – Благовещение Божьей Матери, которое как раз приходится в этом году на Вербное Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) в праздник Покрова Матери Божией 12 октября, 2004. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда. Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыхание смерти. Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, — это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так: Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле. «Мати — се сын Твой!» — звучит с Креста из уст Божественного Страдальца. И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названным сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь — Твоим великим горем и слезами, и, главное, непрестанная дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир заполнился многими знамениями покровительства Божией Матери — знаками Ее Материнской любви. Примерам несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней… Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, осадило город Константинополь с единственной целью — стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной. Жителей предполагалось предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их. Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратиться с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда.

http://pravmir.ru/slovo-arximandrita-ioa...

Глава России за год до войны предвидел, какая это будет война, как нужно воевать с великим полководцем, которого нельзя победить, как нужно воевать, чтобы его победить. И всё это выложил французскому послу, а тот это выложил Наполеону, но Наполеон не прислушался к этим словам. Телеканал «Союз» подготовил уроки, посвященные трем великим войнам — Отечественной 1812 года, а также Первой и Второй мировым. Обращаясь к этим страницам истории, мы сможем не только найти ответы на многие вопросы, связанные с этими войнами, но и увидеть, какими достойными защитниками Отечества были наши предки, хотя не всегда они и оказывались победителями. День Защитника Отечества — праздник светский, но Церковь его вниманием не обходит. В этот день предстоятели нашей Церкви, прежде — Патриарх Алексий II , ныне — Патриарх Кирилл , возлагают венок к могиле Неизвестного солдата, а затем вместе с иерархами и духовенством поют вечную память воинам, которые жизни свои на поле брани за Отечество наше положили. Не может глава Церкви в такой день не напомнить пастве, о великом подвиге тех, кто защищал нашу Родину. А еще — о том, что каждый христианин имеет перед Богом долг попечения о благоденствии Отечества, и, чтобы нам этот долг достойно выполнять, необходимо обращаться к урокам истории и в подвигах наших предков находить для себя поучения и назидания. Вот и мы ко Дню Защитника отечества подготовили уроки, посвященные трем великим войнам — Отечественной 1812 года , а также Первой и Второй мировым. Обращаясь к этим страницам истории, мы сможем не только найти ответы на многие вопросы, связанные с этими войнами, но и увидеть, какими достойными защитниками Отечества были наши предки, хотя не всегда они и оказывались победителями. Выучив эти уроки, мы смогли бы повторить вслед за Пушкиным: «Клянусь честью, что ни за что на свете, я не хотел переменять Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков такой, какой Бог нам её дал». А проведёт для нас эти уроки доктор исторических наук, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Владимир Михайлович Лавров.

http://pravmir.ru/tri-velikix-vojny-urok...

Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние — явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом Источник:  Эксперт OnLine 2.0 Пятьдесят лет назад под Новый год в Самаре произошло так называемое Зоино стояние — явление, которое до сих пор считают великим чудом. Благодаря этому событию теперь в городе точно знают, чего не нужно делать за праздничным столом Дело было так. Город Куйбышев (ныне Самара), улица Чкалова, январь 1956 года, новогодние праздники. Именно в это время и в этом месте произошло так называемое Зоино стояние — событие, которое до сих пор одни считают великим чудом, другие — обширным приступом массового психоза. Работница трубного завода Зоя Карнаухова, красавица и атеистка, за новогодним столом попыталась совершить богохульство, за что ее тут же постигла страшная кара: девушка окаменела и стояла без признаков жизни 128 дней. Слух об этом поставил на уши весь город — от рядовых граждан до руководителей обкома. До сих пор многие родители в Самаре пугают Каменной Зоей своих детей: «Не балуй, окаменеешь!» Шикарный сюжет для мозгодробительного православного триллера. Корреспондент «РР» отправился на место событий в творческую разведку. «Если Бог есть, то пусть он меня покарает» Настоятель храма Святого Георгия отец Игорь Соловьев подходит к одной из икон, висящих на стене недалеко от царских врат. Вроде бы обычный образ Николая Чудотворца, но под ним — вереница необычных изображений, больше похожих на комиксы, чем на иллюстрации жития святого. Вот шумная компания молодых людей сидит за столом. Вот девушка берет образ святого Николая из красного угла. Вот она с ним в обнимку танцует. На следующей картинке Зоя уже белого цвета, с иконой в руках, вокруг нее люди в штатском, у них в глазах мистический ужас. Далее — возле нее стоит старичок, который берет икону из каменных рук, вокруг дома толпа народу. На последней же картинке рядом с Зоей сам Николай Чудотворец, лицо у девушки снова розового цвета.

http://pravmir.ru/kamennaya-zoya-2/

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  4.5 из  5) Предыдущий Следующий 6. Совершение службы часов Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Напоминаю, что мы с вами обсуждаем тему о том, КАК УСТРОИТЬ СВОЕ ДОМАШНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВИДУ ОТСУТСТВИЯ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСЕЩАТЬ ХРАМ? Я просил вас найти и посмотреть в часослове службу Часов. Теперь я расскажу, как совершать этот Час. Откройте его перед собой и следите за тем, что я буду говорить. Чин часа 1 часть: Пение а) На каждом часе положено пение трех псалмов в честь Святой Троицы и в соответствие трем часам каждой «стражи дня», каждой из тех частей дня, которая освящается службою Часа. «А как петь псалмы?» – спросите вы. Псалмопения – это протяженное и слегка мелодичное чтение. После псалмов Великим постом на часах (хотя не всегда и не на всех) еще полагается одна кафизма, как на вечерне. Но сразу замечу, что это чисто монашеская традиция, которую мирянам соблюдать необязательно. б) Затем поется Тропарь – Тροπαριον (от τροπος – нрав, образец) – песнь, кратко изображающая событие праздника или жизнь святого. Великим постом поется тропарь часа, приноровленный к тому или иному воспоминанию. Например, на 3 часе мы читаем: «Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа…», на 6м – «Иже в шестый день же и час, на Кресте пригвождей…», на 9м «Иже в девятый час ради смертию смерть вкусивый…». Все эти тропари даются наряду. Причем, хорошо и даже лучше было бы читать их не только Великим Постом. Но если вы хотите и можете приурочить воспоминание дня недели или памяти святого, то тропарь часа заменяете на тропарь дня или святого. Но имейте в виду, что, согласно древним уставам, Часы вообще не совершались в воскресные и праздничные дни и даже в их попразднства, почему в древних Часословах ничего и не говорится о замене часовых тропарей минейными и воскресными. Если сообразовываться с идеей службы Часов, то их следует всегда петь со своими тропарями (в будние и непраздничные дни). в) После тропарей поется Богородичен , которым и оканчивается песенная часть часа.

http://azbyka.ru/video/06-sovershenie-sl...

Скачать epub pdf Утреня по современному уставу русской церкви В современном богослужении русской церкви имеется три вида утрени: 1) полиелейная, 2) с великим славословием и 3) вседневная. Утреня полиелейная составляет особенность воскресного богослужения и праздников со знаками в уставе Å, È и . Совершается она или в соединении с великой вечерней, образуя вместе с последней всенощное бдение, изложенное во второй главе типикона, или в отдельности от вечерни, в соответствии с 7 главой типикона. Вопросу соединения бденны и полиелейных праздников с воскресной службой посвящены 3 и 4 главы типикона, а соединению тех же праздников с субботой – 15-я. Утреня с великим славословием совершается в дни памяти святых с красным знаком в уставе (. Кроме того она совершается в дни отдания двунадесятых праздников, хотя бы в эти дни не было памяти празднуемого святого, например, 23 августа или 31 декабря. Великое славословие также полагается в субботы: сырную, 5 седмицы великого поста, Лазареву и Великую, в преполовение пятидесятницы, в отдание пасхи и в день Святого Духа. Специальной главы в уставе, где бы излагался этот вид утрени полностью, нет, так как до пения хвалитных псалмов (“Всякое дыхание да хвалит Господа”) в части последования чина она совершается как вседневная, с пения же этих псалмов – как полиелейная. Утреня вседневная совершается в дни памяти святых с черным знаком в уставе (  или без всякого знака. Порядку отправления этого вида утрени посвящена 9 глава типикона, а для субботнего дня – 12-я. Кроме того, в части переменного состава песнопений даются обстоятельные указания в “Указе о службах всея седмицы” и в “Указе о службе субботней”, помещенных в конце 1 и 2 части октоиха. Постоянный состав песнопений всякой утрени вообще содержится в часослове при псалтири следованной, а ектении и иерейские молитвы – в служебнике. Указания, касающиеся отдельных песнопений, даны в специальных главах типикона: в 11 главе о каноне, в 16 – о светильнах, в 17 – о кафизмах, в 18 – о том, когда следует отправлять канон праздничным порядком (“Поем Господеви”) и когда вседневным (“Господеви поем”); в 19 о рядовой катавасии, в 20 – о днях, когда поется “Честнейшую”, о пении тропарей гл.52. Отдельные частные указания содержатся на ряду в синаксарной части типикона, в минеях, октоихе и триодях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь       Если вы хотите Написать письмо в Русский Пантелеимонов монастырь, вот адрес:       Monastery of St. PANTELEIMON, 63087, DAPHNI, MT. ATHOS, GREECE Комментарии Всего комментариев: 1883 2013/05/07, 11:35:01 Дорогие отцы и братия,святой горы Афон!!!Прошу Вас,молитесь о грешной душе раба Божьего Александра...Попросите исцелить все мои язвы душевные и телесные.Да простит Господь все мои грехи вольные и не вольные,ведомые и не ведомые.Да поминет Господь меня во Царствии своем.Да славлю во вся дни живота моего,Отца и Сына и Святаго Духа,аминь. Александр 2013/05/07, 10:55:09 Дорогие отцы и братия Афонския! От всей души поздравляю вас с праздником светлого Христова Воскресения, несете вы подвиг на самой Горе Афон. Помолитеся. пожалуйста, за тяжко болящую ослепшую Нину, тяжко болящую Ирину, Инну,у которой постоянно полит голова от нечаянных ударо.,и престарелого Димитрия. Сохрани Вас Господь и Матерь Юожия! раба Божия Ирина 2013/05/07, 10:21:53 Дорогие отцы и братья Афонские! Благословите.Прошу вас помолитесь о мне р. Б. Людмиле, Господи Иисусе помоги обрести семейное счастье, родить ребеночка и жить в паре, любви и согласии. Дорогие отцы и братья, помолись пожалуйста за меня, чтобы ушли все неприятности и проблемы от меня, чтобы я преобрела свое жильё побыстрее и хорошую работу! Благодарю Вас дорогие Братья .Слава Богу за все.Аминь ЛЮДМИЛА 2013/05/06, 21:49:23 Дорогие отцы и братия святой горы Афон! Помолитесь о грешной р.Б. Елене, чтобы Господь указал ей путь истинный и волю свою. Спаси Вас Господи! 2013/05/06, 19:05:09 Дорогие отцы и братья Афонские! С Великим праздником Пасхи! Христос Воскресе! Прошу Вас помолитесь о тежело болящем р.Б. Валерии(онкология). Низкий Вам поклон,Спаси Вас Господи. Наталья 2013/05/05, 14:34:04 Дорогие Отцы и Братья Афонские!!! С Великим Праздником Вас! Христос Воскресе!!! Прошу Вас помолится за племянницу мою Настеньку, страшный диагноз поставили ей (ганглионейробластома), онкология. Помогите ей, совсем кроха она и прошу помолитесь о матери ее Надежды, чтобы не опускались к нее руки и сила веры не оставляла её.

http://isihazm.ru/?id=614&c_pid=28

Скачать epub pdf ПЯТИДЕСЯТНИЦА Тропарь (глас 8) Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе. Кондак (глас 8) Егда снисшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятаго Духа Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, НРАВСТВЕННО-ДОГМАТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ Праздник в воспоминание великого события сошествия Святого Духа установлен самими апостолами, которые ежегодно праздновали день Пятидесятницы и заповедовали всем христианам воспоминать день сошествия Святого Духа (ср. 1Кор. 16, 8 ; Деян. 2:1–4, 20:16 ). В «Апостольских постановлениях» есть прямая заповедь праздновать Пятидесятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи): сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» 606 . Праздник Пятидесятницы, получивший также название День Святого Духа, с первоначальных времен христианства праздновался Церковью торжественно. Особую торжественность ему придавал обычай древней Церкви совершать в этот день Крещение оглашенных – напоминанием об этом древнем обычае служит то, что на Литургии вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся». В IV веке святой Василий Великий составил молитвы, читаемые на вечерне доныне. В VIII веке святые Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили в честь праздника песнопения, которые и поныне поет Церковь . Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что воспоминаемое в этот день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, а также потому что этот праздник совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он называется также днем Сошествия Святого Духа на Апостолов (по воспоминаемому событию) и днем Святой Троицы. Это название объясняется, главным образом, тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылось совершительное действие Третьего Лица Святой Троицы и участие трех Лиц Божества в домостроительстве спасения человеческого рода. Поэтому Церковь в этот праздник особенно призывает верующих поклониться Триипостасному Божеству: Сыну во Отце со Святым Духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010