Например, потоп первыми, погрязшими в грехах людьми, несомненно, воспринимался как зло. Но – удивительное открытие – благодаря потопу многие из них и спаслись. Вы спросите: как «спаслись»? Они же наказаны Богом в самом потопе. Вот именно потому их души спаслись, что на земле они понесли наказание. А наказаны – не значит отвергнуты. В 1 Соборном послании апостола Петра мы читаем: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, Праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти» (1 Петр. 3, 18). И вот Своей душой Он нисходил во ад: «Находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (1 Петр. 3, 19–20). То есть во время Своего сошествия во ад Господь проповедал спасение душам погибших при потопе грешных людей. А результат оказался таков: «Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1 Петр. 4, 6). Грешные люди, осужденные погибнуть в волнах потопа, спаслись от ада во время сошествия Господа во ад. Спаслись потому, что понесли при великом потопе великие страдания за свои грехи, «ибо страдающий плотию перестает грешить» (1 Петр. 4, 1). Каково им было гибнуть в бушующих волнах? Горнило страданий переплавляет и самые упорные души. Но спаслись, конечно же, потому, что не только страдали, но и раскаялись во грехах. Вот так обрушившееся на головы «славных» допотопных людей бедствие, воспринятое ими как зло, спасло души многих из них. Равноапостольный Николай Японский объяснял это так: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли”… смысл их (этих слов) весьма простой и внушительный… вразуми гордых бедствиями” – для спасения их, конечно, – тоже акт Божией любви». Чем меньше греха совершат «славные земли», тем им же спасительней. Конечно, и к нашему времени всё это относится. Великий пост обнажает правду о нашем спасении, подчас правду горькую и неприглядную. И потому Великим постом Церковь более остро говорит о неправдах людских. Мы молимся в каком-то смысле неполиткорректно, потому что для нас главное – вечное спасение душ человеческих, а не размышление о том, как бы не ранить славных мира сего. Как спасутся те, кто погряз в земной славе?

http://pravoslavie.ru/129806.html

Неделя Сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (последний день (воскресенье) перед Великим постом) Татьяна Зайцева     Послание к Римлянам, главы 13-14 На церковнославянском языке 11 И cié, вдяще врéмя, яко чáсъ ужé нáмъ от­ снá востáти. Нын бо ближáйшее нáмъ cnacéhie, нéжели егдá вровахомъ. 12 Нóщь прéйде, а дéнь при­­ближися: от­ложимъ ... Третья подготовительная седмица к Великому посту. Неделя мясопустная, о Страшном суде. О бережном отношении к совести ближнего Татьяна Зайцева  Первое послание к Коринфянам, главы 8–9    На церковнославянском языке 8 Брáшно же нáсъ не поставляетъ предъ Бóгомъ: нижé бо áще ямы, избыточе­ст­вуемъ: нижé áще не ямы, лишáемся. 9 Блюдите же, да не кáко влáсть вáша ciя npemkhobéhie ... Вторая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о блудном сыне. Все мне позволительно, но не все полезно Татьяна Зайцева  Первое послание к Коринфянам, глава 6 На церковнославянском языке 12 Вся ми лть сýть, но не вся на пóльзу: вся ми лть сýть, но не áзъ обладáнъ бýду от­ чегó. 13 Брáшна чрéву, и чрéво брáшномъ: Бóгъ же и cié и ciя упразднитъ. ... Первая подготовительная седмица к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее. Удел христианина Татьяна Зайцева На церковнославянском языке 10 же последовалъ мо­емý yчéhiю, 11 изгнáниемъ, страдáниемъ, яковá во Ahmioxíu, во иконíи, въ яковá uзrháhiя ... Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (последний день (воскресенье) перед Великим постом) Татьяна Зайцева Евангельский текст Методический материал Толкования Св. Отцов Евангелие от Матфея, глава 6 14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, 15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш ... Третья подготовительная седмица к Великому посту. Неделя мясопустная, о Страшном суде — o прощение обид, об истинном посте Маша Асилова Евангелие от Матфея, глава 25 31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; ...

http://bible.predanie.ru/category/metod-...

Неделя Сыропустная, воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье (последний день (воскресенье) перед Великим постом) Татьяна Зайцева Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Последовательный и искренний фанат Священного Пис     Послание к  Римлянам, главы 13-14 На церковнославянском языке 1 1 И с ié, в дяще вр éмя , я ко ч áсъ уж é н áмъ от ­ сн á вост áти . [ Зач . 112. ] Ны н бо ближ áйшее н áмъ спас éн ie , н éжели егд á в ровахомъ . 12 Н óщь [ýбо ] пр éйде , а д éнь при ­­бли жися : от ­ложи мъ ýбо дл á т éмная , и облеч éмся во ор ýж ie св та . 13 Я ко во дни , благообр áзно да х óдимъ , не козлогласов áн iu и п iя н ­ствы , не любо ­дя н iu и студодя н iu , не рв éн ieмъ и з áвист iю : 14 но облецы теся Г óсподемъ н áшимъ Иис ýсъ Христ óмъ , и пл óти уг óд iя не твори те въ п óхоти . 1 Изнемогáющаго же въ вр пр iéмлume, не въ сомнн ie помышлéн iu. 2 Овъ бо вруетъ ясти вся, а изнемогáяй зéл iя [да] ястъ. 3 Ядый не ядýщаго да не укоряетъ: и не ядый ядýщаго да не осуждáетъ: Бóгъ бо егó пр iяmъ. 4 Ты ктó еси судяй чуждéму рабý? Сво­емý Гóсподеви сто­итъ, или пáдаетъ. Стáнетъ же, силенъ бо éсть Бóгъ постáвити егó.       (Рим 13:11-14, 14:1-4)     На русском языке       11 Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. 12 Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. 13 Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; 14 но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти. 1 Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. 2 Ибо иной уверен , что можно есть все, а немощный ест овощи. 3 Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. 4 Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его.

http://bible.predanie.ru/nedelya-syropus...

Подготовка к посту начиналась под знаком пасхальной трапезы. Вспомните притчу о блудном сыне. Она завершается трапезой, ради которой закалается откормленный телец. Поэтому притча о блудном сыне – на самом деле притча о Евхаристии, о последнем и непрекращающемся пире Царствия, на который позван каждый из нас. Это пир не для каждого лично. Пасха – праздник для всех. Поэтому и притча о мытаре и фарисее, и блудный сын, и описание Страшного суда, и многие другие сюжеты, через которые мы проходили Великим постом – о трапезе, которую мы должны разделить не просто с Богом, но и с людьми, которые рядом. Однако не я звал их на этот пир и не от моего желания зависит, с кем посадит меня Господь за эту таинственную трапезу вечности. В пасхальном богослужении замыкается круг образов и знаков, которые мы созерцали Великим постом. Помогает собрать все эти образы воедино Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, уже не одно столетие читаемое в пасхальную ночь. К чтению и слушанию этого важнейшего текста следует готовиться. И даже если вы хорошо знаете Писание, все же, отправляясь на пасхальную всенощную, перечитайте притчу о работниках в винограднике из двадцатой главы Евангелия от Матфея. «Царство Небесное подобно хозяину, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. И договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой» (Мф. 20:1). Так начинается притча. Хозяин выходит на торжище еще в третий час, в шестой, девятый и, наконец, в одиннадцатый, и всякий раз нанимает работников, которые отправляются возделывать виноград. Вечером управитель по повелению хозяина выплачивает каждому по динарию, начиная с пришедших позже всех. Работники первого часа ропщут: «Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной» (Мф. 20:11). Как же эти слова напоминают обиду «правильного» брата из притчи о блудном сыне! Но в отличие от кроткого отца этой притчи хозяин дает обидчивым работникам жесткую отповедь: «Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» (Мф. 20:14-15).

http://pravmir.ru/noch-svyatyih-ogney-i-...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Зачем христианам «псалмы проклятия»? 12 мин., 24.11.2015 «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» — поет хор слова 136-го псалма на воскресной всенощной в течение нескольких недель перед Великим постом. Медленно и печально, а местами даже грозно звучат эти слова в православных храмах. Мы привыкли к ним настолько, что их страшное содержание уже мало кого шокирует. Как тонко подметил К.-С. Льюис, «когда мы читаем некоторые псалмы, ненависть пышет нам в лицо, словно жар из печи. Иногда эта ненависть не пугает, но лишь потому, что смешна современному разуму». Наверное, проще всего было бы вовсе не обращать внимания на эти страшные слова, отбросить их. Но, увы, такие стихи не являются чем-то чужеродным в псалмах и у пророков. Напротив, они вполне органично сочетаются с другими, поистине дивными строками этих же песнопений. Псалмы буквально пронизывают все богослужение Церкви в виде ссылок, намеков, образов. Пропустить их мимо ушей попросту невозможно. Поэтому перед человеком, впервые или совсем недавно пришедшим в храм, неизбежно возникает вопрос: почему же в Церкви, которая проповедует о Боге-Любви, о Христе, Который велел любить даже своих врагов и молился за тех, кто Его распинал, звучат прямо противоположные слова? Например, на шестопсалмии молящийся в храме услышит такую просьбу псалмопевца, обращенную к Богу: по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (Пс 142:12). Или в богослужении Первого часа: с раннего утра буду истреблять всех нечестивцев земли (Пс 100:8). А Великим постом гораздо чаще обычного будут слышны и такие пожелания Псалмопевца: да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой; дети его да будут сиротами, и жена его — вдовою; да скитаются дети его и нищенствуют, и просят хлеба из развалин своих... да не будет сострадающего ему, да не будет милующего сирот его (Пс 108:8–12). Примеры богослужебных текстов подобного рода можно приводить довольно долго.

http://foma.ru/zachem-xristianam-psalmyi...

28. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24). Мирно встречу сегодня все скорби и трудности, поблагодарю Бога за всё, что кажется мне особенно тягостным. 29. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21). Усиленное внимание сегодня я обращу на пост – телесный и душевный, и сердечную, собранную молитву. 30. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3). Постараюсь сегодня, особенно когда молюсь, отбросить свою сложность и двойственность и обратиться к Богу с искренностью и простотой любимого Отцом, несмотря ни на что, ребенка. 31. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7). Осмотрюсь внимательно – не исходит ли от меня какое-либо искушение для ближнего? Осмотрюсь внимательно – не исходит ли от меня какое-либо искушение для ближнего? Не подаю ли дурного примера в крупном или малом? Не заражаю ли ближних, в первую очередь своих близких, равнодушием, холодом, нечуткостью, механичностью, осуждением, эгоизмом? 32. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35). Может быть, с Прощеного воскресенья на моем сердце уже вновь появилась накипь обиды, гнева, злопамятства. Самое время снять ее, и этому я посвящу сегодняшний, предпоследний день Четыредесятницы. 33. «Войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф. 22: 11). Закончились дни святой Четыредесятницы. Выделю сегодня время на то, чтобы тщательно осмотреть свою брачную одежду; в ней всего через 8 дней мне предстоит идти на брачный пир Воскресшего Христа. Крупные и мелкие пятна на ней завелись? Очищу покаянием. Насела пыль недобрых мыслей? Очищу покаянием и трезвением. Посерела и поблекла она от моей холодности сердечной? Очищу покаянием и теплой молитвой: «Чертог Твой, вижду, Спасе мой, украшенный, но не имею одежды, чтобы войти мне в него. Просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси меня!»

http://pravoslavie.ru/159407.html

Аминь. 14-й день 323. О соблюдении постов (Из жизни преподобного Еллия монаха. Чет. Мин. июля 14) Во время постов большей частью бывает так, что когда мы сидим дома, то соблюдаем пост, а когда выйдем из дома, то то и дело нарушаем его. Например, великим постом мы не едим рыбы, а позовут на поминки или на какой-нибудь общественный обед, мы вкушаем оную, и через это грешим. Что же делать нам на будущее время, для того чтобы и вне домов соблюдать посты и не нарушать оных? Да должно делать то же, что в этом случае делали святые, и все будет хорошо. Что же делали они, скажете. Что делали они в этом случае, то сейчас откроет вам повествование следующее. Однажды во время поста преподобный Еллий, ходя один по пустыне, пожелал вкусить меда и в это время увидел прекрасный медовый сот, который лежал на камне. Еллий уразумел в этом вражье коварство и сказал самому себе: «Отойди от меня, греховное желание, ведь написано: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти " » ( Гал.5:16 ). И с этими словами Еллий тотчас же отошел от меда в глубочайшую пустыню и там, как бы за невоздержание, наложил на себя суровейший пост, покоряя духу плоть свою и алчбою и жаждою. В третью неделю своего поста Еллий опять встретился с искушением. Он увидел в пустыне на земле лежащие красные спелые яблоки и другие самые лучшие садовые плоды. Познав и тут прелесть вражью, преподобный сказал: «Нет, не только не вкушу, но и не дотронусь я до всего того, что вижу, не стану соблазнять души моей! Буду помнить слова Господа моего: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих " » ( Мф.4:4 ). И, сказав это, Еллий отошел от плодов, не дотронувшись до них так же, как не дотронулся и до меда. Из этого повествования видно, что святые, когда им постом представлялся соблазн вскусить то, чего по их убеждению не должно было вкушать, тогда они признавали этот соблазн за коварство вражье, это коварство побеждали силой воли и всегда выходили из борьбы и с самими собой, и с диаволом победителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Апостол, конечно, знал заповедь Спасителя «не клятися всяко»: но он вот не избегал клятвы Именем Божиим, значит, заповедь Спасителя он относил к обычным житейским разговорам, а не к таким важным случаям, когда необходимость требует утвердить истину клятвой. И действительно, в другом своем послании Апостол не осуждает клятвы, когда говорит: «люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Сам Бог , желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:16–17 ), «и как не мог никем клясться, клялся Самим Собою» ( Евр.6:13 ). «Мною клянусь, говорит Господь ( Быт.22:16 ). А в книге Второзакония есть даже прямая заповедь о клятве: «Господа Бога твоего бойся и именем Его клянись» ( Втор.6:13 ). Ясно, что клятва – дело святое, дело великое, но потому-то и должно употреблять ее с великим благоговением, и притом только тогда, когда сего потребует законная власть. А наша обычная божба есть тяжкий грех: «не очистит Господь приемлющего Имя Его всуе» ( Исх.20:7 ). «Муж кляныйся много исполнится беззакония, и не отступит от дому его язва» ( Сир.23:11 )! 163. Как учит о посте Священное Писание Что такое пост?Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим – произвольное потому, что воздержание поневоле, например, от скудости, или по болезни, или же по тщеславию, – такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Самим Богом: еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: «от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» ( Быт.2:16–17 ). В книге Пророка Иоиля «говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» ( Иоил.2:12 ). В книге Товита говорится: «доброе дело – молитва с постом и справедливостью» ( Тов.12:8 ). И действительно, ветхозаветные праведники нередко постились: так Моисей провел сорок дней и ночей на Синае в самом строгом посте: «хлеба, – сказано, – не ел и воды не пил» ( Исх.34:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

В эту минуту завеса церковная разодралась посредине от верхнего края до нижнего. Земля потряслась, так что расселись камни, многие тела усопших святых воскресли. Сотник и бывшие с ним при кресте воины, видя эти чудеса, сказали: истинно этот Человек был праведник, Сын Божий! Оставшийся на Голгофе народ шел домой с грустью и раскаянием, ударяя себя в грудь. Наступал вечер пятницы. Иудеям не хотелось оставлять тела распятых на крестах до субботы, потому что в эту субботу был праздник Пасхи. Они просили Пилата приказать перебить им голени, чтобы те скорее умерли. Приказание было дано. Воины перебили голени разбойникам; Иисуса же нашли умершим и потому у Него не перебили голеней; но один из воинов копьем пронзил Ему бок, и из раны истекли кровь и вода. ПОГРЕБЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА. Между тайными учениками Иисуса Христа был один член синедриона, Иосиф Аримафейский, человек праведный и благочестивый. В тот же день, поздним вечером, он пришел к Понтию Пилату и просил у него позволения снять с креста тело Иисуса Христа и похоронить. Пилат, узнав от сотника, что Иисус Христос умер, позволил. Тогда Иосиф купил плащаницу (погребальные пелены) и отправился на Голгофу. Туда же пришел и другой тайный ученик Иисуса Христа, Никодим, принесший с собой состав из смирны и алоя Они сняли с креста тело Иисуса Христа, помазали благовониями, обвили пеленами и положили в саду Иосифа в новый гроб (пещеру), а вход в него заложили большим камнем. Первосвященники и книжники, опасаясь, чтобы ученики не унесли ночью тела Иисуса Христа и потом не сказали народу, что Он воскрес из мертвых, утром в субботу пришли к Пилату и сказали: Господин, мы вспомнили, что обманщик тот (Иисус Христос) говорил, что Он через три дня воскреснет; прикажи охранять гроб Его до третьего дня. Пилат позволил. Они приставили стражу к гробу, а к камню приложили печать. К Страстной неделе и празднику Пасхи мы приготовляем себя постом. Пост этот продолжается сорок дней и называется Святой Четыредесятницей или Великим постом. Кроме того, Святой Церковью положено поститься каждую неделю по средам и пятницам: по средам – в воспоминание предательства Иудой Иисуса Христа, по пятницам – в воспоминание страданий Его. Веру в силу крестных страданий за нас Иисуса Христа мы выражаем крестным знамением во время наших молитв. Глава 37. Воскресение Иисуса Христа

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Вопрос 87. Какие существуют церковные заповеди 54 ? Ответ. Главных заповедей Церкви девять 55 . Во-первых, молиться Богу со смиренным и сокрушенным сердцем и тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение, о чем так нас учит Писание: «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). И еще: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). И в другом месте тот же самый Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). Вопрос 88. Какая вторая церковная заповедь? Ответ. Христианину следует ежегодно держать и соблюдать четыре определенных поста. Первый, перед временем Рождества Христова, начинающийся пятнадцатого ноября 56 . Второй, называемый Великим постом, установлен Христом, как говорит Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Третий [пост], святых Апостолов, который Церковь определяет начинать после седмицы Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что в это время святые Апостолы, выходя проповедовать Евангелие, совершали пост, что видно из Деяний: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:3). Четвертый пост – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который начинается первого августа и заканчивается на праздник Успения, пятнадцатого числа этого же месяца. Кроме того, он должен поститься по средам и пятницам, но не по субботам и воскресеньям (это запрещено 66-м правилом святых Апостолов 57 ), за исключением Великой Субботы. Церковь также назначает четырнадцатое сентября, как Воздвижение Святого Креста, когда должен соблюдаться пост, потому что в этот день мы совершаем воспоминание страданий нашего Господа, читая Евангелие, где об этом рассказано. Кроме того, двадцать девятого августа, чтобы почтить постом Усекновение главы [Иоанна] Предтечи. Кроме того, в некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную 58 и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин. Вопрос 89. Какая третья церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010