В самый день пятидесятницы в Иерусалиме, когда собравшиеся сюда на праздник иудеи из разных стран света с удивлением услышали как св. апостолы, вдохновенные Духом Св., говорят на языках всех этих стран о великих делах Божиих, св. Петр, став с прочими одиннадцатью апостолами пред собранием многочисленного народа, произнес проповедь, которую вам передам здесь коротко. Сказав, что великое чудо сошествия Св. Духа давно предсказано пророком Иоилем, св. Петр продолжал: «Израильтяне! Выслушайте слова сии, Иисуса Назорея, мужа, засвидетельствованного вам от Бога чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете и преданного вам по определению и предведению Божию, вы, взяв, убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что невозможно было ей удержать Его. О нем-то предсказывал и пророк Давид, что душа Его не останется во аде и плоть Его не увидит тления. Мы свидетели воскресения Его. Он десницею Божиею вознесен на небо и, приняв от Отца обещанного Духа Святого, излил то, что вы теперь видите и слышите. Сие вознесение Его также предвозвестил Давид, говоря: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную мене…» (т.е. по правую сторону от меня). Итак, твердо разумей народ израильский, что сей Иисус, которого вы распяли, есть Господь и Христос» (т.е. обещанный Искупитель мира) ( Деян.2:22–36 ). Выслушав эту проповедь, многие умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: «Братья! что нам делать?» Петр сказал: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:37–38 ). И около 3000 иудеев крестились и присоединились к Церкви! Чрез несколько дней, исцелив именем Иисуса 40-летнего хромого, св. Петр новою проповедию обратил к вере еще около 5000 их. В то же время проповедуют и прочие апостолы. Ежедневно Господь прилагает церкви своей новых верующих. Скоро она выступает из Иерусалима, распространяется по Иудее и соседним странам.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

В этом месте они оставались по крайней мере семь дней, отчасти вследствие одного обстоятельства, которое должно было чрезвычайно огорчать, уже и без того удрученный дух Моисея. Мариам, его сестра, которой, по промыслу Божию, было предоставлено некогда охранение его в детстве, по-видимому враждовала с Сепфорой, его женой, как с эфиоплянкой, считая ее женщиной нечистой крови 513 . Придя, наконец, к убеждению, что такой союз не соответствовал великому положению Моисея в качестве вождя, и чувствуя некоторую зависть, что он один был исключительным орудием провозглашения повелений Божиих народу, между тем как и она сама была пророчицей, она склонила и Аарона на свою сторону, причем они стали заявлять, что они также могут удостоиться чести участия в божественных откровениях. Но проказа, чудесно поразившая ее, мгновенно пресекла ее честолюбие, хотя она и не могла совершенно изгладить той горечи, которую должно было возбудить в ее великом брате такое возмущение в ближайшем круге его собственного родства. Для того, чтобы пресечь возможность дальнейших случаев подобного же возмущения, в этом именно месте избран был совет из семидесяти старейшин, тот совет, который, по мнению раввинов и даже некоторых христианских богословов, был прообразом великой синагоги, которой иудеи так много были обязаны по возвращении своем из плена Вавилонского. Будучи утверждены в этом своем достоинстве народом ( Числ. 2:24, 26 ), они собрались вокруг священной скинии, и тут представилось невиданное еще зрелище, как именно все это собрание старейшин охвачено было пророческим восторгом под влиянием Духа Божия. «И сошел Господь в облаке, и говорил с Моисеем, и взял от Духа, который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали» ( Чис. 11:25 ). Случай этот дал повод к проявлению возвышенного духа Моисея. Двое из их числа, именно Елдад, «возлюбленный Богом», и Модад, «любовь», получив божественное вдохновение, хотя они и не присоединялись к остальным в скинии, стали пророчествовать в том месте, где они были, именно в стане.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Дух Святой, сойдя на учеников Христовых, сразу обнаружил Свою божественную мощь в тех значительных внутренних изменениях, которые Он произвел и в них, и в тех, которые по их слову обратились в христианство (Деяния 2 гл.). Апостолы, как мы знаем, были людьми простого происхождения – некнижными, совсем не владеющими словом, робкими. Когда же Дух Святой обогатил их духовные силы, они настолько исполнились мудростью и даром вдохновляющего слова, что стали успешно обращать к вере тысячи, десятки тысяч людей – не только простого, но и знатного происхождения, а также людей ученых. Апостол Павел (хотя получил разностороннее образование и прекрасно владел словом) успех своей проповеди приписывал не своему красноречию, а именно действию Духа Святого, зажигающего веру в людях: «Слово мое и проповедь моя , – пишет апостол, – были не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении Духа и силы» (1 Кор. 2:4). Насколько мощными были духовные перемены в людях, производимые благодатью Святого Духа, можно проследить по жизни первохристианской общины в Иерусалиме. «[Тогда верующие] , – свидетельствует апостол Лука, – пребывали вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме, и преломляя по домам хлеб, принимая пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и пользовались любовью всего народа... У множества верующих было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее ... Не было между ними никого нуждающегося» (Деян. 2:42—47; 4:32—35). Замечательно, что это вдохновенное горение любви к Богу и людям первых христиан не могли погасить ни гонения, ни тюремные заключения, ни даже казни. Вместо того чтобы пасть духом или озлобиться, верующие иудеи радовались, что страдают за Христа (Ев. 10:34. О духовной радости, производимой Духом Святым смотри еще: Ис. 12:3; Иез. 36:26—27; Мт. 11:28; Ин. 8:36; Ин. 16:22; Рим. 5:1—5; Рим. 8:37; 2 Кор. 1:4—5; Фил. 4:7; 1 Фес. 1:6; Кол. 1:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2620...

...Естественно для Божественной благодати...- воссоединять ум не только с сердцем и душой, но и с телом, давать им одно правильное стремление к Богу (112, 115). Пред утешением, доставляемым Божественной благодатию, ничтожны все радости, все наслаждения мира... (111, 179). Благодать Божия, осенив кающегося, разрушает в нем царство греха, водворяет Царство Божие... Епископ Игнатий (Брянчанинов) (112, 440). ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА Бывает, что душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе Его запечатленный образ, и Бог как бы вселяется в нее. Тогда, став вдохновенной от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, она становится достойной пророческого дара. И Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для понимания видений, какие Ему угодно сообщать. Святитель Василий Великий (5, 8). " Не вливают также вина молодого в мехи ветхие " (Мф. 9, 17). Истлевших от ветхости и отвергнувших новую благодать, Господь нарек " мехами ветхими " , как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Так проявил себя Каиафа, ибо, услышав от Господа, что Он - Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, приняв закон Духа жизни, не только, поучаемый, не отрицал, но и, вопрошаемый,- исповедал (Иисуса - Сыном Божиим), обнаружив насажденное в нем познание истины. Преподобный Исидор Пелусиот (115, 480). " И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян. 2, 3-4). Известно всем, как Дух Святой сошел на апостолов-как изобильно, как чудесно и с каким успехом. Евангелист Лука пишет, что это чудо совершилось почти при собрании всего мира. Поразительно было слышать тогда этот шум, неожиданно пришедший с неба, услаждавший слух учеников, прочих же всех устрашающий. Это-дыхание ветра, приятностью касающееся души. Разделенный на пламенные частицы, огонь играл на головах апостолов, и сила его давала им способность разными языками славить величие Божие. Эта сила проницала ум и просвещала его Божественным светом. Она проникала и в сердце, и от этого огня тотчас возжигался огонь любви, огонь мира, огонь духовной радости!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

И вся эта пестрая в языковом отношении толпа была привлечена «шумом с неба» и собралась у дома, где произошло сошествие Святого Духа на апостолов, и, как написано в Деяниях 2:6, «каждый слышал их говорящих его наречием»,“а иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина (2:13). Есть ли здесь противоречие? Думается, что нет. Представьте: огромная толпа, всеобщее смятение, взволнованные апостолы, по вдохновению Святого Духа говорящие на неизвестных им языках. Одни удивляются тайне Божией, другие, может быть не расслышавшие в этом общем смятении своего языка, пытаются объяснить чудо по своему разумению – каждому по вере. Не повторяется ли это каждый раз, когда происходит чудо – и по золе Божией опровергаются наши представления о законах природы? Нет сомнения, что именно святоотеческая традиция понимания глоссолалии точно соответствует описанию в Деяниях, хотя, безусловно, много остается вопросов, на которые ответов нет. Понимали ли апостолы то, что говорили по наитию Святого Духа? Было ли это чудо говорения или слышания, т.е. апостолы говорили на одном, родном своем языке, а собравшийся народ слышал их каждый на своем наречии? Таким вопросом задавался уже св. Григорий Богослов , но склонялся к первому толкованию. В одних ли формах проявлялась глоссолалия апостолов и коринфских христиан? Святоотеческая традиция склонна считать эти явления одной природы, хотя, если вчитаться в I Коринфянам можно увидеть некоторые новые черты. Апостол говорит, что одни одарены «даром языков», другие – даром «истолкования языков» ( 1Кор.12:10 ); «если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много, трое, и то порознь, а один изъясняй» (14:27); «кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (14:2). Можно предположить, что дар говорения на незнакомом языке в общине одноязычной становится лишенным внутреннего смысла и требует помощи для восприятия. Возможно, возвращаясь к вопросу св. Григория Богослова о чуде говорения или слышания, чудо Пятидесятницы имело и ту и другую форму, а позднее у коринфян проявилась двояко – дар говорения и дар истолкования.

http://azbyka.ru/govorenie-yazykami

И можно ли сомневаться, что если бы рабочие, призванные первыми, были бы первыми и в любви, то и они получили бы больше, – не случайно же хозяин начал с последних. Но они решительно осудили любовь и остались при своём жалком динарии и при осквернённой завистью душе… Поэтому, чем больше работаешь Господу, тем более будь внимателен, чтобы в один миг не потерять наработанного за всю жизнь! О даре языков Четверг Мф. 20:17–28 1Кор. 14:6–9 Среди многих даров Святого духа в древней Церкви был так называемый дар языков, когда человек по вдохновению свыше вдруг начинал молиться на ином языке. Причём, это не были просто иностранные языки, ведь Апостол о получивших такой дар говорит, что «никто не понимает его, он тайны говорит духом» ( 1Кор. 14:2 ). Обилие в древней Церкви всевозможных даров понятно. Апостолы сообщали людям основы веры благочестия и шли дальше. А в жизни созданной общины возникало потом много частных проблем, и их нужно было решать. Письменные евангелия появились не сразу; посланиями Апостолы не могли часто назидать свою паству, а посещать ещё – реже. И поэтому Дух Святой непосредственно назидал верных. И дар языков – это было как раз первой ступенью схождения Духа. Это было как бы громогласное стучание в дверь души, в дверь сознания. Это было первым свидетельством присутствия Духа. И человек в состоянии невыразимой радости от прикосновения с небесным начинал молиться словами, неведомыми даже ему самому. Это был личный дар только этому человеку, и поэтому: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» ( 1Кор. 14:2 ), «тот назидает себя» ( 1Кор. 14:4 ). Этот дар очень способствовал личному возрастанию в вере, и люди так увлекались, что приходилось напоминать и о последующей ступени: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали… чтобы церковь получала назидание». «Благодарю Бога моего, – пишет он о себе, – я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» ( 1Кор. 14:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И Она пришла в Горнюю страну, вошла в дом Захарии и поприветствовала Елисавету обычным, как мы говорим, приветствием: «Здравствуйте!» И когда Елисавета услышала приветствие Марии, «взыграл младенец во чреве ее»! Вот, мужчины, какими бы они ни были — праведными или преподобными — никогда не смогут этого испытать: только женщины понимают это! Только женщины имеют великую радость ощущать младенца, подрастающего в утробе своей. И «взыграл младенец во чреве ее». Что значит «взыграл»? Значит, начал ручками и ножками шевелить. Как ребенок, когда он уже родился, может ходить, двигаться, прыгать, бегать, когда ему нравится, когда ему хорошо, когда ему весело. Так вот, этот младенец — Иоанн Предтеча — взыграл во чреве, то есть, стал двигаться и выражать свою радость. Почему он начал это делать? Конечно, не потому, что ему захотелось просто подвигаться, а оттого, что совершилось нечто необычное! И читаем об этом дальше: «Елисавета исполнилась Святого Духа...» Какие сильные слова! Не просто так! Святого Духа Елисавета исполнилась! И младенец взыграл не просто так! И Елисавета, когда она ничего не знала и даже ведать не ведала, вдруг Духом Святым сказала удивительные слова: «Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего!» И дальше: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» Это пророческое свидетельство, которое произносит Елисавета по вдохновению от Духа Святого. Ничем другим нельзя объяснить это событие. Пришла «Матерь Господа моего ко мне...» Она еще не стала Матерью, но вневременное уже вошло во время. Она еще только-только «неизреченно зачала», а уже названа — впервые, громко, вслух: «Матерь Господа моего»! Это говорит старая беременная женщина маленькой Отроковице! Это надо понять! Как она могла так сказать: «Матерь Господа моего»? «Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем». И дальше — удивительно по-женски, по-родственному она говорит: «И блаженна Веровавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа...» То есть, «как счастлива Ты, что поверила в то, о чем Тебе сказано от Господа!» Потому что Захария не поверил — и языка лишился! Захария молчит, потому что подверг сомнению сказанное ангелом Божиим. «И сказала Мария» (по-славянски это торжественнее звучит, чем по-русски: «И рече Мариам»). И вот здесь звучит удивительная и тоже боговдохновенная песнь Пресвятой Богородицы, которая поется каждую службу: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем...» И дальше на всех всенощных мы припеваем: «Честнейшую Херувим...» А это — Ее слова, слова благодарности, слова торжества, слова пророческие.

http://pravoslavie.ru/69792.html

И подумал я: не буду я напоминать о Нем, и не буду более говорить во имя Его; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» ( Иер.20:7–9 ). Сие приведенное свидетельство прор. Иеремии о себе, касающееся личного его психического состояния в моменты вдохновения духа его Духом Божиим, показывает, что «наитие свыше» и даваемые ему откровения Божии не только отчетливы и ясны были для личного его сознания, но и подлежали личному его обсуждению и как бы контролю личной его воли, ибо, в силу личного самоопределения пророка, глаголы Божии «удерживались» им в себе до «истомления» себя от сего личного своего волевого акта. Таким образом, вполне обоснованною и вполне изъясненною является для нашего разумения истина о том, что вдохновение «человека Божия» от Духа Божия, для личного сознания самого человека Божия и для волевых его изволений, во всех моментах «озарения свыше» духа человеческого, являет высшее духовное прозрение, открывает высший духовный слух, дабы человек возмог «видеть» сокровенное и «слышать» таинственные глаголы Божии, причем общее высшее «просветление» интеллекта и внутренних чувств его нисколько и ни в чем не «застеняет» собою личной его силы, т. е. личной воли «человека Божия». Вот почему Господь, давая свои откровения «человеку Божию», вместе ему же внушает, обращаясь уже как бы к личной его «силе» и к его личной верности: «пророк..., у которого Мое слово, – говорит Господь, – пусть говорит слово Мое верно» ( Иер.23:28 ), т. е. пусть не перетолковывает его и не извращает его смысла и значения, так как, в силу даруемых пророку «откровений свыше» – от Бога, на «нем наречено имя Божие» ( Иер.15:15–17 ). Поэтому, хотя «пророчество книжное», т. е. пророчество, заключенное в книгах Св. Писания, скажем словами Апостола, «по своему сказанию не бывает (δας πιλσεως ο γνεται), т. е. по личному соображению, или по личному его истолкованию не бывает; «не бо волею бысть когда человеком (ο γρ θελματι νθρπου), т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

и сказал: говорит Валаам... слышащий слова Божии, который видит видения Всемогущего» ( Числ. 24,1–4 , ср. ст. 16). Ср. историю «человека Божия», обманно приглашенного к пророку, о котором тем не менее говорится: «когда они еще сидели за столом, слово Господне было к пророку, воротившему его» ( 3Цар. 19, 18 ); «и сказал: так говорит Господь». О пророке Ахии , к которому обратилась жена Иеровоамова, говорится: «и сказал Господь Ахии» (и проч. 3Цар. 14, 5 ), и сказал Ахия жене: «так говорит Господь Бог Израилев» (7), и далее излагается самое пророчество: «так Господь сказал» (11). О пророке Илии говорится: «было слово Господне к Илии» ( 3Цар. 17, 8; 18, 1 ), «и была на Илии рука Господня» (18, 46). Сюда же относится богоявление Илии у горы Хорива ( 3Цар. 19, 5– 18 ), а также рассказ о двух пророках: Седекии (лжепророк) и Михее ( 3Цар. 22, 11–25 ) – и истории о вознесении Илии на небо с сообщением «духа» его вдвойне пророку Елисею ( 4Цар. 2,1–15 , ср. 3,15). Ср. рассказ о Иозииле , на которого «сошел Дух Господень среди собрания» (Парал. 20, 18). У пророка Михея (3, 8; читаем: «я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости», и у Захарии (7, 12): «сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков». С особенной силой и постоянством мы имеем это указание на пророческое вдохновение от Духа Божия в книгах великих пророков о слове Божием: «слово, которое было в видении к Исаии» (21), « и сказал мне Господь» (8, 1), и в других местах (и даже: «так говорит Господь помазаннику Своему Киру», 45,1). Также у Иеремии (от 1, 4 и по всей книге), у Иезекиля : «и видел я видения Божия» (1,4), «и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне (2, 1 и в др. местах), «и вошел в меня дух» (2,2; 11,5), «и была на мне рука Господня» (8,1 и в др. местах). Все эти разные, но в сущности своей равнозначные выражения свидетельствуют о Духе Божием, «глаголавшем пророки», причем, однако, это выражение символа представляет собою уже догматическую экзегету текстов в применении именно к Духу Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Исаия был сын некоего Амоца 1 . Призванный и посвященный Господом Вседержителем на пророческое служение, он совершал свою высокую, трудную и чрезвычайно важную деятельность при постоянном и непосредственном содействии силы святого Духа ( Ис.6:1,5–8; 48:16; 61:1–3 ). Премудрость Божия озаряла сознание и своим светом восхищала разум пророка так, что он всецело и глубоко сосредоточивал свое внимание на предметах божественного откровения ( Ис.26:9 ). В состоянии такой глубокой сосредоточенности духа, когда, под воздействием силы Духа Божия, ослаблялась деятельность всех внешних органов чувств, ум пророка в высочайшей степени ясно созерцал то, о чем естественно совершенно не мог знать: для него духовное было удобопонятно, как вещественное, отдаленное будущее представлялось ясным и наглядным, как настоящее, наблюдение боговдохновенных образов и восприятие божественных внушений делались точными и отчетливыми, как созерцание картин внешней природы и жизни, как восприятие слов наставника. «Из чувственных наших органов, самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение; и вожделенного не воспримет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего и пророк называется видящим и провидящим: 1Цар.9:9 . Амос.7:12 » ( Василий Великий ). Что по божественному вдохновению, ясно воспринимал пророк, то он твердо помнил и, по своему усмотрению, по мере надобности сообщал другим устно или, по повелению Божию, точно записывал ( Ис.8:1;30:8 ). Подлинность пророческих видений Исаии засвидетельствовал премудрый Иисус сын Сирахов (II в. до Р.Х.). Он говорит: «Пророк Исаия великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю (Езекии). Великим духом своим он провидел отдаленное будущее, и утешал сетующих в Сионе. До века возвещал он будущее и сокровенное, прежде, нежели оно исполнилось» ( Сир.48:25–28 ; Ис.61:1–3; 44:7,23–26; 38:1–2,4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010