5 подвижных праздников (Преображение, Успение Пресв. Богородицы, Воздвижение Креста, воскресенье, ближайшее к 18 нояб., Богоявление) являются точками отсчета недель для той части Г. ц., к-рая не входит в круг пасхальных праздников. Успение празднуется в воскресенье, ближайшее к 15 авг., и имеет попразднство в 9 дней. Воздвижение приходится на воскресенье, ближайшее к 14 сент., и имеет попразднство в 7 дней. За 50 дней до Богоявления (6 янв.) начинается Иснакац (50-дневный пост), к-рый отсчитывается от воскресенья, ближайшего к 18 нояб. Раздельных праздников Рождества Христова и Крещения нет, праздник Богоявления 6 янв. совмещает в себе оба воспоминания (тем не менее в V-VIII вв. Рождество в Армении могло праздноваться отдельно). На 8-й день после него празднуется Обрезание (13 янв.), на 40-й - Сретение (14 февр.), за 9 месяцев до Богоявления - Благовещение (7 апр.). Из визант. традиции в XIII-XVIII вв. были заимствованы праздники Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.), Введения Пресв. Богородицы во храм (21 нояб.) и Зачатия Богородицы прав. Анной (9 дек.). В 6-е воскресенье после Пятидесятницы совершается праздник Обретения фимиамника и ризы Пресв. Богородицы, а в 3-е воскресенье после Успения - Обретение пояса Пресв. Богородицы. Кроме Воздвижения празднуются Обретение Креста в Иерусалиме в 326 г. (в 7-е воскресенье после Воздвижения), Явление Св. Креста в Иерусалиме в 351 г. (5-е воскресенье после Пасхи), Обретение Креста на горе Вараг в 653 г. (3-е воскресенье после Воздвижения). В честь Церкви отмечаются следующие праздники: на Антипасху - основание Церкви и обращение язычников, в 3-е воскресенье после Пасхи - основание Иерусалимской Церкви, в 3-е воскресенье после Пятидесятницы - основание собора в Эчмиадзине, в субботу перед Успением - его освящение, в субботу перед Преображением - праздник Ветхозаветного кивота и Новозаветной Церкви, в субботу перед Воздвижением - освящение храма Воскресения Христова в Иерусалиме, во вторник, в среду и в четверг после Воздвижения - освящение храмов Рождества Христова в Вифлееме, Вознесения и Успения в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/год ...

Богородицы»; К. М., как создатель канона на Успение Пресв. Богородицы, представлен со свитком с начертанными на нем строками из стихиры утрени этого праздника. Еще раз такой же вариант размещения К. М. и прп. Иоанна Дамаскина встречается рядом с композицией «Успение Пресв. Богородицы» в ц. вмч. Георгия в Полошко, Македония (ок. 1370, впосл. переписаны). Ту же композицию в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314) попарно обрамляют 4 фигуры песнотворцев или 2, как в ц. св. Петра в Беренде, Болгария (XIV в.). В Боянской ц. свт. Николая Чудотворца, Болгария (между 1156 и 1188) фигуры К. М. (сохр. частично) и прп. Иоанна Дамаскина расположены парно на юж. и сев. склонах (соответственно) зап. свода, фланкируя композицию «Распятие»; текст на свитке К. М., а также надписи, индентифицирующие образ, не сохранились, в данном случае логику размещения здесь этого гимнографа подтверждают его труды составителя песнопений Великого четверга и Великой пятницы, а также канона на Воздвижение Креста Господня. Та же схема повторена в росписи трапезной (2-я пол. XIII в.- по А. Орландосу, посл. четв. XIII в.- по И. Коллиасу) мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе. В ц. Пресв. Богородицы Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.) К. М. и прп. Иоанн Дамаскин представлены на вост. склоне арки, рядом с композицией «Введение во храм Пресв. Богородицы». В ц. свт. Николая Чудотворца в с. Манастир близ Прилепа, Македония (1271) гимнографы (К. М. в составе 4 фигур) помещены по сторонам композиции «Древо Иессеево», тексты в их свитках отражают тему Боговоплощения. Данный композиционный принцип размещения гимнографов - рядом со сценами воспетых ими праздников, известен и в иконописи, напр., на визант. иконе «Успение Пресв. Богородицы, с избранными святыми в клеймах» (кон. XIV - сер. XV в., Музей Павла и Александры Канеллопулос, Афины). Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота в части рекомендаций по росписи храма предписывает изображать гимнографов в 4-м ярусе сверху наряду с мучениками, иерархами «в остальных местах», кроме алтаря и клиросов, т.

http://pravenc.ru/text/2458835.html

Ксиропотам - конак-келлия вмч. Димитрия Солунского (на площади Протата). Зограф - конак Преображения Господня (рядом с автобусной остановкой), построенный в 1901 г.; старый конак Вознесения Господня (рядом с новым), храм к-рого украшен фресками 1-й пол. XVIII в., выполненными под влиянием творчества иером. Дионисия Фурноаграфиота, и келлия Всех святых (к северо-западу от Андреевского скита). Дохиар - конак-келлия Всех святых, к-рую мон-рь получил от Хиландара в обмен на келлию свт. Николая Чудотворца (Кохлиара), и новопостроенная келлия ап. Иоанна Богослова (справа от развилки дороги на Иверский мон-рь). В ранее принадлежавшей Дохиару келлии мучеников Евстратия, Евгения, Мардария, Ореста и Авксентия (рядом с Протатом) с 1811 г. действовала известная мастерская граверов по меди. Каракал - конак-келлия Успения Пресв. Богородицы и 3 келлии: Всех святых (за зданием Свящ. Кинота), где работало братство иконописцев-карпенисиотов; Рождества Пресв. Богородицы, или Макареев (за Протатом), получившая название в честь живших в ней в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. художников из Галатисты мон. Макария и 3 его племянников - мон. Вениамина, иеромонахов Макария и Захарии; плохо сохранившаяся Введения во храм Пресв. Богородицы (или Ставрудадико, названная так из-за изготовления крестов), в которой прп. Никодим Святогорец принял постриг в великую схиму от старца Дамаскина и работал над своими сочинениями. Филофея монастырь - конак-келлия равноап. Космы Этолийского (1964) на площади Протата. Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Келлия Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Симонопетра Симонопетра - конак-келлия Всех святых (куплена в 1877, с 1944 - представительство) и 4 келлии. Одна из них - вмч. Георгия Победоносца (Калафа, το Καλαθ), основанная в XIV в., находится на площади, где останавливаются автобусы, в ней размещен магазин церковных товаров. Остальные вместе с конаком расположены слева от развилки дороги к Иверскому монастырю: Честного Креста; вмч. Мины и свт. Николая Чудотворца (Капрули, το Καπρολη), известная с 1066 г., где в 1512 г. принял монашеский постриг и неск. лет подвизался прп. Дионисий Олимпийский . Фрагменты фресок в храме келлии датируются кон. XV - нач. XVI в. После 1730 г. служила конаком. Здесь жил с учениками старец Хаджи-Георгий. Еще одна келлия, Благовещения Пресв. Богородицы (Кацулиеридес), в овраге Адин, относится к Капсале, а не к К. Она была основана в 1450 г. и куплена Симонопетрой в 1660 г., с 1840 г. в ней размещалась рус. монашеская община, с 1987 г.- община старца архим. Хризостома (Кацулиериса) (канонические игумен и братия Эсфигмена), восстановлена после пожара 1990 г.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕЖИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ), находится в г. Нежине Черниговской обл. (Украина). Основан, вероятно, во 2-й пол. XVII в. «Когда и кем он был основан - нет никаких сведений, а по наличию в нем Евангелия, напечатанного во Львове 1678 года, можно видеть, что он существует более ста лет»,- писал в 1786 г. А. Ф. Шафонский ( Шафонский. 1851. С. 462). Архиеп. Филарет (Гумилевский) считал, что Н. В. м. основан ок. 1660 г., при царе Алексее Михайловиче , вдовой полковника малороссийского Стародубского полка Анной Бриславской (в монашестве Евдокия), но источников, подтверждающих эти сведения, не приводил. На выкупленных Бриславской землях в предместье г. Нежина были построены небольшие кельи «для приюта престарелых и бедных», а вскоре по благословению Черниговского и Новгород-Северского архиеп. Лазаря (Барановича) возведены деревянные собор в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и (к востоку от него) - ц. во имя св. прор. Илии ( Филарет (Гумилевский) . 1873. С. 1-2). Евдокия (Бриславская) стала 1-й игуменией обители. Среди почитаемых настоятельниц известна «честная житием старица» Памфилия Кулябковна († 16 мая 1747). Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в. Монастырь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы в Нежине. Фотография. Кон. XIX в. В 1756 г., при игум. Елевферии, в Н. В. м. сгорели обе церкви и кельи. Согласно ведомости 1767 г., в обители имелась новая деревянная Илиинская ц. (освящена при игум. Елевферии 12 янв. 1757). При игум. Екатерине (Клецуковне), возглавлявшей мон-рь в 1758-1763 гг., и при игум. Марфе (1763-1767) строились каменная игуменская и деревянные сестринские кельи. Одноглавый бесстолпный Введенский собор (1778) в стиле барокко выстроен из кирпича (кладка с подрезкой швов). По пространственной и планировочной композиции храм принадлежит к одному из разновидностей тетраконха с прямоугольными очертаниями юж. и сев. ветвей. Фасады расчленены пилястрами, над к-рыми раскрепован тонко профилированный завершающий карниз. Фасады юж. и сев. ветвей имеют фронтоны полукруглого очертания с овальными окнами в тимпанах. Окна с лучковыми перемычками декорированы профилированными тягами из кирпича и оштукатурены. Сандрики имеют форму лучкового фронтона. Глава украшена 8-гранным барабаном с 2-ярусным профилированным карнизом и барочным куполом.

http://pravenc.ru/text/2564836.html

XIV в.); в ц. Преображения мон-ря Зрзе (Македония, 1368/69); в ц. свт. Николая в Рамаче (Сербия, ок. 1385); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы в Нова-Павлице (Сербия, до 1389); в соборе Христа Спасителя в Цаленджихе (Грузия, 1384-1396); в минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния, 1391); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (Кипр, 2-я пол. XIV в.); в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия, 1418); на окладе иконы «Христос Пантократор» из афонского мон-ря Ватопед (кон. XIV-XV в.). В поствизант. памятниках изображения О. В. встречаются: в ц. арх. Михаила в Педуласе (Кипр, 1474); в ц. Св. Креста в Пелендри (Кипр, 2-я пол. XV в.); в ц. Св. Креста близ Платанистасы (Кипр, 1494); в ц. Введения во храм Пресв. Богородицы (Склаверохори, Крит, XV-XVI вв.); в ц. св. Созомена (Галата, Кипр, 1513); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Курдали (Кипр, 1-я четв. XVI в.); в церкви афонского скита Моливоклисья (1536); в соборе Рождества св. Иоанна Предтечи афонского мон-ря Дионисиат (1546/47); в ц. вмч. Георгия мон-ря Воронец (Румыния, 1547); в соборе в честь Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря (Греция, 1552); в минологии нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561); в ц. свт. Николая в Дубочице (Сербия, 1565); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Студеница (1568); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Морача (1577/78); в ц. Преображения Господня в Палеохоре (Крит, XVI в.); в трапезной афонского мон-ря Дионисиат (1603); в ц. свт. Николая Чудотворца «тис Феологинас» в Кастории (1609); в трапезной афонского мон-ря Хиландар (1621); в минологии ц. свт. Николая в Пелинове (Сербия, 1717/18); в ц. 40 мучеников афонского мон-ря Ксиропотам (1783) и др., а также на иконах: «Онуфрий Великий» из епископии в Морфу (Кипр, XV-XVI вв.); «Онуфрий Великий и Петр Афонский» из афонского мон-ря Пантократор (кон. XVI в.); «Гостеприимство Авраама, Уготованный престол, Вознесение Христово и святые» Андреаса Рицоса в Музее изящных искусств (Токио, XVI в.); «Онуфрий, с житием» Еммануила Скордилиса (50-70-е гг. XVII в.) из мон-ря св. Иоанна Крестителя на о-ве Патмос; на створке триптиха из того же мон-ря (2-я пол. XVI в.). По иконографическому образцу др. преподобных во 2-й пол. XVI в. писали иконы с композицией «Успение св. Онуфрия», напр. икона из Музея визант. и христ. искусства в Афинах. Об изводе кончины О. В. в памятниках укр. и белорус. иконописи, а также в рус. иконописи синодального времени см.: Зеленина Я. Э. Икона «Кончина прп. Онуфрия со сценами жития»//Рус. иконы на Синае: Жалованные грамоты, иконы, произведения декоративно-прикладного искусства из собр. мон-ря вмц. Екатерины на Синае. М., 2014. Кат. 49. С. 353-357.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

Келлия свт. Николая Чудотворца «Халкия» Келлия свт. Николая Чудотворца «Халкия» Несколько келлий, расположенных на некотором отдалении к востоку от Кутлумуша, относятся к К. весьма условно. Это келлии Рождества Пресв. Богородицы (Панагуда), где в 1978-1993 гг. подвизался старец Паисий Святогорец ; прп. Христодула Патмосского, недавно построенная, где принимает паломников старец мон. Гавриил; ап. Иоанна Богослова братства литургиста и писателя иером. Григория. Кроме того, к карейским келлиям иногда относят новую келлию прп. Никодима Святогорца на Калиагре, в которой живет рус. старец Артемий (Козеренов). В келлии св. Иоанна Предтечи (Сакареллу, το Σακαρλλου), к северо-востоку от Протата, рядом с келлией Иоасафеев, в 1842 г. была размещена возрожденная церковная школа Афониада; в наст. время здание используется в качестве архондарика Свящ. Кинота. В алтаре храма келлии, освященного в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, сохранились росписи 1753 г. Ап. Петр. Фреска келлии Равдуху. XII в. Ап. Петр. Фреска келлии Равдуху. XII в. Пантократор - конак-келлия Трех святителей и 8 келлий: Равдуху (Введения во храм Пресв. Богородицы, с сев.-вост. стороны Кутлумуша, недалеко от входа), впервые упоминаемая в 998 г., в 1316 г. занимала 14-е место в иерархии афонских мон-рей, в храме келлии сохранились фрагменты фресок XII в.; свт. Николая Чудотворца (рядом с Равдуху); Благовещения Пресв. Богородицы (рядом с Равдуху), старцем к-рой является иером. Паисий (Кирьяку), духовник Иоанна Богослова мон-ря близ Суроти и Илариона Могленского мон-ря; Успения Пресв. Богородицы (рядом с Равдуху); Рождества Пресв. Богородицы (рядом с Равдуху); «Достойно есть», или Адин (к северу от скита ап. Андрея Первозванного, в овраге Адин), где в 982 г. арх. Гавриил научил подвизавшегося в ней инока правильному пению молитвы «Достойно есть», во время греч. национально-освободительного восстания в 1821-1822 гг. келлия пришла в запустение, в 1841 г. была восстановлена рус. иером. Иосифом, к-рый в 1843 г. передал ее болгарину о. Феофилакту; вмч. Георгия Победоносца Фанеромена (т. е. Явленного, на границе с Ано-Капсалой), на месте древнего мон-ря Плакар, название связано с чудом вмч. Георгия (в отсутствие братии в келлию пришли разбойники, к-рым явился великомученик и прислуживал в образе послушника, но затем разбойники оказались пригвожденными к своим местам), здесь подвизался старец Евлогий († 1948, ученик Хаджи-Георгия), долгое время была заброшена, недавно восстановлена одним из монахов мон-ря Филофея; Преображения Господня (Мутафи, το Μουτφη) на границе с Ано-Капсалой (μουτφης - изготовитель торб и мешков из шерстяной ткани). Ряд келлий мон-ря Пантократор находится на Капсале и к К. не относится.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

– Так, что же, мама, это называется Благовещением-то, когда Богородицу выдали замуж за Иосифа? спросили мать дети. – Нет, сейчас пойдет рассказ о самом Благовещении, отвечала мать. – Ах, как хорошо! Мама еще будет рассказывать! А мы думали было, что она рассказала все о Благовещении! кричали в радости дети. Мать продолжала: в городе Назарете в доме Иосифа однажды, – это было 25-го марта, – пресв. Богородица читала священную книгу, а именно книгу одного из пророков, т. е. таких св. людей, которые, по внушению Божию, предсказывали будущее, особенно об Иисусе Христе. Она дошла до места, где было предсказано пророком, что Спаситель родится от девы, остановилась и подумала: «Как счастлива эта дева, матерь Спасителя! Я недостойна быть этою девою; а как была бы и я счастлива, если бы мне быть хотя служанкою ее!» В это-то время вдруг является пресв. Богородице ангел, которого послал к ней Сам Бог, и говорит, что она-то и будет этою девою-матерью Спасителя. – А! произнесли при этом дети. – «Радуйся, Мария! продолжала мать, Господь с Тобою!» сказал Богородице ангел, явившись ей. Пресв. Богородица испугалась, когда вдруг увидала ангела в своей комнате. Ангел, успокоив пресв. Богородицу словами: «Не бойся, Мария», продолжал возвещать ей о рождении Спасителя: «Ты, Мария, обрела благодать, т. е. милость у Бога; вот ты родишь Сына, и назовешь Его Иисусом» (с греческого, ИИСУС значит: СПАСИТЕЛЬ). Когда говорить ангел, то св. Богородица несколько успокоилась и затем с покорностью воле Божией сказала: «Я раба Господня. Да будет как угодно Богу». После этого ангел отошел от Богородицы и вознесся опять на небо. После рассказа мать показала детям картину Благовещения. Рассмотрев и расспросив то, что дети видели на ней, стала давать им вопросы для повторения рассказа. – Долго ли оставалась при храм пресв. Богородица, после своего введения туда? – Пока выросла большая, отвечала Лиза. – До 14-ти лет, прибавил Миша. – Куда после того возвратилась из храма Богородица? – Ей нужно было возвратиться к родителям, или прямо выйти замуж. Но родители Богородицы Иоаким и Анна уже умерли. А замуж она не захотела идти, потому что хотела любить только одного Бога и служить Ему без всякого препятствия и дала обещание Богу не выходить замуж, а оставаться девою. Так и сделала она, сказала Лиза.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

л. 144. О именех, глаголемых жидовским языком в книгах церковных сказаною, преложено неразумное на разум, иже в Евангелии, и в Апостоле, и в Псалтыри, и в Паремии, и в прочих книгах. Нач. Аллилуйя – пойте Бога, аминь – истиною. Срав. И. екс. болгар. л. 193. л. 151 об. Св. Епифания от Панария. Отрывок, за тем от Анкюрота – исчисление народов от трех сынов Ноя. л. 156. Сказание в образ притчи о житии человечьсте. Нач. Уподобися, взлюблении, наш живот в житеи семь человеку всельшюся в двор. Притча о дворе и о змие, Христофора патр. александрийского (см. 748 л. 186), напечатана в русс. переводе в Душепол. Чтении 1860 г., ч. 11, стр. 199–211. 3 . (2006.) Псалтирь с прибавлениями, устав. красивый, исх. XV века, в лист, 267 листов, заставки и заглавие писаны золотом. л. 5. Заглавие: Давида пророка и царе песнь. Псалмы, числом 150 кроме заключительного, разделены на кафизмы и славы. л. 193. Девять библейских Песней. л. 211. Полиелеос, иже есть многомилостиво, Никифора Влеммида любомудреца избрание Псалмом на царьскыа праздники и в памяти Святых. л. 240 об. Канон благодарствен пресв. Богородицы. л. 246 об. Канон Благовещению гл. 4. л. 253. Два канона в неделю Пятидесятницы кир Козмы гл. 7 и Иоанна гл. 4. л. 260. Канон молебен пресв. Богородицы (Одигитрии). На первых и конечных 4-х листах в нач. XVII в. выписаны для пения по клиросам псалмы 103, 140, 141, 134–136; против стихов, написанных в тексте киноварью, на поле поставлены буквы И. Л. На обороте л. 263, по окончании канона Одигитрии, вдоль по полю: А сю Псалтырю написал старец Пахнутие. 4. (2005.) Паремейник, устав. в два столбца, исх. XIII века, в лист, 142 листа, без начала и конца. Содержит: л. 1. Паремии – сначала Триоди постной от 2-го чтения в среду сыропустной недели ст. 14 гл. 3 пр. Иоиля, потом – цветной от Вознесения Господня. л. 114 об. Паремии по месяцеслову на праздники Господские, Богородичные и нарочитых Святых, именно: сент. 1-го Новому лету, 6-го в воспоминание чуда архистратига Михаила, 8-го Рождеству пресв. Богородицы, 14-го Воздвижению честного Креста, 26-го св. И. Богослову; ноябр. 8-го на собор архистратига Михаила, 13-го св. И. Златоустому, 21 Введению во храм пресв. Богородицы; янв. 1 Обрезанию Господню, 25 св. Григорию Богослову ; февр. 2 Сретению Господню; март. 25 Благовещению пресв. Богородицы; июня 24 Рождеству Иоанна Предтечи, 29 свв. ап. Петру и Павлу; июля 16 св. Отцам, 20 св. пр. Илии, 24 свв. Борису и Глебу; авг. 6 Преображению Господню, 15 Успению пресв. Богородицы, 16 Пренесению нерукотв. Образа, прерывается на первом чтении.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕПАВИНА Муж. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы Загребско-Любянской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в с. Соколовац близ г. Крижевци (Хорватия). Основан между 1550 и 1555 гг. или в 1580 г. Разрушен в 1590 г., восстановлен в 1598 г. В 1632 г. хиландарские монахи Григорий и Виссарион поставили деревянную ц. Введения во храм Пресв. Богородицы; строительство конаков, звонника и др. зданий закончилось к 1636 г. В XVII-XVIII вв. Л. часто упоминается в источниках. В кон. 1692-1693 г. обитель посетил патриарх Печский Арсений III (Черноевич) . Построенная между 1734 и 1745 гг. каменная церковь была освящена в 1750 г. (иконостас работы Йована Грабована; из древнего иконостаса сохр. иконы святых Симеона и Саввы Сербских и Введения во храм Пресв. Богородицы). Новый звонник возведен в 1770 г., часовня свт. Николая Чудотворца на кладбище - в 1810 г. В Л. переселилась братия мон-ря Марча , после того как та обитель насильно была присоединена к унии (1753). Во 2-й пол. XVIII в. в Л. находилась кафедра Лепавинско-Северинской и Костайницко-Зринопольской епархий (см. ст. Горно-Карловацкая епархия ). Представители Л. несколько раз посещали Россию для сбора милостыни. В нач. ХХ в. монастырь имел большое хозяйство. В период второй мировой войны был убит иером. Иоаким (Бабич), других монахов насильно выселили в Сербию. Во время нем. обстрела 27 окт. 1943 г. храм и конак сильно пострадали, другие здания были уничтожены. После войны в Л. жил монах. С 70-х гг. XX в. ведется восстановление обители при помощи ВСЦ и Евангелического молодежного об-ва из Вюртемберга и Евангелистической Церкви из Штутгарта, работы прерывались из-за гражданской войны (1991-1995). В Л. хранится чудотворная икона Пресв. Богородицы Лепавинская (XVI в.). Лит.: Р. Пакрачка enapxuja: Ист.-стат. преглед. Нови Сад, 1931; В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 167-168; О. Цркве и манастири на noдpyчjy nampujapшuje до 1683. г. Београд, 1984. С. 125-126; К. Лепавина//Ehцukлoneдuja Београд, 2002. Т. 2. С. 1101-1102; Косовац М. Српска правосл. мumponoлuja Карловачка по подацима од 1905. г. Загреб, 2012. С. 194-195, 790-791. Н. В. Радосавлевич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2463573.html

Великие двунадесятые Двенадцать из великих праздников называются двунадесятыми. Они установлены во славу Бога и Господа нашего Иисуса Христа и в честь Пресв. Богородицы: посему одни из них называются Господними, а другие – Богородичными. Двунадесятые праздники Господни и Богородичны, по течению церковного года, следующие: 1) день Рождества Пресв. Богородицы; 2) Воздвижения Честного Креста; 3) Введения во храм Пресв. Богородицы; 4) Рождества Христова; 5) Крещения Господня и купно Богоявления; 6) Сретения Господня; 7) Благовещения Пресв. Богородицы; 8) царского Входа Господня в Иерусалим; 9) Вознесения Господня; 10) день Пятидесятницы; 11) Преображения Господня и 12) Успения Пресв. Богородицы. В XIV веке Никифор Каллист наименования двунадесятых праздников изложил в стихах 2 . Высочайший праздник христианства и кругом его двунадесятые изображаются, по древнему обычаю Прав. Церкви, все вместе на одной доске. Так изображаемы были главные праздники уже в XI веке. В творениях Иоанна, митрополита Евхаитского, есть стихи на изображение главных праздников Церкви. Иконы дванадесяти праздников бывают в каждом прав. храме. Примечание. Нельзя не заметить, что благочестивые цари русские с особенною заботливостью пеклись о том, чтобы во святых храмах находились иконы дванадесяти праздников. В 1627 году образа 12 праздников царской грамотой повелено было дать в Никольскую церковь Ныробского погоста в Пермской губернии 3 . Великие недвунадесятые Третьего разряда великие праздники суть: день Покрова Пресв. Богородицы 1 (14) октября; Обрезания Господня 1 (14) января; Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (7 июля); день Петра и Павла 29 июня (12 июля) и Усекновения главы Предтечи 29 августа (11 сентября). Все вообще великие праздники, двунадесятые и недвунадесятые, отличаются в Церковном Уставе полным праздничным знаком красного креста в красном круге . Праздники церковные средние Средние церковные праздники двоякого вида. Первого вида средние праздники имеют отличительным знаком красный крест в полукружии .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010