По левую сторону сидит Иисус Христос; к Нему подходит Богоматерь и шепчет Ему на ухо известные слова; направо гость-старец и слуга. Возле стола с правой стороны представлен Спаситель со свитком в левой руке; правой Он указывает на стоящие перед Ним сосуды (шесть); слуга наливает воду в один из сосудов; архитриклин пробует вино из чаши. Здесь раздельно изображены – брачный пир и чудо претворения воды в вино, и все важнейшие части евангельского рассказа исчерпаны. Далее этого развитие сюжета в Византии не пошло. Памятники позднегреческие стоят близко к древней схеме; таковы изображения в стенописях афонских соборов Дохиарского, Каракальского, Кутлумушского и Иверского: жених и невеста в царских диадемах сидят за столом, на котором расставлены разные яства; возле стола – Иисус Христос, Богоматерь и шесть больших сосудов (Ивер). Греческий подлинник дополняет число присутствующих лиц, руководясь при этом произвольными соображениями: стол, за которым сидят книжники и фарисеи: один из них, почетнейший, держит чашу с вином; он удивлен. Среди них жених с проседью ( μιξαιπλιος), с круглой бородой ( στρογγυλογνης; возле него невеста: на головах их венки из цветов. Позади них молодой человек несет большой сосуд и наливает вино в чашу. Внизу шесть водоносов ( πιθρια), которые наполняются водой из кожаных мехов двумя молодыми людьми. Христос сидит на краю стола и благословляет водоносы. Богоматерь и Иосиф возле Него; апостолы позади 1528 . Ни книжники и фарисеи, ни жених с проседью 1529 , ни венки, ни кожаные мехи, ни Иосиф не опираются на древневизантийскую иконографию, и потому видеть в фигуре Иосифа аргумент от древнего предания, опровергающий мнения Ренана и Вейса, полагавших, что к тому времени Иосифа уже не было в живых 1530 , нельзя. В памятниках русских XVII в. значительные уклонения от древнего предания. Не говоря о неточностях второстепенных, когда, например, изображаются семь вместо шести сосудов (рукоп. Вахрам., л. 724), нельзя не заметить отличий в основном характере сюжета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Раздраженный стойкостью братьев император велел прижигать их тела факелами, затем вбить гвоздь в голову каждому, под ногти рук вогнать спицы и только потом обезглавить. Для казни их привели в скалистую местность к стене Константина. Перед тем как отойти ко Господу, М., С. и И. вновь горячо молились за окружавших их заблудших язычников и услышали глас с небес, призывавший их получить венцы славы. Обезглавленные тела мучеников палачи Юлиана хотели сжечь, но внезапно произошло землетрясение и пласт земли, где лежали тела, погрузился в бездну, скрыв останки святых от поругания. Многие видевшие это обратились ко Христу. После 2-дневного моления на месте казни мучеников вновь случилось землетрясение, и тела, от к-рых исходило благоухание, вознеслись из бездны. Мощи были с честью погребены на том же месте, от них происходили многочисленные исцеления. Имп. Юлиан после казни посланников отправился в поход на Персию, потому что мир так и не был заключен, но несмотря на то, что языческие жрецы предсказывали ему победу, император погиб в битве с персами. Персид. шаханшах Аламундар или Валтан из исторических источников неизвестен. Во время, к к-рому относится кончина М., С. и И., в Персии правил Шапур II из династии Сасанидов, гонитель христиан. Возможно, в агиографических текстах речь идет не о самом шаханшахе, а о военачальнике или правителе некой местности. А. В. Муравьёв предположил, что имена правителей в Мученичестве могли носить исторические лица. Так, Валтан, по его мнению, может быть искажением персидского имени Вахрам (Бахрам), а что касается имени Аламундар, то это устойчивая греческая транскрипция араб. имени Мунзир (аль-Мунзир, аль-Мундир). Однако 1-й известный правитель с этим именем - аль-Мундир I из араб. династии Лахмидов (столицей царства Лахмидов был г. Хира (ныне территория Ирака)) - жил почти на 100 лет позже описываемых событий. Аль-Мундир I поддержал Вахрама V (шаханшах Персии в 420-438), сына шаханшаха Йездигерда I , в борьбе за персид. престол. Муравьёв предложил следующее объяснение хронологических нестыковок: во время византино-персид.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Середину между месяцесловами и минеями занимают синаксари (Συναξριον) и прологи – книги, содержащие краткие жития святых с указаниями относительно празднований в их честь. Из древнейших следует отметить: стишной (т.е. в стихах) Пролог Христофора Митиленского 11 в.; Пролог некоего Петра (возможно, 10 в.) в рукописи ок. 13 в., скопированной епископом Порфирием (Успенским) ; анонимный синаксарий 1249 г., скопированный тем же преосвященным Порфирием; Клеромонтанский (или Сирмундов) 11–12 вв., почти сходный с Петровым; Стишной пролог, составленный либо по месяцеслову Василия II, либо по Петрову и Сирмундову прологам и стоящий ближе всех поименованных к Иерусалимскому уставу; известен в рукописи 1295 г. в Московской Синодальной библиотеке 390), и др. 551 Синаксари ближе к месяцесловам и иногда отождествляются с ними. Анфологии (νθολγιον), включая в себя литургический материал, стоят ближе к минеям – например, Анфологий, изданный Антоном Аркадием в Риме (1598) 552 . Помимо собственно исторических сочинений до нас дошли многочисленные армянские агиографические памятники 553 . В области агиографии много потрудился сын известного армянского средневекового поэта Григора Магистроса Пахлавуни Вахрам, князь и, позже, с именем Григора II Вкаясера – католикос Замидийского престола (1066–1105) 554 . После смерти отца Вахрам стал его преемником и был назначен наместником Месопотамии, Тарона и некоторых других армянских областей. Однако религиозный дух оказался сильнее, и Вахрам, оставив должность и разведясь с женой, принял монашеский постриг с именем Григор. Он был избран католикосом вопреки своему желанию и патриаршими делами занимался недолго. Препоручив их другим, он целиком отдался литературной деятельности. Во время своих путешествий в Константинополе, Египте и Палестине Григор собрал множество мартирологов, которые переводил с греческого и сирийского на армянский язык частью сам, частью – перепоручая другим. Именно поэтому его прозвали вкаясером (от грабар, вка – мученик). Его переводческие труды продолжались до конца жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХРАМ V [Варахран, Бахрам; среднеперсид. Warahrn, Wahrm; сир. Waran; арм. Vahagn; нижнеперсид. Bahrmm] ( V в.), сасанидский шаханшах (420-438), сын и преемник шаханшаха Йездигерда I (399-420). Теофорное имя царя восходит к имени древнеиран. божества Вэрэтрагна. В лит. и исторической традиции раннеисламской эпохи В. известен под именем Бахрам Гор (Гур). После смерти отца вынужден был бороться с высшей иран. знатью, пытавшейся не допустить на трон прямых потомков Йездигерда. В начале царствования В. удалось провести молниеносную войну против эфталитов (белых гуннов) и очистить от врагов сев.-вост. часть Ирана. На западе страны В. пришлось вести войну с Византией, к-рая началась в 421 г. Поводом к ней послужил отказ визант. властей выдать христ. беженцев из Месопотамии и приграничных районов Персидской Армении. Бегство христиан в Византию было вызвано волной преследований, начавшихся незадолго до смерти Йездигерда I и доставшихся В. в наследство. Вдохновителем гонений был глава зороастрийского жречества Михр-Шапур, к-рый возбудил против христиан языческие племена арабов. Иран. военачальник Аспахбед, руководивший репрессиями, отказался выполнять данные ему инструкции и помогал христианам переправиться за границу. Вскоре и он нашел прибежище в Византии. Греч. и сир. церковные летописи называют в числе мучеников за веру неск. знатных иранцев, тайно крестившихся и не отрекшихся от христианства даже под угрозой полной конфискации имущества и ссылки в отдаленные провинции державы. Война с Византией была недолгой и в 422 г. завершилась мирным договором, по к-рому христианам в Иране и зороастрийцам в Византии была предоставлена свобода вероисповедания. В первые годы правления В. у христиан Ирана не было согласия по поводу кандидатуры нового патриарха (католикоса). В кон. 421 г. или в нач. 422 г. им был избран Дадишо, снискавший благорасположение шаханшаха защитой Хорасана (вост. оконечности сасанидского Ирана) от вторжения кочевых племен. Однако противники Дадишо, объединенные одним из хузистанских епископов, обвинили патриарха в лихоимстве и в натравливании зороастрийских жрецов на христиан. В результате оговора Дадишо был по приказу В. заключен в темницу и выпущен оттуда лишь благодаря вмешательству имп. Феодосия II. Дадишо после освобождения был настолько подавлен разногласиями в общине, что собирался сложить с себя полномочия католикоса. Но в 424 г. 36 епископов (т. е. большинство церковных иерархов Ирана) созвали поместный собор, на к-ром выразили Дадишо поддержку и настояли на отмене отречения. На этом соборе также была провозглашена независимость христ. церкви Ирана от визант. Церкви. Таким шагом собор пытался упрочить положение иран. христиан, при к-ром их нельзя уже было заподозрить в интригах с Византией против Ирана.

http://pravenc.ru/text/149949.html

Вахрам – речь идет о Григоре Вкайасере (1066–1105). Вахрам его мирское имя. См. о нем в «Житии Нерсеса Шнорали». 388 Мегрик – речь идет об одном из видных вардапетов XI-XII вв. Геворге из Васпуракана, прозванном Мегрик «из-за его услаждающей слух проповеди» (Всеобщая история Вардана вардапета. Венеция, 1862, с. 117; на арм. яз.). « » – по-армянски «мед». Его называют также Севанци, так как пятьдесят лет своей жизни, монашествуя, провел он на острове Севана. Позже Мегрик был приглашен киликийским князем (с 1100 г.) Торосом I (ум. в 1129 г.) в монастырь Дразарк, восстановленный и превращенный последним в усыпальницу армянских царей из династии Рубенидов. При Мегрике монастырь превратился в крупнейший центр армянской письменности и культуры. Мегрик выработал для монастырской братии устав, в занятиях монахов много места уделявший письму и чтению. В Дразарке Мегриком и его собратом по перу Киракосом было скопировано и отредактировано множество рукописей и сочинений, продолжена и дополнена работа над сборником «Тонамак» и «Чашоц», начатая Григором Вкайасером (См.: Г. Алишан. Сисван, Венеция, 1885, с. 231; Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности, с. 604–605, 615, 662). Согласно Армянской советской энциклопедии Мегрик умер в 1114 г. (см. ст.; Дразарк, т. III, Ереван, 1977). Ниже приводим в русском переводе посвященную дню поминовения Мегрика запись в Прологе: «30-го июля В сей день почил во Христе блаженный вардапет Георг, прозванный Мегриком. Он был родом из Васпураканского края, селения Аналюр. [Сей] благонравный, сладкоречивый и мудрый муж, монашествуя на острове Севана в течение пятидесяти лет, получил имя Севанци. Он жил в великих трудах и воздержании. И имел обыкновение каждую ночь кануна воскресения проводить в коленопреклоненном бдении. Тот же порядок он позже установил в монастыре Дразарк в Киликии и в Сисской пустыни. И, прожив жизнь свою свято и богоугодно, он переселился к Господу в семидесятилетнем возрасте и был похоронен в Дразарке в 562 году армянского летосчисления, 24-го числа месяца хротиц, или 30 июля». (Айсмавурк. Константинополь, 1834).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Мировоззрение Рабуни эклектично и противоречиво: наряду со схоластическими идеями в нем преобладают религиозная догматика и мистика. В толковании «Введения» Порфирия Рабуни выступает сторонником номинализма ( Вахрам Рабуни. Толкование «Введения» Порфирия. Матенадаран им. Месропа Маштоца. Рук. 4268); он считает, что человек способен познавать находящиеся вне его предметы и явления: «Познаваемое находится вне человека и поддается познанию» ( Вахрам Рабуни. Толкование «Категорий» Аристотеля. Матенадаран им. Месропа Маштоца. Рук. 1683). Содержанием мыслей является действительность; мысли подвергаются изменению вследствие изменения сущности вещей: «Речь и мнение зависят от сущности и с изменением последней они принимают противоположные определения» (Там же). Пространство неотделимо от тела, «тело существует и выявляется в пространстве, и пространство видно по телу». Но само понятие пространства Рабуни трактовал как вместилище тела (метафизически). 297 См.: Орманян М. Азгапатум. Т. 1. Константинополь, 1893. С. 194; Алишан Г. Сисван. С. 178. Впервые эта «История» издана в Париже в 1859 г. (на арм. яз.); см. также: Мелкие хроники 13–18 вв./Сост. В. Акопян. Т. 2. Ер., 1956 (на арм. яз.). 298 Св. Товма Мецопеци в 1393–1401 гг. обучался в духовной семинарии Харабастского монастыря у вардапетов Саргиса Апракунци и Вардана Огоцванеци, с 1406 г. продолжил образование в Татевском монастыре у вардапета Григора Татеваци, а затем сам стал вардапетом. «Он... как солнце среди звезд, был украшен всеми добродетелями, (знанием. – К.А.) теоретической и практической (философии. – К.А.) и науки. Ибо он изучил двенадцать частей философии: физику, математику, теологию, а также этику, экономику, политику, как и арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Постиг он также весь смысл риторической премудрости семи внешних философских сочинений, а именно: Грамматики, Определений, Порфирия, Категорий Аристотеля, Периармениаса, О мире, О добродетели, а также семидесяти двух книг Священного Писания Ветхого и Нового заветов и пятидесяти тонких сочинений, написанных божественными и правоверными святыми вардапетами труднопостижимым и сложным языком, знал также наизусть сочинения пятидесяти одного историографа. Он наставлял денно и нощно, неустанно учил и просвещал всех, верующих и неверующих, добрых и злых. Всех стремился привести к разумению истины Божественной веры и уподобиться Богу добротой, знаниями и совершенством» («История великого учителя Товмы, написанная вардапетом Киракосом Банасером»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

393 Игнатиос – после завершения учебы у Степаноса Игнатиос удалился в монастырь Шапири, где и написал Толкование на Евангелие от Луки. По всей видимости, это Толкование было написано уже к 1146 г., поскольку вардапет Кунд Саргис, который в том же году написал Краткое Толкование на Евангелие от Луки, ссылается на Игнатиоса (см. Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности, IV-XIII вв., с. 624). Толкование Евангелня от Луки Игнатиоса было дважды издано в Константинополе – в 1735 и 1824 гг. 396 Вахрам – т. е. Григор Вкайасер. Григорис и Нерсес были сыновьями Апирата, младшего брата Вахрама. См. предисловие к «Житию Нерсеса Шнорали». 398 «...а его старший брат Григорэс, прозванный Вкайасером»... – не путать с Григором Вкайасером (1066–1105). Речь идет о брате Нерсеса Шнорали, прозванном Григором Младшим Вкайасером. Хотя, по-видимому, сам автор жития путает их, приписывая Григору, брату Нерсеса, литературные произведения, принадлежащие перу Григора Вкайасера Старшего. 399 Карашиту – по рук. 8215; в 5321 – Карашитав; так и у Киракоса Гандзакеци (См.: История Армении. Пер. с древнеарм., с. 92). 400 Жизнь и деятельность Нерсеса Ламбронаци освещены на основе всех имеющихся первоисточников известным арменоведом Н. Акиняном в его труде «Нерсес Ламбронаци» (Вена, 1956); Гр. Акопян. Нерсес Ламбронаци. Ереван, 1971. 401 «Житие Нерсеса Ламбронаци» было издано несколько раз: Г. Алишан. Айапатум, ч. I. Венеция, 1901, с. 413–418 (текст в конце дефектен). – Арарат. 1878, с. 89–100; Самвел Анеци. Хроника. Приложение, с. 224–243 (перепечатано из «Арарата»); Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 543–550. Подробности об изданиях см.: Памятные записи рукописи, с. 550–551, примечание. 403 См.: Н. Акинян. Жизнь и литературная деятельность Нерсеса Ламбронаци. – Андэс амсореа, 1954, с. 86. 405 См.: Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности, с. 662; Р. Погосян. Элегия на смерть Нерсеса Ламбронаци. – Андэс амсореа, 1954, с. 251. 406 См.: М. Орманян (Азгапатум, с. 1536–1537) и Гр. Акопян находят, что Синодальное слово не было произнесено ни на Ромклайском соборе, ни на соборе в г. Тарсе (1197 г.). Об истории этого вопроса см.: Гр. Акопян. Нерсес Ламбронаци, с. 126–133.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Григор II Вкаясер, армянский католикос Григор II Вкаясер [арм. ] (1025? - 3.06.1105), арм. католикос (c 1066). В миру Вахрам, сын кн. Григора Магистра Пахлавуни , одного из известных деятелей арм. культуры. Получил от отца хорошее образование. Женившись в раннем возрасте, юноша вскоре обнаружил стремление к духовной жизни и, отказавшись от брака, стал монахом, приняв имя Григор. По смерти католикоса Хачика II Анеци (1065) визант. власти, стремясь ослабить Армянскую Церковь, препятствовали выборам его преемника. В 1066 г. бывш. царь Карса Гагик и царица Мариам добились от визант. имп. Константина X разрешения избрать католикоса, и на Соборе в Цамдаве под нажимом арм. князей Г. В. вопреки своему желанию принял сан католикоса. Движимый жаждой аскетических подвигов, Г. В. поставил наместником вардапета Геворга Лореци (1069), а сам удалился на Чёрную Гору (монастырский комплекс в Сирии), где вел подвижническую жизнь. В 1072 г., недовольный деятельностью Геворга, Г. В. отстранил его от должности и велел посвятить в сан католикоса Саргиса, племянника католикоса Петроса I Гетадардза († 1058), послав ему в дар жезл и патриаршее покрывало его дяди. В 1073 г. в Ани он рукоположил во епископа своего племянника Барсега. В следующем году Г. В. отправился в путешествие по христ. центрам; 3-4 года он жил в К-поле, затем в Риме, в Египте, посетил знаменитые мон-ри Скитской пустыни. Здесь католикос рукоположил др. племянника епископом, или католикосом, егип. армян, число к-рых в то время составляло 30 тыс. После долгих лет странствования Г. В. вернулся в Армению, чтобы и здесь осуществить данный им Богу обет - посетить св. места и навестить престарелую мать. Затем католикос уехал в Египет (1085), побывал в Мелитине (1092), в Иерусалиме (1099). Последние годы жизни (1101-1105) Г. В. провел в мон-рях Чёрной Горы. Скончался «странствующий католикос» в Красном мон-ре (Кесун, Киликия), куда его привез арм. кн. Васил.

http://pravenc.ru/text/166483.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НУМАН I [Ан-Нуман ибн Имру аль-Кайс; араб.        ; греч. Νααμνης (Нааман); сир.  ], царь из династии Лахмидов (Насридов) (ок. 399-428/9). Именовался Ибн Шакика (Сын Шакики) в честь своей матери, происходившей из могущественного племени шайбан конфедерации бакр; носил также прозвища аль-Авар (Кривой, Одноглазый) и ас-Саих (Странник), которые указывают одно - на его физический недостаток, другое - на добровольный уход от мира в конце жизни. По мнению ряда исследователей, с царствования Н. начинается новый этап в истории Лахмидов, характеризующийся их большим сближением с сасанидскими правителями. О том доверии, к-рое испытывал к Н. шаханшах Йездигерд I , свидетельствует его решение отправить на воспитание к лахмидскому двору своего сына и наследника Вахрама (впосл. Вахрам V ) в очень раннем возрасте (по разным данным, от 2 до 4 лет). Для Вахрама Н. возвел ставший знаменитым в араб. традиции замок башенного типа Эль-Хаварнак, вероятно, по южноаравийским образцам. После кончины Йездигерда I (420) Н. и его сын аль-Мунзир (впосл. аль-Мунзир I) оказали Вахраму V поддержку, сыгравшую решающую роль в его борьбе за престол. Одержав победу над заговорщиками, новый шаханшах щедро одарил их обоих. В начавшейся в 421 г., после воцарения Вахрама V, войне с Византией лахмидское войско, состоявшее из ополчений различных племен под командованием аль-Мунзира, действовало самостоятельно, однако неудачно. В 422 г., продвигаясь вверх по Евфрату, воины поддались панике, услышав о подходе многочисленной визант. армии. В результате значительная часть войска погибла в ходе переправы через реку, а остатки были позже разбиты полководцем Витианом. Опасаясь распространения нежелательного визант. влияния на своих подданных-христиан, Н. запрещал им паломничество к прп. Симеону Столпнику (Старшему) , пока тот, как сообщается в Житии, не явился Н. во сне. Тогда царь резко переменил свое отношение не только к святому, но и к христианству в целом, разрешив возведение церквей и присутствие епископов и священников в своей столице Хире. Сам он якобы не решился тогда креститься из-за обязательств перед иран. шаханшахом. Согласно позднейшему преданию, мысли о бренности земного все же подвигли Н. к тому, что он покинул Эль-Хаварнак после 30 лет правления и отправился скитаться по свету (в христ. версии легенды этому предшествовало тайное крещение).

http://pravenc.ru/text/2577983.html

Араб. традиция сохранила смутные воспоминания о том, что Л. на неск. десятилетий потеряли контроль над Хирой и вернулись туда предположительно в кон. IV в. После Имру аль-Кайса обнаруживается лакуна в перечне царей из этой династии, для заполнения которой в родословие Л. были добавлены Амр II и Имру аль-Кайс II ( Caskel. 1966. Bd. 1. Taf. 246). Царство «персидских» арабов Это определение, данное Н. В. Пигулевской протогос-ву Л. ( Пигулевская. 1964. С. 57), отражает их взаимосвязь с сасанидским Ираном, которая была гораздо более тесной и продолжительной, чем у Гассанидов с Византией. При дворе в Хире воспитывался буд. шаханшах Варахран V (см. Вахрам V ), за что его отец Йездигерд I щедро одарил царя Л. аль-Мунзира I, находившегося у власти, согласно араб. традиции, 44 года. Участие аль-Мунзира в ирано-визант. войне 420-422 гг. оказалось неудачным: приведенное им к осажденному византийцами Нисибину многотысячное бедуинское войско легко поддалось панике и было сброшено в реку; только нерешительность победителей спасла Варахрана V от поражения. Отец аль-Мунзира I и сын Имру аль-Кайса (II?) ан-Нуман I, согласно агиографическому преданию, запрещал своим подданным совершать паломничество к прп. Симеону Столпнику (Старшему) ( 459), пока этот святой не явился ему во сне. Тогда ан-Нуман не только отменил запрет, но и обещал всеми силами содействовать распространению христианства в Хире, заявив, что лишь служба шаханшаху удерживает его самого от крещения. По араб. легенде, в конце жизни он оставил престол и посвятил себя Богу. С этого же времени прослеживается и связь Л. с Церковью Востока , которая была господствующей в сасанидском Иране и распространяла свое влияние на Юж. Месопотамию и Вост. Аравию: начиная с 410 г. в источниках упоминаются несторианские епископы Хиры. О сыне и наследнике аль-Мунзира I аль-Асваде, царствовавшем 20 лет, и о его брате и преемнике аль-Мунзире II почти ничего не известно. Матерью следующего правителя Л. ан-Нумана II была сестра царя киндитов аль-Хариса ибн Амра. Свои боевые качества ан-Нуман II проявлял со времени своего прихода к власти в 497 г. в набегах на Приевфратье, в результате которых он дошел до Эдессы. В 503 г. в бою с византийцами под Киркесием, у р. Хабор (Хабур), он был ранен в голову и через 3 дня скончался. Наследовавший ему Абу Юфир не был его близким родственником, но принадлежал к Насридам.

http://pravenc.ru/text/2463199.html

   001   002     003