Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАХРАМ РАБУН [арм. (?)(?) (?), (?), (?); Ваграм Севлернци] (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель. Образование получил в одном из мон-рей Чёрной Горы (арм. (?)), где находился монастырский и образовательный центр Киликии; отсюда одно из прозваний В. Р.- Севлернци (Черногорец). Знал вост. и зап. языки, был секретарем Левона III, царя Киликийской Армении (1270-1289). В 1271 г. написал «Слово о Явлении Господнем и помазании царя Левона», по просьбе царя составил неск. др. проповедей (напр., «Слово о Св. Троице и Воплощении»). Его перу принадлежат богословские толкования (О домостроительстве спасения, Разъяснения к труду Григория Нисского «Об устроении человека» и др.) и философские комментарии к «Категориям» Аристотеля, трактатам Порфирия и соч. «О мире» Псевдо-Аристотеля. Философские комментарии написаны в основном в форме «решений» (греч. λσεις; арм. (?)). Главным его произведением считается «Стихотворная история Рубенидов» (созданная по просьбе царя), к-рая была задумана как продолжение краткой стихотворной истории Армении («Випасанутюн») Нерсеса IV Шнорали . В. Р. известен и своей социально-политической доктриной института «царства»: Бог создал человека по Своему подобию, дав ему право власти над «живой и неживой природой». Но т. к. люди пренебрегли Его заповедями, Бог попустил появление неравенства среди людей, когда нек-рые из праотцев объявили себя царями над своими единоплеменниками. В своей философско-исторической концепции В. Р. тяготеет к номинализму, к-рый, в частности, лежит в основе его сенсуалистско-материалистической теории познания. Основной вопрос философии он решает с позиций креационизма. Взгляды В. Р. оказали огромное влияние на формирование мировоззрений мн. арм. авторов, таких как Ованнес Воротнеци и Григор Татеваци. Соч.: Стихотворная история Рубенидов. Мадрас, 1810 (на арм. яз.); Vahram " s Chronicle of the Armenian Kingdom of Cilicia during the time of the Crusades/Transl. by C. Neumann. L., 1831; Schahnazarian G. Galerie historique arménienne, 5. P., 1859. P. 185-242; Bedrosian S. Chronique du royaume arménien de la Cilicie//Revue de l " Orient, de l " Algérie et des colonies. 1864. N. S. T. 17. P. 245-254, 315-325; Dulaurier E. Chronique rimée des rois de la petite Arménie//Recueil des historiens des croisades: Documents arméniens. P., 1869. T. 1. P. 491-535 (арм. текст и фр. пер.); Проповеди. Иерусалим, 1856 (на арм. яз.); Анализ слова Есайи на великий день Явления Христа//Арарат. 1868. 10. С. 137-141; 12. С. 165-169; 1869. 1. С. 8-9; 2. С. 36-39; 3. С. 49-52; 4. С. 72-78; 5. С. 97-101; Святыни предков. Иерусалим, 1875 (на арм. яз.); Григорян Г. Решения Категорий Аристотеля. Ереван, 1967 (арм. текст и рус. пер.).

http://pravenc.ru/text/149951.html

304-306 307-331 ВАХБ ибн Муннабих ибн Камил ибн Сайадж, Абу Абдаллах (654 или 655 - 728 или 732), мусульм. ученый-традиционалист, принадлежавший к табиун 332-333 333-335 ВАХРАМ РАБУН (ок. 1215 - ок. 1290, Киликия), вардапет, арм. ученый, богослов, философ, политический деятель ВАХТАНГ VI БАГРАТИОНИ (1675 - 1737), правитель (джанишин) Картли (1703-1712), царь Картли (1716-1724), покровитель Православия и борец против укоренения в Грузии ислама; литератор и ученый 336-337 337-338 ВАХХАБИЗМ Ваххабизм , в XVIII - сер. XX в. учение Мухаммада Абд аль-Ваххаба и его последователей; с кон. XX в. в России - обобщающее название для мусульм. фундаменталистских религиозно-политических орг-ций и движений 338-339 339-340 ВАЧЕ II царь Албании Кавказской (444-463) из династии младших Аршакидов, сын Есуагена и сестры шаханшаха Йездигерда II 340-341 341-342 342-343 ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ один из великих церковных праздников, установленный в честь события приведения Пресв. Богородицы Ее родителями в иерусалимский храм для посвящения Богу 343-348 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Мукачевской и Ужгородской епархии), в с. Кушница Иршавского р-на Закарпатской обл. Украины 348-349 ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ муж., действующий; принадлежит Этолийской и Акарнанийской митрополии Элладской Православной Церкви 349-352 352-353 353-354 354-355 355-358 ВДОВСТВУЮЩАЯ КАФЕДРА наименование епископской кафедры после кончины занимающего ее архиерея до поставления на нее нового епископа 358-360 ВЕБЕР Макс [Карл Эмиль Максимилиан] (1864 - 1920), нем. социолог, историк, экономист, философ, юрист 360-362 ВЕДАНГА букв.- части тела Вед, др. название - шаданга, 6 разделов знания и фиксирующие их тексты, предназначенные для поддержания традиций ведийского ритуала ВЕДАНТА в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего Упанишад), непосредственно связанное с течениями индуизма 363-364 ВЕДАСТ († ок. 540), еп. Атребатский (Аррасский), свт. (пам. зап. 6 февр., перенесение мощей 5 окт., в диоцезе Аррас также 6 апр. с октавой)

http://pravenc.ru/vol/vii.html

Середину между месяцесловами и минеями занимают синаксари (Συναξριον) и прологи – книги, содержащие краткие жития святых с указаниями относительно празднований в их честь. Из древнейших следует отметить: стишной (т.е. в стихах) Пролог Христофора Митиленского 11 в.; Пролог некоего Петра (возможно, 10 в.) в рукописи ок. 13 в., скопированной епископом Порфирием (Успенским) ; анонимный синаксарий 1249 г., скопированный тем же преосвященным Порфирием; Клеромонтанский (или Сирмундов) 11–12 вв., почти сходный с Петровым; Стишной пролог, составленный либо по месяцеслову Василия II, либо по Петрову и Сирмундову прологам и стоящий ближе всех поименованных к Иерусалимскому уставу; известен в рукописи 1295 г. в Московской Синодальной библиотеке 390), и др. 551 Синаксари ближе к месяцесловам и иногда отождествляются с ними. Анфологии (νθολγιον), включая в себя литургический материал, стоят ближе к минеям – например, Анфологий, изданный Антоном Аркадием в Риме (1598) 552 . Помимо собственно исторических сочинений до нас дошли многочисленные армянские агиографические памятники 553 . В области агиографии много потрудился сын известного армянского средневекового поэта Григора Магистроса Пахлавуни Вахрам, князь и, позже, с именем Григора II Вкаясера – католикос Замидийского престола (1066–1105) 554 . После смерти отца Вахрам стал его преемником и был назначен наместником Месопотамии, Тарона и некоторых других армянских областей. Однако религиозный дух оказался сильнее, и Вахрам, оставив должность и разведясь с женой, принял монашеский постриг с именем Григор. Он был избран католикосом вопреки своему желанию и патриаршими делами занимался недолго. Препоручив их другим, он целиком отдался литературной деятельности. Во время своих путешествий в Константинополе, Египте и Палестине Григор собрал множество мартирологов, которые переводил с греческого и сирийского на армянский язык частью сам, частью – перепоручая другим. Именно поэтому его прозвали вкаясером (от грабар, вка – мученик). Его переводческие труды продолжались до конца жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мировоззрение Рабуни эклектично и противоречиво: наряду со схоластическими идеями в нем преобладают религиозная догматика и мистика. В толковании «Введения» Порфирия Рабуни выступает сторонником номинализма ( Вахрам Рабуни. Толкование «Введения» Порфирия. Матенадаран им. Месропа Маштоца. Рук. 4268); он считает, что человек способен познавать находящиеся вне его предметы и явления: «Познаваемое находится вне человека и поддается познанию» ( Вахрам Рабуни. Толкование «Категорий» Аристотеля. Матенадаран им. Месропа Маштоца. Рук. 1683). Содержанием мыслей является действительность; мысли подвергаются изменению вследствие изменения сущности вещей: «Речь и мнение зависят от сущности и с изменением последней они принимают противоположные определения» (Там же). Пространство неотделимо от тела, «тело существует и выявляется в пространстве, и пространство видно по телу». Но само понятие пространства Рабуни трактовал как вместилище тела (метафизически). 297 См.: Орманян М. Азгапатум. Т. 1. Константинополь, 1893. С. 194; Алишан Г. Сисван. С. 178. Впервые эта «История» издана в Париже в 1859 г. (на арм. яз.); см. также: Мелкие хроники 13–18 вв./Сост. В. Акопян. Т. 2. Ер., 1956 (на арм. яз.). 298 Св. Товма Мецопеци в 1393–1401 гг. обучался в духовной семинарии Харабастского монастыря у вардапетов Саргиса Апракунци и Вардана Огоцванеци, с 1406 г. продолжил образование в Татевском монастыре у вардапета Григора Татеваци, а затем сам стал вардапетом. «Он... как солнце среди звезд, был украшен всеми добродетелями, (знанием. – К.А.) теоретической и практической (философии. – К.А.) и науки. Ибо он изучил двенадцать частей философии: физику, математику, теологию, а также этику, экономику, политику, как и арифметику, музыку, геометрию и астрономию. Постиг он также весь смысл риторической премудрости семи внешних философских сочинений, а именно: Грамматики, Определений, Порфирия, Категорий Аристотеля, Периармениаса, О мире, О добродетели, а также семидесяти двух книг Священного Писания Ветхого и Нового заветов и пятидесяти тонких сочинений, написанных божественными и правоверными святыми вардапетами труднопостижимым и сложным языком, знал также наизусть сочинения пятидесяти одного историографа. Он наставлял денно и нощно, неустанно учил и просвещал всех, верующих и неверующих, добрых и злых. Всех стремился привести к разумению истины Божественной веры и уподобиться Богу добротой, знаниями и совершенством» («История великого учителя Товмы, написанная вардапетом Киракосом Банасером»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вахрам – речь идет о Григоре Вкайасере (1066–1105). Вахрам его мирское имя. См. о нем в «Житии Нерсеса Шнорали». 388 Мегрик – речь идет об одном из видных вардапетов XI-XII вв. Геворге из Васпуракана, прозванном Мегрик «из-за его услаждающей слух проповеди» (Всеобщая история Вардана вардапета. Венеция, 1862, с. 117; на арм. яз.). « » – по-армянски «мед». Его называют также Севанци, так как пятьдесят лет своей жизни, монашествуя, провел он на острове Севана. Позже Мегрик был приглашен киликийским князем (с 1100 г.) Торосом I (ум. в 1129 г.) в монастырь Дразарк, восстановленный и превращенный последним в усыпальницу армянских царей из династии Рубенидов. При Мегрике монастырь превратился в крупнейший центр армянской письменности и культуры. Мегрик выработал для монастырской братии устав, в занятиях монахов много места уделявший письму и чтению. В Дразарке Мегриком и его собратом по перу Киракосом было скопировано и отредактировано множество рукописей и сочинений, продолжена и дополнена работа над сборником «Тонамак» и «Чашоц», начатая Григором Вкайасером (См.: Г. Алишан. Сисван, Венеция, 1885, с. 231; Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности, с. 604–605, 615, 662). Согласно Армянской советской энциклопедии Мегрик умер в 1114 г. (см. ст.; Дразарк, т. III, Ереван, 1977). Ниже приводим в русском переводе посвященную дню поминовения Мегрика запись в Прологе: «30-го июля В сей день почил во Христе блаженный вардапет Георг, прозванный Мегриком. Он был родом из Васпураканского края, селения Аналюр. [Сей] благонравный, сладкоречивый и мудрый муж, монашествуя на острове Севана в течение пятидесяти лет, получил имя Севанци. Он жил в великих трудах и воздержании. И имел обыкновение каждую ночь кануна воскресения проводить в коленопреклоненном бдении. Тот же порядок он позже установил в монастыре Дразарк в Киликии и в Сисской пустыни. И, прожив жизнь свою свято и богоугодно, он переселился к Господу в семидесятилетнем возрасте и был похоронен в Дразарке в 562 году армянского летосчисления, 24-го числа месяца хротиц, или 30 июля». (Айсмавурк. Константинополь, 1834).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

393 Игнатиос – после завершения учебы у Степаноса Игнатиос удалился в монастырь Шапири, где и написал Толкование на Евангелие от Луки. По всей видимости, это Толкование было написано уже к 1146 г., поскольку вардапет Кунд Саргис, который в том же году написал Краткое Толкование на Евангелие от Луки, ссылается на Игнатиоса (см. Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности, IV-XIII вв., с. 624). Толкование Евангелня от Луки Игнатиоса было дважды издано в Константинополе – в 1735 и 1824 гг. 396 Вахрам – т. е. Григор Вкайасер. Григорис и Нерсес были сыновьями Апирата, младшего брата Вахрама. См. предисловие к «Житию Нерсеса Шнорали». 398 «...а его старший брат Григорэс, прозванный Вкайасером»... – не путать с Григором Вкайасером (1066–1105). Речь идет о брате Нерсеса Шнорали, прозванном Григором Младшим Вкайасером. Хотя, по-видимому, сам автор жития путает их, приписывая Григору, брату Нерсеса, литературные произведения, принадлежащие перу Григора Вкайасера Старшего. 399 Карашиту – по рук. 8215; в 5321 – Карашитав; так и у Киракоса Гандзакеци (См.: История Армении. Пер. с древнеарм., с. 92). 400 Жизнь и деятельность Нерсеса Ламбронаци освещены на основе всех имеющихся первоисточников известным арменоведом Н. Акиняном в его труде «Нерсес Ламбронаци» (Вена, 1956); Гр. Акопян. Нерсес Ламбронаци. Ереван, 1971. 401 «Житие Нерсеса Ламбронаци» было издано несколько раз: Г. Алишан. Айапатум, ч. I. Венеция, 1901, с. 413–418 (текст в конце дефектен). – Арарат. 1878, с. 89–100; Самвел Анеци. Хроника. Приложение, с. 224–243 (перепечатано из «Арарата»); Г. Овсепян. Памятные записи рукописей, с. 543–550. Подробности об изданиях см.: Памятные записи рукописи, с. 550–551, примечание. 403 См.: Н. Акинян. Жизнь и литературная деятельность Нерсеса Ламбронаци. – Андэс амсореа, 1954, с. 86. 405 См.: Г. Зарбаналян. История древнеармянской словесности, с. 662; Р. Погосян. Элегия на смерть Нерсеса Ламбронаци. – Андэс амсореа, 1954, с. 251. 406 См.: М. Орманян (Азгапатум, с. 1536–1537) и Гр. Акопян находят, что Синодальное слово не было произнесено ни на Ромклайском соборе, ни на соборе в г. Тарсе (1197 г.). Об истории этого вопроса см.: Гр. Акопян. Нерсес Ламбронаци, с. 126–133.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

В XXI гомилии Афраата «О гонениях» содержатся свидетельства гонений на христиан в И. при Шапуре II . Они начались в 339 г. и продолжались с нек-рыми перерывами до смерти шаха в 379 г. Преследования Шапура II были первыми масштабными гонениями на христиан в Сасанидской империи (см. ст. Гонения на христиан в доисламском Иране ). Основным фактором, спровоцировавшим гонения при Шапуре II, было принятие христианства в качестве гос. религии равноап. Константином I Великим , имп. Римской империи; с этого момента все христиане стали подозреваемыми в поддержке извечного врага Персии. Более того, незадолго до смерти в 337 г. Константин в письме Шапуру II (приведено в соч. еп. Евсевия Кесарийского «О жизни блаженного василевса Константина») призывал его покровительствовать христ. подданным и благодаря этому испытать на себе благоволение Бога. В 339 г. Шапур II обложил христианское население двойной податью взамен освобождения от военной службы. Еп. Селевкийский Симеон (Шиммун бар Саббаэ; см. ст. Симеон , сщмч., еп. Персидский) выступил против этого и был арестован по обвинению в гос. измене и казнен вместе с 5 епископами, со 100 священниками и с родной сестрой Тарбо. Массовым гонениям на христиан положил конец римско-иран. договор 390 г. Внук Шапура II Йездигерд I (399-420) позволил отстроить разрушенные церкви и освободил узников, а также позволил учредить епископскую кафедру Антиохийского Патриархата. Позднее, однако, он начал преследование христиан в связи с возобновившимися войнами с Римской империей. При Варахране V (420-438; см. ст. Вахрам V ) под влиянием главного министра Михр-Нарсе, ревностного зороастрийца, преследования христиан продолжились. Подозрительность большинства сасанидских правителей продолжала играть роль и в дальнейших, уже более кратких преследованиях христиан. Ослабление гонений на христиан было связано в первую очередь с богословским и каноническим самоопределением Церкви Востока, которая развивалась «своим путем», преодолевая зависимость от Церкви Римской империи ( Селезнев. 2001. С. 19-20). Жертвами гонений Йездигерда II (438-457) почти всегда оказывались представители знати, обращенные из зороастризма. К этому периоду относится мученичество принявших христианство от мон. Мар Маттая Веенама и Сары (Мар Бехнама и Сары), брата и сестры из знатной семьи. На месте их казни был построен мон-рь Мар Бехнам, на месте келлии их учителя на горе Маклуб был заложен мон-рь Мар-Маттай (обе обители сохр. в пров. Мосул).

http://pravenc.ru/text/673821.html

войны в 420/21-422 гг., участником к-рой был аль-Мундир I, возможно, на границах Византии, Персии и территории пребывания араб. племен шли некие переговоры. Автор одного из сказаний о М., С. и И. мог заимствовать араб. имя Мундир (Аламундар) и персид. имя Вахрам (Валтан) и ввести их в контекст возможных переговоров Юлиана Отступника, происходивших столетием ранее. В случае принятия такого объяснения придется признать, что тексты 2 Мученичеств (BHG, N 1023, 1024) составлены почти через 100 лет после казни братьев. Это с трудом согласуется с тем, что их почитание возникло довольно рано. Так, уже через 30 лет после их мученической кончины имп. Феодосий I Великий построил в К-поле храм во имя М., С. и И., вероятно на месте казни святых, т. е. близ стен Константина. По нек-рым сведениям, неподалеку находилась также ц. прор. Елисея или Илии, однако точная локализация этого храма, где скорее всего хранились мощи 3 мучеников, невозможна (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. P. 322). Дальнейшая судьба мощей также неизвестна. Персид. поход Юлиана, закончившийся гибелью императора, подробно описан в источниках (см.: Ammiani Marcellini Rerum Gestarum libri qui supersunt/Ed. C. U. Clark. B., 1910-1915, 19632. T. 1-2). Но в исторических произведениях посольство М., С. и И. не упомянуто. По предположению Муравьёва, Юлиан вел переговоры не с персами, а с араб. племенами, чтобы найти себе союзников в борьбе с Персией. Т. о., возможно, братья-мученики были не персидского, а араб. происхождения, о чем косвенно свидетельствуют и их семитские имена. Мученичество М., С. и И. может являться источником сведений о римско-араб. отношениях в период правления Юлиана Отступника, а события, описанные в агиографических текстах, отражают следующую ситуацию, по версии Муравьёва: некий араб. военачальник хотел заключить союз с римлянами против Персии, и, зная, что они в основном исповедуют христианство, отправил к ним посольство, состоящее из христиан, не учтя изменения политики Юлиана Отступника в отношении гос.

http://pravenc.ru/text/2561920.html

Араб. традиция сохранила смутные воспоминания о том, что Л. на неск. десятилетий потеряли контроль над Хирой и вернулись туда предположительно в кон. IV в. После Имру аль-Кайса обнаруживается лакуна в перечне царей из этой династии, для заполнения которой в родословие Л. были добавлены Амр II и Имру аль-Кайс II ( Caskel. 1966. Bd. 1. Taf. 246). Царство «персидских» арабов Это определение, данное Н. В. Пигулевской протогос-ву Л. ( Пигулевская. 1964. С. 57), отражает их взаимосвязь с сасанидским Ираном, которая была гораздо более тесной и продолжительной, чем у Гассанидов с Византией. При дворе в Хире воспитывался буд. шаханшах Варахран V (см. Вахрам V ), за что его отец Йездигерд I щедро одарил царя Л. аль-Мунзира I, находившегося у власти, согласно араб. традиции, 44 года. Участие аль-Мунзира в ирано-визант. войне 420-422 гг. оказалось неудачным: приведенное им к осажденному византийцами Нисибину многотысячное бедуинское войско легко поддалось панике и было сброшено в реку; только нерешительность победителей спасла Варахрана V от поражения. Отец аль-Мунзира I и сын Имру аль-Кайса (II?) ан-Нуман I, согласно агиографическому преданию, запрещал своим подданным совершать паломничество к прп. Симеону Столпнику (Старшему) ( 459), пока этот святой не явился ему во сне. Тогда ан-Нуман не только отменил запрет, но и обещал всеми силами содействовать распространению христианства в Хире, заявив, что лишь служба шаханшаху удерживает его самого от крещения. По араб. легенде, в конце жизни он оставил престол и посвятил себя Богу. С этого же времени прослеживается и связь Л. с Церковью Востока , которая была господствующей в сасанидском Иране и распространяла свое влияние на Юж. Месопотамию и Вост. Аравию: начиная с 410 г. в источниках упоминаются несторианские епископы Хиры. О сыне и наследнике аль-Мунзира I аль-Асваде, царствовавшем 20 лет, и о его брате и преемнике аль-Мунзире II почти ничего не известно. Матерью следующего правителя Л. ан-Нумана II была сестра царя киндитов аль-Хариса ибн Амра. Свои боевые качества ан-Нуман II проявлял со времени своего прихода к власти в 497 г. в набегах на Приевфратье, в результате которых он дошел до Эдессы. В 503 г. в бою с византийцами под Киркесием, у р. Хабор (Хабур), он был ранен в голову и через 3 дня скончался. Наследовавший ему Абу Юфир не был его близким родственником, но принадлежал к Насридам.

http://pravenc.ru/text/Лахмана.html

И. П. был христианином родом из знатного семейства г. Бет-Лапат (Гундишапур) в Хузестане, юго-зап. провинции сасанидского Ирана. Он находился на придворной службе у шаханшаха Йездигерда I (399-420) в столице Ктесифон «и был хорошо известен в стране персов». Преемник Йездигерда Вахрам V (420-438), благоволивший к И. П., склонил его к вероотступничеству. Мать и жена И. П., узнав о случившемся, написали ему письмо, в к-ром горько сожалели о его поступке, пытались вразумить, сообщали, что откажутся от общения с ним, если он будет упорствовать в своем заблуждении. В это время И. П. находился вместе с шаханшахом за городом. Потрясенный полученным письмом, он раскаялся в содеянном и, вернувшись домой, стал читать Свящ. Писание. Об этом было тотчас доложено правителю, к-рый вызвал подданного на допрос, где И. П. подтвердил свое возвращение в христианство. По наущению одного из советников разгневанный шаханшах предал И. П. особого рода казни: палачи последовательно отсекали ему конечности. И. П. все это время молился Богу и произносил слова из Свящ. Писания, ободряя себя и наставляя в вере присутствующих, к-рые пытались уговорить его подчиниться воле правителя и т. о. сохранить себе жизнь. Когда у И. П. остались только голова и туловище, он в последний раз вознес Богу молитву и был усечен мечом. По виду казни великомученик был назван Рассеченным. Христиане ночью взяли останки мученика и с честью похоронили их. Согласно сир. Мученичеству, И. П. пострадал в пятницу, 27-го числа месяца тишри второго (нояб.), в 1-й год правления Вахрама V, т. е. в 420 г. Однако эта датировка не согласуется с началом текста, где указан 2-й год правления этого шаханшаха. В 3 греч. редакциях (BHG, N 772-772b) сказано, что время кончины И. П. относится к периоду правления императоров Гонория (395-423) и Феодосия II (408-450) и шаханшаха Вахрама V. Т. о., из-за хронологических расхождений в источниках время кончины И. П. можно датировать периодом между 420 и 423 гг. По подсчетам Т. Нёльдеке , он был умерщвлен в 421 г.

http://pravenc.ru/text/200345.html

  001     002    003