С одной стороны, он опасался, что любовь к жене будет охлаждать в его сердце любовь к Богу, что супружеские узы привяжут его к миру; с другой, как послушный сын, он не желал противиться воле родителей и тем навлечь на себя их негодование. Не отказываясь явно от исполнения воли родительской, он стал отговариваться то тем, то другим и откладывать женитьбу от времени до времени. А между тем Господь призвал к Себе родителей отрока прежде, нежели они успели женить своего сына. С честью похоронив родителей, молодой боярин скоро распорядился своим наследством: наделивши рабов и рабынь землей и имением, отпустил на волю, деньги раздал нищим, а сам, не оставив себе ничего, пошел в монастырь Богоматери, находившийся близ Галичского озера. Здесь прошел он первоначальный искус, здесь был пострижен и за святую жизнь свою удостоился священного сана. Подвиги искреннего благочестия доставили ему уважение многих, так что детям Галичского князя он был восприемным отцом. Но через несколько лет, тяготясь этой известностью и близостью родных, он перешел в Ростов и там поселился в монастыре святого Григория, именуемом Затвором. Всегда кроткий и молчаливый, ко всем имея любовь, он старался услужить каждому. Когда не было другого дела, усердно читал отеческие книги, стараясь вникать в их смысл и на самом деле исполнять написанное. Постоянно пребывал он в посте и молитве, так что все смотрели на него как на ангела Божия и дивились подвигам молодого инока Григория. Общее уважение тяготило смиренного подвижника – он хотел уже удалиться в пустыню. Но промысл Божий готовил ему иной жребий: владыка Ростовский, блаженный Дионисий Святогорец, узнав пустыннолюбивого Григория, предложил ему настоятельство в Ростовской Спасской обители, что на Песках 20 . Долго отрекался Григорий от такой высокой чести, указывая на свое недостоинство, но архиепископ Дионисий сказал ему: «Чадо, лучше повиноваться и исполнять волю нашу в послушании, нежели ослушаться нашего смирения и лишиться благословения». Не смел долее отказываться и прекословить владыке преподобный и, обливаясь слезами, смиренно повергся к ногам его, прося себе молитв и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стремясь к уединению и безмолвию он в 1594 г. удалился на реку Тиксну, в 50 верстах к западу от г. Тотьмы. Поселившись здесь, он питался только тем, что иногда приносили, ему добрые люди. Чтобы не нарушать своего уединения, он никого не принимал к себе, кроме одного только духовника, если же приходили к нему или для духовной беседы, или с подаянием, то он беседовал с приходящими и принимал приносимое чрез оконце своей келлии. Постелью ему служил голый пол, но часто он не позволял себе и того, все ночи, стоя на молитве и изнуряя себя множеством поклонов и коленопреклонений. Для большего умерщвления плоти, он возложил на себя вериги и надел на свои плечи цепи, на чресла широкий железный обруч, на руки и на ноги оковы, покрыв их своею монашеской одеждой, а на голову надел тяжелую железную шапку, закрытую иноческим кукулем. Тридцать лет так подвизался преподобный в своем затворе, каждый день начиная трудиться с таким усердием и охотой, как бы он еще ничего не делал прежде и только теперь принимался за труд, и каждый день кончая так, как бы это был последний день его жизни. Достигнувши уже преклонных лет и украсившись сединами, он, предузнав свою кончину, пригласил духовника своего старца Ферапонта, причастился от него св. Таин, простился с ним и, сказавши: «Господи в руце Твои предаю дух мой», – в радости предал Богу чистую свою душу, в 1624 г. Через несколько лет на месте, прославленному его подвигами, основалась иноческая обитель (упраздненная в 1764 г.). Мощи его в Тиксненской приходской, прежде монастырской, Преображенской церкви почивают под спудом. Богомольцам показывают пещеру, где он был погребен, и железные его вериги. – Пренесение мощей св. праведного Симеона Верхотурского. Он быль из дворян, но, скрывая свое звание, в бедной одежде ходил из селения в селение, безмездно помогая в работе поселянам. Наконец, он поселился в Пермской губернии среди диких Вогуличей, которых и учил вере Христовой. Скончался он в 1642 г. Мощи его в 1695 г. (по другим, в 1692 г.) были обретены нетленными и в 1704 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Валаамский монастырь с древних времен часто подвергался разорениям от шведов, поэтому мощи преподобных Сергия и Германа не раз были переносимы из обители в Новгород и обратно. Одно из таких перенесений и празднуется 11 сентября. Написание иконы преподобных Сергия и Германа последовало около 1401 года. После шведского разорения мощи в начале XVIII века, когда по Нейштатскому миру Валаам снова отошел к России, они были перенесены на остров и почивают под спудом в храме Преображения Господня. В XVIII веке митрополит Санкт–Петербургский Гавриил (Петров) вызвал, по благословению Святейшего Синода, старца Назария и назначил его игуменом Валаамского монастыря. Были устроены уединенные скиты на небольших островках, разбросанных вокруг Преображенского монастыря. В результате его пастырской деятельности было возрождено старчество, на острове процвела особо духовная жизнь по завету преподобных Сергия и Германа Валаамских. Служба Валаамским чудотворцам ранее совершалась по Общей Минее. Строитель Коневского монастыря (впоследствии Тихвинский архимандрит) Иларион составил им особую службу, которая, по рассмотрении Святейшим Синодом, в 1817 году была напечатана. В 1819 году, 20 октября, Св. Синод определил день памяти 28 июня/11 июля и день перенесения мощей прпп. Сергия и Германа 11/24 сентября внести во все печатные месяцесловы. Сентябрь 12 Вассиан Тиксненский, преподобный В XVI столетии в деревне Бурцево жил благочестивый крестьянин Василий. Кроме землепашества Василий знал еще мастерство портного и каждый год, окончив полевые работы, ходил шить по ближним и дальним селам и деревням. Мастерство давало Василию хорошие доходы, и небольшое семейство его, состоявшее из жены и двух сыновей, не терпело нужды ни в чем. Это же мастерство, заставлявшее Василия много узнать и перевидать, содействовало и его духовному развитию. От природы он обладал богатыми способностями, горячим, отзывчивым сердцем и светлым, наблюдательным умом. И вот, переходя из селения в селение, знакомясь с разными людьми, он мог многому научиться.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Вологодского уезда, из-за Великого озера, Борисоглебского игум. Моисей , 1659. Сойгинской Екатерининской пустыня иг-нья Александра , 1665–72. Куфтыревской Троицкой пустыни строит. Игнатий , 1676. Сученской пустыни строит. Евфросин , 4 янв. 1684. III, 415; VI, 698, 180. Борисоглебского Сольвычегодского игум. Дионисий , 1548. В 1680 г. мнтрь упом. как церковь с попами. Лусской Пермцы 236 , Спасова Устьвожинская пустынь упом. в 1684.Строит. Даниил , в февр. 1704. VI, 328, 579. Спасской, на реке Вычегде, построен лета 7170-го, чёрным священником Филаретом ; существовал 1707. Покровской, в Пыелдине погосте, (Яренской), строит. Иоасаф , 1707. VI, 258, 1022. Игнатиевы пустыни строит. Григорий Неронов , 1665. Мнтрь запустел 1721. Южской волости, Спасской пустыни чёрный поп Григорий , в мар. 1659. Харитонцовой пустыни строит. Варсонофий , 22 мар. 1664. III, 298. Архангельской пустыни игум. Адам , 1737 и 38. III, 414; V, 376. Борисоглебская. III, 429. Боровинская. III, 464; VI, 1024. Белавиной: Строит. Иоасаф , 1738. – Аполлоний в 1818 перев. в Спасо-Суморин. – Иона , 3 нояб. 1834–37, 27 янв. перев. в Сямский. III, 530. Верхосицкая. III, 610. Вондожская. IV, 62. Дуниловой пустыни строит. Иосиф , 1764. IV, 72, Дедовская. IV, 76. Дюдикова. IV, 214. Зубовская. IV, 322. Кайсаровский. IV, 628. Коптев. IV, 774. Коровина пустынь. V, 13. Лешская. V, 21; VI, 958, 1022. Ломовская. V, 142. Негренской строит. Ефрем , 1702–4. V, 354; VI, 1032. Ножемская. V, 370. Орловский Устюжский. V, 465. Перевысьевская. V, 517. Перцова. V, 525. Песочного: Игум. Пимен , 1588. – Иосиф , 1626. Чёрный поп Рафаил , в июле 1659. Келарь Киприан , в февр. 1663. Строит. Филарет , 1729; после игум. Озерский. – Гавриил , 1738. – Дионисий , около 1760; в 1764 перев. в Сямский. V, 550. Печорская. V, 623. Кубенская. V, 670. Ржаницына. V, 733. Рябининой строит. Александр , 1738. VI, 69. Святолуцкая. VI, 184. Сольвычегодский Сретенский. VI, 239, 1047. Шуйская. VI, 366. Тиксненская. VI, 467. Ульяновская. VI, 606. Христофорова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она была основана преподобным Иосифом в 1479 году. Первый деревянный храм ее был освящен во имя Успения Богоматери. Под руководством преподобного Иосифа братия подвизалась усердно на поприще иноческой жизни. Все время было посвящено или молитве, или трудам телесным. Пища была самая простая; все носили худые одежды, обувь из лыка, терпели зной и холод с благодушием; не было между ними смеха и празднословия, но видны были постоянные слезы сокрушения сердечного. В келлиях своих братия ничего не имели, кроме икон, книг божественных и худых одежд, а потому у дверей келлий не было и запоров. Кроме обыкновенного правила монашеского, иной полагал еще по тысяче, другой – по две и по три тысячи поклонов в день. Для большего самоумерщвления иной носил железную броню, другой – тяжелые вериги, третий – острую власяницу. Большая часть ночи проходила в молитве. Сну предавались на короткое время, иной сидя, иной стоя, – и все такие подвиги предпринимались не самовольно, но с благословения настоятеля. Женскому полу и детям запрещен был вход в обитель, и правило это соблюдалось так строго, что когда мать преподобного, уже тогда старица-инокиня, пожелала видеть сына и, остановившись за два поприща от обители его, послала сказать ему о том, то преподобный отвечал ей чрез посланных, что она не может видеть лица его в сей жизни; и смиренная старица послушалась строгого слова сына своего и ушла в свою обитель. На соборе 1503 года державный великий князь Иоанн отобрав после покорения Новгорода владычные и монастырские вотчины того края, изъявил желание, чтобы были отобраны в казну имения и прочих монастырей русских. Замечательно, что того желали и пустынники Белоозерские –Паисий Ярославов 13 , ученик его, преподобный Нил Сорский , и многие пустынные старцы, полагавшие, что неприлично монастырям владеть селами: чернецы должны жить в пустынях и кормиться рукоделием. Но преподобный Иосиф находил необходимым, как для благолепия церковного, так и для поддержания монашеской жизни в сословиях более образованных, чтобы монахи пользовались некоторым довольством и владели недвижимым имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возвратившись с архипастырским благословением в свою пустыню, преподобный немедленно приступил к построению церкви, трапезы и разных необходимых для общежития служб. Благоговейный и богатый поселянин Мартин пожертвовал землю и лес для новой обители. При единодушном старании братии вскоре все было окончено. Преподобный Дионисий, услышав об устроении обители, посетил своего друга, похвалил избранное Григорием место, найдя его весьма удобным для иноческой жизни, и принес для новоустроенной церкви иконы праздников Господних и книгу Пролог. Несказанно рад был Григорий посещению своего учителя и упросил его совершить освящение церкви, что тот охотно и исполнил. Церковь была освящена в 1426 году в честь Собора Богородицы, празднуемого на другой день Рождества Христова. Преподобный Григорий был искусный каллиграф. Он списывал для своей обители разные священные книги, которые долго сохранялись в ней и после его кончины. Списывание книг было для преподобного, как и вообще для иноков того времени, священным долгом; они служили чрез это делу религиозного просвещения жителей в пределах вологодских в то время, когда здесь не существовало еще никаких школ. Много пришлось преподобному потерпеть и неприятностей ради обители. Раз ночью были похищены разные хозяйственные орудия обители. Братия сильно опечалились; но преподобный, утешая их, сказал, что все возвращено будет, и действительно, скоро у пойманных воров все было отобрано. Чья душа полна была любовью к Богу и ближним, тот не мог быть равнодушен к тревогам и бедам родной земли. В 1433 году преподобный Григорий отправлялся в Москву, где тогда князь Юрий Димитриевич управлял великим княжеством, выгнав Василия Васильевича из Москвы. Преподобный убеждал Юрия возвратить Василию наследственную его собственность к общему покою, и Юрий возвратился в Галич. В следующем году сын Юрия, князь Димитрий Шемяка, опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из жилищ своих и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Толпы разоренных стекались за пищею в обитель Григория, и он помогал им, сколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке. «Князь Димитрий, – говорил пустынник, – ты творишь дела не христианские; ступай лучше в страны языческие к людям поганым и не знающим Бога; вдовы и сироты христианские вопиют против тебя пред Богом. Сколько людей гибнет от тебя голодом и стужею, и если вскоре не прекратишь междоусобия, кровопролития и насильства, то сам скоро лишишься и славы и княжения!» Шемяка, рассерженный правдою, приказал сбросить Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбитый, преподобный несколько часов лежал без чувств; наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные». Как ни был черств Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители. Пятнадцать лет подвизался преподобный Григорий на Пельшме, в своей пустынной обители. Несмотря на свою старость и неразлучные с ней недуги и немощи, преподобный не изменил своего правила до гроба; пребывая всегда в посте и молитве, он соединял в себе глубокое смирение с полным самоотвержением, с подвигами любви к Богу и ближним. Достигнув 85-ти лет, старец почувствовал приближение кончины. Причастившись святых таин и простившись с братией, преподобный Григорий мирно почил 30 сентября 1442 года. Мощи преподобного Григория положены были в обители его близ церкви Собора Богородицы, по правую сторону алтаря. Над гробом его поставлены были иконы Спасителя и Божией Матери для поклонения приходящим, ибо много совершалось тут исцелений. Ныне мощи преподобного Григория почивают под спудом в каменной церкви его имени близ северной стены. Рака над ними обложена медными чеканными посеребренными листами; на раке положен образ преподобного в серебряной ризе, осененный балдахином. Тут же хранятся железные вериги, железная полумантия и железная кольчатая рубашка преподобного, в которых он совершал свои всенощные бдения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Избрав место, преподобный Григорий прежде всего поставил для себя малую хижину и стал день и ночь подвизаться в молитве и псалмопении в совершенном уединении и безмолвии. Понемногу и исподволь он заботился и о том, что было необходимо для устройства обители: очищал место от леса и кустарника, осушал его канавами, рубил лес на постройку и запасал другие, нужные к тому материалы. Спустя несколько времени пришел к нему один вдовый священник по имени Алексей, желая с ним сожительствовать и прося себе пострижения. Почитая прибытие его знаком благоволения Божия и началом исполнения своего сердечного желания, преподобный с великой радостью, как ангела Божия, принял пришельца и назвал его при пострижении Александром. Он рассказал ему о своем намерении построить на избранном им месте общежительный монастырь. «Брат Александр, – говорил преподобный своему сподвижнику, – Бог нам прибежище и сила и помощник в скорбях наших; будем заботиться о духовном, а Пречистая Богородица Сама попечется об устроении Своего дома и снабдит нас Своею милостию». Вместе, в убогой и тесной своей хижине, они стали совершать молитвословия, проводя ночи в пении и псалмопении, а дни в трудах. Чрез несколько времени стали приходить к ним когда один, когда два, желающие с ними сожительствовать. Мало-помалу собралось порядочное число иноков и составилось общежитие. Как отец, преподобный с любовию принимал каждого и убеждал не страшиться трудности места и скорбей пустынных, обнадеживая помощию Божией Матери. Оставалось еще испросить благословение архиерея на построение и освящение храма, чтобы исполнилось сердечное желание преподобного и избранное им место сделалось обителью иноческой. С этой целью преподобный Григорий немедленно отправился в Ростов. Там он не застал уже в живых знакомого ему архиепископа Дионисия; Ростовскую кафедру занимал тогда уже новый архиепископ Ефрем II, владыка заботливый и учительный. Святитель благословил устроение храма и обители и поручил Григорию настоятельство в ней, но с тем вместе потребовал, чтобы Григорий учредил общежитие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тридцать лет таким образом подвизался преподобный в своем затворе. Неизвестно, сколько было всех лет его жизни, кроме только того одного, что, достигнувши уже преклонных лет и украсившись уже сединами, он предузнал свою кончину, пригласил духовника, причастился от него святых таин, простился с ним и, сказавши: «Господи, в руце Твои предаю дух мой», в радости предал Богу чистую свою душу 12 сентября 1624 года при царе Михаиле Феодоровиче, в пятый год патриаршества Филарета. Тело его погребено в десяти саженях от церкви. Только при погребении узнали, какими тяжестями смирял он тело свое. Скоро Господь начал прославлять Своего угодника. Некоторые из окрестных крестьян, пользовавшиеся духовными беседами и наставлениями преподобного Вассиана и уверенные в святости его жизни, из любви и уважения к его памяти, построили над гробом его часовню и поставили в ней образ Живоначальной Троицы, принесенный им из монастыря, а как памятник его трудов и терпения возложили на гроб все его тяжести, многие из них стали призывать его в молитвах и при гробе его получали исцеления. Почитание его началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его совершилось много чудесных исцелений. Чрез несколько лет на месте, прославленном его подвигами, составилась иноческая обитель, существовавшая до 1764 года. Ныне мощи преподобного Вассиана почивают под спудом в каменной приходской церкви, память его совершается в день его преставления. 24-й день. Преподобный Галактион Затворник Когда грозный царь лишил жизни боярина князя Ивана Бельского, семилетний сын убиенного, Гавриил, был укрыт родственниками и друзьями отца, которые отправили ребенка в город Старицу, чтобы спасти его от ярости царской. Там юный князь скрывался в неизвестности и кормился сапожным мастерством; а пришедши в зрелый возраст, пришел в Вологду. Вступив в супружество, он недолго утешался семейной жизнью: супруга умерла, оставив на руках его дочь. Огорченный превратностию жизни, Гавриил отдал младенца на воспитание родственникам жены, выпросил у жителей местечко для келлии на берегу ручья Соденки и наложил на себя тяжкий подвиг затворничества в оковах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Смирился и виновник скорбей преподобного, Волоколамский князь Феодор: пред смертью он испросил прощение у святого игумена и завещал в обиженную им обитель Иосифову село свое Буйгород. Подобно тому как преподобный Сергий не раз умиротворял враждующих князей, и преподобный Иосиф явился миротворцем, когда возникло неудовольствие между братьями: Московским великим князем Василием и Дмитровским князем Юрием. Раздраженный великий князь уже хотел заключить брата в темницу, но Юрий вовремя узнал о том и скрылся в обители преподобного Иосифа. Святой старец не мог сам, по болезни, поехать в Москву и послал к великому князю двух своих учеников ходатайствовать за Юрия. Великий князь внял сему ходатайству и примирился с братом. Чувствуя изнеможение пред своею кончиною, преподобный Иосиф призвал братию и велел им избрать себе игумена. С великою скорбью братия исполнили его волю: избран был Даниил, впоследствии митрополит всея Руси. Преподобный Иосиф скончался 9 сентября 1515 года. Мощи его почивают под спудом в соборном храме основанного им монастыря. Житие его писано двумя учениками его – Досифеем Топорковым и Саввою Черным, епископом Крутицким. Память его празднуется 9 сентября повсеместно по определению собора 1591 года. Писания преподобного Иосифа по большей части находятся в тесной связи с обстоятельствами его жизни: так же ревность о славе Божией и вечном благе своих братий, которая одушевляла его во всех делах, открывается и в сочинениях праведника. Преподобный Иосиф одарен был твердой памятью; при светлом уме, при опытности в духовной жизни он обладал обширными сведениями. Главное из творения его – шестнадцать Слов против еретиков жидовствующих, известное под общим наименованием «Просветитель». Сверх того преподобный Иосиф оставил после себя много посланий, писанных им во время борьбы с еретиками по поводу спора со святым Серапионом и для назидания разных лиц в жизни духовной 15 . В обители преподобного Иосифа образовалось много великих подвижников. Некоторые из них возведены были на кафедры святительские: непосредственный преемник Иосифа, Даниил, был после митрополитом. Ростовский архиепископ Вассиан II, брат Иосифа; епископы Смоленский – Савва Слепушкин, Коломенский – Вассиан Топорков, Тверской – Акакий, Крутицкие – Савва Черный, Нифонт и другие были постриженниками и учениками богомудрого игумена Волоколамского. Из простых иноков замечательны по своей жизни Герасим Черный и Кассиан Босой, пришедшие с Иосифом из

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008