И оправдалась в них предсмертная молитва Спасителя нашего: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21, 23 ). И увидел, и познал мир, что эти безмолвные и безответные страдальцы – избранники, любимцы Божии, и, склонившись перед их проповедью, уверовали в голгофского страдальца. Литургия В христианской православной Церкви приняты и навсегда усвоены две божественные литургии: « Василия Великого и Иоанна Златоустог о». Из выше приведенных слов св. Прокла видно, что литургии не сочинены этими великими мужами, а в существе своем те же самые божественные вечери, которые, по примеру первой Тайной вечери, были совершаемы апостолами и их ближайшими преемниками. Высокая заслуга этих святых мужей состоит в том, что они навсегда установили внешний порядок совершения этого таинства, величайшего из христианских таинств, и представили божественную литургию в таком совершенном виде, что после них самые богомудрые, богопросвещенные мужи не нашли иоты, подлежащей какому-либо изменению. Явный признак, что их действиями руководил не обыкновенный человеческий разум, а тот высший ум, который, где положит свою печать, то уж там всем умам и разумам человеческим делать нечего. Поэтому название божественная литургия, кроме самого таинства, принадлежит ей вполне всей – от первого и до последнего слова. Она вся божественная – в существе и во внешнем составе. Св. Василий родился в Кесарии, столице каппадокийской области (в Малой Азии). Год его рождения не известен. Родители его – Василий и Емилия – были строго христианской жизни (римская Церковь чтит их святыми и празднует 30 мая). Отсюда и вся семья вышла великих угодников Божиих. Братья Василия: св. Григорий, епископ Нисский (супруга его блаженная Феозва, диаконисса, память обоих 10 января), преп. Навкратий и св. Петр, епископ Севастийский (9 января), и сестра – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

И так, на третий день по прозрении своем, он отошел ко Господу, чтобы зреть Трисиятельное Божество. Честное же тело его с честью положили в пещере, с любимым его братом, блаженным Иоанном, близ преп. Марка, и помазали его из ангельского сосуда, так что вся пещера наполнилась благоуханием, потом же вылили на него и другой сосуд слез, чтобы тот, кто сеял на земле слезами, пожал на небе радостью ( Пс.125:5 ). И эту радость получил он ходатайством преп. наставника своего Марка пещерника, чудотворною благодатью Бога всякого утешения ( 2Кор.1:3 ), Которому, в Троице хвалимому, подобает слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Житие преподобных отцов наших Феодора и Василия (11 августа) Они пострадали от князя Мстислава Святополковича, оклеветанные дьяволом в похищении сокровища «Корень всех зол есть сребролюбие» ( 1Тим.6:10 ), сказал Божественный апостол Павел. Эти слова сбылись на деле в этом достойном хвалы житии, где начальник зла, враг, не иною вещью, как сребролюбием, навел злые душевные и телесные искушения на душу блаженного Феодора, и страдания и смерть не только на него, но и на советника его, блаженного Василия. Повесть эта пишется так. У блаженного Феодора в его мирской жизни было большое богатство. Услышав же в Евангелии слова Господни: «всяк от вас, иже не отречется всего своего имения, не может быть Мой ученик», последовал этому слову. И, оставив все мирское и раздав богатство нищим, он стал черноризцем в Печерском монастыре и ревностно подвизался в добродетелях. По приказанию игумена, он жил в пещере, которая называется Варяжскою, и в ней пробыл много лет в строгом воздержании. Этому блаженному Феодору однажды враг принес немалую печаль и тоску об имении, розданном нищим, приводя ему на мысль долгие годы жизни, изнеможение плоти и скудость монастырской пищи. Феодор не понял искушения, не вспомнил слов Господа: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» ( Мф.6:26 ). И начал он от скорби переходить в отчаяние, смущаемый нищетой, и долго омрачал его враг, и эту скорбь он явно открывал своим друзьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игоревичем, застрелен был на городской стене, во Владимире. И тогда признал он свою стрелу, которой застрелил Василия, и сказал: «это я умираю за преподобных Василия и Феодора». Так сбывается сказанное Господом: все, взявшие меч, мечом погибнут 111 Как он беззаконно убил, так и сам беззаконно убит был. Преподобные же приняли мученический венец о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава со Отцем и Святым Духом. 11. О преподобном Спиридоне просфорнике и об Алимпии, иконописце Свята всякая душа простая, не имеющая в себе лукавства и лжи в сердце своем! Такой человек истинен пред Богом и перед людьми и согрешить Богу он не может, или скорее не хочет, потому что он сосуд Божий и жилице Святаго Духа, который освящает его душу, и тело и ум, как сказал Господь: «Я и Отец придём к нему и обитель у него сотворим 112 » Сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут моим народом 113 » Апостол же сказал: «братия вы храм Бога живаго, и Дух Святый живёт в вас». Такие на земле живут, как ангелы, с которыми на небесах радуются во веки; и как в жизни не отлучались от них, так и по смерти с ними веселятся. Об этом мы скажем ещё на конце слова. Этот преподобный Спиридон был невежа словом, но не разумом; не из города пришёл он в монастырь, а из какого-то села. И принял он страх Божий в сердце своём, начал учиться книгам и выучил весь Псалтирь наизусть. По повелению игумена Пимена постника, он стал печь просфоры. С ним был у того же дела другой брат, некто Никодим, человек одинакового с ним расположения ума. И оба они много послужили в пекарне, много лет честно и непорочно совершая свою службу. Блаженный же Спиридон, начавши работать в пекарне, не изменил своего, подвига и труда духовного, но исполнял своё дело со всяким говением и страхом Божиим, принося Богу чистую жертву от своего труда. И другая жертва живая и словесная, плод уст его, приносилась от него всемогущему Богу о всём и за всех: беспрестанно пел он Псалтирь и каждый день оканчивал его; дрова ли колол, тесто ли месил, постоянно имел он в устах Псалтирь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Игумен послал Василия по некоторому делу из монастыря, тогда, найдя удобное время для своего злого замысла, враг принял облик Василия и вошел к пещернику; сначала он говорил ему доброе: «Как живешь теперь, Феодор? Отступила ли от тебя сила бесовская или еще смущают они тебя любовью к богатству, напоминая о розданном имении?» Не понял Феодор, что то был бес, думая, что брат говорит ему это, и отвечал ему блаженный: «Твоими, отче, молитвами хорошо мне теперь; ты утвердил меня, и я не буду больше слушать бесовского нашептывания. И теперь, если ты велишь мне что-нибудь, я с радостью исполню, не ослушаюсь тебя, потому что великую пользу для души нашел я от твоего наставления». Бес, мнимый брат, взял силу над ним, так как Феодор не помянул господа бога, и сказал ему: «Даю тебе теперь другой совет, благодаря которому обретешь покой и скоро воздаяние получишь; только попроси у бога, и он даст тебе золота и серебра множество; и не разрешай никому входить к себе и сам не выходи из пещеры своей». Пещерник обещался сделать так. И отошел от него бес. И вот невидимо стал внушать ему помышления, пронырливый, о сокровище так, что подвиг блаженного на молитву просить у бога золота и, получив его, раздать в милостыню. И вот увидел он во сне беса, как ангела светлого и прекрасного, показывающего ему сокровище в пещере, — и много раз виделось это Феодору. Наконец, спустя много времени, пришел он на указанное место, стал копать и нашел сокровище — множество золота и серебра и сосуды многоценные. Тогда опять пришел к нему бес, в образе брата, и стал говорить пещернику: «Где сокровище, данное тебе? Являвшийся к тебе мне сказал, что дано тебе множество золота и серебра по молитве твоей». Феодор же не хотел показывать ему сокровища. Бес явно говорил с пещерником, а втайне влагал ему мысль, взявши золото, уйти в иную страну. И говорит он: «Брат Феодор! Не говорил ли я тебе, что скоро ты примешь воздаяние? Господь сказал: «Всякий, кто оставит дом и земли или имение ради меня, получит во сто крат и жизнь вечную наследует». И вот уже в руках твоих богатство, делай с ним что хочешь». Пещерник же сказал: «Я просил у бога для того, что, если мне даст, то все в милостыню раздать; для этого он и даровал мне». Супостат же сказал ему: «Брат Феодор! Берегись, чтобы тебе опять по действию бесовскому не затужить, как прежде, о розданном, — это дано тебе взамен того, что ты роздал убогим. Я велю тебе: возьми это, иди в иную страну и там купи себе села и все, что будет тебе нужно, и там ты можешь спастись и избавиться от бесовских козней; после же смерти ты отдашь свое богатство куда захочешь, и это будет в память по тебе». Феодор же сказал ему: «Не стыдно ли мне будет, что я, оставив мир и все, что в нем, и, обещавшись богу здесь жизнь свою кончить, в пещере этой, сделаюсь беглецом и мирским жителем? Все, что тебе угодно, то и будет, и все, что ты скажешь, сделаю, но живя в монастыре».

http://sedmitza.ru/lib/text/438119/

Искушение Есть два рода искушений: или скорби испытывают сердца, как золото в горниле, в терпении открывая их доброту, или нередко самое благоденствие жизни служит для многих вместо испытания. Ибо одинаково трудно – сохранить душу не униженной в затруднительных обстоятельствах жизни и не превознестись гордостью в положении блистательном. Примером же искушений первого рода служит великий Иов, этот непреоборимый подвижник, который все насилия диавола, как стремление потока, выдержав с непоколебимым сердцем и неизменным рассудком, показал, что он тем выше искушений, чем значительнее и труднее борьбы, на которые вызывал его враг. Искушений же благоденствием жизни есть и другие некоторые примеры, а также примером служит и этот богач, о котором читано нам ныне: у богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать?.. Сломаю житницы мои и построю большие ( Лк. 12:16–18 ) (1). Уверовавшие в Бога и крестившиеся должны тотчас быть готовыми и от домашних своих терпеть искушения даже до смерти. Ибо кто не готов к этому, тот при постигшей внезапно опасности легко приходит в колебание (4). Не должно самому кидаться в искушения прежде времени до Божия на то попущения, а напротив того, надобно молиться, чтобы не впасть в искушение (4). В иное время надобно уклоняться от злоумышляющих. А кому попущено впасть в искушение, тот должен просить в молитвах об облегчении, чтобы в силах ему быть понести искушение, и об исполнении воли Божией (4). Христианин в искушениях при каждой встречающейся с ним опасности должен припомнить, что сказано на этот случай в богодухновенном Писании, и таким образом соблюдать себя непосрамленным, а противников приводить в бездействие (4). Должно молиться об испытуемых в искушениях (4). Поскольку Господь учит молиться, чтобы не впасть в искушение ( Лк. 22:40 ), то должно ли молиться и о том, чтобы не впадать в телесные страдания, и, если кто впадет в них, как должен переносить? Господь не различил качества напасти, но вообще повелел: молитесь, чтобы не впасть в искушение. А введенному в напасть должно просить у Господа, и при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести ( 1Кор. 10:13 ), чтобы исполнилось над нами: претерпевший же до конца спасется ( Мф. 24:13 ) (5). Если тяжело, братия, искушение, перенесем с твердостью и трудное, потому что никто не увенчивается, не приняв на себя ударов и не покрывшись пылью во время подвига. А если легки эти потехи диавола, и насланные на нас враги хотя беспокойны, потому что его служители, но вместе и достойны презрения, потому что Бог к лукавству их присоединил и бессилие, то остережемся заслужить упрек, как много сетующие при малых страданиях (6). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Их лжехристос, известный Василий Семенов Лубков, несравненно выше почитается последователями этой секты Христа Спасителя. Заповеди Лубкова для них несравненно ценнее Слова Божия, их только они и держатся и на них зиждется все вероучение, нравоучение, а равно и весь внешний строй ново-израильской секты. Признавая Иисуса Христа простым человеком, в Котором только временно обитало Божество, – ново-израильтяне, подобно хлыстам, проповедуют о всегдашним существовании Христа во плоти, каковым в настоящее время является Василий Лубков 79 . Вот как пишет об этом один из апостолов «Нового Израиля», крестьянин Смоленской губернии, деревни Угрицы, Ельнинского прихода, Никита Иванов в письме с Кавказа к своим угрицким собратьям: «Во имя Света, Папаши, Мамаши (разумеется Лубков и его сожительница некая Наташа), дорогие и возлюбленные сердцу братья и сладенькие сестрицы, все мы вам желаем телесного здравия и душевного спасения и начатую вами жизнь святую довести до конца жизни вашей неотступно. Горе отступникам от Христа. Они подвергнутся вечному проклятию и вечному мучению и станут на левой стороне козами за то, кто они на имеют живого Бога на земле, у тех умер Бог (т. е. у православных). Бог не имеет начала и не будет Ему конца. Он есть Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний ( Откр.22:13 ). Вот вы помните, кто у вас был первый, и через кого вы познали путь Христов, «то устроил у вас Соборную и Апостольскую церковь и далее. Все это через Папашу. У теперешнего Папаши Василия, он есть первоверховный апостол Петр и Павел, и все дела Божьи ему открыты. Этот «живой Бог» Василий есть «Бог богов и царь царей» 80 . Тот же Никита Иванов в письме 31-м к тем же лицам развивает учение о лжехристе – Лубкове, как о всемогущем Боге, Творце неба и земли, в таком виде: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа и Владыки жизни нашей, Света нашего, Папаши и Мамаши да почиет мир Божий. Он есть Творец неба и земли, мы им живем и движемся. Нет Бога, кроме Света нашего Папаши Василия, и нет ни в ком другом спасения, кроме Его, Он есть Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, не имеет Он начала и не будет иметь конца; Он есть Бог богов и Царь царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Каких же наказаний должен ожидать тот, который отдаст отчет не только за грехи, совершенные им самим, но подвергнется крайней опасности и за грехи других? Если мы, помышляя об отчете за собственные прегрешения, трепещем, не надеясь избежать вечного огня; то какое мучительное ожидание должно быть у того, кто будет отвечать за столь многих? А что это справедливо, выслушай блаженного Павла, или лучше говорящего в нем Христа: « повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет » (Евр. 13:17). Разве мал ужас такой угрозы? Нельзя сказать этого. Впрочем, всего этого достаточно для убеждения самых недоверчивых и суровых людей в том, что я не по гордости и честолюбию, но единственно устрашась за себя и представив трудность дела (пастырского), обратился в бегство. О СВЯЩЕНСТВЕ. СЛОВО ЧЕТВЕРТОЕ. Возражения Василия, что все сказанное его другом относится к тем, которые сами добиваются священства, а не к тому, кого против воли привлекают к нему. — Опровержение этого возражения. — Примеры Саула, Илии, Аарона и Моисея. — Иуда был призван к апостольству. — Рукополагающие недостойных подлежат одинаковому с ними наказанию. — Необходимо рукополагать с крайней осторожностью. — О церковном служении. — Дар слова, как необходимая принадлежность священника. — Без дара слова не достаточно ни доброго примера, ни даже дара чудотворения. — Слово, как единственное оружие, которым можно отражать врагов Церкви. — Сравнение Церкви с сильной крепостью. — Главные враги, с которыми приходится Церкви иметь дело: иудеи, язычники, манихеи, валентиниане, маркиониты, савеллиане, ариане. — Враги домашние, возбуждатели праздных и неразрешимых вопросов. — Возражения Василия: не презирал ли красноречия ап. Павел? — Нет, он осуждал только легкомысленное искусство риторов своего времени. — Если какой служитель Иисуса Христа мог бы обойтись без дара слова, то именно ап. Павел, обладавший даром чудотворения и несравненной любовью к Господу Иисусу. — Красноречие ап.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Когда отниму члены у Христа, сделаю их членами блудницы ( 1Кор. 6:15 ); тогда и слава от Спасшего меня перенесена будет мною на погубившего меня. И неверующий славу нетленного Бога изменяет в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся ( Рим. 1:23 ). Также воздающий честь и служащий твари вместо Творца приносит славу не Богу, но тварям. Поэтому кто говорит, что тварь есть нечто, и кланяется ей, тот да знает, куда будет вчинен жребий его. Итак, убоимся, чтобы, грехом своим доставляя славу и похваление диаволу, не подвергнуться нам вечному с ним стыду. А что грех наш обращается в славу тому, кто внушает его нам, уразумей это из подобия. Два военачальника вступают в сражение. Когда побеждает одно войско, предводитель его приобретает славу, а когда одерживает верх противное войско, вся честь принадлежит полководцу этого другого войска. Так в добрых делах твоих прославляется Господь, а в противных – противник. Не представляй, что враги далеко, и на военачальников смотри не издали, но обрати взор на себя самого и найдешь совершенную верность подобия. Ибо когда ум борется со страстью и своим усилием и внимательностью одерживает верх, тогда торжествует он победу над страстью, и успехом своим как бы увенчивает самого Бога, а когда, ослабев, поддается сластолюбию, тогда, сделавшись рабом и пленником грехов, доставляет врагу случай к похвальбе, превозношению и высокомерию (2). Как несомненно душе увериться, что она далеко от славолюбия? Когда повинуется Господу, сказавшему: так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного ( Мф. 5:16 ), – и апостолу, который заповедал: итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10:31 ), чтобы благочестивый, не домогаясь ни настоящей, ни будущей славы, но предпочтя всему любовь к Богу, сверх предложенного выше имел дерзновение сказать: ни настоящее, ни будущее... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:38, 39 ), Который сказал: не ищу Моей славы ( Ин. 8:50 ), и: говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен ( Ин. 7:18 ) (5). 132 Архилох (род. в 650 г. до Р. Х.) – древнегреческий поэт, в своих стихах брал за образец Гомера. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Василия Великого. - М. : ДАРЪ, 2008. - 512 с. ISBN 978-5-485-00227-5 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Когда услышали о желании сынов Зеведеевых прочие апостолы, то выразили свое неудовольствие против Иакова и Иоанна: и начаша, сказано, негодовати; то есть обнаружили дух превозношения и зависти. И вот Спаситель подзывает прочих учеников к Себе и говорит: «Кто хочет быть между вами большим, тот должен сделаться слугою других; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем раб. Пример вы должны брать с Меня, Который не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим и дать душу Свою для искупления многих». Эти слова, обращенные ко всем апостолам, ясно показывали, что смиренномудрие и любовь суть добродетели неразлучные и необходимые для желающего быть истинным последователем Христовым. Кто истинно любит ближнего, тот старается уступить другому первенство; и напротив – кто ищет первенства, в том нет любви к ближнему. Толкование св. Василия Великого на сказанное в 23-м стихе 20-й гл. Матфея: несть Мое дати, но имже уготовася Творения свв. отцов. Тв. Василия Великого Если Сын не Господь суда, чтобы одних облагодетельствовать, а других наказать, то как же Он говорит: Отец не судит никомуже, но суд весь даде Сынови ( Ин. 5:22 )? И в другом месте: Власть имать Сын Человеческий отпущати на земли грехи ( Мк. 2:10 )? И еще: Дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 )? А Петру сказал: Дам ти ключи Царства Небесного ( Мф. 16:19 ), и ученикам: Аминь глаголю вам, вы шедшии по Мне, в пакибытие, сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обеманадесяте коленом израилевом ( Мф. 19:28 ). Поэтому вопрос решается на основании самого Писания, потому что и Спаситель сказал: И тогда воздаст комуждо по деянием его ( Мф. 16:27 ), и в другом месте: Изыдут сотворшии благая в воскрешение живота, а сотворшии злая в воскрешение суда ( Ин. 5:29 ); а также и апостол: Всем бо нам явитися подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла ( 2Кор. 5:10 ). Посему от приемлющих зависит соделать себя достойными седения одесную или ошуюю Господа, а не от Того, Кто может дать сие, хотя бы и несправедливо было прошение.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010