Святитель Василий Великий писал: «Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? Соделавшись как бы зерцалом Божия действования, они показывали в себе ясное, неслитное, непотемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственную силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами» . Мало того, оказывается, что такое просветленное, прозрачное для действия Духа Божия состояние нужно не только стяжать, но и сохранить. Тот же св. Василий пишет: «Кроме же чистоты, надлежит им показывать в себе равенство благоустроенного состояния. Ибо чист не тот, кто неровно ведет себя в отношении к целомудрию, но тот, кто мудрование плоти подчинил Духу. Действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего строптивого и ничего развращенного» . Кто-нибудь спросит: «Как это возможно, ведь, как известно, «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6: 36). История призвания святого пророка Исайи свидетельствует, что если человек готов служить Богу, то Бог Сам прощает и очищает его: Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен (Ис. 6: 6–7). В ответ на призыв Божий человек исповедует свою готовность служить Богу всей своей жизнью: И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис. 6: 8). В «Толковании на книгу святого пророка Исайи» святитель Василий Великий пишет: «Когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие Ему угодно сообщить» . Тайна избрания на пророческое служение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Яна (Jana W.) 31 октября 2016, 16:43 Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас! Василий Н. 7 ноября 2014, 22:22 Тоже поддерживаю Илью. Елена Киев 2 ноября 2014, 12:31 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф. 6:11-17) Игорь Подопригорин 1 ноября 2014, 21:58 Илья, поддерживаю. Михаил 1 ноября 2014, 13:24 Иосиф Волоцкиий очень удобен как тест на склонность к ереси жидовствующих. Бывает, не пойму что за человек, так я о отце Иосифе заговорю и по реакции сужу. Василий 1 ноября 2014, 00:57 Есть взвешенная, трезвая и честная книга о прп. Иосифе: И. Хрущов, Исследование о сочинениях Иосифа Санина..., 1868 г. Переиздана в наше время. Василий 1 ноября 2014, 00:47 Комментатор пишет: " Прп. Иосиф Волоцкий жил в реальности единства государства и Церкви. А при этом ересь становилась угрозой национальной безопасности. В этом случае и сейчас действуют жесточайшие прещения. " Но какие прещения? Отлучение от церкви есть самое большое прещение. А национальная безопасность, во имя которой загублено столько христиан и нехристиан, это категория не из канонического права. Все-таки пастыри должны заботиться о душе, точно ли так, как на Западе это делала инквизиция? " Другое дело,что он брал на себя ответственность за физическую ликвидацию этой угрозы,по образу Господа Иисуса Христа,взявшего на Себя ответственность за весь мир. А сейчас кто нибудь за что нибудь отвечает? Или все на Господа опять? "

http://pravoslavie.ru/74743.html

Созвучен св. Григорию Богослову и его друг великий Василий. Моисей и уподобляющиеся ему приступают к Богу, восходя добродетелями своими. Св. Василий Великий : «Почему о Моисее говорится, что он приступал к Богу ( Исх. 24:2 ); и если кто другой подобен Моисею, то своими доблестями и добрыми делами делается он близок к Богу» т. I, Беседа на Пс. 33 , ст. 19]. Св. Василий подчеркивает нравственный аспект восхождения к Богу. Без добродетели невозможно богопознание. Участниками явления славы Божией становятся вместе с Моисеем Аарон с сыновьями и старейшины. Обращает на себя внимание как бы вскользь упомянутое участие в этом Иисуса Навина. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию (24:13). Аарон и старейшины остаются внизу с народом. Почему был взят на гору Моисеем его служитель Иисус? Причина этого в том, что Иисус был очень ревностен о Боге и вместе с Халевом никогда за сорок лет странствования по пустыне не согрешил пред Богом, да и другим не позволял этого делать. Если бы Иисус Навин оставлен был внизу с народом, то он не позволил бы произойти поклонению золотому тельцу. Народ же должен был совершить свойственное ему. Явление славы Ягве происходит в два этапа. Первое Богоявление Потом (после жертвы и обета завета) взошел Моисей и Аарон, Надав и Авиуд, и семьдесят из старейшин Израилевых, и видели [LXX: место стояния] Бога Израилева; и под ногами Его нечто подобное работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное. И Он не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Они видели [LXX: место] Бога, и ели, и пили ( Исх. 24:9–11 ). Это первое боговидение, которого вместе с Моисеем сподобились и Аарон с сыновьями, и семьдесят из старейшин Израилевых. Это то, что было дозволено, кроме Моисея, и его ближайшим помощникам: поклонитесь (Ягве) издали. Старейшины видят славу Ягве издали в отличие от Моисея, который беседовал с Господом лицом к лицу. Но даже это издали как велико, священно и страшно! Старейшины видят Бога, или место стояния Его. Подножие Божие подобно кирпичам из чистого сапфира, ясное, как само небо. Каков же тогда Бог Сам?! Видение было столь страшно, что, казалось, Создатель уничтожит Свою тварь, сподобившуюся такого откровения! Старейшины как бы сами не верили, что сподобились того, чего сподобились. Но Бог не простер руки Своей на избранных из сынов Израилевых. Тайновидцам милость Божия сохраняет жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«То есть указание о процентном кредитовании иноземцев относится не к иноверцам, не иудеям, а к иностранцам, по сути, к внешним финансовым операциям, - пояснил он. - Есть и у других, более поздних ветхозаветных пророков замечания на тему ростовщичества. Например, у пророка Неемии (10 глава): " Сердце моё возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берёте лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание… И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших? … Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина, и масла, за который вы ссудили их. И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь. И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают " . То есть пророк Неемия заставил своих граждан вернуть окружающим племенам всё, полученное от них благодаря операциям со ссудным процентом». А пророк Иезекииль, и не он один, вообще взимание процентов считал худшим из грехов. Христианство же восприняло из Ветхого Завета категорическое неприятие ссудного процента. Святитель Григорий Нисский пишет: " И по Божественному Писанию, к числу возбранённых дел принадлежит лихва и рост, и приобщение к своему стяжанию чужого, чрез некое преобладание, хотя бы то было под видом договора " . Тут тонко замечено, что при видимости равноправия заёмщик по отношению к кредитору находится в зависимом положении и действия его вынужденные. Святитель Василий Великий, один из трёх Отцов Церкви, порицает " потребительский кредит " ещё и как средство приобретения предметов роскоши и удовлетворения женских прихотей. Это говорит о его знании реальной жизни – действительно, заёмщик частенько начинает жить не по своим средствам, приобретает лишнее, ненужное — и в итоге встречается с реальной опасностью разорения, если не сможет расплатиться с долгами. Не приветствует святитель Василий и получение ссуд у ростовщиков на предпринимательские цели. Это видно по его возражению против мысли, будто подобные ссуды не разоряют, а обогащают заёмщиков: " Но говорят, что многие через долги разбогатели: а я думаю, что больше было таких, которые дошли до петли " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/08/17/ob...

Тот настрой царя Давида, который нам хочет передать Церковь, звучит очень кратко: во всех случаях — к Богу! Давид, будучи и пастухом, и военачальником, и беглецом, и правителем, всегда, во всех случаях старался все свои нужды и радости делить с Богом. И этому мы должны учиться у него. Люди очень часто не способны поучаствовать в нашей радости или в нашем горе, но Бог слышит каждого человека и в любых ситуациях нас поддерживает. Нужно хвалить Бога, благодарить Его, славословить Ему, нужно опираться на Него и в горе, и в радости. Нужно учиться надеяться на Него во всех путях Божиих. Как учиться? При помощи псалмов царя Давида! Именно царь Давид своими псалмами помогает нам настроиться на этот удивительный лад постоянного реального общения человека с Богом. Поэтому царь Давид и говорил: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» ( Пс. 17:2-3 ). Сколько прекрасных имен он сочинил для того, чтобы именовать Бога? Как влюбленный все время говорит о возлюбленной, так и царь Давид все время говорит о Боге. Потому что он любит Бога всем сердцем своим, он полагается на Него всей душой своей. Он только о Нем и говорит, только Его и славит. И Бог воздает ему за это немыслимой радостью. Этому нужно учиться. Мы слишком часто уходим в суету и печаль этого мира, но, чтобы вырваться из суеты и печали, необходимо начать славить, хвалить Бога, или плакать перед Богом словами царя Давида. Как говорит апостол Иаков: «Весел ли кто, пусть поет псалмы» ( Иак. 5:13 ). Псалмы хороши во всех случаях и являются как бы духовным лекарством, которое лечит нашу душу, они являются инструментом, который учит нас радоваться. Давайте этому учится, и пусть Господь Бог молитвами царя и псалмопевца Давида помилует всех нас! Спаси вас Господь! День памяти святителя Василия Великого Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с днем памяти великого Вселенского учителя Василия Великого! Этот святитель — один из ярких столпов IV века, который сияет перед лицом Божиим как образец и богословия, и мужества. Василий Великий родился в семье христианских родителей, его отец и мать канонизированы Церковью, так же, как и он сам, и причислены к лику святых. Святыми являются его сестра и два его брата. Но, по обычаю того времени, после рождения детей не крестили, в то время была практика крестить детей уже по достижению совершеннолетия. Василий поступил в Афинский университет и учился вместе с будущим римским императором Юлианом Отступником. Там же он приобрел и лучшего друга — Григория Богослова . У них было только две дороги: к учителям и в храм Божий. Василий Великий очень быстро освоил весь университетский курс, став блестящим ритором, великим знатоком философии и естествознания.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Третий день творения И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13). В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9). В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле. Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты. И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно. Четвертый день творения И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18). В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

http://pravoslavie.ru/103568.html

Увидев это, блаженный понял, что хотят убить его. И, глядя на убийц кротким взором, омывая лицо свое слезами, смирившись, в сердечном сокрушении, трепетно вздыхая, заливаясь слезами и ослабев телом, стал жалостно умолять: «Не трогайте меня, братья мои милые и дорогие! Не трогайте меня, никакого зла вам не причинившего! Пощадите, братья и повелители мои, пощадите! Какую обиду нанес я брату моему и вам, братья и повелители мои? Если есть какая обида, то ведите меня к князю вашему и к брату моему и господину. Пожалейте юность мою, смилуйтесь, повелители мои! Будьте господами моими, а я буду вашим рабом. Не губите меня, в жизни юного, не пожинайте колоса, еще не созревшего, соком беззлобия налитого! Не срезайте лозу, еще не выросшую, но плод имеющую! Умоляю вас и отдаюсь на вашу милость. Побойтесь сказавшего устами апостола: “Не будьте детьми умом: на дело злое будьте как младенцы, а по уму совершеннолетни будьте”. Я же, братья, и делом и возрастом молод еще. Это не убийство, но живодерство! Какое зло сотворил я, скажите мне, и не буду тогда жаловаться. Если же кровью моей насытиться хотите, то я, братья, в руках ваших и брата моего, а вашего князя». И ни единое слово не устыдило их, но как свирепые звери напали на него. Он же, видя, что не внемлют словам его, стал говорить: «Да избавятся от вечных мук и любимый отец мой и господин Василий, и мать госпожа моя, и ты, брат Борис, — наставник юности моей, и ты, брат и пособник Ярослав, и ты, брат и враг Святополк, и все вы, братья и дружина, пусть все спасутся! Уже не увижу вас в жизни сей, ибо разлучают меня с вами насильно». И говорил плача: «Василий, Василий, отец мой и господин! Преклони слух свой и услышь глас мой, посмотри и узри случившееся с сыном твоим, как ни за что убивают меня. Увы мне, увы мне! Услышь, небо, и внемли, земля! И ты, Борис брат, услышь глас мой. Отца моего Василия призвал, и не внял он мне, неужели и ты не хочешь услышать меня? Погляди на скорбь сердца моего и боль души моей, погляди на потоки слез моих, текущих как река! И никто не внемлет мне, но ты помяни меня и помолись обо мне перед Владыкой всех, ибо ты угоден ему и предстоишь пред престолом его».

http://pravoslavie.ru/63280.html

Хороши увещевания, скажешь ты, да золото, пожалуй, получше. Так же и с распутниками, призываемыми к воздержанию: поноси его любовницу, и оживишь ее в его памяти, и лишь разожжешь в нем похоть. Как мне явить глазам твоим страдания бедняков, чтобы услышал ты стоны из-под сокровищ своих? О! Сколь отрадны будут ушам твоим в Судный день слова сии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня… был наг, и вы одели Меня» (Мф 25, 34–36). Дрожь охватит тебя, пробьет холодный пот, и во мрак ввергнешься, вняв, наконец, приговору сему: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня… был наг, и не одели Меня» (там же, 41–43). И не сама алчность твоя погубит тебя, а твое любостяжательство в ущерб ближнему. Сказанное тебе сказано ради тебя же: услыши — и воочию узришь обещанное тебе воздаяние. Не услышишь — живи под угрозою. Понадеемся, впрочем, что не сбудется сие к вящей скорби твоей. Обратись же ко благому деланию, и да станут богатства твои ценою спасения твоего, да обретешь с их помощью небесное воздаяние, тебе уготованное. Помилуй нас Господи, завещавший нам Царство Свое, Его же сила и слава во веки веков. Аминь. Григорий Богослов († 389/390) Истории угодно было поставить Григория Назианзина в пару с его другом Василием. Между тем эти два человека как нельзя более несхожи: так разнятся натуры предприимчивая и мечтательная, собранная и поэтическая, властная и впечатлительная. Они на диво дополняли и обогащали друг друга. Рядом с Василием Григорий обретал ту твердость характера, которой ему недоставало. Он никогда не пытался освободиться из-под этой дружеской опеки и никогда не сетовал на влияние и превосходство друга. Биографу Григория легче легкого: письма его и сочинения пронизаны откровенностью. Приходится, напротив, несколько отстраниться, сделать мысленную поправку, чтобы устоять под напором этой своеобразной лирической стихии. Неисправимый романтик, Григорий не мог ничего написать, не упомянув о своих тревогах и переживаниях. По сравнению с Василием ему попросту не хватало сдержанности. Он не скрывает своих недостатков и сам первый страдает и корит себя. Поэтому всякая попытка пристрастного суда над ним оказывается неуместной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Шукшин был зримым воплощением проповеданной в Новом Завете главной для человечества идеи Любви. Христос заповедал нам: «Да любите друг друга» (Ин.13, 34) . И эту Христову Любовь Василий Макарович пронес через всю свою жизнь. Невозможно создать таких искренних, любящих других людей, сочувствующих и помогающих им героев, не имея такой же любви в своем сердце. Герои Шукшина – это не просто «чудики», это «новые люди», о которых говорил Христос: « Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. (5:3 - 12). Новозаветные «заповеди блаженства» являются основой для понимания творческого наследия Василия Шукшина. Через всю свою жизнь, как высочайшую ценность, Василий Макарович пронес Любовь к своей Родине, России. Он ощущал себя Русским человеком, пытался постичь глубинные тайны отечественной культуры, её задачи и вселенскую миссию. Именно Русская душа откликнулась на Голос Христа о Любви ко всем людям и миру. И миссия России – нести эту Любовь всему человечеству. Шукшин никогда не разделял весь наш многонациональный народ этническими перегородками. Как во времена войны все защитники нашей страны были «русскими»: и татары, и калмыки, и армяне, и грузины, и все другие народы, так же и Василий Шукшин воспринимал представителей разных национальностей, как единый народ, как русских людей. В своем последнем письме в издательство «Молодая гвардия» 21 августа 1974 года он писал: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания – не отдавай всего этого за понюх табаку…» А среди посмертно опубликованных его рабочих записей есть такая: «Не теперь, нет.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/07/23/ru...

Эти слова содержат указание на соответствие богослужения основам вероучения, на вероучительный смысл Литургии. Анафора Василия Великого представляет собой свод вероучительных истин, облеченных в форму молитвенного славословия. Это делает данную анафору уникальным памятником одновременно и богословской мысли, и литургического творчества. Богословская насыщенность анафоры требует вдумчивого анализа основных терминов, из которых она соткана, и концепций, на которых построена. Этот анализ мы будем производить с учетом той библейской, святоотеческой и литургической традиции, которая нашла отражения в анафоре, обращая особое внимание на параллели между анафорой Василия Великого и творениями этого святителя. Начало анафоры Анафора начинается с обращения к Богу, включающему в себя шесть имен Божиих: Сый, Владыко, Господи Боже, Отче Вседержителю покланяемый! Сущий, Владыка, Господи Боже, Отец Вседержитель поклоняемый! Первое из перечисленных имен – Сущий – является не чем иным, как греческим эквивалентом имени Yahw (Яхве, Иегова), которое в Ветхом Завете воспринималось как имя, открытое людям Самим Богом 1130 . Культ этого священного имени занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение имени Яхве с Моисеем, которого Бог избрал для того, чтобы вывести народ Израильский из Египта. Моисей спрашивает Бога: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий ( Yahw) послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь ( Yahw), Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование Мое в род и род ( Исх.3:13–15 ). Хотя значение имени Яхве остается сокрытым и само имя не описывает Бога, именно оно в еврейской традиции стало восприниматься как собственное имя Бога: все другие имена Божии воспринимаются как толкования священного имени Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010