Ольга Барановская: «Отец спас около 90 церквей» 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. 25 июня, 2010 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского, спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. 24 июня 2010 скончалась Ольга Петровна Барановская — она была единственной дочерью архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского , спасшего, рискуя жизнью храм Василия Блаженного на Красной площади в 30-е гг., восстановивший и сохранивший для нас десятки не менее значимых памятников архитектуры и культуры России. Ольга Петровна многое сделала для сохранения памяти Барановского. Она вместе с учениками и единомышленниками Петра Барановского создала Фонд Барановского, который ведет большую работу по пропаганде и изучению памятников русской национальной архитектуры. Перед кончиной Петр Барановский передал свои уникальные архивы в Музей архитектуры им. А.В. Щусева (ныне МУАР). В них содержатся обмеры, описания и фотографии сотен сохраненных им и утраченных памятников русской культуры и архитектуры. Многие годы Ольга Петровна билась о бюрократические стены равнодушия для того, чтобы к этим ценностям получили доступ исследователи. Благодаря ее стараниям вышли в свет тома документов «Соловецкий монастырь» и «Болдино» – это основание для изучения и научной реставрации этих памятников. Неопубликованными остаются Москва и Ярославль, Смоленск и Грузия, Александрова Слобода и Коломенское – и многие другие коллекции, храмы и дворцы которых Барановский изучал и реставрировал.

http://pravmir.ru/olga-baranovskaya-otec...

Серпухов. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Троицкая церковь построена в 1670 году. Музеефицирована и открыта в 1987 году. В храме устроен придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Троицкая церковь типологически принадлежит к московским посадским храмам второй половины XVII в. Бесстолпный двусветный четверик храма, перекрытый лотковым сводом, увенчан пятью миниатюрными главами на тонких шеях. Поздняя четырехскатная кровля, по всей видимости, скрывает несколько ярусов кокошников, один из которых опоясывает верх четверика. Фасады храма украшают пучки угловых колонок и характерные для московского зодчества оконные наличники с килевидными очельями. В 1714 г. в трапезной был освящён придел во имя св. Василия Блаженного. В середине XIX века перестроены апсида и трапезная с добавлением придела во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С западной стороны к зданию примыкает стройная шатровая колокольня на квадратном основании, стилистически и хронологически единая с церковью. Построена до 1714 г. Известно, что в 1714 г. освящался придел Василия Блаженного, а сама церковь к этому времени уже существовала. Церковь построена в стиле московских посадских храмов XVII века. Бесстолпный двусветный четверик храма, перекрытый лотковым сводом, увенчан пятью миниатюрными главами на тонких шеях. Поздняя четырехскатная кровля, по всей видимости, скрывает несколько ярусов кокошников, один из которых опоясывает верх четверика. Фасады храма украшают пучки угловых колонок и характерные для московского зодчества оконные наличники с килевидными очельями. В 1714 г. в трапезной был освящен придел во имя св. Василия Блаженного. В середине XIX в. перестроены апсида и трапезная с добавлением придела во имя Боголюбской иконы Божией Матери. С западной стороны к зданию примыкает стройная шатровая колокольня на квадратном основании, стилистически и хронологически единая с церковью. Храм бездействовал с 1930-х гг. Священник Троицкой церкви протоиерей Иоанн Калин арестован в 1937 г.

http://sobory.ru/article/?object=00304

Житие блаженного старца Василиска, писанное учеником его Зосимой Верховским с включением повествования о действиях сердечной молитвы Источник По благословению Преосвященного Никона Епископа Екатеринбургского и Верхотурского Жизнь без Христа – случайный сон. Блажен, кому даны два слуха: Кто и церковный слышит звон, И слышит вещий голос Духа. От издательства Испокон веков жития святых – наравне с Ветхим и Новым Заветами, «Словами...» и былинами – привлекали к себе всеобщее внимание и были популярным и любимым чтением на Руси. Христианские идеалы, выраженные в поступках героев житий, явились той основой, на которой постепенно выросли и получили конкретное воплощение народные представления о правилах христианского поведения в земной жизни и нравственной ответственности каждого человека за свершенные дела. Боголюбивый читатель, извлекая из житий святых отцов и учителей Церкви назидательные мысли и добрые советы, старался следовать им. В житийских повествованиях, сияющих чистыми красками, привлекающих напевностью слога и восторженной искренностью выражения чувств, представление о святости приближается к жизни – такой христианский подвиг, как аскетическое служение вере, раскрывается на примерах человеческих судеб, где внешние события целиком определяются стремлениями праведной души героя повествования. Одну из таких книг Вы, дорогой читатель, держите в руках. «Житие монаха и пустынножителя Василиска, писанное учеником его Зосимою Верховским » – это жизнеописание человека, приверженного Богу, праведника, послужившего многим людям, узнавшим его, идеалом аскетической святости, ибо вера православная придала его жизни такой смысл, который не уничтожается смертью . Пустынножитель отец Василиск при жизни своей был душевно почитаем и благоговейно любим всеми. Оптинский старец Варсонофий рассказывает о нем следующее: «Старец Василиск был человеком простым, даже неграмотным. Но непрестанное творение Иисусовой молитвы открыло ему великие тайны Божии. Старец Василиск подвизался вместе с Зосимою Верховским , известным подвижником прошлого столетия. Зосима Верховский был из старинного дворянского рода, получил прекрасное образование, но такого дара, как о. Василиск, не имел. Этот последний часто сообщал Зосиме свои ощущения, а Зосима записывал, что говорил ему старец, и так составилась целая книга о действии Иисусовой молитвы на душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

К блаженному Амфилохию из 27 главы книги святого Василия о Святом Духе Правило 91 Василия Великого Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий, некоторыя мы имеем от письменнаго наставления: а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне, и те и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя мало сведущий в установлениях церковных. Ибо аще предприимем отвергати неписанные обычаи, аки не великую имеющие силу: то неприметно повредим евангелию в главных предметах, или паче сократим проповедь в единое имя без самыя вещи. Например, прежде всего упомяну о первом и самом общем, чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменались образом креста, кто учил сему писанием? К востоку обращаться в молитве, какое писание нас научило? Слова призывания при приложении хлеба евхаристии и чаши благословения, кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или евангелие, но и прежде и после оных произносим и другия, как имеющие великую силу в таинстве, приняв их от неписаннаго учения. Благословляем такожде и воду крещения и елей помазания, еще же и самаго крещаемаго, по какому писанию? не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еще? самому помазыванию елеем, какое писанное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека? и прочее бывающее при крещении, отрицаться сатаны и аггелов его, из какого взято писания? Не из сего ли необнародываемаго и неизрекаемаго учения, которое отцы наши сохранили в недоступном любопытству и выведыванию молчании, быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства? Ибо какое было бы приличие, писанием оглашати учение о том, на что непосвященным в таинство и воззрение не позволительно? И далее. Сия есть вина предания без писаний, дабы к многократно изучаемому познанию догматов не утратили многие благоговения, по привычке. Ибо иное догмат, а иное проповедание. Догматы умалчиваются, проповедания же обнародываются. Род же умолчания есть и неясность, которую употребляет писание, неудобосозерцаемым творя разум догматов ради пользы читающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 3 / 4 х 5 1 / 4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем» 15 ; опоясание написано после 16 . Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в Троице – Сергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Писания Старца схимонаха Василия, спостника и друга блаженного отца Паисия Сии три предисловия на книги: св. Григория Синаита , блаженного Исихия Иерусалимского и Блаж. Филофея Синайского, такожде надсловие на книгу преп. Нила Сорского и пристижение написал блаженный памяти старец схимонах Василий в своем скиту, именуемом Поляномерульскпм, в Молдовлахийском княжени. Сей Богоносный старец был наставник, спостник и друг блаженного отца Паисия, настоятеля Нямецкого Вознесенского Монастыря. Преставился в апреле 1767 года. Предисловие или предпутие хотящими чести книгу иже во Святых Отца нашего Григория Синаита, и не погрешати разума в ней лежащаго Мнози убо чтущие сию святую книжицу святого Григория Синаита , и не ведуще искуса умному деланию, погрешают правого разума, мняще, яко единых бесстрастных и святых мужей сие бе дело. И отсюду деряжащеся, по внешнему обычаю, единого псалмопения, тропарей же и канонов, препочивают на едином внешнем своем молении: и не разумеют сего, яко таковое песненное моление за немощь и младенчество ума нашего предаша нам Отцы на время, яко да помалу обучающеся, восходим на степень умного делания, а не до кончины на том пребудем. Что бо есть (Григор. Син. Гл. 19.) Младенчественнейше паче сего, егда внешнее наше моление устнами прочетше, радостным мнением повлачаемся, мняще, аки велико нечто творим, единым количеством тешащеся, и сим питающе внутренняго Фаисеа? От таковыя убо немощи младенческия отводяще нас Святии Отцы, аки младенцев от сосец млекопитательных, показуют нам грубость делательства сего, сравнивающе гласное языком пение язычником. Подобает бо рече сей Святый Григорий Синаит , гл. V, Ангельску быти и пению нашему по жительству, а не плотско, да не реку языческо. Еже бо гласным воплем пети, ради лености и невежества нашего дано бысть, за еже привозводитися ко истинным. Каковый же есть плод от такового внешняго моления, показа Святый Симеон, новый Богослов, во втором образе внимания глаголя: вторый же образ внимания и молитвы есть сей: егда кто собирает ум свой в себе, отвлекая его всего чувственного, и хранит чувства свои, и собирает вся помыслы своя, да не скитаются в суетных вещех сего мира, и овогда истязует помыслы своя, овогда внимает словесем молитвы, юже глаголет: и во ин час собирает в себе вся помыслы своя плененныя от диавола, и превращенныя в лукавая и суетная: и во ин час паки с трудом многим и нуждею приходит в самого себя, быв обладан и побежден каковою либо страстию.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Богатство Блаженны те, которые, имея богатство, чувствуют, что они обогащаются от Господа, ибо кто почувствует это, тот может делать нечто доброе (Св. Ерм , 90, 203). Надобно удаляться от имущества, как от неприятеля, убегать от него, как от разбойника, бояться, как меча и яда для обладающих им (сщмч. Киприан Карфагенский , 65, 174). Источник. Богатство и окрадывается и бывает отнимаемо сильнейшими, а добродетель душевная – одна есть стяжание безопасное и некрадомое, и притом такое, которое по смерти спасает стяжателей своих. Тех, кои так рассуждают, не увлекает призрачный блеск богатства и других утех (прп. Антоний Великий , 85, 68). Источник. Людям надобно или совсем не приобретать ничего излишнего, или, имея то, быть твердо уверенным, что все житейское по естеству тленно, может быть отнято, потеряно и разрушено, и что потому, когда случится что, не должно малодушествовать (прп. Антоний Великий , 85, 76). Источник. Богатство есть слепой руководитель и советник несмысленный. Тот, кто употребляет богатство худо, в свое только удовольствие, губит обуморенную душу свою (прп. Антоний Великий , 85, 76). Источник. ...И вы, уповающие на неверное богатство, послушайте: вам нужна искупительная цена для изведения вашего на свободу, которую вы утратили, будучи побеждены насилием диавола (свт. Василий Великий , 5, 305). Источник. Свойство богатства – текучесть. Быстрее потока протекает оно мимо владеющих им и обыкновенно переменяет их одно за другим (свт. Василий Великий , 5, 335). Источник. Не пристращайся к богатству душой своей, но извлекай из него пользу; не люби его чрез меру, и как одному из благ не дивись ему, но употребляй его во служение, как орудие (свт. Василий Великий , 5, 336). Источник. Горе и богатым, потому что, имея возможность утешать бедных, силу богатства не употребили на то, для чего получили его (свт. Василий Великий , 6, 70). ...Душе богочестивой богатство служит средством делать добро чрез любообщительность, а душе сластолюбивой и плотолюбивой обращается оно в пособие роскоши (свт. Василий Великий , 6, 93). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Василий Анисимов: " Церковь мужественно выполняет свою миротворческую миссию " РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_105099.html 15 сентября 2014 Василий Анисимов Василий Анисимов: " Церковь мужественно выполняет свою миротворческую миссию " Источник:  http://www.radonezh.ru/111665 Радонеж – Василий Семенович, Украинская Православная Церковь уже месяц с новым Предстоятелем Блаженнейшим Митрополитом Онуфрием, предвыборные страсти улеглись, теперь единству УПЦ ничего не угрожает? - Единству Церкви ничего не угрожало. И уж тем более избрание Предстоятеля. Предвыборные страсти кипели только в околоцерковном интернете – " расклады " , внутрицерковные партии, забавная агитация за одних против других – все это не имело никакого отношения к реальному положению дел. Митрополит Онуфрий – не новый человек в церковном руководстве, он два десятилетия является постоянным членом Священного Синода, и все общецерковные решения принимались при его непосредственном участии. К тому же он из тех архиереев, которые прошли через атеистические гонения, он – один из отцов Харьковского Архиерейского Собора, из плеяды выдающихся архиереев-возродителей Православной Церкви в Украине. Все понимали, что новый Митрополит Киевский будет из этой когорты. – Власть не вмешивалась в работу Собора? – Вмешательство, как показывает опыт, приводит к прямо противоположным результатам, что было на Харьковском Соборе 1992 года. Нынешняя власть заинтересована в том, чтобы историческая Церковь Украины, объединяющая большинство граждан, была стабильной в раздираемой общественно-политическими конфликтами стране. С легитимным, признанным и народом, и всем христианским миром Предстоятелем. Так и случилось. На интронизацию Блаженнейшего Митрополита Онуфрия прибыли делегации всех Поместных Церквей, его поздравили религиозные, государственные, общественные деятели страны, Европы и мира. И все это, кстати, в корне отличается от практики расколов, где анафематствованного М. Денисенко (Филарета) никто никогда не избирал и не поздравлял, хоть он и лезет своим раздвоенным язычком во все щели.

http://religare.ru/2_105099_1_21.html

Вступление Беседа первая. О том, что такое молитва Иисусова по своей форме и содержанию, о ее первом делательном, или трудовом, периоде, о необходимых условиях ее правильного прохождения и о ее плодах Беседа вторая. О способах обучения деятельной Иисусовой молитве, о трудностях, недоумениях и неправильностях, возникающих при этой молитве, и о молитве благодатной, самодвижной Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Беседа четвертая. Писания Молдавских старцев: схимонаха Василия и преподобного Паисия Величковского об умном делании и об Иисусовой молитве Предисловие, или предпутие, желающим читать иже во святых отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского Предисловие к книге блаженного Исихия Предисловие к книге блаженного отца Нила Сорского Главы об умной молитве прп. Паисия Величковского Предисловие Глава 1. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Глава 2. Откуда эта Божественная умная молитва имеет начало, и какие свидетельства богоносные отцы приводят о ней из Священного Писания Глава 3. О том, что эта священная умная молитва есть духовное художество Глава 4. Какое нужно предуготовление тому, кто желает проходить это Божественное делание Глава 5. О том, что такое эта священная Иисусова молитва по качеству своему и действию Глава 6. О том, как должно в начале обучаться действованию умом в сердце этой Божественной молитвы Беседа пятая. Ближайшие наставники умного делания и Иисусовой молитвы: свтт. Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов, Оптинские старцы, Валаамский старец Агапит, св. прав. Иоанн Кронштадтский и другие отечественные подвижники XIX в Беседа шестая  

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Разделы портала «Азбука веры» ( 36  голосов:  3.6 из  5) 1909 год 1 января Встреча нового года. — Бабаевский блаженный Василий Александрович. — Преп. Елеазар Анзерский. Вот уже и год прошел, да еще с прибавком в три месяца, как мы живем под покровом Царицы Небесной в Ее обители Оптинской. Не видали, как пролетело это время. Новорожденного младенца семьи вечности — 1909 год — встретили всенощным бдением в Казанской церкви благословенной Оптиной. Ходили всей семейкой, разросшейся, благодарение Богу, до одиннадцати душ. Отстояли всенощную до величания великого святителя Василия, приложились после Евангелия к его образу и после четвертой песни канона, около 10 часов вечера, пошли домой. Служба началась в половине седьмого, а конца первого часа и отпуста ранее половины одиннадцатого не дождаться: не всем моим под силу выстаивать до конца такие бдения, да и самому мне грех похвалиться выносливостью к монастырским стояниям, кроме тех, увы, редких случаев, когда, нежданная, негаданная, посетит нечувственное окаменелое сердце небесная гостья — молитвенная благодать Духа Святаго, «немощная врачующая, оскудевающая восполняющая». Ну, тогда стой хоть веки!… К одиннадцати часам вечера пришел к нам иеромонах о. Самуил с двумя клиросными, перекусили кое-чего с нами, выпили чайку и начали в моленной новогодний молебен. Была полночь, а в моленной мы и певчие пели «Бог Господь и явися нам…» Идеальная встреча нового года! Как благодарить за нее Господа? — Крестообразно! — сказал мне как-то, года три назад, в Николо-Бабаевском монастыре на подобный же вопрос один полублаженный, а может быть, и блаженный, некто Василий Александрович, проживавший, в холодной трепанной одежонке, и лето и зиму в омете соломы около монастырского молотильного сарая. — Как? — переспросил я. — Да так, очень просто, — ответил Василий Александрович и осенил себя крестным знамением. — Так и благодарите! — добавил он с милой, детски наивной улыбочкой. Верстах в пяти от монастыря у Василия Александровича было что-то вроде поместья, — дом, надельная и наследственная, родителями благоприобретенная земля, — но он, как говорили мне, до этого не касался, предоставив все во владение семейному своему брату; сам же он был бобыль и довольствовался как жилищем монастырским ометом.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010