Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Канонизирован преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин)     Канонизирован преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин)   Святой преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин), в миру Кишкин Владимир Тимофеевич, родился в 1745 году, в селе Архангельское на Гниловодье Фатежского уезда Курской губернии в обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр. В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь, одновременно с будущим настоятелем Валаама Назарием. Через четыре года его отпустили в Киев на богомолье. В 1757 году он посетил Киево-Печерскую лавру и остался в Миропольской обители, где прожил три года. После упразднения Миропольской обители переселился в Коренскую (Коренную) пустынь. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы монастыре, где познакомился со святителем Тихоном Задонским, который стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался и с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни.   По некоторым сведениям, в 1760 г. в Миропольском монастыре он был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам Василий в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре Василий был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего монастыря. Однако, видя себя почитаемым, иеродиакон Василий решил оставить Коренскую пустынь и возжелал достичь святой горы Афон, куда и направился с двумя своими учениками. Несколько лет прожили они при Ильинском ските, но тут сгорела их келья и много казенного леса. Турки считали их виновниками пожара, и они вынуждены были бежать в Молдавию. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, Василий вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 году поселился в Нямецком монастыре. Старца Паисия не было уже в живых, но многочисленные его ученики хранили заветы старца.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2912

Протоиерей Василий Секачев ЖМП 3 март 2016 /  15 марта 2016 г. 16:10 Протоиерей Василий Секачев 4 февраля 2016 года после тяжелой болезни скончался настятель Свято-Троицкого храма НИИ СП им. Н.В. Склифосовского протоиерей Василий Секачев (05.08.1967–04.02.2016). Отец Василий родился и жил в Москве. Окончил французскую спецшколу в 1984 году поступил на исторический факультет МГУ, который окончил в 1991 году. Затем стал слушателем аспирантуры при Институте Европы РАН. В 1998 году получил ученую степень кандидата исторических наук. Одновременно шло духовное возрастание будущего пастыря. Он принял таинство крещения, а в 1994 году был рукоположен в сан диакона епископом Верейским Евгением (Решетниковым), в 1998 году — в сан пресвитера Патриархом Алексием II. С первых месяцев служения в храме Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице отец Василий проявил себя как терпеливый, кроткий, очень милостивый и самоотверженный пастырь. Хрупкий с виду, он обладал большой силой духа. После службы мог  долго исповедовать больных Первой градской или больницы им. Склифософского. Отец Василий всегда откликался на просьбу посетить больного дома. Естественные для него доброта и участливое внимание к страдающему человеку легко располагали к нему людей. Для многих из них подобные встречи становились знаменательными: им открывалось Православие. Интересный случай произошел с группой молодых африканцев из Республики Кот-д’Ивуар, которые как-то раз пришли в храм в НИИ СП им. Н.В. Склифосовского. Поговорив с ними на французском, батюшка выяснил, что приехавших обманули мошенники, пообещав, что в России их примут игроками в футбольные клубы, где они смогут неплохо заработать. На деле всё оказалось иначе. С них взяли деньги за перелет, за проживание, а потом просто выставили за дверь. Отец Василий в меру сил постарался помочь, поддержал и утешил африканцев. Двое из них заинтересовались Православием, и отец Василий их крестил. Требник он читал на французском языке. В 2006 году священник стал старшим преподавателем истории Церкви в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, совмещая эту работу с уроками в Свято-Димитриевском училище сестер милосердия и в Димитриевской школе.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 10 ( 23 ) Священномученик Василий Максимов Священномученик Василий родился 28 января 1887 года в селе Бабка Павловского уезда Воронежской губернии в семье крестьянина Никиты Максимова. Семья жила бедно, а кроме того, Никита тяжело заболел и ослеп. Василий рос мальчиком благочестивым и послушным, и местный священник благословил его прислуживать в алтаре. Однажды в престольный праздник службу в храме совершал приезжий архиерей; ему понравился благочестивый, одаренный музыкальными способностями мальчик, и он взял его с собой к месту своего служения в Шадринск и определил в духовное училище. Василию было тогда четырнадцать лет. В Шадринске он познакомился со своей будущей женой Юлией, которая училась в то время в музыкальном училище. Ее отец, священник Александр Конев, служил в храме на станции Мысовая Иркутской губернии. В 1914 году Василий Никитич был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Шадринска, затем переведен в храм в городе Петропавловске. В 1923 году отец Василий переехал в Москву и был назначен в храм великомученика Никиты в селе Кабаново Орехово-Зуевского уезда Московской губернии. За безупречное и ревностное служение Церкви отец Василий был возведен в сан протоиерея и впоследствии награжден митрой и назначен благочинным. В Кабанове было несколько домов, принадлежащих церкви: дома священника и диакона, церковноприходская школа и небольшая сторожка, где жила благочестивая девица Евфимия Вишнякова со своим отцом-сторожем. К ним в комнату была протянута веревка с колокольни, чтобы в случае проникновения в храм воров сторож мог звонить в колокол. Из церковных зданий к 1923 году за церковью остались только дом священника и сторожка. Протоиерей Василий поселился с семьей в большом священническом доме. Служил отец Василий часто; за каждой службой он говорил проповеди, к которым всегда накануне тщательно готовился, пользуясь своей большой библиотекой. Отец Василий знал, что его проповеди достигают сердца прихожан и посему не нравятся гражданским властям, но он считал просвещение паствы своим неотъемлемым долгом. Народ понимал, что священник находится в опасном положении, и ценил, что он не устает проповедовать истины Христовы. Прихожане доверяли своему батюшке и знали, что в это трудное время они не одиноки и не оставлены и всегда могут обратиться к нему за помощью и поддержкой. И он в свою очередь старался всецело служить церковному народу и по каждой просьбе шел соборовать и причащать тех, кто не мог прийти в храм.

http://fond.ru/kalendar/855/vasiliy/

Василий Кесарийский Во второй половине IV в. признанным центром церковной политики церковной образованности на греческом Востоке империи становится каппадокийский кружок. Ядро кружка составляли Василий из Кесарии, его брат Григорий (впоследствии епископ Нисы) и его друг Григорий из Назианза. Члены кружка отличались чрезвычайно высокой образованностью. В актуальную богословскую полемику они перенесли филигранные методы неоплатонической диалектики. Замечательно, что в сочинениях этих церковных деятелей даже не встречаются выражения вроде «наша вера» – вместо этого они неизменно говорят: «наша философия». Творчество каппадокийцев – это вершина усвоения языческой философской культуры христианской церковью. Поэтому отличное знание древней художественной литературы было в кружке само собой разумеющейся нормой. Вождем кружка и первым церковным политиком эпохи стал Василий из Кесарии. Василий был сыном ритора и с детства готовил себя к той же профессии. Первоначально он чувствовал себя по натуре мирским человеком, хотя уже с детства находился под влиянием своей сестры Макрины – ревностной христианки. Василий совершенствовался в лучших риторических школах Малой Азии, Константинополя, Афин. В Афинах он встретил Григория из Назианза; земляки и ровесники подружились на всю жизнь. Вернувшись на родину, Василий вел жизнь ритора, писал судебные речи. Все это оборвалось в результате психологического кризиса, обычного для людей этой эпохи: Василий принял христианство, объехал пустыни Египта и Сирии, чтобы на месте познакомиться с жизнью облюбовавших эти места анахоретов, потом сам создал в Малой Азии монашескую общину и наладил ее распорядок. Но монастырь был слишком узким поприщем для его организаторских способностей. Вскоре епископ Кесарии Евсевий привлекает его к управлению епархией, а после смерти Евсевия (в 370 г.) епископом становится сам Василий. Благодаря своему властному характеру, умению подбирать людей и влиять на них, хозяйской хватке и необычайной работоспособности он оттесняет на задний план светские власти города, застраивает пустыри и окраины Кесарии грандиозным комплексом благотворительных сооружений, во все вмешивается и все упорядочивает. В то же время он становится фактическим диктатором ортодоксальной церковной партии на всем Востоке и видным деятелем в масштабах всей империи, импонируя своим союзникам и врагам жесткой целеустремленностью и отчетливым чувством реальности. Уже его современники дали ему прозвище «Великого»; впоследствии церковь , единство которой он вынес на своих плечах, включила его в число трех важнейших (вместе с Григорием Назианзином и Иоанном Златоустом ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Именины в мае, православные праздники в мае На 3 мая в этом году выпадает Радоница – день поминовения всех усопших, отмечаемый на девятый день после Пасхи. 1 мая, 2011 На 3 мая в этом году выпадает Радоница – день поминовения всех усопших, отмечаемый на девятый день после Пасхи. Именины в мае: какое имя дать ребёнку, рожденному в мае по православному календарю? Полный список майских имен по святцам Вы найдёте в нашей статье. Именины в мае Календарь православных женских и мужских имен мая 1 — Антон, Василий, Виктор, Виссарион, Ефим, Иван, Кузьма, Тамара, Феликс. 2 — Антон, Виктор, Георгий, Иван, Матрона, Никифор, Трифон, Христофор. 3 — Александр, Анастасий, Гавриил, Григорий, Николай, Федор, Феодора, Феодосий. 4 — Александр, Алексей, Денис, Иван, Кондратий, Николай, Федор, Яков, Януарий. 5 — Виталий, Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Климент, Лука, Платон, Федор. 6 — Александра, Анатолий, Иван, Георгий, Лазарь. 7 — Алексей, Валентин, Елизавета, Иннокентий, Леонтий, Лука, Николай, Савва, Сергей, Фома. 8 — Василий, Марк, Ника, Сергей, Сильвестр. 9 — Василий, Глафира, Иван, Нестор, Николай, Петр, Степан. 10 — Анастасия, Георгий, Иван, Иларион, Мария, Николай, Павел, Петр, Семен, Сергей, Степан. 11 — Анна, Виталий, Кирилл, Максим. 12 — Артемий, Василий, Федот, Филимон. 13 — Василий, Ефрем, Игнатий, Климент, Максим, Никита, Яков. 14 — Герасим, Еремей, Ефим, Игнатий, Макар, Нина, Тамара. 15 — Афанасий, Борис, Глеб, Давид, Иван, Зоя, Михаил, Роман. 16 — Мавра, Николай, Павел, Петр, Тимофей, Феодосий. 17 — Антон, Афанасий, Валериан, Иван, Кирилл, Климент, Лазарь, Леонтий, Мария, Никита, Никифор, Николай, Пелагея. 18 — Адриан, Ирина, Яков. 19 — Василий, Денис, Иван, Илларион, Касьян, Пахом, Савва. 20 — Антон, Давид, Иван, Илья, Иосиф, Михаил, Пахом, Сидор, Степан. 21 — Адриан, Арсений, Иван, Никифор. 22 — Василий, Гавриил, Дмитрий, Иосиф, Николай, Христофор. 23 — Анисим, Василий, Лаврентий, Симон, Таисия. 24 — Александр, Иосиф, Кирилл, Мефодий, Михаил, Никодим, Ростислав. 25 — Герман, Денис, Иван, Петр, Семен, Федор, Филипп.

http://pravmir.ru/imeniny-v-mae/

Коллектив авторов Скачать epub pdf Архиепископ Василий (Кривошеин). Экклезиология святителя Василия Великого Не так легко говорить об экклезиологии св. Василия Великого . Сам св. Василий не оставил никакого труда, где бы он излагал свое учение о Церкви. Нигде он не говорит о нем систематически. Мы вынуждены искать в его творениях отдельные разбросанные места, в них речь [идет] о Церкви всегда как бы мимоходом и обыкновенно очень кратка. Они есть почти во всех его трудах – «Шестодневе», «Беседах на псалмы», Словах, в книгах «Против Евномия», книге «О Святом Духе», аскетических писаниях, и особенно в письмах. Последние для нас наиболее интересны, так как выявляют отношение великого архиепископа к церковным вопросам своего времени, его реакцию на церковные события. Это отношение пополняет и делает более понятными отдельные мысли о Церкви. Основываясь на всех этих данных, мы можем в общих чертах установить учение о Церкви св. Василия Великого . Нужно только избегать излишней систематизации 949 . Отметим прежде всего, что св. Василий говорит о Церкви иногда в единственном ( κκλησα), иногда во множественном числе (α κκλησαι). Множественное число преобладает в его письмах, а в остальных творениях 950 св. Василий пишет о Церкви преимущественно в единственном числе. Это можно объяснить тем, что в письмах св. Василий говорит о Церкви в ее конкретном историческом явлении, то есть в ее проявлении как множества Поместных церквей, в других же трудах он более останавливается на богословской и духовной ее стороне. Св. Василий никак не определяет ее природу или сущность. Такое определение противоречило бы гносеологическим принципам св. Василия, всегда утверждающего (особенно против Евномия) непостижимость и невыразимость сущности всех вещей, даже тварных. Может быть, и сознание тайны Церкви побуждало его воздерживаться от такого определения. Однако он часто пользуется библейскими образами для ее описания. Церковь есть Тело, и это Тело – Тело Христово. «Господь наш Иисус Христос, согласившийся назвать Своим Телом всю Церковь Божью и каждого из нас в отдельности сделавший членами друг друга, даровал всем нам быть близкими ко всем по согласованности, свойственной ее членам» 951 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

П.В. Долгоруков Бороздины Юрий Лозынич приехал из волынской земли в Тверь, в первой половине четырнадцатого века. Сын его Гавриил Юрьевич находился боярином у тверского великого князя Василия Михайловича 332 . У него были: сын Василий Гаврилович, и внуки: Иван Васильевич Борозда и Микула Васильевич; от сего последнего происходит Шишковы. отцовский ОТ ЮРИЯ ЛОЗЫНИЧА КОЛЕНО IV: Иван Васильевич Борозда КОЛЕНО V: Андрей Иванович Бороздин-ек Фёдор Иванович Бороздин-челей Михайло Иванович Бороздин-ошурок Сергий Иванович Бороздин, во иноках Савва, святый преподобный Вишерский, рождение 1381 † 1 октября 1461 Пётр Иванович Бороздин-трясовица Захарий Иванович Бороздин Никита Иванович Бороздин Яков Иванович Бороздин-слепый КОЛЕНО VI: Иван Андреевич Василий Андреевич Суровец Андреевич Иван Михайлович Григорий Михайлович Захарий Петрович Борис Захарьевич, боярин тверской Семён Захарьевич Григорий Никитич, боярин † 1480 Иван Никитич Жито, боярин † 1506, родоначальник Житовых-Бороздиных КОЛЕНО VII: Григорий Иванович Андрей Иванович Степан Иванович Михайло Васильевич Фёдор Григорьевич Михайло Захарьевич Василий Захарьевич Борис Захарьевич Пётр Борисович, боярин † 1504 Василий Борисович, боярин † 1503 Фёдор Григорьевич, боярин † 1494 Василий Григорьевич Никита Григорьевич Михайло Григорьевич Иван Григорьевич жемчужный Иван Григорьевич кашинец, родоначальник Кашинцовых КОЛЕНО VIII: Иван Григорьевич Колединский, родоначальник Колединских Фёдор Михайлович пусторосль, родоначальник Пусторослевых Иван Фёдорович Фёдор Борисович Карп Борисович Михайло Иванович машутка Иван Иванович дитя Андрей Иванович Василий Иванович чёрный Никита Иванович Василий Петрович, окольничий † 1560; женат на княжне NN Фёдоровне Палецкой NN, за князем Андреем Фёдоровичем Хованским Иван Васильевич Меркурий Васильевич микула Никита Васильевич Тимофей Васильевич Андрей Фёдорович Андрей Васильевич Григорий Васильевич Фёдор Никитич Михайло Никитич Игнатий Никитич КОЛЕНО IX: Григорий Иванович Василий Михайлович медведица

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Пушкины Предок их Григорий Александрович, по прозвищу пушка, жил во второй половине четырнадцатого века; и был потомком Радши в седьмом колене (см. во второй части Российской родословной книги, статью о графах Бутурлиных). отцовский ОТ РАДШИ КОЛЕНО VII: Григорий Александрович пушка КОЛЕНО VIII: Александр Григорьевич Никита Григорьевич Василий Григорьевич улита Фёдор Григорьевич товарок, боярин, родоначальник угасшей фамилии Товарковых Константин Григорьевич Андрей Григорьевич Иван Григорьевич КОЛЕНО IX: Василий Александрович Матвей Александрович Иван Никитич курч, родоначальник угасшей фамилии Курчевых Никита Никитич Василий Никитич Полуехт Никитич Григорий Никитич Тимофей Никитич Иван Никитич булыга Константин Никитич Михайло Никитич рожон, родоначальник Рожновых Григорий Васильевич Тимофей Васильевич Гавриил Константинович КОЛЕНО X: Василий Васильевич Игнатий Васильевич Михайло Васильевич Василий Константинович Михайло Тимофеевич муса, родоначальник Мусиных-Пушкиных Иван Тимофеевич кологрив, родоначальник Кологривовых и Андрей Тимофеевич Истома Тимофеевич Алексей Тимофеевич Степан Тимофеевич Каур Тимофеевич Василий Тимофеевич слепец Иван Гаврилович КОЛЕНО XI: Василий Васильевич Иван Васильевич Захарий Васильевич Алексей Игнатьевич шарап, родоначальник угасшей фамилии Шараповых Алексей Игнатьевич бояринец, родоначальник угасшей фамилии Боярцовых Фёдор Истомич Дмитрий Истомич тригуб Александр Истомич Леонтий Алексеевич Василий Алексеевич Иван Алексеевич бобрище, родоначальник Бобрищевых-Пушкиных Матвей Алексеевич Фёдор Степанович шаферик, родоначальник Шафериковых-Пушкиных Иван Степанович Матвей Степанович Иван Каурович Фёдор Иванович Иван Иванович Семён Иванович Михайло Иванович КОЛЕНО XIII: Фёдор Васильевич Владимир Васильевич Матвей Васильевич Михайло Фёдорович Григорий Иванович Елизарий Александрович Тимофей Александрович Фёдор Александрович Иван Александрович Андрей Александрович Семён Михайлович Степан Михайлович КОЛЕНО XIII: Иван Владимирович Замыцкий, родоначальник Замыцких и угасшей фамилии Застолбских

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 (19) февраля Священномученик Василий Надеждин Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье Федора Алексеевича и Софьи Павловны Надеждиных. Федор Алексеевич служил чиновником Дворцового управления в звании коллежского асессора и доводился родственником архиепископу Анастасию (Грибановскому). В 1910 году Василий окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1916 году – Московскую Духовную семинарию. Учась в семинарии, он на каникулы ездил в Холмскую губернию, где владыка Анастасий был в то время епархиальным архиереем. Василий писал владыке Анастасию: «Я хочу окончить Духовную академию и быть священником – это решение подсказывает мне моя душа, которую привлекает пастырская деятельность. Я знаю (и это бесспорно), что чем солиднее, обширнее и значительнее будет мое образование, тем ценнее для дела Церкви и интереснее для меня самого будет моя деятельность как пастыря». Летом 1916 года Василий уехал готовиться к экзаменам в Кишинев, куда был переведен владыка Анастасий. Осенью он поступил в Московскую Духовную академию, занятия в которой из-за войны стали идти с перебоями; в конце ноября он был приглашен графом Александром Медемом в его имение в Хвалынском уезде Саратовской губернии преподавать Закон Божий его детям Федору и Софии. В конце февраля 1917 года возобновились занятия в академии, и Василий выехал в Москву, жители которой в то время ликовали по поводу отречения императора Николая II от престола, ликовали и студенты академии. По окончании учебного года Василий снова уехал в имение графа. Последствия разрушительной революции быстро докатились до губернских городов, и начались грабежи и убийства. Осенью 1917 года он вернулся в Москву для продолжения учебы. В начале 1919 года Духовная академия была закрыта пришедшими к власти безбожниками. В апреле 1919 года Василий Федорович обвенчался с Еленой Сергеевной Борисоглебской и уехал в село Никольский Поим Чембарского уезда Пензенской губернии, где служил знакомый ему священник, и работал здесь до 1921 года учителем в школе. В марте 1921 года он с семьей переехал ближе к Москве, устроившись счетоводом в построечном управлении узкоколейки в Орехово-Зуеве.

http://fond.ru/kalendar/205/vasiliy/

Трезвение Тщательно рассматривай самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, которые из них приносят плод Богу и которые покоряются греху (прп. авва Исаия , 60, 169). Осторожно внимай себе, чтобы отнюдь тебе ничего не принимать, не уверясь, что это, как приобретенное правдою, даруется тебе от Бога (прп. авва Исаия , 60, 187). Насколько бдительно внемлешь уму, настолько с теплым желанием будешь молиться Иисусу; и опять, насколько небрежно надзираешь за умом, настолько отдалишься и от Иисуса. И как первое сильно освещает воздух ума, так последнее – уклонение от трезвения и сладостного призывания Иисуса – обыкновенно совсем омрачает его (свт. Василий Великий , 6, 185). Источник. Зная опасность коснения, всегда должно трезвиться и быть готовым к тщательному совершению дела Божия (свт. Василий Великий , 7, 328). Источник. Внемли себе ( Втор. 15, 9 ), т.е. осмотри себя со всех сторон; для охранения себя содержи неусыпным душевное око (свт. Василий Великий , 8, 33). ...Подвижник – внемли себе ( Втор. 15, 9 ), чтобы не преступить какого-либо из подвижнических законов, ибо никто не венчается, аще не законно мучен будет ( 2Тим. 2, 5 )... И сам, как добрый боец, имей неразвлеченный взор души; те места, в которые удар смертелен, защищай, закрывая руками, не своди глаз с противника... (свт. Василий Великий , 8, 36). Источник. Внемли себе: будь трезвен, рассудителен, храни настоящее, промышляй о будущем (свт. Василий Великий , 8, 36). Источник. ...Внемли себе, не предполагай несуществующего, но располагай настоящим к пользе своей (свт. Василий Великий , 8, 37). ...Перестань со тщанием наблюдать пороки в другом, не давай времени помыслам испытывать чужие немощи, но себе внемли, т. е. обрати душевное око на собственное исследование себя самого (свт. Василий Великий , 8, 38). Источник. Загляни в гробы; возможешь ли различить, кто слуга и кто господин, кто бедный и кто богатый? Отличи... узника от царя, крепкого от немощного, благообразного от безобразного. Поэтому, помня свою природу, никогда не превознесешься. Будешь же помнить себя, если внемлешь себе (свт. Василий Великий , 8, 39). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010