19. Кырлежев Александр Иванович, научный сотрудник Синодальной библейско-богословской комиссии 20. Литвинова Лариса Владимировна, заведующая редакцией богословия Церковно-научного центра " Православная энциклопедия " 21. Малер Аркадий Маркович, председатель Византийского клуба " Катехон " при Институте философии Российской академии наук 22. Малков Петр Юрьевич, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОБОРНОСТИ В ЦЕРКВИ 1. Председатель: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии 2. Секретарь: архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии Члены комиссии: 3. митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир 4. митрополит Хустский и Виноградовский Марк 5. митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси 6. митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон 7. архиепископ Берлинский и Германский Феофан 8. архиепископ Егорьевский Марк, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям 9. епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии 10.епископ Нарвский и Причудский Лазарь 11. епископ Читинский и Краснокаменский Владимир 12. протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества 13. архимандрит Антоний (Севрюк), секретарь Администрации приходов Московского Патриархата в Италии 14. протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища 15. протоиерей Александр Лебедев, глава секретариата по межправославным отношениям при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви 16. протоиерей Владислав Цыпин, профессор Московской духовной академии КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА 1. Председатель: архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк

http://religare.ru/2_105371.html

20 марта 1914 г. назначен еп. Нарвским, 3-м викарием С.-Петербургской (с 19 авг. 1914 Петроградской) епархии. 3 мая 1915 г. избран почетным членом ОРРНП. С 13 авг. 1915 г. председатель Петроградского епархиального комитета по организации помощи беженцам. 7-8 янв. 1917 г. участвовал в Новгороде в наречении и хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1915), св. Владимира 2-й степени (1916). После избрания 24 мая 1917 г. Гдовского еп. сщмч. Вениамина (Казанского) на Петроградскую кафедру стал его ближайшим помощником. С 14 июня 1917 г. 2-й викарий Петроградской епархии, после кончины Ямбургского еп. Анастасия (Александрова) (6 июля 1918) 1-й викарий. С 24 окт. 1917 г. председатель совета братства приходских советов Петрограда и епархии. Одновременно с 11 апр. по 14 авг. 1918 г. наместник Александро-Невской лавры и председатель ее Духовного Собора; по рапорту от 13 авг. о предстоящем отъезде в Москву для участия в работе Всероссийского Поместного Собора освобожден митр. Вениамином от послушания наместника. 29 июля 1918 г. председательствовал на чрезвычайном собрании братства приходских советов с участием представителей инославных и иноверных исповеданий, состоявшемся по благословению митр. Вениамина «для обсуждения вопроса о мерах защиты веры и Церкви». В соответствии с указом Свящ. Синода от 25 февр. 1919 г. митр. Вениамин возложил на Г. временное управление Рижской епархией «за последовавшей вследствие насилия смертию» Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) (РГИА. Ф. 678. Оп. 2. Д. 5. Л. 102). В кон. 1919 г. намечалось перевести Г. в Пермь, но 2 февр. 1920 г. он был назначен епископом Псковским и Порховским. Среди рукоположенных им во диакона находились буд. протоиереи Псковской епархии Михаил Павлов (1879-1977) и Кронид Яковлев (1882-1983). Г. не признал образовавшееся обновленческое Высшее Церковное Управление (ВЦУ) и сохранил молитвенно-каноническую связь со свт. Патриархом Тихоном. Провозглашение многолетия арестованному Патриарху за архиерейской службой в с.

http://pravenc.ru/text/162098.html

30 мая 1918 г. в Петрограде открылось епархиальное собрание, на котором тайным голосованием определили 3 кандидатов на Охтенскую кафедру: настоятеля петроградской Николаевской единоверческой ц. прот. Симеона Шлеёва (50 голосов), Кирилловского еп. сщмч. Варсонофия (Лебедева (6 голосов)), а также старосту Николаевской единоверческой ц., приват-доцента Петроградского ун-та и члена Поместного Собора А. А. Ухтомского (1 голос; впосл. его кандидатура заменена кандидатурой протоиерея петроградской Покровской единоверческой ц. Василия Боголюбова). 31 мая после литургии, совершённой митр. сщмч. Вениамином в Николаевской единоверческой ц., состоялись выборы Охтенского епископа, в к-рых участвовал 71 выборщик (8 отсутствовали). 61 голос получил прот. Симеон Шлеёв, 8 голосов - еп. сщмч. Варсонофий, 1 голос - прот. В. Боголюбов. 7 июня 1918 г. патриарх свт. Тихон (Беллавин) и Синод, рассмотрев представление Петроградского митр. сщмч. Вениамина, постановили открыть О. в. «с местожительством для епископа в г. Петрограде». В нач. июня прот. Симеон Шлеёв был пострижен в мантию с именем Симон (см. ст. Симон (Шлеёв) , сщмч., еп.), затем возведен в сан архимандрита. 15 июня в Петрограде в храме Троицкого подворья патриарх свт. Тихон совершил наречение 1-го единоверческого епископа России сщмч. Симона, на следующий день в Троицком соборе Александро-Невской лавры патриарх возглавил его архиерейскую хиротонию, совершённую «по старопечатным книгам». Епископ Охтенский состоял «в зависимости» от Петроградского митрополита. «Главным среди других церквей, подведомственных епископу Охтенскому», являлся петроградский Николаевский единоверческий храм на Николаевской ул. (с 1918 ул. Марата). Еп. сщмч. Симон фактически остался его настоятелем и в архиерейском сане - он продолжал жить в квартире настоятеля и получал «положенное по сей должности содержание». Указом Синода от 11 июля 1919 г. Николаевской ц. присвоено «наименование соборного храма с правами уездных городских соборов». С весны 1920 г. еп. сщмч. Симон временно управлял Уфимской епархией с сохранением титула «Охтенский». Он был убит в Уфе 18 авг. 1921 г.

http://pravenc.ru/text/2581781.html

3 сент. 1907 г. имп. св. Николай II Александрович утвердил доклад Синода об учреждении в Новгородской епархии на местные средства кафедры 2-го викарного епископа с переименованием 1-го викария в епископа Тихвинского. Определением Синода от 7-12 сент. 1907 г. местопребывание Кирилловских епископов назначено в Кирилло-Белозерском монастыре с поручением им управления обителью на правах настоятеля. В ведение Кирилловскому викарию были переданы храмы и мон-ри в сев.-вост. уездах Новгородской губ.: Кирилловском, Белозерском и Череповецком (ныне Вологодская обл.), позднее (возможно, в 1913) к территории викариатства был добавлен Устюженский у. Кирилловский еп. Феодосий 3 сент. 1907 г. стал епископом Тихвинским, на Кирилловскую кафедру в тот же день был определен архим. Иоанникий (Дьячков). 30 сент. 1907 г. архиеп. Гурий, епископы Тихвинский Феодосий и Ямбургский Сергий (Тихомиров) хиротонисали архим. Иоанникия во епископа, в Кириллов он прибыл 21 нояб. За 9 лет служения викарием еп. Иоанникий почти не покидал территорию К. в., посетил мн. приходы, в т. ч. те, где никогда прежде не видели архиерея. В июне 1911 г. он встречал в Кириллове Новгородского архиеп. Арсения (Стадницкого) и сопровождал его в поездке по викариатству. Летом 1912 г. с архиеп. Арсением он участвовал в торжествах восстановления почитания прмч. Евфросина Синозерского, весной 1913 г.- в хиротонии архим. Алексия (Симанского) (см. Алексий I , Патриарх Московский и всея Руси) во епископа Тихвинского, 2-го викария Новгородской епархии (28 марта 1913 еп. Иоанникий был переименован в 1-го викария Новгородской епархии). 30 нояб. 1916 г. Иоанникий был назначен епископом Олонецким и Петрозаводским, приезжал в Новгород для участия в хиротонии 8 янв. 1917 г. своего преемника на К. в.- новгородского епархиального миссионера архим. сщмч. Варсонофия (Лебедева) . 21 марта 1917 г. еп. Варсонофий писал Новгородскому архиеп. Арсению: «Хорошо, что уехал из Кириллова мой предшественник преосвященный Иоанникий, а то не обошлось бы без скандала. Почему-то народ сильно против него настроен был» (Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г.: Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви/Сост., предисл. и коммент.: М. А. Бабкин. М., 2006. С. 251). В 1922 г. Иоанникий присоединился к обновленчеству , скончался в июле 1923 г. обновленческим «архиепископом Калужским».

http://pravenc.ru/text/1840469.html

8. протоиерей Владимир ДИВАКОВ 9. протоиерей Максим КОЗЛОВ 10. протоиерей Олег КОРЫТКО 11. протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ 12. протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ 13. протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ 14. протоиерей Виктор ПУТЯТИЦКИЙ 15. протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ 16. протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ 17. протоиерей Николай СОКОЛОВ 18. протоиерей Димитрий СМИРНОВ 19. протоиерей Аркадий ШАТОВ 20. священник Иоанн МИРОЛЮБОВ 21. монахиня ФОТИНИЯ (Братченко) 22. СВЕТОЗАРСКИЙ Алексей Константинович Комиссия  по вопросам организации  церковной миссии: 1. архиепископ Нижегородский и Арзамасский  ГЕОРГИЙ — председатель 2. протодиакон Андрей КУРАЕВ — секретарь 3. архиепископ Белгородский и Старооскольский  ИОАНН 4. архиепископ Орехово-Зуевский АЛЕКСИЙ 5. епископ Бакинский и Прикаспийский АЛЕКСАНДР 6. епископ Горловский и Славянский МИТРОФАН 7. архимандрит ТИХОН (Шевкунов) 8. игумен ИОАСАФ (Полуянов) 9. игумен СЕРАПИОН (Митько) 10. игумен СЕРГИЙ (Рыбко) 11. протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ 12. протоиерей Максим КОЗЛОВ 13. протоиерей Игорь ПЧЕЛИНЦЕВ 14. протоиерей Димитрий СМИРНОВ 15. протоиерей Александр СОРОКИН 16. иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин) 17. ГЗГЗЯН Давид Мкртичевич 18. ЛЕБЕДЕВ Валентин Владимирович 19. МАКСИМОВ Юрий Валерьевич 20. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна 21. НИКИФОРОВ Евгений Константинович 22. ОРЛОВА Екатерина Петровна 23. ПАВЛЮЧЕНКОВА Юлия Александровна 24. ЧАПНИН Сергей Валерьевич Комиссия  по вопросам организации  жизни монастырей и монашества: 1. архиепископ Сергиево-Посадский ФЕОГНОСТ — председатель 2. игумения ИУЛИАНИЯ (Каледа) — секретарь 3. митрополит  Черновицкий и Буковинский ОНУФРИЙ 4. архиепископ Саранский и Мордовский ВАРСОНОФИЙ 5. архиепископ Новосибирский и Бердский ТИХОН 6. архиепископ Орехово-Зуевский АЛЕКСИЙ 7. архиепископ Вышгородский ПАВЕЛ 8. епископ Зарайский МЕРКУРИЙ 9. епископ Троицкий ПАНКРАТИЙ 10. епископ Бельцкий и Фэлештский МАРКЕЛЛ 11. епископ Нарвский ЛАЗАРЬ 12. архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) 13. архимандрит ПОРФИРИЙ (Шутов) 14. архимандрит САВВА (Фатеев) 15. архимандрит ТИХОН (Шевкунов)

http://pravmir.ru/kto-vojdet-v-komissii-...

Арх.: Арх. ИЦ МВД РФ по Хабаровскому краю. Арх. 20674. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 229; Резникова И. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 112; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 95; Дамаскин. Кн. 4. С. 202-220. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. АЛЕКСАНДР Луппович Ерошов (1884-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Ерофеевич Саульский (1876-1938), свящ., сщмч., (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп. Семипалатинский, сщмч. (пам. 17 окт. в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/115876.html

В 1808 г. игум. Павлин написал донос в Святейший Синод на своего предшественника: якобы схиигум. Серафим убеждал паломников, что мощи схим. Романа почивают нетленными. Игум. Павлин ходатайствовал перед Синодом о дозволении освидетельствовать могилу основателя. Получив разрешение Синодальной комиссии, он указал совсем др. могилу и обманным путем добился разрешения в 1808 г. сломать часовню над захоронением основателя, а строительный материал употребить на возведение здания ДУ, располагавшегося на территории мон-ря. За нерадивое отношение к своим обязанностям в 1814 г. игум. Павлин был отстранен от управления мон-рем. В 1837 г. данковским купцом Г. Ф. Лебедевым по обету, данному в память спасения его семьи от холеры по молитвам к строителю Роману, над могилой основателя была построена деревянная часовня с памятником подвижнику на месте разобранной в 1808 г. При игум. Дионисии IV часовня была отреставрирована, над могилой основателя поднят пол. Особенностью богослужебного устава Д. м. являлся крестный ход к могиле старца Романа накануне или в день его кончины (в мае) из окрестных храмов и сел, сопровождаемый молитвой от бездождья. Первые каменные кельи и ограда были построены при игум. Антонии II (1753-1764) на средства жившего в 1751-1753 гг. в Д. м. на покое архиеп. Великоустюжского Гавриила (Русского) . В 10-х гг. XIX в. были построены деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте и 2-этажный братский корпус. В 1824 г. нижний каменный этаж был перестроен строителем Досифеем (1823-1825) «из келий, бывших с давних лет», а верхний деревянный устроен из бревен, пожертвованных игум. Николо-Радовицкого мон-ря Рязанской епархии Паисием. Внутренняя отделка келий и устройство иконостаса Покровского собора на сумму более 5 тыс. р. серебром осуществлены на средства о. Варсонофия, жившего на покое в мон-ре. В 1830-1850 гг. была построена новая каменная ограда (40 ´ 50 саж.) с башнями по углам и св. вратами; к 1850 г. сооружена новая соборная колокольня высотой 42 аршина. Колокол (более 88 пудов), отлитый на заводе елецких купцов братьев Н. и А. Криворотовых, пожертвовал помещик А. Казьмин.

http://pravenc.ru/text/171349.html

В 1808 г. игум. Павлин написал донос в Святейший Синод на своего предшественника: якобы схиигум. Серафим убеждал паломников, что мощи схим. Романа почивают нетленными. Игум. Павлин ходатайствовал перед Синодом о дозволении освидетельствовать могилу основателя. Получив разрешение Синодальной комиссии, он указал совсем др. могилу и обманным путем добился разрешения в 1808 г. сломать часовню над захоронением основателя, а строительный материал употребить на возведение здания ДУ, располагавшегося на территории монастыря. За нерадивое отношение к своим обязанностям в 1814 г. игум. Павлин был отстранен от управления монастырем. В 1837 г. данковским купцом Г. Ф. Лебедевым по обету, данному в память спасения его семьи от холеры по молитвам к строителю Роману, над могилой основателя была построена деревянная часовня с памятником подвижнику на месте разобранной в 1808 г. При игум. Дионисии IV часовня была отреставрирована, над могилой основателя поднят пол. Особенностью богослужебного устава монастыря являлся крестный ход к могиле старца Романа накануне или в день его кончины (в мае) из окрестных храмов и сел, сопровождаемый молитвой от бездождья. Первые каменные кельи и ограда были построены при игум. Антонии II (1753-1764 гг.) на средства жившего в 1751-1753 гг. в Данковском монастыре на покое архиеп. Великоустюжского Гавриила (Русского). В 10-х гг. XIX в. были построены деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте и 2-этажный братский корпус. В 1824 г. нижний каменный этаж был перестроен строителем Досифеем (1823-1825 гг.) «из келий, бывших с давних лет», а верхний деревянный устроен из бревен, пожертвованных игум. Николо-Радовицкого монастыря Рязанской епархии Паисием. Внутренняя отделка келий и устройство иконостаса Покровского собора на сумму более 5 тыс. р. серебром осуществлены на средства о. Варсонофия, жившего на покое в монастыре. В 1830-1850 гг. была построена новая каменная ограда с башнями по углам и св. вратами; к 1850 г. сооружена новая соборная колокольня высотой 42 аршина. Колокол (более 88 пудов), отлитый на заводе елецких купцов братьев Н. и А. Криворотовых, пожертвовал помещик А. Казьмин.

http://sobory.ru/article/?object=34982

В 1906 году назначен председателем Синодального Учебного Комитета. В этом же году был назначен членом Предсоборного Присутствия и состоял в нем председателем 5-го отдела о реформе церковно-учебных заведений. В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909-1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности. Указом Святейшего Синода от 5 ноября 1910 года назначен Новгородским и Старорусским. В 1912 году председательствовал на Московском противоалкогольном съезде. В 1913 году в Новгороде открылось по инициативе архиепископа Арсения церковно-археологическое общество. Осенью 1917 года на Всероссийском Поместном Соборе был одним из трех кандидатов в патриархи, вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. В то время народная молва оценила его как " самого строгого " из архиереев Русской Церкви - в отличии от " самого умного " Антония и " самого доброго " Тихона. По свидетельству мит­рополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений " возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы " чаша сия миновала его " . 29 ноября 1917 года возведен в сан митрополита. Был арестован в ноябре 1919 года в Москве. Затем арест последовал в Новгороде, где он находился под надзором власти, - в 1920 году. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Почти год находился в заключении. Владыке пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей в Новгороде. Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В 1925-1926 годах он находился в ссылке в Полторацке (Ашхабаде), а в 1926-1936 годах - в Ташкенте.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

«В адрес участников и гостей VI Международной конференции «Следуя отечественным традициям предпринимательства и благотворительности» поступило обращение художественного руководителя киностудии «Леннаучфильм» заслуженного деятеля искусств России Валентины Гуркаленко. В ее обращении, в частности, говорится: «Дорогие коллеги! Сердечно приветствуем Ваше доброе начинание, которое названо таким глубоким по смыслу и по образу именем: " Свет Северной Фиваиды " . Благословение и теплая молитва великих подвижников Севера укрепляет наши сердца и наши дела. Главное хранить их в чистоте. Киностудия " Леннаучфильм " выстояла в самые трудные годы, благодаря живым благотворным связям с Северной Фиваидой. В нашем фильмофонде более двадцати фильмов, посвященных этой земле, и потребность делать новые - не оскудевает. Всегда готовы к сотрудничеству. Убеждены, что как и в те, давние века, страну нашу отстроят, отстоят, отмолят подвижники. Не надо ждать этого от ослабевшего государства. Будем строить новую Россию с верой и молитвой, поддерживая друг друга. Желаю всем доброго здоровья и добрых дел». В адрес кинофестиваля пришли приветствия и обращения и от других организаций. I Международный кинофестиваль «Свет Северной Фиваиды» уникален тем, что он проходит на водах на теплоходе «Кронштадт». Я не знаю ни одного другого кинофестиваля, который проходил бы на водах. Участники и гости кинофестиваля пройдут крестным ходом в Кирилло-Белозерском монастыре и примут участие в молебне, который состоится 2(15) сентября, в день памяти кирилловских новомучеников: настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря викария Новгородской епархии епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева), иерея Иоанна Иванов, настоятельницы Ферапонтова монастыря игумении Серафимы (Сулимовой) и четырех мирян - Михаила Трубникова, Филиппа Марышева, Анатолия Барашкова и Николая Бурлакова. В этом заключается уникальность нашего кинофорума. Кроме того, мы не только будем просматривать фильмы, но после просмотра будем их обсуждать. Причем в обсуждении картин будут участвовать как духовные, так и светские лица», - заключил Борис Сергуненков.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/9/11/kin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010