В 1874 г. Синод назначил П. П. за его миссионерскую деятельность годовое жалованье 500 р. Все денежные вознаграждения Синода за миссионерские труды и жалованье он тратил на содержание школы, милостыню и др. дела благотворительности. У П. П. проходили подготовку многие из тех, кто готовили себя к деятельности среди старообрядцев. Новгородский и Старорусский архиеп. Феогност (Лебедев) направил в Никольский мон-рь выпускника Новгородской ДС В. Лебедева (см. Варсонофий (Лебедев) , сщмч.). Беседы с П. П. определили решение В. Лебедева принять монашество. Вернувшись в Новгород, он получил назначение на должность помощника епархиального миссионера, через год был пострижен в монашество с именем Варсонофий, рукоположен во иерея и назначен миссионером 3 уездов Новгородской епархии. В Никольском единоверческом монастыре подвизались многие новомученики. В 1910-1914 гг. здесь исполнял должность учителя церковноприходской школы Иван Власович Шелаев (впосл. архим. прмч. Мина ). Игум. прмч. Серафим (Булашов) жил в монастыре в 1899-1915 гг., с 1911 г. был благочинным. В 1918-1921 гг. в обители подвизался иеромонах, впосл. архим. прмч. Иоасаф (Боев) . Выдающимся правосл. деятелем был настоятель миссионерского Белогорского во имя святителя Николая монастыря архим. прмч. Варлаам (Коноплёв) , присоединившийся в 1891 г. к Церкви благодаря беседам с П. П. Значительным было участие П. П. в деятельности Петра митрополита братства , учрежденного 24 авг. 1872 г. Он занимал должность помощника председателя, в течение мн. лет являлся председателем братства. За 25 лет братство издало 125 наименований книг, большое значение для миссионерской деятельности имело издание ж. «Братское слово», в подготовке к-рого участвовал П. П., в журнале увидели свет многие его труды. В результате издательской и публицистической деятельности П. П. и его ближайшего соратника - проф. МДА Н. И. Субботина , опубликовавшего основной корпус источников по истории и современному состоянию старообрядчества, изучение раскола Русской Церкви и полемика о нем вышли на новый богословский уровень.

http://pravenc.ru/text/2578569.html

В 1908 г. он направил в Синод донесение, в к-ром обращал внимание на опасные процессы, происходившие в Поволжье после издания указа от 17 апр. 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости». Архиерей предупреждал о том, что «тихо, мирно, постепенно, однако в то же время прочно и постоянно происходит завоевание Казанского края и всего Поволжья магометанскими татарами. Если татаризация иноязычных народов пойдет дальше, если киргизы, башкиры, ногайцы и вотяки усилят татарскую народность и соединятся с нею, то в самом центре России возникнет страшный враг, который вместе с неспокойным Кавказом сможет в критические часы принести русским тяжелейшие беды» (цит. по: Смолич. История РЦ. С. 237-238). Под влиянием этого донесения председатель Совета министров министр внутренних дел России П. А. Столыпин созвал Особое совещание по выработке мер для противодействия татарско-мусульм. влиянию в Приволжском крае. Его заседания проходили в С.-Петербурге при Мин-ве внутренних дел с 12 по 29 янв. 1910 г. под председательством сенатора А. Н. Харузина; в них участвовали представители Церкви, в т. ч. еп. Андрей. 28 июля 1911 г. император утвердил доклад Синода «о бытии наблюдателю миссионерских курсов в Казани наместнику Казанского Спасо-Преображенского миссионерского монастыря архимандриту Варсонофию епископом Мамадышским... с тем чтобы наречение и хиротония его в сан епископа были произведены в Казани». Мнение митр. Мануила (Лемешевского) и ссылающихся на него нек-рых авторов о том, что на Мамадышскую кафедру был назначен буд. Кирилловский еп. сщмч. Варсонофий ( Лебедев Василий Павлович; 1871-1918), неверно. В докладе Синода речь шла о хиротонии архим. Варсонофия (Лебедева Валентина Мефодьевича; 1872 или 1873-1912). Во исполнение указа Синода резолюцией Казанского архиеп. Иакова (Пятницкого ; впосл. митрополит) от 4 авг. 1911 г. архим. Варсонофий был назначен исполняющим обязанности настоятеля Спасо-Преображенского мон-ря и председателя педагогического совета Казанских миссионерских курсов.

http://pravenc.ru/text/2561768.html

23 июня – освящение Покровской церкви Покровско-Воскресенского женского монастыря в Нежадве (ныне Плюсского р-на Псковской области). 15 августа – первое совершение епископом Вениамином в С.-Петербурге, в Покровской церкви на Боровой ул., чина «погребения Богоматери». 15 декабря – освящение Покровской церкви при Политехническом институте. 1914, с 20 марта – первый викарий С.-Петербургской епархии. 27 апреля – избрание почетным членом Общества распространения религиозно-нравственного просвещения за труды в рядах проповедников Общества «со студенческой скамьи, в течение 20 лет». 6 мая – награждение орденом св. Анны I ст. 17–18 мая – первый двухдневный крестный ход во главе с епископом Вениамином от церкви села Смоленского в Колпино, с посещением Ям-Ижоры. 23 ноября – избрание членом совета Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. 15 декабря – избрание товарищем председателя совета Всероссийского Александро-Невского братства трезвости. 1915, 2 марта – погребение графа С.Ю. Витте в Александро-Невской лавре. 19–21 июня – первый крестный ход во главе с епископом Вениамином из села Заполье в Феофилову пустынь. 20 сентября – епископ Вениамин возглавил празднование 25-летия Варгунинского общества трезвости, в деятельности которого он участвовал со студенческих лет. 1916, 9–11 июня – участие в торжествах прославления святителя Иоанна, митрополита Тобольского . 9–10 ноября – участие в погребении епископа Олонецкого и Петрозаводского Никанора (Надежина) в Петрозаводске. 1917, 8 января – участие в хиротонии архимандрита Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского в Новгороде. 24 января – освящение деревянного храма в честь Скорбящей иконы Божией Матери в Исаковке, за Большой Охтой, сооруженного в ознаменование запрета виноторговли императором Николаем II. 2 марта – возложение на епископа Вениамина временного управления Петроградской епархией «вплоть до особых распоряжений». 6 марта – увольнение на покой митрополита Петроградского и Ладожского Питирима (Окнова). 24 мая – епископ Гдовский Вениамин избран Петроградским епархиальным собором на Петроградскую кафедру и 25 мая утвержден Святейшим Синодом как архиепископ Петроградский и Ладожский, но без присвоения ему прав настоятеля Александро-Невской лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А священномученику Варсонофию (Лебедеву), когда его вели на расстрел, конвоиры-красноармейцы говорили, издеваясь: «Не торопись, успеешь попасть в Царство Небесное!» А когда возвращались после расстрела, сказали бегущим навстречу прихожанам: «Бегите, бегите! Через три года мощами объявится!» В отличие от древних гонителей-иноверцев, коммунистические гонители ХХ века в России и Болгарии получили воспитание в православной среде, и они знали, что такое для Церкви мученик. И знали это не только рядовые палачи, конвоиры и следователи, но и те, кто задумывал репрессии, давал им ход и надлежащее оформление. Данное обстоятельство нельзя не учитывать при рассмотрении вопроса о канонизации новомучеников коммунистического режима. Возвращаясь к теме обвинений, стоит указать и совсем циничные случаи, подобные тому, что сотворили со священномучеником Василием (Преображенским), который был арестован и осужден на десять лет лагерей за «клевету на политику советского правительства». В качестве «клеветы» ему инкриминировали сказанные прихожанам слова: «Советская власть арестовывает виновных и невиновных и сажает в тюрьму ни за что; вот и меня задержат тоже, осудят и посадят» . Нередко следователи даже и не трудились выискать нечто предосудительное в действиях подсудимых, а сами выдумывали для них преступления. Так, священномученика Виктора (Киранова) вместе с другими священниками обвинили в подготовке теракта: будто бы они собирались в день выборов отравить колодцы . Священномученика Сергия (Покровского) в 1937 году обвиняли в том, что он, «проводя систематически контрреволюционную агитацию, в беседах с гражданами восхвалял Гитлера и фашистскую Германию» , а священномученика Николая (Запольского) – в том, что он будто бы говорил: «Скоро из Италии придет папа Римский, он установит свою власть и всех коммунистов в ад загонит… Скоро придет папа Римский, он покажет, как крестьян мучить» . Отношение новомучеников к обвинениям, выдвигаемым против них коммунистической властью, хорошо выражают строки, написанные священномучеником Сергием (Гортинским) на листе допроса: «Обвинение предъявленное я не признаю, ибо это явная ложь» . «За собой вины против советской власти никакой не знаю» , – свидетельствовал перед следователем священномученик Сергий (Бажанов). А священномученик Сергий (Флоринский) в конце допросного листа написал: «Считаю одно: вина моя в том, что я священник, в чем и расписываюсь» .

http://pravoslavie.ru/41945.html

Андрей Поспелов 1868. Иаков Коротков 1870–1884. Аркадий Филонов 1885–1887. Александр Богданов 1889–1892. Тихон Клитин 1892–1895. Платон Грузов 1896–1904. Никон Рождественский 1904. Александр Тропицын 1904–1907. Евгений Мерцалов 1907. Вологодская 8 Кафедра в Вологде (с 1492 г.). Епископы Вологодские и Великопермские: Иоасаф I 1558–1570. Манарий 1571–1575. Варлаам I 1576–1584. Антоний 1585–1587. Архиепископы (с 1589 г.) Вологодские и Великопермские (до 1657 г.): Иона Думин 1588–1603. Еп. до 1589. Иоасаф II 1603–1609. Сильвестр 1611–1613 управ. еп. Нектарий (грек) 1613–1616. Макарий 1617–1619. Корнилий 1620–1625. Нектарий (вторично) 1625–1626. Варлаам II 1626–1645. Маркелл 1645–1663. Архиепископы Вологодские и Белозерские (с 1657 г.): Симон 1664–1684. Гавриил Кичигин 1684–1707. Иосиф 1708–1716. Епископы Вологодские и Белозерские: Павел Васильев 1716–1725. Афанасий Науссиус Кондоиди (грек) 1726–1735. Амвросий Юшкевич 1736–1740. Пимен Савелов 1740–1753. Серапион Лятошевич 1753–1761. Иосиф Золотов 1761–1774. Ириней Братановский 1775–1796. Епископы Вологодские и Велико-Устюжские: Арсений Тодорский 1796–1802. Антоний Знаменский 1802–1803. Феофилакт Слонецкий 1803–1808. Евгений Болховитинов 1808–1813. Онисифор Боровик 1814–1827. Моисей Богданов Платонов (Антипов) 1827–1828. Стефан Романовский 1828–1841. Иннокентий Борисов 1841–1842. Иринарх Попов 1842–1844. Евлампий Пятницкий 1844–1852. Феогност Лебедев 1852–1856. Христофор Еммаусский 1856–1866. Павел Доброхотов 1866–1869. Палладий Раев 1869–1873. Феодосий Шопаваленко 1873–1883. Архп. с 1883. Израиль Никулицкий 1883–1888. Епископы Вологодские и Тотемские: Израиль Никулицкий (тот же, что выше) 1888–1894. Антоний Флоренцов 1894–1895. Алексий Соболев 1895–1906. Никон Рождественский 1906. Великоустюжское викариатство 9 Епископы (в г. Великом Устюге): Иоанникий Казанский 1888–1891. Петр Лосев 1891–1892. Варсонофий Курганов 1892–1894. Антоний Каржавин 1895–1897. Гавриил Голосов 1897–1904. Алексий Бельковский 1904. Вельское викариатство, учр. в 1909 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Арх.: Архив УФСБ по Новосибирской обл. Арх. 22888-СО. Соч.: Институт бандита Хамбо-ламы у бурят в его отношении к ламаизму и миссии//ПС. Нояб. 1911. С. 611-626; Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык как средства миссионерского воздействия//Там же. 1914. Янв. С. 31; Отзыв о соч. студента Александра (Углянского): «Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский и Нежинский, его жизнь и деятельность»//Там же. 1915. Май. С. 271-275. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 199-201; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 75-76; Дамаскин (Орловский). Кн. 6. С. 195-209. Игум . Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АНТОНИЙ (Панкеев; 1892-1938), еп. Белгородский, сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) ГЕРМАН (Коккель (Кокель) Григорий Афанасьевич; 1883-1937), еп. Благовещенский, сщмч. (пам. 20 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/114616.html

В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича в К. Б. м. была учреждена архимандрия. По данным ведомости 1732 г., в обители проживали 205 монашествующих, в т. ч. настоятель, 6 «начальствующих» (наместник, казначей, ризничий, соборный, житенный и конюший), 8 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 3 головщика, 5 канархистов, 4 пономаря, 20 «служебных» монахов, занимавших различные должностные посты, 56 рядовых и 34 больничных монаха, 31 «посельский» монах, отправленный в вотчинные центры, 15 «промысловых» монахов, находящихся на монастырских промыслах и 15 - «московских», т. е. проживавших на Московском подворье в Афанасьевском монастыре ( Виденеева. О братии. 2001. С. 89-115). Афанасьевское Кирилловское подворье располагалось в Кремле слева от Спасских (Фроловских) ворот, напротив московского Вознесенского монастыря, и управлялось строителем ( Успенский. О больших строителях. 1897. С. 7). В 1755 г. в К. Б. м. проживали 46 монахов, в 1761 г.- 27, к 1764 г.- 48 монахов. По штатам 1764 г., первоклассный мон-рь мог иметь только 33 монаха. Уже в 1780 г. в обители числились: архимандрит, иеромонах-наместник, иеромонах-казначей, 3 иеромонаха, заштатный архимандрит, 4 иеродиакона, 2 монаха-пономаря, просвиренный, ключник-хлебодар, чашник, 4 рядовых монаха и 5 «больничных» - всего 25 монахов. В кон. XIX в. в К. Б. м. проживали не более 30 монашествующих: архимандрит, наместник-иеромонах, казначей-иеромонах, ризничий-иеромонах, благочинный-иеромонах, эконом-иеромонах, а также 24 монаха и послушника ( Геронтий (Кургановский). 1897. С. 130-131), в 1916 г.- игумен, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 8 бельцов. В 1907 г. настоятель получил титул викарного Кирилловского епископа Новгородской епархии. В 1892-1893 гг. настоятельствовал еп. Антоний (Соколов), в 1893 г.- еп. Назарий (Кириллов) , в 1893-1903 гг.- еп. Арсений (Иващенко) , в 1903-1907 гг.- еп. Феодосий (Феодосиев) , в 1907-1916 гг.- еп. Иоанникий (Дьячков), в 1917-1918 гг.- сщмч. еп. Варсонофий (Лебедев) , в 1920-1927 гг.- еп. Тихон (Тихомиров). Помимо настоятельской деятельности Кирилловские викарии помогали окормлять приходы и обители Кирилловского, Белозерского и Череповецкого уездов. Выдающиеся насельники и посетители

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В 1931-1933 гг., до своего первого ареста, здесь служил священник Александр Петин, в монашестве Никон (1902-1956 гг.). В 1944 г. он стал епископом Ворошиловградским и Донецким, в 1948 г. – Одесским и Херсонским, в 1951 г. – архиепископом. В Одессе его до сих пор почитают как выдающегося архипастыря. В 1937 г., после ареста всех служителей храма во главе с архиепископом Сергием (Сердобовым), Успенский собор был закрыт. Последующие годы в нем размещался военный склад лыж. По многочисленным ходатайствам прихожан и благодаря приехавшему в Пензу епископу Михаилу (Постникову), которому удалось добиться возвращения церковного имущества, переданного после закрытия в Пензенский краеведческий музей. 6 апреля 1945 г. кладбищенский Успенский собор вновь открылся для верующих, и вскоре о. Михаилом туда была перенесена из Митрофановской церкви (не была закрыта в советское время) архиерейская кафедра. С 1950 по 1953 год в Успенском соборе, при настоятеле протоиерее Михаиле Лебедеве (1889-1979), выпускнике Петроградской духовной академии 1915 года, сооружены нынешние иконостасы. В 1970-х годах для совершения панихид под южным приделом устроена нижняя церковь во имя преподобного Серафима Саровского – в основном, для совершения заупокойных богослужений. В 1970-1975 гг. настоятелем собора был архимандрит Ювеналий (Тарасов), ныне схимитрополит Курский и Рыльский на покое; в 1988-1991 гг. – архимандрит Варсонофий (Судаков), ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Ключарем и священником собора в 1997-2001 гг. служил иеромонах Серафим (Домнин), (позже митрополит Пензенский и Нижнеломовский). С 1991 г. настоятель храма — митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, секретарь епархиального управления. 2 октября 1999 г. литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Алексий II. В 1988 и 1990 гг. богослужения дважды возглавлял Высокопреосвященный Иоанн (Снычев), будущий митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский; 17 января 2010 г. – Высокопреосвященный Иларион (Алфеев), архиепископ (ныне митрополит) Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://sobory.ru/article/?object=18552

В день ареста игумений Серафимы, 12 мая, местный благочинный, священник соседней Ильинской церкви отец Александр Фомин письменно известил о случившемся епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева). В ответ Владыка предписал отцу Александру подать в Кирилловский иполком от имени прихожан заявление о невиновности арестованного с просьбой освободить его до производства формального дознания. На следующий день отец Александр пришел на собрание Ферапонтовского прихода, чтобы составить необходимый документ. Но к его приходу крестьяне уже написали свою, довольно нелепую резолюцию: " Совет приходский просит Кирилловский исполнительный комитет освободить священника Иванова, так как Ферапонтовский приход большой, и некому исполнять требы, а если нельзя освободить, то дать другого священника " . Отец Александр стал протестовать, указывая на полную бесполезность такой формулировки, но прихожане заупрямились. После этого благочинный предложил, чтобы в каждой деревне крестьяне написали свои свидетельства того, что происходило 6 мая, но и из этого ничего не получилось. Нашлись активисты, которые стали грозить арестом тем, кто это будет делать, и прихожане испугались. Страх перед террором большевиков буквально парализовал волю жителей. Прошел почти месяц, пока крестьяне начали стыдиться своего предательства и собрались написать нужное заявление. Они просили отца Александра составить черновик. В нем, наконец, они указали на невиновность иерея Иоанна, на то, что он арестован по недоразумению, и просили его освободить. Прошение подписали две тысячи прихожан, но, дойдя до подмонастырской Слободы, письмо попало в руки крестьянина-безбожника и было им уничтожено. " Итак, гнездо, откуда пошел весь печальный инцидент, сильно, и я дальше не имею сил пока бороться, а жду и сам ареста " , – заключает рассказ о заявлении благочинный отец Александр Фомин. В своем рапорте он отмечает, что общая атмосфера среди прихожан неблагополучна. На них повлияла митинговая агитация проживающей в Ферапонтове " интеллигенции " и учителей, почтовых служащих, большевиков-солдат. Агитаторы настраивали людей против монастырей, высших духовных властей и, в частности, против священника Иванова за его обличения дезертиров.

http://pravicon.com/info-2504

Даниил , 1620–27. Гурий , 1635–38. ? Афанасий . Феодосий , в февр. 1644. Архимандриты Пахомий , 1650 и 51. Антоний , в мар. 1653. Иосиф , 1654 и 55. Евфросин , 1657–71. Тихон , 1675 и 76. Питирим , 30 янв. 1677, а 15 февр. 1686 хирот. в епископа Тамбовского. Феодосий , 1686–89. Варсонофий , 1692–1704. Иона (двое сего имени) в мар. (sic) 1704–1738. (Второй Калуга). Макарий , 1740–49. Венедикт Кептев 1750 перев. из Московского Андреевского, а в 1756 уволен на покой. Ануфрий , 1756–58. Гавриил , 1758; отрешён 15 окт. 1759. Иоасаф , из Московского Сретенского, определён в нояб. 1759; до 1778. Иероним , 1778–96. Мелетий , до 1804. Аполлоний 24 мая 1804 перев. из Авраамиева Смоленского; до 1813. Иоанн , 1813–21. Август , 1821–28. Иоасаф , 1828–33. Вениамин , 1833, из Смоленского Троицкого; до 1866, до 1869. 3 Троицкий, в Смоленске, существовал в XVI веке; ныне 3-го класса. [VI, 163.] Игумены Варлаам , 1598–1600. Арсений , 1672 и 73. Пафнутий , 1682–84. Мелетий Сорочинский , 9 янв. 1688; в мар. 1799 перев. в Саввин Сторожевский. Ависентий . 1703. Архимандриты Константин , 1706. Сергий , 1712. Филарет , 1721 (sic), 1734–38. Лука Чигиринский , перев. из Болдина, 1740–48. Серапион Лехницкий , с февр. 1750; до 1770. Поликарп Павловский , игум., 1770 перев. из Болдина, а 1772 – в Вятский Трифонов. Константин Соколовский 1773 перев. из Небина, а 1778 – в Смоленский Авраамиев. Игумены Епифаний , 1779–84. Исаия , 1787 и 88. Аполлоний 1792 перев. в Смоленский Авраамиев. Иероним , 1792–95. Виктор Черняев 8 сент. 1803 перев. в Нежинский Назарет. Павел Саббатовский , 1804–9, перев. в Смоленский Авраамиев. Иоанн , 1809, а 1813 перев. в Тольгский. Архимандриты Сильвестр Цветков произведён 13 февр. 1813–17, перев. в Смоленский Авраамиев. Тихон , 1817–22. Тимофей , 1822–28, 7 окт. хирот. в викария Новгородского. Вениамин , 1828–33, перев. в Вяземский Предтечев. Герман , 1833–40. Феодор , строит., 1840 и 41. Поликарп , 1842 и 43. Амвросий Лебедев 17 нояб. 1844 перев. из Вологодского Каменного Духова; до 1854.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010