1/14 апреля – день памяти преподобного Варсонофия Оптинского (Плиханкова) Жаждай да грядет ко Мне и да пиет. Ин. 7:37 Давно в душе моей желание таится – Все связи с миром суетным прервать, Иную жизнь – жизнь подвига начать: В обитель иноков навеки удалиться, Где мог бы я и плакать и молиться! Избегнувши среды мятежной и суровой, Безропотно нести там скорби и труды И жажду утолять духовной жизнью новой, Раскаянья принесть достойные плоды И мужественно встать в победные ряды Великой рати воинства Христова. Преподобный Варсонофий Оптинский. Желание. 1903      Один из четырнадцати великих преподобных старцев Оптиной пустыни, преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) входит в их Собор, 11/24 октября). По смерти своей несколько раз являлся Оптинским инокам. Продолжал и продолжает помогать верующим. Преподобный Варсонофий прославлен в лике преподобных в 2000 году. …Продолжая традиции оптинского старчества, преподобный Варсонофий «таскал души из ада». По воспоминаниям его духовных чад, он обладал даром прозорли вости не менее других старцев. Особенно этот дар проявлялся при совершении им таинства Исповеди. По милости Божией ему открывалась жизнь приходящих к нему людей. Преподобный Варсонофий видел человеческую душу, и это давало возможность воздвигать падших, помогать человеку вспомнить забытые грехи, направлять его с ложного пути на истинный, исцелять болезни душевные и телесные, изгонять бесов. «Такой дар, – пишет о старце в своем описании Оптиной пустыни И. М. Концевич, – требует непрерывного пребывания в Боге, святости жизни. Многие видели старца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии... Поистине он уподобился своим великим предшественникам и встал в победные ряды великой рати воинства Христова». На склоне лет старец Варсонофий писал: «Все мои действия и желания сводились к одному — охранить святые заветы и установления древних отцов-подвижников и великих наших старцев, во всей их Божественной красоте, от различных тлетворных веяний мира сего...».

http://pravoslavie.ru/120549.html

     Быть тебе священником Варсонофий (Павел Иванович Плиханков) – один из известнейших старцев Оптиной пустыни, родился в Самаре 5 июля 1845 г. Происходил из богатого купеческого рода (деды и прадеды были миллионерами, в Самаре им принадлежала целая улица, которая называлась Казанской). Мать Павла скончалась при появлении его на свет, и отец женился вторично. Мачеха заменила Павлу мать и заботилась о его воспитании и образовании. Будучи глубоко религиозной, она постоянно брала с собой сына с младенческого возраста на церковные богослужения. Преподобный Варсонофий вспоминал: «Когда я был маленький, то любил все подавать священнику, и мне часто говорили: «Быть тебе священником». Вот и исполнилось… с пятилетнего возраста и до отправления моего в гимназию я стоял в алтаре, и батюшка с престола давал мне антидор. Вот когда еще было предзнаменование, что буду я священником. Мы с матерью каждодневно ходили к утрене, и, бывало, отец не раз говорил: – Что ты его таскаешь в такую рань, он маленький, устанет. Но мать всегда отвечала на это: – Я желаю ему добра. Ты поручил мне его воспитание, а потому и предоставь мне поступать, как я нахожу нужным. Как я благодарен теперь моей матери! Когда я поступил в монастырь, она была еще жива, и я написал ей: «Вот плоды твоего воспитания». Варсонофии Преподобныи      Девяти лет его отдали в гимназию, затем он учился в Полоцкой военной гимназии и военном училище, по окончании которого получил офицерское звание. В дальнейшем он окончил офицерские штабные курсы, дослужился до чина полковника, стал старшим адъютантом штаба Казанского военного округа. Его по-прежнему интересовала и притягивала религиозно-духовная сфера жизни, и он, будучи полковником, приехал в Оптину пустынь к старцу Амвросию и поведал о своем желании поступить в монастырь, на что преподобный ответил, что еще рано и что это можно сделать через два года. Полковник вернулся к месту службы. Осенью того же года Павел Плиханков внезапно тяжело заболел воспалением легких. Врачи считали, что он обречен, да и сам полковник ощущал приближение смерти и велел денщику читать Евангелие. Находясь в состоянии забытья, он вдруг увидел открывшиеся небеса, содрогнулся от великого страха и света, и вся жизнь в одно мгновение пронеслась перед ним. Его охватило глубокое чувство раскаяния за всю прежнюю жизнь, и он услышал голос свыше, повелевавший идти в Оптину пустынь. Ему открылось внутреннее зрение, и он постиг глубочайший смысл евангельского учения. Именно в эти мгновения, как верно сказал старец Нектарий, из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем.

http://pravoslavie.ru/95034.html

«Он будет таскать души из ада!» К 100-летию со дня кончины преподобного Варсонофия Оптинского Ольга Рожнёва 14 апреля 2013 года (1 апреля по ст. стилю) исполняется 100 лет со дня кончины одного из известнейших русских святых – преподобного Варсонофия Оптинского, в миру блестящего военного, в монастыре – неутомимого духовника, творца Иисусовой молитвы, прозорливого старца, о котором задолго до его ухода из мира было предречено, что «в свое время он будет таскать души из ада». При жизни старец сполна испил чашу страданий, и потому мы представляем читателям сайта Православие.Ru не только жизнеописание святого, но и его наставления о терпении скорбей. Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам : духовным рассуждением, прозорливостью, молитвой, которая как молния поднималась к небу, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни душевные и телесные. Его видели на молитве озаренным неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам. Жизнь преподобного была полна скорбей – порой очень тяжелых, на грани человеческих сил – и духовных утешений, чудесных знаков, указывавших на Промысл Божий в жизни старца. Святитель Филарет писал: «Всеведущий Бог избирает, предназначает от колыбели, а призывает в определенное Им время, непостижимым образом совмещая сопряжение всевозможных обстоятельств с изволением сердца. Господь в свое время препоясывает и ведет Своих избранных так, как бы они не желали, но туда, куда желают дойти». Эти слова в полной мере можно отнести к преподобному Варсонофию. Сам старец часто рассказывал о своем детстве и молодости, обычно добавляя: «Какой глубокий смысл в событиях нашей жизни, как она располагается – точно по какому-то особенному таинственному плану». Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского , которого он всегда считал своим покровителем. Все члены семьи были благочестивыми и глубоко верующими людьми, много помогали находившемуся по соседству храму Казанской иконы Божией Матери . Семья считала, что их род находится под особым покровительством Казанского образа Божией Матери.

http://pravoslavie.ru/60774.html

«Отдайте свое сердце Христу» В соборе прославленных старцев Оптиной Пустыни преподобный Варсонофий как бы соединяет первое поколение ее духовных наставников и последних старцев-исповедников. Вступивший на путь иночества по благословению преподобного Амвросия, ученик великих старцев – преподобных Анатолия (Зерцалова) и Нектария, он сам прошел все ступени оптинской духовной школы и воспитал монахов, которым пришлось свидетельствовать об истине Православия в годы большевистских гонений. Отцу Варсонофию не суждено было дожить до революции 1917 года, он видел только ее зарождение в событиях начала века и не без Промысла был поставлен в это время для окормления монашествующих и мирян как живое свидетельство того, что Господь «вчера и днесь и во веки Тот же». Близкий нам по времени, современник Толстого, этот святой был удостоен духовными дарованиями, не уступавшими плодам молитвенного подвига великих аскетов – подвижников первых веков христианства. Невидимая и видимая брань История преподобного Варсонофия выделяется на фоне судеб оптинских подвижников чрезвычайным напряжением. Пожалуй, ни один из старцев не прошел такого упорного «артиллерийского» обстрела, почти без передышки – от начала до самого конца. Битва за его душу была непрестанной и злейшей. Казалось бы, что значит одна душа, из-за чего такие бури и смятения? Мало ли на свете светских людей, военных, полковников, мало ли послушников, монахов и, наконец, священников? На каждом этапе жизни с момента решения главного вопроса: жить по обычаям мира или идти за Христом – будущий старец, отец Варсонофий был ненавистен тем незримым противникам, по действию которых возникают самые неожиданные препятствия и находят искушения и скорби от людей. Перечитывая его житие, даже трудно понять, как он, уже не молодой человек, выдержал весь этот натиск. Принято решение – оставить военную службу, вступить в обитель простым иноком, и тут же восстают преграды: друзья возгораются благой ревностью доставить ему повышение по службе – генеральский чин – и даже находят невесту. Он спешит закончить отношения с миром, чтобы поспеть к сроку, назначенному ему старцем Амвросием, – три месяца на все, – но тут же возникают неразрешимые финансовые затруднения, и тогда в его дела приходится вмешаться лаврскому старцу – преподобному Варнаве Гефсиманскому, с тем чтобы найти ему, полковнику Павлу Ивановичу Плиханкову, «откуп» от мира через своих духовных чад. Но вот он под сводами обители, рад радешенек и еще не может поверить, что выведен «из печи Вавилонской», – таким тяжким было для него пребывание в среде, ставшей совсем чужой. Ему 47 лет. Снят белый китель, скромный подрясник делает его незаметным среди скитской братии… Но какой тут покой? Время, проведенное в послушании, чуть не стоило Павлу Ивановичу жизни. Болезни, тяжелый физический труд и несравненно более тягостное – ополчение со стороны простых монахов по отношению к нему, невольно выделявшемуся навыками и привычками, усвоенными прежде.

http://pravoslavie.ru/52845.html

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) Преподобный Варсонофий : Иеросхимонах Анатолий (Потапов) (1855—1922) Рейтинг: 6.7 Голосов: 3298 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии rita 25 декабря 2018, 03:19 очень понравилось Ирина 9 ноября 2018, 10:31 По милости Божией летом побывала в Оптине. Такое ощущение, что батюшки сами принимали аж от святых ворот. Да еще и приехали мы в день памяти преподобного Анатолия (младшего)! Оптина принимает с любовью и не отпускает. Слава Богу за все! Ирина 9 ноября 2018, 07:18 Святые Оптинские старцы молите Бога о нас! Дмитрий Лагутин 12 октября 2018, 11:13 Спасибо за чудесную статью. Добавил ее в закладки четыре года назад, после поездки в Оптину, и вот, прочел - и потеплело на душе. Светлана 19 апреля 2017, 08:38 Спасибо!очень мудрые понятные обьяснения старцев.очень помогает понять себя и переоценить себя .иногда это бывает и трудно бороться с осуждениями и сама поддаюсь и осуждаю.был грех.нет терпенья удержаться.но это как лекарство .если нагрешила.то осознаю сейчас спасибо за статьи. Леонид 17 декабря 2016, 23:26 Спаси Господи! Дай мудрости в моих начинаниях. liza love 12 мая 2016, 16:24 Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас! Ольга Володькина 26 января 2016, 18:25 Спаси Господи,меня грешную!Спасибо за мудрые изречения! римма 19 июня 2015, 17:34 Святые Оптинские старцы, молите Бога о мне грешной и недостойной, помогите мне во всех моих делах Татьяна 8 декабря 2014, 19:56 Цитата: " Все 12 лет старчества первого Оптинского старца Льва в монастыре были наполнены скорбями: гонениями, доносами, интригами, клеветой, непониманием и осуждением. Старца переселяли из скита в монастырь, из одной кельи в другую, запрещали принимать страждущих, носить схиму, в которую он был пострижен келейно " . Откуда все эти мирские замашки в монастыре? ЛЮБОВЬ Частухина 23 сентября 2014, 19:44 СПАСИБО,УВАЖАЕМАЯ ОЛЬГА,ЕСЛИ БЫ МЫ МОГЛИ ХОТЬ ОДНУ СОТУЮ ЭТИХ МУДРЫХ СОВЕТОВ ВЫПОЛНЯТЬ.,ДЛЯ НАС ЭТО БЫЛО ВЕЛИКОЙ БЛАГОДАТЬЮ.

http://pravoslavie.ru/65144.html

     Каждая страсть есть болезнь души. Ведь зависть, гнев, скупость не телесны, а душевны. Лечат больное тело, тем более необходимо лечить больную душу. Для борьбы со страстями и существуют монастыри. Впрочем, и мирские люди не могут быть избавлены от этой борьбы, если хотят спасения. Вот и у нас в скиту ведется борьба. Никто сразу не делается бесстрастным. Один поступает гордым, другой блудник, если не чувственный, то мысленный, третий так зол, что мимо него и проходить надо со страхом, четвертый скуп, дорожит каждой копейкой, так что невольно скажешь, зачем же он и в монастырь шел? Пятый чревоугодник, ему все есть хочется. – Ведь ты уже был на трапезе, – говорят ему. – Что мне трапеза, мне этого мало, – отвечает и ест потихоньку в келье, устраивая себе и полдник, и полунощник и т.д. И все в таком роде. Такие люди сами сознают свои грехи и каются в них. Но вначале исправление идет медленно. Опытные в духовной жизни старцы смотрят на них снисходительно: ведь он – новоначальный, что же от него еще ждать? Но проходит лет двадцать пять, и видим, что труды не пропали даром. Из чревоугодника сделался постник, из блудника – целомудренный, из гордого – смиренный и т.д. В миру редко кто знает об этой борьбе. На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают: «Надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться – то и спасешься». И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасает его. Цель, и единственная цель нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями. Старец Варсонофий (Плиханков)      Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие – в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружаться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, следует переходить к искоренению другой. Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в рай, однако остаться там не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так невозможно человеку страстному быть в обществе бесстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на небесах не сделается смиренным.

http://pravoslavie.ru/108773.html

     С этим внутренним убеждением наместник Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря Белгородской епрахии игумен Никодим (Мирошниченко) живет с момента принятия им монашеского пострига. 28 декабря 2016 года Холковский монастырь собирается единой семьей – вместе с представителями местной власти, помогающими ему развиваться, жертвователями и прихожанами – отметить 16 лет с того дня, как решением Священного Синода Русской Православной Церкви он был открыт официально. Сюда будущий игумен Никодим пришел в начале двухтысячных годов послушником. На посту наместника обители он менее полугода. Проходя перед новым ответственным послушанием стажировку в Оптиной пустыни, отец Никодим не раз вспоминал слова одного из оптинских старцев, что монашество есть блаженство, какое только возможно на земле... «И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается…», – писал схиархимандрит Варсонофий (Плиханков). Прошлое и настоящее. Соединены молитвенным духом Батюшка, когда подъезжаешь к монастырю и видишь его на высоком холме, дух захватывает: какая красота! Какие просторы! И какая, должно быть, интересная история у обители... На сегодняшний день это ведь единственный действующий пещерный монастырь на Белгородчине?      Да, в Белгородской епархии он один такой. Существует предание, что монастырь был основан после монголо-татарского ига – причем на том месте, где (тоже по преданию), произошла встреча князя Игоря Святославовича с его братом Всеволодом перед их походом на половцев в 1185 году. Она описана в знаменитом «Слове о полку Игореве». Но первое письменное свидетельство о монастыре относится к 1620 году. В нем говорится, что Холковский мужской в честь святителя Николая монастырь был основан «черным попом» Геласием и пришедшими с ним монахами. Ну, а дальше такая «концентрация» событий пошла! Внимание со стороны первого русского царя из династии Романовых Михаила Федоровича обусловило расцвет обители. Посетивший ее другой благочестивый царь, Алексей Михайлович, подарил монастырю ставший его великой святыней образ своего небесного покровителя – святого праведного Алексия, человека Божия. Затем в 1659 году татары под предводительством крымского хана разорили монастырь, а во время правления Екатерины он, просуществовавший всего 144 года, был упразднен...

http://pravoslavie.ru/99838.html

«Сколько прекрасного она сделала за всю свою жизнь…» Схимонахиня Агния (Стародубцева) Анна Фейгина Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви 135 лет назад, 15 апреля 1884 года родилась подвижница благочестия, талантливый иконописец, духовное чадо преподобного Варсонофия Оптинского и преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина) старица Агния, в миру Александра Васильевна Стародубцева. Девочка родилась слепой, и благочестивые родители с верой и упованием повезли ее к мощам святителя Митрофана Воронежского, где она и получила исцеление. Рано оставшись сиротой, Сашенька упросила своих родных отвезти ее в Знаменский Сухотинский женский монастырь, который славился в то время своей иконописной школой. Юная подвижница всем сердцем хотела научиться писать иконы. В Знаменском Сухотинском монастыре послушница Александра после искуса была пострижена в рясофор с именем Агния и подвизалась в обители 21 год (до самого ее закрытия в 1919 году), обучаясь иконописному искусству и проходя различные послушания. Ежегодно посещая Оптину пустынь, приезжая для исповеди и духовного совета к своему духовному отцу старцу Варсонофию (Плиханкову), Александра впервые встретилась там и познакомилась с будущим старцем Севастианом, в то время еще послушником Стефаном, келейником оптинского старца Иосифа (Литовкина). В ноябре 1919 года Знаменно-Сухотинской монастырь был преобразован в трудовую общину, которая просуществовала десять лет. В 1929 году по благословению иеромонаха Севастиана, ставшего после кончины старца Варсонофия ее духовником, инокиня Агния с монахиней Надеждой, также бывшей насельницей обители, переехали в город Новохоперск Воронежской области. Как и монахини из других закрытых монастырей, Агния была вынуждена часто переезжать с места на место, чтобы не привлекать к себе внимание ОГПУ. В 1930 году она проживала в Среднем Карачане, в Алферовке и других селах, находящихся вблизи Новохоперска. Тяжело переживая разлуку с родной обителью, она записала в своем дневнике 18 февраля 1929 года: «Господи, помоги пережить все находящее, дай мне сил и терпения. Теперь мне нужна мудрость, чтобы самой решать серьезные вопросы, оставаясь одной на чужой стороне».

http://pravoslavie.ru/120630.html

Состоялась презентация книги «Летопись скита Оптиной пустыни» 03.11.2022 14:08:20 ОПТИНА ПУСТЫНЬ 30 октября 2022 года во Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь прошла презентация книги, подготовленной издательством обители, — «Летопись скита Оптиной пустыни». Встречу открыл наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф, отметивший, что новое издание представляет собой тщательно выверенный, прошедший многократную сверку с рукописными текстами источник, уникальное документальное свидетельство о жизни скитского братства. Эта книга, по словам владыки Иосифа, может послужить проводником в сокровенный мир монашеской традиции, в духовную сокровищницу, хранительницей которой является Православная Церковь. Встречу продолжил иеродиакон Нектарий, возглавляющий издательский отдел Оптиной пустыни. По его словам, одной из важнейших проблем современного русского общественного самосознания является разрыв с тысячелетней православной традицией, основой и корневой системой русской духовности. Русский человек не может всецело наполнить свою жизнь идеалами обогащения и потребления, являющимися приоритетными в западной цивилизации, он нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении своей истории и культуры, ее места в мировой истории с точки зрения православных ценностей. Вот почему в настоящее время особое значение приобретает прикосновение к монашеской культуре, драгоценному культурному пласту, и монастырские летописи — это те самые истоки, обращение к которым просто необходимо. Именно летопись, от лица одного из его членов описывающая внутреннюю жизнь братства день за днем, позволяет наиболее полно ощутить биение пульса этой жизни. Отец Нектарий передал слово научному редактору издательства Оптиной пустыни Н.А. Шибзуховой, которая рассказала присутствующим о Летописи скита и о работе над этим изданием. Н.А. Шибзухова назвала всех летописцев, в частности, самых известных, в числе которых старец Макарий (Иванов), архимандрит Леонид (Кавелин), иеромонах Климент (Зедергольм), старец Варсонофий (Плиханков). Были зачитаны цитаты из Летописи.

http://radonezh.ru/2022/11/03/sostoyalas...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) Прп. Варсонофий (Плиханков). Фотография. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦАК МДА) (Плиханков Павел Иванович; 5.07.1845, с. Сакмара Оренбургского у. и губ.- 1.04.1913, г. Коломна Московской губ.), прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев). Отец В. был из казаков, занимался торговлей. Мать В. скончалась при родах, отец женился вторично, благочестивая мачеха привила В. с раннего детства любовь к церковной службе, шестилетнему мальчику чудесным образом было предсказано буд. духовное служение. После окончания школы в 1854 г. П. Плиханков поступил в гимназию в Полоцке, при к-рой жил в пансионе, в 70-х гг. XIX в. окончил Оренбургское казачье военное уч-ще, затем штабные офицерские курсы в С.-Петербурге. С 1884 г. служил начальником мобилизационного отд-ния в штабе Казанского военного окр., жил в Казани, к кон. 80-х гг. получил чин полковника. Ведя строгую молитвенную жизнь, Плиханков избегал светских приемов, ежедневно бывал в храме, посещал казанские мон-ри, общался с блж. старицами Евфросинией и Аннушкой, последняя сокровенным образом предсказала ему монашество и схиму. Познакомился с проф. КазДА архим. Антонием (Вадковским) , к-рый подарил ему кн. «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» . Плиханков начал практиковать Иисусову молитву, но вскоре оставил ее из-за отсутствия духовного наставника. Однажды в кон. 80-х гг. он молился в московском храме Кадетского корпуса на литургии, к-рую совершал св. Иоанн Кронштадтский . К концу службы Плиханков прошел в алтарь. В это время прот. Иоанн переносил Дары с престола на жертвенник; поставив чашу, Кронштадтский пастырь вдруг приблизился к офицеру, поцеловал ему руку и быстро отошел. Стремясь узнать волю Божию о себе, Плиханков посетил мн. мон-ри и храмы на Волге; ради встречи с прп. Амвросием (Гренковым) в авг. 1889 г. побывал в Оптиной пуст., прп. Амвросий посоветовал ему через 2 года поселиться в пустыни. Летом 1891 г. Плиханков съездил в Оренбург и взял благословение у мачехи на иночество. Побывав в ТСЛ, в Черниговском скиту и у прп. Варнавы (Меркулова) , Плиханков вернулся в Казань, 17 дек. 1891 г. выехал в Оптину пуст.

http://pravenc.ru/text/154329.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010