Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРСОНОФИЙ (Лебедев Василий Павлович, 1871 - 1918), еп. Кирилловский, вик. Новгородской епархии, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ (Ратных; 1894 - 1938), иером., прмч. (пам. 28 янв., 19 нояб.- в Соборе Крымских новомучеников и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВАСИЛИЙ Холмогоров (25 янв. 1875 г., с. Андреевское Коломенского у. Московской губ. -16 янв. 1938 г., Новосибирская обл., Сиблаг), протоиерей, священномученик (пам. 3 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАСИЛИЙ Викторович Гурьев (1869-1937), сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ Арсеньевич Сунгуров (1876-1937), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ВАСИЛИЙ (Мазуренко; 1882-1938), иером., прмч. (пам. 26 дек., в Соборе Винницких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАСИЛИЙ Даниилович Залесский (1887 – 1938), сщмч. (пам. 3 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот.

http://pravenc.ru/rubrics/122324_20.html

Виктор Афанасьев „Чувствую усиление бурь...“ И в миру, и в монашестве Господь посылал о. Варсонофию телесные страдания, так до конца жизни и сопровождавшие его. Но это не были „болезни“, „недуги“ в обычном мирском смысле (им и диагноз-то точный вряд ли был установлен), так как производили немощи сии не разрушительное действие, а созидательное: усмирялась неким Божественным огнем плоть, и воздымался горе дух. Это таинственно и удивительно. Невольно вспоминаешь при этом преподобного Амвросия: он должен был – по земным меркам – вот-вот умереть, а он жил и возрастал духом. То же было и со старцем Иосифом... В августе 1889 года о. Варсонофий, тогда полковник штаба Казанского военного округа Павел Иванович Плиханков, побывал в Иоанно-Предтеченском Скиту у старца Амвросия, и тот назначил ему приехать для поступления в Скит через два года. Павел Иванович с юности вел благочестивую жизнь. В ноябре того же года, Рождественским постом, он заболел. Военный врач не мог понять, чем он болен. Страдалец был почти без сознания, в сильной горячке, казалось – вот-вот скончается. Был позван священник. После исповеди и причащения Святых Христовых Таин он заснул. „Я остался один, – вспоминал Старец. – Вдруг слышу какой-то голос с неба: „Дон...“ Это ударили к утрени в женском монастыре, а в душе моей кто-то сказал: „Будешь жив...“ Наутро мой денщик приходит и поднимает осторожно с головы моей одеяло, думая увидеть меня уже умершим, а я ему говорю: „Ты что, Александр?“ Денщик обрадовался: „Да вы живы, ваше благородие?!“ – „Да, жив...“ Хотя я после этого и лежал три месяца, борясь со смертью ... Я велел раскрыть дневное Евангелие и прочесть его мне. Александр начал читать притчу о безплодной смоковнице... Я и подумал, что действительно я – безплодная смоковница, хотя и полагал раньше, что имею разные добродетели“. Это очень важный момент: вместе с очистительным недугом о. Варсонофий принял еще великий дар смирения, перестал видеть в себе „добродетели“. В конце лета 1891 года Павел Иванович приехал в Скит и, узнав, что старец Амвросий находится в Шамордине, отправился туда.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Виктор Афанасьев Эпилог В то время, как Павел Иванович Плиханков (будущий старец Варсонофий) впервые приехал к батюшке Амвросию (а было это в 1889 году), писатель Константин Николаевич Леонтьев (позднее – в тайном постриге о. Климент), духовный сын старца Амвросия, уже жил там, в доме неподалеку от монастыря. Он имел обширные связи с деятелями русской культуры и в своей переписке с ними много просветил их в отношении Оптиной и присущей ей Божией благодати. Были у него и такие знакомые, которые недоумевали, зачем знаменитый писатель и философ, блестящий светский человек, живет безвыездно в глуши возле обители в послушании у Старца и считает духовную аскетику и вообще молитвенную монастырскую жизнь в ее настоящей глубине – высшим достижением духовной деятельности человека. Леонтьев же тогда уже считал, что вся жизнь русского человека, на какой бы общественной ступени он ни находился, должна быть пронизана „светом лампады“, что у иконы Христа. Преступным полагал он намерение Л. Толстого, посмевшего написать „свое евангелие“. Порицал и тех интеллигентов, которые, даже будучи славянофилами, патриотами, даже полностью признающими Церковь Христову, по многу лет не исповедуются и не причащаются Св. Христовых Таин. Но в то же время он видел, как много людей приезжает в Оптину Пустынь, в Иоанно-Предтеченский Скит. Он писал священнику Иосифу Фуделю 1 марта 1889 года об Оптиной Пустыни: „Здесь летом можно познакомиться с людьми всякого рода, начиная от сановников и придворных до юродивых и калик перехожих. Только, разумеется, надо пожить, а не мелькнуть на недельку. Здесь от мая до октября жизнь несравненно полнее, разнообразнее и поучительнее, чем жизнь в столичном все том же ученом, среднем и литературном кругу. В Оптиной летом, особенно если взять ее вместе с Козельском, соседними деревнями и помещичьими усадьбами, с богомольцами как знатными, так и простыми, видишь в сокращении целую Россию, понимаешь, как она богата... Оптина... это хорошая жизнь в современности“. В письмах о. Климента (Леонтьева) немало мыслей об Оптиной, ярко рисующих ее влияние на русскую жизнь. „Нужны истинные прозорливцы, – писал он, – и особенно одаренные люди, чтобы влиять на нас, как влияет, например, отец Амвросий... духовная власть великого Старца – это бисер... Здесь русский дух, здесь Русью пахнет, и во многих отношениях Русью очень старой, даже до сих пор еще благополучно отстаивающей себя от России новой – либеральной, космополитической“. Пишет он и „о том сильном, искреннем и простом чувстве, которое влечет людей образованных поговеть в Оптиной, поговорить с отцом Амвросием, посоветоваться с ним... о том чувстве, которое так просто выражено в словах: Верую во Единого Бога Отца Вседержителя... Пока отец Амвросий жив, он все будет озарять и согревать“.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иером. Даниил (Фомин). Фотография. Нач. 50-х гг. XX в. (Фомин Дмитрий Кириллович; 5.11.1875, Москва - 25.07.1953, г. Сорочинск, Чкаловская (ныне Оренбургская) обл.), иером., оптинский старец. Из семьи извозчика. Окончил 4-классную школу в Сокольниках. Поступил учеником в мастерскую серебряных и золотых изделий. Господь неоднократно избавлял Своего избранника от скорбей и смерти: в 1896 г. в давке на Ходынском поле, во время военной службы, по молитве матери в бурю на Каспийском м. Д. был благословлен на монашество схим. Марфой из московского во имя Алексия, человека Божия, жен. мон-ря и схимниками Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Получал наставление и обучение от духовника Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря в Москве игум. Герасима (Анциферова). В 1897 г. призван в армию, служил в учебной команде в Асхабаде (совр. Ашхабад) и Ташкенте, стал каптенармусом. Отбыв действительную службу, работал в Москве в мастерской серебряных и золотых изделий. Участвовал в русско-япон. войне 1904-1905 гг., после демобилизации испросил в Чудовом мон-ре благословение на монашеский путь у игум. Герасима и архим. Арсения (Жадановского) . Через сестру Анастасию (впосл. мон. Архелая) принял приглашение посетить Оптину Макариеву в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст . Через старцев преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова) получил указание от Господа остаться в обители. Духовно окормлялся у прп. Варсонофия (Плиханкова) . Нес послушание в ювелирной мастерской. Исполнял обязанности письмоводителя у прп. Анатолия, под его диктовку отвечал на письма верующих. В 1914 г. призван в армию, в 1917 г. вернулся в Оптину пуст. Принял иноческий постриг с именем Даниил. В 1919 г. рукоположен во диакона, позднее - во иерея. В нач. 1918 г. мон-рь был закрыт. Д. вместе с сестрой проживал в Козельске, где ему во время посещения Никольской ц. было явление свт. Николая Чудотворца, предсказавшего подвижнику тюремное заключение. В 1929 г. переехал в с. Вторая Михайловка Сорочинского у. Оренбургской губ., куда ранее переселились его родные. В 1930 г. арестован и приговорен к 5 годам ссылки, которую отбывал под Архангельском. Вернулся в с. Вторая Михайловка, вопреки запретам продолжал совершать тайные богослужения. Из-за угроз и преследования властей в 1936 г. переехал в Калугу. 11 февр. 1940 г. арестован в числе 9 священнослужителей и монашествующих по обвинению в «антисоветской пропаганде». Содержался в калужской тюрьме, где Д. перенес много скорбей и испытаний, но был утешаем от Господа откровениями о своей судьбе: ему являлись оптинские старцы преподобные Амвросий, Иосиф, Исаакий, Нектарий и Анатолий, наставлявшие его в молитве и укреплявшие в несении креста. 17-19 авг. во время выездной сессии Тульского обл. суда в Калуге отказался признать себя виновным и был приговорен к 8 годам ссылки.

http://pravenc.ru/text/171214.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших (11 октября) АВЕНИР (Синицын Андрей Мтвеевич; 1879 – 1937), монах, прмч. (пам. 22 нояб. , в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС Антонович Козлов (1886 – 1937), мученик (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Собор всех святых в Оптиной пустыни просиявших) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович; 1870 – 1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОСИФ (Литовкин Иван Ефимович; 1837-1911), прп. (пам. 9 мая и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), иеросхим. ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Бобраков Иван Николаевич; 1865 - 1938), прмч. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Оптинских старцев), архим.

http://pravenc.ru/rubrics/128879.html

Митрополит Крутицький очолив кончини преподобного Оптинського 15 2013 р. 18:02 14 апреля 2013 года в Богоявленском Старо-Голутвином мужском монастыре г. Коломны Московской области прошли торжества, посвященные 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптинского и Старо-Голутвинского. Божественную литургию в Богоявленском соборе монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий . Его Высокопреосвященству сослужили епископ Илиан (Востряков) , епископ Серпуховской Роман , епископ Балашихинский Николай , ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин , а также духовенство Московской областной епархии . На торжества прибыли гости из Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь Калужской епархии иеродиакон Платон (Рожков) и иеромонах Мефодий (Капустин). За богослужением митрополит Ювеналий совершил иерейскую хиротонию студента 5 курса Коломенской духовной семинарии диакона Владислава Решетникова и диаконскую хиротонию насельника Богородице-Рождественского Бобренева монастыря монаха Макария (Белова). По окончании Литургии было совершено славление преподобному Варсонофию Оптинскому. Митрополита Ювеналия приветствовал настоятель Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов) и преподнес Его Высокопреосвященству резную икону Божией Матери «Казанская», выполненную мастерами обители. Затем митрополит Ювеналий обратился к верующим с архипастырским словом, в котором, в частности, отметил: «Для нас сегодня как дар Божий этот праздник, который мы совместно совершаем. Бывает так, что еще при одном поколении люди забывают о тех, кто с ними жил, трудился, и память их исчезает. А о праведниках в Слове Божием сказано так: " Праведники во веки живут " (Прем. 5:15). Это подтверждается и сегодня, когда прошло 100 лет со дня блаженной кончины настоятеля этой святой обители старца Варсонофия, который как дар Божий, как благословение и как наследие, принес сюда из Оптиной пустыни свой многолетний опыт духовнической и пастырской деятельности, и, не смотря на то, что был период запустения в этом монастыре, когда не было здесь монашеской жизни, память о преподобном не ослабевала и не исчезала. А сейчас, когда с Божией помощью, вновь возродился этот монастырь, преподобный Варсонофий является постоянным и действенным помощником и нашим наставником. Его память сегодня это и укор нашей совести, в первую очередь монашествующим, священнослужителям и мирянам, которые забывают свой долг, которые забывают заповеди Божии. И в тоже время — это благодатная помощь и надежда, потому что мы знаем, что молитвенным предстательством святых Господь помогает нам восходить " от силы в силу " (Пс. 83:8)».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2910370...

Монах и монашество Что такое монах? Монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. А все заповеди сводятся к двум: 1) Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею... 2) и ближнего твоего, как самого себя ( Лк.10:27 ). Эти две заповеди совмещают в себе весь закон и заповеди Божии. Ангелы на небесах в любви. Вся жизнь монаха должна быть – любовь. Всякий монах, терпящий всё благодушно, имеет мученический венец. Внешнее монашество – это упражнение в подвигах: пост, бдение; сюда же относится исправное по внешности посещение церковных служб, трезвенность 3 и прочее. А внутреннее монашество – это борьба со страстями, очищение сердца. Через какие горнила приходится проходить монаху на иноческом пути с начала и до конца! Вот тут-то и нужна молитва Иисусова, и без неё ни одна душа не выдержит. Монах всё время должен быть как бы в муках рождения, пока не придёт в меру возраста совершения Христова. А пока ещё жив наш ветхий человек 4 , он и даёт себя знать всякими страстями, тоской, унынием, и что теперь для такого человека тягостно, то впоследствии будет для него великим утешением, например, хождение к службам. Тогда применимо будет к такому человеку псаломское слово: Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдём в дом Господень» ( Пс.121:1 ). Тогда уже в нём будет всё исполнено светом и радованием о Господе. Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но удовлетвориться им одним тоже нельзя. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни паши – ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено – молитва Иисусова, которая освещает всю внутреннюю жизнь монаха, даёт ему силу в борьбе; в особенности она необходима при перенесении скорбей, искушений... Монашество – есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество даёт ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на небе, в будущей жизни, но нижняя ступень его – на земле. В той жизни оно только продолжается.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Состоялась презентация книги «Летопись скита Оптиной пустыни» 2 ноября 2022 г. 15:29 30 октября 2022 года во  Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптина пустынь прошла презентация книги, подготовленной издательством обители, — «Летопись скита Оптиной пустыни». Встречу открыл наместник Оптиной пустыни епископ Можайский Иосиф , отметивший, что новое издание представляет собой тщательно выверенный, прошедший многократную сверку с рукописными текстами источник, уникальное документальное свидетельство о жизни скитского братства. Эта книга, по словам владыки Иосифа, может послужить проводником в сокровенный мир монашеской традиции, в духовную сокровищницу, хранительницей которой является Православная Церковь. Встречу продолжил иеродиакон Нектарий, возглавляющий издательский отдел Оптиной пустыни. По его словам, одной из важнейших проблем современного русского общественного самосознания является разрыв с тысячелетней православной традицией, основой и корневой системой русской духовности. Русский человек не может всецело наполнить свою жизнь идеалами обогащения и потребления, являющимися приоритетными в западной цивилизации, он нуждаемся в ясном и отчетливом осмыслении своей истории и культуры, ее места в мировой истории с точки зрения православных ценностей. Вот почему в настоящее время особое значение приобретает прикосновение к монашеской культуре, драгоценному культурному пласту, и монастырские летописи — это те самые истоки, обращение к которым просто необходимо. Именно летопись, от лица одного из его членов описывающая внутреннюю жизнь братства день за днем, позволяет наиболее полно ощутить биение пульса этой жизни. Отец Нектарий передал слово научному редактору издательства Оптиной пустыни Н.А. Шибзуховой, которая рассказала присутствующим о Летописи скита и о работе над этим изданием. Н.А. Шибзухова назвала всех летописцев, в частности, самых известных, в числе которых старец Макарий (Иванов), архимандрит Леонид (Кавелин), иеромонах Климент (Зедергольм), старец Варсонофий (Плиханков). Были зачитаны цитаты из Летописи.

http://patriarchia.ru/db/text/5973272.ht...

преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) (17 июля 1845–14 апреля 1913) Нравственно-аскетические труды Аудиокниги преподобный Варсонофий Оптинский (Плиханков) Схиархимандрит, Оптинский старец, духовный писатель, настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря. Преподобный Варсонофий был одним из великих Оптинских старцев. По отзыву преподобного Нектария, «из блестящего военного, в одну ночь, по соизволению Божию, он стал великим старцем». Отец Варсонофий носил в миру имя Павла, и это чудо, с ним бывшее, напоминает чудесное призвание его небесного покровителя апостола Павла, который волею Божией за ночь превратился из гонителя христиан Савла в апостола Павла. Старец Варсонофий обладал всей полнотой даров, присущих Оптинским старцам: прозорливостью, чудотворением, способностью изгонять нечистых духов, исцелять болезни. Он сподобился истинных пророчеств о рае. Его видели на молитве озарённым неземным светом. По смерти своей он несколько раз являлся Оптинским инокам. Яркую характеристику дал ему игумен Иннокентий (Павлов), духовное чадо старца: «Это был гигант духа. Без его совета и благословения и сам настоятель монастыря отец Ксенофонт ничего не делал, а о его духовных качествах и великом обаянии, которое он имел на всех своих духовных чад, можно судить по краткому выражению из надгробного слова: «гиганта малыми деревцами не заменишь». Путь в Оптину старца Варсонофия оказался длиннее всех остальных Оптинских старцев: он пришёл сюда по благословению преподобного Амвросия на сорок седьмом году жизни, когда уже сильная седина пробилась в его волосах. Каким же был этот путь? Почти совсем не сохранилось документов и свидетельств о жизни старца до поступления его в число братии Оптиной Пустыни, а это сорок шесть лет, – многое здесь остаётся неизвестным. Но отец Варсонофий сам нередко рассказывал о себе в беседах с духовными чадами – их записи и донесли до нас сведения о его жизни до Оптиной. Преподобный Варсонофий, в миру Павел Иванович Плиханков, родился в 1845 году в Самаре в день памяти преподобного Сергия Радонежского, которого он всегда считал своим покровителем. Мать его Наталия скончалась при родах, а сам ребёнок остался жив благодаря таинству Крещения, которое немедленно совершил над ним священник. Отец его происходил из казаков, занимался торговлей.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

Закрыть Воля Государя священна для русского человека как воля Помазанника Божия 02.08.2022 2017 Время на чтение 20 минут        Царская власть в Русском государстве, русская православная мысль этой эпохи продолжает твердо держаться убеждения, что невозможно православным христианам иметь Церковь, не имея Царя. «Русский Царь, – писал в конце XIX века оптинский схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), – есть представитель Воли Божией, а не народной. Его воля священна для русского человека как воля Помазанника Божия; он любит его потому, что любит Бога. Царь дарит народу славу и благоденствие, а народ воспринимает их как Милость Божию». «Постигают ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную, за наши беззакония и никогда не изменим в любви и преданности Царю, пока они будут проистекать из наших православно-религиозных убеждений, из нашей любви и преданности Богу» (Варсонофий (Плиханков). Схиархимандрит. Келейные записки, 1892–1896. М., 1991. С. 44).    Понятие «Царь как Помазанник Божий» развивается в трудах П. Пятницкого. По его мнению, самое это название свидетельствует о том, что Цари не есть ставленники народные, но что Сам Бог облекает их властью на земле и повелевает им повиноваться, так как все помыслы и стремления Царя всегда направлены ко благу Его народа. Весь внутренний смысл этого церковного обряда ясно познается из молитвы, с которою Монарх во время коронования коленопреклоненно обращается к Престолу Всевышнего и в которой молит Отца Небесного наставить в деле, которому послан служить; молит о ниспослании премудрости, дабы Господь Бог даровал Ему, Царю, способность управлять царством к пользе врученных Его управлению людей и к славе Божией (Пятницкий П.П. Сказание о венчании Русских Царей и Императоров. М., 1896. С. 1–2).     Помазанник Божий, считал архиепископ Сиракузский и Троицкий Аверкий, получал «в совершенном над ним Церковью таинстве Миропомазания особые благодатные дары, дабы быть “Царем и судиею людем Божиим”, как исповедует он сам в молитве, читаемой им при священном короновании в храме перед всеми. Поэтому он и входит в алтарь царскими вратами и причащается перед св. престолом наравне с остальными священнослужителями, чего, конечно, не мог бы делать всякий другой монарх – неправославный и не отвечающий требованиям Церкви, не облагодетельствованный ею» (Стойте в Истине…/Из проповедей архиепископа Аверкия Сиракузского и Троицкого. Б. г. С. 13).

http://ruskline.ru/opp/2022/08/02/volya_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010