К 1816 г. в скиту проживали 23 насельника (13 монахов, 5 послушников и 5 рабочих), к 1819 г.- 5 иеромонахов, иеродиакон, 7 монахов, в 1835 г.- 6 насельников (3 иеромонаха, 2 монаха, послушник). Впосл. мон-рь возглавляли иеромонахи: в 1828-1829 гг. Феофилакт († дек. 1829), в 1828-1833 гг. Иаков, в 1833-1836 гг. Виталий, в окт.-дек. 1836 г. Феодосий (Перетяткевич; † 12 дек. 1836), в 1836-1837 гг. и 1846-1850 гг. Сильвестр (Данилов). Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1894–1897 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1894–1897 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В окт. 1837 г. на основании Высочайшего указа, данного Синоду 6 марта 1837 г., скит вместе с имением был приписан к мон-рю Зограф. В 1837(1838?)-1839 гг. скитоначальником был иером. Димитрий, в 1850-1867 гг.- иером. Варсонофий (Фуртунэ), в 1867-1870 гг.- иером. Никодим (Хайту), в 1870-1878 гг.- Паисий (Василицэ). В 1851 г. в скиту проживали 2 иеромонаха и послушник, к нач. 60-х гг. XIX в.- 8 насельников. В кон. 1900 г. под началом иером. Самуила (Дамианова) братия скита состояла из 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов, 3 монахов, схимонаха и 8 послушников. В 1873 г. была осуществлена инвентаризация имущества и доходов Кэприанского мон-ря и скита, приписанных к Зографскому мон-рю. Согласно документу от 17 июня 1873 г., скит управлял владениями сёл Кондрица и Скорены Кишинёвского у., общей площадью 3828 дес. и 495 саж. (пахотной и сенокосной земли - 236 дес. 1660 саж., крестьянских наделов - 1386 дес. 1302 саж., лесов - 2118 дес., садов - 32 дес., церковной земли - 33 дес.; «чересполосицы» - 18 дес. 2333 саж.). Кроме того, имение включало дом с подсобными помещениями, 2 др. дома, корчму, хутор Гура-Маловатей. В 1874 г. в скиту проживали 6 иеромонахов, иеродиакон, монах и 3 послушника. В том же году в обитель перешли 19 монахов (молдаванин, серб, поляки). Языком общения в скиту был молдавский, и богослужения совершали также на молдав. языке. Насельники занимались земледелием, садоводством, выращивали виноград, а также производством вина. Виноградник занимал площадь 2,5 га и состоял из 2 тыс. кустов. Земельные угодья были переданы К. м. из владений Кэприанского мон-ря. Из лесов той же обители скит получал дрова для отопления. Питьевую воду брали из ручья Катарга, на к-ром иноки устроили 2 пруда и мельницу.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

Богородичен: Свободителя, Дево, порождши прадедом,/греховною ны лестию порабощены, Чистая, Твоими молитвами свободи,/Сына Твоего молящи, да непрестанно Тебе, Богородице, величаем. В той же день. Святых преподобномученик двадесяте и шести, во священной обители Зографския скончавшихся Тропарь, глас 1: Тревеличайшия светильники,/всех преподобномученик Богоизбранный полк,/двадесять и шесть Божественныя обители Зографския отец, почтим,/прелесть латинскую обличившим/и насильственно во огни скончавшияся;/Фому пастыреначальника, священнаго Варсонофия,/достославнаго Парфения и прочия, подвизавшияся,/сошедшеся, песньми почтим,/сии бо Троицу Святую/присно о нас умоляют. Слава, глас 3: Столп истинный великия похвалы,/обители Зографския защита и заступление,/мученицы отцы да восхвалятся,/лесть папистов низложившия/и во огни венцев сподобившияся,/ ихже песньми по долгу почтим,/молящихся о спасении душ наших. И ныне, Богородичен, глас тойже. Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: Иже обители нашея заступницы и хранителие,/преподобнии отцы да похвалятся,/лесть латинян отвергшия/и, огнем сожженныя, скончавшияся и венчавшияся,/ ихже достойно воспоим, зовуще:/радуйтеся, преподобнии мученицы. Икос: Ангелу с Небесе безбожную гордыню латинян поразившу и показавшу,/како преподобнии во огни сожегахуся благочестия ради,/иже и скончатися благочестно избравшия,/мучителеву дерзость посрамившия, да услышат от нас таковая:/радуйтеся, сонме преподобномученик;/радуйтеся, полче преславный;/радуйтеся, твердая дружино многохвальная;/радуйтеся, двадесяте и шестерице преподобных;/радуйтеся, Фомо с прочими мученики;/радуйтеся, Божественный Варсонофие со Михеем твердым;/радуйтеся, Дометиане, Мино с Павлом светлейшим;/радуйтеся, Антоние, Евфимие и Иларионе;/радуйтеся, со Парфением Иоасафе и Симоне;/радуйтеся, два Иакова купно со Иоанникием;/радуйтеся, Мартиниане купно со Космою и Сергием;/радуйтеся, Киприане, Кирилле, Иове и Савво светлейший;/радуйтеся и четверице прехвальная подвижник светлых;/радуйтеся, преподобнии мученицы. В той же день. Собор всех святых Волынских

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На вопрос, что это значит, святой Косма отвечал: – С вечера на нынешний день явился сюда сатана со множеством демонов и, дыша злобою и неистовством, рыкая от зависти и неудач, грозно вопиял к полчищам своим: «Беспечные и немощные! И до сего времени никто из вас не мог низложить и сокрушить этого врага моей державы и силы! Так ли поступают с низложителем нашим, столь многократно и постоянно побеждавшим и посрамлявшим нас?» Неистовствуя таким образом, сатана напал на меня и избил меня чрезвычайно, как видишь по оставшимся на теле моем ранам. Но недолго страдал божественный Косма. На третий день после сатанинских побоев, приобщившись пречистых Таин, он в славословии и с молитвою на устах мирно предал Господу дух свой, 22 сентября 1323 года от Рождества Христова. Когда по окрестным пустыням и по обителям соседственным разнеслась весть о кончине Космы, для погребения священных останков его собралось множество отцов и братий. В то же время Бог, прославляющий славящих Его, чудным образом прославил по смерти и преподобного Косму. Когда совершалось погребение преподобного, к пещере его стеклись пустынные звери, со всех сторон слетелись пернатые птицы – и все эти безсловесные творения, как будто бы понимавшие общую потерю Святой Горы, молча окружали отпеваемого праведника, не сводя с него очей своих, а когда тело опустили в могилу и стали засыпать землею, каждое из животных издало печальный свой голос, и, по отдании столь дивной почести угоднику Божию, рассыпались они по пустынным местам своим. Потом, когда протекло сорокадневное поминовение по усопшем праведнике, зографские братия собрались в его пещеру, совершили там всенощное бдение и решились открыть святые останки, чтоб перенесть их с честью в обитель, но останков не нашлось. Что сделалось с ними, никто не знает доныне; это ведает только Бог, царствующий над всеми и во всех во веки веков. Аминь.   Память двадцати шести святых преподобномучеников Зографских Святые преподобномученики зографские: игумен Фома и с ним иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирских, имена которых неизвестны, – пострадали от папистов, разорявших святую Афонскую Гору в царствование Михаила Палеолога (1260–1282 г.) За дерзновенное обличение латиномудрствующих в ереси святые были сожжены в пирге (башне).

http://isihazm.ru/1/?id=1830

510 (Церк.-слав.). – На этом месте, в бывшем пирге, святые 26 преподобномученики зографские, ради доброго исповедания православной веры, от латинян сожжены были при благочестивом Болгарском царе Константине Тисе Асене, отступнике же от Православной Восточной Церкви Греческом царе Михаиле Палеологе и латиномудрствующем патриархе Векке в лето от Христа 1276, месяце октябре, 10-го дня. 511 (Церк.-слав.). – Сожженные огнем 26 явились прекрасными жертвами Господу. Как приношение Тебе предложили себя все испеченные 26 в башне. 513 (Церк.-слав.). – Имена святых 26 преподобномучеников, здесь пострадавших, таковы: игумен Фома, Варсонофий, Кирилл, Михей, Симеон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений, Савва, Иаков и Мартиниан. Прочих же четырех имена неизвестны. 514 (Церк.-слав.). – Здесь в пепеле обретена икона Пресвятой Богородицы, неповрежденная всепоядаюшим огнем и предвозвестившая о нашествии латинян на обитель сию. Сей памятник соооружен в лето 1873 г. Месяца июня, 12 дня. 519 «Слава Тебе, показавшему нам свет» – возглас священника перед великим славословием на праздничной утрене, прославляющим Святую Троицу и начинающимся словами: «Слава в вышних Богу». Великое славословие всегда поется, его исполнение на Афоне совпадает по времени с восходом солнца. Этот гимн, упоминаемый уже в III в., составлен из слов Священного Писания, в основном из стихов различных псалмов. См.: Часослов. С. 64–69; Скабалланивич М.Н. Вып. I. С. 118; Вып. III. С. 305–313. 521 Клобук – головной убор мантийного монаха, состоящий из камилавки, которая имеет цилиндрическую форму, слегка расширенную кверху, на твердой основе, и особого крепового покрова, который кончается тремя длинными концами. Клобук символизирует шлем спасения. 525 Видимо, имеется в виду скуфья – фигурная мягкая складывающаяся шапочка черного цвета, покрывающая голову глубоко до бровей (складки этой шапочки образуют нал головой крест). Монастырские послушники могут носить скуфью только вне храма, а при входе в храм должны снимать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Прежде латиняне пришли в лавру св. Афанасия, потом в Иверскую лавру, в Ватопедскую обитель. За неповиновение беззаконникам многие иноки приняли мученические венцы, а обители были преданы разрушению и сожжению. Затем они перешли на другую сторону Горы и достигли обители св. вмч. Георгия, именуемой Зограф. По приказу Михаила слуги папы обрушились на Зографский болгарский монастырь. Когда инокам было предъявлено требование принять унию, никто из них не хотел даже слушать о католичестве. Большинство зографцев покинуло обитель, а самые твердые, числом 26, остались в монастырской башне. Это были: игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина. Святые мученики за веру православную были сожжены в монастырской башне 10 октября 1284 года. Память пострадавших преподобномучеников празднуется вместе со всеми святыми, подвизавшимися на Святой Горе, — в Неделю, следующую по Неделе Всех Святых. Но празднуется и отдельно память преподобномучеников: Иверских — в Ивере (13/26 мая), Ватопедских — в Ватопеде (4/17 января), Зографских — в Зографе (10/23 октября). Октябрь 11 Феофан Печерский, преподобный Преподобный Феофан, называемый Постник, подвизался в Киево–Печерской обители в XII b. Название преподобного Постником показывает, что он угодил Господу строгим постом и воздержанием. Однако в древних сказаниях совершенно не описываются его труды и подвиги. Святые мощи прп. Феофана открыто почивают в Ближней, Антониевой, пещере Киево–Печерской лавры. Память празднуется общецерковно. Октябрь 12 Амфилохий Глушицкий, преподобный О жизни и подвигах прп. Амфилохия Глушицкого дошло до нас очень мало сведений. Где родился прп. Амфилохий, кто были его родители, как прошли детские годы подвижника — обо всем этом не сохранилось никаких известий. Известно, что преподобный подвизался в одном из монастырей города Устюга Великого и подвизался, вероятно, немалое время, потому что там он получил сан священника.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Стефан, воодушевленный явлением Св. Георгия Победоносца и обещанием его небесной помощи, собрал свои дружины и, имея с собою икону Святого, вихрем понесся на полчища турок. Сорок лет громил он их самым изумительным, торжественным образом и остался непобедимым. Захваченные в плен турки с ужасом иногда рассказывали, что им не так грозны все дружины героя и сам он, как один из всех, молнией носившийся в рядах турок и никогда и никем неуловимый. Этот только ратник был страшен, потому что, где бы он ни появлялся, прорезывал целые ряды, устилал трупами землю и разил всех; но сам был как тень неуловим и оставался в крайности непобедимым. «Кто ж это? – в недоумении спрашивал Стефан дружин своих, – не узнаете ли его в рядах моих?» – говорил он туркам. Но обозревая воинов каждого порознь, турки не находили и не видели между ними грозного ратника. – Каков он с виду? – спрашивали турок Стефан и дружина его. – Он очень еще молод, отвечали те, прекрасный собою, с копьем в руках, вооружен с ног до головы и всюду носился на белом воне. – По этим признакам Стефан и его воины угадывали, кто был их таинственный соратник и славили Бога и Его дивного Победоносца. Впоследствии Стефан, во исполнение воли Св. Страстотерпца, отправил его икону в Зографский монастырь, которому и благотворил много. Вид Св. Победоносца на этой иконе выразительнее, чем на прочих: в его грозных очах гнев и проявление оживленного мужества; сама живопись на иконе светлее, значит, и ближе к нашему времени. В отдельном храме Божией Матери есть чудотворная Ее икона, так называемая акафистная. От этой иконы один старец, читавший перед нею в своей келии близ монастыря по нескольку раз в день акафист Божией Матери, когда латиняне (в царствование Михаила Палеолога, отступившего от православия), приблизились к Зографу со своей унией, услышал голос Пресвятой Девы Богоматери, повелевавший объявить игумену и братии: «враги православной веры близко; кто слаб в духе терпения, пусть скрывается, пока пройдет искушение, но желающие страдальческих венцов пусть остаются». Старец побежал к монастырю, но лишь только он вступил в ворота, видит, что его келейная икона, пред которою он только что читал акафист и которая осталась в келии, уже при вратах монастыря. Вместе с нею он явился к игумену. В то время двадцать два инока и четыре мирянина, затворившиеся в башне и не принявшие ни лестных обещаний, ни устрашившиеся смерти и пыток, латиномудрствующими сожжены. Башня, в коей они находились, была обложена хворостом и пламя обняло исповедников православия: они мирно отошли огненною смертью к Богу. Это было 10-го октября 1276 года. Имена их следующие: игумен Фома, иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Илларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений; имена четырех мирян неизвестны 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Страдания болгарских мучеников – иноков Зографской обители Император Михаил Палеолог думал укрепить слабую империю свою союзом с папою – униею. Уния объявлена им в 1274 году, а в следующем году подвергал он казням осуждавших унию в столице. В 1278 году издан им был указ вводить унию всеми мерами насилия 660 . Афонские иноки отправили послание к Михаилу. Здесь они основательно доказали, что ни главенство папы, ни поминание его в церквах, ни совершение Евхаристии на опресноках, ни прибавление к Символу веры : и от Сына, не должны быть терпимы. «Мы ясно видим, – продолжали они, – что ты еретик, но умоляем тебя: оставь все это и пребывай в том учении, которое ты принял… Отринь несвятые новые учения ложного знания, прибавляющего к вере догадки» 661 . Особенно сильные протесты заявлялись со стороны славянских общин: сербский краль Милютин заявил протест мечом, отобрав у империи несколько городов, где жили славяне. Гордый Михаил сильно раздражен был. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнем и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял еще турок и татар. Так, он в 1283 году двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию особенно на славянах. Еще под актом 1162 года подписался «Симеон инок и игумен Зографо» 662 . Столетием позже в Зографе конечно жили только одни болгары, считавшие Зограф своим монастырем, как сербы Хиландарь. По воле Михаила, слуги папы обрушились всею злобою своею на зографцев. Когда предъявлено было зографцам настойчивое требование принять унию, никто не хотел слушать о папизме. Большинство зографцев рассеялось, кто куда мог. Самые твердые, в числе 26, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Когда, невзирая ни на какие убеждения и ни на какие угрозы, зографцы не хотели слышать об унии, считая ее нечестием евангельской веры, твердые исповедники, все 26, были сожжены в башне 663 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Таким образом, на Святой Горе сохранилась лишь одна крупная русская обитель – Свято-Пантелеимоновский монастырь. Однако в 1990-е гг. начались позитивные изменения в жизни русских обителей Афона. К середине 1990-х гг. болгарский Зографский монастырь передал общине русских монахов Предтеченскую келлию, в 1998 г. эта община перешла в скит Новая Фиваида. 15 сентября 2001 г. по распоряжению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (нынешнего Патриарха Московского и всея Руси) была создана рабочая группа по Афону под председательством 1-го заместителя председателя ОВЦС архиепископа Калужского и Боровского Климента (Капалина), которой поручили рассмотреть все вопросы, связанные с положением в Свято-Пантелеимоновском монастыре и паломничеством на Святую Гору. К этому времени численность братии Свято-Пантелеимоновского монастыря составляла уже около 50 человек и в последующие годы продолжила расти. Нынешнее значительное расширение и укрепление связей России с Афоном дает надежду на дальнейшее возрождение русских обителей Святой Горы. 17 Варсонофий, епископ Саранский и Мордовский. Сочинения. В 5 т. Т. 3: Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX – начале XX в. Саранск, 1995. С. 118–120. 18 См.: Альбом видов Русского Свято-Андреевского скита на Афон. (Виды обители, церквей, подворий и проч.). Одесса, 1914; Виды монастырей и скитов святой Афонской Горы. Издание Русского Свято-Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1914. 19 Петр (Пиголь), и гумен. Русские иноки на Афоне в XVIII – начале XX в./Православная энциклопедия. Т. IV. М., 2002. С. 158–159. 21 Троицкий П. Указ. соч. С. 163–164; Забытые страницы русского имяславия. М., 2001. С. 299–300. 22 Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) в Джорданвилле (штат Нью-Йорк). Ф. В.А. Маевского. Д. Афон; Талалай М.Г. Русский Афон. Путеводитель в исторических очерках. М., 2003. С. 31–32; Троицкий П. Свято-Андреевский скит и русские кельи на Афоне. М., 2002. С. 64.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре вокруг преподобного Евфимия собралась братия, желающая жить под его духовным руководством. Преподобный напоминал им и о киновии, как представил ее святой Иоанн Лествичник, и с духовной мудростью учил их всему полезному. Так преподобный Евфимий подвизался четырнадцать лет. Кроме мужского монастыря он основал также и женскую обитель. После этого, поручив оба эти монастыря попечению солунского митрополита Мефодия и, таким образом, освободившись от всех забот, святой Евфимий опять взошел для безмолвия на свой столп. Но, не найдя там желаемого безмолвия по причине множества приходивших к нему, святой снова удалился на высоты Афона, но и там не нашел покоя. Предузнав, наконец, день своей кончины и желая провести его в покое и наедине, преподобный, в память перенесения мощей святого Евфимия, призвал к себе на трапезу бывших с ним братьв и, в обществе их отпраздновав этот день, простился с ними, а на другой день, никому ничего не объявляя, взял для служения себе только некоего Георгия-монаха и удалился с Афона на остров, называемый Священным. Там нашел он одну пещеру, поселился в ней и, подвизаясь до пяти месяцев, наконец, после краткой и легкой болезни почил о Господе. Память преподобного Евфимия празднуется 14 октября. Преподобномученики Зографские Разорив Иверский монастырь, латиняне отправились в Зограф. Игумен этой обители, Фома, за несколько дней до этого был предупрежден о грядущем нашествии одним из старцев, жившим вне обители. Этому старцу был голос от иконы Пресвятой Богородицы. Пречистая повелела ему идти в обитель и предупредить братию о том, что вскоре монастырь будет разорен. Когда старец пошел к монастырю, икона тотчас двинулась с своего места неисповедимою силою и, обогнав старца, прежде пришла в монастырь и стала над монастырскими воротами. Иноки, увидев икону Пресвятой Богородицы и услышав о таком чуде, прославили Бога и Его Пресвятую Матерь. Игумен предложил тем, кто готов к мученичеству, остаться в монастыре, а остальные должны были уйти и скрыться. Сам игумен Фома остался в обители. Также в обители остались иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иосиф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четверо мирян, имена которых неизвестны. Все они заперлись в пирге (башне).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

встречаем: Ин.10:22 енкениа – γχινια; в др. древнейших списках это слово уже переводится: священие, обновление. В Мариинск., Ассеманиевск., Зографск, Никольском: Ио, XXI, 7 епендитом πενδτμν; в позднейших срачица или одежда; в Мариинском, Остромировом. Ассеманиевском: Лyk. I, 5 от ефимерия – εξ φημερας; Зографское: дьневьные чреды. В Мариинском, Зографском, Никольском: Mp. XII, 33 : оловатомат; Ассеманиевск въсесъжагаемыхъ жрътвъ; в Остр., Ассеман., Савв.кн: пира – πρα; в Мариинс., Зограф.: мошъна, вретишта; в Мариинс.: сикера – σκερα, в Зографском: творена кваса; в Мариинс. ев. остаются непереведенными: сканделы, от скандел, сканьдалом, скакдаль, сканьдали, скандалисает, скандалисати – σκνδαλον, σκανδαλζω; в других списках, а в некоторых местах и того же списка уже переведено: съблазны, съблазнити; в Мариинск., Зографском, Ассем.: скудель – лат. scandula; в Осмр. покров. ποκριτς очень нередко в древнейших списках остается непереведенным: ипокрит, хотя в других местах тех же списков уже передается: лицемер. В Мар., Зоргафск., Остром. – уже: на сем камени. π τατη τ πτρα, но в Ассем. и некоторых друг.остается: на сем петре; также остаются еще непереведенными в иных списках слова: практорь ( πρκτωρ); спекоулатор (σπεκουλτορ) и др. – хотя в других древнейших уже заменяются славянскими :слуга. воин, мечьник. В Мар., Зогр., Остром. и др. солило, но в некоторых еще: тривлин – τρυβλον и т.д. (См. Ягич. Мариинск. Четвероевангелие (codecs marianus), СПб., 1883. Стр. 471–474). Название растений, не известных славянам, вообще остаются непереведенными; такими остались и в современном тексте: Иоан., XII, 2 приимъши литру мира нарда пистикию – те же слова в подлинном: λτραν μρου νρδου πιστικς; или Лук.14:3 : алавастр мира нардо-пистикин – αλαβαστρον μρου νρδου πιστικς; веии от фуник βαα των φοινκων… (Буслаев, 204–205) Как трудно было иногда выражать на языческом славянском языке духовные христианские понятия, можно видеть, напр., из следующего места фрейзингенских отрывков, в котором говорится о христианской молитве в церкви: «в церквах их (христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

   001   002     003