Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

Преподобномученики Зографские Император Михаил VIII Палеолог, правивший с 1261 по 1282 год, пытался силой заставить греков принять унию с Католической Церковью, подписанную на Лионском Соборе 1274 года. Ему это было необходимо для того, чтобы обеспечить Византийской империи, только что восстановленной после латинской оккупации, политическую поддержку папы. По совету патриарха Иоанна Векка (1275–1282) император обратился против монашества, которому до того времени покровительствовал. Он жестоко подавлял всякое сопротивление унии и отправил войска на Афон, который являлся центром противодействия и твердыней Православия. Ценой кровавой резни император хотел подчинить монахов, отказывавшихся признать это лицемерное единение . В это время близ Зографского монастыря подвизался старец, взявший за правило ежедневно много раз читать Акафист перед иконой Пресвятой Богородицы. В один из дней Богородица ответила на приветствия, с которыми старец обращался к Ней по своему обыкновению, и возвестила о приближении к обители воинов, посланных императором. Богородица велела ему пойти в монастырь и предупредить братию, чтобы слабые в вере успели уйти, а достигшие духовной зрелости приготовились к мученичеству. Получив это известие, большинство монахов бежало в горы, но двадцать шесть подвижников укрылись в башне монастыря. Укрепляемые Господом, они знали, что настал их час принять мученические венцы. Льстивые слова и уловки латинян и их греческих союзников, пытавшихся убедить братий принять ложную унию, не возымели никакого действия. Святые оставались неколебимыми в исповедании Христа – единого Главы Церкви. Воссылая Ему хвалу, они погибли в башне, подожженной воинами. Вот имена этих мучеников: игумен Фома, монахи Варсонофий, Кирилл, Михаил, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и четыре мирянина. 5 октября 2012 г. По мнению историков, разбойничьи нападения и убийства, происходившие в это время на Афоне (ок. 1309), были частью кровавых налетов каталонских наемников, которых греки наняли для войны с турками и которые вместо этого стали грабить Фракию, Македонию и Грецию (вплоть до Афин). Тем не менее имеются надежные свидетельства об энергичном сопротивлении афонских монахов ложной Лионской унии. Они даже отправили представителей в Константинополь, но со стороны императора последовали только преследования и репрессивные меры.

http://pravoslavie.ru/56512.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН СМОЛЯНСКИЙ († 29.07.1670; Смолян, Болгария), сщмч. (пам. в Болгарской Церкви 29 июля). Во 2-й пол. XVII в. был последним епископом г. Смолян. О мученической кончине В. С. сообщают т. н. «Исторические записи светогорского монаха». В правление султана Мухаммеда IV (1648-1687) Смолян был центром исламизации населения в Родопах, в т. ч. насильственными методами. В 1669 г. В. С. скрылся от турок в с. Райково, близ Смоляна (совр. часть города), но утром 29 июля 1670 г. был схвачен и отведен в Смолян, где ему предложили принять ислам. После отказа В. С. подвергся многочисленным пыткам (вырывали клещами куски мяса, избивали железными прутьями, кололи ножами), один из турков пронзил ему ножом грудь. Слова молитвы В. С. были приняты турками за брань, и они заживо завалили его камнями. В. С. был похоронен около места для народных праздничных танцев. В церковных календарях часто ошибочно указывается его память 26 июня. В 1984 г. в Смоляне скульптором И. Колевым был воздвигнут памятник В. С., а 7 апр. 2002 г. заложен новый кафедральный собор во имя священномученика, первый по величине в Юж. Болгарии и второй в стране. Лит.: Ист. бележник, в който се записват важните случаи, станали над това и от това население в Кръстогорската област, писан от светогорски монаси, обслужвали Кръстогорието (Средните Родопи) през XVIII и XIX в.//Асимилаторската политика на турските завоеватели. София, 1964. С. 169; Стоянов М. Български светии и мъченици от епохата на турското владичество//Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго: Юбил. сб. София, 1981. С. 171; Прославлението на сщмч. Висарион Смолянски//Правосл. слово. 1999. 3-4. С. 6-9; Темелски Хр. Сщмч. Висарион еп. Смоленски: Житийни извори и за една стара грешка в църковния календар//Църковен вест. 2000. 6. С. 4. Хр. Темелски Рубрики: Ключевые слова: АНАСТАСИЙ СТРУМИЦКИЙ [Анастасий, Спас Струмски (Солунски); (1774 – 1794)], мч., пострад. от турок (пам. болг., македон. 29 авг., пам. греч. 8 авг.) ВАРСОНОФИЙ ЗОГРАФСКИЙ (Афонский) († 1276/1280), прмч. (пам. болг. 10 окт.; рус.- 2-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Афонских святых)

http://pravenc.ru/text/158806.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЛАТА МОГЛЕНСКАЯ (Меглинская) [болг. Злата Мъгленска; греч. Χρυσ] († 13.10.1795), болг. вмц. (пам. 13 окт., 18 окт.). О мученической кончине З. М. сообщает краткое Житие, составленное на греч. языке в 1799 г. прп. Никодимом Святогорцем со слов протоигум. афонского мон-ря Ставроникита Тимофея, свидетеля мучений святой. З. М. жила в с. Слатина (ныне Хриси, ном Пелла, Греция), которое находилось на территории Могленской епархии, в бедной семье, имела 3 сестер. Отличалась красотой, благочестием и целомудрием. Один турок похитил ее и вместе с друзьями склонял перейти в ислам, обещая на ней жениться. Когда девушка не поддалась на уговоры, они призвали на помощь тур. женщин, но и тем не удалось убедить ее отказаться от своей веры. Турки привели родителей и сестер З. М. и под угрозой жестокого наказания потребовали, чтобы они повлияли на нее. Но их мольбы не поколебали девушку, она отвернулась от родных. Тогда иноверцы подвергли мученицу истязаниям: 3 месяца ежедневно избивали палками, вырезали из ее кожи ремни, развешивая их перед ней для устрашения, прижигали лицо раскаленной кочергой. Узнав о том, что в селе находится протоигум. Тимофей, З. М. через некоего христианина передала ему просьбу помолиться, чтобы она достойно претерпела все мучения. После жестоких истязаний турки повесили ее тело на груше и, состязаясь друг с другом, иссекли его саблями. Христиане тайно погребли святую. З. М. почитается православными в Греции и особенно в Македонии и Юж. Болгарии. На иконах она обычно изображена красивой девушкой в национальном болгарском или македонском свадебном наряде. Ист.: NM . S . 258-260; Жития на бълг. светии/Новоболг. пер.: еп. Партений (Стаматов). София, 1974. Т. 1. С. 178-180; Περαντνης. Λεξικν. T . 3. Σ. 476-478. Лит.: В. Св. Злата Мегленска: Jyжhocpбujahcku култ дebojke народне мученице. 1935; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 209; Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв./Сост.: инок Андрей (Шестаков), А. Ю. Никифорова. М., 2005. С. 138-140; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1: Сент.-янв. С. 63-67. Рубрики: Ключевые слова: ВАРСОНОФИЙ ЗОГРАФСКИЙ (Афонский) († 1276/1280), прмч. (пам. болг. 10 окт.; рус.- 2-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Афонских святых) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/199895.html

8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск. Владыка Варсонофий хорошо знал дела в Мордовии, т.к. по должности секретаря Пензенского епархиального управления часто бывал в Саранске и храмах республики, имел конкретное представление об экономическом, политическом и культурном состоянии приходов, видел, что развитие православия в республике сдерживается не народным равнодушием к вере, а искусственными бюрократическими преградами. Возглавив новую епархию, владыка Варсонофий, опирающийся в своей деятельности на волю православного народа и помощь доброжелателей Церкви, открыл более 200 новых приходов и 14 монастырей, духовное учебное заведение, основал епархиальную печать и мн. др. В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа. Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари. Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси (журнал 43). Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии (журнал 142). Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита. С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

http://e-vestnik.ru/persons/mitropolit_s...

В 1987 г. возведен в сан архимандрита. В 1988 и 1990 гг. был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви. Это было время начала возрождения церковной жизни после семи десятилетий гонений. Храмы стали возвращаться Церкви, повсеместно прошли торжества по случаю юбилея 1000-летия Крещения Руси. После этого юбилея количество приходов и число верующих стало возрастать. Встал вопрос о выделении приходов Мордовии из состава Пензенской епархии и образовании самостоятельной Саранской и Мордовской кафедры, а также о кандидатуре архиерея на эту кафедру. Выбор Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода по рекомендации архиепископа Серафима пал на архимандрита Варсонофия. 8 февраля 1991 г. рукоположен в архиерейский сан семнадцатью епископами в г. Москве и 15 февраля прибыл в Саранск. В феврале 2001 г. возведен в сан архиепископа. Возглавляя различные паломнические группы, более десяти раз побывал в Святой земле, семь раз на Святой горе Афон, четыре раза в Египте, два раза в Италии, один раз на Кипре и т.д. Совершал многократно Божественные литургии на Голгофе и у Гроба Господня, в храме Рождества Христова в Вифлееме (Палестинская Автономия), в храме Преображения Господня на Святой горе Синай, в монастыре святой великомученицы Екатерины, в монастырях Афона — Пантелеимоновском, Зографском, Хилендарском и в лавре преподобного Афанасия, в древнем Киккском монастыре на Кипре, молился у мощей святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, в г. Бари. Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. назначен исполняющим обязанности управляющего делами Московской Патриархии. В 2009-2013 гг. — председатель Наградной комиссии при Патриархе Московском и всея Руси. С 27 июля 2009 г. — секретарь Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Решением Священного Синода от 25 декабря 2009 г. ( журнал 142 ) утвержден в должности управляющего делами Московской Патриархии. Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением управляющим делами Московской Патриархии — постоянным членом Священного Синода —  возведен 1 февраля 2010 г. в сан митрополита .

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197785...

Гордый Михаил сильно раздражён был. Бродячие крестоносцы, выгнанные из Палестины и укрытые в Романии, заявили Михаилу ревность свою огнём и мечом раздвигать власть папы. Михаил нанял ещё Турок и Татар. Так, он в 1283 г. двинулся против Сербии. На пути был теперь ненавистный ему Афон. Чтобы не раздражать Греков, он положил и на Афоне излить злость свою за унию особенно на Славян. Ещё под актом 1162 г. подписался «Смеон инъкъ и игумънъ Зографо» 144 . Столетием позже в Зографе конечно жили только одни Болгары, считавшие Зограф своим монастырём, как Сербы Хиландарь. По воле Михаила, слуги папы обрушились всей злобой своей на Зографцев. Когда предъявлено было Зографцам настойчивое требование принят унию, никто не хотел слушать о папизме. Большинство Зографцев рассеялось, кто куда мог. Самые твёрдые, в числе 26, заперлись в военной башне. Это были игумен Фома, иноки Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий, Дометиан, Парфений и 4 мирянина. Когда, не взирая ни на какие убеждения и ни на какие угрозы, Зографцы не хотели слышать об унии, считая её нечестием Евангельской веры: твёрдые исповедники, все 26, были сожжены в башне 145 . На наружной стене Зографа представлено «мучение 26 Зографских иноков, сожжённых папой в монастырской башне 10 октября 1284 г. за православие» 146 . По январскому счёту годов это было 10 октября 1283 г. Имп. Михаил, не дойдя до Сербии, скоропостижно умер в 1283 г. Ныне известно «исповедание» вдовы Михаила, где она обязалась перед Церковью не поминать души усопшего мужа своего Михаила. «Царственность моя, писала она, ненавидит и считает гнусным то дело (унию), которое недавно случилось в Церкви и смутило её всю... Поскольку же Церковь Божия осудила Векка (патриарха) за хульные догматы его и с ним Мелитиниота и Метохита и отлучила от общения с собой: то и царственность моя, вследствие такого решения её, достойно считает их отобщёнными и отверженными.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Формы и проблемы брака в современном обществе. Чем церковный брак отличается от церковного. Христианское понимание супружества. Реклама: С.39. Числа: Октябрь (Церковные даты октября)/Подготовила Екатерина Прогнимак//Фома. - – октябрь 2006. – С.40-41. – (рубрика « Числа »). Названы и прокомментированы даты: 5 октября (22 сентября по старому стилю). Праздник в честь иконы Божией Матери «Услышательница» (Зографская); 14 октября (1 октября). Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; 19 октября (6 октября). Память святого апостола Фомы ; 22 октября (9 октября). Память праведного Авраама ; 28 октября (15 октября). Димитриевская родительская суббота . Иерей Константин Польсков , проректор по научной работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Россия и Афон: тысячелетие духовного единства. Фото Сергея Медведчикова//Фома. - – октябрь 2006. – С.41. – (рубрика « Числа »). 1-4 октября 2006 г. в Москве состоится Международная научно-богословская конференция «Россия – Афон: тысячелетие духовного единства (к 450-летию преставления преподобного Максима Грека)» Возрождение: Спасо-Преображенский собор в городе Рыбинске , Ярославская область. Настоятель протоиерей Михаил Халюто. Фото Евгения Балагурова, Максима Пакидько, из приходского архива//Фома. - – октябрь 2006. – С.42-43. – (рубрика « Возрождение »). Мир Библии: Дошел ли до нас оригинал Библии? / Автор - Андрей Десницкий . Иллюстрации Артема Безменова//Фома. - – октябрь 2006. – С.44-46. – (рубрика « Мир Библии »). Лики и лица: Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913). « Давно, в дни юности минувшей , во мне горел огонь святой …». Стихотворение старца Варсонофия; Биографическая справка /Подготовила Анастасия Верина//Фома. - – октябрь 2006. – С.47. – (рубрика « Лики и лица »). Вопрос – ответ: Не стоит бояться сомнений . На вопросы читателей, касающиеся «связи» верующих с Богом и обретения благодати, особых «ощущений» в церкви, отвечают игумен Петр ( Мещеринов ), руководитель Школы молодежного служения Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре, и протоиерей Всеволод Чаплин , заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, клирик храма Троицы Живоначальной в Хорошеве (Москва). Фото Евгения Глобенко//Фома. - – октябрь 2006. – С.48. – (рубрика « Вопрос – ответ »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-42-...

В гневе турки едва не растерзали М. Н. Когда они привели его к наместнику, М. Н. заявил, что был обращен в ислам насильно, и предъявил документ, составленный законоведом. Наместник отпустил М. Н., но это вызвало гнев мусульман, которые стали угрожать, что донесут на него султану как на врага веры. Испугавшись, наместник велел привести к нему М. Н. и стал убеждать его принять ислам, доказывая, что если бы мусульманская вера не была лучше других, то Бог не дал бы туркам такое могущество, славу и богатство. Но М. Н. ответил, что Христос дает верующим в Него не земное, а Небесное Царствие. Наместник велел держать М. Н. в тюрьме 40 дней подвешенным за подмышки и ежедневно бить его. Но т. к. святой не изменил своего решения, то по прошествии указанного срока наместник приказал поместить его на 90 дней в сухой колодец. Тюремщики раз в день поднимали М. Н. на поверхность для побоев. Однажды ночью колодец осиял божественный свет; послышалось пение ангелов. Отец М. Н., помогавший мучителям, заглянул в колодец и ослеп. Находившийся вместе с М. Н. в колодце преступник-мусульманин, увидев божественный свет, уверовал во Христа и впоследствии пострадал за Него в Кютахье. Наместник, испугавшись, как бы тюремные стражники также не стали христианами, велел палачам отвести М. Н. за город и казнить. Святого отвели в ущелье, побили камнями, а затем обезглавили. В момент казни раздался гром, засверкали молнии и поднялся такой сильный вихрь, что палачи едва остались в живых. Тело М. Н. находилось в ущелье непогребенным, и каждую ночь над ним был виден столп света. Через несколько дней христиане тайно похоронили святого. Впоследствии главу М. Н. передали в скит прав. Анны, часть мощей - матери преподобномученика, которая поместила их в ц. Св. Троицы в Киосе. От мощей М. Н., оставшихся в Прусе, исходило благоухание и совершались чудеса. Ист.: ΝΜ. 1856. Σ. 58; ΝΛ. 1873. Σ. 334-339; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 304. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 27; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 327-329; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 284; Μακριος (Νοταρ), μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομον., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσ., 19963. Σ. 743-747; Μωσς Αγιορετης, μον. Ο Αγιοι το Αγου Ορους. Καρυς, 2008. Σ. 409; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 20092. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 68-69. Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) ВАРСОНОФИЙ ЗОГРАФСКИЙ (Афонский) († 1276/1280), прмч. (пам. болг. 10 окт.; рус.- 2-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Афонских святых)

http://pravenc.ru/text/2561448.html

К 1816 г. в скиту проживали 23 насельника (13 монахов, 5 послушников и 5 рабочих), к 1819 г.- 5 иеромонахов, иеродиакон, 7 монахов, в 1835 г.- 6 насельников (3 иеромонаха, 2 монаха, послушник). Впосл. мон-рь возглавляли иеромонахи: в 1828-1829 гг. Феофилакт († дек. 1829), в 1828-1833 гг. Иаков, в 1833-1836 гг. Виталий, в окт.-дек. 1836 г. Феодосий (Перетяткевич; † 12 дек. 1836), в 1836-1837 гг. и 1846-1850 гг. Сильвестр (Данилов). Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1894–1897 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1894–1897 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В окт. 1837 г. на основании Высочайшего указа, данного Синоду 6 марта 1837 г., скит вместе с имением был приписан к мон-рю Зограф. В 1837(1838?)-1839 гг. скитоначальником был иером. Димитрий, в 1850-1867 гг.- иером. Варсонофий (Фуртунэ), в 1867-1870 гг.- иером. Никодим (Хайту), в 1870-1878 гг.- Паисий (Василицэ). В 1851 г. в скиту проживали 2 иеромонаха и послушник, к нач. 60-х гг. XIX в.- 8 насельников. В кон. 1900 г. под началом иером. Самуила (Дамианова) братия скита состояла из 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов, 3 монахов, схимонаха и 8 послушников. В 1873 г. была осуществлена инвентаризация имущества и доходов Кэприанского мон-ря и скита, приписанных к Зографскому мон-рю. Согласно документу от 17 июня 1873 г., скит управлял владениями сёл Кондрица и Скорены Кишинёвского у., общей площадью 3828 дес. и 495 саж. (пахотной и сенокосной земли - 236 дес. 1660 саж., крестьянских наделов - 1386 дес. 1302 саж., лесов - 2118 дес., садов - 32 дес., церковной земли - 33 дес.; «чересполосицы» - 18 дес. 2333 саж.). Кроме того, имение включало дом с подсобными помещениями, 2 др. дома, корчму, хутор Гура-Маловатей. В 1874 г. в скиту проживали 6 иеромонахов, иеродиакон, монах и 3 послушника. В том же году в обитель перешли 19 монахов (молдаванин, серб, поляки). Языком общения в скиту был молдавский, и богослужения совершали также на молдав. языке. Насельники занимались земледелием, садоводством, выращивали виноград, а также производством вина. Виноградник занимал площадь 2,5 га и состоял из 2 тыс. кустов. Земельные угодья были переданы К. м. из владений Кэприанского мон-ря. Из лесов той же обители скит получал дрова для отопления. Питьевую воду брали из ручья Катарга, на к-ром иноки устроили 2 пруда и мельницу.

http://pravenc.ru/text/1841914.html

  001     002    003