преподобный Варнава Гефсиманский (Меркулов) (24.01.1831–17.02.1906) Нравственно-аскетические труды Аудиокниги преподобный Варнава Гефсиманский (Меркулов) Иеромонах, духовник Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры, старец. Основатель Иверского монастыря на Выксе. Василий Ильич Меркулов (в иночестве Варнава) родился 24 января 1831 года в с. Прудищи Тульской области, рядом с теми местами, откуда пришли на Выксу основатели нашего города братья-заводчики Баташевы. Детство и отрочество Родители Василия, Илья и Дарья Меркуловы, были крепостными крестьянами. Люди добрые и богобоязненные, они радовались рождению сына и нарекли его в честь святого Василия Великого. Как вспоминал о своем детстве старец, был он мальчик шустрый и подвижный. Набожные родители отдали своего отрока в школу псаломщиков, где тот изучал Часослов и Псалтырь. Некоторое время спустя помещик, владелец Меркуловых, продает их в село Наро–Фоминское Московской губернии. Новый владелец, князь Щербатов, приказывает обучить подростка слесарному делу. В свободное от ремесла время Василий посещает располагавшуюся недалеко Зосимову Пустынь и знакомится с отшельником – монахом Герондием. Это заставляет его совершить решительную перемену в жизни – посвятить себя служению Богу. Послушник Гефсиманского скита Особенно он утвердился в этом, когда в 1850 году посетил вместе с матерью Троице – Сергиеву Лавру. Спустя год Василий уходит туда вместе с Герондием, решившим закончить свою жизнь около мощей Сергия Радонежского, а в 1852 году по благословению наместника Лавры Антония переходит в располагавшийся в трех вестах от Лавры Гефсиманский скит. Этот скит жил по уставу Саровской Пустыни, описанному саровским старцем Паисием Великим. Во время пребывания в скиту особенно большое влияние на будущего старца оказал монах Даниил (Схимовский). 17 февраля 1856 г. Василий получил отпускную грамоту, то есть свободу от помещика. 23 декабря 1857 г. он становится послушником. И лишь спустя почти десять лет, 20 ноября 1866 г., после смерти старца Даниила Василий принимает постриг и впоследствии несет подвиг старчества под именем Варнава («дитя милости, сын утешения»). Народный духовник

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

В 1851 году Василий Меркулов оставил дом и вместе со старцем Геронтием, принявшим схиму с именем Григория, переселился на жительство в Троице-Сергиеву Лавру. По благословению преподобного Антония переселился в Гефсиманский скит. Там он стал келейником и учеником старца-отшельника Даниила. Шесть лет провел он в Гефсиманском скиту на положении богомольца, выполняя, помимо келейничества у старца Даниила, все слесарные послушания. И только в 1857 году он был официально принят в число послушников. Став признанным послушником Гефсиманского скита, Василий Меркулов был переведен на послушание за свечным ящиком; также он исполнял и обязанности храмового чтеца. Заметив рассудительность и благонадежность послушника Василия, его назначили проводником паломников в Пещерах. После девяти лет проведенных в скиту в качестве послушника, Василий Меркулов, по благословению святителя Филарета, был пострижен в монашество с наречением имени Варнава. Став монахом, преподобный Варнава не желал для себя ничего большего. Но наместник Лавры, преподобный Антоний, обратился к новому Московскому Митрополиту – святителю Иннокентию (Вениаминову) – с ходатайством возвести монаха Варнаву в сан иеродиакона и иеромонаха. Святитель Иннокентий благословил рукоположение преподобного Варнавы во во иеродиакона, затем – во иеромонаха. После посвящения преподобного Варнавы во иеромонахи, преподобный Антоний благословил его быть духовником богомольцев в Пещерах Гефсиманского скита. Некоторое время спустя, преподобный Варнава был назначен духовником братии. К братии преподобный относился с той же любовью, как и к богомольцам. Для монастырской братии двери его кельи всегда были открыты; преподобный Варнава благословлял своих духовных детей, монахов, приходить к нему даже глубокой ночью, не боясь потревожить его отдых. Все свое время преподобный отдавал на служение людям, часто принимая посетителей, он по нескольку дней вынужден был обходиться без сна и без пищи. Помимо духовного окормления всех жаждущих преподобный Варнава принял на себя подвиг созидания и покровительства женской обители во имя Иверской иконы Божией Матери на Выксе, основанной с целью обращения в Православие раскольников. Благодаря его покровительству из небольшой женской общины к концу его жизни возник большой процветающий монастырь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

23 октября наместник Лавры получил благодарность императорского Двора за радушный прием, оказанный властями обители солдатам стоявшего в Посаде 3-го учебного карабинерского полка. За время краткой стоянки Лавра накормила солдат обедом и ужином, истопила для них баню (лаврская баня находилась на берегу Кончуры у западной крепостной стены), а при выступлении полка в поход отслужила молебны для каждой роты и выдала всем солдатам по калачу на дорогу. 30 октября, в разгар крымской войны, власти Лавры доложили Митрополиту Филарету о приготовлении «для препровождения в Севастополь» 8,5 пуд. корпии, 1300 аршин бинтов и тесьмы для перевязок. Подобные посылки отправлялись из Троицкой обители в действующую армию и в дальнейшем. 1855 год – возведена существующая и сейчас декоративная арка перед башней Святых ворот Лавры. К крепостной стене по сторонам Святых и Успенских ворот пристроены торговые лавки, просуществовавшие вплоть до 1920-х годов. 7–8 сентября император Александр II с супругой посетили Лавру и Гефсиманский скит с пещерами. Митрополит Филарет вручил императору складной образ Видения Пресвятой Богородицы Преподобным Сергием для препровождения его к действующей армии в Крыму. В 1857 году в ведение Лавры поступил Пятницкий колодец, ранее находившийся в ведении причта Подольных церквей. 23 декабря в число послушников Гефсиманского скита определен вольноотпущенный крестьянин помещицы княгини Щербатовой – Василий Ильич Меркулов (1831–1906), в будущем знаменитый старец Варнава (Меркулов), преподобный Варнава Гефсиманский. Преподобный Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился в 1831 году в семье крепостных крестьян в селе Прудищи Тульской губернии. Затем по воле помещика семья Меркуловых переселилась в село Нару Фоминскую Московской губернии. Под влиянием духовника – старца Геронтия – ученика преподобного Зосимы Верховского, Василий Меркулов с детства стремился к монашеству. Родители его, будучи людьми богомольными, не противились. Барыня его – княгиня София Щербатова – также не противилась желанию своего крепостного уйти в монастырь, – она дала ему вольную.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В 1851 году Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Через шесть лет его зачислили послушником в Гефсиманский скит, а затем перевели в Пещерное отделение, которое являлось центром Московского старчества. В 1866 году послушник Василий был пострижен в монашество с именем Варнава в честь апостола Варнавы . Монаха Варнаву рукополагают в иеродиаконы, а в 1872 году – в иеромонахи. В 1873 году иеромонах Варнава был назначен народным духовником Гефсиманского скита, а в 1880 году был избран духовником скитских старцев. Его называли «мудрый простец». Всех приходящих отец Варнава называл «сынками» и «дочками» и ко всем обращался на «ты». Среди «сынков» батюшки был Российский Император Николай II, пришедший с покаянием к старцу в 1905 году. Отец Варнава предсказал Государю мученическую кончину и благословил его на этот подвиг. Почти двадцать лет под духовным окормлением старца Варнавы находился преподобный Серафим Вырицкий , и благодаря мудрому руководству произошло возрастание иеромонаха Серафима в великого угодника Божия. Отец Варнава устроил в Нижегородской губернии Иверский Выксунский женский монастырь и был духовным руководителем сестер этой обители. Преподобный Варнава в течение всей своей скитской жизни пребывал в непрестанной Иисусовой молитве и подвиге покаяния и поста, но тщательно скрывал это от мира. Старец врачевал телесные болезни, имел дух кротости, обладал даром прозорливости. Он предсказал будущие гонения за веру, разрушение, а затем восстановление храмов, небывалый расцвет Церкви Христовой: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время расцвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет». Преподобный старец Варнава скончался 17 февраля 1906 года после совершения им таинства Исповеди, в алтаре у престола Божия. Погребен он был в пещерах Гефсиманского скита, в котором ныне почивают его святые мощи. В 1995 году иеромонах Варнава (Меркулов) прославлен как местночтимый святой. Память его празднуется 17 февраля, а также 6 июля – в Соборе Радонежских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Людмила Петровна Гиацинтова 26 августа 1995 года рассказывала о чудесном явлении ей во сне старца Варнавы. Случилось это вскоре после ее обращения к Богу, когда она стала серьезно задумываться о своей жизни и о том, что погрязла в грехах. «Однажды снится мне сон. Наш батюшка, отец Стефан, настоятель храма Успения Божией Матери, что в Строгино, несет раку с мощами святого. Вдруг святой встает во весь рост и говорит мне: „Приезжай ко мне, дочка, я почищу твой второй сапог, первый чист“. Во сне мне очень хочется узнать, где это и кто этот святой. Я спрашиваю: „Вот я читаю Библию , Евангелие, скажи мне так, чтобы я запомнила, кто ты?“ Тогда он назвал себя Варнавой. Я знала из Евангелия о разбойнике Варавве и опять спрашиваю у святого: „Назови фамилию или имя твое в миру“. Тогда он мне назвал фамилию – Меркулов. Еще он упомянул автобус и деревню Корбуха (название я хорошо запомнила). Во сне святой сказал, что может помочь мне во многих вопросах, только чтобы я скорее приезжала. После того сна я вскоре поехала в Сергиев Посад поклониться мощам Преподобного Сергия Радонежского и Черниговской иконе Божией Матери, которую очень почитаю и явно ощущаю исходящую от нее особую благодать. В Лавре узнаю, что совсем недалеко, всего в трех километрах, находится скит, где можно пособороваться. В скиту я купила маленькую книжечку „Гефсиманский скит“, а когда уже дома стала ее читать, то радости моей не было конца: оказывается, старец Варнава, по фамилии Меркулов, это и есть тот святой, который звал меня к себе. Такой радости я не испытывала за всю свою жизнь. Не могла заснуть до утра, перечитывала книжечку вновь и вновь. С тех пор я постоянно приезжаю в Гефсиманский скит. Прикладываюсь к надгробной плите, беру воду в бывшем храме Архистратига Михаила и ощущаю помощь старца Варнавы в моем духовном возрождении».   С 1989 года церковная общественность и Духовный собор Троице-Сергиевой Лавры начали ходатайствовать о прославлении в лике святых иеромонаха Варнавы, старца Гефсиманского скита. Святость старца засвидетельствована праведностью жизни, подвижническим монашеским деланием, чудотворениями, бывшими при жизни отца Варнавы, продолжающимися и поныне, непрекращающимся народным почитанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

53 Преподобный Варнава Гефсиманский (в миру Василий Ильич Меркулов, † 1906; память – 6/19 июля (Собор Радонежских святых) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в семье крепостного. Детство и юность будущий подвижник провел в подмосковном селе Фоминское (ныне город Нарофоминск), куда родители его переселились по воле своего помещика. Василий часто посещал Троице–Одигитриевскую Зосимову пустынь и назидался наставлениями отшельника Геронтия, жившего в уединении близ обители. В возрасте двадцати лет Василий Меркулов поступил в Троице–Сергиеву Лавру. За ним последовал и его наставник, принявший в обители преподобного Сергия схиму с именем Григорий. Через месяц после прихода в Лавру Василий получил благословение перейти на жительство в Гефсиманский скит. Там он поступил в послушание к монаху Даниилу, будущему строителю (настоятелю) Гефсиманского скита. Через восемь лет (в 1859 году) рясофорный монах Василий был переведен в Пещерное отделение. 2 января 1862 года скончался наставник Василия схимонах Григорий. Незадолго до кончины он открыл своему ученику волю Божию: принять подвиг старчества и послужить страждущим. Подвижник предсказал также, что со временем ученик его сделается основателем женского монастыря. На старчество благословил Василия и отец Даниил. 27 ноября 1867 года рясофорный монах Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в честь апостола от семидесяти святого Варнавы) и принял на себя подвиг старчества, сделавшись в самом скором времени известнейшим на всю Россию духовником. 29 августа 1871 года отец Варнава был рукоположен во иеродиакона, а 20 января 1872 года – во иеромонаха. 20 января 1873 года с благословения наместника Троице–Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) иеромонах Варнава был назначен народным духовником, а вскоре – и братским духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. С 1880 года он – духовник скитских старцев. Скончался отец Варнава 17 февраля 1906 года, в пятницу 1–й седмицы Великого поста. 54 Праздник этот именовался в скиту Воскресением и Вознесением Божией Матери и совершался по особому чину.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

На полпути от Троицкой Лавры до Вифании. Иеромонах Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в селе Прудищи Тульской губернии в селе крепостного. Детство и юность будущий подвижник провел в подмосковном селе Фоминское (ныне город Нарофоминск), куда родители его переселились по воле своего помещика. Василий часто посещал Троице-Одигитриеву Засимову пустынь и назидался наставлениями отшельника Геронтия, жившего в уединении близ обители. В возрасте 20 лет Василий Меркулов поступил в Троице-Сергиеву Лавру. За ним последовал и его наставник, принявший в обители преподобного Сергия схиму с именем Григория. Через месяц после прихода в Лавру Василий получил благословение перейти на жительство в Гефсиманский скит. Там он поступил в послушание к монаху Даниилу, будущему строителю (настоятелю) Гефсиманского скита. Через 8 лет (в 1859 году) рясофорный монах Василий переведен в Пещерное отделение. 2 января 1862 года скончался наставник Василия схимонах Григорий. Незадолго до кончины он открыл своему ученику волю Божию: принять подвиг старчества и послужить страждущим. Подвижник предсказал также, что со временем ученик его сделается основателем женского монастыря. На старчество благословил Василия и о. Даниил. 27 ноября 1867 года о. Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в честь апостола от семидесяти св. Варнавы) и принял на себя подвиг старчества, сделавшись в самом скором времени известнейшим на всю Россию духовником. 29 августа 1871 года о. Варнава был рукоположен во иеродиакона, а 20 января 1872 года - во иеромонаха. 20 января 1873 года с благословения наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Антония (Медведева) иеромонах Варнава был назначен народным духовником, а вскоре - и братским духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита. С 1880 года он - духовник скитских старцев. Скончался о. Варнава 17 февраля 1906 года, в пятницу первой седмицы Великого поста. Похоронен на одном из кладбищ г. Сергиева Посада. Причислен к лику местночтимых святых Московской епархии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1035...

Преподобный Варнава Гефсиманский: «Пророк в отечестве своем» Одному из посетителей отец Варнава предсказывал игуменство, другого – плачущего о сыне, по неразумной ревности устремившемся в Африку — утешал: «Ну, что ты плачешь? Твоего сына завтра же привезут в Москву с другими товарищами на такой-то вокзал». Третью обличал с любовью в утаенном грехе: «Барыня благая, брось ты свой табак курить, вот и будешь у меня золотая» 17 февраля, 2011 Одному из посетителей отец Варнава предсказывал игуменство, другого – плачущего о сыне, по неразумной ревности устремившемся в Африку — утешал: «Ну, что ты плачешь? Твоего сына завтра же привезут в Москву с другими товарищами на такой-то вокзал». Третью обличал с любовью в утаенном грехе: «Барыня благая, брось ты свой табак курить, вот и будешь у меня золотая» В начале прошлого века имя о. Варнавы (Меркулова) из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры в России было известно от центральных губерний до самых отдаленных ее уголков. Старец принимал народ без различия чина и звания, и каждого приходящего приветствовал ласковым словом: «сынок» или «деточка». Монах строгой аскетической жизни, пастырь, Преподобный Варнава был поставлен на служение Церкви перед ожидавшими Ее испытаниями. Преп. Варнава Гефсиманский 24.01.1831 г. – 17.02.1906 г. У двери старца В иные дни посетители, ожидавшие приема у отца Варнавы, смыкали ряды так плотно, что даже его мать – кроткая, смиренная старица схимонахиня Дария, после нескольких неудачных попыток протиснуться сквозь множество людей, тихо отходила в уголок, пряталась за спинами. А через минуту как вразумление барыням, оттеснившим ее, раздавался высокий, чистый голос батюшки: «Где здесь «монашка»? Пропустите «монашку»… Матушка, ты разве очереди дожидаешься? Зачем же ты отказываешься от своего сына! Я вот от тебя не отказываюсь!» Но не только перед ней, как по звонку, отворялась дверь его кельи. «Где тут лаврский монах?», – и сам о. Варнава уже пробирался сквозь толпу к растерявшемуся молодому человеку, сбивчиво повторявшему: «Я не лаврский монах, я из Белых Берегов». В ответ раздавалось: «Ну, я знаю, что ты там жил, а теперь будешь жить в Лавре и станешь лаврским монахом». – Ободряя паломника, старец вводил в свою келью того, в ком ему был указан будущий старец и духовник лаврской братии – схиархимандрит Захария, которому предстояло пребыть в Лавре Преподобного Сергия до конца, вплоть до ее закрытия большевиками.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-varnava-ge...

Как те сказать... Святые – это после кончины открывается. Начнут стекаться, панихидки служить, и пойдет в народе разговор, что, мол, святой, чудеса-исцеления пойдут... А батюшка Варнава – подвижник-прозорливец, всех утешает... не такой, как мы, грешные, а превысокой жизни. Стечение к нему какое... Завтра вот и пойдем, за радостью... Нигде так духовно не отдохнёшь, как во святой обители... Да вот... как вчера заслабел! А после исповеди и про ногу забыл, чисто вот на крылах летел! А это мне батюшка Варнава так сподобил... пошутил будто: „Молитовкой подгоняйся, и про ногу свою забудешь». И забыл! И спал-то не более часу, а и спать не хочется... душа-то воспаряется!.. Едем прудами, по плотине, «на Пещерки» у Черниговской – благословиться у батюшки Варнавы... У серого домика на дворе полным-то полно народу. Говорят, выходил батюшка Варнава, больше не покажется, притомился. Показывают под дерево: – Вон болящий, болезнь его положил батюшка в карман, через годок, сказал, здоровый будет! Кругом разговор про батюшку Варнаву: сколько народу утешает, всякого-то в душу примет, обнадежит... хоть самый-то распропащий к нему приди... А батюшка не выходит и не выходит. Ждали мы ждали – выходит монашек и говорит: – Батюшка Варнава по делу отъезжает, монастырь далекий устрояет... Стали мы горевать... Идем к воротам и слышим – зовет нас кто-то: – Московские, постойте! А ведь это батюшка нас кличет. Бежим к нему, а он и говорит: – Благословляю вас, московские. Ну прямо на наше слово: благословиться, мол, не привел Господь. Так мы все удивились! Ласковый такой, и совсем мне его не страшно. – Вот, батюшка родной, младенчик-то привести-то его сказали. Батюшка Варнава и говорит ласково: – Молитвы поёшь... пой, пой. И кажется мне, что из глаз его светит свет. Вижу его серенькую бородку, острую шапочку-скуфейку, светлое, доброе лицо, подрясник, закапанный густо воском. Мне хорошо от ласки, глаза мои наливаются слезами, и я, не помня себя, трогаю пальцем воск, царапаю ноготком подрясник. Он кладет мне на голову руку и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Троице-Сергиева Лавра, 1917. Введенский Д. И. Старец-утешитель отец Варнава. Изд. Гефсиманского скита, 1907. Ефрем, иеромонах. Иверский, что на Выксе, женский монастырь и его основатель иеромонах Варнава: К 25-летию Иверского, что на Выксе, женского монастыря. Изд. Иверской обители, 1912. Жизнеописание в Бозе почившего старца-утешителя отца Варнавы, основателя и строителя Иверского Выксунского женского монастыря. Изд. Иверской обители. Сергиев Посад, 1907. Жизнь во славу Божию. Краткое сказание о жизни и деяниях старца «Пещер» Гефсиманского скита иеромонаха Варнавы: К 50-летию основанного старцем Иверско-Выксунского монастыря. 1864–1914 гг. Нижний Новгород, 1914. Загадочные случаи из жизни царя Николая II//Церковная жизнь. Париж, 1922, 6. Иверский Выксунский женский монастырь. 4-е изд., испр. и доп. Троице-Сергиева Лавра, 1900. Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джордан-вилль, 1970. Миловидов И., свящ. Иверский Выксунский женский монастырь, находящийся в Ардатском уезде Нижегородской губернии, и основатель его иеромонах Варнава. 2-е изд. М., 1889. 50 лет иночества Гефсиманского старца Варнавы. М., 1905. Серафим (Роуз) , иеромонах. Будущее России и конец мира//Святое Православие. XX век. М., 1992. Старец Захария (1850–1936), схиархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. Житие: подвиги и чудеса. М., 1993. Таисия (Карцова), монахиня. Старец отец Варнава от «Черниговской» и основанный им Иверский Выксунский монастырь//Русское православное монашество XVIII-XX веков. Джорданвилль, 1985. Прошение послушника Гефсиманского скита Василия Меркулова о пострижении в монашество от 30 июля 1866 года (Российский Государственный Архив Древних Актов, ф. 1204, оп. 1, ед.хр. 10248, л. 19). Доклад Учрежденного Собора 1043 Свято-Троицкой Сергиевой Лавры митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету от 3 августа 1866 года с ходатайством о пострижении в монашество послушника Василия Меркулова и других (РГАДА, ф. 1024, оп. 1, ед.хр. 10248, л. 22 и 22 об.). Рапорт 103 строителя Гефсиманского скита иеромонаха Анатолия в Троице-Сергиевой Лавре в Учрежденный Собор от 28 ноября 1866 года о пострижении в числе пяти человек послушника Василия Меркулова в монашество (там же, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010