После того больной встал здоровым. – Повесть о санном пути напеч. в памят. стар. литер. 1, 277–280. 89 В старшей Новгор. летоп. под 1193 г. читаем: «в то же лето постави цьрьковь вънизу на Хутыне Варлаам цьрнец, а мирским именем Алекса Михалевич, в имя св. Спаса Преображения и святи владыка архиеп. Гаврила па праздник (т. е. 6 августа)» (Собр. л. III, 20). То же сказано в трех младших летописях, только здесь означено: « церковь камяну» (Собр. летоп. III, 127, 217. IV, 17). В 4 летописи и в летописях Софийской и Воскресенской: «того же (6701) л. заложк церковь Преображение чудотворец Варлаам Хутынский; того же лета и преставися» (Собр. л. IV, 17. У, 169. VII, 102). – Сочинитель степенной книги видел в летописях запись: «6751 г. (1243) преставися раб Божий Варлаам, а мирскы Вячеслав Прокшинич, на Хутыне у св. Спаса, м. мая в 4 д.» (Собр. л. III, 54) и приняв Варлаама Прокофьевича за одно лице с основателем Хутынского монастыря, отнес ковчину преп. Варлаама к 1243 г. (Степ. κ. 1, 354). Это повторяли многие, напр. словарь святых. Но преп. Варлаам по крещению назывался Алексий, а не Вячеслав, по отцу был Михайлович, а не Прокофьевич, умер 6 ноября, а не 4 мая. По летописи в 1230 году видим на Хутыне игуменом Алексия, а не пр. Варлаама (Собр. л. III, 47). 90 Собр. л. III, 104. 235. IV, 112. VI, 184. Пахомиева служба преп. Варлааму – у Царского 564, у Румянцева 154. В 1446 г. «постави архиепископ вел. Новгорода Евфимий церковь каменную св. Варлаама на Хутине, а на верху колокольницю». Соб. л. IV, 123. 92 Повесть о посещении Хутыня в. князем помещена в ркп. летописи после повести о взятии Новгорода в. к. Иоанном. Последняя начинается так: «в л. 6979 князь великий ходил ратию на великий Новгород». Затем известие о посещении Хутыни начинается так: «того же лета прииде в. к. – в обитель – Варлаама». Ясно, что в Хутыне был Иоанн 3 в 1471 г. В печатном издании 3 Новгор. л. (Собр. лет. III, 241) повесть о взятии Новгорода не помещена, как напечатанная в Софийск. врем. Строева. – От того при чтении печатной летоп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

270 Новг. I лет. стр. 48. По рукописным святцам Антоний преставился 17 января. Описан. Соф. соб. стр. 115. 272 В старинном рукописном жизнеописании, находящемся в моей библиотеке, преп. Варлаам называется другом и современником именно архиепископа Антония, а не Григория. Автор. 278 Новг. 1 лет. под 6737 г. стр. 45; под 6738 г. стр. 45 и 46; сн. Истор. Карамз. к т. III примеч. 32. 279 Новг. 1 лет. под 6738 г. стр. 46; сн. Истор. Карамз. т. III стр. 156 и примеч. 331. «В то же лето киязь Михаил сотвори пострегы сынова своему Ростиславу, Новегороде, у святой Софии; и уя влас архиепископ Спиридон, и посади его на столе». Этот обряд «постриг», или первого обрезания волос у детей муж. п. знаменовал вступление их в бытие гражданское, в чин благородных всадников. Истор. Карамз. т. III. стр. 83. 287 Жит. русск. святых Муравьева под 23 ноября; сн. Русск. свят. Филарета архиеп. Чернигов. под тем же 23 ч. ноября; Истор. Карамз. т. IV, стр 17, 18, 19. Смотр: описание чудесных событий во время этой битвы в Новг. IV лет. под 6748 т. стр. 35 и 36. 288 Истор. Карамз. т. IV стр. 19; Новг. 1 лет. под 6748 г. стр. 53 «той же зимы, выиде князь Олександр из Новагорода.... роспревся с Новгородци». 289 Новг. I лет. под 6748 г. стр. 53; сн. Новг. IV лет. стр. 37. Жития Русск. свят. Муравьева под 23 ч. ноября; Русск. святые Филарета архиеп. Чериигов. под тем же 23 ч. ноября. 290 Новг. II лет. под 6751 г. стр. 129; в Новг. I лет. стр. 54, по-видимому, говорится о преставлении другого Варлаама, который в мире назывался Вячеслав Прокшинич; но трудно предположить, чтобы сам владыка Спиридон ездил погребать неизвестного инока Варлаама, тем более, что и в III Новг. лет. на стр. 220 говорится под 6751. г. о преставлении именно чудотворца Варлаама. 291 Новг. III лет. под 6754 г. стр. 220. Замечено в летописи, что эту дань Ярослав начал платить татарам при архиеп. Спиридоне. Вероятно, в платеже ее принимали некоторое участие и Новгородцы. 292 Новг. I лет. под 6757 г. стр. 54. Под тем же годом показана кончина Спиридона в Новг. III лет. стр. 220 и в Новг. IV лет. стр. 38.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

70 Степ, кн., летописи новгор. 2-я и 3-я (П. С. Лет. III. 129 и 220) и старинные святцы (по рук. моск. дух. акад. 209) относят ее к 1243 г., – ошибка, очевидно, произшедшая от смешения преп. Варлаама с Варлаамом Прокшиничем, на что и указал арх. Филарет в Р. Свв., нояб., прим. 72. 71 Поздние новгор. летописи смешивают эту церковь с малой, конченной и освященной (П. С. Л. III, 127 и 217). Воскресенская (там же VII, 102) точнее замечает под 6701 г.: «заложи церковь камену Преображение чудотв. Варлаам хутынский; того же лета и преставися». Затруднение остается в примирении одного известия древней летописи о прострижении Прокши Малышевича при иг. Варлааме, след. не позже 1192, с другим, которое выставляет того же Прокшу под мирским именем основателем иер-кви 40 мученик в 1199, если только это имя не поставлено здесь по старой памяти вместо иноческого (П. С. III, 25, прим. р.). 73 Так Ист. Росс. иер. III, 277; преосв. Макария в Ист. Р. Ц. III, 56; Муравьев в Жит. свв. Росс. ц. дек., стр. 243 и сл.; Ратшин в Ист. свед. о мон., стр. 397; в Р. Свв. арх. Филарета нет и статьи об Аркадии. 74 «Изиде в пусто место и созда церковь св. Богородицы, яже стоит и до сего дне: Летопись сруби Аркад игумен церковь св. Богородица Успение и состави собе монастырь». Под 1188 г. летопись говорит о построении здесь каменной церкви Успенской. Если при этом была сломана аркадиевская деревянная и если слова записки относятся к самому зданию церкви, то записка написана в 1163–1188 гг. 76 Единственный нам известный отдельный список жития в рук. моск. дух. акад. XVI в. 576, л. 1–9, и тот, кажется, выписан из летописного сборника, судя по началу: «Преставися в. кн. Александр Ярославич в лето 6771. Скажем мужество и житие его». Другие списки в летописных сборниках: во 2-й псковской летописи (П. С. Р. Л. V, 2–6) с пропусками, в лаврентьевской (там же 1,204–206) без конца, в 1-й Софийской и воскресной (там же V, 176–181, 191; VII, 146–151): здесь житие поновлено и разбито на отдельные статьи, перемешанные с летописными известиями; точно так же и в тверской (там же XV, 375–384).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Хотя святитель Григорий любил и внешнее, и внутреннее безмолвие, ему приходилось часто выступать как с обличением еретиков, так и с мудрыми, замечательными проповедями. На это он был к тому же подвигнут явившимся ему однажды преподобным Антонием Великим , сказавшим: «Хорошо и совершенное безмолвие, но и общение с братством иногда необходимо, особенно во дни молитв и псалмопений. Посему и тебе должно быть теперь с братиями на бдении». Вследствие всего этого он так часто и проповедовал, будучи уже архиепископом. Отсюда не удивительно, что после кончины святителя Григория было собрано более семидесяти его богословских сочинений и весьма большое число проповедей-гомилий, некоторые из которых в прежнее время издавались и могут быть прекрасным назидательным чтением, особенно для монашествующих. О смерти своей святитель Григорий был заранее предупрежден явившимся ему святителем Иоанном Златоустом , призывавшим его к себе как друга. Преставился Григорий ко Господу 14 ноября 1360 года, 63 лет от роду. Когда он умирал, присутствующие могли разобрать последние его слова: «В горняя, в горняя», и в самый момент его кончины всех бывших при этом озарил необыкновенный свет... Уже на Собре 1368 года в Константинополе варлаа- миты были еще раз и окончательно прокляты, а святителю Григорию провозглашена вечная память. Около этого же времени Патриарх Филофей составил в честь святителя особую службу. Помимо дня памяти Григория Паламы 14 ноября Церковь установила и празднование ему во вторую Неделю Великого поста, решив отмечать в этот день как бы еще одно Торжество Православия, кроме отмечаемого в первую Неделю поста. Но если в первую Неделю празднуется победа над еретиками-иконоборцами, то во вторую – над всеми еретиками в целом. Тем самым Церковь признала особые заслуги святителя Григория в деле защиты ее от богоборцев, признала особую богомудрую святость этого великого возвестителя Божественного Света, который превечно исходит от Бога- Творца. Поэтому день этого празднования называется также и Неделей «светотворных постов».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Герб Амстердама, контрамарка GB (л. 391—392) — это восьмой знак Виф. 34; Герб Амстердама с буквами FB, контрамарка PD (л. 404—571)—два варианта — оба находятся в Описи Патриаршей ризной казны 7183 г., второй вариант совпадает с седьмым знаком Виф. 34; Герб Бристоля (л. 572—603) — Дианова и Костюхина, 267 (1673 г.), Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7193 г. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1404б (л. 566 — 568 об.) — кон. XVII в. Текст восходит к Архивскому списку. Филигрань: Герб семи провинций — Гераклитов, 305, 306 (1697 г.). 5) РНБ, F.IV.235 (л. 189—192) — конца XVII — начала XVIII в. Тект восходит к Архивскому списку. Филиграни: Двуглавый орел под короной — типа: Хивуд, 1294 (1591 г.); Голова шута с 7 бубенцами и буквами AI — Клепиков, 894 (1682, 1697 гг.); Герб Амстердама с буквами MI — Клепиков, 1251 (1719 г.); Герб Амстердама с буквами EP; Голова шута с 7 бубенцами — типа: Клепиков, 1392 (1597 г.); Герб Амстердама — типа: Хи–вуд, 359 (1593 г.). 6) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 15 — около 1727 г. Непосредственная копия Вифанского списка. 7) РГАДА, 181 (Собр. МГАМИД), 16 — 70–е годы XVIII в. Текст доведен только до 6524 г. и является копией Арх. 15. Филиграни: Герб Амстердама с буквами IH; Герб Амстердама с буквами HT; Pro Patria и литеры GR — Лауцявичюс, 2892 (1778, 1779 гг.); Pro Patria и литеры GR под короной — Клепиков, 1044 (1762 г.), Лауцявичюс, 2893 (1755 г.). Составление патриаршего свода 70–х годов XVII в. можно связывать с деятельностью сподвижника патриарха Иоакима, келаря московского Чудова монастыря Варлаама Палицына. В рукописи БАН, 16.8.16 содержатся исторические выписки и вкладная келаря Варлаа–ма Палицына 1686 г. о даче им «книги лтописной в дсть, своихъ трудов» в Успенский Тихвинский монастырь. Однако, сама рукопись БАН датируется временем около 1730 г.: бумага с филигранью Герб Амстердама и надписью F. MAROT — Клепиков С. А. Бумага с филигранью «Герб города Амстердама»//Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 20. М., 1958. 73 (1730 г.).

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Григория Паламы, причиной написания которых послужили споры с Варлаа-мом. Особое значение приобрел «Святогорский Томос», где раскрывается единомыслие свято горских Отцов, их приверженность многовековому монашескому преданию об умной молитве и нетварном свете, которое было мудро изложено свт. Григорием Паламой. В предисловии к этому изданию прп. Никодим говорит о важности трезвения и необходимости бодрствования в духовной жизни всех без исключения верных: «То, что прежде многие даже из живущих в миру, и сами цари и придворные, повседневно окруженные тысячами забот и попечений, имели одно главное занятие — непрестанно молиться, многократно подтверждалось в истории». Также он пишет о неспособности верных сохранить благодать, полученную ими в Крещении, и о том, до какого состояния они доходят вследствие своего нерадения: «Но младенцами таковую боговиднейшую светлость принимая, то от неведения, больше же от мрачной ночи житейских попечений ослепнув, великую благодать страстям спогребли, и так бедствуем, да не совершенно угаснет Дух Божий, пребывающий в нас. Тогда с нами произойдет едва ли не то же, что с ответствовавшими Павлу, кои даже и не слышали о Святом Духе, так и мы, воистину, окажемся опять в начале, по слову пророка, когда не правила нами благодать. Увы немощи нашей! Как погубила нас злоба и к чувственным вещам неподобающее наше пристрастие... Мы уже не ведаем о самом существовании благодати, а услышав, как онадействует в ком-то, тотчас, исполнившись зависти, клевещем, утверждая, будто невозможно, чтобы в наш век обреталось действие благодати». Итак, прп. Никодим говорит о пользе, которую могут почерпнуть от «Филокалии» верные, ведь Отцами указан им метод и путь возвращения к состоянию чистоты и обретению благодати: «...умудряются богомудрые Отцы и к совершенному трез-вению, и во всем вниманию, и хранению ума, дабы вскоре благодать обрести нам... Непрестанным занятием нашего ума должен стать поистине художественнейший метод единословной молитвы». И подтверждает истину, говорящую, что если хочет кто приобрести Божественную благодать, он непременно ее достигнет, следуя многовековому опыту Церкви: «От такового духовного и разумного делания, и вместе возможного заповедей и прочих нравственных добродетелей исполнения...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2822

Герб Амстердама, контрамарка GB (л. 391–392) – это восьмой знак Виф. 34; Герб Амстердама с буквами FB, контрамарка PD (л. 404–571)-два варианта – оба находятся в Описи Патриаршей ризной казны 7183 г., второй вариант совпадает с седьмым знаком Виф. 34; Герб Бристоля (л. 572–603) – Дианова и Костюхина, 267 (1673 г.), Расходная книга Патриаршего Казенного приказа за 7193 г. 4) РНБ, собр. М. П. Погодина, 1404б (л. 566 – 568 об.) – кон. XVII в. Текст восходит к Архивскому списку. Филигрань: Герб семи провинций – Гераклитов, 305, 306 (1697 г.). 5) РНБ, F.IV.235 (л. 189–192) – конца XVII – начала XVIII в. Тект восходит к Архивскому списку. Филиграни: Двуглавый орел под короной – типа: Хивуд, 1294 (1591 г.); Голова шута с 7 бубенцами и буквами AI – Клепиков, 894 (1682, 1697 гг.); Герб Амстердама с буквами MI – Клепиков, 1251 (1719 г.); Герб Амстердама с буквами EP; Голова шута с 7 бубенцами – типа: Клепиков, 1392 (1597 г.); Герб Амстердама – типа: Хи-вуд, 359 (1593 г.). 6) РГАДА, ф. 181 (Собр. МГАМИД), 15 – около 1727 г. Непосредственная копия Вифанского списка. 7) РГАДА, 181 (Собр. МГАМИД), 16 – 70-е годы XVIII в. Текст доведен только до 6524 г. и является копией Арх. 15. Филиграни: Герб Амстердама с буквами IH; Герб Амстердама с буквами HT; Pro Patria и литеры GR – Лауцявичюс, 2892 (1778, 1779 гг.); Pro Patria и литеры GR под короной – Клепиков, 1044 (1762 г.), Лауцявичюс, 2893 (1755 г.). Составление патриаршего свода 70-х годов XVII в. можно связывать с деятельностью сподвижника патриарха Иоакима, келаря московского Чудова монастыря Варлаама Палицына. В рукописи БАН, 16.8.16 содержатся исторические выписки и вкладная келаря Варлаа-ма Палицына 1686 г. о даче им «книги летописной в десть, своих трудов» в Успенский Тихвинский монастырь. Однако, сама рукопись БАН датируется временем около 1730 г.: бумага с филигранью Герб Амстердама и надписью F. MAROT – Клепиков С. А. Бумага с филигранью «Герб города Амстердама»//Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 20. М., 1958. 73 (1730 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды, опять под видом Василия, бес явился молодому князю Мстиславу Святополковичу (сыну вел. князя Святополка II), легкомысленному и испорченному юноше, и объявил ему, что инок Феодор скрывает в своей келье клад, причем дал совет пытать его. Князь послал за ним и потребовал клад. Преподобный ответил, что отдал бы его охотно, но что он забыл, где закопан клад. Князь рассвирепел и, повинуясь бесовскому совету, приказал его пытать. Затем, чтобы обличить его, послал за Василием. На этот раз пришел истинный Василий. Но святой старец, уже 15 лет не покидавший своего затвора, даже не понимал, чего князь от него хочет. Тогда несчастный князь, совершенно обезумевший от гнева и вина, приказал и его пытать, а сам пустил в него стрелу. Прп. Василий сказал ему: «Этой стрелой скоро будешь ранен сам». Тогда оба старца, истекавшие кровью, были заключены в темницу, где в ту же ночь скончались. Братия выпросили их тела и с честью похоронили сначала в пещере, где они подвизались, потом перенесли в Ближнюю Антониеву пещеру, а окровавленные их власяницы благоговейно хранили.  А вскоре после того князь Мстислав был на войне ранен стрелой и, умирая, сказал: «Вот я умираю, наказываемый за преподобных Василия и Феодора!» Преподобный Ефрем Печерский, епископ Переяславский (+ ок. 1098) Память его празднуется 28 янв., 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских Прп. Ефрем происходил из боярского рода. В миру он был придворным и любимцем вел. князя киевского Изяслава Ярославича (1024—1078). Прп. Антоний постриг его, как и другого княжеского любимца прп. Варлаа-ма (память его 19 нояб.), что вызвало сильный гнев вел. князя, и печерские иноки должны были  на время удалиться в Черниговское княжество.  Тогда вел. княгиня Мария, родом полька, напомнила мужу гнев Божий, постигший ее отца, короля Болеслава, изгнавшего монахов за постриг Моисея Угрина (память его 26 июля), и вел. князь послал просить печер-ских иноков вернуться в Киев. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

и погребённого в Успенском соборе, в Кремле. Затем 27 июля он участвовал в наречении, а в воскресенье 3 августа – в интронизации Симоновского архимандрита Варлаа- —277— ма (1506–1511) в митрополиты Всероссийские 872 . Епископ Досифей, пребывая в Москве, несомненно, участвовал также в рукоположении многих иерархов Русской Церкви того времени и в других важных событиях, хотя в летописях имена участников чаще всего остались не указаны. В 1515 г. епископ Иосиф был поставлен в незадолго до этого покорённый Смоленск. Он был торжественно рукоположен «Преосвященным Митрополитом Варлаамом всея Руси и всем освященным Събором Рускиа Митрополиа» 873 . В июне 1518 г. в Архангельском соборе был погребён брат Василия III князь Семён Иванович Калужский, «а пел над ним Варлаам Митрополит всеа Руси и с епископы, и архимандриты, и игумены и с всеми священными Съборы» 874 . В стольный град традиционно для поклонения и «поновления» могли приноситься святые иконы. В 1518 г. в Русской Земле шли проливные дожди, что вызвало неурожай 875 . В связи с этим в Москву из Владимира были принесены образ Спаса Вседержителя и Богоматери Владимирской. Второго июня епископ Досифей возглавил встречу иконы за городом с крестным ходом с архимандритами, игуменами и священниками «на поле». А у Сретенского монастыря святые иконы встречал глава Церкви – митрополит Варлаам. «И от того часа Божиею милостию и молитвам Святыя Богородица облачное темное небо своими [с]тихиями благо и растворено бысть» 876 . Поновлял затем принесённые иконы сам митрополит Варлаам, с которым связано распространение на —278— Руси почитания Владимирской иконы 877 . Затем, после проводов икон, последовавших 15 сентября 1520 г., было установлено ежегодно совершать в этот день крестный ход 878 . Целый ряд летописных записей сообщает о построении в это время храмов в Москве и об участии епископа Досифея в торжествах их освящения. Осенью 1515 г. была «священна церковь святого Благовещенья в Воронцове Митрополитом Варламом, да владыкою Крутицким Достофеем» в присутствии княжеской семьи 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первая апология, по свидетельству Евсевия (Ц. И. IV, 3, 1 — 2, где сохранен отрывок в несколько строк   ), была написана Кодратом и подана императору Элию Адриану (117 — 138 гг.) в 20–х годах П века. К тому же императору обратился и Аристид со своей апологией, переработка которой в конце прошлого века была обнаружена американским ученым Р. Харрисом в значительно более поздней «Повести о Варлаа- ме и Иоасафе». Из восьми сочинений, приписываемых Евсевием (Ц. И. IV, 18) Иусгину Философу, в действительности ему принадлежат только три, среди них две «Апологии» (первая — около 150 — 155 гг., вторая — около 164 — 165 гг.). У Евсевия (Ц. И. IV, 26,1; 27,1) сохранились сведения об Аполлинарии, епископе Иерапольском, обратившемся с речью к императору Марку Аврелию. Ему же принадлежали и другие сочинения апологетической направленности — «К эллинам» в пяти книгах, «Об истине» в двух книгах. Ритор Мильтиад также в царствование Марка Аврелия написал три апологии — против эллинов в двух книгах и апологию христианской философии. Возможно, после 165 года Тати- аном написано «Слово к эллинам». Мелитону, епископу Сардскому, помимо других сочинений вероучительной направленности, принадлежит апология, адресованная тому же императору (ок. 172 г.). Приписываемая Мелитону апология, сохранившаяся на сирийском языке, вероятно, относится ко времени императора Каракаллы (211 — 217 гг.). К тому же императору обратился Афинагор с «Прошением за христиан». Феофил Антиохийский (после 180 г.) написал три книги «К Автолику». Второй половиной П века датируется анонимное послание «К Диогни- ту». В это же время Гермий написал «Насмешку над языческими философами». В конце П — начале Ш века написаны так называемые «Высказывания Секста» — христианская переработка этических положений неопифагорейства, стоицизма и платонизма. Климент Александрийский посвятил первую часть задуманного им трехмастного сочинения апологетической теме («Увещание к эллинам» — начало Ш в.). Ориген в середине Ш века создает одну из самых значительных христианских апологий — сочинение «Против Кельса». К середине Ш века также относится написанное Григорием Чудотворцем сочинение «К Феопомпу о способности и неспособности Бога страдать». К жанру апологий возможно отнести и сочинения Евсевия Кесарийского «Евангельское при- уготовление» в 15 книгах (312 — 322 гг.) и «Евангельские доказательства» в 20 книгах. Кроме того, им же написана небольшая работа «Против Иерокла».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=802...

   001    002   003     004