В то время в монастыре подвизался старец Варлаам Прокшинич, старавшийся во всем подражать прп. Варлааму Хутынскому († 1192; память 6/19 ноября), основателю обители. К нему обратился Прокопий и, припавши к ногам, со слезами просил научить его истинной вере. Сначала удивительным показалось старцу, что молодой и богатый иностранец, приехавший в Новгород для торговли, ищет Православия, но, убедившись в искренности желания Прокопия, с отеческой любовью принял его к себе и стал учить заповедям Божиим, уставам и чиноположениям Православной Церкви. Не напрасны были наставления и труды мудрого подвижника: Прокопий с охотой слушал примеры из отеческих писаний, житий святых и собственных наблюдений старца и старался запечатлеть в своем сердце. Особенно трогали его жития преподобных и Христа ради юродивых, добровольно подвергавшихся различным лишениям и трудам и при этом еще старавшихся скрывать свои подвиги от людей. «Вот, — думал он, — как люди трудились и терпели для спасения своей души; вот примеры, которым я должен подражать». И с каждым днем более и более стал чувствовать отвращение от мирской жизни и возгораться любовью к Богу. Наконец, он раздал все свое имение и богатство частью нищим, частью на сооружение храма в Хутынской обители и, решительно ничего не оставив себе, стал жить в обители как один из странных, ежедневно посещая все церковные службы и усердно служа братии. Избавившись от всех попечений и житейских забот, Прокопий ощутил спокойствие в своей душе, новый образ жизни сердечно ему полюбился, и он желал всю свою жизнь провести в тишине уединенной келлии под мирным кровом святой обители. Но новгородцы, узнавши о том, что Прокопий принял святую веру и раздал все свое имение, стали хвалить и превозносить его. Некоторые даже нарочно приходили на Хутынь, чтобы только видеть Прокопия, потому что слава о нем распространилась во всех концах города и пятинах новгородских. Тяжело было Прокопию слышать о себе такие разговоры. Людская слава, лишившая покоя его смиренное сердце, сделалась для него невыносимым бременем. Опасаясь из-за нее лишиться славы небесной, он открыл старцу Варлааму свою душевную скорбь и стал просить у него совета и благословения удалиться куда-либо, где бы его никто не знал. Старец сперва удерживал его, советуя лучше не выходить из обители и даже заключиться в затвор, но непреклонно было желание Прокопия, как будто что влекло его из обители. И сколько Варлаам ни старался, не мог остановить его, и, преподавши наставление, старец с молитвой и благословением отпустил своего ученика в путь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1069 В 1243г. скончался в Хутынском монастыре Варлаам – не основатель преподобный, а бывший в миру Вячеслав Прокшинич, сын помянутого сейчас выше Прокши Малышевича, в монашестве Порфирия (Новгородская 1 летопись). 1070 Мартириев Спасо-Преображенский монастырь находится на северном краю г. Русы, на правом берегу реки Полисти, вниз по её течению, см. о нём История Иерархии VI, 301 sqq. Он назван «на острове», как догадывается гр. Толстой, «вероятно потому, что ручей Войо, обтекающий город с восточной стороны и впадающий за монастырём в р. Полисть, образует собою остров» (Святыни и древности Старой Русы, – в Душеполезных Чтениях в Июньской книге 1878г.). 1071 Житие преподобной Евфросиньи по языку и по редакции, в каких оно дошло до нас, довольно новое, но по содержанию, несомненно, древнее, напечатано в Памятниках старинной Русской литературы гр. Кушелева-Безбородко, выпуск IV, стр. 172. 1072 О монастыре, в котором была игуменьей княгиня Романовая, нет никаких сведений, кроме нашего упоминания и, по всей вероятности, должно представлять его себе как монастырь несобственный, как монашескую (т. е. монахиньскую) слободку где-нибудь при приходской церкви. 1074 Почему Евфросинья избрала местом для основания монастыря епископскую мызу, а не другую свободную и свою землю, в житии не объясняется. Вероятно епископ, обменявшись с ней на другую землю или взяв с неё деньги для приобретения другой мызы, сам пригласил её основать на мызе монастырь потому, что на ней, как говорится в житии, были погребены прежние Полоцкие епископы и что он желал видеть у гробов последних монастырь. 1075 Мужской монастырь преподобной Евфросинии не сохранился до настоящего времени и где именно он находился, остаётся неизвестным. 1076 Позднейшее предание, читаемое в Синаксаре Никифора Каллиста, действительно усвояло евангелисту Луке написание трёх икон Божией Матери (см. также Синаксарь Никодимов под 18 Октября). 1077 Известие жития, что Евфросиния уставила по вся вторники носить икону по святым церквам, делает более чем вероятным предположение, что икона была копия с Константинопольской иконы Одигитрии, ибо эта последняя икона, по известиям наших паломников (Стефана Новгородца и дьяка Александра, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

19 . Церковь Спаса Преображения на горе Нередица или Нередицах, построенная Ярославом Владимировичем (внуком Мстислава Великого) в 1198г.,– начата 8 Июня, кончена в Сентябре. Существует доселе. Находится вне города, в 3 вёрстах от него, недалеко от Городища, на том же Волховце, что и предыдущая 654 . 20 . Церковь пророка Илии на Холме, в Славной улице, на Торговой стороне. Построена Еревшею (Новгородская 2 летопись) в продолжение 1198–1202г. В 1453г. поставлена новая на старой основе (Новгородская 4 летопись). По Новгородской 3 летописи, церковь Рождества Богородицы, построенная в 1199г. княгиней Ярославовой в основанном ею монастыре на Михалищи (Михалицком на Молоткове) была каменная. Но Новгородская 1 летопись говорит «постави», следовательно, она была деревянная. 21 . Церковь 40 мучеников, построенная Вячеславом Прокшиничем, после монахом Хутынского монастыря Варлаамом († 1243), в продолжение 1199–1211г. Не существует. (Находилась на Софийской стороне, в Неревском конце,– Новгородская 1 летопись под 1218г., но не достоверно известно, где именно,– преосвященного Макария I, 225 fin.). 22 . Церковь святого Пантелеймона в бывшем Пантелеймоновом монастыре, находившемся близь Юрьева, построенная Феодором Пинещиничем в 1207г. Не существует. (Преосвященного Макария I, 198 примечание, Истории Иерархии VI, 774). 23 . Церковь святой Пятницы, построенная в 1207г. на Торгу «заморскими» купцами, т. е. Новгородскими купцами, ведшими заморскую или заграничную торговлю. В перестройке 1340г. существует до настоящего времени. Находится рядом с Николо-Дворищенским собором, с северной его стороны. (В 1156 году церковь эта была не складена каменная, как говорит Новгородская 3 летопись, а «поставлена» деревянная,– Новгородская 1 летопись. В 1191г. она опять была поставлена деревянная,– Новгородская 1 летопись). 24 . Церковь святой Варвары в бывшем Варваринском монастыре, находившемся на Софийской стороне (преосвященного Макария I, 228), построенная в 1218–19г. Не существует. 25 . Церковь святого Михаила на Софийской стороне в Прусской улице, построенная в 1219г. Твердиславом с Феодором. Недалеко от неё была поставлена другая малая, которая совершена в 4 дня. Вместо древней, много раз перестроенной, недавно построена совсем новая.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

270 Случилось в те дни, говорится в Патерике, князю Киевскому Изяславу возвратиться из земли Ляхской и начал он гневаться на преподобного Антония ради Всеслава князя Полоцкого», который, в отсутствие великого князя, на короткое время овладел его престолом. Также см. Голубинский Е.Е.История русской церкви т. I, вторая половина, с. 544. 271 Голубинский Е.Е. История русской церкви, т. I, вторая половина, с. 548. «Прабошни черевьи протоптанные», в Патерике – «раздранные плесницы» – обувь в роде, нужно полагать, наших нищенских опорок (Там же, примеч. 1). 273 Печерский Патерик. «Русские Святые» Филарета архиепископа Черниговского, 2-е изд.; Срезневский И.И. Сведения и заметки о малоизвестных памятниках, гл. 87, с. 148. Преосвященный Филарет в начале жития преподобного Исаакия говорит: «Предлагаем повествование о нем преподобного Нестора»… в конце жития прибавляет: «Нельзя не заметить, что печатный Патерик по-своему излагал повествование Нестора, по местам то затемняет мысль Нестора, то прибавляет то, чего не было, или о чем не говорит Нестор» (См. примеч. «Русские святые», с. 258); почему, имея под руками Печерский Патерик, мы больше следовали в составлении сего жития преосвященному Филарету. В Чет.-Мин. заимствовано из Печерского Патерика; в Прологе под 27 апреля: «Слово о Исааке монасе, его же прельсти диавол, и паки укрепився и победи диавола и милость Божию получи». 275 «Из западных стран от латинского языка и земли ненецкие» происходил сей блаженный, как говорится о нем в житии и Прологе. «Воспитан был он среди великого богатства, но никому не известны имена его родителей, ни даже какого он был племени, одно лишь известно, что, пришедши в совершенный возраст мужества, наполнил он имуществом свой корабль и, оставив отечество свое, приплыл в Новгород, сопутствуемый своею дружиною, в северные пределы наши: ибо таков был обычай гостей иноземных». Жития святых российской церкви, также Иверских и Славянских. СПб., 1867, 2-е изд., с. 28, также см. Пролог, 8 июля. 277 В житиях святых Русской Церкви, равно как в Прологе, Чет.-Мин., Историческом словаре святых и некоторых других сказано, что Прокопий пользовался наставлениями в православии у преподобного Варлаама Хутынского, в его обители; но как святой Варлаам Хутынский преставившийся в 1192 г., не мог преподавать и наставлений в вере Прокопию, скончавшемуся более чем столетием позже преподобного Варлаама, то здесь, по всей вероятности, нужно разу меть другого подвижника Варлаама (в мире Вячеслава Прокшинича), который жил в Хутыни и умер в 1243 г. (Новгородская летопись под 6751 г.). См.: Толстой М.В. Рассказы из истории русской церкви. М., 1887, с. 105, также «Русские святые» преосвященного Филарета под 6 ноября, Голубинский Е.Е. История канонизации святых Русской Церкви//Богословский Вестник, 1894, июль, с. 84 и 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

70 Стен, кн., летописи новгор. 2-я и 3-я (П. С. Лет. III. 129 и 220) и старинные святцы (по рук. Моск. дух. акад. 209) относят ее к 1243 году. – ошибка, очевидно, произошедшая от смешения преп. Варлаама с Варлаамом Прокшиничем, на что и указал арх. Филарет в Р. Свв., нояб., прим. 72, 71 Поздние новгор. летописи смешивают эту церковь с малой, конченной и освященной (П. С. Л. III, 127 и 217). Воскресенская (там же, VII, 102) точнее замечает иод 6701 годом: «Заложи церковь камену Преображение чудотв. Варлаам хутынскый; тогоже лета и преставися». Затруднение остается в примирении одного известия древней летописи о пострижении Прокши Малышевича при иг. Варлааме; следовательно, не позже 1192, с другим, которое выставляет того же Прокшу иод мирским именем основателем церкви 40 мученик в 1199, если только это имя не поставлено здесь по старой памяти вместо иноческого (П. С. Л. III, 25, прим. р.). 73 Так Ист. росс иер. III, 277; преосв. Макарий в Ист. P. Ц. III, 56; Муравьев в Жит. свв. росс, ц , дек., стр. 243 и ел.; Ратшин в Ист. свед. о мои., стр. 397; в Р. Свв. арх. Филарета нет и статьи об Аркадии. 74 «Изиде в пусто место и созда церковь св. Богородица, яже стоит и до сего дне». Летопись: «Сруби Аркад игумен церковь св. Богородица Успение и состави себе монастырь». Под 1188 годом летопись говорит о построении здесь каменной церкви Успенской. Если при этом была сложена аркадиевская деревянная и если слова записи относятся к самому зданию церкви то записка написана в 1163–1188 годах. 76 Единственный нам известный отдельный список жития в рук. Моск. дух. акад. XVI века, 576, л. 1 –9, и тот, кажется, выписан из летописного сборника, судя по началу: «Преставися в. кн. Александр Ярославич в лето 6771. Скажем мужество и житие его». Другие списки в летописных сборниках: во 2-й псковской летописи (П. С. Р. Л. V, 2–6) с пропусками, в лаврентьевской (там же, I, 204–206) без конца, в 1-й софийской и воскресенской (там же, V, 176–181,191; VII, 146–151): здесь житие подновлено и разбито на отдельные статьи, перемешанные с летописными известиями; точно так же и в тверской (там же, XV, 375–384).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Происшествие это для сведения читателей здесь кратко предлагается. «Преосвященный N. N., Архиепископ Новгородский, имел весьма великое уважение к Пр. Варлааму, и часто либо сам посещал его, либо приглашал к себе в дом Архиерейский для собеседования. В одно время, когда Преосвященный N. N., отпуская его от себя, приглашал по обыкновению к себе для собеседования, отвечал ему на это Преподобный: Владыко мой Святый! Если Бог благоволит, на первой седмице поста славных и всехвальных Апостолов в день пятничный приду на санях ко Благословению Преосвященства Твоего; и тем самым весьма удивил Преосвященного, который из уважения к нему оставил сие без исследования, ожидая события предречённому. В ночь же на пятницу первой недели Петрова поста вдруг при жестоком морозе выпал снег и покрыл землю толщиной на полтора аршина, а Преподобный, по предсказанию своему, действительно, приехал к Преосвященному на санях. И, найдя его погружённым в великую скорбь по причине истребления посевов и жатвы, в утешение вещал к нему: Владыко Святый! Подобает тебе наипаче, также и всем нам, радоваться о Божественном сем, еже к нам через нынешний паче естественный снег и мороз посещении, нежели скорбеть и тужить: яко велия сия и несказанная милость Божия, что излилась ныне на нас молитвами Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и всех Святых. Если б не даровал Бог снега, поистине от голода вскоре все люди погибли бы. Также ведомо да будет твоему Преосвященству, что корни всех на земле посеянных семян и деревьев, творящих плод, наполнено было червями, съедающими эти корни: ныне же молитвами Царицы небес и земли, Матери Божьей и Приснодевы Марии, умилосердился Триипостасный Бог о создании своём, излил сию великую и неизреченную милость свою на нас паче естественный снег и холод, яко да черви умрут, человеки же живы будут. Заутра, же еже есть рано в субботу, зной великий, по естественному действию солнца будет, дабы снегу истаять и морозу перестать, и вместо дождя сими земля напоится». Что всё по словам Пр. Варлаама и сбылось; и вместо глада плодородие было обильное. В возблагодарение Господу Богу за толикое милосердие к Великому Новгороду и в память преславного чуда сего, Преосвященный Архиепископ N. N. учредил, чтобы ежегодно в пяток первой недели Петрова Поста совершаемо было из Софийского собора крестное хождение в сопровождении всего духовенства в Хутынъ монастырь, и по литургии отправлять молебен Господу Богу. По кончине же и прославлению Преподобного другими премногими чудесами учреждено приношение молебного пения токмо одному Преподобному, что всё и доныне соблюдается. В Летописце Новгородском, изд. 1781, в Москве на стр. 136 записано так: в лето 6751 преставися раб Божий Варлаам, а в миру Вячеслав Прокшинич, на Хутыни у Святого Спаса, месяца Мая в 4, а погребён был за утра в 5 на память св. Ирины, Архиепископом Спиридоном и Игуменом Сидором при Князе Александре. См. ещё там же на стр. 138.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Сия приписка сделана одним (уставным) почерком с находящеюся в 342. л. 40 об. (XVII в.). Показание времени кончины пр. Варлаама сделано на основании ошибочного смешения с другим иноком Хутынским Варлаамом, в миру Вячеславом Прокшиничем, тогда как пр. Варлаам в миру именовался Алекса Михалевиц. См. Летоп. Новгород. 1. в Полном собрании летоп. Т. III. с. 20 и 54. Правописание Русское. 344 (по преж. кат. 601). Служебник митрополита Киприана, в 8 д., на пергамене, полууставом, 136 л. XIV в. По листам внизу известная подпись патриарха Никона , – из неё видно, что рукопись положена в Воскресенский монастырь лета зр. С л. 40. другая подпись позднею рукою: слжебникъ московскаг и всеа писа ег ркю. з греческаг перевод в лтл а преставис в лта г у . по сем слжебник самъ слжилъ митрополитъ . Тоже повторяется в конце рукописи, другою, позднею же рукою. На л. 72. припись писца: сии служебникъ преписанъ книгъ на рукою кипрнанъ митрополитъ и все руси. же и сими книгами ли бжтвную и безкровную жертву гви приносщеи сщнници и сими книгами молщес. поминаите наше ко да и томуже поминанию сподоблени будете. Аще ли же кто восхоще т си сматри не приложити или ложити нко слово. или или иже су т подъ строками в рдхъ ниже премнити слогню нкоторую. или приложити ихже или плки ложити ни въ дьконьства. ниже въ възглашении. ни въ млтва. но с проитати ити. или ко да не небрежени въ грхъ впадете. занеже небрежени впасти в грхъ, горшии неже невидни . Л. 132 об. После чина венчания припись писца: сем книгъ. митрополитомъ и все рси. кипреномъ. После сего мелким почерком: киръ оцю ксенефонту, дд, инокъ иларии за худость и неспхъ. прости. – Сия последняя приписка сделана, по-видимому, рукою того же писца, который писал и всю книгу, только почерком более мелким. Из чего можно заключать, что служебник сей писан не рукою самого святителя, которого почерк известен по рукописи Лествицы, хранящейся в библиотеке М. Д. Академии, и правописание отличается смешанным употреблением юсов и , сообразно правописанию Сербскому того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Согласно с этим указанием летописи, кончину пр. Варлаама относят к 1193 году. (Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 609 и 639), потому что после построения и освящения храма в 1192 году о преподобном и его действиях более не упоминается. Что касается до 1243 года, в которой полагают также кончину преп. Варлаама (Словар. Истор. о святых в Росс. церкви 1836 г. стр. 50. Путешеств. по св. мест. Русск. ч. II стр. 343), основываясь также на летописях (Новг. II и III лет. под 6753 год.); то сие зависело от смешения пр. Варлаама с другим Варлаамом, скончавшемся в оном году также в Хутыне и именовавшимся в мире Вечеславом Прокшиничем. (Новг. I лет. под 6751 год. Ср. Ист. Росс. Иерарх. ч. I, стр. 339, изд. 2-е. Прибавл. к Акт. Ист. Т. I, прим. к X 5). 1046 В житии, писанном на пергамене в 1438 году, о погребении преп. Варлаама сказано только, что по смерти его «прииде архиепископ того-ж В. Новаграда, и от всех монастырей стекшеся иноци множество, и тако честна с кандилы надгробныя песни отпевше, абие скутають честное и трудолюбное тело месяца Ноемврия в 6». Мин. месячн. в Соф. Библиот. в 4-ку N 3 л. 50. Лице погребавшего новг. архиепископа хотя нигде не означено, впрочем, судя по тогдашнему счислению лет с сентября, погребавшим его должен быть св. Григорий, скончавшийся в один год с преп. Варлаамом (1193) 24 мая, т. е. спустя 6½ мес. после преподобного. Ист. Росс. Иерарх. ч. I, стр. 176. 1047 Из чудес преп. Варлаама, во время жизни его, в Чети- Минеи и Прологе (6 ноября) упоминается о четырех, а по рукоп. житию особенно известно чудесное предсказание его архиепископу о имеющем выпасть большом снеге в Петров пост, в память чего учрежден тогда же из Софийского собора крестный ход в первую пятницу оного поста, продолжающийся до ныне. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI стр. 621. В сказании о сем чуде имя архиепископа хотя и не упоминается, впрочем под ним надлежит разуметь не святителя Антония, как разумеют некоторые, а св. Григория; иначе нельзя примирить времени жития пр. Варлаама с временем жизни арх.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

1243 г.); VIII, 88 (чернец Самсон, с 1415 архиеп. Новгор.), 158 (колокола звонили сами по себе 1471 г.); X, 20 (игум. Варлаам в 1192 г. постав. кам. церк. Спаса), 21 (о том же в 1193 г.), 22 (в 1193 г. преставися игум. Варлаам на Хутыне), 64 (инок Антоний, с 1212 г. еписк. Новгор.), 88 (инок Арсений, с 1223 г. еписк. Новгор.), 95 (в 1228 г. архиеп. Антоний сойде в м-рь по своей воли), 96 (в 1228 г. Арсения сведоша на Хутынь, а Антония на архиеп. двор), 128 (в 1243 г. преставися преп. Варлаам, игум. Хутын., в мире Алексей Михаилович); XV, 280 (в 1192 г. Варлаам чернец поставил церк. Спаса, а мирск. именем Алекса Михалевич), 305 (в 1207 г. преставися Порфирий инок, постригся у св. Сп. на Хут., при игум. Варлааме, а мирский Прокша Малышевич), 310 (в 1211 г. Добрыня Андр. постригся у Сп. на Хут.), 334 (чернец Арсений, с 1223 г. еписк. Новгор.), 348 (в 1226 г. архиеп. Антоний соиде в м-рь по своей воле), 350 (в 1228 г. архиеп. Антоний снова возвращен), 357 (игум. Арсений в 1231 г. переведен во игум. Юрьевского м-ря), 384 (в 1242 г. преставися преп. игум. Варлаам Хутын., в мире Вячеслав Прокшинич), 395 (в 1247 г. погреб. Констант. Вячеславич, в иночестве Анкудин); “Дворцов. разряды», III, 398 (архим. Софроний, с 1654 г. архиеп. Суздаль.), 651 (встреча вселен. патриархов 1666 г.), 981 (архим. Иосиф Козел переведен 1 сент. 1674 г. в Спасо-Андрониев м-рь), 1037 (архим. Пахомий Козел 20 сент. 1674 г. переведен в Симонов м-рь), 1151 (24 дек. 1674 г. уставник Макарий Саввы Сторожев. м-ря поставлен сюда в архимандр. вместо архим. Пахомия Козла), 1254 (панихида 27 февр. 1675 г.; архим. Макарий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 621 (челобит. 1721 г. архим. Вениамина о излишне взятых с вотчин в 1720 и 1721 г. поборов), 648 (дело 1721 г. о неповинов. крестьян), 768 (архим. Вениамин, быв. поп на отцовском месте из Юрьевца Польского, поставлен в кандидаты на Киев. архиер. кафедру); II, ч. 1, 889 (архим. Вениамин, представлен. на епископ. Иркут. кафедру в 1722 г., не утвержден), ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

от кабачн. шатров при м-ре; архим. Феодорит); 1868 г., I, смесь, 139 (архим. Тихон 1658 г.); 1870 г., IV, Отд. 2, 111 (Наказ 1684 г. архим. Евфимию о розыске на Олонце списков с книги «Увета духовного»); 1876 г., I, Отд. 1, 98 (печалов. духовен. за опальных; преп. Варлаам); 1878 г., IV, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 84 (в 1569 г. сюда сослан игум. лавры Памва); 1879 г., II, ист. опис. Тр.-Серг. лавры, 116 (игум. Гурий Коровин с 1548 г.); 1882 г., I, Отд. 2, 224 (игум. Киприан, с 1620 архиеп. Сибирский); “Полн. собр. лет.», I, 211 (Добрыня Ядрейкович в 1211 г. постригся в м-ре); III, 20 (в 1192 г. поставл. церковь Спаса), 30 (в 1207 г. преставился Парфурий, в мире Прокша Малышевич), 31 (в 1211 г. постригся Добрыня), 39 (инок Арсений, с 1223 г. владыка Новгород.), 42 (в 1228 г. архиеп. Новгор. Антоний ушел сюда на покой), 44 (в 1228 г. о возвращ. архиеп. Антония на кафедру), 47 (игум. Арсений в 1230 г. перевед. в Юрьев м-рь), 54 (1243 г. преставился Варлаам, в мире Вячеслав Прокшинич), 94 (игум. Иоанн, с 1388 г. архиеп. Новгор.), 106 (1417 г. постр. церк. Антония), 108 (постр. кам. церк. св. Илии 1418 г.), 127 (в 1190 г. поставл. церк. Спаса), 133 (игум. Иван, с 1388 г. архиеп. Новгор.), 138 (постр. церк. Илии 1418 г.), 144 (крестный ход 1493 г. 8 декаб.), 148 (игум. Феодосий, с 1542 г. архиеп. Новгор.), 150 (о том же), 155 (игум. Паисий Козлятев 1552 г.), 157 (игум. Мартирий 1555 г.), 158 (игум. Маркелл 1558 г.), 159 (в 1560 г. сгорело 7 келий), 162 (игум. Филофей 1568 г.), 163 (в 1570 г. прислан из Москов. Сергиева м-ря в заточение архим. Памва), 165 (игум. Варлаам 1571 г.), 169 (мор 1572 г.), 170 (государев приезд 1572 г.), 172 (в 1572 г. сорвало с церкви крест), 174 (игум. Варлаам 1572 г.), 180 (чернец Арсений, с 1220 г. архиеп. Новгор. и в 1225 г. архиеп. Антоний ушел сюда на покой), 182 (игум. Иван, с 1388 г. архиеп. Новгор.), 185 (игум. Феодосий, с 1542 г. архиеп. Новгор.), 188 (архим. Киприан, с 1621 г. архиеп. Сибир.), 189 (митроп. Афанасий здесь скончался на покое в 1652 г.), 200 (игум.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001   002     003    004