(† 9.07.1652, Москва), митр. Ростовский и Ярославский. В Синодике ростовского Успенского собора (XVII в.) приведен род В., названы 33 имени, большинство из них - иноки и схимонахи, указаны имена родителей В.: иером. Карп и инокиня Евфимия. На Ростовскую кафедру В. был хиротонисан в 1619 г. из архимандритов угличского Николо-Улейминского монастыря. В. приложил много усилий для восстановления разрушенного в Смутное время кафедрального Успенского собора. Митрополит сделал богатые вклады в собор по своим родителям и брату, схим. Иоасафу (в миру Иоанну): 3 серебряных кадила (1629, 1632, 1635), 2 водосвятные чаши (1633, 1641), плащаницу, фелонь, 2 епитрахили, ткани на облачения - изделия высокого художественного уровня, выполненные в Москве (хранятся в Ростовском музее). Вскоре после привоза в Москву списка с афонской Иверской иконы Божией Матери по благословению В. для ростовского собора 1 февр. 1649 г. был сделан список с новой московской святыни (Ростовский музей. Инв. И-558). В 1632 г. по повелению царя Михаила Феодоровича в Ростове была построена земляная крепость, которую освятил митрополит. В 1645 г. по благословению В. была написана икона Нерукотворного образа Спасителя с избранными святыми, поставленная над въездными Петровскими воротами крепости (Ростовский музей. Инв. И-861). В Ярославле в 1644 г. В. освятил новопостроенный Успенский собор. В 1650 г. в присутствии царя Алексея Михайловича и царской семьи В. участвовал в переносе мощей блгв. кнг. Анны Кашинской в каменный Воскресенский собор Кашина. В 1652 г. В. переносил из Старицы мощи Патриарха Иова; в Житии прп. Дионисия (Зобниновского) , составленном Симоном (Азарьиным) , помещен рассказ иерарха о явлении ему в Старице прп. Дионисия. В. упоминается в достаточно поздних сказаниях, посвященных событиям ярославской истории. Сказание о чудотворной Владимирской иконе Богоматери в Нерехте (XVIII в.) повествует о том, что в 1635 г. в Ярославле была написана Владимирская икона, к-рая должна была быть отправлена в Нерехту, однако ярославцы не хотели отпускать чудотворный образ из города, и В. даже распорядился поместить его в Успенском соборе; лишь после получения грамоты с соответствующим повелением от Патриарха Иоасафа II митрополит разрешил отправить икону в Нерехту. В рукописи XIX в. рассказывается об участии митрополита в обретении чудотворного Нерукотворного образа Спасителя во время эпидемии в городе ( Каган. С. 155-156).

http://pravenc.ru/text/154225.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Углич. XIX.] Угличские святые (свв. Димитрий и Роман, прпп. Паисий и Кассиан Угличские). Старообрядческая мастерская. Икона. Углич. Конец XIX в. 32 х 28. Частное собрание. Файл 9172.jpg:   Размер: 985x1200, 1.18 MPix, 332 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (141) , (0) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 9173.jpg:   Размер: 545x1163, 0.63 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (119) , (1) . Описание: [Россия. XVIII.] Угличские святые (Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский). Икона. Россия. Начало XVIII в. Угличский музей. Файл 9176.jpg:   Размер: 886x1200, 1.06 MPix, 236 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (152) , (1) . Описание: [Москва. XVIII.] Угличские святые (слева направо: Игнатий Прилуцкий Кассиан Учемский Паисий Угличский Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский). Икона. Москва. Конец XVIII в. УГИАХМ. Углич. Файл 9177.jpg:   Размер: 1088x1200, 1.31 MPix, 359 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (149) , (3) . Описание: [Углич. XIX.] Прп. Паисий Угличский на фоне Покровского монастыря. Григорий Буренин (?). Старообрядческая мастерская. Икона. Углич. Начало XIX в. 98 х 64. Из Покровского монастыря. УГИАХМ. Углич. Файл 9178.jpg:   Размер: 984x1200, 1.18 MPix, 274 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (216) , (8) . Описание: Св. преподобный Паисий угличский чудотворец. Период создания: 9 марта 1904 г. Материал, техника: бумага, чернила, печать типографская цветная, рукопись Размер: 14,7х11,7 см Место создания: г. Санкт-Петербург Номер в Госкаталоге: 12709899 Номер по ГИК (КП): УГ КП-20686 Инвентарный номер: Гр-2369 Местонахождение Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области " Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей " Цветная открытка, с [...] Файл 33989.jpg:   Размер: 624x800, 0.5 MPix, 83 Kb. Дата: 2019-07-18, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (82) , (0) .

http://pravicon.com/icon-2651-photo

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ УЛЕЙМИНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Угличские святые Димитрий Царевич и князь Роман Угличские, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский. Русская икона (нач. XVIII в.). Угличский музей. Варлаам Улейминский ( XV в.), монах , основатель Улейминского Никольского монастыря под Угличем , преподобный Память 19 ноября (Ростов.) и в Соборе Ростово-Ярославских святых Его родиной был Ростов. В 1457 году святой отправился в паломничество, в числе прочих святынь поклонился мощам святителя Николая Чудотворца в Бари . Здесь ему явился сам святитель Николай и повелел купить на рынке свой образ, вернуться с ним на Русь и поселиться там, где будет указано. Святой исполнил повеление, приобрел образ за три сребреника и тотчас тронулся в обратный путь. 9 мая 1460 года, в праздник перенесения мощей Николая Чудотворца, он был в Угличе , а спустя несколько дней направился в Ростов . Пройдя 12 километров, святой оказался в лесу вблизи рек Улейма и Воржехоть. Здесь он почувствовал усталость и решил остановиться, чтобы отдохнуть. Поставив икону между ветвей одной из сосен, преподобный уснул. Проснувшись, он хотел было продолжить свой путь и несколько раз безуспешно пытался снять образ с дерева. Смущенный странник снова уснул, во сне ему явился святитель Николай и повелел поселиться на этом месте. Воля святителя была исполнена. Вскоре крестьяне соседнего села Дубровское и окрестных деревень узнали о подвижнике и чудотворной иконе и стали приводить к ней больных, получавших исцеление. Для Варлаама местные жители поставили келью, а для чудотворного образа - часовню у дороги в Ростов. Через некоторое время для поклонения чудотворной иконе прибыл правитель Углича, Бежецкого Верха и Звенигорода князь Андрей Большой , четвёртый сын великого князя Василия Васильевича. По его приказу и по благословению святителя Трифона, архиепископа Ростовского место, где находилась икона, было расчищено, и около 1464 года начато строительство деревянного Никольского храма. Вскоре вокруг храма возник монастырь , Ростовский архиепископ Иоасаф (Оболенский) назначил преподобного Варлаама его строителем.

http://drevo-info.ru/articles/13681313.h...

Николо-Улейминский монастырь В Ярославской губернии, Угличского уезда (ныне – в Ярославской области), в двенадцати километрах от города Углича, на берегу реки Улеймы издавна существовал Николо-Улейминский монастырь (с 1991 года принадлежит Русской православной старообрядческой церкви). Главную святыню ее составляет чудотворный образ Угодника Божия. По рукописному сказанию середины XVIII века, этот образ был принесен в Углич из города Бара странствующим иноком Варлаамом еще при князе Углицком Андрее Васильевиче (1462–1492). Из Углича затем он был перенесен старцем на реку Улейму в пустынное место. Здесь по воле Божией Варлаам водворился с образом и в честь его основал нынешний монастырь имени Чудотворца. Подробно то же сказание передает нам всю историю обители и ее главнейших святынь в следующих чертах. Основатель монастыря, старец-странник, инок Варлаам, родом и воспитанием своим был из города Ростова. Во время посещения им города Бара с целью поклонения гробу святителя явился ему здесь сам Угодник Божий и велел купить продававшийся на торгу неизвестным мужем его образ Чудотворца. С этим образом он затем повелевал ему идти в Россию и поселиться с иконой там, где ему снова будем указано. Варлаам так и сделал. Согласно с приказанием Угодника, пошел на торг и, действительно, увидел здесь человека, продававшего образ святителя, купил у него этот образ за три серебренника и немедленно отправился с ним из Бара на родину. Благополучно под покровом Чудотворца старец прибыл в Россию. На самый праздник перенесения честных мощей святителя, 9 мая, в 1460 году, пришел он со своим приобретением в город Углич. Тут он остановился на несколько дней отдохнуть от долгого пути. Затем снова выступил в дорогу, к своему городу Ростову. Однако едва только он отошел от города и дошел до реки Улеймы, здесь, в месте пустынном и лесистом, вдруг почувствовал такую усталость и изнеможение, что не мог дальше продолжать своего пути. Тогда Варлаам остановился на том месте, где теперь обитель, и, подняв немного руки над головой, поставил свой образ на одну сосну, между ветвями ее, а сам, помолившись на коленях пред ним, лег на земле у подножия дерева и заснул. Проснувшись после небольшого сна, он встал и хотел снять образ с дерева, чтобы опять идти дальше; но лишь только коснулся образа, тотчас ослабели руки его, а образ не двинулся с дерева. Во второй и в третий раз пытался он взять чудную икону и – одинаково безуспешно. Смутился этим старец и, не зная, что ему теперь делать, в горе опять лег и заснул. Тогда явился ему во сне святитель Божий Николай и велел остаться с образом в этом уединении на постоянное жительство, обещая ему за это всегда ходатайствовать о милости Божией к этому месту и, кроме того, всегда присутствовать здесь при своем образе чудесными знамениями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Угличские свв. Описания иконы Угличские свв. - житие Святые на земле Углицкой просиявшие: Углицкие святые Кассиан и Паисий Святой благоверный князь Роман, Угличский чу­дотворец Святой мученик Иоанн младенец, Угличский Святитель и чудотворец архиепископ черниговский Феодосий Углицкий Григорий Угличский преподобномученик, погибший при разорении Углича поляками. Преподобная Анастасия — игуменья Угличская и 35 монахинь с нею. Преподобный Мардарий Угличский. Преподобны Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Мирянин Иван Петрович Коротков (Иоанн Угличский) Благоверный Андрей Васильевич Большой (Угличский) Дмитрий, царевич Московский, Угличский страстотерпец Благоверный Иван Андреевич Угличский (Игнатий Прилуцкий) Благоверный Роман Владимирович Угличский Благоверный Фома Угличский Исповедница Ираида Осиповна Тихова — мирянка с. Котово Угличского района Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Россия. XVIII.] Угличские святые (Свв. Царевич Димитрий и князь Роман Угличский, Паисий Угличский и Игнатий Прилуцкий и Угличский, Кассиан Учемский и Варлаам Улейминский). Икона. Россия. Начало XVIII в. Угличский музей. Файл 10547.jpg:   Размер: 886x1200, 1.06 MPix, 233 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (135) , (2) . Описание: [Русь. XVII.] Свв. Димитрий и Роман Угличские. Прокопий Чирин (?). Строгановская школа. Икона. Русь. 1-я половина XVII века. 29.5 х 23. Дар св. императора Никалая II в ГРМ. Файл 10548.jpg:   Размер: 927x1200, 1.11 MPix, 276 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (104) , (0) . Описание: [Углич. XIX.] Угличские святые (свв. Димитрий и Роман, прпп. Паисий и Кассиан Угличские). Старообрядческая мастерская. Икона. Углич. Конец XIX в. 32 х 28. Частное собрание. Файл 10549.jpg:   Размер: 985x1200, 1.18 MPix, 332 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (106) , (1) . Описание: [Москва. 1920-30.] Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Файл 10550.jpg:   Размер: 545x1163, 0.63 MPix, 100 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (103) , (1) .

http://pravicon.com/icon-3019

В 1930 г. по постановлению собрания колхозников обитель закрыли. Вся ценная церковная утварь оказалась в музеях Ярославля и Углича, а монастырские постройки стали использовать для хозяйственных нужд. В разное время в обители была школа, лагерь заключенных, детский дом и зернохранилище. В 1941 г. Углич готовился к обороне от немецко-фашистских войск. Со старых башен были сняты деревянные кровли, а стены укрепили для отражения вражеских атак. Кроме того, с трех сторон вокруг монастыря были вырыты глубокие противотанковые рвы. В 1960-е г. обитель отреставрировали, а в 1992 г. возродили, как мужской старообрядческий монастырь. Однако через 5 лет из-за малого количества насельников его превратили в женский. Обитель в селе Улейма отличается от всех монастырей Углича. Это единственный полностью сохранившийся монастырский комплекс в Ярославской области. Приземистые стены, мощные башни и церковные постройки выглядят, как 500 лет назад. Прямоугольная территория 220 м на 170 м окружена крепостной стеной, над которой возвышаются восемь разных по форме башен. В центре стоят пятиглавый Никольский собор, Введенский храм с трапезной и высокая трехъярусная колокольня, построенная в конце XIX в. Над святыми воротами устроен Троицкий храм с крыльцом из красного кирпича. Николо-Улейминский монастырь стоит среди густых лесов на невысоком холме в 12-ти километрах от Углича по Ростовской дороге у слияния двух рек Улеймы и Воржехоти. Обитель основана в XV веке старцем Варлаамом, который принес сюда икону Николая Чудотворца из итальянского города Бари. Легенда рассказывает, что Святой Угодник явился к Варлааму, велел купить икону с его изображением и идти с ней до тех пор, пока не будет велено остановиться. Старец выполнил указание: купив икону он шел с ней до Ростова. В мае 1460 года он прибыл в Углич. Отдохнув несколько дней, снова тронулся в путь, но, пройдя не более 12 верст, в пустынном и лесном месте на берегу реки Улеймы Варлаам вдруг почувствовал слабость и вынужден был остановиться, а икону Святого Николая поставил на сосну между ветвями. Проснувшись, он хотел идти дальше, но никак не мог взять в руки икону - они неожиданно слабели, а образ оставался на месте. Вскоре к нему снова явился Николай Чудотворец и велел поселиться тут, обещая ходатайствовать всегда о милости Божией к этому месту и присутствовать при своем образе чудесными знамениями.

http://sobory.ru/article/?object=00487

Варлаам, митрополит Ростовский и Ярославский (Старорушин) Есть предположение, что он был игуменом Улейминского Николаевского монастыря около Углича. В 1619 году хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского с возведением в сан митрополита. В 1642 году митрополит Варлаам был в Москве на Соборе для избрания преемника скончавшемуся патриарху Иоасафу I, участвовал в посвящении Никона в Новгородского митрополита. Отличительной чертой митрополита Варлаама была любовь к благоукрашению и благоустройству храмов и монастырей, на что он жертвовал свои личные средства. Об этом свидетельствуют такие факты: в 1649 году он подарил Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю Евангелие в парчовом окладе и с верхней серебряной доской; около 1653 года внес свою лепту в благоустройство Ниловой пустыни. В 1650 году освящал новый храм во имя святого пророка Илии. 9 февраля 1651 года участвовал в Соборе по исправлению многогласного пения. Скончался в Москве в 1652 году при встрече мощей святителя митрополита Филиппа, митрополита Московского и всея Руси (память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября). Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1418. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 589, 832. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858, т. 1. – С. 153. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 333, 356. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 25. Исторический вестник. – 1886, январь. – С. 80. – 1894, апрель. – С. 151. – 1904, февраль. – С. 688. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 5-а. – С. 530. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Управлял до 1572 года. Но когда и где скончался, неизвестно. Ист. Карамз. ч. 9, прим. 268. Ист. Росс. Иерарх. ч. 2, стр. 94. 43 . Иона (с 1574 г.) Откуда возведен на кафедру и когда скончался остается неизвестным. Погребен же при Ростовском соборе по правую сторону алтаря. – Ист. Росс. Иерарх. ч. 1, стр. 121. 44 . Давид (с 1578 г.) Правив около 3-х лет, сделался жертвою современных смут. 45 . Евфимий (с 1583 г.) Епископствовал года три. Но когда именно скончался и где погребен, остается неизвестным. 46 . Иов (с 1586 г.) Хиротонисан 16 Апреля 1581 г. в Епископа Коломенского. Через пять лет переведен в Ростов Архиепископом, а 1587 г. наименован Митрополитом Всероссийским. Наконец, 26 Января 1589 г., первый возведен был на Патриарший престол. Пастырская жизнь его, протекшая среди борьбы с напастями, представляет нам силу веры и благочестия, твердость духа и смирения, коим увенчал он доблести свои. 47 . Варлаам (с 1587 г.) Хиротонисан в Архиепископа из настоятелей Кириллова монастыря. В 1589 возведен в сан Митрополита. Управлял паствою лет около пяти. МИТРОПОЛИТЫ 48 . Иона 2-й (с 1602 г.) Время правления его не определяется с точностию. В последние годы жительствовал в Владимирском Рождественском монастыре. Погребен же в Ростовском соборе. 49 . Кирилл 4-й (с 1605 г.) Из архимандритов Владимирского Рождественского монастыря. Общественными смутами, при первом самозванце, удален был с кафедры. Но в Июне 1612 г. паки занял оную. Погребен в Ростовском соборе. 50 . Филарет Никитич Романов (с 1606 г.) Знаменитый родоначальник Державного Дома Романовых. На кафедру Ростовскую поступил из иноков Холмогорского Антониева Сийского монастыря. При самозванце втором был взят он и поруган Поляками в самом соборе. Потом, находясь в числе избранных послов к Сигизмунду, задержан был на целые годы в Варшаве. По возвращении же в Москву 24 июня 1619 года возведен на Патриарший престол. Почил 1 Октября 1633 г. и погребен в Успенском соборе. 51 . Варлаам (с 1620 г.) Из архимандритов Угличского Николо-улейминского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ростовские свв. - житие Собор Ростово-Ярославских святых установлен решением патриарха Московского и всея Руси Алексия I и Священного синода Русской православной церкви 10 марта 1964 года. Празднование 23 мая (5 июня) совпадает с днём памяти святителя Леонтия, епископа Ростовского, апостола Ростово-Суздальской земли. Святители и чудотворцы Авраамий, Исайя, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона конца XV — начала XVI века. Агафангел (Преображенский) — митрополит Ярославский Арсений (Мацеевич) — митрополит Ростовский Антоний — епископ Ростовский Вассиан (Рыло) — архиепископ Ростовский Вассиан II — архиепископ Ростовский Василий (Преображенский) — епископ Кинешемский Григорий Премудрый — архиепископ Ростовский Димитрий (Туптало) — митрополит Ростовский Дионисий Грек — архиепископ Ростовский Ефрем — архиепископ Ростовский Иаков — епископ Ростовский Игнатий (Брянчанинов) — епископ Кавказский и Черноморский Игнатий I — епископ Ростовский Иоанн I — епископ Ростовский Иов — патриарх Московский Исаия — епископ Ростовский Кирилл II — епископ Ростовский Леонтий Ростовский — епископ Ростовский Лука — епископ Ростовский Прохор (в схиме Трифон) — епископ Ростовский Стефан Пермский — первый епископ Великопермский Тихон (Белавин) — патриарх Всероссийский Трифон — епископ Ростовский Феодор I — епископ Ростовский Феодор III — архиепископ Ростовский и Суздальский Филарет (Амфитеатров) (в схиме Феодосий) — митрополит Киевский Филарет (Дроздов) — митрополит Московский Преподобные и богоносные отцы Угличские святые: Паисий Угличский, царевич Димитрий, князь Роман, Кассиан Учемский. Икона конца XIX века. Авраамий Ростовский — архимандрит Авраамий — игумен ярославский Адриан Угличский — иеромонах Антоний (Путилов) (Антоний Оптинский) Афанасий Высоцкий Младший (Афанасий Высоцкий II) — игумен Боголеп Угличский — иеромонах Варлаам Улейминский (Варлаам Угличский) Вассиан Рябовский (Угличский)

http://pravicon.com/info-3289

В отличие от других монастырей наших мест история основания Улейминского хорошо известна и нынешний год является юбилейным для обители. В Угличском летописце повествуется об иноке Варлааме из Ростова, в середине XV столетия совершавшем длительное паломничество по святым местам. Наряду с Палестиной и греческими землями им был посещён итальянский город Бари, где совершено поклонение мощам святителя Николая Чудотворца. Там же приобретена икона святого. Варлаам был в паломничестве три года, – начиная с 1457-го. Наконец, в 1460 году он вернулся в русские земли. На обратном пути в Ростов 9 мая – в день перенесения мощей Николая Чудотворца (22 мая по новому стилю) – проходил через Углич. Продолжив путь после праздничной службы, остановился отдохнуть в пустынном месте. Там инок Варлаам, в силу духовного откровения, решил поселиться и разместить принесённую из Италии икону. Были построены келья и часовня, а в следующем году – деревянный храм. Так было положено начало новому монастырю по имя Святителя Николая Чудотворца, основанному при поддержке князя Андрея Васильевича Большого, по благословению ростовского архиерея. Дальнейшая судьба обители оказалась успешной – во второй половине XV века формируется монашеская братия, возглавляемая игуменом. По духовной грамоте (завещанию) угличского князя Димитрия Ивановича Жилки (1505-1521) «к Николе на Оулеиму» были положены земельные пожалования. Монастырь становится столь значительным, что в нём ведётся каменное строительство: в 1559-1563 годах возводится Введенская церковь с трапезной, а в 1577-1589 годах Никольский собор – высокий, со сводами, с погребами, с дверями железными. Шестнадцатое столетие было благополучным периодом для Николо-Улейминского монастыря, но в начале XVII его затронули поглотившие страну трагические события Смутного времени. Как сообщается в Угличском летописце «Потом же, грех ради наших, бысть попущением Божиим, нашествие на Российскую землю злобожных поляков в лето 7117 (1609) году. Тогда бо многия грады Российския теми зловерными литовскими воины попленены и раззорены быша». При разорении окрестных монастырей враги подступили и к Николо-Улейминскому. Игумен Варсонофий с 27 выбранными из братии иноками пытался вразумить захватчиков, но был жестоко убит. Тогда братия и укрывшиеся в монастыре крестьяне заперлись в Никольском соборе. Враги, не сумев выломать двери, подкопали (или взорвали) храм, под обломками которого погибло множество людей.

http://sobory.ru/article/?object=00487

   001   002     003    004    005    006    007    008