Генваря 19-го 1865. 1573 Мир Господень отцу наместнику и братии. Игумен Варлаам представился, и оставил место, которое занять оказывается затруднение. Братия избрали казначея: но иные подали голос только для того, чтобы не сказать ему в глаза: не желаем тебя. Мне думалось, что можно сюда назначить Серпуховскаго монастыря казначея Игумена И., но приметно, Давидовския братия не желает его, и я не столько его знаю, чтобы убеждену быть в неосновательности сего нежелания. Не знаете ли вы его, и с какой стороны знаете? Или не укажите ли благонадежнаго? Думаю обратиться к скиту: но думаю также, не ослабить ли тамошняго духовнаго общества, и не возбудить бы там помысла любоначалия. В тоже время подобное затруднение встречается по Екатериненской пустыни, где единогласно выбран в настоятели казначей, по видимому, благонадежный: но вслед за тем открылись такие сомнения, что нужно подумать, не откроется ли более надежнаго. Помогите моему затруднению. – Между тем утешен я вестию из Борисоглебскаго женскаго монастыря. Тиф распространился там так, что настоятельница упадала духом. Прибегла молебным пением к Божией Матери; и, возвратясь из церкви, нашла лежавшую в ея келлии больную сестру в слезах, которая сказала ей, что была со всеми сестрами в церкви, видела, что от иконы Божией Матери светлый облик осенил молящихся сестер, и изъявила надежду милости Божией. Больныя потом большею частию выздоровели, – а некоторыя скончались назидательною кончиною. Генваря 27-го 1865. 1574 Мир Господень отцу наместнику и братии обителей. Прискорбно мне было узнать о неблагочинии иеродьякона и монаха в Петербурге, но гораздо прискорбнее о неискренности иеромонаха А. Мне прежде думалось, не скрывается ли нескромный помысл в его склонности к писательству: но думалось и то, что доброе занятие может быть полезно. Желаю, чтобы поступок его был случайною преходящею ошибкою, и был заглажен. – Но без сомнения думаю о удалении его из Петербурга. – О нем из Петербурга, и о устройстве при нем братии подворья и служения доходили до меня добрые отзывы. Поддержит ли это приемник его? А ему не покажется ли не благознаменательным взятие в Лавру, хотя оно и объясняется правилом срока? И не родится ли из сего искушение пойти стезями предшественника по подворью? – Говорю сие не для опровержения предположения: но для разсмотрения дела с разных сторон. –

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Речь идет не о рассмотрении бумаг (документов), а прежде всего о рассмотрении личных свидетельств, перед Крестом и Евангелием, получивших благодатную помощь. В связи с этим необходимо подчеркнуть важное различение: церковное условие канонизации говорит не о молитвенной помощи (много может усиленная молитва праведного, пишет св. апостол Иаков), а о явном чуде Божием: если первое известно многим благочестивым христианам, то чудо Божие, которым Господь хочет прославить Своего святого – дело совсем другое, особое. Т.о., должна быть зафиксирована не просто благодатная помощь в исцелении, а засвидетельствована невозможность исцеления с помощью врачей или каких-либо земных средств. В.О. Ключевский писал, что в «древней Руси известно было правило, которое требовало для церковного признания открывшихся мощей, “да сотворят три чудеса: глух да прослышит, нем проглаголет, слеп да прозрит; и аще сотворят чудеса; то от Бога и от св. апостол; аще не сотворят тех чудес, то не примите их”». Николай Казаков 20 января 2016г. 23:21 Вопрос протоиерею Олегу Митрову. На предстоящем Соборе готовится канонизация местночтимых святых, опрашивались все епархии на предмет их почитания. Мне один знакомый в епархии присылал этот список. В случае общецерковного прославления местночтимого святого нужно ли будет на Соборе представлять случаи чудес или достаточно только наличие почитания в разных епархиях? Привожу этот список: Александр Пересвет, Амфилохий Почаевский, Андрей Ослябя, Аристоклий (Амвросиев), Варлаам Серпуховской, Васса Псково-Печерская, архиепископ Геннадий Новгородский, Герасим Болдинский, митрополит Геронтий Московский, Досифея (Тяпкина), Елисей Лавришевский, архиепископ Иннокентий (Борисов), митрополит Иоасаф Московский (Скрипицын), Иона Псково-Печерский, Корнилий Крыпецкий, Корнилий Переяславский, Кукша Одесский, Лаврентий Черниговский, Леонид Устьнедумский, Марк Псково-Печерский, Мартин Туровский, епископ Мина Полоцкий, Ростислав Мстиславич, Симеон (Желнин), Симеон Полоцкий, Симон Сойгинский, София Слуцкая, Феофил Киевский, митрополит Филарет Киевский, Ярослав Мудрый.

http://bogoslov.ru/article/4814630

Ряд епархий, возглавляемых своими архипастырями, стали отходить от митроп. Сергия и его Синода. Первыми отложились петроградцы – епископ Димитрий Гдовский и епископ Сергий Марвский со своей паствой, написав 16 декабря специальное мотивированное послание митроп. Сергию. 22 декабря отложилась Глазовская епархия, возглавляемая епископом Виктором. 30 декабря отложились серпуховского духовенство и миряне во главе с еп. Алексием (Готовцевым). 9 января 1928 года отложился управляющий Воронежской епархией епископ Козловский Алексий со своей паствой. 12 января отошел со своей паствой епископ Никольский Иерофей. Послания с мотивами своего отхода написали: митроп. Агафангел, архиеп. Угличский Серафим, митроп. Петроградский Иосиф, архиеп. бывш. Пермский Варлаам (Ряшенцев) , епископ Ростовский Евгений (Кобранов). В разное время прервали общение с митрополитом Сергием: митроп. Казанский Кирилл, архиеп. Пахомий, епископы: Дамаскин, Василий, Иларион (викарий Смоленский), Максим (Серпуховской), Аверкий, Нектарий (Трезвинский) и другие, написав митрополиту Сергию мотивированные послания. 14/27 сентября 1927 года митроп. Сергию было написано “Открытое письмо” соловецких узников по поводу его Декларации, в котором, в частности, говорилось: 1) Мы одобряем самый факт обращения Вашего к Правительству с заявлением о лояльности Церкви в отношении к Советской власти, что касается гражданского законодательства и управления... 2) Мы вполне искренно принимаем чисто политическую часть послания... 3) Но мы не можем принять и одобрить Послание в его целом, по следующим соображениям: а) в абзаце “5” мысль о подчинении Церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения Церкви и Государства. Церковь не может взять на себя пред Государством (какова бы ни была в последнем форма правления) обязательства считать все радости и успехи Государства – своими радостями и успехами, а все неудачи – своими неудачами, ибо всякое Правительство может принимать иногда решения безрассудные, несправедливые и жестокие, которым Церковь вынуждена бывает подчиниться , но не может им радоваться или одобрять. В задачу настоящего Правительства входит искоренение религии, но успехи его в этом направлении Церковь не может признать своими успехами;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Олонецкая икона Об этом образе никаких сведений не имеется. 21 ноября Икона «Введение во храм Пресвятыя Богородицы» в г. Серпухове Московской губернии Этот образ находится в Серпуховском Владычнем женском монастыре. О происхождении его сохранилось следующее известие. Живший в XIV столетии прп. Варлаам, ученик св. митрополита Алексия, однажды удостоен был видения образа, на котором было изображено .введение во храм Пресвятой Девы. Святитель Алексей отдал тогда же распоряжение написать икону в таком виде, как она явилась прп. Варлааму. Образ был написан и поставлен в основанном св. Варлаамом Серпуховском Владычнем монастыре, в каменном храме Введения Богоматери. Написан он в 1377 году и с этих пор, вот уже более 500 лет, чествуется как чудотворный. И доныне благодать Божия не престает подавать от иконы различные исцеления всем притекающим с верой под молитвенный покров Божией Матери. Размеры Серпуховской иконы: 1 аршин и 3 вершка в вышину и 14 1/2 вершков в ширину. Иконопись ее прекрасно сохранилась и относится к XIV веку. Уцелел также и древний оклад ее. В 1860 году благочестивые почитатели Серпуховского образа повесили на него бриллиантовое ожерелье, а над ликом Богоматери вделали наперсный бриллиантовый крест с изумрудами и короной наверху. В середине же креста на изумруде вырезано Распятие Господа Иисуса Христа «с предстоящими». 24 ноября Явление Богоматери св. великомученице Екатерине Св. Екатерина, жившая в Александрии во время правления нечестивого гонителя христиан императора Максимина, происходила из царского рода и отличалась необыкновенной красотой, умом, образованностью и богатством. Многие знатные юноши предлагали ей выйти замуж. То же советовали ей родственники ее и мать, бывшая тайной последовательницей Иисуса Христа. Но св. Екатерина возлюбила с малых лет девство больше супружества и всякий раз отказывала желающим вступить с ней в брак. Родственникам своим она объявила следующее: — Если хотите, чтобы я вышла замуж, то оттыщите мне такого жениха, который был бы равен мне по знатности рода, по красоте, богатству и образованности.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

Феодор, епископ Ростовский (+1023) — 21 июня Феодосии, митрополит Московский и всея Руси (+ после1464) — 7 сентября Филарет, митрополит Московский (+ 1867) — 2 декабря Филарет, митрополит Киевский (+1857) — 3 января МУЧЕНИКИ Василий Мангазейский (+1602) — 4 апреля Св. кн. Борис Ростовский (+ 1015) — 15 мая и 6 августа Иоанн младенец, мученик Угличский (+1663) — 8 июля Преподобномученики Адриан Пошехонский (+1550) - 18 марта Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею (t1609) - 23 апреля Антонин, игумен Покровский, Герасим, архимандрит; Евфимий и Варсонофий, священноиноки; иноки Макарий, Матфий, Вассиан Гурии, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет,Геласий, Вассиан,Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосий, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с нимии 1000 мучеников-мирян, Угличские (+1609) — 6 июня . Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братий и 200 мучеников-мирян, Угличские (+1608) —14 октября Преподобные Авраамий Ярославский, игумен Преображенского монастыря (t после 1219) —15 мая и 6 октября Авраамий, архимандрит Ростовский (+ок. 1073—1077) — 11 ноября Адриан Угличский (+ после 1504) — 8 сентября Антоний Оптинский (+ 1865) — 20 августа Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший (1395) — 25 сентября Боголеп Угличский (XVI) — 4 сентября Варлаам Улейминский, Угличский (t после 1460) — 5 июня Вассиан Угличский, Рябовский — 4 сентября Священномученики Александр, пресвитер Большесольский (Поздеевский, 1868—1940) — 25 октября Александр, пресвитер Брейтовский (Петропавловский, 1884—1937) —17 ноября Александр, пресвитер Угличский (Абиссов, 1873-1942) - 21 февраля Александр, пресвитер Ярославский (Елоховский, 1858—1918) — 16 сентября Алексий, диакон Петропавловский (Введенский, 1903—1937) — 26 августа Алексий, пресвитер Диево-Городищенский (Великосельский, 1865-1918) — 12 сентября Андрей, пресвитер Даниловский (Добрынин, 1874—1938) — 21 февраля

http://pravicon.com/info-3614

Чудо от иконы Божией Матери во время молитвы свт. Алексия, митр. Киевского. Рисунок пером (СГИХМ. Сб. нач. XIX в. Л. 59) (1-я треть XIV в.- 5.05.1377 или 1392, г. Серпухов), прп. (пам. в Соборе Московских святых), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря . Сведения о В. С. содержатся в сказании «О зачатии Владычнего монастыря, еже есть в Серпухове» (XVII в.), о преподобном рассказывается только в связи с основанием обители, др. биографические сведения отсутствуют. Сказание называет В. С. «пострижеником пустынным», сообщает, что он был келейником свт. Алексия , митр. Киевского и всея Руси, пользовался его уважением. Согласно сказанию, в 1360 г. во время молитвы свт. Алексию было повеление от иконы Пресв. Богородицы создать в Ее честь монастырь «в пределе града Серпухова». Святитель благословил своего келейника найти место для обители. Обходя окрестности Серпухова, в 2 верстах к юго-западу от города, в лесу за р. Нарой, у оз. Долгого, преподобный ночью услышал «звон велик и гремения сосудов, железных и медных». Избранное В. С. место не понравилось митр. Алексию, однако ночью святитель услышал голос, повелевший поставить мон-рь на этом месте. Строителем мон-ря был назначен В. С., к-рый по повелению свт. Алексия сначала заложил деревянную ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, а «по времени и каменную церковь состави, такожде и трапезу». В ранних списках сказания «О зачатии Владычнего монастыря» (кон. XVII - нач. XVIII в.) возведение Введенской ц. отнесено к 1367 г., в списках XIX в. и в монастырских документах того времени (клировых ведомостях, актах) - к 1360-1362 гг. (В. А. Кучкин, основываясь на том, что настоятели Владычнего мон-ря ранее XVI в. неизвестны, а также на том, что в монастырских актах XVI - 1-й пол. XVII в. В. С. не упоминается в качестве первого строителя обители, предположил, что В. С. был строителем Введенской ц., обитель же появилась позднее - Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 4 (10). С. 98-100, 104, 107).

http://pravenc.ru/text/154251.html

ВЛАДЫЧИН, женский, 3 класса, в одной версте от уездного города Серпухова, на берегу реки Нары. Он был прежде мужским, и основан св. Алексием, Митрополитом всея Руси, в 1362 году, в честь Владычицы Пресвятой Богородицы (почему и Владычин называется) по чудесному Ее велению; обитель эта также именовалась и Введенскою, по главной церкви, здесь с самого начала построенной. Первым Настоятелем здесь был ученик св. Алексия Митрополита, Варлаам, который тут и погребен, вместе с своим преемником, иноком Гедеоном, которых память, по их благочестивой жизни, уважается и доныне. – В 1706 году обитель эта обращена в женскую. В настоящее время здесь находятся четыре каменные церкви: 1) Соб. Введения Пресвятой Богородицы, древнего построения, сооруженная вся из дикого камня. 2) Великомученика Георгия, с приделом московских Святителей Петра, Алексия и Ионы. 3) Феодора Агкирского, над св. вратами. 4) Димитрия царевича, под колокольнею; в этой церкви есть икона сего царевича, присланная сюда, в 1607 году, царем Василием Иоанновичем Шуйским. Ежегодно, пред Троицыным днем, в четверг, совершается отсюда, из обители, по древнему установлению, крестный ход на общую могилу, называемую Убогим Домом, где погребены граждане Серпуховские, погибшие во время морового поветрия, известного под именем черной смерти, где и отправляется по усопших торжественная панихида. АНОСИН-БОРИСОГЛЕБСКИЙ, женский, общежительный, в 5 верстах от уездного города Звенигорода, в селении Аносине. Основан в 1831 году княгинею Мещерскою. Здесь церковь Бориса и Глеба. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: КРУТИЦКИЙ APXIEPEЙCKUЙ ДОМ, в Москве, между Симоновым и Новоспаским монастырями, на гористом берегу Москвы реки, на урочище, издревле именуемом, по причине крутизны местоположения, Крутицами; при подошве этой возвышенности, во рвах, протекают ручьи: с северной стороны – Сара, а с южной – Подон. Обитель эта, древнейшая в Москве и примечательная по своему отношению к иерархии русской, основана св. Князем Даниилом Александровичем Московским в последней половине XIII века (около 1272 года), и служила с половины XV века местопребыванием владык древней Сарайской епархии, переименованной в Сарайскую и Подонскую, а потом в Крутицкую, и уничтоженной по именному указу императрицы Екатерины I, 15 мая, 1788 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Иногда в проповедях его не ощущалось огня, иногда они говорились, по-видимому, без подготовки, и внешняя форма их не была отделанной: наблюдалась некоторая повторяемость тем, варьированных лишь подробностями. Причиной этого являлись – перегруженность работой, переутомление и абсолютный недостаток времени у Владыки. Но, окидывая взором весь период времени его архипастырского служения у нас, можно сказать лишь одно: во всем он был верен себе, своему смирению, своей ревности о Боге. Себя он не помнил и не щадил. Весь день его был заполнен служением Богу и людям. Он учил, проповедывал, будил спящих, поднимал изнемогших, утешал плачущих, ободрял немощных! Всем: словом, делом, примером – он не давал нам оцепенеть в равнодушии, а звал с любовию и смирением припасть к Стопам Пречистого! «Честна пред Господем смерть преподобных Его» ( Пс. 115:6 ) Он всегда помнил это. Ни на одну минуту душа его не расставалась мыслию с почившими о Боге праведниками. Память о них была величайшей усладой сердца его. Насаждать, укреплять, возгревать эту память в сердцах верующих – было его непрестанной заботой. Он заботился о насаждении и укреплении этой памяти о местных праведниках как прославленных церковью, так и не прославленных еще. Почитание памяти их он считал священной обязанностью каждого из серпуховцев. Познакомив паству свою с жизнью Святителя Варсонофия Тверского, уроженца г. Серпухова, он всегда поминал его в литейной молитве и в отпустах, возобновляя таким образом ежедневно в памяти духовных чад своих прекрасные примеры и образцы духовной жизни и подвига и соединяя крепкими узами, воспоминая Церковь Небесную с Церковью земной. Также постоянно поминал он преподобных СЕРГИЯ и НИКОНА Радонежских. Из них преп. СЕРГИЙ несколько раз был в Серпухове в Высоцком монастыре у своего ученика преп. АФАНАСИЯ, а преподобный НИКОН за святое послушание прожил два года в этом монастыре. Память не прославленных еще Церковью преподобных и праведных совершалась по наставлению его в заупокойных молитвах. Наши местные Серпуховские подвижники: строитель Владычного монастыря преп. Варлаам, ученик его преп. Гедеон, Давид Серпуховский, Захария – отшельник, блаженный Василий молчальник, блаженная Евфросиния – поминались им в келейной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преподобный Косма Яхромский. Февраль, 18 1492 Преподобный Леонтий Караховский. Июль, 18 1492 Преподобный Нектарий Бежецкий. Апрель, 3 1492 Блаженный Иоанн, Христа ради Юродивый, Устюжский Чудотворец. Май, 29 1494 Преподобный Савва Крыпецкий (Псковский). Август, 28 1495 Священномученик Макарий, Митрополит Киевский. Май, 1 1497 XVI в. Преподобный Иаков Галичский. Апрель, 4 XV-XVI вв. Преподобные Онуфрий и Авксентий Мальские, Псковские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Христофор Сольвычегодский, или Коряжемский. Июль, 25 XVI в. Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник. Июнь, 14 XVI в. Преподобный Афанасий Свирский. Май, 2 XVI в. Преподобный Евфимий Архангелогородский. Январь, 20 XVI в. Преподобный Антоний Черноезерский. Январь, 17 XVI в. Преподобный Варлаам Керетский. Ноябрь, 6 XVI в. Преподобный Никандр Городноезерский. Ноябрь, 4 XVI в. Преподобные Онуфрий и Авксентий Перцовские, Вологодские. Июнь, 12 XV-XVI вв. Преподобный Александр Вочский, Галичский. Март, 27 XVI в. Преподобный Даниил Шужгорский. Сентябрь, 21 XVI в. Преподобный Киприан Сторожевский. Август, 26 XVI в. Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская. Июль, 6 XVI в. Преподобный Себастиан Пошехонский. Декабрь, 18 1500 или 1542 Преподобный Тихон Луховский. Июнь, 16 1503 Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский. Июль, 25 1504 Преподобный Паисий Угличский. Июнь, 6 1504 Преподобный Кассиан Угличский, или Учемский. Октябрь, 2 1504 Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский. Декабрь, 4 1505 Преподобный Галактион Белоезерский (Белозерский). Январь, 12 1506 Преподобный Нил Сорский. Май, 7 1508 Преподобный Вассиан Угличский. Февраль, 12 1509 Преподобный Харитон Сянжемский. Апрель, 11 1509 Преподобный Иоаким Опочский. Сентябрь, 9 ок.1515 Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради Юродивый. Август, 10 1515 Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, Или Волоколамский, Чудотворец. Сентябрь, 9 1515 Святитель Серапион. архиепископ Новгородский. Март, 16 1516 Преподобный Давид Серпуховский. Октябрь, 18 1520 Преподобный Геннадий Важеозерский (Олонецкий). Февраль, 9 1520

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Спасти хотяй некоего крестьянина недугом пьянства одержимаго, трикратно явися ему преподобный Варлаам в видении соннем и повеле молебен послужити пред иконою Богоматере во обители Владычней. Той же, повеление исполнив, исцелися от недуга своего, из глубины сердца взывая благодарственне Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси и заступление всем страждущим людем обитель твоя, преподобне, идеже чудная икона Богоматере, Неупиваемою Чашею именуемая, исцеление дарует отчаявшимся и погибающим, наипаче же болезнующим пиянством. Темже и нам с верою ко святым мощам твоим приходящим, буди предстатель, умоли Пречистую Владычицу исцелити нас от страстей греховных, да вопием тебе с любовию таковая: Радуйся, Заступницы Усердныя благоговейный почитателю; радуйся, к Богородице молитвенниче наш неусыпный. Радуйся, яко тобою дивная икона Богоматере прославися; радуйся, яко от нея мнози исцеление от пиянства приимаху. Радуйся, яко от всех градов и весей народи во обитель твою притекают; радуйся, яко того ради по всей Велицей России возвещают имя твое. Радуйся, от недуга пианства страждущих избавляяй; радуйся, одержимых страстями от рова погибели спасаяй. Радуйся, к подвигу воздержания нас призываяй; радуйся, отчаянным надежду и помощь подаваяй. Радуйся, спасению многих душ человеческих послуживый; радуйся, трезвеннаго жития наставниче. Радуйся, преподобне Варлааме, земли Серпуховския преславный чудотворче. Кондак 11 Пение молебное от лет древних даже и до ныне совершается у гроба твоего, преподобне, чудеса же многая от него источаются обильно. Темже славим тя, чудотворца милостиваго и с любовию покланяемся мощем твоим, просяще предстательства твоего пред Господем, Емуже благодарственно взываем: Аллилуиа. Икос 11 Свет благодати Божия от цельбоносных мощей твоих явися не точию во граде Серпухове, но всю богоспасаемую Россию освети многими чудесы. Обаче во дни гонений на веру Христову обитель твоя опусте, сестры же ея терпением посрамиша враги Церкве Христовы и венцы мученическими украсишася. Егда же безбожнии восхотеша мощи твоя осквернити пламень из земли попали я. Сего ради с верою к заступлению твоему прибегаем и тепле вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010