Верный Владыке своему раб, он работал ему каждый день со всем усердием, упражняясь в посте и молитвах. Здесь инок Варлаам достиг маститой старости, и мирно преставился 19-го июня 1462 года. Тело его было погребено в основанной им обители, по смиренному завещанию праведника, вне храма. Вскоре после того, державный великий князь Иоанн III окончательно покорил великий Новгород своей власти и к 1478 году весь Важский край стал собственностью дома великого князя, – за исключением сел, подаренных Богословскому монастырю его основателем, и владений, принадлежащих семейству Своеземцевых-Едомских. В 1552 году случился большой разлив р. Ваги. И в прежние годы от напора воды гора, на которой стоял монастырь, была подмываема. В этот же год, перед днем памяти блаж. Варлаама, когда в обители собралось —328— множество богомольцев, оторвалась часть горы с самой вершины ее, так что едва уцелел самый храм. Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб блаж. Варлаама. Игумен Герасим с братией перенесли гроб праведника и положили близ храма. Тогда увидели, что мощи блаж. Варлаама совершенно целы, даже иноческие одежды его и гроб не истлели, – тогда как в другом современном гробе нашли только кости и прах. В 1557 году случился в Важской области голод. По летописи, тогда «голод был по всей земле Новгородской», а больше на Ваге и по всему Заволочью. Игумен Паисий и братия Богословского монастыря, страшась скудости, положили не раздавать хлеба бедным, хотя прежде, по завещанию блаженного Варлаама, ежегодно в день кончины его кормили всех бедных, сколько бы ни приходило их, и еще наделяли их зерновым хлебом. Блаж. Варлаам, питатель бедных при жизни своей, явился кормителем их и по смерти. Перед праздником, после утрени, игумен и братия, по обыкновению, заснули. Сперва игумену Паисию, а потом старшим из братии является преп. Варлаам с жезлом в руке, и с длинной белой бородой, как пишется он на иконах, и говорит строгим голосом: «вы составили нечестивый совет, не хотите давать милостыню нищим, затворяете житницы мои для бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Града Ваги Шенкурскаго святыя 290. Преподобный Варлаам начальник Богословскаго монастыря иже на Ваге реце, преставися в лето 6900 месяца июня в 19 день Посадник Великого Новгорода, Василий Степанович Своеземцев, человек весьма богатый и уважаемый великими князьями имел обширные владения в Заволочье, наследованные им от деда, также посадника Новгородского, Василия Матвеевича Своеземцева; он употребил огромные средства свои для пользы дикой страны, а особенно для нравственного образования туземцев, жил в Новгороде и посылал в отчину свою управителей, а по временам и сам бывал на Ваге. Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагим, покровителем странников. Тревоги и неправды, при союзе Новгорода с Шемякою, возмущали совесть богобоязненного посадника: он совсем удалился из шумного Новгорода в любимый Важский край; на Ваге он основал иноческую обитель, в честь Евангелиста Иоанна, наградив ее селами и угодьями. Приготовив душу к подвигам самоотречения делами благотворительности, и глубоко чувствуя пустоту мирской жизни, Василий Степанович, оставив жену и детей, поселился в обители Евангелиста и принял монашество с именем Варлаама. Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто и не был основателем обители и владельцем богатых земель. Достигнув глубокой старости, преп. Варлаам мирно преставился 10 июня 1462 года, не задолго до покорения Новгорода и всего Важского и Двинского края державным великим князем Иоанном. При необыкновенном разливе р. Ваги в июне 1552 года оторвалась часть горы, на которой стоял монастырь Богословский. Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб преп. Варлаама. Братия перенесли гроб основателя своей обители в церковь и увидели, что мощи преп. Варлаама совершенно целы, даже иноческие одежды его и самый гроб не истлели. Мощи преп. Варлаама, освидетельствованные в 1630 году Новгородским митрополитом Киприаном, почивают в Богословской церкви, прежде бывшей монастырской, а с 1765 года приходской, в 15 верстах от гор. Шенкурска, Архангельской губернии. В день преставления преп. Варлаама бывает крестный ход к мощам его (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 300–301). Автор жития преп. Варлаама, Сийский инок Иона в 1589 г. послан был на Вагу; там дела задержали его всю зиму, и здесь братия Богословская, давно скорбевшая, что не кому написать житие основателя, умоляла старца Иону воспользоваться «остатком древних отец» для жизнеописания Варлаама. Немногие сведения о Варлааме, записанные Ионой, получены им из надежных источников (Ключевский, стр. 302). Наружность преп. Варлаама описана в «Иконописном Подлиннике» так: «подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, не много покороче, ризы монашеския и в схиме» (Филимонов, стр. 59). 291. Святый и блаженный Георгий Христа ради юродивый Шенкурский чудотворец преставися в лето 6900

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

281, 282). Первый храм мон-ря был посвящен ап. Иоанну Богослову (упомянут в грамоте Василия Степановича). Возможно, при жизни преподобного в обители была возведена еще одна церковь - в честь Трех святителей (упомянута в грамоте мон-рю Ивана Васильевича в 1470). По сообщению жития, святой построил еще 3 приходские церкви в Поважье: Рождества Христова в с. Химаневе, Рождества Богородицы в Усть-Пуе и Рождества Иоанна Предтечи на р. Ледь. Предание приписывает В. В. также строительство Троицкой ц. на Сев. Двине и ц. Успения Богородицы в Устьважском приходе. По преданию, святой основал в пределах Шенкурского у. пустыни: Уздринскую в Липовской волости и Кодемскую в Шахановской волости (эти волости входили во владения Василия Степановича). В житии рассказывается о благочестивой жизни, к-рую вел святой в миру, о его нищелюбии, заботе о вдовах и сиротах. В 1456 г. Василий Степанович принял постриг у первого игумена Иоанно-Богословского мон-ря Серапиона, прожил в иночестве 6 лет, был похоронен рядом с построенной им ц. Иоанна Богослова. (В нек-рых списках жития и у отдельных исследователей годом смерти В. В. назван 1467, однако эта дата является результатом неправильного прочтения и копирования текста жития. Несмотря на то что преподобный преставился 19 июня, в нек-рых месяцесловах и иконописных подлинниках его память помещена под 20 или 21 июня.) В. В. завещал мон-рю ежегодно устраивать в день его смерти угощение для всех пришедших. В 1552 г., в день памяти В. В., при большом стечении народа были обретены мощи святого. В том году был особенно сильный разлив Ваги и река смыла часть берега с монастырским кладбищем у ц. Иоанна Богослова, построенной преподобным, тогда уже ветхой. Среди обнажившихся захоронений был и гроб с нетленными мощами преподобного. В Иоанно-Богословском мон-ре началось почитание святого, его мощи тогда же были вновь захоронены у алтаря новой ц. Иоанна Богослова, построенной, по-видимому, в кон. 20-х - нач. 30-х гг. XVI в. в удалении от реки; над могилой В. В. установили гробницу с иконами Пресв. Богородицы и преподобного.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Руди Т.Р. Топика русских житий (вопросы типологии). С. 87). Это, однако, не отменяет значимости отсутствия этой формулы в предисловии к Житию Варлаама Важского. 488 См. Творогов О.В. Переводные жития в русской книжности XI–XV веков: Каталог. М., СПб. 2008. С. 124. Перевод Жития Филарета Милостивого см. в изд.: Жития византийских святых/Пер. С. Поляковой. СПб. 1995. С. 214−241. 490 Следует оговориться, что это исследование совершенно не имеет в виду изучение данных о деятельности реального исторического лица – Василия (Варлаама Важского), известных из других источников, и сравнение их со сведениями, сообщаемыми ЖВВ. Мы будем рассматривать только образ святого в Житии и попытаемся установить его тяготение к какому-либо агиографическому типу. О жизни св. Варлаама Важского по данным различных источников и основную библиографию по этому вопросу см. в статье: Исидорова З.Н., Рыжова Е.А. Варлаам Важский. 491 См. об этом подробнее в статье: Исидорова З.Н. О хронологии Жития св. Варлаама Важского. С. 63−66. 492 Т.Р. Руди отмечает, что «...мотив пренатальных знамений реализуется, как правило, в форме явления родителям (или матери) святого пресвятой Богородицы, предрекающей им рождение богоизбранного младенца (часто, после усердных молитв неплодных родителей о даровании чада)» (Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 439). Хотя в Житии Антония Сийского рождение святого не связано с какими-либо знамениями, молитва его родителей о даровании чад (упоминания о бесплодии в Житии нет) и указание на то, что рождение Антония было именно ответом на их молитву, говорят о том, что перед нами вариант того же мотива. 493 Ср., например, в Житии Григория Пельшемского, где подразумевается боярское происхождение будущего святого: «Архимандрит же, зря его юна суща отрока и рода славна...» (цит. по: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных). С. 448−449. 494 См. о топосах темы мечты о постриге: Руди Т.Р. О композиции и топике житий преподобных. С. 439−441. 497 Кстати, Т.Р. Руди не числит этот библейский сюжет среди топосов житий преподобных, а упоминает о нём как о сопутствующем в некоторых житиях (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Макарий Желтоводский и Унженский занимался просвещением мордвы и чувашей. В данном случае для нас является важным не тип святости подвижников, а восприятие их деятельности народным сознанием, в рамках которого деяния этих героев связаны с христианизацией отдельных территорий. Создателями новых монастырей и храмов на Русском Севере были Зосима и Савватий Соловецкий, преп. Варлаам Важский. Подвижническая жизнь юродивого Прокопия в Устюжском крае связана, в том числе, и с храмом Успения Богородицы. Чудотворные мощи явленного праведника Прокопия Устьянского почивали во Введенском соборе. 79 См. об этом также: Рыжова Е.А. Миссионерские предания в Повести о рождении и крещении Стефана Пермского (на материале рукописных сборников Усть-Сысольской Общественной библиотеки)//Рябининские чтения, 2007: Материалы V Междунар. науч. конф. С. 438−440. 80 Более подробно о семантике воды, о символике плавания святых и хождении по воде см. в наших статьях: Рыжова Е.А. 1) Архитектоника русской агиографии: композиционный эпизод «выбор места основания монастыря или храма». Ч. 1: Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции//ТОДРЛ. СПб. 2009. Т. 60. С. 51−84; 2) Мотив «хождение по воде» в житиях юродивых и устных преданиях//Юродивые в русской культуре: Сб. ст. науч. конф., посвящ. 450-летию преставления св. Василия Блаженного/Под ред. Е.М. Юхименко. М., (в печати). 81 Более подробно см. об этом: Рыжова Е.А. Жития праведников в агиографической традиции Русского Севера//ТОДРЛ. СПб. 2007. Т. 58. С. 390−442. 82 Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиция духовного освоения пространства). С. 157. Предание записано в Виноградовском р-не Архангельской обл. 83 Предание о плавании святого Варлаама на плоту приводится в статье: Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения пространства). С. 125. 84 Тексты устных преданий о плавании св. Стефана Пермского на плоту, на лодке и даже на пароходе см. в статье: Рыжова Е.А. Архитектоника русской агиографии: композиционный эпизод «выбор места основания монастыря или храма».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пр. Іанна отшельника. Он подвизался в VI веке в одной пещере близ Иерусалима. Св. отшельник не имел у себя никакого имущества, кроме иконы Божьей Матери с Предвечным Младенцем. Пред сей иконой св. подвижник всегда поддерживал зажженную лампаду, упражняясь в молитве с пламенным усердием, чрез что и приобрел особенную благодать пред Богом. Имея нужду, по усердию к святым местам, бывшим далеко от Иерусалима, отлучаться из своей пещеры на продолжительное время, преподобный всякий раз со святым дерзновением молился пред иконой Божьей Матери, да управит Она путь его, и просил Богоматерь, чтобы Она Сама благоволила в его отсутствие поддерживать лампаду неугасимой. И вот, всякий раз, возвращаясь со своего богомолья через два или три месяца, св. отшельник находил лампаду полной елея и неугасшей. Так св. подвижник удостаивался особого благоволения Богоматери, конечно, не за одно только внешнее почтение Ее возжжением лампады, но, главным образом, за ту пламенную молитву, которую возносил к Божьей Матери, и за подвиги своей святой жизни. Преставление пр. Варлаама Важского или Шенкурского (Пинежского). В мире Василий, он, оставив в 1456 году должность новгородского посадника, удалился в свою вотчину – край Важский (Архангельск. губ.), где просвещал христианством жителей Заволочья и построил много храмов. На реке Ваге, в 15 верстах от города Шенкурска, по особому Божьему внушению, он построил обитель во имя св. апостола Иоанна Богослова (которая в половине XV в. была упразднена), принял в ней иночество с именем Варлаама, явившись в этом звании строгим исполнителем всех монастырских послушаний и служа братии, как последний слуга. Скончался пр. Варлаам в 1462 году. В 1552 году мощи его были обретены нетленными и прославились многими чудесами. Они почивают в храме его обители, ныне приходском. 20 . Д. Св. священномуч. Меодїа, епископа Патарского. Обстоятельства его жизни мало известны. Одни называют его епископом города Патар, друпе – епископом города Олимпа. Вероятно, он управлял обеими церквами. С юных лет св. Мефодий отличался любовью к Богу и церкви, был сначала пресвитером, а потом уже достиг и епископского сана, как человек высокого ума и святой жизни. В своих поучениях и сочинениях он стремился руководить свою паству в достижении ею Царствия Небесного и, охраняя ее от тревоживших в то время Христову Церковь ложных учений и наветов, строго обличал «Оригенову прелесть» относительно предсуществования душ и злых духов, за что не мало претерпел бед и огорчений. За распространение христианства он был обезглавлен в 312 г. в Восточной Халкиде.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В числе подвижников благочестия, просиявших в нашем отечестве святостию жизни и дарами благодати Божией по кончине, немного найдется таких, которые провели большую часть земного поприща среди мирских забот, в верном исполнении государственных и гражданских обязанностей, и только последние дни посвятили иноческой жизни. Таков был преподобный Варлаам Важский 25 . Местом его деятельности была преимущественно Вага, или Важская область, принадлежавшая тогда к числу владений Великого Новгорода, еще вольного и независимого. Вагою называлось все пространство от верховья р. Ваги на севере до впадения ее в Северную Двину, около 400 верст в длину и до 200 верст в ширину 26 , населенное полудиким племенем звероловов. Новгородцы давно знали этот край, брали звериными шкурами дань с туземцев, которых называли «заволоцкою чудью» 27 , но до начала XIV века не заводили там постоянных поселений. Впрочем, считая Вагу в числе владений великого вольного города, они имели там своих правителей (наместников Новгорода на Ваге). В 1315 году один из таких посадников, Василий Матвеевич Своеземцев, прозывавшийся также Едомским, положил первое начало мирной и промышленной колонизации Важского края Русскими поселенцами и особенно заботился об утверждении власти Новгородской над Заволочьем. Недовольные строгим его правлением Чудские князьки, или старшины – Азис Харитонец (Харитон), Рода (Иродион) и Игнатец (Игнатий), жаловались на него в Новгород князю Афанасию 28 и посадникам, но после примирились с ним и продали ему огромное количество земли 29 . Таким образом возникла на Ваге «боярщина» 30 Васильевская, или владение боярина Василия. Здесь впервые в том крае заведено хлебопашество и обширное скотоводство, попечениями Василия Матвеевича, которому помогал сын его Степан Васильевич. Внук первого основателя Русского хозяйства на Ваге, Василий Степанович Своеземцев был человек добродетельный и богобоязненный, начальствовал, по словам жизнеописателя, «честно и праведно и ненавидел все злое». Он никогда не хотел воспользоваться чужим, хотя и мог бы делать это безнаказанно, как самый богатый и самый сильный человек в Заволочье, – черта характера, весьма замечательная в то время, когда произвол сильного легко попирал всякое право! Он верно и усердно служил своей родине – Великому Новгороду; в 1446 году он был там Посадником и вместе с некоторым Михаилом Яковлевичем предводительствовал Новгородским войском в Югорской стране, где едва не погиб от коварства югорцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Большую часть времени он проводил в молитве в Успенском соборе. Однажды во время Божественной литургии сторонники Лжедмитрия с позором вывели святителя из собора и повели на Лобное место, по дороге бесчестили и били. Через некоторое время святитель Иов, измученный, в простой черной рясе, был посажен на телегу и отвезен в заточение в Успенский Старицкий монастырь, где он начал свой иноческий подвиг. Святой Иов два года прожил в обители. Ослабленный и утративший зрение, он все время проводил в молитве. Святитель Иов мирно скончался 19 июня 1607 года и был погребен у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря. Впоследствии над могилой святителя была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642–1652) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Москву и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634–1640). От мощей святителя Иова происходили исцеления. Почитание патриарха Иова в лике святых отмечается в различных рукописях и агиографических изданиях. Имя его упоминается и в старинном месяцеслове в числе святых города Москвы. Свидетельства о святости патриарха Иова встречаются и в ряде агиографических источников: в «Полном месяцеслове Православного Востока», «Источниках русской агиографии», «Месяцеслове русских святых», «Книге, глаголемой описание о Российских святых». Во второй половине XVIII века между настенными изображениями собора Новоспасского монастыря было изображение патриарха Иова. В конце XIX века при архиепископе Тверском Димитрии (Самбикине; † 1908) день кончины патриарха Иова воспоминался во всех городских храмах Тверской епархии. Тогда же, по благословению архиепископа Димитрия, была написана икона Тверских святых, на которой был изображен Святейший Патриарх Иов. В 1907 году Русская Православная Церковь праздновала 300-летие со дня блаженной кончины первого патриарха. Тогда же в «Тверских Епархиальных Ведомостях» было выражено пожелание духовенства Тверской епархии продолжить дело, начатое патриархом Иосифом по прославлению Святейшего Иова. Завершение канонического и литургического оформления почитания памяти святителя Иова произошло в наши дни. По благословению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода имя святителя Иова внесено в число Собора Тверских святых. Первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979 года. Для всероссийского почитания свт. Иов был канонизован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 7–14 октября 1989 года. Варлаам Пинежский, Важский (Шенкурский), преподобный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В 1741-м году в селе Оделеве Плесския десятины (находящемся на юг от заштатного города Плеса, в Нерехотском уезде), в церкви Иоанна Богослова петы были молебны пред иконой Симона Юрьевецкого (который был урожденцем села). Это было запрещено Московскою дикастерией и икона взята была в последнюю, – в архиве св. Синода дело о Симоне 1741-го года, 146. В 1767-м году канцелярист дворцовой Елнатской (в Юрьевецком уезде) волости Матвей Астафьев подавал было в св. Синод просьбу, чтобы гробница Симона была возобновлена, чтобы мощи его были освидетельствованы и чтобы ему установлено было празднование; но св. Синод решительно отклонил просьбу, приказав отобрать иконы Симона, где они есть, – в архиве св. Синода дело о Симоне 1767-го года, 39. 38 . Варлаам Важский или Шенкурский (Пинежский), основатель Иоанно-Богословского упраздненного монастыря, который находился в Архангельской губернии, в 15-ти верстах от города Шенкурска, скончавшийся 19-го Июня 1462-го года. В 1631-м году Новгородский митрополит Киприан произвел дознание о чудесах, совершавшихся при его мощах, которые открыты были еще в 1552-м году, и после сего установил местное ему празднование 240 , 39 . Варнава Костромской, уединенный подвижник, на месте подвигов которого была потом основана упраздненная Троицкая Варнавила пустыня, оставшаяся церковь которой обращена в соборную церковь города Варнавина Костромской губернии, скончавшийся 11-го Июня 1445-го года. В 1639-м году при его гробе начали совершаться чудеса, для удостоверения в действительности которых патриарх Иоасаф посылал в его монастырь одного игумена, вслед за чем и было установлено местное празднование его памяти 241 . 40 . Артемий Веркольский, крестьянский сын села Верколы, находящегося в Пинежском уезде Архангельской губернии, 23-го Июня 1545-го года, когда был 13-летним мальчиком, убитый на поле громом. Начавшиеся перед 1639-м годом исцеления от его мощей распространили об нем славу, вследствие чего Новгородский митрополит Киприан в помянутом 1639-м году «послал свидетельствовати и тутошними окольными игумены и попы и дьяконы». Получив от посланных следователей роспись исцелениям, митрополит в следующем 1640-м году и установил местное празднование его памяти, при чем сам изготовил ему службу. В 1645-м году, по благословению патр. Иосифа и Новгородского митрополита Аффония, была поставлена над его мощами церковь его имени 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вагу и Важский уезд «литовские люди и русские воры воевали по 3 года»: многих крестьян посекли и животы их пограбили и лошади и коровы поимали и хлеб лошадьми покормили, а животину прибили, а которые остались «бредут врознь». На 123 (1614/15) г. с них «с малых сошек» правили за хлебные запасы по 9600 рублей. В памяти из Новгородской чети в приказ Большого дворца написано: «На Двине, Пинеге и на Мезени 789 сошек малых, а в сошке по 15 четей. И те двинские малые сошки в четвертную пашню положены в большие сохи по 800 четей в соху. И тех малых сошек положено в соху по 53 сошки с третью. Итого на Двине, Пенеги и Мезени стало больших 15 сох без чети и полчети сохи и 5 четеи пашни». По новому дозору на Ваге также следовало положить малые сохи в большие московские по 53 сошки с третью в соху «и государевы денежные доходы и за хлебные запасы и запросные деньги велено собирать по новому дозору с больших сох как в иных городах» .   Монастырь и род Едемских В монастырских книгах довольно часто встречаются записи с упоминанием Едемских, потомков новгородских бояр, имевших на Ваге обширные земельные владения . Проникновение Едемских в этот район началось не позднее начала XIII в. В первой четверти XIV в. Василий Матфеевич Едемский приобрел у старосты Азика и его «братьи» за 20 тыс. белок и 10 рублей «пополонка» весь Шенкурский погост (до Ростовских меж») . По изысканиям В. Л. Янина самый известный из рода бояр Шенкурских – Василий Степанович, основатель Богословского монастыря (в монашестве Варлаам, впоследствии канонизированный), являлся его прямым потомком (пра-пра-правнуком) . По мнению Ю. С. Васильева, представители этого рода в XVI–XVIII вв. в Костромском уезде известны как Шенкурские , а в Важском уезде – как Едемские . В приходо-расходных книгах Важского Богословского монастыря (1596–1614 гг.) зафиксированы несколько представителей рода Едемских. Главой его являлся безусловно Герасим Гаврилович. С его вотчин 24 декабря 1605 г. по указу царя Дмитрия Ивановича (Лжедмитрия) и по приказу окольничего М.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010