Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ [Пинежский или Шенкурский] (Василий Степанович; Новгород? - 19.06.1462, Варлаамиев Важский мон-рь), прп. (пам. 19 июня, 21 мар.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря . Основным источником сведений о В. В. является его житие, написанное в 1589 г. иером. Антониева Сийского мон-ря Ионой по просьбе игум. Даниила и братии Иоанно-Богословского мон-ря. Эта редакция переписывалась в кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. в Поважье, в Соловецком и Антониево-Сийском мон-рях, включена в июньский том Четьих-Миней Германа (Тулупова) (РГБ. Ф. 304. I. 677; 1631 г.). Во 2-й пол. XVII в. на ее основе была создана краткая редакция жития, находящаяся в Месяцеслове с краткими житиями святых (РНБ. Погод. 637). В 1-й пол. XVIII в. в Иоанно-Богословском мон-ре были созданы 3 новые редакции, известные каждая в единственном списке: БАН. Арханг. Д. 218 (после 1712), РНБ. Тиханов. 226 (нач. 20-х гг.), БАН. Арханг. Д. 403 (после 1733). Они отличаются от первоначальной редакции в основном добавлением новых чудес. В XVIII в. была составлена также новая краткая редакция жития (БАН. 33.13.14). Известна грамота посадника Василия Степановича Иоанно-Богословскому мон-рю, составленная ок. 1451-1452 гг. (сохр. в списке сер. XVI в.; опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Т. 2. Л., 1929. Стб. 649; ГВНиП. 2800). Отдельные сведения о деятельности В. В. в миру содержатся в Новгородских летописях. Преподобный род. в семье новгородских бояр, в Крещении получил имя Василий, возможно, в честь свт. Василия Великого, поскольку 2-й храм в Иоанно-Богословском монастыре был освящен во имя Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В первых изданиях жития В. В., в краеведческой и исследовательской лит-ре XIX - нач. XX в. за преподобным ошибочно, как показали в своих работах Ю.

http://pravenc.ru/text/154233.html

Святой Апостол Иоанн Богослов и преподобный Варлаам Важский Через много лет после смерти преподобного Варлаама Важского, когда умерли уже «памятухи», которые могли бы от первого лица свидетельствовать о его монашеском подвиге, насельники устроенной им обители, сообщает агиограф, стали считать его за «простолюдина, а не единого от святых»... Подобного рода настроения были распространены в обители повсеместно и не являлись заблуждением одного из маловерных монахов: «мнози сумняхуся о нем» — явление, едва ли не уникальное для древнерусской преподобнической агиографии! В чем же причина подобного рода скепсиса со стороны насельников основанной Варлаамом общины? Что заставило иноков противопоставить преподобного тесному кругу рясофорных чернецов? Дело в том, что Варлаам за время, прошедшее после основания обители и самого города, в предместьях которого возник Иоанновский монастырь, ассоциировался прежде всего с отцом-основателем как города, так и церквей, а также монастырей внутри него и в его округе. Будучи успешным политиком и талантливым администратором своей эпохи, прекрасно разбираясь в вопросе о том, куда дует ветер истории, Василий-Варлаам сумел стать не просто ктитором нового монастыря, инвестором-толстосумом, внесшим некогда решающий финансовый вклад на счета условной строительной компании той поры. Варлаам со временем принял монашество в своем же монастыре и, подвизаясь в его стенах, более прочих иноков сумел поместить в основание новой обители гораздо более значимый, нежели серебряные монеты вклад, — свои молитвы о всех тех, кто при его жизни и после его смерти придет на это священное место. Вот почему совсем скоро пагубное заблуждение иноков было развеяно: у гробницы того самого ктитора, которого, как полагали они, лишь из уважения к его инвестициям погребли на территории обители, стали происходить чудеса... Василий родился в семье знатного новгородского боярина, а «владением и честию превозведен бысть паче сверстник своих». Указывая на посаднический сан, который снискал Василий в миру, агиограф тотчас же оговаривает, что эта информация не достоверна: «поведают бо его, яко бысть посадник в великом Нове граде».

http://pravoslavie.ru/122154.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви ВАРЛААМ Петрович Попов (1880 – 8.12.1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), игумен киево-печерский, прп. (пам. 19 нояб., в Соборе Волынских святых, в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122336_16.html

Смотраковская (Пинежка). Церковь Иоанна Богослова. Богословская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Иоанна Богослова , " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери , Варлаама Важского Год постройки:Между 1802 и 1809. Год утраты:приблизительно 1950 (разобрана) Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, правый берег р. Ваги, местность Пинежка, урочище Богословский погост (у Городецкого переката) Координаты: 62.226382, 43.100316 Проезд:От Шенкурска идти лесной дорогой северного направления 22 км; или по Ваги сплав на байдарке, 40 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Богословский погост располагался на правом берегу реки Ваги, в 70 верстах от впадения её в Северную Двину. До 1917 года он находился в Шенкурском уезде Архангельской губернии. Земля, на которой располагался приход, была издревле заселена «заволоцкой чудью» (финно-угорскими племенами) и только в XII–XIV веках стала заселяться новгородцами. В XIV-XV веках нижнее течение Ваги принадлежала роду Своеземцевых. Место, на котором с 1764 года стоял Богословский погост, именуемый местными жителями - Богословка (Пинежка тож), имеет богатую церковную историю, начинающуюся со второго десятилетия XV века, когда новгородским посадником Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги, в устье р. Малой Пинежки был построен Пинежский городок, куда он переехал вместе с семьёй. В конце 1440-х годов, однажды в ночь на празднование памяти апостола Иоанна Богослова время молитвы в своем доме он услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся в 1 версте выше по течению р. Ваги. Вскоре на этом месте, между устьями рек Пинежки и Малой Пинежки был основан Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь. Основатель обители в 1456 году принял постриг с именем Варлаам и, прожив в иночестве шесть лет, был погребён рядом с алтарной стеной построенной им церковью ап. Иоанна Богослова. Варлаам Важский был прославлен Церковью в лике преподобных. В 1821 году над его мощами была построена существующая поныне деревянная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=59316

Спустя около 80 лет о жизни и чудесах Варлаама сообщили Новгородскому митрополиту Киприану, который причислил его к лику святых и благословил грамотой от 14 февраля 1631 г. соорудить в честь преподобного придел при Богословском храме. Придел был освящен 19 июня 1635 г. В этот день и чествуется преп. Варлаам Шенкурский (Важский). Сын преподобного Иван Васильевич из своих вотчин на реке Паденге отписал к Иоанно-Богословскому монастырю две деревни, на что дал грамоту в 1470 г. при игумене Серапионе. Исаак Семенович Немиров приписал пять деревень. Великий князь Иоанн III грамотой от 5.1.1482 на имя игумена Кирилла пожаловал монастырю разные деревни с лесами и угодьями. Великие князья выдавали монастырю несколько раз несудимые грамоты: Василий Иоаннович - в 1527 г. на имя игумена Феодосия, царь Иоанн IV - 16 марта 1535 г. на имя игумена Ионы и 17 мая 1551 г. на имя игумена Паисия. В 1764 г. монастырь был упразднен и превращен в приход. Иоанно-Богословский храм, построенный преп. Варлаамом, сгорел от удара молнии, о чем свидетельствовала грамота митрополита Киприана от 16 февраля 1627 г. на имя келаря старца Антония на постройку новой церкви вместо сгоревшей. В 1802-1809 г.г. был построен каменный храм во имя евангелиста Иоанна Богослова с приделами во имя преп. Варлаама Важеского и иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " (в теплой трапезе). Трехсвятительский храм, построенный преп. Варлаамом, также сгорел от молнии. Митрополитом Аффонием в 1641 г. дана грамота на строительство новой церкви. В новом храме, по грамоте митрополита Новгородского Макария от 17 февраля 1655 г. на имя игумена Макария, с северной стороны был пристроен придел в честь Св. Духа. Этот храм вскоре сгорел. По грамоте митрополита Питирима от 12 сентября 1671 г. на имя игумена Ионы был построен новый храм в честь Св. Духа с приделом трех святителей. В 1782 г. он был заменен новой церковью с одноименными престолами. Часовня располагалась рядом с храмами, построена в 1821 г. Здесь под спудом находились мощи преп. Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=24804

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАИСИЙ (XVI в.), прп. (память в Соборе Новгородских святых - в 3-ю неделю по Пятидесятнице), Важский, игум. архангельского Варлаамиева Важского во имя апостола Иоанна Богослова мужского монастыря . Источником кратких сведений о П. является Житие прп. Варлаама Важского, основателя монастыря Иоанна Богослова, составленное иером. Ионой из Антониева Сийского мон-ря в 1589 г., спустя более 100 лет после преставления прп. Варлаама. В основе Жития - местные монастырские предания ( Филарет (Гумилевский). Обзор. С. 163; Дмитриев. 1988. С. 429; Рыжова. 2000. С. 70). Иона оказался в обители Иоанна Богослова по поручению братии своего мон-ря, а игумен Иоанновского мон-ря Даниил (1589, 1596) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 829) попросил его записать свидетельства о святом и его чудеса (РГБ. Унд. 291. Л. 37 об.- 39; кон. XVI - нач. XVII в.). П. упоминается в Житии, в рассказе о том, как прп. Варлаам, явившись, приказал П. всегда давать милостыню в день его памяти - 19 июня («О явлении святаго Варлама, а како явися на память свою игумену Паисеи з братиею и прещаше им о недании милостыня во время глада» (РГБ. Унд. 291)). Описание этого чуда содержится во всех 19 списках первоначальной Основной редакции Жития Варлаама Важского: ИРЛИ. Кол. Гемп. 1, XVII в.; БАН. Арханг. Древлехран. 235, XVII в.; 351, XVII в.; 408, XVII в.; РНБ. Погод. 702, XVII в.; 703, XVII в.; РГИА. Син. 3922, XVII в.; РГБ. Егор. 297; Унд. 291, XVII в.; Троиц. I. 677, XVII в.; Муз. 6059; Собр. Прянишникова. 47, XVIII в.; Никиф. 337, XVII в.; Собр. Единичных поступл. ОР. 427; ГИМ. Увар. 386, XVII в.; 781, XVII в.; Син. 619, XVII в.; Забел. 508, XVII в.; Муз. 2208, XVIII в. и в более поздних переработках памятника ( Рыжова. 2005. С. 616, 626). Все чудеса Основной редакции, в т. ч. и находящееся в ИРЛИ, не датированы. В тексте есть указание на то, что явление прп. Варлаама произошло в ночь накануне дня празднования его памяти: «Приспе абие память чюдотворца Варлама», «приспевши убо нощи, ея же заутра память святаго будет». В справочнике П. М. Строева отмечено, что П. был игуменом мон-ря с мая 1551 по 1552 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 829). Чудо свидетельствует о сформировавшейся к этому времени монастырской традиции подавать милостыню нуждающимся 19 июня, отмеченную в уставе Богословского мон-ря. Текст написан как видение: основатель обители прп. Варлаам является в ночном «сонном» видении почивающему в келье игумену, который из-за голода на Ваге и в Двинском крае хотел нарушить завет «на всяку память чюдотворцеву и на всяко лето кормити нищих доволно, колико их обрящется». Прп. Варлаам потребовал от игумена накормить нищих, иначе обитель оскудеет. Наутро наказ святого был в точности исполнен П.

http://pravenc.ru/text/2578643.html

Града Ваги Шенкурскаго святыя 290. Преподобный Варлаам начальник Богословскаго монастыря иже на Ваге реце, преставися в лето 6900 месяца июня в 19 день Посадник Великого Новгорода, Василий Степанович Своеземцев, человек весьма богатый и уважаемый великими князьями имел обширные владения в Заволочье, наследованные им от деда, также посадника Новгородского, Василия Матвеевича Своеземцева; он употребил огромные средства свои для пользы дикой страны, а особенно для нравственного образования туземцев, жил в Новгороде и посылал в отчину свою управителей, а по временам и сам бывал на Ваге. Исполняя заповедь Спасителя, он был питателем сирот, одеждою нагим, покровителем странников. Тревоги и неправды, при союзе Новгорода с Шемякою, возмущали совесть богобоязненного посадника: он совсем удалился из шумного Новгорода в любимый Важский край; на Ваге он основал иноческую обитель, в честь Евангелиста Иоанна, наградив ее селами и угодьями. Приготовив душу к подвигам самоотречения делами благотворительности, и глубоко чувствуя пустоту мирской жизни, Василий Степанович, оставив жену и детей, поселился в обители Евангелиста и принял монашество с именем Варлаама. Иноческая жизнь его была весьма строга: смирением и послушанием он ставил себя ниже всех, как будто и не был основателем обители и владельцем богатых земель. Достигнув глубокой старости, преп. Варлаам мирно преставился 10 июня 1462 года, не задолго до покорения Новгорода и всего Важского и Двинского края державным великим князем Иоанном. При необыкновенном разливе р. Ваги в июне 1552 года оторвалась часть горы, на которой стоял монастырь Богословский. Тогда открылось много гробов, в том числе и гроб преп. Варлаама. Братия перенесли гроб основателя своей обители в церковь и увидели, что мощи преп. Варлаама совершенно целы, даже иноческие одежды его и самый гроб не истлели. Мощи преп. Варлаама, освидетельствованные в 1630 году Новгородским митрополитом Киприаном, почивают в Богословской церкви, прежде бывшей монастырской, а с 1765 года приходской, в 15 верстах от гор. Шенкурска, Архангельской губернии. В день преставления преп. Варлаама бывает крестный ход к мощам его (Рассказы из Ист. Р. Церкви, стр. 300–301). Автор жития преп. Варлаама, Сийский инок Иона в 1589 г. послан был на Вагу; там дела задержали его всю зиму, и здесь братия Богословская, давно скорбевшая, что не кому написать житие основателя, умоляла старца Иону воспользоваться «остатком древних отец» для жизнеописания Варлаама. Немногие сведения о Варлааме, записанные Ионой, получены им из надежных источников (Ключевский, стр. 302). Наружность преп. Варлаама описана в «Иконописном Подлиннике» так: «подобием надсед, брада аки Зосимы Соловецкаго, не много покороче, ризы монашеския и в схиме» (Филимонов, стр. 59). 291. Святый и блаженный Георгий Христа ради юродивый Шенкурский чудотворец преставися в лето 6900

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Чушевская. Церковь Варлаама Важского на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Варлаама Важского Архитектурный стиль: Шатровые храмы Год постройки:1876. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Чермецкий Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.302123, 42.940649 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Ледский приход. Современное местоположение: д. Чушевская, Шенкурский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Шенкурский уезд, Архангельская губерния. Приход получил название по реке Леди. Приходские храмы находились в с. Чушевском. Начало приходу положил преп. Варлаам Важский, который построил здесь между 1426 и 1456 гг. храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эта церковь простояла не менее 420 лет. На ее месте в 1876 г. построили новую церковь в честь преп. Варлаама. Издавна в приходе существовала и Георгиевская церковь. Когда построена первая, неизвестно. Вторая построена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 г., данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " (Цит. по: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2 - Архангельск, 1895. - С. 117-120.). Эта церковь сгорела. По храмозданной грамоте Новгородского митрополита Питирима построена была церковь во имя Богоявления Господня с приделом в честь вмч. Георгия. По устному преданию, она сгорела в 1772 г. Построенная вместо нее церковь сгорела 27 ноября 1815 г. По указу ДК от 12 января 1816 г. начато строительство каменной двухэтажной церкви. Престолы: в верхнем этаже средний - в честь Рождества Иоанна Предтечи, южный - Казанской иконы Божией Матери, северный - вмч. Георгия; в нижнем этаже средний - в честь Богоявления Господня, южный - Сретения Господня, северный - Николая Чудотворца. Церковный староста: Андрей Кузнецов с 1887 г.

http://sobory.ru/article/?object=38919

Чушевская. Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ледском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:приблизительно 1440 - 1462. Год утраты:приблизительно 1876 (Разобрана по ветхости) Адрес: Россия, Архангельская область, Шенкурский район, д. Чушевская Координаты: 62.301902, 42.940462 Проезд:От Шенкурска автобусом на Шеговары до х. Черепаха, далее идти по кусту деревень до моста на юго-восток, затем - на юго-запад, ок. 7 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ледский приход расположен по обоим берегам нижнего течения реки Леды, левого притока Ваги (бассейн Северной Двины). До 1917 года деревни этого прихода находились в Шенкурском уезде Архангельской губернии. Земля, на которой располагался приход, была издревле заселена «заволоцкой чудью» (финно-угорскими племенами) и только в XII–XIV веках стала заселяться новгородцами. В XIV-XV веках эти земли принадлежали роду Своеземцевых. Около 1426 года новгородским посадником, богатейшим боярином Василием Степановичем Своеземцевым на правом берегу Ваги, всего в 10 верстах от деревень будущего Ледского прихода, был построен Пинежский городок, а в конце 1440-х - начале 1450-х годов возле него он основал Варлаамиев Важский Иоанно-Богословский мужской монастырь. В 1456 году В.С. Своеземцев в своём монастыре на Ваге принял постриг с именем Варлаам, впоследствии прославленный Церковью в лике преподобных. Имеются исторические сведения, что первую церковь на Ледском погосте во вт. четв. XV века построил В.С. Своеземцев. Это был шатровый храм " восьмериком от пошвы " , с востока и с запада имевший прирубы, крытые бочками, причём трапезная была опоясана галереей. Храм имел один престол в честь Рождества Иоанна Предтечи. Погост получил название Ледский благодаря реки, на правом берегу которой он находился. Издавна на погосте стояла и Георгиевская церковь, когда построенная - остаётся неизвестно. Взамен неё вторая Георгиевская церковь на Ледском погосте была выстроена по храмозданной грамоте Пимена, архиепископа Новгородского и Псковского, от 18 февраля 1564 года, данной " в заволочье на р. Ледь Иванскому попу Роману Григорьеву сыну " . Эта церковь сгорела.

http://sobory.ru/article/?object=59331

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМИЕВ ВАЖСКИЙ ВО ИМЯ АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился у дер. Смотраковской (Шенкурский р-н Архангельской обл.), при впадении р. Пинежки в р. Вагу. XV - сер. XVIII в. Варлаамиев Важский во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Варлаамиев Важский во имя ап. Иоанна Богослова мон-рь. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Мон-рь был основан в кон. 40-х гг. XV в. новгородским посадником Василием Степановичем (см. Варлаам Важский , прп.), владевшим землями в Заволочье по р. Ваге. Согласно житию прп. Варлаама Важского, однажды, молясь в своем доме в Пинежском городке (при впадении в Вагу речки Пинежки) в ночь на празднование памяти ап. и евангелиста Иоанна Богослова, Василий Степанович услышал колокольный звон и пение, раздававшиеся над местом в 2 полетах стрелы от городка. Посадник воспринял это чудо как повеление построить на указанном месте мон-рь во имя ап. Иоанна. Наутро, осмотрев место, В. В. обнаружил два подходящих участка - один на самом берегу р. Ваги, другой дальше от берега. Строить обитель на берегу было опасно, т. к. река подмывала землю, но Василий Степанович не решился выбрать место по своему усмотрению. Помолившись, он 3 раза бросал жребий, к-рый неизменно указывал на участок у реки, где и поставили обитель. Устроитель предсказал, что на месте дальше от реки братия жить не будет, а обитель на берегу не оскудеет. Василий Степанович стал ктитором В. м., назначил первого игум. Серапиона и в 1451-1452 гг. дал грамоту (сохр. в копии сер. XVI в., опубл.: Сб. грамот Коллегии экономии. Стб. 649), к-рой пожаловал обители 3 села землями и пожнями и остров на Ваге. Грамота являлась одновременно и уставной: в мон-ре вводилось общежитие, что было редкостью для новгородских обителей того времени. Игумен обязан был блюсти «общее житие», ему принадлежало право решать вопрос о приеме новых насельников. Грамота также оговаривала отношения между мон-рем, с одной стороны, и посадником Василием и его семьей (названы жена и дети), с др. Посадник с семьей не имел права вмешиваться в монастырское хозяйство; конфликты между людьми посадника и монастырскими людьми должны были разрешаться совместным судом игумена и приказчика посадника; обитель не должна была переманивать к себе зависимых от посадника крестьян («половников» и «отхожих людей»). В грамоте упоминается единственный существовавший к тому времени в В. м. деревянный храм - во имя ап. Иоанна Богослова; ок. 50-70-х гг. XV в. в обители был поставлен деревянный храм в честь Трех святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В 1456 г. Василий Степанович принял в В. м. постриг с именем Варлаам, в 1462 г. был погребен рядом с алтарной стеной ц. ап. Иоанна Богослова. По завещанию прп. Варлаама в день его смерти в обители служили панихиду и устраивали угощение для всех пришедших.

http://pravenc.ru/text/154235.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010