Лакуны и неточности в жизнеописании Н. можно восполнить путем его сопоставления с др. нарративными источниками, прежде всего с каролингскими анналами. Наиболее подробно о деятельности Н. сообщается в западнофранк. Сен-Бертенских анналах, к-рые до 861 г. велись Пруденцием, еп. Труа, и были продолжены архиеп. Гинкмаром Реймсским. Основной источник из Восточнофранкского королевства - Фульдские анналы, к-рые предположительно велись в Майнце; среди более поздних исторических сочинений выделяется «Хроника» Регинона Прюмского († 915). Некоторые аспекты деятельности Н. получили отражение в предисловии Анастасия Библиотекаря к лат. переводу актов К-польского Собора 869-870 гг., где рассказывается о фотианской схизме (MGH. Epp. T. 7. P. 403-415), и в «Книжице об императорской власти над городом Римом» (Libellus de imperatoria potestate in urbe Roma) (рубеж IX и X вв.), в к-рой отношения между Н. и имп. Людовиком II описываются с т. зр. сторонников императора (Il «Chronicon» di Benedetto. 1920. P. 191-210). Упоминания об отдельных событиях понтификата Н. содержатся во мн. кратких франк. анналах, а также в «Истории беневентских лангобардов» Эрхемперта († после 889) (сообщение о походе Людовика II на Рим в 864). Сведения об отношениях Н. с византийцами сохранились гл. обр. в лат. источниках (папские послания, Liber Pontificalis, франк. анналы). Основные греч. источники - полемические послания патриарха свт. Фотия I , адресованные Н. и вост. патриархам ( Фотий. 2015), и пространное Житие патриарха свт. Игнатия, составленное в кон. IX - нач. X в. Никитой Давидом Пафлагоном (BHG, N 817; Nicetas David. 2013), в к-ром представлена позиция визант. противников свт. Фотия. Избрание на Папский престол Согласно Liber Pontificalis, Н. был римлянином, его отец Теодор занимал должность регионария. Термином «регионарий» обозначали сотрудников папской администрации - нотариев и дефенсоров, которых в Риме было 7 человек - по одному в каждом церковном регионе (см.: Noble. 1984. P. 218-223). Согласно Л.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

«Rogationes» называли молебные шествия, установленные св. Мамертом, еп. Вьенны ( ок. 475), в связи с тем, что народ боялся знамений - подземных толчков, диких животных, заходивших в город, удара молнии, от которой загорелся королевский дворец, и т. п. ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 34; Sidon. Apol. Ep. V 14; VII 1//MGH. AA. Bd. 8. S. 87-88, 103-104; Avit. Ex Homiliarum Libro. 6: Homilia in rogationibus//MGH. AA. Bd. 6/2. S. 108-112). Валафрид Страбон считал, что Л. была установлена из-за землетрясения и нападений диких животных ( Walafrid. Strabo. De exordiis. 29), а по версии Регинона Прюмского, жители из-за своих грехов страдали от нападений волков (см.: Reginonis abbatis Prumiensis libri duo de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis/Ed. F. G. A. Wasserschleben. Lipsiae, 1840. P. 131; ср. трактат, сохранившийся под именем Алкуина: Alcuin. De div. offic. 23). Возможно, Rogationes сменили принесенный в Галлию из Рима еще в период ранней рим. империи языческий аграрный праздник Амбарвалии (обход полей), во время которого были шествия и обряды очищения (в т. ч. символическое освящение/восстановление священных границ). Христ. Rogationes, дополнявшиеся постом и раздачей милостыни, совершались в течение 3 дней перед праздником Вознесения Господня. Во время шествий клир и народ, судя по проповедям Авита Вьеннского, пели только псалмы и preces, молитвы же, обращенные к разным святым, не читались. В галликанских литургических книгах представлены молитвы и чтения для мессы 3 дней, в некоторых рукописях к ним прибавлены особые молитвы и коллекты святым Петру, Павлу, Стефану, Мартину и Григорию (Missal. Goth. XLVIII 343-352; Missal. Gall. Vet. 40. 256-261). На всю Галлию традиция совершать Rogationes была распространена 27-м прав. Аврелианского (Орлеанского) Собора 511 г. (CCSL. 148A. P. 11-12). Однако покаянный характер Rogationes противоречил праздничному характеру пасхального периода, поэтому в иных традициях Л. были перенесены на др. время. Так, во 2-м каноне Герундского (Жиронского) Собора 517 г. предписывалось совершать Л. в четверг, пятницу и субботу перед Пятидесятницей (Concilios visigoticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives. Barcelona, 1963. P. 39). В амвросианской традиции Л. (triduum litaniarum или litania triduana) принято устраивать в понедельник, вторник и среду после Вознесения.

http://pravenc.ru/text/2110565.html

Особое место в политике Константине VII занимала Русь . Незадолго до свержения, в 944 году, Роман I заключил мирный договор с вел. кн. Игорем ( ; заключен от имени Романа, Константина и Стефана). Вскоре Игорь был убит, и у власти на Руси оказалась его вдова Ольга , регентша при малолетнем сыне Святославе. Константин VII, на собственном опыте знавший о специфике женского правления, по всей вероятности рассчитывал воспользоваться ослаблением Русского государства. Возможно, именно поэтому княгиня Ольга решилась на редкий в средневековой политической практике и весьма рискованный шаг: лично отправилась за границу для переговоров. Официальный визит женщины, стоявшей во главе государства, был экстраординарным явлением с точки зрения придворного этикета, и благодаря этому в составленной под редакцией Константина VII кн. " О церемониях... " сохранилось подробнейшее описание двух приемов, оказанных княгине Ольге в Константинополе - в среду 9 сентября и в воскресенье 18 октября . Сочетание числа месяца и дня недели теоретически допускает две даты - 946 и 957 годы; позиции исследователей по этому вопросу разделились . Судя по тональности упоминаний о " росах " вообще и их правительнице в частности в сочинениях Константина VII, Ольге удалось отстоять интересы Руси и сохранить ее международный авторитет. Помимо этого русская княгиня приняла в Константинополе крещение по греческому обряду, получив имя Елена. Согласно традиции, ее восприемником должен был выступать сам император, что нашло специфическое отражение в летописной легенде о " хитрости " русской княгини: император якобы соблазнился ее красотой и собирался на ней жениться, но Ольга, крестившись, оказалась его крестной дочерью, что сделало брак невозможным . Константин VII не счел нужным упоминать о крещении русской правительницы, хотя о событии известно из хроники Иоанна Скилицы . Славянские и латинские источники дополняют сведения о посольстве Ольги: согласно Повести временных лет, она не была удовлетворена результатами визита в Константинополь и высокомерно отказалась предоставить Константину VII военную помощь, а согласно Продолжателю хроники Регинона Прюмского, в 959 году обратилась к германскому императору  Оттону I с просьбой прислать на Русь епископов и священников .

http://drevo-info.ru/articles/13679987.h...

Когда мы употребляем такие слова, как скачок или энергетический перепад, то в сознании возникает образ чегото сразу осуществляющегося или моментально происходящего. В какойто степени это так и есть, ибо научно–теоретические руководства, послужившие причиной фундаментальных изменений и заложившие основу рационализированной системы восьми октавных звукорядов, были созданы в необычайно короткий для Средневековья срок. Начиная примерно с 850 г. за какиенибудь 50—60 лет появились трактаты Аврелиана из Реоме, Хукбальда, Регино Прюмского, а также анонимные трактаты «Иная музыка» и «Краткое напоминание о пении тонов и псалмов». Однако практический переход от иконосферы к культуре представлял собой более сложный, неоднозначный и продолжительный процесс, протекающий с разной скоростью в различных регионах христианского мира. Пожалуй, с уверенностью можно утверждать лишь то, что почти сразу же после начала этого процесса произошел раскол, разделивший единую церковь на восточную церковь и западную церковь, и что этот раскол можно интерпретировать как окончание фазы иконосферы, но такая интерпретация возможна только в том случае, если под иконосферой мы будем понимать тот духовный синтез, который сплавлял Восток и Запад в единое иконическое целое. На самом же деле суть раскола заключалась в том, что одна часть церкви — а именно западная церковь — вступила в фазу культуры, в то время как другая часть церкви — восточная церковь — осталась пребывать в иконосферной фазе. Таким образом, в некогда целостном и едином христианском мире начали существовать одновременно две разные фазы выстывания Бытия — фаза культуры и фаза иконосферы. Одновременное сосуществование этих фаз продолжалось несколько сот лет — достаточно напомнить, что такой обширный регион христианского мира, как Россия, находился в фазе иконосферы еще в XVII в., т. е. тогда, когда на Западе культурная фаза приближалась к своим завершающим стадиям. Именно эта принадлежность России и Запада к двум различным стадиям выстывания Бытия, а говоря проще—к различным областям Бытия, и создает ставшие уже общим местом трудности взаимопонимания, но это особая тема, которой мы не будем здесь касаться.

http://predanie.ru/book/137466-konec-vre...

и рус. правящими домами (Святославу в 957 было ок. 15 лет). Ольга не могла не знать о предоставлении особого статуса Болгарской Церкви и женитьбе царя Петра на внучке визант. имп. Романа I Лакапина . Однако реализовать эти замыслы Ольге не удалось. Возможно, ее инициативы не были в полной мере поддержаны в К-поле. Имп. Константин VII был убежденным противником браков между визант. имп. семьей и правителями «варваров». На то, что Ольга была недовольна результатами своей поездки в К-поль, намекает и летопись в сообщении о ее отказе прислать императору, как было обещано, «челядь и воску, и скору, и вои в помощь» (Там же. Стб. 62-63). Не добившись желаемого от Константина VII, русская княгиня обратилась к герм. кор. Оттону I Великому. Под 959 г. в соч. «Продолжение хроники Регинона Прюмского» говорится, что «послы Елены, королевы ругов, крестившейся в Константинополе при императоре константинопольском Романе, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников…» (Др. Русь в свете зарубежных источников. 2010. Т. 4. С. 45-46). По распоряжению Оттона I во епископа Руси был рукоположен Либуций из мон-ря св. Альбана в Майнце. Однако его миссия была задержана: нем. королю перед готовившимся походом в Рим, где планировалась его имп. коронация, было важно заручиться лояльностью К-поля. В этой ситуации «русская епархия» могла стать для него разменной монетой в переговорах с визант. имп. Романом II . Однако о назначении нем. епископа для Руси в К-поле узнали раньше прибытия послов Оттона, что привело к обострению византийско-герм. отношений. Когда все же нем. миссия еп. Адальберта , рукоположенного вместо умершего Либуция, прибыла в 961 г. на Русь, ситуация здесь уже изменилась: взаимоотношения К-поля и Киева были улажены, о чем свидетельствует участие рус. военного корпуса в освобождении Крита от арабов, предпринятом Византией в 960-961 гг. В 962 г. Адальберт был вынужден вернуться назад, «не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан» (Там же.

http://pravenc.ru/text/2459053.html

С 843 по 855 года короли поддерживали между собой довольно тесные отношения, хотя, понятно, не обходилось без потрясений. Идея имперского единства продолжала жить если не в реальности, то в сознании. «Наши короли» – так хронисты называли внуков Карла Великого. Единство это находило свое воплощение во встречах трех королей в Диденхофене в октябре 844 и в Мерсене в феврале 847 и в мае 851 года, где обсуждались различные вопросы, но больше слышались клятвы в дружбе и братской любви. Так было до 855 года. К концу лета старый император, чувствуя приближение смерти, начал приводить в порядок свои дела. Старшему сыну, Людовику, он отдал Итальянское королевство вместе с императорским титулом, которым тот владел уже с 850 года. Среднему, Лотарю, достались лучшие франкские владения от Фрисландии до Юра, с центром в Аахене, а также Лотарингия. Младший, Карл, немощный и страдающий эпилепсией, получил Прованс. После раздела император отправился умирать в Прюмский монастырь и отошел в мир иной в первый месяц осени. Теперь вместо трех правящих Каролингов стало пятеро королей с таким же количеством королевств. На этом, как и следовало ожидать, мир закончился. Острый кризис разразился в 856–859 годах. В 856 году многочисленная партия аристократов оказалась недовольна воцарением в Нейстрии юного Людовика Заики, сына Карла Лысого. Два года спустя произошло открытое восстание, во главе которого стояли влиятельнейшие сеньоры Роберт Сильный, граф Тура и Анжера, графы Эд Орлеанский, Адалард Парижский, а также епископ Санса Венилон. Естественно, оживился и Пипин Аквитанский. В тот момент, когда Карл был втянут в борьбу с норманнами, в Западно-франкское королевство по призыву мятежников вторгся Людовик Немецкий. Он очень быстро захватил Шалон-на-Марне, Сане и Аттиньи. Обеспечивая себе поддержку в среде светской знати, Людовик начал активно раздавать королевские земли, аббатства, графства, а также золото и привилегии. Большинство светских магнатов присягнуло ему. Зато епископат остался в стороне. Когда Людовик собрал в Реймсе сейм, чтобы официально закрепить свои права, франкские епископы во главе с Гинкмаром Реймским отказались участвовать в нем, заявив, что их господином является Карл. Характерно, что епископат в этой ситуации оказался наиболее прочной опорой королевской власти. Уже в 859 году Карл сумел прогнать Людовика за Рейн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Собрав духовенство и народ, архиепископ вскрыл склеп; в мраморном саркофаге был обнаружен кипарисовый ковчег, внутри которого находились нетленные останки святого в епископском облачении. В честь обретения мощей был установлен ежегодный праздник. Мощи святого поместили в гробницу, воздвигнутую на месте их обретения. Однако при архиеп. Руотгере (915-931) М. явился некому больному, жившему недалеко от мон-ря, и обещал исцелить его, если он передаст монахам повеление «похоронить его тело по людскому обычаю». Узнав об этом, монахи с разрешения архиепископа поместили мощи в саркофаг, в к-ром они были обретены (ActaSS. Mai. T. 7. P. 32-33). Свидетельство Сигехарда получило подтверждение во время раскопок крипты, которая ок. 885 или ок. 900 г. была восстановлена и украшена фресками (Распятие, процессия мучеников, фигуры пророков и евангелистов, аллегории добродетелей; см.: Sanderson. 1968. S. 77-81; Exner. 1989). После нашествия норманнов кор. Арнульф Каринтийский (887-899) назначил светским аббатом мон-ря гр. Мегингауда (Мегингоза; † 892). В 915 г. в монастырской церкви был похоронен историк, канонист и муз. теоретик Регинон Прюмский , к-рый с 899 г. возглавлял аббатство св. Мартина в Трире. Согласно монастырским анналам, в 933 г. обрушилась древняя базилика М., восстановленная после нападения норманнов. Вскоре Гизельберт, герц. Лотарингии и светский аббат мон-ря, решил передать обитель под управление реформированных монахов (conversio monachorum sancti Maximini - MGH. SS. T. 2. P. 213). В 934 г. он пригласил в Трир насельников аббатства Горце , чтобы восстановить в обители дисциплину и бенедиктинский устав в духе лотарингской монашеской реформы (см. ст. Иоанн из Горце ). Под рук. аббата Огона (Угона; 934-945, впосл. епископ Льежский) и его преемников Виллера (945-957) и Виккера (957-966) аббатство М. стало центром монастырской реформы на герм. землях ( Nightingale. 2001). В целях распространения реформы по указанию имп. Оттона I насельники мон-ря основали аббатство св. Маврикия в Магдебурге (937).

http://pravenc.ru/text/2561674.html

на Песн, II, предисл., II.2 и др.). В целом толкование и изучение Священного Писания было делом всей жизни Беды (Церк. ист., V.24) и стало большим его вкладом в последующую традицию. 10. Влияние Слава Беды быстро распространилась из Британии по всему Западу, и его сочинения вместе с сочинениями других великих Отцов Церкви утвердили влияние Беды на протяжении средних веков. Еще при жизни Беды его соотечественники во главе с Бонифацием, архиепископом Могунтинским считали его одним из проницательнейших экзегетов. После смерти Беды его экзегетические труды оказали сильное влияние на сочинения Лулла, архиепископа Могунтинского, Алкуина, Смарагда, Рабана Мавра, Пасхазия Радберта, Валафрида Страбона, Ноткера Заику и других авторов. Иона, епископ Орлеанский относил Беду к числу Отцов Церкви. В конце X в. Адельфрид Мальмсберийский при составлении двух первых сборников своих гомилий многое заимствовал у Беды. В XIII в. Фома Аквинский часто ссылался на комментарии и гомилии Беды в своей Catena Aurea (“Золотая цепь”). Комментарии и гомилии Беды на Западе использовались также для чтения за вечерним богослужением. К трудам Беды обращались литургисты, такие, как Амаларий из Метца и Флор Лионский, догматисты и канонисты, такие, как Луп Феррарский, Ремигий, епископ Лионский, и Гинкмар, архиепископ Реймский, аскетические авторы, такие, как аббат Бенедикт Анианский и др. Исторические сочинения Беды также были в поле зрения последующих авторов. Хронику Беды широко использовали в своих хрониках Павел Диакон, положивший ее в основу своей Римской Истории и Истории Лангобардов, Фрекульф, Адон, архиепископ Венский и Регинон Прюмский (X в.). Церковная история англов также использовалась Павлом Диаконом в его Житии святителя Григория Великого, а после него Иоанном Диаконом в одноименном житии, а также епископом Радбодом, Гугбальдом и Гинкмаром, архиепископом Реймским. Рабан Мавр в своем трактате Об исчислении заимствовал целые страницы из трактата Беды О порядке времен. Адельфрид Мальмсберийский в свою очередь перевел трактат Беды О временах на английский, а Герик Оксерский дополнил его глоссами. Риторико-грамматические и натурфилософские сочинения Беды не оказали столь значительного влияния на последующую традицию. Его трактат О правописании нашел отражение в одноименном трактате Алкуина, а Бридферт (X в.) обязан своим авторитетом математика глоссам, которые он составил к трактатам Беды О природе и О порядке времен. В XIII в. Фома Аквинский в своей Summa Theologiae (Ia, 65–67) неоднократно ссылался на космологические исследования Беды.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Как наследник престола неудачно руководил походом против сербов в 870 г. и попал в плен вместе с 12 «великими боярами». Беспокоясь об участи сына, кн. Борис был вынужден заключить мир с сербами. В. взошел на престол после отречения от власти и ухода в мон-рь отца. Источники о правлении В. крайне скупы. Греческие (Пространное житие свт. Климента Охридского, написанное Феофилактом, архиеп. Охридским) и славянские («Чудо о кресте и болгарине» в составе цикла чудес вмч. Георгия, написанного иноком Христодулом, восходящее к устному рассказу нач. X в. болг. монаха Георгия) сообщают лишь о его вокняжении и с одобрением, но без объяснения причин о свержении с престола. В хронике Регинона Прюмского отмечено, что В. далеко отступил от отца в приверженности к вере, совершал грабежи, проводил время в пьянстве, пиршествах и разврате и всеми средствами стремился вернуть новопросвещенный болг. народ к языческим обрядам. Сочетание этих известий с упоминанием о «мучениках нашего рода», пострадавших от различных казней, но не отвергшихся Христовой веры, в 43-й беседе Учительного Евангелия современника событий еп. Преславского Константина (см.: Антоний (Вадковский), архиеп. Из истории христианской проповеди: Очерки и исслед. СПб., 18952. С. 227-228) дает основания считать, что правление В. ознаменовалось попыткой реставрации язычества в Болгарии. Показательным в этом смысле представляется также молчание всех источников о христ. имени В. В своих действиях князь, по всей вероятности, опирался на поддержку представителей протоболг. аристократии, сопротивлявшейся принятию новой религии еще при Крещении страны св. кн. Борисом. В течение осени 892 - весны 893 г. В. вел переговоры с прибывшим в Плиску посольством герм. кор. Арнульфа о возобновлении военно-политического союза, направленного против Великой Моравии . В 893 г. В. был свергнут с престола оставившим мон-рь отцом, по др. версии - младшим братом Симеоном с благословения отца, ослеплен и заключен в темницу, где вскоре умер. Мнение совр. болг. исследователей (И. Дуйчев, И. Божилов, В. Гюзелев, И. Илиев), что главной причиной свержения В. была его прозап. и антивизант. политическая ориентация, носит чисто спекулятивный характер - известия источников, в т. ч. латинских, не дают оснований для подобных заключений.

http://pravenc.ru/text/159036.html

Затем в XV в., в эпоху реформационных соборов несколько раз были заключаемы конкордаты, то в не собственном смысле, как соглашения папы с национальными группами епископов – членов собора 809 , следовательно не с государственным, а с церковным же фактором, то в собственном смысле, как соглашения с князьями 810 и с императором 811 . В начале XVI в. был заключен конкордат между папой Львом X и королем французским Франциском I (1516 г.). В 1753 г. был заключен испанский конкордат. В нынешнем столетии были заключены конкордаты: с Францией при Наполеоне I (1801 г.), с Баварией (1817), Пруссией 812 , Россией 813 , Австрией (1855 г.) и с разными государствами центральной и южной Америки: Гватемалой (1852 г.), Костарикой (1852), Гондурасом (1861), Никарагуаа (1802), С. Сальвадором (1862), Гаити (1860), Венесуэлой (1862), Эквадором (1862). § 75. Сборники церковного права. Corpus juris canonici 814 В период времена от конца IX и до половины XII в. на западе составлялись и были в употреблении разного рода сборники, материал которых почерпался из всех известных нам источников: из греческих канонов, из папских декреталов, из постановлений поместных западных соборов, из римского права и проч. Таковы: 1) сборник, посвященный Ансельму, архиепископу миланскому (Collectio Anselmo dedicata), замечательный тем, что псевдо-исидоровский сборник помещается в нем в более кратком виде, сравнительно с описанным в § 69 составом этого произведения; 2) сборник Регинона, аббата прюмского: de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis, 3) сборник Буркгарда вормского, Иво шартрского и др. В половине XII в. монах монастыря св. Феликса в Болонье, по имени Грациан, преподававший в болонской высшей юридической школе каноническое право, с приемами схоластической науки, составил сочинение под названием: «concordia discordantium canonum», которое с конца XII в. вообще стало называться декретом Грациана. Сочинение это с одной стороны представляет собой сборник юридического материала, на подобие всех предшествовавших сборников, а с другой научный трактат или даже учебники церковного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

   001    002    003    004   005     006