Когда эфиоп. имп. Менелик II (1889-1913) основал новую столицу - Аддис-Абебу, он решил возвести собор во имя св. Георгия Лиддского, к-рый считается небесным покровителем Эфиопии. 30 июля 1894 г. митрополитом во имя св. Георгия Лиддского был освящен табот, выполняющий в эфиоп. храмах функцию правосл. антиминса , и помещен в специальное временное строение, где эфиопы обычно хранят табот до окончания возведения храма. В сент. 1895 г. Менелик II пришел помолиться перед таботом св. Георгия. Он просил помощи святого в борьбе против итальянцев, к-рые вторглись из Эритреи на территорию Эфиопии, и дал обет выстроить большой собор. Решающая битва с итальянцами началась 1 марта 1896 г. близ эфиоп. г. Адуа, и мн. эфиопы, участвовавшие в сражении, утверждали, что видели, как св. Георгий на белом коне сошел с небес и поражал врагов. Победоносное для эфиопов окончание битвы пришлось на 23-й день эфиоп. месяца магабита (2 марта) - день праздника св. Георгия. Скоро этот эпизод битвы стал известен по всей стране и послужил темой для мн. эфиоп. художников. По возвращении из похода Менелик II решил выполнить обет, но возведение большого каменного собора растянулось на 10 лет. Император пожаловал храму (еще не построенному, но уже после освящения табота) земли на его содержание, а в 1903 г. на территории строящегося собора в годовщину битвы при Адуа было устроено большое празднество при участии императора. Ктитором собора император назначил Маконнена Вальда Микаэля, своего двоюродного брата, героя битвы при Адуа и отца буд. имп. Хайле Селассие I. Однако Маконнен умер в 1906 г., и ктитором стал сам Менелик II. В февр. 1907 г. эфиоп. митр. Матфей торжественно заложил первый камень в основание собора, возведение к-рого происходило под рук. греч. архит. Орфанидеса и итал. инженера С. Кастанью. В 1913 г. имп. Менелик умер, строительство собора было завершено в 1916 г., в царствование его дочери Заудиту. Именно в этом соборе она была помазана на царство 11 февр. 1917 г., а после ее смерти там был помазан на царство 2 нояб. 1930 г. Хайле Селассие I, отчего собор стали называть коронационным. Впосл. в Аддис-Абебе было построено много каменных храмов, но Г. Ц. Г. до сих пор остается одним из главных соборов эфиоп. столицы.

http://pravenc.ru/text/162037.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕЗВОЙ [Елизвой, Елесва(а)н; греч. Ελεσβς, Ελσβααν; эфиоп.      ; сир.  ], блж. (пам. 24 окт., пам. эфиоп. 20 гэнбота (15 мая), пам. зап. 27 окт.), правитель Аксумского царства , участник химьяро-эфиопских войн . Личное имя - Калеб (в эфиоп. царских списках   или  ), тронное - Элла Ацбэха, патронимия - Вальда Тазена (сын Тазены), «имя отряда» - бээси (муж) Лазен, в сабеографичной аксумской эпиграфике - Klb/" l/" sbh/wld/Tzn/b " s/Lzn (RIE 191/7-8). Житие Е. сохранилось лишь в кратких эфиопских синаксарных версиях. На возможное существование пространного эфиоп. Жития, по мнению Дж. Фьяккадори, указывает небольшая гомилия в честь Е., сохранившаяся в единственном списке и остающаяся неизданной. Подробнее о нем рассказывается в греч. анонимном и Метафрастовом Житиях мч. Арефы (BHG, N 166-167) и в предании о Награнских мучениках . Эфиоп. агиографическая традиция, за исключением ряда деталей, является вторичной по отношению к греческой. В средневек. эфиоп. лит-ре не встречается тронное имя Е., но его 2-я часть (Ацбэха) перешла в предание о Крещении Эфиопии при легендарных царях Абрэхе и Ацбэхе . Сообщения о Е. имеются у греч. авторов Прокопия Кесарийского , Иоанна Малалы , прп. Феофана Исповедника , Космы Индикоплова , а также в 3-й части «Церковной истории» сиро-яковитского еп. Иоанна Эфесского , сохранившейся в составе Хроники Зукнина (см. ст. Дионисия Телль-Махрского хроника ). В греч. источниках, посредством к-рых имя Е. вошло в рус. святцы, он, как правило, называется тронным именем в эллинизированных вариантах: Ελεσβς и Ελσβααν - в Мученичестве Арефы, Ελεσβας - у Иоанна Малалы, Ελλησθεαος (Еллисфей) - у Прокопия, Ελεσβαν и Ελλατζβας/Ελλατζοβα (Елладзбаас) - у Космы. Различия между историческим Е. и соответствующим агиографическим персонажем в целом незначительны. Дата восшествия Е. на престол остается неизвестной, 514 год принят нек-рыми исследователями без достаточных оснований. Известно, что Е. находился у власти к лету 518 - нач. 519 г., когда он отправил войска из главного аксумского порта Адулис в Юж. Аравию под командованием Хайана, чтобы возвести на трон Химьяра христианина Маадикариба Яфура . После смерти последнего летом 522 г. власть в Химьяре захватил иудей Йосеф Асар Ясар (араб. прозвище - зу Нувас; в правосл. агиографии - Дуна(а)н; в эфиопской - Финхас). Отражением этих событий является сохранившееся в житийной традиции предание о том, как Е. вторгся в Химьяр, заставил царя-иудея укрыться в горах (по одной из версий, сделал его своим данником) и оставил в Аравии свои войска, но затем царь-иудей вернул себе контроль над страной.

http://pravenc.ru/text/189731.html

Целибат – мужское безбрачие. Софистика (греч. sophistike) – рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов). Николай Д. Тальберг. История Церкви. Ч. 2. Альбигойцы (катары) – приверженцы еретического движения в Южной Франции b XII-XIII вв. Выступали против догматов Католической Церкви, церковного землевладения, призывали к аскетизму. Осуждены Собором 1215 г., разгромлены в 1209-1229 гг. северофранцузскими рыцарями и королем Людовиком VIII (в так называемых Альбигойских войнах). Вальденсы – последователи Пьера Вальда, XII в. Центр – Лион (Ю. Франция). Выступали против богатства. Проповедовали аскетизм. Требовали отказа от частной собственности. Но в вопросах против церковной догматики были умереннее. Признавали крещение и евхаристию, но считали, что таинства может совершать любой христианин, не находящийся во грехе. Гусисты – последователи Иоанна Гуса, священника, ректора Пражского университета, за критику недостатков РК Церкви он был сожжен в 1415 г. Джон Виклиф (XIV в.) – профессор богословия Оксфордского университета. Выступал против папских притязаний на светскую власть, индульгенций, учения о таинствах и иерархии. Савонарола (Savonarola) Джироламо (1452-1498) – настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции. Выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал Церковь к аскетизму, осуждал гуманистическую культуру (организовывал сожжение произведений искусства). После изгнания Медичи из Флоренции в 1494 г. способствовал установлению республиканского строя. В 1497 г. отлучен от Церкви, по приговору синьории казнен (сожжен на костре). Мария Стикко. Святой Франциск Ассизский. Милан, 1990. Антонио Сикари. Портреты святых. Т. II. Милан, 1991. Мережковский Д. С. Испанские мистики. Брюссель, 1988. Капитализм – тип общества, основанный на частной собственности, рыночной экономике и демократических институтах. Большой катехизис. Апология Аугсбургского исповедания. Шмалькальденские члены. Формула согласия. Апология Аугсбургского исповедания.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛЬДЕНСЫ Вальдéнсы [«лионские бедняки»; лат. valdenses, pauperes Lugdunenses; франц. vaudois], приверженцы еретического течения в католич. Церкви, возникшего в Зап. Европе в контексте идей и движений за религ. обновление в XII-XIII вв. (сторонники Арнольда Брешианского , гумилиаты , бегинки и проч.); наименование протестант. секты (с XVI в.). Для этих движений общими были идеалы, восходящие к жизни и деятельности апостолов, критика совр. им «испорченной» католич. Церкви, ее противопоставление древней Церкви (primitiva ecclesia), стремление к праведности без разрыва с мирскими занятиями и образом жизни. Основные сведения о В. сохранились в полемических сочинениях (напр., Бернарда из Фонкода и Алана Лилльского ) и в трудах инквизиторов XIV в. (Бернарда Ги, Жака Фурнье и др.). Название В. получили по имени Вальдеса, или Вальда (лат. Valdus, Valdesius, Valdo; франц. Valdès), богатого купца из Лиона. В 70-х гг. XII в. под влиянием евангельских проповедей и, возможно, под впечатлением внезапной смерти близкого друга он решил отказаться от всех мирских благ и искать путь к евангельскому совершенству путем строгой аскезы. Вальдес роздал свое имущество нищим и выступил с призывом к покаянию. Обращение к Свящ. Писанию (по распоряжению Вальдеса Евангелие было переведено на провансальский язык) дало ему возможность, приводя в пример жизнь и деятельность апостолов, заявлять, что только личные достоинства и праведная жизнь дают право проповедовать. В начале В. не порывали с католич. Церковью, на III Латеранском Соборе (1179) они обратились с просьбой о разрешении на проповедническую деятельность; тогда религ. практика «лионских бедняков» (не имевших соответствующего образования) была поставлена под контроль местных церковных властей. В 1182-1183 гг. архиепископ Лионский запретил В. проповедовать, это было подтверждено Веронским (1184) и IV Латеранским (1215) Соборами, осудившими и предавшими анафеме В. вместе с катарами и альбигойцами , но эти меры не могли остановить распространение движения.

http://pravenc.ru/text/154017.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН IV (11.07.1837 (по др. данным, 1831 или 1833), сел. Май-Беха (Май-Боха) в земле Тэмбэн, обл. Тигре - 10.03.1889, близ Мэтэмы), имп. Эфиопии (с 21 янв. 1872), 2-й в череде правителей, восстановивших единство Эфиопии после феодальной раздробленности. Сохранилось 7 хроник царствования И., но пока не удалось установить, есть ли среди них официальная; три из них опубликованы (пространная на геэзе и 2 краткие - на геэзе и на амхарском). Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885 Иоанн IV, имп. Эфиопии. Иллюстрация из кн.: Rohlfs G. L’Abissina. Ediz-ione italiana dedicata dall’illustre auctore S. M. Umberto I. 1885 И. происходил из семьи Мэрэчча (Мэрча), шума (местного правителя) земли Тэмбэн, и вейзаро (принцессы) Сэллас (полное имя - Амата Сэлласе). Эфиоп. хронисты ведут род И. от династии Соломонидов по жен. линии. Согласно их изысканиям, достоверность к-рых спорна, прабабка его отца Валатта Микаэль оказалась правнучкой эфиоп. царя Иоанна I (1667-1682), а прадед его матери Тасфайе, возводивший свой род к царю Амда Сиону (1314-1344), сочетался браком с ее прабабкой Валатта Сион, среди отдаленных предков которой числился царь Наод . При крещении буд. император был наречен Вальда Микаэль (эфиоп.      ), однако в семье его называли Каса (  ; от амхарского «возмещение»); согласно эфиоп. традиции, это прозвище давали младенцу, если погибал предыдущий ребенок. Его «лошадиное имя» (давалось представителю знати по его любимому скакуну) было Абба Базбэз (      ). В 1864-1865 гг. Каса с 2 братьями находился при дворе эфиоп. имп. Феодора II , был удостоен титула «баламбараса» (9-го по значимости в военно-феодальной иерархии) и получил в управление ряд земель в обл. Тигре. 29 нояб. 1865 г., во время храмового праздника Аксумского собора Богоматери Сионской , он тяжело заболел и после выздоровления собирался уйти в мон-рь. Его с трудом отговорили, и тогда Каса принял обет не мстить врагам и отказаться от личного обогащения.

http://pravenc.ru/text/469792.html

5) Святой пошел «в землю Мараба (Marabä) к авве Мадханина-Эгзиэ, называемому Вальда-Тарамин (Walda Tarämin), из Шоа, ибо подвиги его изрядны и он ходил на крыльях, и многие знамения и чудеса его описаны»... При встрече «они узнали Духом Святым, что погибла церковь в Дабра-Энконамгос (D. Enqonärajos), когда захворали иереи Иона и Энбарэна. Они сказали: пойдем туда, угодить Благодетелю». Облако понесло их, и прибыв, они отслужили литургию Богородицы и исцелила больных священников. Потом ушли в келью Мадханина-Эгзиэ в Варабе, где провели некоторое время вместе, а затем Абия-Эгзиэ (Антоний) вернулся на свою Амба-Фаласа. Подходя, он увидел авву Ферэ-Кеддуса. поднимающимся на гору верхом на льве. 6) Святой на крыльях в три перелета носился в «землю живых», видел и беседовал c теми, которых не коснулась смерть. Потом вернулся в область Марата (Maratä), ибо сделал ее Господь пребывалищем плоти его. И каждый день летал он в землю Живых и ко гробу Господа нашего, и в Дабра-Метмак (Mötmäq). 7) Рассказывается о странном чуде на пути в Беркутань в сопровождении аввы Фарэ-Кеддуса. Святой извел воду и облегчил роды умиравшей корове, которая каялась перед ним человеческим голосом и потом последовала сначала за ним вместе с быком, а затем ушла в зехлю Фехлет (Föhlet). Случай дал повод для беседы между спутниками о браке. 8) Женщины пришли, желая увидеть чудо и просили во имя Божие напоить их. Святой, убоявшись имени Божия, велел авве Ферэ-Кеддусу подоить корову, о которой говорилось в предыдущем чуде, и других коров, и принести молока. Женщины отказались пить, говоря: «мы христиане. и не будем пить в среду, а это – день постный. Отче, разве ты не монах и не знаешь среды; нам казалось, что ты знаешь устав». Святой велел Фарэ-Кеддусу возвратить молоко коровам, и оно вошло к ним назад. Женщины, Видя это, покаялись перед ним. 9) Богатая чета, чтившая святого и ежегодно справлявшая его память обильной милостыней, наконец пришла в нищету. Когда приближался день памяти святого, муж предложил жене продать ее драгоценности, но их уже не оказалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

   001   002