Возникает аскетическое движение так называемых шраманов (санскр. s " ramaa от s " ram – «прилагать усилия»). При этом многие из них проповедовали свои мировоззренческие концепции, существенно отличавшиеся от тех, что исповедовали брахманистские школы 412 . Именно в сообществе аскетов, зачастую противопоставлявших себя жесткой брахманской традиции, зарождались новые альтернативные религии. Так, в VI веке до н. э. брахманизму пришлось начать крайне жестокую конкурентную борьбу с новой религией, появившейся в этой оппозиционной атмосфере, – буддизмом. Брахманизму удалось отстоять свои принципиальные позиции, но из этой борьбы он вышел сильно измененным. Это была уже во многом иная религия. Она получила в истории название «индуизм» . III. Современный индуизм Индуизм – ответ на кризис брахманической религии Кризис и появление новых духовных учителей Описанный выше период упанишад завершился духовным кризисом. Его появление и разрастание было обусловлено прежде всего причинами внутреннего характера. В период кризиса появляются авторитетные духовные учителя, которых не удовлетворяют прежние религиозные концепции, и они начинают предлагать свои новые идеи. Многие из новоявленных духовных учителей настаивают на радикальном разрыве с многовековой традицией, восходящей непосредственно к Ведам. Наиболее известным из таких учителей является Сиддхартха Гаутама (VI в. до н. э.), вошедший в историю под именем Будды Шакьямуни (см. гл. «Буддизм»). Другим духовным вождем того же времени был Вардхамана (VI в. до н. э.). Его впоследствии стали именовать Джина (санскр. jina – букв. «победитель») или Махавира (санскр. mahvra – букв. «великий герой»). Он заложил основания новой религии – джайнизма 413 . Помимо двух названных личностей были и другие видные духовные учителя, бросившие вызов тысячелетнему ведическому и брахманистскому наследию. Но именно последователи Будды Шакьямуни и Джины, невзирая на различные испытания и нередко сложные обстоятельства бытия, до сих пор живут и активно действуют в истории, оказывая немалое влияние на религиозную картину мира. Индуизм – преемник брахманизма

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖАТАКИ Джатаки [санскр. ja  taka - связанное с рождением], в лит-ре буддизма название многочисленных текстов, разнообразных по форме, размеру, содержанию и времени написания, повествующих о предыдущих рождениях Будды Сиддхартхи Шакьямуни . Буддизм, как и др. религ. традиции Индии, поддерживает концепцию сансары - нескончаемого круга перерождений, обусловленных законом кармы , согласно которому совокупность деяний индивида в настоящей жизни определяет его буд. рождение. Обычный человек не помнит своих предыдущих жизней из-за действия авидьи (неведения); Будда же, достигнув просветления-бодхи, стал всеведущим, в частности обрел знание о всех предыдущих и последующих жизнях всех живых существ. В Д. Будда выступает в роли рассказчика, и основной частью каждого Д. является воспоминание Будды о событиях, происшедших в одном из его предыдущих воплощений. Большинство Д. представляет собой прозу, перемежаемую стихотворными вставками - гатхами. Мн. Д. имеют 5-частную структуру: вступление - рассказ «о настоящем», излагающий обстоятельства, при которых Будда решил изложить историю из своего прошлого рождения; собственно историю, в которой Будда фигурирует как бодхисаттва (существо, достигшее просветления и готовое выйти из сансары, но продолжающее перерождаться в этом мире из сострадания к другим, еще не достигшим просветления); сопровождающую историю стихотворную часть - «мораль»; комментарий на стихотворную гатху; возвращение к истории «о настоящем» с отождествлением персонажей из истории «о прошлом» с действующими лицами истории «о настоящем». Поэтические строфы в Д. могут быть представлены в форме диалога, афоризмов, эпического повествования и являются более древними, чем прозаический комментарий на них. По объему Д. могут варьироваться от короткого анекдота до целого романа, имеющего сложную и разветвленную сюжетную линию (см., напр.: Повесть о большом подземном ходе//Джатаки. 2003. С. 295-395).

http://pravenc.ru/text/171817.html

Считается, что эта страна стала невидимой после того, как буддизм подвергся притеснениям со стороны ислама . Существует поверье, что в конце нынешнего периода времени, при 25-м царе этого государства произойдёт мировое сражение войск Шамбалы с силами зла. После победы буддийского воинства наступит эпоха всеобщего процветания, что будет ознаменовано приходом очередного воплощения Будды – Майтрейи (санскр. maitreya – букв. «добрый, любящий»), почитаемого всеми направлениями буддизма как воплощение абсолютного сострадания. §7 Статистические данные о количестве буддистов Количество буддистов в мире определить весьма затруднительно. Их число колеблется от 600 млн до 1 млрд. 300 млн человек 802 . По данным на 2011 г., предоставленным Central Intelligence Agency, соотношение буддистов к остальному человечеству составляет 6,77% 803 . В России проживает около 900 тыс. человек, этнически принадлежащих к буддийским народам (буряты, калмыки, тувинцы). Однако согласно социологическим опросам лишь чуть более половины из них (550 тыс. человек) могут быть причислены к буддистам на основе самоидентификации. При этом в крупных городах только 1% населения отождествляет себя с буддизмом 804 . Буддизм – мировая религия, зародившаяся в Индии в VI в. до н. э. в качестве учения, альтернативного брахманизму 805 . С самого начала своего существования буддизм получил серьёзную поддержку светской власти. Именно из среды аристократии (кшатриев) происходил легендарный основатель учения – Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии известность под именем Будды Шакьямуни. В поиске путей освобождения от уз страданий Сиддхартаха испытал на себе изнурительные аскетические методы, но пришёл к выводу о необходимости искать освобождение внутри себя. В медитативном сосредоточении он обрёл Просветление и открыл для себя Четыре Благородные Истины: 1) о жизни как страдании, 2) о желании как его причине, 3) о нирване как бытии, страданию чуждом, и 4) о пути к ней. Метод, предложенный Буддой для достижения освобождения от уз сансары, соотносится с последней, четвёртой истиной и именуется Благородным Восьмеричным путём, задающим алгоритм совершенствования на путях достижения нирваны.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

прот. Олег Корытко Глава XXI. Индуизм Индуизм – основная национальная религия Индии, тесно связанная с её историей и культурой. Сами последователи индуизма называют свою религиозную традицию Санатана Дхарма (санскр. santana dharma – букв. «вечная истина», «вечный закон»). За долгие века своего формирования рассматриваемый религиозный феномен приобрёл черты чрезвычайно многосоставной системы , описать которую весьма непросто. По верному замечанию одной из современных отечественных исследовательниц истории Индии, «индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия „индуизм“ и чёткого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия» 719 . Тем не менее сегодня эта традиция постепенно набирает популярность во многих странах мира. Религия, бывшая некогда национальной, перешагнула этнические границы и вступила в конкурентную борьбу за души людей на пространстве Европы и Америки. Достаточно сказать, что многие современные религиозные движения, иногда именуемые сектами (например, Общество сознания Кришны, Брахма Кумарис и т. п.), в основе своей являются продолжателями индуистской традиции. §1 Индуизм – ответ на кризис брахманической религии Кризис и появление новых духовных учителей Описанный в предыдущей главе период упанишад завершился духовным кризисом. Его зарождение и разрастание было обусловлено, прежде всего, внутренними причинами. В период кризиса появляются авторитетные духовные учителя, которых не удовлетворяют прежние религиозные концепции. Они предлагают свои, новые идеи. Многие из новоявленных духовных учителей настаивают на радикальном разрыве с многовековой традицией, восходящей непосредственно к Ведам. Наиболее известным из таких учителей является Сиддхартха Гаутама (VI в. до н. э.), вошедший в историю под именем Будды Шакьямуни (см. гл. XXII. Буддизм). Другим духовным вождём того же времени был Вардхамана (VI в. до н. э.). Его впоследствии стали именовать Джина (санскр. jina – букв. «победитель») или Махавира (санскр. mahvra – букв. «великий герой»). Он заложил основания новой религии – джайнизма 720 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Н. исповедуют 1,16 млн чел., гл. обр. переселенцы из Сев. Индии и иностранные торговцы. Первые мусульмане прибыли в Катманду из Кашмира при Ратне Малле (1484-1520). В наст. время мусульмане в Н. относятся к отдельной кастовой группе. Ок. 97% мусульман проживают в области тераев, остальные - в Катманду или в горных районах на западе страны. Индуизм Является доминирующей религией, определяющей образ жизни большинства непальцев. В наст. время общее количество его приверженцев превышает 21,55 млн чел. Считалось, что монархи династии Шах (1769-2006), будучи носителями божественной благодати, обладали особой священной властью (в народном сознании они воспринимались как аватары бога Вишну). В 2015 г. Н. провозглашен светским гос-вом, но индуизм сохранил доминирующие позиции в обществе. Индуизм исповедуют представители практически всех этнокастовых групп: чхетри (4,37 млн индуистов), бахун-брахманы (3,21 млн), тхару (1,63 млн), магары (1,49 млн), ками (1,21 млн), невары (1,17 млн) и др. Буддизм В Н. исповедуют ок. 2,4 млн чел., гл. обр. жители сев. областей страны, граничащих с Тибетом. Некоторые из неваров, живущих в долине Катманду, также являются буддистами. Особенность буддизма в Н. определяется близостью индийских центров махаяны и ваджраяны и Тибета. В области тараев близ Сиддхартханагара (Бхайрава) располагается Лумбини - предположительное место рождения (оспаривается в Индии) основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы Будды, известного как Шакьямуни . С 1981 по 2001 г. наблюдается резкий рост приверженцев буддизма в Н. с 800 тыс. до 2,4 млн чел. В последнее десятилетие количество буддистов несколько сократилось в связи с тем, что нек-рые из них перешли в индуизм, религию бон, джайнизм и христианство. Буддисты этнической группы тамнагов составляют более половины всех сторонников буддизма в Н. (1,34 млн чел.). Новые религиозные течения Представлены Бахаи религией , первые последователи которой появились в Н. в 1952 г. Согласно переписи 2011 г., численность бахаистов в Н. составляла 1283 чел. Традиционные племенные верования

http://pravenc.ru/text/2565038.html

Согласно статистике 2008 года, в зависимости от технологий подсчета количество буддистов в мире колеблется от 600 млн до 1 млрд 300 млн человек 506 . По данным же на 2011 год, предоставленным Central Intelligence Agency, соотношение буддистов к остальному человечеству составляет 6,77% 507 . В России проживает около 900 тыс. человек, этнически принадлежащих к буддийским народам (буряты, калмыки, тувинцы). Однако, согласно социологическим опросам, лишь чуть более половины из них (550 тыс. человек) могут быть причислены к буддистам на основе самоидентификации. При этом в крупных городах только 1% населения отождествляет себя с буддизмом 508 . Буддизм – мировая религия, зародившаяся в Индии в VI веке до н. э. в качестве учения, альтернативного брахманизму 509 . С самого начала своего существования буддизм получил серьезную поддержку светской власти. Именно из среды аристократии (кшатриев) происходил легендарный основатель учения – Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии известность под именем Будды Шакьямуни. В поиске путей освобождения от уз страданий Сиддхартаха испытал на себе изнурительные аскетические методы, но пришел к выводу о необходимости искать освобождение внутри себя. В медитативном сосредоточении он обрел Просветление и открыл для себя Четыре Благородные Истины: 1) о жизни как страдании, 2) о желании как его причине, 3) о нирване как бытии, страданию чуждом и 4) о пути к ней. Метод, предложенный Буддой для достижения освобождения от уз сансары, соотносится с последней, четвертой истиной и именуется Благородным Восьмеричным Путем, задающим алгоритм совершенствования на путях достижения нирваны. Буддизм не имеет единого канона священных текстов (ср. с христианством, а также с мусульманской традицией 510 ). Существует три основных варианта буддийского канона: палийский, китайский и тибетский. Тексты жизнеописаний основателя традиции были составлены столетия спустя после его смерти, что ставит вопрос о достоверности излагаемых биографических данных. Мировоззрению буддизма чужда идея почитания Бога-Творца, что делает это вероучение своеобразной религией без Бога. Однако само существование божеств не отрицается. Показательно, что в рамках буддийского вероучения человек занимает более выгодное положение, чем боги, поскольку только он имеет возможность выйти из колеса сансары и обрести искомое бытие, чуждое страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Воспитатель сообщает царевичу Иоасафу о Варлааме. Цветная миниатюра из рукописной книги «Повесть о Варлааме и Иоасафе». Потрясенный увиденным, он сам начинает духовный поиск, посещает многих духовных учителей, а через несколько лет обретает просветление и формулирует так называемые «четыре благородные истины»: Когда Сиддхартха, получивший имя Будда — «Пробужденный» — стал уже знаменитым проповедником, на связь с ним вышел отец в попытке вернуть его к серьезным государственным делам, но в итоге сам на смертном одре принял новое учение. «Восьмеричный путь» и заповеди Святитель Феофан Затворник высоко оценивал «Повесть о Варлааме и Иоасафе» как «лучшую книгу для познания христианской веры и жизни, лучше всех катехизисов». Многие современные исследователи, в том числе и православные, считают, что она рассказывает именно о Будде: «Считается, что в основе романа лежат некие переработанные “буддийские” традиции, в частности, легенды о жизни царевича Сиддхартхи Гаутамы ШакьямуниБудды (VI в. до Р. Х.; его первое полное жизнеописание, «Буддхачарита» Авагхоши, создано в I в. по Р. Х.)» — сообщается в статье Анатолия Турилова в «Православной энциклопедии».  Иоасаф царевич и его окружение. Византия; XII в. Греция. Афон. Монастырь Иверон Разумеется, текстология «Повести» сложна и одним источником не ограничивается, но в основе, похоже, действительно «житие» того самого Будды. Анализ имен это подтверждает: индийское Bodhisattva через арабское Budhasf (Budisatif) и грузинское Yudasif (Yiwasif) из-за смешения арабского чередования B/Y и D/W дало греческую и славянскую форму Иоасаф. А арабское Bilawhar (Билавхар) через грузинское Balahvar (Балавар) — греческое Βαρλαμ (Варлаам). От смелости полета мысли ученых захватывает дух. Они показывают не просто сходство сюжетов, взаимное влияние или встречу культур — они демонстрируют именно тождественность героев! Но разве может быть что-то общее между истиной христианства и заблуждением буддизма? Если считать буддизм заблуждением — нет. Но если помнить о том, что буддизм родился на пятьсот лет раньше христианства и в культуре, которая вообще не имела представления о Личном Едином Боге (в индуизме довольно оригинальное представление о богах, и монотеизм из него можно попытаться вывести, но все же в практике это типичное многобожие), то можно только восхититься гениальности индийского мудреца! По сути, он сформулировал основы антропологии в падшем мире.

http://pravmir.ru/probuzhdennyj-i-ioasaf...

Между тем с топографией «Повести о Варлааме и Иоасафе» дело обстоит непросто. В эпоху Иоанна Дамаскина о христианской общине в той стране, которую мы ныне называем Индией, не было известно почти ничего, но ромеи прекрасно знали о христианской Эфиопии, которую также именовали Индией. Поэтому повесть об обращении царского сына и потом его отца к вере во Христа ее автор мог связывать не с настоящей Индией, которую, впрочем, ее жители именуют иначе Бхарат, но с другой «Индией», с той, где истоки Нила. Версия об индийском прототипе повести главным образом основана на имеющихся в ней сюжетных параллелях с отраженными в буддистской сутре перипетиями жизни основателя этой религии Будды — царевича Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. Главным образом при этом имеется в виду легенда о том, что его отец держал сына в изоляции от внешнего мира, чтобы тот пребывал в неведении о страданиях и самой смерти. Когда же юноша вырвался из дворца, он встретил человека больного, встретил старика и увидел, как выносят для погребения умершего, и таким образом убедился в бедственной участи всякого человека. Но не следует настолько переоценивать весомость присутствия схожих мотивов в жизнеописаниях Будды и в «Повести о Варлааме и Иоасафе», в которой этот элемент фабулы отнюдь не занимает центрального места, чтобы считать повесть переделкой буддистского прототипа. Во всяком случае «буддийские легенды были не единственной основой прототипа Повести”». Автор использовал большое количество источников разного происхождения. Сторонники авторства Евфимия Ивера видят в «Повести о Варлааме и Иоасафе» не оригинальное произведение, но выполненный Евфимием перевод на греческий грузинской переработки арабского текста, который, в свою очередь, представляет собой переложение пехлевийской редакции, воспроизводящей фабулу, почерпнутую из буддийской сутры. При этом, согласно этой версии, христианскую коннатацию «Повесть» впервые приобрела в грузинском варианте. Что представляет собой «Повесть о Варлааме и Иоасафе»: нравоучительный религиозный роман или агиографический памятник?

http://pravoslavie.ru/124591.html

Саввы Освященного в Палестине, в котором на основании поздних приписок в греч. рукописях было принято видеть прп. Иоанна Дамаскина. Однако в наст. время веских аргументов для такого отождествления не имеется. Считается, что в основе романа лежат некие переработанные «буддийские» традиции, в частности, легенды о жизни царевича Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни - Будды (VI в. до Р. Х.; его первое полное жизнеописание, «Буддхачарита» Авагхоши, создано в I в. по Р. Х.). Согласно др. гипотезе, «Повесть» возникла независимо от инд. сказаний в Центр. Азии. Еще одна недавно сформулированная гипотеза исходит из сложного текстологического анализа и связывает сюжетную канву сочинения с историей распространения христианства в Нубии. Исследование «Повести» к сер. ХХ в. зашло в тупик: объяснить все факты в рамках единой гипотезы не удавалось - слишком разнородный материал обнаружился в ее редакциях, мн. элементы составитель брал готовыми из др. источников. Но никто из исследователей не сомневается, что как целое она была создана одним автором. Мнение о буддийском прототипе получило практически полное признание, когда Д. Жимаре предложил этимологию имен главных героев: инд. Bodhisattva через араб. Budhasf (Budisatif) и груз. Yudasif (Yiwasif) из-за смешения араб. b/y [/] и d/w [/] дало греч. и слав. Иоасаф. Араб. Bilawhar (Билавхар) через груз. Balahvar (Балавар) дало впосл. греч. Βαρλαμ (Варлаам). Имя царя Авенира (греч. Αβεννρ; груз. Абенес/Абенесер) восходит, видимо, к араб. Джунайсар ( Van Esbroeck. 1992. P. 221). Однако буддийские легенды были не единственной основой прототипа «Повести». Автор использовал большое количество источников разного происхождения. Диегу ду Куту, впервые еще в 1612 г. заметивший параллелизм между рассказом о В. и И. и буддийскими текстами, считал, что именно последние испытали влияние христ. легенды. Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа. Икона. Сер. XVII в. (ЦМиАР) Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа. Икона. Сер. XVII в. (ЦМиАР) Согласно всем версиям, действие легенды происходит в «Индии».

http://pravenc.ru/text/154239.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БУДДИЗМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Буддизм - мировая религия, объединяющая от 200 до 250 млн. приверженцев. Основатель этой религии — Сиддхартха Гаутама Шакьямуни (Будда), живший в Индии (Непал) в VII в. до Рождества Христова и названный Будда , что значит “просветленный.” После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока. Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения — это видимость, кажущееся бытие. Отрешением от воли — от эгоизма и всех его следствий — человек погружается в нирвану, то есть состояние полного душевного спокойствия, отсутствия желаний, мыслей, словом — в психическое небытие. По учению Будды, жизнь — это зло. Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом , отрешением от злобы и дурных побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением способствовала распространению буддизма. Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека и даже в животных. Буддистская доктрина о переселении души идет в разрез с христианством (согласно православному вероучению, душа вместе с телом составляет единую человеческую природу. В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент воскресения снова соединиться с ним на вечность). Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуатировать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей. Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться роскошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь. Учение буддизма неодинаково во всех странах, в каждой стране оно имеет свои специфические особенности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом .

http://drevo-info.ru/articles/1368.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010