Епископ Дометиан (Горохов) Епископ Дометиан (Горохов Д.В., 75 1879), – выпускник Киевской Духовной Академии, магистр богословия. В 1920-е годы принял монашество с именем Дометиан. В 1928 г. был рукоположен во епископа Арзамасского, викария Нижегородской епархии. В 1932 г. был приговорен советскими властями к тюремному заключению, а церковным судом к трехлетнему запрещению в служении. В 1934 г. был на свободе, проживал в Рязани, в 1936 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», приговорен к трем годам лагерей, и отправлен в Сиблаг, дальнейшая судьба неизвестна. На основе своей магистерской диссертации Д.В. Горохов издал в 1914 г. в Киеве работу «Буддизм и Христианство ». Из предисловия следует, что автор задумал многотомный труд, и книга позиционировалась как его первая часть, но продолжение так и не вышло. Кроме того в 1915 г. в Киеве им была опубликована брошюра «Буддизм и религия христианская», которая представляет собой часть его речи перед защитой диссертации. Книга «Буддизм и Христианство» посвящена личности Будды Шакьямуни и выполнена на высоком научном уровне. Подробнейшим образом, на основании первоисточников, автор описывает биографию Будды, затем его религиозное почитание в разных странах распространения буддизма, стремится отделить от позднейших наслоений и легенд «исторического Будду» и его первоначальное учение. В этом ему помогает хорошее знание буддистских источников, а также трудов крупнейших буддологов того времени. Каждое принципиальное суждение покоится на серьезной доказательной базе. Правда, порой автор слишком увлекается своими предположениями о внутренних мыслях, мотивах и переживаниях Сиддхартхи Гаутамы в те или иные моменты жизни, но это общий недостаток для исторических изысканий того времени. В своей работе Горохов охватывает практически все направления буддизма и учитывает традиции всех основных его центров. Он же первый, кто серьезно изучил труды предшественников-полемистов, о которых замечает, что, хотя с христианской критикой буддизма «написаны уже десятки и сотни книг, брошюр и журнальных статей», но «обилию далеко не соответствует качество» (С. IX), а кроме того почти во всех этих работах основное внимание сосредоточено на учении буддизма и нет обстоятельного изучения личности Будды. Между тем, по мнению Горохова, «сила и живучесть буддизма заключается в силе нравственной личности самого Будды» (С. XIII).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

прот. Олег Корытко Глава XXI. Индуизм Индуизм – основная национальная религия Индии, тесно связанная с её историей и культурой. Сами последователи индуизма называют свою религиозную традицию Санатана Дхарма (санскр. santana dharma – букв. «вечная истина», «вечный закон»). За долгие века своего формирования рассматриваемый религиозный феномен приобрёл черты чрезвычайно многосоставной системы , описать которую весьма непросто. По верному замечанию одной из современных отечественных исследовательниц истории Индии, «индуизм отличается необычайной сложностью и противоречивостью, если не сказать больше: многим он кажется запутанным, хаотичным и трудно постижимым. До сих пор нет даже удовлетворительного определения понятия „индуизм“ и чёткого объяснения, что же относить к нему, каково содержание и границы этого понятия» 719 . Тем не менее сегодня эта традиция постепенно набирает популярность во многих странах мира. Религия, бывшая некогда национальной, перешагнула этнические границы и вступила в конкурентную борьбу за души людей на пространстве Европы и Америки. Достаточно сказать, что многие современные религиозные движения, иногда именуемые сектами (например, Общество сознания Кришны, Брахма Кумарис и т. п.), в основе своей являются продолжателями индуистской традиции. §1 Индуизм – ответ на кризис брахманической религии Кризис и появление новых духовных учителей Описанный в предыдущей главе период упанишад завершился духовным кризисом. Его зарождение и разрастание было обусловлено, прежде всего, внутренними причинами. В период кризиса появляются авторитетные духовные учителя, которых не удовлетворяют прежние религиозные концепции. Они предлагают свои, новые идеи. Многие из новоявленных духовных учителей настаивают на радикальном разрыве с многовековой традицией, восходящей непосредственно к Ведам. Наиболее известным из таких учителей является Сиддхартха Гаутама (VI в. до н. э.), вошедший в историю под именем Будды Шакьямуни (см. гл. XXII. Буддизм). Другим духовным вождём того же времени был Вардхамана (VI в. до н. э.). Его впоследствии стали именовать Джина (санскр. jina – букв. «победитель») или Махавира (санскр. mahvra – букв. «великий герой»). Он заложил основания новой религии – джайнизма 720 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖАТАКИ Джатаки [санскр. ja  taka - связанное с рождением], в лит-ре буддизма название многочисленных текстов, разнообразных по форме, размеру, содержанию и времени написания, повествующих о предыдущих рождениях Будды Сиддхартхи Шакьямуни . Буддизм, как и др. религ. традиции Индии, поддерживает концепцию сансары - нескончаемого круга перерождений, обусловленных законом кармы , согласно которому совокупность деяний индивида в настоящей жизни определяет его буд. рождение. Обычный человек не помнит своих предыдущих жизней из-за действия авидьи (неведения); Будда же, достигнув просветления-бодхи, стал всеведущим, в частности обрел знание о всех предыдущих и последующих жизнях всех живых существ. В Д. Будда выступает в роли рассказчика, и основной частью каждого Д. является воспоминание Будды о событиях, происшедших в одном из его предыдущих воплощений. Большинство Д. представляет собой прозу, перемежаемую стихотворными вставками - гатхами. Мн. Д. имеют 5-частную структуру: вступление - рассказ «о настоящем», излагающий обстоятельства, при которых Будда решил изложить историю из своего прошлого рождения; собственно историю, в которой Будда фигурирует как бодхисаттва (существо, достигшее просветления и готовое выйти из сансары, но продолжающее перерождаться в этом мире из сострадания к другим, еще не достигшим просветления); сопровождающую историю стихотворную часть - «мораль»; комментарий на стихотворную гатху; возвращение к истории «о настоящем» с отождествлением персонажей из истории «о прошлом» с действующими лицами истории «о настоящем». Поэтические строфы в Д. могут быть представлены в форме диалога, афоризмов, эпического повествования и являются более древними, чем прозаический комментарий на них. По объему Д. могут варьироваться от короткого анекдота до целого романа, имеющего сложную и разветвленную сюжетную линию (см., напр.: Повесть о большом подземном ходе//Джатаки. 2003. С. 295-395).

http://pravenc.ru/text/171817.html

Саввы Освященного в Палестине, в котором на основании поздних приписок в греч. рукописях было принято видеть прп. Иоанна Дамаскина. Однако в наст. время веских аргументов для такого отождествления не имеется. Считается, что в основе романа лежат некие переработанные «буддийские» традиции, в частности, легенды о жизни царевича Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни - Будды (VI в. до Р. Х.; его первое полное жизнеописание, «Буддхачарита» Авагхоши, создано в I в. по Р. Х.). Согласно др. гипотезе, «Повесть» возникла независимо от инд. сказаний в Центр. Азии. Еще одна недавно сформулированная гипотеза исходит из сложного текстологического анализа и связывает сюжетную канву сочинения с историей распространения христианства в Нубии. Исследование «Повести» к сер. ХХ в. зашло в тупик: объяснить все факты в рамках единой гипотезы не удавалось - слишком разнородный материал обнаружился в ее редакциях, мн. элементы составитель брал готовыми из др. источников. Но никто из исследователей не сомневается, что как целое она была создана одним автором. Мнение о буддийском прототипе получило практически полное признание, когда Д. Жимаре предложил этимологию имен главных героев: инд. Bodhisattva через араб. Budhasf (Budisatif) и груз. Yudasif (Yiwasif) из-за смешения араб. b/y [/] и d/w [/] дало греч. и слав. Иоасаф. Араб. Bilawhar (Билавхар) через груз. Balahvar (Балавар) дало впосл. греч. Βαρλαμ (Варлаам). Имя царя Авенира (греч. Αβεννρ; груз. Абенес/Абенесер) восходит, видимо, к араб. Джунайсар ( Van Esbroeck. 1992. P. 221). Однако буддийские легенды были не единственной основой прототипа «Повести». Автор использовал большое количество источников разного происхождения. Диегу ду Куту, впервые еще в 1612 г. заметивший параллелизм между рассказом о В. и И. и буддийскими текстами, считал, что именно последние испытали влияние христ. легенды. Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа. Икона. Сер. XVII в. (ЦМиАР) Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа. Икона. Сер. XVII в. (ЦМиАР) Согласно всем версиям, действие легенды происходит в «Индии».

http://pravenc.ru/text/154239.html

Какое-то время Сиддхартха пребывает в смятении, близком к отчаянию. Но тут ему даруется четвертая встреча. Он снова выезжает из дома и видит подвижника, погруженного в созерцание. Глядя на него, царевич осознает, что существует путь к постижению причин страдания и избавления от них, и этот путь связан с самоуглублением, самопознанием и аскезой. И тогда он принимает решение вступить на этот путь. Однажды, глубокой ночью он бежит из дворца верхом на своем любимом коне Кантаке в сопровождении единственного друга и слуги. Перед бегством как сообщает в своей поэме Ашвагхоша, один из жизнеописателей Будды, он останавливается только у колыбели, где мирно спит недавно родившийся сын. К горлу Сиддхартхи подступает комок, но даже вид младенца не в состоянии поколебать его решимость. Отъехав достаточно далеко от дворца, на опушке леса он прощается с другом и с конем. В последний раз взяв в руки меч, он отсекает им свои длинные волосы «цвета меда» (знак отречения от мирской жизни и вступления на путь аскета). Сделав это, он в одиночестве углубляется в лес. На протяжении последующих лет Сиддхартха присоединялся к различным монашеским общинам, постигая на практике множество аскетических учений, ни одно из которых не удовлетворяло его и не давало ответа на терзающие его вопросы. В этот период духовного кризиса в Индии существовало множество причудливых доктрин, о которых мы можем судить исключительно по полемизирующим с ними буддийским источникам. Так, мы знаем, что Пурана Кассапа проповедовал бесполезность действий; глава известной школы адживиков (т. е. «бездушников», «джива» означает «душа») – строгий детерминизм и фатализм; Аджита Кесакамбала, прозванный так потому, что носил плащ, сотканный из человеческих волос (Кесакамбала – Волосатое Одеяло, Аджита – без души), развивал учение, близкое к материализму; Санджая Белаттипхутта был приверженцем полного агностицизма; Нигантха Натапутта – скептических взглядов. Наиболее известных учителей Сиддхартхи или Шакьямуни (Шакья – происходящий из царского рода шакьев, муни – отшельник) звали Удрака Рамапутра и Арада Калама. Эти двое проповедовали учение, близкое санкье – одной из ортодоксальных брахманских школ (санкья в переводе счет), а также учили йогической практике духовных упражнений, в том числе дыхательной гимнастике, требовавшей длительной задержки дыхания.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Конфуций Конфуций родился в 551 году до нашей эры в древнекитайском княжестве Лу. Он был чиновником, преподавателем, мыслителем и философом У Конфуция были ученики, которые записали и распространили его философию Диалоги Конфуция с учениками изложены в книге «Лунь Юй». Самое главное для конфуцианства — жить в гармонии с обществом. Каждый человек должен выбрать и пройти достойный жизненный путь. С одной стороны, это личный путь, воспитание в себе добродетелей, которые будут для человека важнее его собственных желаний С другой стороны — это общественный путь: добродетельные люди создают общество, где каждый четко исполняет свои обязанности, и от этого всем хорошо Поэтому в конфуцианстве так важна иерархия, с ее помощью проще объединить людей для достижения общей цели. Конфуцианцы должны стремиться к идеальному обществу. По преданию, такое общество когда-то существовало, его называли Датун. В те времена государство и общество были большой семьей, правитель показывал всем пример, люди следовали законам природы и жили в гармонии. Сложно вернуть такое общество: слишком много людей, не следующих долгу. Лучше ставить более скромную задачу — стремиться к сяокан, «обществу малого благоденствия», где у всех людей есть минимум жизненных благ и строго поддерживается обязательный для всех этический минимум. Буддизм Буддизм — это мировая религия родом из Азии Это религия нетеистическая — в ней нет Бога-Творца; хотя буддизм признает мир богов, для него боги — тоже страдающие существа, нуждающиеся в освобождении. Буддизм — самая старшая из мировых религий. Статуя Будды. IV в. н. э. Она возникла в Древней Индии в VI веке до нашей эры и получила широкое распространение за ее пределами: из Индии проникла в Китай, Корею и Японию. В буддизме существует несколько направлений: Махаяна, Ваджраяна и Тхеравада. Основателем буддизма был принц Сиддхартха Гаутама, или Будда Шакьямуни. Жил-был некий принц Сиддхартха Гаутама, который никогда не выходил из дворца, и был он всем обеспечен и ни в чем не нуждался. В 29 лет принцу стало интересно, что же находится за дворцом — и увидел он людские страдания Это полностью изменило его жизнь, и принц решил покинуть дворец Гаутама стал отшельником и однажды пережил опыт бодхи (просветления), во время которого ему открылось, как можно выйти из сансары. Когда он обрел просветление, он отправился учить людей.

http://blog.predanie.ru/article/veryu-ne...

строительства при объединении Сев.-Вост., Вост. и Центр. Индии и для налаживания внешнеполитических связей. Он способствовал распространению этой религии за пределами империи благодаря успешным миссионерским экспедициям в сопредельные страны и на относительно удаленную Шри-Ланку (о-в Цейлон). На мемориальных колоннах и каменных стелах эпохи Ашоки запечатлены распоряжения и указы императора об увековечении памяти основоположника Б. и распространении Дхармы. На колонне, обнаруженной археологами в 1896 г. близ непальского мест. Румминдеи, содержится распоряжение императора освободить от налогообложения Лумбини, родное село основоположника Б., а также его мирские имена - Сиддхартха (личное) и Гаутама (родовое), религ. титул - Будда Шакьямуни («Просветленный мудрец из [племени] Шакьев»). В наскальных эдиктах Ашоки названы те проповеди Шакьямуни, к-рые император предписывал распространять ради преодоления «ложных воззрений» (небуддийских вероучений), в др. распоряжениях он запрещал насильно обращать в Б. или препятствовать отправлению небуддийских культов на территории империи. Имп. указы вменяли подданным в обязанность оказание материальной поддержки странствующим буддийским проповедникам, монахам, собирающим подаяние, оседлым монашеским общинам последователей Шакьямуни. В эпиграфике эпохи Ашоки нашла отражение одна из центральных религ. ценностей Б.- сострадание ко всем без исключения живым существам: было обнаружено предписание о создании лечебниц для людей и животных, в т. ч. диких, запрет на убийство скота ради расточительных пиршеств и т. д. Об основателе Б. как исторической личности и его первоначальной проповеди надежных сведений не сохранилось. Летописные жанры в древней и раннесредневек. Индии отсутствовали, а буддийские хроники и традиц. историографические сочинения, созданные в периоды раннего и среднего средневековья за пределами Индии, имеют явно апологетическую направленность и изобилуют противоречивыми датировками. Годы жизни Будды Шакьямуни являются предметом научных изысканий и споров.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Воспитатель сообщает царевичу Иоасафу о Варлааме. Цветная миниатюра из рукописной книги «Повесть о Варлааме и Иоасафе». Потрясенный увиденным, он сам начинает духовный поиск, посещает многих духовных учителей, а через несколько лет обретает просветление и формулирует так называемые «четыре благородные истины»: Когда Сиддхартха, получивший имя Будда — «Пробужденный» — стал уже знаменитым проповедником, на связь с ним вышел отец в попытке вернуть его к серьезным государственным делам, но в итоге сам на смертном одре принял новое учение. «Восьмеричный путь» и заповеди Святитель Феофан Затворник высоко оценивал «Повесть о Варлааме и Иоасафе» как «лучшую книгу для познания христианской веры и жизни, лучше всех катехизисов». Многие современные исследователи, в том числе и православные, считают, что она рассказывает именно о Будде: «Считается, что в основе романа лежат некие переработанные “буддийские” традиции, в частности, легенды о жизни царевича Сиддхартхи Гаутамы ШакьямуниБудды (VI в. до Р. Х.; его первое полное жизнеописание, «Буддхачарита» Авагхоши, создано в I в. по Р. Х.)» — сообщается в статье Анатолия Турилова в «Православной энциклопедии».  Иоасаф царевич и его окружение. Византия; XII в. Греция. Афон. Монастырь Иверон Разумеется, текстология «Повести» сложна и одним источником не ограничивается, но в основе, похоже, действительно «житие» того самого Будды. Анализ имен это подтверждает: индийское Bodhisattva через арабское Budhasf (Budisatif) и грузинское Yudasif (Yiwasif) из-за смешения арабского чередования B/Y и D/W дало греческую и славянскую форму Иоасаф. А арабское Bilawhar (Билавхар) через грузинское Balahvar (Балавар) — греческое Βαρλαμ (Варлаам). От смелости полета мысли ученых захватывает дух. Они показывают не просто сходство сюжетов, взаимное влияние или встречу культур — они демонстрируют именно тождественность героев! Но разве может быть что-то общее между истиной христианства и заблуждением буддизма? Если считать буддизм заблуждением — нет. Но если помнить о том, что буддизм родился на пятьсот лет раньше христианства и в культуре, которая вообще не имела представления о Личном Едином Боге (в индуизме довольно оригинальное представление о богах, и монотеизм из него можно попытаться вывести, но все же в практике это типичное многобожие), то можно только восхититься гениальности индийского мудреца! По сути, он сформулировал основы антропологии в падшем мире.

http://pravmir.ru/probuzhdennyj-i-ioasaf...

Нитирэн приводит несколько доказательств того, что «исконной сущностью» Хатиман является именно Будда Шакьямуни. Первое – это совпадение дат рождения и ухода из жизни Шакьямуни (принца Сиддхартхи) и Хатиман (государя О:дзин). В письме к ученику Сидзё: от 5-го месяца 1271 г. по случаю рождения дочери, которой Нитирэн предлагает дать имя Цукимаро («Полная Луна»), наставник отмечает, что девочка родилась в счастливый день – день рождения Будды Шакьямуни и Бодхисаттвы Хатиман – восьмой день месяца зайца (четвертый месяц) [Цykuмapo web, 1110]. Эту мысль он развивает в письмах к Тимё:бо: [Письмо к Tuмe:бo: web, 1286] и к супруге Сидзё: [Письмо к супруге Cuдзe: web, 1196] (оба написаны в 12-м месяце 1280 г.), а затем – в «Трактате об увещевании Хатиман» [Увещевание Xamuмah web, 588]: «Хотя Будда родился в Индии, а Хатиман в Японии, и хотя у них были разные отцы и матери, оба они родились в восьмой день Деревянного Тигра (киноэ-тора) четвертого месяца и покинули этот мир в пятнадцатый день Водяной Обезьяны (мизуноэ-сару) второго месяца» [Письмо к Tuмe:бo: web, 1286]. Еще одним важным свидетельством того, что «исконной сущностью» божества является Шакьямуни, Нитирэн считает наличие надписи на камне  в святилище Сё:хатиман-гу: – Истинном святилище Хатиман в провинции О:суми (современная префектура Кагосима, юг острова Кюсю), на одной стороне которого изображены два знака имени божества – «восемь знамен», на другой имеется надпись: «Давно на Орлиной горе [Шакьямуни] проповедовал Сутру Лотоса. Теперь [он] проявился как Великий Бодхисатва и находится в Истинном святилище» [Письмо к супруге Cuдзe: web, 1195; Письмо к Tuмe:бo: web, 1286; Увещевание Xamuмahweb, 588]. Если обратиться к «Наставлению», то в разделе «О теле» мы обнаружим легенду о трех камнях на горе Маки-но минэ в Уса (где впервые проявился Хатиман), на которых была следующая надпись: «В древности на горе Гридхракута [Хатиман] читал “Сутру о Цветке [Лотоса Чудесной] Дхармы”, [и здесь] для спасения живых существ [в качестве] Великого Пресветлого Божества проявился» [Наставление 1975, 219]. Но никто не понимал смысла этих слов до тех пор, пока Шакьямуни не перевоплотился в божестве Хатиман в Японии. О святилище Сё:хатиман-гу: в том же разделе «О теле» сообщается: «В Истинном святилище Хатиман провинции О:суми большой камень раскололся надвое, на обеих сторонах появились два знака имени Хатиман, тогда и было возведено святилище, а [это событие] было названо Воплощением в Каменном Теле» [Там же, 219–220]. Согласно древней легенде о святилище О:суми, частично инкорпорированной в «Наставление», служители святилища Уса, возмущенные тем, что на острове Кюсю в провинции О:суми есть еще одно место почитания божества Хатиман, отправили туда воинов, но те увидели знамение – на камне появилось имя божества, и тогда святилище было признано «истинным».

http://bogoslov.ru/event/5809350

Ислам В Н. исповедуют 1,16 млн чел., гл. обр. переселенцы из Сев. Индии и иностранные торговцы. Первые мусульмане прибыли в Катманду из Кашмира при Ратне Малле (1484-1520). В наст. время мусульмане в Н. относятся к отдельной кастовой группе. Ок. 97% мусульман проживают в области тераев, остальные - в Катманду или в горных районах на западе страны. Индуизм Является доминирующей религией, определяющей образ жизни большинства непальцев. В наст. время общее количество его приверженцев превышает 21,55 млн чел. Считалось, что монархи династии Шах (1769-2006), будучи носителями божественной благодати, обладали особой священной властью (в народном сознании они воспринимались как аватары бога Вишну). В 2015 г. Н. провозглашен светским гос-вом, но индуизм сохранил доминирующие позиции в обществе. Индуизм исповедуют представители практически всех этнокастовых групп: чхетри (4,37 млн индуистов), бахун-брахманы (3,21 млн), тхару (1,63 млн), магары (1,49 млн), ками (1,21 млн), невары (1,17 млн) и др. Буддизм В Н. исповедуют ок. 2,4 млн чел., гл. обр. жители сев. областей страны, граничащих с Тибетом. Некоторые из неваров, живущих в долине Катманду, также являются буддистами. Особенность буддизма в Н. определяется близостью индийских центров махаяны и ваджраяны и Тибета. В области тараев близ Сиддхартханагара (Бхайрава) располагается Лумбини - предположительное место рождения (оспаривается в Индии) основателя буддизма Сиддхартхи Гаутамы Будды, известного как Шакьямуни . С 1981 по 2001 г. наблюдается резкий рост приверженцев буддизма в Н. с 800 тыс. до 2,4 млн чел. В последнее десятилетие количество буддистов несколько сократилось в связи с тем, что нек-рые из них перешли в индуизм, религию бон, джайнизм и христианство. Буддисты этнической группы тамнагов составляют более половины всех сторонников буддизма в Н. (1,34 млн чел.). Новые религиозные течения Представлены Бахаи религией , первые последователи которой появились в Н. в 1952 г. Согласно переписи 2011 г., численность бахаистов в Н. составляла 1283 чел. Традиционные племенные верования

http://pravenc.ru/text/2565038.html

  001     002