В 1926 году, в связи с проведением переписи населения, в различных катакомбных группах вновь возобновились проповеди о конце света. Фёдоровцы считали, что антихрист пришёл в мир в 1917 году, но царствовал только до 1922 года, когда свершилось Второе пришествие Христа на землю и началось 1000-летнее Царство. Движение было в основном разгромлено в 1928 году, его руководители предстали на судебном процессе. Но полностью оно не исчезло, действуя в подполье до 1970-х годов. 716 Помимо Центрального Черноземья в первой половине 1920-х годов возникли группы «истинных» в Татарской и Мордовской АССР, евлампиевцев в Брянской области, ерофеевцев в Вологодской, скрытников и васильевцев в Иваново-Вознесенской. В период коллективизации, церковных расколов конца 1920-х годов все они значительно расширили свою деятельность. Часть подобных групп Центрально-Чернозёмной области России – имяславцы, иоанниты, стефановцы, «ревнители Церкви» влились в возникшее Иосифлянское «буевское» движение. Но некоторые остались самостоятельными, не согласившись с рядом пунктов «программы» иосифлян. Так, например, широкую пропаганду своих взглядов вели чердашники. Одетые в длинные чёрные одежды, они ходили от села к селу и агитировали против колхозов за торжество «царства Бога на земле». В 1930 году ОГПУ на юге России раскрыло подпольную религиозную организацию, имевшую связи с Северным Кавказом, Кубанью и Украиной, куда, как говорили, входили «чудесно спасшиеся» члены Царской Семьи. 717 Эти группы в конечном итоге вошли в движение Истинно-Православных христиан (термин, как уже отмечалось, был введён в употребление архиепископом Уфимским Андреем) в 1927–1928 гг. Вскоре после опубликования Декларации митрополита Сергия по всей стране развернулся переход на тайное положение сотен приходов и монастырей. Возникшее в 1927 году движение «непоминающих» (гражданские власти и митрополита Сергия) было достаточно широко распространено по стране. Всего первоначально насчитывалось около 40 архиереев, отказавшихся от административного подчинения заместителю Патриаршего Местоблюстителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Издательском Совете издатели обсудили вопросы популяризации православной литературы в информационном пространстве 28 декабря 2018 г. 15:09 Традиционная встреча с издательским сообществом прошла 27 декабря 2018 года в актовом зале Издательского Совета  Русской Православной Церкви. Главной темой встречи стало обсуждение проблем продвижения православной литературы в информационном пространстве. В мероприятии приняли участие: председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент , сотрудники аппарата Издательского Совета, а также руководители, главные редакторы и представители издательств православной литературы. Также во встрече с издателями участвовали директор Российской книжной палаты Е.Б. Ногина, заместитель руководителя книжной палаты и член правления Российского книжного союза К.В. Антипов, исполнительный директор Российского книжного союза Л.Л. Палько. Во вступительном слове митрополит Климент представил издателям статистику рецензирования изданий в 2018 году, отметив, что по упрощенному регламенту было выполнено рецензирование более трети поступивших материалов. Также председатель Издательского Совета рассказал о принятых Священноначалием решениях в направлении развития и контроля за книгораспространением в епархиях. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла были назначены епархиальные ответственные за развитие книгораспространения и библиотечной сети в епархиях, были разработаны методические рекомендации по организации контроля за распространением в общецерковной системе книготорговли исключительно литературы, имеющей гриф Издательского Совета. К настоящему времени контрольные проверки книжных лавок были проведены уже в 24 епархиях, при этом в декабре в Брянской епархии были проверены 13 книжных лавок и магазинов православной книги, в Бузулукской епархии  —18, в Иваново-Вознесенской — 41 православная книжная лавка. Эти инструменты контроля будут содействовать развитию книгораспространения в епархиях. Глава Издательского Совета обратил внимание на ключевые направления развития деятельности издательств в деле продвижения православной литературы в информационном пространстве — подготовка качественных рецензий, интервью, книжных обзоров, взаимодействие с блогерами и работа в социальных сетях. Владыка привел примеры авторов, которые активно и успешно проводят встречи с читателями, представляя свои произведения. Это вызывает положительный отклик в читательской среде.

http://patriarchia.ru/db/text/5331199.ht...

Белостокского благочиния в церквах: 1) Пухловской, 2) Самогрудзкой, 3) Потоцкой, 4) Островской, 5) Ячнянской, 6) Топилецкой, 7) Фастовской, 8) Дойлидзкой, 9) Хорощанской, 10) Васильковской и 11) Суражской; Бельского благочиния в церквах: 1) Вольской Воскресенской, 2) Райской, 3) Гриневицкой, 4) Наревской, 5) Корнинской, 6) ийитовской, 7) Вольчанской и 8) Подбельской; Дрогицкого благочиния в церквах: 1) Косенской, 2) Боцьковской, 3) Андрианской, 4) Жерчицкой, 5) Журобецкой, 6) Наройской, 7) Мельницкой Воскресенской, 8) Чарнянской, 9) Брянской, 10) Цехановецкой и 11) Малешевской; Луцкого благочиния в церквах: 1) Озденижской, 2) Гаймейской, 3) Лопавской, 4) Минковецкой, 5) Турианской и 6) Дублянской; Олыкского благочиния в Малинской церкви, О чём донося коллегии, долгом считаю присовокупить: что по некоторым благочиниям Литовской епархии все уже Церкви снабжены иконостасами, но многим же, в незначительном только числе церквей, остаётся устроить оные: что, по медленному устройству церквей некоторых благочиний, особенно Минского и Вилейского, за отказом многих помещиков в необходимом по сему предмету вспомоществовании, я, независимо от ежемесячных распоряжений через консисторию и отношений к местному начальнику губернии, отнёсся ныне вновь и к тамошнему генерал-губернатору князю Долгорукову, прося содействия с гражданской стороны; что во многих церквах, где прежде устроены были иконостасы на скорую руку, строятся уже ныне отличнейшие иконостасы, и что устройство церквей по казённым имениям несколько ныне приостановилось, так как прихожане, ожидая пособия от казны, воздержались с собственными на сей предмет пожертвованиями. Литовской Греко-униатской консистории от 17 сентября за 847, о доставлении ведомости о дьячках, бывших при церквах до 1833 года и после назначенных В 7 день февраля сего года за 110, предложил я консистории доставить мне четыре ведомости о людях духовного ведомства Литовской епархии для размещения их по вакантным церковно-служительским местам. Так как консистория не пополнила до сих пор означенного моего предложения, и вероятно оно сгорело вместе с прочими делами; с другой же стороны, замещение церковно-служительских мест предоставлено мною уже преосвященному Антонию: то, препровождая в списке означенное моё предложение, от 7 февраля за 110, предлагаю консистории доложить оное преосвященному Антонию для дачи сему делу дальнейшего движения; мне же представить полную ведомость: при которых приходских церквах находились хорошо знающие свою должность дьячки до 1833 года, к которым церквам назначены вновь дьячки с означенного 1833 года по настоящее время, и при которых приходских церквах не имеется ещё поныне хороших дьячков. В Греко-униатскую коллегию, от 8 октября за 901, с ведомости о вновь упразднённых восьмидесяти трёх приходах

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Надо было уезжать с хутора за пределы области. В 14 верстах оттуда, уже в Брянской области, находится село Холмищи, где жил шурин Осина – вдовец, имевший хороший дом, Андрей Ефимович Денежкин, который звал батюшку к себе на жительство, предлагая отдельную половину дома. Батюшка послал одну из духовных дочерей осмотреть дом. Внешне все казалось подходящим, хозяин приветливым. Батюшка переехал, но уже через месяц выяснилось, что жизнь здесь будет тяжела. Хозяин был и груб, и жаден, и боязлив. Он и смущался перед старцем, и боялся за себя как за хозяина дома, и хотел наживаться с возможных посетителей, а старец смирялся перед ним в житейском, без разрешения форточки не открывал, а выполняя дело свое, не считался с ним. На предложение же друзей устроить его в другом месте отвечал: «нет, сюда меня привел Господь». При всех скорбях был ровен и благодушен. Сначала жил при нем отец Петр, затем молодая монахиня Мария, постриженная здесь же по благословению батюшки приезжим архиереем, девушка очень трудного истерического характера, на которой хозяин мечтал жениться. Я говорю об этом, чтобы была понятна тяжесть и напряженность чисто житейских условий. Надо прибавить сюда и некоторое юродство батюшки. Так, ему запрещено было принимать посетителей. К нему приезжали тайно. Приезжает вышеупомянутый епископ. Батюшка спрашивает: – Где сейчас владыка? Ему отвечают: – Во ржи. – Ну, хорошо, пусть там посидит до вечера. Вечером старец посылает за ним, и, когда тот подымается украдкой на крыльцо, его встречает громогласный хор ранее приехавших посетителей: «Ис полла эти, дэспота» 182 – и улыбающийся батюшка. Окна открыты, ранний вечер. Все деревенские дома. Хозяин в ужасе, в ярости – и в то же время польщен, что принимает архиерея. Почти всех приходящих к нему батюшка так или иначе испытывал, всякого по его мере, и чем труднее был человек, тем терпеливее был батюшка. Ближайшие к нему житейски – обычно были удаленнейшими духовно или требовавшими максимальных забот, духовными младенцами, или «бунтовщиками» против старчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В г. Брянске (Орловской губернии) случилось недавно следующее поразительное происшествие: на последний день масленицы местный врач Зубковский присутствовал при последних минутах игуменьи тамошнего девичьего монастыря, отличавшейся высоконравственной жизнью. Не особенно впечатлительный, доктор на этот раз плакал, как ребёнок, сам не отдавая себе отчёта, как он объяснял потом, в своей чувствительности. «Не плачь, – сказала ему умирающая, благословляя его, – ты сегодня же последуешь за мной»! Сказав это, она скончалась. Вечером, в тот же день, доктор Зубковский умер в клубе от разрыва сердца («Ребус» 1884 г., 12. Предсказание Казотта (рассказанное очевидцем Лагарпом). Осенью 1788 года, незадолго до собрания государственного сонета, в улице du Вас, в доме академика . собралось блестящее общество на парадный обед. Красивые аристократки, придворные кавалеры, учёные и выдающиеся люди того времени вели оживлённый разговор за роскошно сервированным столом. Тут был Малерб – бывший министр, де-Кондорсе – знаменитый учёный, де-Шамфор – математик, Мирабо – резкий и злой мизантроп. Близ прелестной герцогини де-Граммон сидел Казотт, старик очень высокого роста, бросающийся в глаза своей благообразной наружностью и белыми длинными волосами, похожий более на патриарха, чем на автора «le diable amoureux». Говорили много, оживлённо; перечисляли новые открытия, радовались успехам в области наук и приветствовали восторженно великое приближающееся будущее, когда права граждан будут признаны, а короли узнают свои обязанности относительно их. Малерб поднял стакан вина и воскликнул с увлечением: «да здравствует обновлённое государство, с обновлённым человеком, свободным от уз предрассудков и притеснений»! Когда все чокнулись стаканами, то заметили, что один Казотт сидел тихо, с понуренной головой, и не пил. С удивлением обратились к нему с вопросом близ сидящие: «что такое с ним»? Принуждённый отвечать, он сказал: «я не могу пить и радоваться с вами. Вещи, которые кажутся вам спасением и счастьем народа, и всех, для меня предвестники страшного несчастья. Я предвижу в будущем только кровопролития, анархию и дикую борьбу страстей, уничтожающие и убивающие всех, кого втянут в свой водоворот. Наши эпиграммы превратятся в топоры, а наши шутки – в кровавые слёзы и смерть»! После минутного удивления Кондорсе расхохотался и, шутя, назвал его неудачным пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В эти же годы посетил Оптину Пустынь и старца Макария Н. В. Гоголь. Сложное дело издательства, пересмотра и проверки рукописей, корректура и так далее не могли быть выполнены трудами одного о. Макария, и около него, как некогда и около старца Паисия, составилась группа помощников, обладавших богословским и высшим образованием, в которую входили: о. Амвросий Гренков (впоследстии знаменитый старец и преемник о. Макария), о. Леонид Кавелин (впоследствии наместник Троице-Сергиевой Лавры), о. Климент Зедергольм (магистр классической филологии Московского университета), о. Ювеналий Половцев (впоследствии архиепископ Литовский) и другие лица. Уже после кончины о. Макария эти ученики его, вспоминая свои занятия с покойным старцем, с отрадой и благодарным чувством передавали, как им приходилось по ходу работ слышать от старца толкования таких мест из святоотеческих книг, на объяснение которых при других обстоятельствах они не могли бы и рассчитывать, так как, если бы стали спрашивать его, то он, по своему глубокому смирению, ответил бы им: «Не моей меры углубляться в толкование подобных мест». В 1852 году старец Макарий по вызову митрополита Филарета посетил Москву и виделся с митрополитом. В эту же поездку от посетил Троице-Сергиеву Лавру и виделся с профессором протоиереем Ф. А. Голубинским. Так укреплялась связь Оптиной Пустыни с ученым, литературным и богословским миром Москвы. Вместе с тем все более и более возрастало духовное влияние и значение о. Макария среди монашествующих разных монастырей. Под его руководством находились женские обители в Великих Луках, Вязьме, Курске, Серпухове, Севске, Калуге, Ельце, Брянске, Казани, Осташкове, Смоленске и других местах. Отовсюду к нему обращались и миряне, лично и письменно, и приезжали к нему исповедываться. После кончины о. Макария заботами Η. П. Киреевской были напечатаны его письма к монашествующим в четырех томах и к мирским особам в одном томе, заключающие в себе драгоценные уроки христианской жизни, основанные на писаниях отцов-подвижников и собственном огромном духовном опыте, чуткости и проницательности смиренного и любящего сердца, изложенные с удивительной простотой, напоминающею писания святителя Тихона Задонского .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Благодарность Фонда преподобного Серафима Саровского объявлена эксперту Проектного офиса по управлению корпоративной культурой и вовлеченностью АО «Атомстройэкспорт» (город Москва), автору проекта «Добровольцы атомной отрасли — культурному наследию России — 2022» в номинации «Возрождение православных святынь и объектов историко-культурного наследия» Денису Сосульникову. Специальной премией конкурса «Волонтер преподобного Серафима Саровского — 2022/2023» отмечены три волонтера из Нижегородской области и Витебской области Республики Беларусь. Дипломом участника конкурса «Волонтер преподобного Серафима Саровского — 2022/2023» награждены 57 волонтеров из 28 субъектов Российской Федерации (Республики Карелия, Марий Эл, Удмуртия, Саха (Якутия), Алтайский, Краснодарский и Красноярский края, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Брянская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Московская, Нижегородская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская области). Конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского» — часть программы «С именем преподобного Серафима Саровского», являющейся гуманитарной составляющей комплекса мероприятий по возрождению Саровской и Дивеевской обителей. В программу входят конкурсы «Серафимовский учитель», «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения», «Серафимовский врач» и «Серафимовская сестра милосердия». Проекты реализуются Благотворительным фондом преподобного Серафима Саровского в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». Конкурс «Серафимовский учитель» проводится с 2005 года. Конкурсы «Волонтер преподобного Серафима Саровского», «Серафимовская школа служения» и «Серафимовский врач», включающий в себя проект «Серафимовская сестра милосердия», стартовали в 2020 году. По материалам сайта Нижегородской митрополии Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6036999.ht...

1957 Тоже самое говорит об отношении православных литовцев к Свитригайлу позднейший (XVII в.) польский писатель, иезуит Альберт Коялович. 1958 Без сомнения, те князья и бояре, которые приехали с Свитригайлом в Москву, принадлежали к этой расположенной к последнему православной русской партии в Литве. Недовольные Витовтом, они ему изменили в пользу Москвы, с которою их соединяли церковные связи. Особенно любопытен тот факт, что с ними прибыл в Москву владыка Брянский Исаакий. Что могло побудить к этому епископа? Вероятно, вследствие каких-нибудь личных или церковных недоразумений с Витовтом он искал в Москве, этом религиозно-иерархическом центре —167— всего русского народа, защиты своих личных или церковных интересов. – Вот эти-то политические мотивы, в связи с корыстолюбивыми расчетами и личным недовольством Витовта Фотием, побудили литовского князя схватиться за первый попавшийся предлог, чтобы расторгнуть связь с московским митрополитом и создать в Литве самостоятельную православную митрополию. 1959 Мы нарочно подробно остановились на выяснении причин Литовско-Московской церковной распри, потому что, не говоря уже об интересе этого мало разъясненного вопроса самого по себе, с ним связана вся дальнейшая судьба Григория Цамблака: возникший на половину из личных, на половину из политических побуждений раздор между Витовтом и Фотием случайно сделал Цамблака русским митрополитом и тем поставил его в положение видного деятеля нашей русской истории. Но перейдем к изложению дальнейшего хода событий. Поссорившись с Фотием, Витовт в начале того-же 1414 года собрал Литовских епископов 1960 и указав им на то, что Московский митрополит, как он слышал, переносит в Москву Киевские святыни и драгоценности, предложил им избрать и поставить особого митрополита на Киев. 1961 Епископы были очень удивлены таким предложением и не знали, что ответить князю. Для начала —168— дела Витовт потребовал, чтобы епископы подали ему формальную жалобу на Фотия. Очевидно, Витовт хотел вести дело возможно законным порядком; он желал придать ему такой вид, будто инициатива всего исходила не от него самого, а от епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стремление Г. распространить свое влияние на рус. земли и по возможности включить нек-рые из них в состав своего гос-ва сталкивалось с враждебной реакцией Орды. Уже в 1325 г. хан Узбек посылал войска «Литву воевати». В 1333 г. брянский кн. Дмитрий Романович приходил с монголо-татар. войском к Смоленску. Исследователи видят в этом реакцию Узбека на подчинение Смоленской земли верховной власти Г. В 1338 г. ордынцы вновь совершили набег на земли Великого княжества Литовского, зимой 1339/40 г. против Смоленска ходила рать во главе с ордынским кн. Товлубием, к к-рому по приказу хана присоединились и войска мн. князей Сев.-Вост. Руси; осада города была безуспешной. Споры в научной лит-ре вызывает вопрос о власти Г. над Киевской землей. В памятниках летописания Великого княжества Литовского 1-й пол. XVI в. содержатся рассказы о походах Г. на юг, к-рые привели к завоеванию сначала Волыни, а затем и Киевской земли. Изучение этих рассказов показало их полную недостоверность. Исследователи вернулись к обсуждению вопроса после публикации записей, сделанных в канцелярии Киевского митр. Феогноста, в к-рых назван брат Г. Федор. М. Д. Присёлков отождествил его с киевским кн. Федором, к-рый упоминается в Новгородской 1-й летописи младшего извода под 1331 г. Это, однако, лишь предположение исследователя. Против гипотезы об установлении литов. власти в Киеве уже в правление Г. говорит тот факт, что в 1354 г. жители Киева не приняли Романа , литов. кандидата на митрополичий престол. Иной характер носила политика Г. на западе. Здесь ему приходилось защищать свои границы от такого сильного и опасного противника, как Тевтонский орден. Когда в нач. 80-х гг. XIII в. рыцари Тевтонского ордена завершили завоевание земли пруссов, следующим объектом их экспансии стало Великое княжество Литовское, где они натолкнулись на активное сопротивление. На набеги крестоносцев, регулярно разорявших Жямайтию и Гродненскую землю, литов. правители отвечали сильными контрударами по владениям ордена в Пруссии и Ливонии. Между сторонами развернулась ожесточенная война за контроль над р. Неман. Литов. крепости на сев. берегу реки противодействовали попыткам крестоносцев взять этот речной путь под контроль. Поставив на берегу Немана крепость Христмемель (1313), крестоносцы сумели наладить переправу от нее «на берег язычников». Литовцы не смогли разрушить крепость. Борьба с Тевтонским орденом была трудной не только потому, что Орден обладал сильной военной организацией, ориентированной на постоянное ведение войны. С нач. XIV в. к Ордену присоединилось рыцарство из мн. европ. католич. стран, чтобы принять участие в походах против язычников. Положение неск. облегчали раздоры в лагере противника. В 1297 г. началась война между Орденом и Ригой, и рижане стали искать помощи у литов. вел. кн. Витеня. Дружественные связи с Ригой стремился поддерживать и Г.

http://pravenc.ru/text/161885.html

4. Баптисты на планете//Христианское слово. Юбилейный выпуск к 130-летию евангельских христиан-баптистов в России. С. 74. 5. Солодовников В. Христианская публицистика. М., 1997. С. 5-6. 6. Шмалькальденские артикулы. http://luther.ru 7. Там же. 8. Краткий катехизис. http://luther.ru 9. Там же. 10. См.: Колесников Н. А. Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.da.ru/ 11. Апатов Ю. О, Брянск, тебя восхвалят братья твои!//Христианское слово. Юбилейный выпуск к 130-летию евангельских христиан-баптистов в России. С. 35. К Приложению 2 1. Лесков Н.С. Зеркало жизни. СПб., 1999. С. 287. 2. Там же. С. 286. 3. Там же. С. 283. 4. Там же. С. 282. 5. Великие мысли, кратко реченные//Сост. Васильев В., Ведяничев В. СПб. 2001. С. 522. 6. Там же. С. 523. 7. Там же. С. 524. 8. См.: Духовные стороны христианства. www.pagez.ru . 9. Православный катехизис. 10. См.: " Православный календарь 2002 - 2003 - 2004 гг. " на CD. 11. См.: Там же. 12. См.: Там же. 13. См.: Там же. 14. См.: Там же. 15. Митрополит Сурожский Антоний. Нет, ты не один//Фома. Православный журнал для сомневающихся. 3. 2003. С. 25. 16. Архиепископ Амвросий (Ключарев). Не хлебом единым... М., 1997. С. 29-30. К Приложению 3 1. Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. С. 258. 2. Там же. С. 4. 3. Спасительная весть для погибающего мира//Вера и жизнь. 6, 2000. С. 10. 4. См.: Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. 5. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 21. 6. Там же. С. 22. 7. См.: Крабб Л. Внутренний мир. Новосибирск, 1997. Сс. 168, 243. 8. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn, 1999. С. 275. 9. Мицкевич В.А. Библиология. М., 1993. С. 209. 10. Иер. Олег Давыденков. Катихизис. М., 2000. С. 24. К Приложению 4 1. Канонник или полный молитвослов. М., 2001. С. 489. 2. См.: Колесников Н. А. Церковные священнодействия евангельских христиан-баптистов. http://rus-baptist.da.ru/. 3. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Paderborn, 1999. С. 138.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010