а) По редакции росписи с 70-ю кафедрами: б) По редакции «прежней» росписи с 72 кафедрами: В области патриарха: Кострома, Галич, Юрьевец-Повольский, Арзамас, Темников, Звенигород, Севск, Путивль, Вязьма, Белев, Кошира, Ливны. Володимер, Суздаль, Вологда, Кострома, Галич, Звенигород, Переяславль-Залесский, Белоозеро, Севск, Путивль, Тула, Белев, Темников, Коломна, Кошира, Калуга, Серпухов, Можайск, Лух, Юрьевец-Повольский. У митрополита Новгородского: Городец, Олонец, Холмогоры, Каргополь, Ладога, Кольский Острог. Луки Великие, Городец, Холмогоры, Каргополь, Кевроль, Мезень, Кольский Острог, Олонец, Вага, Чаронда. У митрополита Казанского: Чебоксары, Симбирск, Свияжск, Уфа, Уржум, Обоянь. Чебоксары, Симбирск, Свияжск, Уржум, Уфа. У митрополита Астраханского: Терки, Саратов, Царицын, Самара, Черный Яр, Красный Яр. Терки, Самара, Царицын. У митрополита Сибирского: Верхотурье, Тюмень, Томск, Енисейск, Лена, Дауры. Томск, Лена, Енисейск, Верхотурье, Тюмень, Дауры. У митрополита Ростовского: Углеч, Романов, Пошехонье, Устюг, Соль-Вычегодская, Тотьма. Углеч, Устюг, Ярославль, Тотьма, Пошехонье, Соль-Вычегодская. У митрополита Псковского: Торопец, Опочня, Погост, Порхов. Торопец, Гдов. У митрополита Смоленского: Трубчевск, Дорогобуж, Белая, Ярославец. Брянск, Дорогобуж, Вязьма. У митрополита Тверского: Старица, Зубцов, Клин, Ржев-Володимеров. Кашин, Старица, Ржев-Володимеров. У митрополита Вятского: Соль-Камская, Яренск, Чаронда, Вымь. Соль-Камская, Яренск, Кай-Городок, Кунгура. У митрополита Нижегородского: Гороховец, Балахна, Курмыш, Арзамас. Арзамас, Балахна, Алатырь, Курмыш. У митрополита Рязанского: Тамбов, Воронеж, Шацк, Ряжск. Тамбов, Воронеж, Шацк, Ряжск. У митрополита Белгородского: Курск, Сумы, Яблонов, Ахтырка. Курск, Ливны. Итого: 70. Итого: 72. Некоторая разница в городах, обозначенных в той и другой росписях, показывает, что первоначальный проект Феодора Алексеевича об открытии новых епископских кафедр, прежде чем появился в своей вполне обработанной редакции, имел, очевидно, несколько переделок. Окончательною его редакциею, в которой он поступил на предварительное рассмотрение патриарха, должно, как кажется, признать так называемую «прежнюю» роспись с 72 кафедрами. Это соображение подтверждает, с одной стороны, полное тожество с означенными в этой росписи городами всех тех городов, которые удержаны в сокращенной позднейшей росписи их от 27 ноября и, с другой стороны, то обстоятельство, что с этою, именно, «прежнею росписью» в 72 кафедры имели дело составители позднейших сокращенных росписей 59 , как показывает, например, сравнение, произведенное в документе, помещенном в приложении 5-м, в «Полном Собрании Законов», под 898 и в «Собрании Государственных Грамот и Договоров», ч. 4 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва, давно стремившаяся к церковной самостоятельности, наконец доросла до твердого сознания, что ей суждено заменить Византию и, будучи третьим Римом, по церковному устройству сделаться одинаковой с ней. При усилении Московского государства стремление к полной самостоятельности Москвы завершилось учреждением патриаршества на Руси по византийскому образцу. Патриаршество придавало новую силу и блеск первенствующему русскому иерарху. Но блеск этот был несколько слаб. У высокаго представителя русской церкви, сравнительно с византийским патриархом, было слишком мало подвластных митрополитов, архиепископов и епископов 83 . Это последнее обстоятельство одновременно послужило поводом и основанием впервые довольно серьезно затронуть вопрос об увеличении числа епархий на Руси. При учреждении патриаршества в 1589 году «на утверждение и совершенного ради благочестия святыя и непорочныя православныя христианския веры и в почесть превеликого престола патриарша царствующаго града Москвы» константинопольский патриарх Иеремия с московским и всероссийским Иовом на соборе определили – в великом русском царстве, в преименитых и богоспасаемых градах, помимо патриарха, быть четырем митрополитам – в великом государстве Новгородском, в царствующих городах Казани и Астрахани, в великом княжении города Ростова, близ царствующего города Москвы на крутицах; шести архиепископам – в великих княжениях на Вологде, в Суздале, Низовыя земли в Н.-Новогороде, в Смоленске, в Рязани и в Твери; восьми епископам – в государстве г. Пскова, в великих княжениях в Ржеве Володимирове, на Белоозере, в великом княжении (имя которого не названо), на Великом Устюге, в удельных княжествах на Коломне и в Дмитрове, осьмому епископу быть в Севере, Брянске и Чернигове. К одиннадцати старым епархиям проектировалось прибавить восемь новых – именно архиепископство в Нижн. Новгороде, епископства в Пскове, Ржеве Владимирове, Великом Устюге, на Белоозере, в великом княжении, имя которого не названо, в Брянске, Севере и Чернигове и последняя в Дмитрове 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе объявил международный фестиваль «Славянское единство» открытым. Со своей стороны губернатор Брянской области напомнил, что 45 лет назад в месте, где сходятся границы трех братских славянских государств, собралась российская, украинская и белорусская молодежь. Это скромное тогда мероприятие дало рождение одному из масштабных зрелищных и редких фестивалей с хорошо известным названием «Славянское единство», ставшего символом дружбы народов, — отметил Н. В. Денин. «Сегодня мы, верные традиции, проводим наш фестиваль в 46-й раз. Его жизнеспособность проверена не только временем, но и многими обстоятельствами, которые уходят своими корнями в историю. Проверены самой судьбой, полотно которой выткано нашими общими радостями и печалями. Славяне вместе боролись против шведских захватчиков, громили полчища Наполеона, изгоняли с родных земель немецких фашистов. С территории Брянщины уходили в рейды в правобережную Украину легендарные партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова. Это братство, можно сказать, выстрадано, и поэтому нам как никому другому близка мудрость о том, что братство дороже любого богатства». Губернатор добавил, что осуществляется программа развития сотрудничества между Брянской областью и Республикой Беларусь, взаимодействие в области культуры и образования, спорта и туризма. Он также упомянул о том, что регион приютил мирных граждан Луганщины, вынужденных покинуть свои дома из-за гражданского противостояния. В адрес участников праздника поступила телеграмма Председателя Правительства России Д.А. Медведева , в которой фестиваль «Славянское единство» назван «ярким, запоминающимся событием в культурной жизни разных стран, настоящим праздником народного творчества». Митрополит Иларион приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Святейший Патриарх просил всем вам передать, что он горячо молится о единстве трех братских народов: Украины, Белоруссии и России. Этот фестиваль, который проводится в течение многих лет, впервые сегодня отведен от стыка трех границ, от пересечения трех дорог. Сделано это в целях безопасности, потому что, к сожалению и к скорби нашим, на  братской украинской земле звучат выстрелы, льется братская кровь. Каждая смерть в результате гражданского противостояния болью отзывается в наших сердцах, потому что страдание украинского народа — это и наше страдание. Мы чувствуем эту боль, переживаем за наших братьев и сестер, молимся о них и просим о том, чтобы Господь благословил нашу землю миром.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3680811...

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, губернатор Брянской области Н.В. Денин, глава Черниговской областной государственной администрации В.Н. Хоменко, глава Гомельской области В.А. Дворник, посол России на Украине М.Ю. Зурабов, посол России в Белоруссии А.А. Суриков, помощник Президента Республики Беларусь, главный инспектор по Гомельской области А.В. Лис, помощник Президента Украины, начальник главного управления по вопросам гуманитарного развития Администрации Президента Украины Ю.П. Богуцкий, другие официальные лица, паломники из приграничных регионов России, Украины и Беларуси. В богослужении принимали участие хоры Киевской духовной академии, Брянской митрополии, Гомельской и Харьковской епархий. По окончании богослужения состоялось торжественное открытие международного фестиваля «Славянское единство». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Отметить, что ежегодное совместное совершение Божественной литургии на пересечении границ России, Украины и Белоруссии архиереями епархий из трех стран является видимым знаком духовного единства трех братских славянских народов. 2. Выразить благодарность Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины Владимиру, сослужившим ему архиереям, а также политическим и общественным деятелям трех государств за участие в торжествах на пересечении границ России, Украины и Белоруссии.   ЖУРНАЛ 86 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездке в Вену. Справка: 28 июня 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил Вену. В ходе поездки состоялась встреча с архиепископом Венским кардиналом Кристофом Шёнборном и бывшим федеральным канцлером Австрии Вольфгангом Шюсселем. Председатель Отдела внешних церковных связей посетил Фонд Pro Oriente и выступил с докладом на открытии церковно-общественной конференции «Множественные традиции — множественные пути развития — множественные отражения современности».

http://patriarchia.ru/db/text/3102896.ht...

Митрополит Петр: Камень в основание святой Руси Однажды в Брянске святителю Петру пришлось спасаться за стенами храма, так как в город ворвались союзные одному из князей татары… 3 января, 2012 Однажды в Брянске святителю Петру пришлось спасаться за стенами храма, так как в город ворвались союзные одному из князей татары… Подготовлено для газеты «У Соломенной Сторожки» Причины возвышения Москвы всем хорошо известны еще со школы: выгоды географического положения, пересечение торговых путей… И так далее, в том же духе. Хотя непонятно, чем ее положение привлекательнее той же Твери, Ярославля или Серпухова, и почему этих замечательных преимуществ никто не замечал ни в XII , ни в XIII веках, когда крошечный городок на реке Москве не интересовал никого. За него не дрались князья, в него не ехали купцы (несмотря на «пересечение торговых путей»!), не селились вокруг крестьяне… Оно и понятно, лесной подзол – почва далеко не лучшая, а «пересечения торговых путей» возникают лишь там, где уже есть торгово-ремесленное население и стоит крупный торговый центр. Княжения в Москве были эпизодическими и короткими, московские князья считали себя неудачниками и не успокаивались, пока не захватывали удел «попрестижней». Переяславль Залесский, например. В 1262 году, собираясь на верную смерть в Орду, св. благоверный князь Александр Невский завещал Москву младенцу Даниилу, самому младшему из своих сыновей. Видимо, из расчета, что уж Москву-то у маленького княжича не отберет никто – не нужна. С этого завещания и начинается – нет, пока еще не возвышение, но превращение Москвы в настоящее княжество, не хуже других. Добрый, хозяйственный и умный князь Даниил Александрович берег и обустраивал доставшуюся ему вотчину, о лучшем не мечтал; привлекал население льготами и помощью в обзаведении хозяйством, выкупал у татар и сажал на землю пленных христиан. Не было недостатка и в добровольных переселенцах, искавших хоть какой-нибудь безопасности, хоть мизерной передышки от бесконечных татарских погромов.

http://pravmir.ru/mitropolit-petr-kamen-...

СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного Архиепископа Верейского Евгения о проведении инспекционной проверки духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в 2001-2002 учебном году. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Одобрить содержание доклада и сделанные в нем выводы и рекомендации. 2). Учебному Комитету разослать текст доклада в духовные школы РПЦ. СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного Архиепископа Верейского Евгения об инспекционной проверке Белгородской, Воронежской, Курской, Минской, Самарской, Саратовской, Ставропольской духовных семинарий, а также Витебского, Владивостокского, Волгоградского, Ивановского, Минского, Ростовского, Омского духовных училищ и Пастырских курсов Брянской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: На основании проведенной инспекционной проверки считать Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Минскую, Самарскую, Саратовскую, Ставропольскую духовные семинарии, а также Витебское, Владивостокское, Волгоградское, Минское, Ростовское духовные училища и Пастырские курсы Брянской епархии подтвердившими свой статус. СЛУШАЛИ: 1). Прошение Преосвященного Архиепископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Амвросия, о преобразовании Ивановского Духовного Училища в Духовную Семинарию. 2). Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного Архиепископа Верейского Евгения ПОСТАНОВИЛИ: 1). Благословить преобразование Ивановского Духовного Училища в Иваново-Вознесенскую Духовную Семинарию с 5-и летним сроком обучения. 2). Ректором Иваново-Вознесенкой Духовной Семинарии назначить архимандрита Засиму (Шевчука) . СЛУШАЛИ: Доклад Председателя Учебного Комитета при Священном Синоде Преосвященного Архиепископа Верейского Евгения о повторной инспекционной проверке Омского духовного училища. ПОСТАНОВИЛИ: 1). Признать состояние Омского Духовного училища неудовлетворительным. 2). Преосвященному Митрополиту Омскому и Тарскому Феодосию обратить особое внимание на состояние вверенного его попечению Омского Духовного училища и принять меры к повышению образовательного и воспитательного уровня в данном училище.

http://sedmitza.ru/lib/text/429514/

-------- 3074. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Вадима (Лазебного) во епископа Иркутского и Читинского. – 1990, 7, 35. 3075. APXIENUCKON Днепропетровский и Запорожский Варлаам. Сообщение о кончине. – 1991, 2, 37. 3076. РАФАЛЬСКИЙ А., прот. Архиепископ Днепропетровский и Запорожский Варлаам (Ильющенко). Некролог. – 1991, 5, 38. -------- 3077. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Варсонофия (Судакова) во епископа Саранского и Мордовского. – 1992, 4, XII. -------- 3078. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Варфоломея (Ващука) во епископа Волынского и Ровенского. – 1990, 8, 26. -------- 3079. APXIENUCKON Орловский и Брянский Варфоломей (Гондаровский). Сообщение о кончине. – 1988, 7, 30. 3080. САПСАЙ Н., прот. Архиепископ Орловский и Брянский Варфоломей. Некролог. – 1988, 10, 31. -------- 3081. “ПО ХАРАКТЕРУ человек прямой, свои мысли и желания высказывает прямо, не дипломатничает” (об архиепископе Новосибирском и Барнаульском Варфоломее (Городцове). – 1999, 6, 47. -------- 3082. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Василия (Васильцева) во епископа Кировоградского и Николаевского. – 1990, 6, 11. -------- 3083. ГОРОДЕЦКИЙ М., диак. Высокопреосвященный Василий (Кривошеин) , архиепископ Брюссельский и Бельгийский. Некролог. – 1986, 4, 34. -------- 3084. Архиерейская хиротония архимандрита Василия (Осборна) во епископа Сергиевского. (Из определений Священного Синода (1993–1994). – 1994, 7–8, 5. -------- 3085. КРЕЧЕТОВ Н., протодиак. Памяти епископа Вениамина (Милова) . – 1988, 5, 24. 3086. ЕПИСКОП Саратовский и Балашовский Вениамин (Милов) . Некролог. – 1995, 6–8, 63. -------- 3087. А. ЗАМЕТЫ сердца. (К 25-летию со дня кончины Высокопреосвященного митрополита Вениамина (Федченкова) . – 1988, 2, 15. 3088. СВЕТОЗАРСКИЙ А. “Помолитеся о грехах моих…”. – 1993, 2, 71. 3089. МИТРОПОЛИТ Вениамин (Федченков) . На рубеже двух эпох. – 1993, 2, 76; 3, 72; 4, 68; 5, 84; 6, 74; 7, 84; 8, 63; 9, 87; 10, 60. -------- 3090. НАРЕЧЕНИЕ и хиротония архимандрита Викентия (Мораря) во епископа Бендерского. – 1991, 7, 11.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как следует из доклада Е. Тучкова февраля 1925 г., он связывал надежды на изменение положение «тихоновщины» с возможной смертью Патриарха. «Положение тихоновщины может резко измениться к худшему, так как лишенная авторитетного руководящего лица, эта группа окажется состоящей из враждующих за власть больших и маленьких групп. Поэтому крупные деятели тихоновцы уже сейчас охвачены сильным беспокойством, стремятся добиться легального авторитетного руководящего органа, и вследствие этого более умеренную линию по отношению к гласным (так в тексте – Д.С.).» Задачей Е. Тучкова было внести раскол в среду епископата. 3 сентября 1924 г. АРК приняла решение: «Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона, и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию» . Целью опубликования «завещания» как раз и был раскол среди епископата. Е. Тучков знал, что архиереи-»даниловцы» откажутся признавать этот документ. Он полагал, что, направивший «завещание» в газеты митрополит Петр, лишится поддержки этой авторитетной группы иерархов и должен будет проводить в жизнь, то, что изложено в документе. Именно этим можно объяснить то, что в первые несколько месяцев местоблюстительства ГПУ занимало выжидательную позицию и никаких антицерковных действий не предпринимало. Однако митрополит Петр, зная о том, что Патриарх «Завещание» не подписал, отказался проводить в жизнь его положения. Например, не была создана комиссия для расследования действий заграничных иерархов. Более того, митрополит Петр в своих действиях руководствовался мнением архиереев-»даниловцев». Архиепископ Федор был к тому времени арестован и братию возглавлял архиепископ Парфений (Брянских). 28 июля Местоблюститель обратился с посланием, направленным против обновленчества. В деле сохранился подлинник этого, подписанный митрополитом Петром . Внешний вид этого документа не имеет ничего общего с теми редакциями «завещания» Патриарха Тихона, которые имеются в следственном деле Н-1780.

http://pravoslavie.ru/57501.html

Потом спросил гонца: «Есть ли с боярами какая-нибудь от сына моего присылка, соболи или что другое? Надобно мне почтить тех поляков, которые оберегали мое здоровье, и если у бояр есть соболи, то чтоб они прислали мне их сегодня же». А Томила Луговской подошел к гонцу и сказал ему именем митрополита: «Если бояре станут соболей посылать, то они бы написали им цену с убавкою в половину перед указною ценою, а зачем – про то уже мы здесь знаем». Бояре исполнили приказ, выбрали 17 сороков, цену им положили с убавкою и в тот же день отослали к Филарету. Чтоб подвинуть дело, литовские уполномоченные прислали к московским с угрозою, что если все их требования не будут исполнены, то они на съезд не поедут, отправятся с Филаретом назад и начнется опять война. Московские послы отвечали: «Вы приехали к нам с угрозами и вымогаете на нас силою новые статьи, а нам этого, мимо наказа великого государя и без совета бояр, братии своей, сделать нельзя; угроз мы никаких не боимся, ратных людей у нас самих в сборе много, да и ближе вашего». Но такая храбрость была только на словах, без Филарета уполномоченным нельзя было возвратиться в Москву, и потому они прибавили: «Которые новые статьи нам будет можно написать, и мы, переговоря между собою, напишем их и пришлем; но чтоб быть дороге сухим и водным путем к вашим городам мимо Брянска и чтоб сыскивать и отдавать назад людей и наряд, которые были прежде в уступленных городах, а теперь нет, этого нам никак сделать нельзя, это дело новое». Посланные, уезжая с этим ответом, свидетельствовались Богом, что их уполномоченные без исполнения всех статей размена делать не будут, и прибавили: «Ваши же про вас говорят, что есть между вами и такие люди, которые не хотят преосвященного митрополита на Московском государстве видеть, потому и доброго дела не делаете, хотите того, чтоб митрополита Филарета Никитича повезли назад». Послы отвечали: «Эти речи говорите вы не от себя, а по вымыслу своих великих послов, а если такие речи вы затеваете от себя, то нам, великим боярам, не только от вас, но и послов ваших слышать этого не годится; вам бы пригоже говорить по своей мере, а у нас на Москве ни в каком чине нет таких людей, кто бы не хотел великого государя преосвященного митрополита Филарета Никитича».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Поэтому с половины XII cmoлemuя население Южной Руси начинает отливать из Приднепровья двумя неравномерными струями: меньшая часть населения уходит на запад, на верховья Днестра и Вислы, вглубь Галиции и Польши, а большая — на северо-восток, в междуречье Оки и Волги. Вызванное этим отливом населения запустение Южной Руси было настолько велико, что стольный Киев обеднел и обезлюдел. Разгром Киева татарами в 1240 г. надолго обращает его в ничтожный городок, беззащитное население которого терпело страшное угнетение с южной стороны от Литвы, а с другой стороны — от татар. В то время, как Южная Русь падает, Северная, благодаря необычному наплыву переселенцев из Приднепровья, возвышается, и сюда, естественно, за населением переносится средоточие государственной и церковной жизни Руси. Так Суздальская северо-восточная область, малозаметная еще в начале XII века, спустя столетие выступает как господствующее княжество всей Русской земли. Поэтому уже предшественник блаженного Максима Киевский митрополит Кирилл большую часть своего управления Русской Церковью проводил в разъездах по своей обширной митрополии, не только из желания лично надзирать за своей паствой, но и тяготясь тем несоответствием, какое получалось от сохранения за захудалым Киевом прежнего значения в церковном управлении. Во время своих путешествий по митрополии Кирилл часто приходил в Северную Русь между прочим для свидания с ее великими князьями; он даже здесь и скончался, в Переяславле Залесском. В 1299 году Киев подвергся столь сильному разграблению от татар, что весь город разбежался; поспешно удалился из Киева в Брянск, а отсюда в Суздальскую землю и блаженный Максим, решивший окончательно покинуть кафедральный город российских митрополитов и перенести столицу Русской митрополии на север, во Владимир. Хотя и раньше как сам блаженный Максим, так и его предшественник, жили в Киеве только в промежутки своих почти постоянных путешествий по митрополии, но здесь все-таки находился хозяйственный двор и дом митрополита; здесь же жили и его клирошане, или чиновники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010