Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРЧЕЛЕ МОНАСТЫРИ Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Б. Доне (серб. - Нижний) и Б. Горне - Верхний) находятся в одноименных селах близ г. Вирпазар Црмничского р-на Черногории. Б. Доне муж. мон-рь, действующий (с 1977), настоятель - иером. Григорий (Траилович). Основание его церкви связывают с именем Елены Балшич, дочери св. кн. Лазаря , и относят к нач. XV в. В ранних источниках монастырская ц. во имя свт. Николая Чудотворца названа «церковью Елены» и описана как маленькая постройка «простой отделки». Позднее на ее фундаменте был возведен большой храм. В 60-80-х гг. XVIII в. Црмница была духовным и адм. центром Черногории и мон-рь стал резиденцией митр. Скендерийского Саввы (Петровича) и его преемника митр. Черногорского Арсения (Пламенаца, 1781-1784). С 1770 г. в обители жил и правил Черногорией самозванец Степан Малый, выдававший себя за чудом уцелевшего рус. царя Петра III. В 1773 г. он был здесь убит подосланным турками слугой (см. статьи: Черногория, Черногорская митрополия ). В 1891 г. черногорский кн. Никола I Петрович Негош восстановил церковь. Она представляет собой вытянутую в плане, однонефную, сложенную из каменных тесаных блоков постройку с высокой апсидой и звонницей на зап. фасаде. С запада над входом установлена мраморная плита с гербом князя и датой восстановления храма. В центре зап. фасада находится 8-лепестковая розетка. Иконостас выполнен Василием Джиновским в нач. ХХ в. В ризнице хранится богослужебная утварь, гл. обр. рус. происхождения. В годы второй мировой войны были разрушены кельи и монастырская школа (основана в 1861 в соседнем мон-ре, переведена в 1868). Во время ремонтных работ после землетрясения 1979 г. были открыты остатки фундамента старой церкви. Б. Горне жен. мон-рь, действующий, проживающие в нем 5 насельниц занимаются иконописью, настоятельница - мон. Еликонида (Евтич). Согласно преданию, мон-рь был основан в эпоху Балшичей в кон. XIV - нач. XV в. В XVIII в. Черногорским митр. Даниилом I (Петровичем Негошем) обновлен и сделан зимней резиденцией. В 30-х гг. XIX в. в обители проживал еп. Ужицкий Никифор (Максимович) и вместе с архим. Петром (Петровичем Негошем) , впосл. митр. Черногорским, готовил кандидатов во священники. В 1906 г. мон-рь снова обновлялся, при землетрясении в 1979 г. частично пострадал и был восстановлен. Небольшой однонефный монастырский храм в честь Покрова Пресв. Богородицы сложен из чередующихся горизонтальных рядов квадратов серого и белого цвета. Полукруглая апсида перекрыта полуциркульным сводом, к-рый усиливают 2 поперечные арки, опирающиеся на пилястры. Над входом в неглубокой нише высечен крест. Иконостас выполнен Петром Чолановичем (1928). Келейный корпус сложен из того же камня, что и церковь. Мон-рь опоясывает высокая каменная стена, над главными юж. воротами возведена однопролетная звонница.

http://pravenc.ru/text/153505.html

Женский монастырь Верхние Брчелы Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Верхние Брчелы (серб. Манастир Брчеле)монастырь эпохи Балшичей (XIV-XV века), восстановлен в 1990-е годы. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] В одной из высокогорных деревень черногорской местности Црмница на высоте более 1000 м над уровнем моря расположился монастырь Верхние Брчелы. И хотя он был построен здесь еще в эпоху Балшичей, местное население долгое время называло его «монастырем Петровича» в честь владыки Данило I. Дошедшие до нашего времени легенды гласят, что монастырь в Верхних Брчелах был построен еще в период правления Балшичей, однако, монастырская церковь Покрова Пресвятой Богородицы появилась гораздо позже — ее построил черногорский митрополит Данило I Петрович в XVIII веке. Он использовал этот монастырь, тогда он был мужским, в качестве своей зимней резиденции, и в народе с тех пор эту обитель именовали не иначе как «монастырь Петровича». Одним из самых известных настоятелей монастыря Верхние Брчелы был архиепископ Рувим II. Он жил в XVII веке и принимал активное участие в общественно-политической жизни черногорского государства того времени. Используя свои дипломатические умения, он успешно противостоял турецкому нашествию, прибегая к помощи Венецианской республики. За это и пострадал — в 1685 году настоятель был отравлен турецким шпионом. Монастырский комплекс состоит из четырех зданий, окруженных высокой каменной стеной с воротами в южной стороне. Все постройки монастыря — церковь Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня, монашеские кельи и здание школы — находятся на разных уровнях, поскольку участок земли под монастырем имеет неровный рельеф. Монастырский храм — это небольшое здание с полукруглой апсидой без башни, его размеры всего 10,5 м на 5,5 м. Церковь построена из тесаных каменных блоков серо-белого цвета, точность подгонки неровных камней говорит о высоком мастерстве зодчих. Над входом сделаны мелкие арочные ниши с резными крестами. Пол выполнен из каменных плит. Иконостас в неоклассическом стиле работы Петра Чолановича появился несколько позже — в 1928 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Монастыри Скадарского озера HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Олег Кузеванов Монастыри Скадарского озера Самое большое на Балканах Скадарское озеро со своими монастырями, которых в середине XV века было около двадцати, вследствие значительной роли в духовной жизни средневековой Зеты (старое название Черногории), называлось «Зетской Святой Горой» («Зетским Афоном»). Самое большое на Балканах Скадарское озеро со своими монастырями, которых в середине XV века было около двадцати, вследствие значительной роли в духовной жизни средневековой Зеты (старое название Черногории), называлось «Зетской Святой Горой» («Зетским Афоном»). Первая обитель – Враньина – возникла в 1233г. В 14-15 веках Зетские господари Балшичи и Черноевичи на островах («горицах»), в городках, сёлах и укреплениях по скадарским берегам воздвигли многочисленные церкви-усыпальницы. Скадарские монастыри были центрами по переписыванию книг. Впервые эта деятельность появилась в монастыре Старчева Горица. Ныне в бассейне Скадарского озера находятся более десятка обителей. В центральной части озера, у южного берега, на островах находятся монастыри Старчева Горица (Старчево), Брезавица (Бешка) и Морачник. Неподалёку от них, южнее Скадарского озера, почти на границе с Албанией находятся развалины монастыря Пречистая Краинская. В северо-западной части озера расположены монастыри Враньина и Ком. Здесь же впадает Река Черноевича, на которой в одноименном городке находится монастырь Обод. В этой же части озера, в районе т.н. Малого Блата, в местечке Каруч, находятся развалины зимнего дома Свт. Петра Цетиньского, приписанного к Цетиньскому монастырю. К району Скадарского озера прилегает район Црмничская нахия, где находятся монастыри Брчеле (Верхний и Нижний) и развалины монастыря Орахово. Монастырь Враньина Монастырь Враньина Враньина занимает особое место среди монастырей Скадарского озера. Монастырь находится на острове, ныне связанном с автомобильной и железнодорожной магистралью между черногорскими городами Подгорица-Бар, там где река Морача впадает в Скадарское озеро.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

И не случайно он же оказался со мной во время посещения храма Казанской иконы Божией Матери в Шаморди-не (во время паломничества в Оптину пустынь), когда в храме читался этот Акафист. Заступница усердная, Матерь Господа нашего, моли Христа Бога спасти-ся душам нашим! Сейчас в обители несут послушание 60 сестер. Живут, как и прежде, в отдельных домиках. Каждая сестра имеет свое послушание - в ризнице, трапезной, иконо-писной, швейной мастерской, в библиотеке, свечной и многие другие. Не-сут послушания на участках, принадлежащих Русской Православной церкви, в Русской миссии. Осенью собирают маслины в монастырской саду (они всегда были на столе во время трапезы). Много можно рассказать о Гор-нем монастыре и его сестрах, но не объять необъятного - иначе не добе-русь до описания остальных событий паломничества. Скажу только еще об одном событии, происходящем в монастыре в память о посещении этих мест Божией Матерью. По прошению архимандрита Антонина указом Святейшего Синода от 5 августа 1883 года в Горненской обители установлен праздник Целования, совершаемый обычно 30 марта, на пятый день после Благове-щения. Накануне праздника из Троицкого собора Русской Духовной Миссии в Горненскую обитель переносится икона Благовещения Пресвятой Бого-родице. Встречают икону у источника Божией Матери сестры монастыре многочисленные паломники с участием представителей Иерусалимского Пат-риархата. От источника по дороге, украшенной цветами, крестный ход с иконой направляется в храм Казанской иконы Божией Матери. Ее ставят на игуменском месте в голубом одеянии наподобие монашеского, укрепляя ря-дом у основания игуменский жезл. Икона останется в Горненском монасты-ре три месяца в память о трехмесячном пребывании у Праведных Захарии и Елисавет. В этот период Сама Богородица становится игуменией монасты-ря. Сестры монастыря берут блогасловение сначала у Царицы Небесной, затем у матушки Георгии. В праздник Рождества Иоанна Предтечи икону торжественно провожают в Троицкий собор. И мы, будучи в Горнем монас-тыре, удостоились получать благословение у Царицы Небесной - Она гос-тила в граде Иудовом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Святая Праведная Тавифа, моли Бога о нас, помоги нам обрести добро-детели и милосердие к людям. Поклонились Святой Тавифе, посетив ее усыпальницу. Гостеприимные матушки монастыря напоили нас на дорогу чаем. Помоги им, Господи, в их нелегком служении. В Яффе построено еще два монасты-ря - греческий монастырь Георгия Победоносца и монастырь Архангела Ми-хаила - он стоит на месте дома кожевника, в котором останавливался Апостол Петр. 9 июня.День 8й. В этот день посетили Хеврон. В Хевроне жил Патриарх Авраам. И дви- нул Авраам шатер, и пошел и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу. И явился ему Господь у дубравы Мам-ре. когда сидел он при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стояли против него (Бы-тие,18,1-2) И получил Авраам известие, что неплодная жена его Сарра в 90 лет родит ему сына и нарекут его Исаак. В Хевроне находятся гробни-цы Праотцев Авраама. Сарры, Исаака. Известно, что к дубу Мамврийскому приходил отдыхать и слагать свои псалмы царь Давид. Сколько лет дубу? Возраст его исчисляется в 5000 лет - живой старец среди деревьев. Ав-рааму было 75 лет, когда он отдыхал под ним, и уже тогда он называл его большим. А прожил Авраам 175 лет и умер за 1800 лет до Рождества Христова. По преданию здесь был земной рай, где жили Адам и Ева. В до-лине росли финики, инжир, виноград, маслины, земля здесь очень плодо-родна. Крона дуба Мамврийского достигала 120 саженей. В 1868 г. учас-ток у дуба Мамврийского был куплен - Антонином Капустиным для русской Православной церкви. В 1871 г. прямо у дуба состоялась первая Литургия в праздник Пресвятой Троицы. Затем Литургии служились ежедневно. Па-ломники ночевали у дуба. только спустя долгое время появилась гостини-ца для паломников (теперь там трапезная монастыря). Паломники спали вповалку на травяных матрацах. Антонин Капустин купил землю у пяти семей турок. Турки продали зем-лю, но запретили строить храм. Один из продавших землю - Ибрагим Шалу-ди был убит. В 1884г. Святую землю посетил Св. Патриарх, и в 1906 г. начали строить храм. Строительство храма закончено в 1914 г., а освя-щен только в 1925г. Патриархом Дамианом. Тогда состоялась Библейская трапеза - был заколот агнец. С 1925 г. молящихся не было. Первые русс-кие паломники, представители Русской Зарубежной церкви появились в 1960г., в 1990-92г. появились паломники из России. На земли монастыря многие покушались, но Господь хранит это место. В храме монастыря главный придел посвящен Праотцам, два других - Пресвятой Троице и Свя-тителю Николаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

Что же касается управления монастырским имуществом, то и это, согласно со св. канонами, должно быть под непосредственным наблюдением и контролем епископов, с сохранением и за гражданским правительством права, как наблюдения за этим имуществом, так и всякий раз когда бы оно сочло это нужным, за управляющими им. Тоже самое надобно привести в действие и относительно имущества приходских храмов, непосредственное наблюдение за коим и контроль должны иметь епископы, не исключая однако и правительственного наблюдения и контроля. Мы уверены, что никто не может допустить какую-нибудь заднюю мысль в предлагаемых мерах, а напротив, всякий должен иметь более доверия к епископу, которому вверено столь много душ, несравненно драгоценнейших всех сокровищ, нежели к случайному монаху или гражданину, которого личный интерес заставил быть распорядителем священного имущества. Если же все это будет так устроено, при чем будут назначены монахам необходимые издержки для их свободного содержания, а расходы на благолепное содержание св. монасты- —282— рей и приходских храмов будут заранее правильно распределяться, то вместо нынешних недочетов будем иметь порядочную прибыль. Если же эта прибыль будет собираться в особой кассе, управляемой св. Синодом и находящейся под наблюдением гражданского правительства, то она в скором времени составит значительный капитал, проценты с которого Церковь может употреблять на более совершенное образование клириков, на отправление таковых к находящимся вдали от отечества общинам, которые не в состоянии содержать духовных отцов, на отправление проповедников и учителей и в страны, находящиеся вне пределов государства, туда именно, где истинные братия наши лишены духовной пищи, и вообще на другие духовные нужды Церкви. Для увеличения сумм этой кассы, которая может приносить столь великую пользу Церкви и отечеству, можно насчитать много источников. – Полагаем, что одним из таких источников могут быть имущества преосвященных епископов и других высших клириков, числящихся в безбрачном духовенстве, которые совершенно несправедливо переходят во владение праздных людей, часто не имеющих даже и наследнического права, а Церкви, как прямой наследнице, не принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Для успокоения взволнованных умов жителей всех Иргизских монастырей и окрестных раскольников настоятель Нижне-Воскресенского монастыря, Адриан, решился созвать в монастырь на соборное совещание братию, как своего монастыря, так и всех других Иргизских монасты рей и даже окрестных раскольников. На этом соборе (21 Июня, 1828 г.) настоятель Нижне-Воскресенского монастыря, Адриан, изложил весь ход дела и все обстоятельства, побудившие его вместе с некоторыми другими иноками дать князю Голицыну подписку на принятие единоверия. По выслушании объяснений, представленных Адрианом, собор единогласно определил: «просить настоятеля объяснить его сиятельству, г. Саратовскому гражданскому губернатору, что, так как монастырь Нижне-Воскресенский содержит святую соборную апостольскую церковь без всякого изменения, или прибавления, или убавления по старопечатным книгам, то как братия этой обители, так и окрестные старообрядцы ни под каким видом не могут принять единоверия на, правилах, изложенных Московским митрополитом Платоном, и принять единоверие никто из нас не только не просит и не желает, но даже о принятии оного и помыслить не может, хотя бы то страхом, угрозами, разорением и самым истязанием принуждаемо было. Мы, прибавляли присутствовавшие на соборе раскольники, воли Его Императорского Величества не противимся и с верноподданическою любовию приемлем утеснение священства, при нас находящегося, уничтожение монастыря, лишение нас всего имущества, лишение земли, высочайше дарованной, и расточение нас самих вон из монастыря и уничтожение его самого, сколько бы для нас не прискорбно было. Но все-то из повиновения к правительству готовы перенести, но только церкви единоверческой принять совесть нас не допускает. А потому поспешно данную без общего согласия всех монастырей его сиятельству подписку положили просить чрез настоятеля нашего, когда он получит от его сиятельства обратно ту подписку, тогда явить нам оную соборне, такожде явить вообще с сим приговором в Средне-Никольском и Верхне-Спасо-Преображсвском иргизских монастырях, дабы они были успокоены и уверены, что настоятель и братия (Нижне-Воскресенского монастыря), давая подобную подписку на принятие единоверия, отнюдь не имели сердечного чувства отступить от нашей церкви, нами всеми достойно чтимой, и принять вместо оной церковь единоверческую, и никакого к тому и никто, по совести и всем объявляем, но имел из нас желания и согласия» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

И вдруг подпрыгнул — на сосновую шишечку попал, — от непривычки. Горкин разахался: — В монасты-ырь?! Да как же так… да меня твой старик загрызет теперь… ты, скажет, смутил его! — Да нет, я ему письмо напишу, все скажу. По солдатчине льготный я, и у папаши Митя еще останется, да, может, еще и не примут, чего загадывать. — Да Саня-то заика природный, а ты парень больно кудряв-красовит, говорит Домна Панферовна, — на соблазн только, в монахи-то! Ну, возьмут тебя в певчие, и будут на тебя глаза пялить… нашу-то сестру взять — И горяч ты, Федя, подивился я нонче на тебя.. — говорит Горкин. Ох, подумай-подумай, дело это не легкое, в монастырь!.. Федя идет задумчиво, на свои ноги смотрит. Пыльные они стали, и Федя уже не прежний будто, а словно его обидели, наказали, — затрапезное на него надели. — Благословлюсь у старца Варнавы, уж как он скажет. А то, может, в глухие места уйду, к валаамским старцам… Он сворачивает в канавку у дороги и зовет нас с Анютой: — Глядите, милые… земляничка-то божия, первенькая! Мы подбегаем к нему, и он дает нам по веточке земляничек, красных, розовых и еще неспелых — зеленовато-белых. Мы встряхиваем их тихо, любуемся, как они шуршат, будто позванивают, не можем налюбоваться, и жалко съесть. Как они необыкновенно пахнут! Федя шурхает по траве, босой, и все собирает, собирает и дает нам. У нас уже по пукетику, всех цветов, ягодки так дрожат… Пахнет так сладко, свеже — радостным богомольем пахнет, сосенками, смолой… И до сего дня помню радостные те ягодки, на солнце, — душистые огоньки, живые. Мы далеко отстали, догоняем. Федя бежит, подкидывает пятки, совсем как мы. Кричит весело Горкину: — Михаила Панкратыч… гостинчику! первая земляничка божья!.. И начинает оделять всех, по веточке, словно раздает свечки в церкви. Антипушка берет веточку, радуется, нюхает ягодки и ласково говорит Феде: — Ах ты, душевный человек какой… простота ты. Такому в миру плохо, тебя всякий дурак обманет. Видать, так уж тебе назначено, в монахи спасаться, за нас Богу молиться. Чистое ты дите вот.

http://azbyka.ru/fiction/bogomole/

        Колливады оказали огромное влияние не только на свое, но и на последующие поколения. Первоначально это влияние было более ощутимым за пределами Святой Горы, чем на ней самой. Однако сегодня монахи Святой Горы Афон признают вклад колливадов в в возрождение православной духовности и следуют их традиции. Несмотря на то, что противники колливадов значительно превзошли их в числе и постоянно их преследовали, они не только не остановили пламенных афонских исихастов, но и фактически способствовали распространению их идей в Греции и других православных странах (придунайские государства, Россия и т.д.).     Именно колливадам надо отдать должное за возрождение исихазма в XIX веке. Даже в наши дни отцы-колливады продолжают бать вождями Православия и главным звеном, связывающим его со святоотеческой традицией. Повторное открытие исихазма четырнадцатого века, главным образом через труды его поборника св. Григория Паламы (+ 1357 г.), произошло благодаря тем зернам, которые посеяли в XVIII в. колливады.     Коливады вторая волна   С новой силой споры вспыхнули в нач. XIX в., и главной их причиной стал вопрос о частом при чащении Тайн Христовых. Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе в это время был св. Никодим Святогорец. Повод к возникновению споров возник в 1804 году, когда было незаконно вскрыто и искажено письмо преп. Никодима к духовнику Святой Горы иеромонаху Иерофею, касавшееся вопроса о час том причащении. Это послужило поводом к но вым возмущениям, направленным против колли вадов и, главным образом, против самого святого, который, в отличие от первых колливадов, имел на Афоне уже и славу и авторитет.   Чтобы прекра тить волнения, в Кареях 19 мая 1807 года был созван собор из представителей всех 20 монасты рей Святой Горы, который благосклонно отнесся к колливадам и осудил их новых наветчиков. 13 июня 1807 г. преп. Никодим предложил на рас смотрение Св. Кинота Св. Горы свое " Исповеда ние Веры " , где по порядку опровергал все обвине ния, выдвинутые против него.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=8&iid=71...

С волнением припали мы к этому месту - какое счастье оказаться здесь Даже спустя долгое время слезы наворачиваются на глаза - неужели это было? Слева в пещере еще один Престол - католический - под ним находи-лись ясли, где лежал Младенец, согреваемый дыханием овец. На Рождество в храме состоится Литургия с Патриархом Диодором. В этом же храме мы посетили пещерку, где покоятся кости 14 тысяч младен-цев Вифлеема, избиенных царем Иродом. Здесь же пещера с захоронением православных христиан, избиенных при персах и их начальнике Хозрое. Из Вифлеема по слову Ангела Святое Семейство бежало в Египет. (В монасты-ре Св. Герасима Иорданского икона Святое Семейство на пути в Египет на том месте, где Они останавливались). Неподалеку от храма поле пас-тушков и могилы от 4-го в. Посетили греческий храм Всех Святых, где находится чудотворная икона Божией Матери Мирто-диатисса, запечат-левшая явление Божией Матери в кусте мирта, и икона Преподобного Саввы Освященного - основателя Лавры, Здесь же мы встретились с иконой Пре-подобного Серафима Саровского - и здесь Батюшка встречал русских па-ломников. дальше наш путь лежал на гору Елеон. В 43-х километрах от Иерихона гора Мориа, на которой Авраам приносил в жертву своего сына Исаака. Проезжали пруды Соломона - царь Соломон жил за 1000 лет до Спасителя. Прудам этим 3000 лет - это огромные водоемы, заполняющиеся из подземных источников и от дождей. Из них вода подавалась через ак-ведук в Иерусалим, обеспечивая город водой круглый год. Стоя на берегу этих прудов, почувствовала себя такой песчинкой во времени. Время словно остановилось - 3000 лет! беленые кедры обрамляют их берега как и в те времена. Проезжали место, называемое Бедджала - там находится православный арабский храм и пещерка, где останавливался Святитель Ни-колай, путешествуя по Святой земле в 3 в. В этом храме служатся службы и читается Акафист Святителю Николаю и можно было бы получить флакон-чик с миром от мощей Святителя Николая. И вот гора Елеон. Здесь нахо-дится (Спасо-Преображенский) Спасо-Вознесенский женский монастырь, принадлежащий Русской Зарубежной церкви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2087...

  001     002    003    004    005