Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУКЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нью-Йоркской и Алеутской епархии РПЦ (первоначально Алеутской и Североамериканской епархии ), учреждено 1 февр. 1904 г. для духовного окормления правосл. арабов, живших в Америке, названо по г. Бруклину (ныне р-н Нью-Йорка). Со времени создания первой на Североамериканском континенте миссионерской правосл. епархии - Камчатской, Курильской и Алеутских о-вов , учрежденной решением Святейшего Синода РПЦ 21 дек. 1840 г., до нач. 20-х гг. XX в. РПЦ осуществляла церковное управление всеми православными, жившими в Сев. Америке (принявшими Православие коренными жителями Аляски и Алеутских о-вов, правосл. выходцами из России, др. стран Европы, из стран Ближ. Востока). 4 февр. 1904 г. указом Святейшего Синода РПЦ клирику араб. Николаевской ц. в Бруклине архим. Рафаилу (Хававини) было определено стать викарным епископом Бруклинским, хиротония состоялась 29 февр. После кончины еп. Рафаила († 27 февр. 1915) Сиро-арабскую миссию Алеутской епархии возглавил архим. Евфимий (Офейш) , 31 мая 1917 г. хиротонисанный во епископа Бруклинского. К 1918 г. в Б. в. действовали 22 приходских храма, кафедральным являлся собор в Бруклине во имя свт. Николая, клир вик-ства насчитывал 24 священника. В 1923 г. митр. Платон (Рождественский) , управлявший Североамериканской епархией, возвел еп. Евфимия в сан архиепископа. В 1924 г. указом Патриарха Московского и всея Руси св. Тихона митр. Платон был отстранен от управления Североамериканской епархией, однако последний указу не подчинился и объявил о создании в Сев. Америке Митрополичьего округа , в состав к-рого вошло Б. в. во главе с архиеп. Евфимием. 29 апр. 1933 г. архиеп. Евфимий вступил в брак и был в связи с этим лишен сана сначала Патриархом Антиохийским Александром III , затем Свящ. Синодом РПЦ. После кончины митр. Платона († 20 апр. 1934) главой Митрополичьего округа стал Феофил (Пашковский) , 13 окт. 1935 г. назначивший на Б. в. Бостонского еп. Макария (Ильинского) , к-рому было поручено участвовать в создании Владимира святого семинарии в Нью-Йорке. Семинария открылась 3 окт. 1938 г., ее первым деканом стал Бруклинский епископ. Еп. Макарий управлял Б. в. до 26 янв. 1946 г., когда он восстановил канонические отношения со священноначалием РПЦ. Затем в течение года Б. в. не замещалось. 11 мая 1947 г. во епископа Бруклинского был хиротонисан клирик Митрополичьего округа архим. Иоанн (Шаховской) с назначением деканом Свято-Владимирской семинарии. Еп. Иоанн управлял Б. в. до дек. 1950 г., когда был назначен на Сан-Францисскую кафедру. Впосл. архиереи Митрополичьего округа на Б. в. не назначались.

http://pravenc.ru/text/153475.html

Корсунская Воссоединена с Московской Патриархией 25.08(07.09)1945 из юрисдикции Константинопольского Патриархата. Именование – по древнему г. Херсонес-Таврический (древнерусское название – Корсунь). Титулярная (местопребывание – в г. Париж). Викариатство Западно-Европейского Экзархата. Упразднена указом Московской Патриархии 873 от 10(23)05.1947 об «отчислении» в связи с переходом в юрисдикцию РПЦЗ после кончины митр. Евлогия (Георгиевского). Возобновлена в 1960 г. По определению Св. Синода РПЦ от 09(22)12.1992 в состав епархии вошли «приходы на территории Франции, Италии и Швейцарии, кроме ставропигиального храма Рождества Пресвятыя Богородицы в Женеве». Именовалась: Херсонесская; с 1960 г. – Корсунская. 25.08(07.09)1945 10(23)05.1947 23.12.1959(05.01.1960) 01(14)01.1963 30.08(12.09)1968 03(16)11.1979 03(16)11.1979 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 07(20)02.1990 07(20)02.1990 12(25)10.1990 12(25)10.1990 05(18)02.1992 09(22)12.1992 01(14)01.1993 в/у Гурий Шалимов 01(14)01.1993 18(31)03.1999 18(31)03.1999 23.09(06.10)1999 23.09(06.10)1999 2156 Епископ Херсонесский. Хиротонисан в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским). Бывший настоятель Одесского кафедрального собора, затем – Тегельского храма в Берлине. Первая дата – дата воссоединения вместе с митрополитом Евлогием. Вторая дата – дата указа Московской Патриархии 873 об «отчислении» в связи с переходом в юрисдикцию Константинопольского Патриархата после кончины митрополита Евлогия. 2157 Митрополит с даты назначения. Экзарх Западной Европы с 02(15)10.1954. См. Клишиская. Вторая дата – определение на покой. Скончался 10(23)01.1985. 2158 Архиепископ с 27.05(12.06)1979. По благословению ушел в юрисдикцию Американской автокефальной церкви (вторая дата). С этого времени – архиепископ Бруклинский Американской автокефальной церкви. 2159 Митрополит Минский, Патриарший Экзарх Западной Европы; временно управляющий до 19.01(01.02)1984, когда был освобожден от обязанностей Экзарха. 2160 Митрополит Ростовский и Новочеркасский. Экзарх Западной Европы (первая дата). В определении Св. Синода от 01.02.1984 (ЖМП. 1984. 5. С. 6) это не отмечено. 2163 Архимандрит; из настоятелей Покровского храма в г. Сидней. Епархиальное управление – в Париже. Вторая дата – определение на покой по состоянию здоровья. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80 Апостол Аляски; автор многих научных богословских, исторических, географических трудов; составитель грамматики алеутского и тунгусского языков. Впоследствии – митрополит Московский и Коломенский. 82 Окончил свои дни трагически; при обозрении епархии был убит на пароходе неизвестными злоумышленниками и брошен в море. Тело извлечено из воды у берегов о. Уналашки и погребено при местной церкви (по друг. внутри церкви). 84 Из бывших Пекинских миссионеров; переводчик богослужебных книг на китайский язык; историк Пекинской Духовной Миссии. На епархии не был (получил назначение в Балту). 85 Архиепископ с 06.05.1905. Учредитель Викариатств (Бруклинского и Аляскинского); основатель первого (Свято-Тихоновского) монастыря и духовного образования в Америке; издатель богослужебных книг на английском языке (переводчица мисс Хапгуд), книг Священного Писания на алеутско-лисьевском и др. наречиях; строитель соборного Св.-Николаевского храма в Нью-Йорке и мног. др. При нем особенно возросла и процвела Православная Русская Церковь в Америке. Впоследствии, первый по восстановлении Патриаршества, избранный Собором, Патриарх Московский и всея России См. Московский Патриархат. В этот период с 1902 г. в Канаде действовал авантюрист Серафим Уствольский – самозваный «митрополит Американский». В прошлом – снявший с себя сан священник Степан Уствольский (1882 г.), из питомцев СПБ Духовной Академии (окончание 1881 г.). Далее – послушник Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамовского монастыря; в 1901 г. – иеромонах на Старом Афоне. В Канаде имел сообщника в лице «епископа» Макария, некоего низложенного иеромонаха греческого поставления, женатого на вдове. О деятельности С. Уствольского и его приспешников известна переписка архиеп. Алеутского Тихона (Беллавина) и Святейшего Правительствующего Синода с Константинопольской Патриархией. (См. Церковные ведомости (далее – ЦВ). 1902–1903; 1907. 34. С. 1453–1454). 90 Из бывш. ректоров Московской Духовной Академии (доктор богословия). Архиепископ с даты назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своих предложениях по вопросам церковной реформы для Предсоборного Присутствия святитель предлагал проект преобразования Северо-Американской епархии в экзархат. «Дело в том, — писал он, — что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные Православные Церкви, которые, при единстве в вере, имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание для них епископов). В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей американской Церкви, решаются соборне под председательством русского архиепископа. Жизнь в Новом Свете по сравнению со Старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней Церкви, а посему этой последней должна быть предоставлена большая автономия (автокефальность), чем другим русским митрополиям. В состав проектируемого Американского экзархата могут входить: 1) архиепископия Нью-Йоркская, коей подчинены русские церкви в Соединенных Штатах и Канаде; 2) епископия Аляскинская, обнимающая Церкви православных жителей Аляски (русских, алеутов, индейцев, эскимосов); 3) епископия Бруклинская (сирийская); 4) епископия Чикагская (сербская); 5) епископия греческая. Для Американской миссии важно также получить разрешение об отношении к англиканам и их иерархии». В дополнение к ранее образованным «русским» викариатством Нью-Йорка и «арабским» в Бруклине епископ Тихон предложил дополнить их сербской епархией в Чикаго и греческой епархией. Таким образом, православие в Америке превращалось из эмиграционной Церкви в соборную Поместную Церковь. С этой целью были проведены несколько подготовительных конференций духовенства в 1905 и 1906 годах. В феврале 1907 года в Майнфилде (штат Пенсильвания) был созван исторический Всеамериканский Собор, который собрал представителей православного духовенства и мирян. И вскоре после этого Собора святитель Тихон возвратился в Россию, получив назначение на старинную Ярославскую кафедру.

http://pravoslavie.ru/40539.html

Массовой была и миграция карпатороссов из Австро-Венгрии. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих, располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями. Эти данные важны для исторического сравнения, так как до 1918 года никаких епархиальных греческих структур в Америке не было вовсе. Распространение Православия в Америке и греческая диаспора Греческих колоний, в силу известных исторических обстоятельств, в Америке никогда не было. Но сами греки, конечно, активно мигрировали в Америку вскоре после начала ее колонизации. В 1750 году во Флориде, в городке Санкт-Августин появилась первая греческая часовня. Первая значимая греческая община сформировалась в Луизиане к середине XIX века и к 1866 году уже имела свою церковь в Новом Орлеане. Сравним: на 1850 год, в Северо-Американской и Алеутской епархии Русской Церкви имелось: 9 церквей, 37 молелен, 9 священников, 2 дьякона и полный штат причетников, количество пасомых – 15 тысяч человек. В 1844 в Ситхе была открыта богословская школа, которая тогда же была преобразована в Семинарию и получила устав Российских Духовных школ с учётом специфики служения в этом регионе. Учебная программа новой семинарии была разработана святителем Иннокентием и утверждена Священным Синодом. Русские промышленники в 1867 году построили православный приход в Сан-Франциско, который объединял между собой русских, греков, сербов и сирийцев. В 1870 году открывается приход Русской Церкви в Нью-Йорк Сити, который объединяет греков, сербов, арабов-сирийцев. Его настоятелем становится перешедший из католицизма о. Николай Бьерринг, профессор философии и истории, который начинает издание «Восточного Церковного Журнала». «Если в 1899 г. всех приходов в епархии было 29, то в 1905 г. их насчитывалось уже 60. Число прихожан за это время возросло с 30 до 55 тысяч» («Патриарх Тихон и русское Православие в США»).

http://pravoslavie.ru/136993.html

Под духовным водительством святителя Тихона находились люди разных национальностей, процент великороссов среди них был невелик. Таким образом, это была православная миссия среди местного населения, а также среди тех инославных христиан, кто прибывал в Америку и обращался здесь в Православие благодаря миссионерскому служению Русской Церкви. Поэтому, когда нашу Церковь обвиняют в миссионерской пассивности, это несправедливо. К началу XX столетия православная епархия в Америке была весьма обширной, епископ постоянно должен был быть в разъездах. Вот почему святитель Тихон стал обращаться в Святейший Синод с прошением о создании двух викариатств в составе епархии. Он просил викария для Аляски: Нью-Йорк от Аляски отделяет большое расстояние, и святитель не хотел ослаблять епархиальных связей с тамошними чадами, вместе с тем нельзя было оставлять Нью-Йорк и его окрестности. Второго викария он испросил для тогда уже многочисленного православного населения Америки арабского происхождения, которое не имело своего духовенства. Во епископа был хиротонисан араб по происхождению архимандрит Рафаил, который до этого преподавал в Казанской духовной академии. Он получил титул епископа Бруклинского. Антиохийской Церковью владыка Рафаил впоследствии был причислен к лику святых. Православные арабы Америки, относящиеся к Антиохийскому Патриархату, почитают его как своего святого покровителя. — Какова история возникновения Патриарших приходов в США? — К 1917 году Русская православная епархия была уже серьезной церковной организацией со своими школами и православными братствами. По сути дела, во времена святителя Тихона, в начале XX века, мы видим в этой епархии — русской только по имени, по принадлежности к Русской Церкви — действительно реальную Поместную Американскую Церковь, которая имела любовь и попечение о православных людях разных национальностей, населявших Америку. Среди ее прихожан были и болгары, и сербы, и греки, и арабы, и румыны. 1917 год стал рубежным. Прекратилась финансовая поддержка из России, возник вопрос: как выживать? Начинают рушиться привычные связи с центром, возникает целый комплекс проблем. Скоро из России возвращается митрополит Платон (Рождественский), который ранее нес здесь служение в качестве правящего архиерея. Митрополит Платон, официально никем не назначенный, попросту бежал из России от гражданской войны. Опираясь на свой прежний авторитет, он вступает в управление епархией, а назначенный до него архиепископ Александр (Немоловский) вынужден был покинуть пределы Америки.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3153932...

В 1870 году была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия, а в 1872 году епархиальный центр был перенесен в Сан-Франциско — в связи с увеличением количества православных приходов в западных штатах США. С 1905 года епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии (такое название получила епархия в 1900 году) находился в Нью-Йорке. В 1907 году под председательством архиепископа Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, состоялся первый церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке «Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». В конце XIX столетия началась массовая эмиграция украинских крестьян из России в Канаду. Православные украинцы становились одними из первых носителей православной веры Христовой в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. Первая Божественная литургия в Канаде была совершена в 1897 году в селении Восток (провинция Альберта), в доме одного из украинских поселенцев. Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. В 1891 году присоединились к Православию греко-католический священник Алексий Тот (канонизирован Православной Церковью в Америке) и прихожане униатского прихода в Миннеаполисе. Это положило начало возвращению карпаторосских униатов в Православную Церковь. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих. располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209056...

С деятельностью Русской епархии в Америке связан массовый переход из унии в Православие прибывших в США славян-эмигрантов, в основном украинцев, на рубеже XIX–XX в.в. Одним из делателей на этой ниве явился протоиерей Алексий Товт (1853–1909), канонизированный в 1994 г. В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии переносится из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и деятельность православных приходов все больше сосредоточивается в эмигрантской среде. В качестве языка богослужения все больше используется английский, что позволило развернуть миссию и среди потомственных американцев. В 1916 г. была открыта Питтсбургская епархия, прихожанами которой являлись в основном американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. Заботами архиепископа Тихона был воздвигнут храм во имя Святителя Николая в Нью-Йорке, существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык. К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами – Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии – Албанскую, Сирийскую, Сербскую, 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тыс. верующих. Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своих предложениях по вопросам церковной реформы для предсоборного присутствия святитель предлагал проект преобразования североамериканской епархии в экзархат. «Дело в том, – писал он, – что в состав ее (епархии) входят не только разные народности, но разные православные Церкви, которые, при единстве в вере, имеют каждая свои особенности в каноническом строе, в богослужебном чине, в приходской жизни; особенности эти дороги для них и вполне терпимы с общей православной точки зрения. Посему мы не считаем себя вправе посягать на национальный характер здешних Церквей, напротив – стараемся сохранить таковой за ними, предоставляя им возможность быть непосредственно подчиненными начальникам их же национальности (сирийские, сербские и греческие приходы и избрание для них епископов). В своей области каждый из них самостоятелен; но дела, общие для всей Американской Церкви, решаются соборне под председательством русского архиепископа. Жизнь в Новом Свете по сравнению со Старым имеет свои особенности, с которыми приходится считаться и здешней Церкви, а посему этой последней должна быть предоставлена большая автономия (автокефальность), чем другим русским митрополиям. В состав проектируемого Американского экзархата могут входить: 1) архиепископия Нью-Йоркская, коей подчинены Русские церкви в Соединенных Штатах и Канаде; 2) епископия Аляскинская, обнимающая Церкви православных жителей Аляски (русских, алеутов, индейцев, эскимосов); 3) епископия Бруклинская (сирийская); 4) епископия Чикагская (сербская); 5) епископия греческая. Для Американской миссии важно также получить разрешение об отношении к англиканам и их иерархии». В дополнение к ранее образованным «русским» викариатствам Нью-Йорка и «арабским» в Бруклине епископ Тихон предложил дополнить их сербской епархией в Чикаго и греческой епархией. Таким образом, Православие в Америке превращалось из эмиграционной Церкви в соборную поместную Церковь . С этой целью были проведены несколько подготовительных конференций духовенства в 1905 и 1906 годах, В феврале 1907 года в Майнфилде (штат Пенсильвания) был созван исторический Всеамериканский Собор, который собрал представителей православного духовенства и мирян. И вскоре после этого Собора святитель Тихон возвратился в Россию, получив назначение на старинную Ярославскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Успешное развитие Сиро-арабской миссии: появление собственных кадров духовенства, увеличение численности паствы, создание братств взаимопомощи, сыновняя верность архим. Рафаила РПЦ 164  – побудили свт. Тихона обратиться в Св. Синод с ходатайством «о возведении архимандрита Рафаила в сан епископа Бруклинского, с подчинением его ближайшему заведыванию сиро-арабских приходов Алеутской епархии» Л. 2–3]. И 29 февраля (13 марта) 1904 г. свт. Тихоном и еп. Иннокентием архим. Рафаил был возведен в сан епископа Бруклинского с присвоением ему наименования второго викария Алеутской и Северо-Американской епархии для заведования сиро-арабскими приходами. Таким образом, Бруклинское викариатство явилось своеобразной «внутренней автономией» православных сиро-арабов Северо-Американской епархии РПЦ. Сиро-арабы могли самостоятельно благоустраивать приходы, развивать духовное образование, печать, осуществлять общественную деятельность, строить храмы, не прерывая связь с общеепархиальным управлением. Назначение викария способствовало полному и правильному течению церковной жизни православных сирийцев в Америке. К 1908 г. численность православных арабов в США превысила 20 тыс. Сербская община В начале XX столетия сербы имели много колоний в разных регионах США – в штатах Пенсильвания, Монтана, Аризона, Колорадо, Вашингтон, Орегон, Нью-Йорк, Иллинойс, Техас, Огайо, на Аляске, а также в наиболее крупных городах. При свт. Тихоне 46 сербских братств были объединены в общество и 7 светских и 2 церковных сербских газет освещали их жизнь. В 1905 г. владыка выделил сербские приходы в особую миссию, во главе которой поставил архим. Севастиана (Дабовича) 165 . Святитель предполагал со временем учредить и самостоятельное сербское викариатство по примеру сиро-арабского, с возведением его главы в сан викарного епископа. Однако вскоре в жизни миссии возникли нестроения: австрийский серб доктор философии Павел Родославлевич 166  стал настраивать сербов против русской епархиальной власти, говоря о необходимости организации независимой Сербской Церкви в Америке. Святитель считал такую самостоятельность сербов преждевременной, так же думал и архим. Севастиан. Несмотря на возникшие сложности, дела миссии в целом шли успешно: с каждым годом количество приходов и численность прихожан увеличивались, что видно из отчетов святителей 167 . Епископ Тихон любил посещать храм Св. Саввы в Джексоне (Калифорния), где настоятельствовал архимандрит Севастиан, а также служить в Стилтоне и Мак-Киспорте (Пенсильвания). Греческая община

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002