Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУКЛИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нью-Йоркской и Алеутской епархии РПЦ (первоначально Алеутской и Североамериканской епархии ), учреждено 1 февр. 1904 г. для духовного окормления правосл. арабов, живших в Америке, названо по г. Бруклину (ныне р-н Нью-Йорка). Со времени создания первой на Североамериканском континенте миссионерской правосл. епархии - Камчатской, Курильской и Алеутских о-вов , учрежденной решением Святейшего Синода РПЦ 21 дек. 1840 г., до нач. 20-х гг. XX в. РПЦ осуществляла церковное управление всеми православными, жившими в Сев. Америке (принявшими Православие коренными жителями Аляски и Алеутских о-вов, правосл. выходцами из России, др. стран Европы, из стран Ближ. Востока). 4 февр. 1904 г. указом Святейшего Синода РПЦ клирику араб. Николаевской ц. в Бруклине архим. Рафаилу (Хававини) было определено стать викарным епископом Бруклинским, хиротония состоялась 29 февр. После кончины еп. Рафаила († 27 февр. 1915) Сиро-арабскую миссию Алеутской епархии возглавил архим. Евфимий (Офейш) , 31 мая 1917 г. хиротонисанный во епископа Бруклинского. К 1918 г. в Б. в. действовали 22 приходских храма, кафедральным являлся собор в Бруклине во имя свт. Николая, клир вик-ства насчитывал 24 священника. В 1923 г. митр. Платон (Рождественский) , управлявший Североамериканской епархией, возвел еп. Евфимия в сан архиепископа. В 1924 г. указом Патриарха Московского и всея Руси св. Тихона митр. Платон был отстранен от управления Североамериканской епархией, однако последний указу не подчинился и объявил о создании в Сев. Америке Митрополичьего округа , в состав к-рого вошло Б. в. во главе с архиеп. Евфимием. 29 апр. 1933 г. архиеп. Евфимий вступил в брак и был в связи с этим лишен сана сначала Патриархом Антиохийским Александром III , затем Свящ. Синодом РПЦ. После кончины митр. Платона († 20 апр. 1934) главой Митрополичьего округа стал Феофил (Пашковский) , 13 окт. 1935 г. назначивший на Б. в. Бостонского еп. Макария (Ильинского) , к-рому было поручено участвовать в создании Владимира святого семинарии в Нью-Йорке. Семинария открылась 3 окт. 1938 г., ее первым деканом стал Бруклинский епископ. Еп. Макарий управлял Б. в. до 26 янв. 1946 г., когда он восстановил канонические отношения со священноначалием РПЦ. Затем в течение года Б. в. не замещалось. 11 мая 1947 г. во епископа Бруклинского был хиротонисан клирик Митрополичьего округа архим. Иоанн (Шаховской) с назначением деканом Свято-Владимирской семинарии. Еп. Иоанн управлял Б. в. до дек. 1950 г., когда был назначен на Сан-Францисскую кафедру. Впосл. архиереи Митрополичьего округа на Б. в. не назначались.

http://pravenc.ru/text/153475.html

Корсунская Воссоединена с Московской Патриархией 25.08(07.09)1945 из юрисдикции Константинопольского Патриархата. Именование – по древнему г. Херсонес-Таврический (древнерусское название – Корсунь). Титулярная (местопребывание – в г. Париж). Викариатство Западно-Европейского Экзархата. Упразднена указом Московской Патриархии 873 от 10(23)05.1947 об «отчислении» в связи с переходом в юрисдикцию РПЦЗ после кончины митр. Евлогия (Георгиевского). Возобновлена в 1960 г. По определению Св. Синода РПЦ от 09(22)12.1992 в состав епархии вошли «приходы на территории Франции, Италии и Швейцарии, кроме ставропигиального храма Рождества Пресвятыя Богородицы в Женеве». Именовалась: Херсонесская; с 1960 г. – Корсунская. 25.08(07.09)1945 10(23)05.1947 23.12.1959(05.01.1960) 01(14)01.1963 30.08(12.09)1968 03(16)11.1979 03(16)11.1979 19.01(01.02)1984 19.01(01.02)1984 07(20)02.1990 07(20)02.1990 12(25)10.1990 12(25)10.1990 05(18)02.1992 09(22)12.1992 01(14)01.1993 в/у Гурий Шалимов 01(14)01.1993 18(31)03.1999 18(31)03.1999 23.09(06.10)1999 23.09(06.10)1999 2156 Епископ Херсонесский. Хиротонисан в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским). Бывший настоятель Одесского кафедрального собора, затем – Тегельского храма в Берлине. Первая дата – дата воссоединения вместе с митрополитом Евлогием. Вторая дата – дата указа Московской Патриархии 873 об «отчислении» в связи с переходом в юрисдикцию Константинопольского Патриархата после кончины митрополита Евлогия. 2157 Митрополит с даты назначения. Экзарх Западной Европы с 02(15)10.1954. См. Клишиская. Вторая дата – определение на покой. Скончался 10(23)01.1985. 2158 Архиепископ с 27.05(12.06)1979. По благословению ушел в юрисдикцию Американской автокефальной церкви (вторая дата). С этого времени – архиепископ Бруклинский Американской автокефальной церкви. 2159 Митрополит Минский, Патриарший Экзарх Западной Европы; временно управляющий до 19.01(01.02)1984, когда был освобожден от обязанностей Экзарха. 2160 Митрополит Ростовский и Новочеркасский. Экзарх Западной Европы (первая дата). В определении Св. Синода от 01.02.1984 (ЖМП. 1984. 5. С. 6) это не отмечено. 2163 Архимандрит; из настоятелей Покровского храма в г. Сидней. Епархиальное управление – в Париже. Вторая дата – определение на покой по состоянию здоровья. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1870 году была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия, а в 1872 году епархиальный центр был перенесен в Сан-Франциско — в связи с увеличением количества православных приходов в западных штатах США. С 1905 года епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии (такое название получила епархия в 1900 году) находился в Нью-Йорке. В 1907 году под председательством архиепископа Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, состоялся первый церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке «Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». В конце XIX столетия началась массовая эмиграция украинских крестьян из России в Канаду. Православные украинцы становились одними из первых носителей православной веры Христовой в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. Первая Божественная литургия в Канаде была совершена в 1897 году в селении Восток (провинция Альберта), в доме одного из украинских поселенцев. Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. В 1891 году присоединились к Православию греко-католический священник Алексий Тот (канонизирован Православной Церковью в Америке) и прихожане униатского прихода в Миннеаполисе. Это положило начало возвращению карпаторосских униатов в Православную Церковь. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих. располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями.

http://patriarchia.ru/db/text/632237.htm...

С деятельностью Русской епархии в Америке связан массовый переход из унии в Православие прибывших в США славян-эмигрантов, в основном украинцев, на рубеже XIX–XX в.в. Одним из делателей на этой ниве явился протоиерей Алексий Товт (1853–1909), канонизированный в 1994 г. В 1905 г. епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии переносится из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и деятельность православных приходов все больше сосредоточивается в эмигрантской среде. В качестве языка богослужения все больше используется английский, что позволило развернуть миссию и среди потомственных американцев. В 1916 г. была открыта Питтсбургская епархия, прихожанами которой являлись в основном американцы карпаторосского происхождения. Всего в период с 1891 г. до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. Заботами архиепископа Тихона был воздвигнут храм во имя Святителя Николая в Нью-Йорке, существовавшая в Миннеаполисе миссионерская школа была преобразована в семинарию, в Кливленде основано Духовное училище, в Пенсильвании открыт мужской монастырь, был также сделан перевод богослужебных книг на английский язык. К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами – Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии – Албанскую, Сирийскую, Сербскую, 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тыс. верующих. Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Адам (Филипповский) (1947-1953) в/у Гермоген (Кожин) (19 мая - 3 августа 1954) Борис (Вик) (11 ноября 1954 - 25 февраля 1956) Досифей (Иванченко) (9 мая 1959 -22 февраля 1963) Иоанн (Вендланд) (16 июня 1962 - 7 октября 1967) (до 22 февраля 1963 Алеутский и экзарх Сев. И Юж.Американский) Ионафан (Кополович) (7 октября 1967 - 10 апреля 1970) Викариатство Аляскинский епископ Иннокентий (Пустынский) (  14 декабря 1903 – 1 мая 1909 ) Александр (Немоловский) (  15 ноября 1909 – 6 июля 1916 ) Филипп (Ставрицкий) (  6 августа 1916 – 6 октября 1920 ) Алексий (Пантелеев) (1927 - 1930) Викариатство Канадский епископ Александр (Немоловский) ( 6 июля 1916 – 1918 ) Адам (Филипповский-Филипенко) (1922-1935) (карпаторосские общины) Апполинарий (Кошевой) (10 февраля - 14 декабря 1924), епископ Виннипегский Арсений (Чаховцев) (6 июня 1926-1936), епископ Виннипегский Викариатство Бруклинский епископ Рафаил (Ававини) (  12 марта 1904 –  27 февраля 1915) Евфимий (Офеш) (1922?- 5 августа 1933) Макарий (Ильинский) (после. - 31 октября 1947) Досифей (Иванченко) (22 февраля 1963 - 15 октября 1964 и 5 февраля 1965 - 10 апреля 1970) Викариатство Питтсбургский епископ Стефан (Дзюбай) (  7 августа 1916 –  30 апреля 1917) Викариатство Филадельфийский епископ Алексий (Ван дер Менсбрюгге) ( 30 июля 1968 -  10 апреля 1970 ) Викариатство Сан-Францисский епископ Марк (Шавыкин) (  2 февраля 1969 - 10 апреля 1970) Управляющий патриаршими приходами в США и Канаде (1993), в США (1993- Макарий (Свистун) (7 июня 1970 - 26 декабря 1974) еп. Уманский, вик. Киевской епархии Иов (Тывонюк) (3 января 1975 - 19 июля 1976) еп. Зарайский Ириней (Середний) (19 июля 1976 - 16 июля 1982) еп. Серпуховский, вик. Московской епархии Климент (Капалин) (8 августа 1982 - 20 июля 1990) еп. Серпуховский (только в США в 1987-1990) Николай (Шкрумко) (20 мая 1987 - 30 января 1991) еп. Орехово-Зуевский (приходы РПЦ в Канаде) Макарий (Свистун) (20 июля 1990 - 19 февраля 1992) архиеп. Клинский, вик. Московской епархии Павел (Пономарев) (22 марта 1992 - 29 декабря 1999), еп. Зарайский, вик. Московской епархии

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-ru...

При своих пастырских поездках епископ Тихон пришел к выводу о необходимости реорганизации епархиальной структуры. Первым шагом в этом, предпринятым епископом Тихоном, было прошение к Святейшему Синоду о переименовании епархии. В качестве показателя миссионерских корней епархиальный архиерей назывался епископом Алеутским и Аляскинским, хотя кафедра с 1868 была в Сан-Франциско. Просьба епископа Тихона состояла в том, чтобы епархия называлась Алеутской и Северо-Американской. Святейший Синод счел его доводы состоятельными, и в 1900 году принял по ним положительное решение. О желательности перевода кафедры в Нью-Йорк и создании в епархии викариатства впервые написал епархиальный «Вестник» 14/27 марта 1902 года. В те годы в нем регулярно освещались пастырские поездки епископа Тихона. Одна из статей кончалась выводом о том, что для решения всех миссионерских проблем нужно перенести кафедру на Восток и создать викариатство на Западе. В июне 1903 года епископ Тихон отправился в Россию. Там он был вызван на сессию Св. Синода. Епископу Тихону было разрешено осуществить некоторые планы и проекты. «Вестник» от 15/28 сентября 1903 года опубликовал письмо Тихона о Северо-Американской семинарии. 12 декабря 1903 года Св. Синод принял решение о создании Аляскинского викариатства в Северо-Американской епархии. Викарным епископом был назначен преосвященный Иннокентий (Пустынский). Епископ Тихон возвратился в Нью-Йорк 24 января 1904 года. Его пребывание в России оказалось успешным для возглавляемой им епархии. Новый викарий должен был прибыть через несколько недель. За этот период произошло и другое доброе событие. Св. Синод сообщил епископу Тихону об удовлетворении его просьбы о возведении архимандрита Рафаила в сан епископа Бруклинского, второго викария. Хиротония состоялась в сирийском храме Св. Николая в Бруклине 12 марта. Храм был полон верующими до отказа. Архимандрит Рафаил прочитал Символ веры частично на славянском и частично на арабском языках. Епископ Тихон был возведен в сан архиепископа 19 мая 1905 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

80 Апостол Аляски; автор многих научных богословских, исторических, географических трудов; составитель грамматики алеутского и тунгусского языков. Впоследствии – митрополит Московский и Коломенский. 82 Окончил свои дни трагически; при обозрении епархии был убит на пароходе неизвестными злоумышленниками и брошен в море. Тело извлечено из воды у берегов о. Уналашки и погребено при местной церкви (по друг. внутри церкви). 84 Из бывших Пекинских миссионеров; переводчик богослужебных книг на китайский язык; историк Пекинской Духовной Миссии. На епархии не был (получил назначение в Балту). 85 Архиепископ с 06.05.1905. Учредитель Викариатств (Бруклинского и Аляскинского); основатель первого (Свято-Тихоновского) монастыря и духовного образования в Америке; издатель богослужебных книг на английском языке (переводчица мисс Хапгуд), книг Священного Писания на алеутско-лисьевском и др. наречиях; строитель соборного Св.-Николаевского храма в Нью-Йорке и мног. др. При нем особенно возросла и процвела Православная Русская Церковь в Америке. Впоследствии, первый по восстановлении Патриаршества, избранный Собором, Патриарх Московский и всея России См. Московский Патриархат. В этот период с 1902 г. в Канаде действовал авантюрист Серафим Уствольский – самозваный «митрополит Американский». В прошлом – снявший с себя сан священник Степан Уствольский (1882 г.), из питомцев СПБ Духовной Академии (окончание 1881 г.). Далее – послушник Новгородского Хутынского Спасо-Варлаамовского монастыря; в 1901 г. – иеромонах на Старом Афоне. В Канаде имел сообщника в лице «епископа» Макария, некоего низложенного иеромонаха греческого поставления, женатого на вдове. О деятельности С. Уствольского и его приспешников известна переписка архиеп. Алеутского Тихона (Беллавина) и Святейшего Правительствующего Синода с Константинопольской Патриархией. (См. Церковные ведомости (далее – ЦВ). 1902–1903; 1907. 34. С. 1453–1454). 90 Из бывш. ректоров Московской Духовной Академии (доктор богословия). Архиепископ с даты назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1840 года из состава Иркутской епархии была выделена самостоятельная Камчатская, Курильская и Алеутская епархия, чья кафедра расположилась на Аляске, в Новоархангельске и чьё ведение простиралось на все американские русские владения, вдобавок к Камчатке и Курилам... После продажи Аляски США, для приходов на этой территории из состава Камчатской епархии в 1869 было решено выделить самостоятельную епархию. В договоре продажи Аляски был внесен специальный пункт, согласно которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. В 1872 году, в связи с увеличением количества православных приходов в западных штатах, епархиальный центр перенесли в Сан-Франциско. С 1905 года епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии (такое название получила епархия в 1900 году) находился в Нью-Йорке. В 1907 году под председательством архиепископа Тихона, будущего Патриарха РПЦ, состоялся первый церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке «Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской». На рубеже столетий, помимо обращенных в Православие коренных американцев, число прихожан пополнила массовая эмиграция украинских крестьян в США и особенно Канаду, из которых формировались многочисленные общины. Первая Божественная литургия в Канаде была совершена в 1897 году в селении Восток (провинция Альберта), в доме одного из украинских поселенцев. Массовой была и миграция карпатороссов из Австро-Венгрии. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов. К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих, располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским, насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями.

http://pravoslavie.ru/136993.html

В начале XX века святитель Тихон , будущий Патриарх Всероссийский, а тогда архиепископ Алеутский и Северо-Американский, выстроил Николаевский собор в Нью-Йорке и перенес в него епископскую кафедру из Сан-Франциско. Потребность в развитии церковной деятельности заставила его находиться там, где было больше нуждающихся в этом людей. Итак, опорными пунктами православной миссии Русской Церкви были последовательно Аляска, Сан-Франциско и Нью-Йорк. До 1917 года российское правительство через Святейший Синод продолжало финансово поддерживать новообразованные православные приходы, выплачивая жалованье священникам и псаломщикам, учителям русских школ. — Откуда брались кадры священно- и церковнослужителей? Община выбирала их из числа своих членов, или их командировали из России? — Если община была крепкой и жизнеспособной, то выбирали кандидата из числа местных жителей, а иногда приходилось и священника, и псаломщика присылать из России. Бывало по-разному. Прибывшие в Америку бывшие греко-униаты из Австро-Венгрии имели хороший навык создания братств для защиты Православия, ведь долгое время на западных рубежах Руси в этом деле значимая роль принадлежала именно братствам. На новом месте в новых условиях жизни братства также стали возникать и развиваться. Под духовным водительством святителя Тихона находились люди разных национальностей, процент великороссов среди них был невелик. Таким образом, это была православная миссия среди местного населения, а также среди тех инославных христиан, кто прибывал в Америку и обращался здесь в Православие благодаря миссионерскому служению Русской Церкви. Поэтому, когда нашу Церковь обвиняют в миссионерской пассивности, это несправедливо. К началу XX столетия православная епархия в Америке была весьма обширной, епископ постоянно должен был быть в разъездах. Вот почему святитель Тихон стал обращаться в Святейший Синод с прошением о создании двух викариатств в составе епархии. Он просил викария для Аляски: Нью-Йорк от Аляски отделяет большое расстояние, и святитель не хотел ослаблять епархиальных связей с тамошними чадами, вместе с тем нельзя было оставлять Нью-Йорк и его окрестности. Второго викария он испросил для тогда уже многочисленного православного населения Америки арабского происхождения, которое не имело своего духовенства. Во епископа был хиротонисан араб по происхождению архимандрит Рафаил, который до этого преподавал в Казанской духовной академии. Он получил титул епископа Бруклинского. Антиохийской Церковью владыка Рафаил впоследствии был причислен к лику святых. Православные арабы Америки, относящиеся к Антиохийскому Патриархату, почитают его как своего святого покровителя.

http://patriarchia.ru/db/text/3153930.ht...

К 1918 г. Американская епархия располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, сиротский приют при монастыре, Духовную семинарию, церковные школы; насчитывала до 300 тысяч верующих. Северо-Американская миссия располагала также своими печатными органами, в числе которых официальным являлся " Американский Православный Вестник " . Издавалась также православная народная газета " Свет " , ставившая своей задачей поддержание духа народности, память об отечестве и защиту Православия в американской пастве. Полнота русской православной церковной жизни в Америке уже в начале века приводила к мысли русских церковных деятелей в США о самостоятельности Церкви. В 1906 г. архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 г. и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте архиепископа Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться. Революция 1917 года в России очень болезненно отозвалась на православной жизни в Америке. Накануне революции архиепископ Северо-Американский Евдоким (Мещерский) и несколько священников уехали на Московский Собор 1917–1918 года. Из-за разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку, и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения Церкви в Америке с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка, осуществляемая Российской Церковью по отношению к Американской Православной Церкви, мгновенно прекратилась. Американская Церковь оказалась в очень затруднительном положении, что спровоцировало появление многих и весьма критических проблем. С целью разрешения этих проблем в Американской Церкви было решено созвать Собор, второй по счету, что и осуществилось в 1919 году. На нем было принято решение избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, Американской Церковью управлял его старший викарий - епископ Александр (Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский Собор избрал его архиепископом Североамериканским, и избрание это было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.

http://sedmitza.ru/text/401055.html

  001     002    003