Бирюза – драгоценный камень небесно-голубого цвета. См. Камни. Боболев кутаз, Боболев хвост Боболев кутаз, Боболев хвост – по объяснению Висковатова, большая, длинная кисть из шелка или шерсти, преимущественно белого цвета с красным; она вешалась на шнуре под шеей лошади 101 . В. Броневский говорит, что «бобылем называли коня чисто белаго» 102 , а кутаз – Польск. kutas, означает кисть. Но Сенковский объясняет это иначе: он говорит, что словом кутаз называется «особая порода быков, встречающаяся в Малой Бухарии и Тибете; она отличается особенно широким и пушистым хвостом, который Бухарцы сравнивают с хвостом туземных и Крымских баранов. Из хвоста этих быков они делают бунчуки или волосяныя космы, которыя носят на своих штандартах; отсюда-то воинские хвосты у Оттоманов и получили название кутас » 103 . В описи 1589 г. находим после тулумбазов «два кутаза боболевы чорны; кутаз боболев был курчават; 5 кутазов белые нацветы; кутаз боболев бел, чекма серебряна через грань; 2 кутаза белы, чекмы медяные» 104 . У казаков боболев хвост есть один из знаков атаманского достоинства, состоящий из древка, у коего, вместо набалдашника, золотой шар, на верху украшенный двуглавым орлом; белый конский хвост выходит из шара – знак этот в войсковом кругу означает волю 105 . Между предметами конского прибора у князей Голицыных оказались: «наряд лошадиной тафтяной, плетен золотом и серебром по алому бархату; кутас, у него чашка медная, позолочена, лопасти розных тафт; цена 6 рублев. – Наряд розных отласов по червчатому бархату, оплетен серебром с золотом, бахрама золотная; кутас деревянной, оплетен узлами Кафимскими, под кутасом и в средине, и в концах узлы кафимские, кисти серебряныя; цена 15 рублев» 106 . Бокан Бокан – пурпуровая краска, добываемая из червеца (кошенили); но в Торговой книге говорится: «камень бокан выбирать с приметом как соболь доброй». См. Камни. Болт самострельный. См. Стрелы. Брань, Бранина Брань или Бранина – узорчатая ткань, у которой нити основы прибираются особенным счетом для составления желаемого узора. Употребляется для убрусов, скатертей, пологов и т. п. Браный сшитый из этой ткани. «Скатерти браныя; браный полог; полотенце браное» 107 . Броня

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Броня – составляла прикрытие воина, оборонявшее его от неприятельских ударов. Была броня досчатая: бехтерец, зерцало, калантарь, кирис, куяк, латы, юмшан; колчатая: байдана, кольчуга, панцирь. В летописях упоминается о броне под 968 годом: «вда Печенежьскый князь Притичю конь, саблю, стрелы; он же дасть ему брони, щит, меч» 108 . Брусь Брусь – знак военачалия в виде каменной булавы, обтесанной углами. У Бориса Федоровича: «брусь аспиден; топорищо поволочено газом чорным, по газу перевито серебром». Другой брусь аспиден; топорищо железно, поволочено бересты жолты» 109 . Брюкиш. См. Сукно. Бряцары. См. Ножны. Бугай Бугай – верхняя одежда на меху. Покрой ее нам неизвестен. Великий князь Иоанн Данилович (1328 г.) завещал сыну своему Андрею «бугай соболий с наплечки с великим женчугом с каменьем» 110 . Ныне в Галическом уезде Костромской губернии бугаем называется шубка без рукавов, в отличие от шугая или шубки с рукавами. Буздыхан или буздуган. См. Булава. Булава Булава – деревянный или металлический жезл с шаром или яблоком на верхнем конце; сперва – оружие, потом знак военачалия или властительства. Вместо шара или яблока, на конце властительских жезлов насаживались обушки, или брусы, клевцы, перья: от чего и самые булавы назывались обушками, брусями, клевцами, пернатами, шестоперами. В описях встречается название пернатов буздыханами или буздуганами: «буздуган костеной шестерогранной, прорезной; цена 16 алт. 4 денги» 111 . У Турок и Татар буздыган означает воеводский жезл, у которого яблоко набито острыми гвоздями. – Яблоко булавы делалось из золота, серебра, булата, железа, хрусталя; украшалось бирюзой и драгоценными камнями. «Булава и черен золотые, в булаве и в ободу и в обручах камни: вверху изумруд, попорчен, граненой, около булавы и обруча камни ж, в обруче камня нет; цена 200 руб. – Булава ж серебреная, золочена, с камни; цена 50 руб.» 112 . Гречане Дмитрий Фомин и Иван Петров били челом царю Михаилу Федоровичу булавами, оправленными серебром с позолотою; одна из них «с каменьем с бирюзами и с винисами и с яшмою, а в яшме искорки яхонтовыя, мелкия»; другая «с бирюзами, вверху яшма, а в ней 4 искры яхонтовыя» 113 . В оружейной палате хранится более 40 разных булав, буздыханов, пернатов, и проч. Одни из них достались государям по праву владения, другие получены из покоренных стран, иные присланы в дар от разных владельцев. Замечательнейшие из них: а) Новгородская булава, бывшая знаком посадничества; б) Лифляндская; в) Казанская; г) Сибирская; д) гетмана Богдана Хмельницкого, поднесенная им царю Алексею Михайловичу в 1654 году, при вступлении Малороссии в подданство России; е) Польских конфедератов, принадлежавшая Вавржецкому; ж) хрустальная; з) Грузинский буздыхан, поднесенный царю Алексею Михайловичу в 1658 г. Грузинским царем Теймуразом, в изъявление подданства его со всею Грузией; и) два железные шестопера, отобранные в 1675 г. у Калмыцких тайшей. Булавка

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Булавка – спень с головкой на одном конце и с острием на другом; употребляется для прикалывания разных уборов. «Три булавки зерна Гурмыжские на золотых спнях, большие, скатные. Четыре булавки зерна невелики Гурмыжские ж – три на золоте ж, а четвертая на серебре» 114 . – Пять булавок убрусных серебряные, золочены, з жемчюгами. – Три булавки с орликами, на них пять жемчюжков мелких; да булавка ж с камешком червчатым в кожушке (в оправе): все те булавки серебреные» 115 . Бумажная шапка. См. Шелом. Бумажник Бумажник – бумажная (набитая хлопчатою бумагою) постель, подкладываемая под пуховик. На бумажки надевались наволоки камчатные, тафтяные, байберековые, атласные и др. В 1627 г. окт. 26 «царице скроен бумажник да зголовейцо в камке червчатой мелкотравной, пошло 11 арш. 1 верш., да в простилку пуд бумаги хлопчатой битой, а на зголовейцо камки 7 арш. 10 верш., да пуху лебяжия белого 7 фунт.» 116 . – «Постеля бумажная; на постеле наволока отлас по серебряной земле круги велики золоты, около кругов шолк зелен, меж кругов крушки невелики золоты ж, в кружках в деревцах шолк ал» 117 . Бутырлык, поножи Бутырлык или поножи – доспех, состоящий из трех выгнутых железных или стальных пластин, закрывавших ногу всадника, от колена до подъема, и соединявшихся назади пряжками с запряжниками и наконечниками 118 . По объяснению Дорджи Банзарова, название этого доспеха Турецко-Татарское и значит «панталонник» или «наножник» 119 . В описи 1687 г. значатся: «Бутурлыки косые долики, Григорьева дела Вяткина, через дол золочены; пряжи и запряжники и наконечники серебряные, золочены; тесьма шолк червчат с золотом и серебром; гвоздья серебряные репейчатые; кольца железные; подложены отласом червчатым. – Бутурлыки стальные с долами, через дол и около бутурлыков коймы наведены золотом травы; кольца и пряжи железные; наконечников нет; тесьма шолк червчат, зелен, с золотом и серебром; гвозди серебреные горощетые, подложены отласом червчатым» 120 . Бязь, безь Бязь или Безь – (Тат. ) бумажная прочная ткань, в роде толстого миткаля 121 . Она привозилась из Хивы и Бухары; ее употребляли преимущественно на подкладку и поднушку кафтанов, опашней и др. одежд, также на фаты, ширинки и т. п. «Кафтан Турецкое дело … подложен тафтою зеленою да бязью белою. – Кафтан сукно порпиан … подпушен бязью». – «Зипун … рукава подложены бязью». – У намета Турецкого шатра … «две полы яринныя бязи» 122 . – Безинный сделанный из бязи. «Фата безинная синя, полосы белые» 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Баус – драгоценный камень «сиз, голуб, яхонт его имеет». См. Камни. Бахрама, бахрома Бахрама, бахрома (Араб. макрама) шнур или тесьма с обращенными в одну сторону махрами из нитей или прядей – золотых, серебряных, шелковых, гарусных. Пришивалась, для украшения, к краям одежд и уборов – иногда с круживом, а иногда без кружева. У перевязи «по краем бахрома золотая с переперы» 73 . У запястий рукавиц «бахрома золотная; бахр. золото с серебром; бахрома золотная с звестками; бахр. лопусти канитель золотная» 74 . У кафтанов «круживо ткано шолк червчат с золотом, бахр. шолк зелен с серебром; круживо ткано золото с зеленым шолком, бахр. шолк червчат с серебром; круживо шолк червчат золото с серебром, бахр. шолк зелен с серебром; круживо золотное с серебром, бахр. шолк червчат с серебром» 75 . У завес и завесных подзоров бахрома вязеная с кистми; бахр. золотная; бахр. уская шелк ал да зелен. Завес тафта двоелишная, кругом бахрома шелк ал да желт; к тому же завесу подзор, а у него бахрома вязеная с кистми, шелки желт да алой. Два подзора завесных тафта двоелишная, у одного бахрома длинная шелк ал да желт, а у другого подзора кругом бахрома уская шелк ал да желт; вокруг завеса у двух полотнищ бахрома уская шелк ал да зелен. – Кругом ковров бахрома шелк зелен» 76 . Вокруг попон, полстей, наметов бахромы гарусные и шелковые разных цветов 77 . – В северных описях бахромы называются тряпками: «ширинка по белой тафте шита золотом и серебром, и шолками, тряпки червчатой шолк с серебром. – Ширинка на полотне шита золотом и серебром и шолки, с наугольники, тряпки шолк червчат. Две ширинки на полотнах шолки шиты, тряпочки червчатые» 78 . Бахтерец, бехтерец Бахтерец, бехтерец – доспех из стальных, железных или медных пластинок, соединенных кольцами в несколько рядов, с разрезами на боках и на плечах, с подзором или железной сеткой внизу. Боковые и плечные разрезы, для застегивания, имели пряжи (пряжки) и запряжники или ремни с металлическими наконечниками. Пластинки и подзор или опушка, пряжи, запряжники и наконечники иногда наводились золотом и серебром. «Бахтерец Кононова дела стальной, наведен через ряд золотом; опушка и пряжи и запряжники железные золочены, наконешники серебреные резные золочены» 79 . Бахтерцы делались и без рукавов, и с рукавами. В одной описи: «восмь рукавов бахтерцовых стальные, немного поржавили. – Бехтерец Борисова плеча Федоровича, по подолу в две доски золочен» 80 . Название этого доспеха происходит из Монгольского

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

бектер, по-персидски , означающего доспех, у которого на боковых, нагрудной и спинной частях было по нескольку рядов металлических дощечек 81 . Башмаки Башмаки – шились из юфти и сафьяна; нарядные – из алтабаса, атласа и бархата разных цветов; унизывались жемчугом с запанами и драгоценными камнями; вышивались и строчились золотом, серебром и шелками; украшались круживом или бахромой; подошвы и каблуки подбивались, как у сапогов, или сплошь или только по краям, гвоздями, а каблуки, сверх того, и скобками. Их носили как мужчины, так и женщины. Полагают, что башмаки стали вводиться у нас около XVII столетия. Название этой обуви Татарское: башмак – значит обувь. В описи платью и другой казне царя Михаила Федоровича значатся: «башмаки хоз яринной цвет, шиты золотом волоченым, скобы серебрены, в них чулки камка Кызылбашския еринной цвет, подвязки камка еринной же цвет». – «Башмаки сафьян жолт, подряд бел, пятки обшиты золотом. – Башмаки строченые по белому сафьяну. – Башмаки назаны жемчюгом по червчатому бархату с запаны» 82 . – У царицы Евдокии Лукьяновны были: «башмаки бархат червчат, рыт, по рудожолтой земле низаны жемчугом мелким; скобы серебряны. – Башмаки бархат червчат по рудожолтой земле, круживо кованое серебро с перепелы; скобы серебряны. – Башмаки с чедыги, Крымское дело, шиты по отласу по червчатому золотом да серебром волоченым. – Башмаки отлас бел гладкой, круживо ткано шолк ал с золотом, скобы железныя» 83 . – У князей Голицыных: «Четверы башмаки розных бархатов и в том числе одни шины золотом и серебром; цена 10 алт. – Двои башмаки: одни бархатные, а другие суконные красные; цена 3 алт. 2 д.» 84 . Безар, безур, безуй, заберзат Безар, безур, безуй, заберзат. См. Камни. В 1613 г. дек. 13, «Государю в хоромы (взято) в коробочке в Немецкой в круглой 10 золотн. камени безару; 21 году марта 16, три камени безур, весу в них 24 золотника без денги, цена 215 руб.» 85 . – «Камень безуй в коробочке» 86 . Безь=Бязь. Бенделер. См. Берендейка. Бенд – Бердыш Бенд или бендь – (Перс. также

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Берендейка – деревянная, оклеенная кожею трубочка, с донышком и крышечкой, для помещения пороха и пули, потребных на один заряд; зарядец. По нескольку таких зарядцев привешивалось к перевязи или ремню, который надевался через левое плечо и назывался также берендейкою. Вельтман приводит выписку из описной книги 1687 г., где берендейка называется бенделером и банделером (Bandelier): «Двадцать банделеров мушкетных. Да на дворе Никиты Ивановича Романова, сверх прежних переписных книг: пятьдесят ремней с банделеры, цена по 3 алт. по 2 денги, и того 5 рублей. Восмь сот банделеров без ремней, цена по 3 алт. по 2 денги за сто» 97 . В Воинском уставе 1647 г. значится: «что о зарядцах, и в том никому указывати немочно, потому многия розныя образцы; только перевязям доведется быти на три или на четыре перста шириною; а на ней (т. е. на перевязи) одиннадцать зарядцев, а тем зарядцам доведется быть из целаго древа точеным, а не склеенным, с кровельками и кожею оклеены, и те есть лучшия, потому что порох в них сух живет, и зарядцы перед иными, которые медные или жестяные и у которых дна вставлены, доле живут… Да у банделира, сиречь у перевяза, быти кожаному мешечку, во что пульки и сало и пыжи и иное надобие, чем мушкет чинить, класти» 98 . Висковатов говорит, что «у одних берендеек привешивались: сумка фетильная, т. е. для фитиля, сумка пулечная и рог для пороху; у других была одна только сумка для пуль и рог, или в замен его натруска, а фитиль наматывался на ремень берендейки, около сумки. Рога и натруски делались из дерева, кости, перламута, меди и серебра. Рога были всегда одинаковаго вида – к одной стороне широкие, а к другой узкие, почти остроконечные; натруски же делались разнообразно, но преимущественно круглыя» 99 . Бечета – драгоценный камень «к свету в нем как пузырьки». См. Камни. Бешмет Бешмет – (Тат. бешмет) стеганое полукафтанье, стеганая поддевка под кафтан. «Бешмет камка Китайская дымчатая, подкладка киндяк темномаков, у ворота пугвица обшивная, на рукавах 6 гапель; цена 2 р. 16 алт. 4 денги» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

длины и д. ширины в диаметре, на ней изображено Распятие Спасителя с предстоящими у креста Богоматерью и Иоанном Богословом, с двумя Херувимами над крестом и с Греческой надписью по обе стороны креста . Две крайние бляхи на передней и четыре на задней стороне состоят только из украшений драгоценными, разной величины, камнями и жемчугом, которым обнизаны как средние каймы, так и края блях. На задней же стороне, над средними бляхами помещена односторонняя также круглая бляха, в диаметре д., представляющая поясное изображение Богоматери (?), с надписью . На двух самых больших, в д. в диаметре, представлены поясные изображения князей (Бориса и Глеба) в венцах, с крестом в правой руке и в крестчатой приволоке, а по бокам их два украшения из цветов на поддонах; венцы, одежды и цветы из синей финифти, равно как и одежды прочих изображений. Все бляхи с проушинами, значит они были навесные 65 . Барс Барс – санная барсовая полсть. «Барс большой санный, подложен бараном. – Барс наметный (то есть, которым покрывался оседланный конь), подложен бархатом алым Немецким» 66 . Бархат Бархат – шелковая ткань с лица ворсистая, а с изнанки безворсовая. Бархаты были: Бурские, Виницейские, Калмыцкие, Кызылбашские, Китайские, Литовские, Немецкие, Турские, Флоренские; гладкие, косматые, петливатые, или петельчатые (неразрезные), рытые, с вытисненными узорами, одноморхие и двоеморхие (с двойной ворсой). «Бархат Венедицкой, на золотой земле шолк червчат с золотом и с серебром, петлеват. – Бархат Виницейской, по золотной земле, по нем травы золотныя и серебряныя петельчатыя да травы морх червчат. – Бархат Турской, по золотной земле травы шолк червчат, листье серебряное. – Бархат Кызылбашской, по серебряной земле люди сидячие и барсы, и звери, шолки розные. – Бархат Кызылбашской рытой, по серебряной земле травы и листья, шолк ал да вишнев» 67 . Конечно, эти-то сорта бархата и назывались в старину аксамитом. В 1584 году аршин бархата Венедицкого гладкого стоил рубль; в 1585 году аршин с четвертью бархата Бурского «большия земли» стоил 2 рубля, а аршин такого же бархата «меньшия земли» 40 алтын 68 . В XVII столетии аршин бархата с золотом ценился в 1½ рубля 69 , а бархата червчатого и гладкого по рублю 70 . В 1673 г. апреля 8, куплено для верховых расходов 22 аршина двоеморхового червчатого бархата, ценою по 9 руб. аршин 71 . В XVII столетии являются бархаты Московского дела. Кроме шелкового употреблялся еще бумажный бархат или бархатель – нынешний плис. Из бархата делались те же нарядные одежды и украшения, какие и из атласа. Бархатный – сделанный или сшитый из бархата. «Шапка бархатная. ходильная. – Подножье бархатное, теплое». Бархаченый – сделанный как бархат, на бархатное дело. «Вошвы шиты золотом и серебром лученчеты, бархочены черчатым да зеленым шолком» 72 . Баус

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

бенд от бестен связывать) означает вообще связь. В наших описях бендями назывались плащи в округленных углах налучи и колчана; к этим плащам прикреплялся или привязывался пояс саадачный. Бенди были украшаемы драгоценными камнями: «в налуче бендь, a в ней в гнезде в золоте камень алмаз граненой, да изумруд граненой в гнезде ж золотом, двадцать семь яхонтов червчатых» 87 . – Бенди привязочные y налучей, колчанов и кишеней Бориса Годунова были серебряные, золоченые, с концами, наведенными финифтью или чернью; y колчанов и налучей людских саадаков – серебряные с травами, наведенными чернью и резными 88 . У саадачного лубья царя Михаила Федоровича бенди были серебряные, позолоченные с зеленым финифтом или с каменьями того же цвета, и просто серебряные, позолоченные 89 . Бердыш – широкий и продолговатый, с лезвием в виде полумесяца и с копьем на верху, топор, насаженный на длинном древке с металлическим втоком или оковкою на нижнем конце. Бердыши были весьма разнообразны и употреблялись только пешими. По объяснению Вельтмана «бердыш по-польски bardycz 90 и bard есть одно из древнейших рукопашных оружий в виде широкаго на длинном древке топора, с острыми рогами, как y луны; по этой причине бердыш и назывался y Римлян lunata securis; y Славян просто секирой, y Готов Bart и Bardisan» 91 . «У Чехов и Венгров», говорит он в другом месте, «Bard и Bart называется косарь, большой нож, сделанный из косы. Из этого земледельческого орудия, насаженного на ратовище, образовалось бардище и бердыш. У Франков бердыш bardis(an) принял название partisane и pertuisane. Это было преимущественно оружие наемных телохранителей» 92 . – В Руси бердыши царских телохранителей носили название алебард, которыми эти телохранители были вооружаемы при разных торжественных случаях. Так, 8 мая 1660 г., при встрече Грузинского царевича Николая Давидовича, «от проходных сеней до сеней же, что перед Грановитою полатою, стояли жильцы 93 в терликах в бархотных и в объяринных и в шапках золотных с протозаны и с олебарды, 62 человека» 94 ; и 20 мая 1661 г., при встрече цесарских послов, когда они, «к Грановитой полате к сенем пришли, и у сенех по крыльцу поставлено было жильцов 50 человек в терликах розными цветы, с протозаны и с олебарды» 95 . – «Бердыш болшой прорезной с обухом; цена 13 алт. 2 д. – Два бердыша болших, на ратовищах зеленых; цена 20 алт. – 88 бердышей, без ратовищ; цена 4 р. 13 алт. 2 денги» 96 . Берендейка

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Б Багрец. См. Сукно. Байберек, бамберек, банберек Байберек, бамберек, банберек – ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами 42 ; по описям: Бухарская, Китайская, Турецкая. Название этой ткани происходит от Греческого βαμβχηρος. Около половины XVII столетия аршин Турецкого байберека ценился в 30 алтын 43 . Из байберека шились: кафтаны, ферези, чюги, телогреи, верхи на рукавах 44 . – Байберековый сделанный или сшитый из байберека. «Верхней кафтан байберековой маковой, золотной холодной» 45 . Байдана, бадана Байдана, бадана – (Араб. бадан и бадана lorica curta acbrevis, по Арабско-Латин. словарю Г. В. Фрейтага, 1830 г.) доспех в виде рубахи, из плоских довольно крупных колец, длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Если этот доспех был в длину немного ниже пояса и с рукавами выше локтей, то назывался полубайданою, полубоданьем 46 . «Бадана Мисюрская с сеченым колцом, с мишенью, без ожерелья; ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой» 47 . – «Полубайдана, на ней три мишени медные, посеребрены» 48 . Банделер. См. Берендейка. Бармица. См. Шелом. Бармы, барма Бармы, редко барма, драгоценное, украшенное священными изображениями, широкое оплечье 49 , которое, до времен Петра Великого, возлагали на себя русские государи при венчании на царство и при других торжественных случаях. Как принадлежность княжеского и царского сана, бармы, вместе с золотой шапкой и такой же цепью с крестом, были преемственным наследием великих князей и царей русских. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) завещал сыну своему Иоанну «коц великий з бармами», а другому сыну Андрею «скорлатное портище сажено з бармами» 50 ; сын Калиты Иоанн (1356) завещал также сыну своему Дмитрию бармы 51 . Тоже находим и в последующих завещаниях великих князей: Димитрия Иоанновича (1389 г.) 52 , Василия Дмитриевича (1423 и 1424 г.) 53 , Василия Васильевича (1462 г.) 54 . В 1498 г. великий князь Иоанн III Васильевич, благословляя внука своего Дмитрия Иоанновича «при себе и после себя великим княжеством», в Успенском соборе возложил на него шапку Мономахову и бармы 55 , которые, по устранении Дмитрия от престола, сделались достоянием другого сына Иоанна Василия Иоанновича (1502 г.) 56 ; а сын последнего Иоанн IV Васильевич, в 1547 г., торжественно «венчан бысть прародителя его венчанием царя великаго князя Владимира Мономаха животворящим крестом и царским венцем и диадемою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царским и диадемою венчан бысть на царство Русское прародитель его князь великий Владимир» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Из чинов венчания на всероссийское царство Федора Иоанновича (1584 г.) 58 , Михаила Федоровича (1613 г.) 59 , Алексея Михайловича (1645 г.) 60 , Федора Алексеевича (1676 г.) 61 и, в последний раз, Петра и Иоанна Алексеевич ей 62 видно, что «по древнему царскому чину» были возлагаемы на них бармы 63 . – В описях, выходных книгах и других памятниках древней письменности бармы называются и диадемами, а по священным изображениям на них – святыми бармами. В чине венчания на царство Алексея Михайловича читаем: «в лето 1645 сентября в 28… великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович… изволил венчаться царским пресветлым венцем и святыми бармами, еже есть диадемою по древнему царскому чину… А как придет время, и благочестивый государь царь и великий князь Алексей Михайлович… послал из Золотые палаты на казенной двор по животворящий крест Господень и по святые бармы… и по весь царский чин своего государева боярина Василия Ивановича Стрешнева… А несли с казенного двора царский чин: протопоп Стефан нес святой животворящий крест Господень, в нем же древо святого животворящего креста Господня, да святые бармы, еже есть царская диадема, да царский венец, еже есть шапка Мономахова, да чепь злату, а нес на главе на златом блюде, под дорогою низаною пеленой с дорогим со многими каменьями, с великою честью, со страхом и трепетом и со всяким благоговением и благочинием, и тихо и зело стройно» 64 . – В 1822 году, близ с. Старой Рязани найдены бармы, заслуживающие особенного внимания любителей отечественной страны. Они состоят из одиннадцати круглых, из чистейшего золота блях, украшенных накладной, золотой узорчатой сканью с жемчугом и драгоценными камнями. Таких блях, в 3½ дюйма в диаметре, находится на передней стороне пять: на одной представлено изображение Богоматери с Греческой подписью МР – ΘΥ. По сторонам этой бляхи две подобные с поясными изображениями великомученицы Варвары и мученицы Ирины, как значится в надписях, идущих от верху к низу: ВАР–ВАР и ОР–ИНА; над нею овальная бляха, в д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

  001     002