Б Багрец. См. Сукно. Байберек, бамберек, банберек Байберек, бамберек, банберек – ткань из крученого шелка, гладкая или с золотыми и серебряными узорами 42 ; по описям: Бухарская, Китайская, Турецкая. Название этой ткани происходит от Греческого βαμβχηρος. Около половины XVII столетия аршин Турецкого байберека ценился в 30 алтын 43 . Из байберека шились: кафтаны, ферези, чюги, телогреи, верхи на рукавах 44 . – Байберековый сделанный или сшитый из байберека. «Верхней кафтан байберековой маковой, золотной холодной» 45 . Байдана, бадана Байдана, бадана – (Араб. бадан и бадана lorica curta acbrevis, по Арабско-Латин. словарю Г. В. Фрейтага, 1830 г.) доспех в виде рубахи, из плоских довольно крупных колец, длиной до колен, с рукавами до локтей и ниже. Если этот доспех был в длину немного ниже пояса и с рукавами выше локтей, то назывался полубайданою, полубоданьем 46 . «Бадана Мисюрская с сеченым колцом, с мишенью, без ожерелья; ворот и рукава и по подолу пушена в три ряда медью золоченой» 47 . – «Полубайдана, на ней три мишени медные, посеребрены» 48 . Банделер. См. Берендейка. Бармица. См. Шелом. Бармы, барма Бармы, редко барма, драгоценное, украшенное священными изображениями, широкое оплечье 49 , которое, до времен Петра Великого, возлагали на себя русские государи при венчании на царство и при других торжественных случаях. Как принадлежность княжеского и царского сана, бармы, вместе с золотой шапкой и такой же цепью с крестом, были преемственным наследием великих князей и царей русских. Великий князь Иоанн Данилович Калита (1328 г.) завещал сыну своему Иоанну «коц великий з бармами», а другому сыну Андрею «скорлатное портище сажено з бармами» 50 ; сын Калиты Иоанн (1356) завещал также сыну своему Дмитрию бармы 51 . Тоже находим и в последующих завещаниях великих князей: Димитрия Иоанновича (1389 г.) 52 , Василия Дмитриевича (1423 и 1424 г.) 53 , Василия Васильевича (1462 г.) 54 . В 1498 г. великий князь Иоанн III Васильевич, благословляя внука своего Дмитрия Иоанновича «при себе и после себя великим княжеством», в Успенском соборе возложил на него шапку Мономахову и бармы 55 , которые, по устранении Дмитрия от престола, сделались достоянием другого сына Иоанна Василия Иоанновича (1502 г.) 56 ; а сын последнего Иоанн IV Васильевич, в 1547 г., торжественно «венчан бысть прародителя его венчанием царя великаго князя Владимира Мономаха животворящим крестом и царским венцем и диадемою, еже древле тем животворящим крестом и венцем царским и диадемою венчан бысть на царство Русское прародитель его князь великий Владимир» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Баус – драгоценный камень «сиз, голуб, яхонт его имеет». См. Камни. Бахрама, бахрома Бахрама, бахрома (Араб. макрама) шнур или тесьма с обращенными в одну сторону махрами из нитей или прядей – золотых, серебряных, шелковых, гарусных. Пришивалась, для украшения, к краям одежд и уборов – иногда с круживом, а иногда без кружева. У перевязи «по краем бахрома золотая с переперы» 73 . У запястий рукавиц «бахрома золотная; бахр. золото с серебром; бахрома золотная с звестками; бахр. лопусти канитель золотная» 74 . У кафтанов «круживо ткано шолк червчат с золотом, бахр. шолк зелен с серебром; круживо ткано золото с зеленым шолком, бахр. шолк червчат с серебром; круживо шолк червчат золото с серебром, бахр. шолк зелен с серебром; круживо золотное с серебром, бахр. шолк червчат с серебром» 75 . У завес и завесных подзоров бахрома вязеная с кистми; бахр. золотная; бахр. уская шелк ал да зелен. Завес тафта двоелишная, кругом бахрома шелк ал да желт; к тому же завесу подзор, а у него бахрома вязеная с кистми, шелки желт да алой. Два подзора завесных тафта двоелишная, у одного бахрома длинная шелк ал да желт, а у другого подзора кругом бахрома уская шелк ал да желт; вокруг завеса у двух полотнищ бахрома уская шелк ал да зелен. – Кругом ковров бахрома шелк зелен» 76 . Вокруг попон, полстей, наметов бахромы гарусные и шелковые разных цветов 77 . – В северных описях бахромы называются тряпками: «ширинка по белой тафте шита золотом и серебром, и шолками, тряпки червчатой шолк с серебром. – Ширинка на полотне шита золотом и серебром и шолки, с наугольники, тряпки шолк червчат. Две ширинки на полотнах шолки шиты, тряпочки червчатые» 78 . Бахтерец, бехтерец Бахтерец, бехтерец – доспех из стальных, железных или медных пластинок, соединенных кольцами в несколько рядов, с разрезами на боках и на плечах, с подзором или железной сеткой внизу. Боковые и плечные разрезы, для застегивания, имели пряжи (пряжки) и запряжники или ремни с металлическими наконечниками. Пластинки и подзор или опушка, пряжи, запряжники и наконечники иногда наводились золотом и серебром. «Бахтерец Кононова дела стальной, наведен через ряд золотом; опушка и пряжи и запряжники железные золочены, наконешники серебреные резные золочены» 79 . Бахтерцы делались и без рукавов, и с рукавами. В одной описи: «восмь рукавов бахтерцовых стальные, немного поржавили. – Бехтерец Борисова плеча Федоровича, по подолу в две доски золочен» 80 . Название этого доспеха происходит из Монгольского

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

бектер, по-персидски , означающего доспех, у которого на боковых, нагрудной и спинной частях было по нескольку рядов металлических дощечек 81 . Башмаки Башмаки – шились из юфти и сафьяна; нарядные – из алтабаса, атласа и бархата разных цветов; унизывались жемчугом с запанами и драгоценными камнями; вышивались и строчились золотом, серебром и шелками; украшались круживом или бахромой; подошвы и каблуки подбивались, как у сапогов, или сплошь или только по краям, гвоздями, а каблуки, сверх того, и скобками. Их носили как мужчины, так и женщины. Полагают, что башмаки стали вводиться у нас около XVII столетия. Название этой обуви Татарское: башмак – значит обувь. В описи платью и другой казне царя Михаила Федоровича значатся: «башмаки хоз яринной цвет, шиты золотом волоченым, скобы серебрены, в них чулки камка Кызылбашския еринной цвет, подвязки камка еринной же цвет». – «Башмаки сафьян жолт, подряд бел, пятки обшиты золотом. – Башмаки строченые по белому сафьяну. – Башмаки назаны жемчюгом по червчатому бархату с запаны» 82 . – У царицы Евдокии Лукьяновны были: «башмаки бархат червчат, рыт, по рудожолтой земле низаны жемчугом мелким; скобы серебряны. – Башмаки бархат червчат по рудожолтой земле, круживо кованое серебро с перепелы; скобы серебряны. – Башмаки с чедыги, Крымское дело, шиты по отласу по червчатому золотом да серебром волоченым. – Башмаки отлас бел гладкой, круживо ткано шолк ал с золотом, скобы железныя» 83 . – У князей Голицыных: «Четверы башмаки розных бархатов и в том числе одни шины золотом и серебром; цена 10 алт. – Двои башмаки: одни бархатные, а другие суконные красные; цена 3 алт. 2 д.» 84 . Безар, безур, безуй, заберзат Безар, безур, безуй, заберзат. См. Камни. В 1613 г. дек. 13, «Государю в хоромы (взято) в коробочке в Немецкой в круглой 10 золотн. камени безару; 21 году марта 16, три камени безур, весу в них 24 золотника без денги, цена 215 руб.» 85 . – «Камень безуй в коробочке» 86 . Безь=Бязь. Бенделер. См. Берендейка. Бенд – Бердыш Бенд или бендь – (Перс. также

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

длины и д. ширины в диаметре, на ней изображено Распятие Спасителя с предстоящими у креста Богоматерью и Иоанном Богословом, с двумя Херувимами над крестом и с Греческой надписью по обе стороны креста . Две крайние бляхи на передней и четыре на задней стороне состоят только из украшений драгоценными, разной величины, камнями и жемчугом, которым обнизаны как средние каймы, так и края блях. На задней же стороне, над средними бляхами помещена односторонняя также круглая бляха, в диаметре д., представляющая поясное изображение Богоматери (?), с надписью . На двух самых больших, в д. в диаметре, представлены поясные изображения князей (Бориса и Глеба) в венцах, с крестом в правой руке и в крестчатой приволоке, а по бокам их два украшения из цветов на поддонах; венцы, одежды и цветы из синей финифти, равно как и одежды прочих изображений. Все бляхи с проушинами, значит они были навесные 65 . Барс Барс – санная барсовая полсть. «Барс большой санный, подложен бараном. – Барс наметный (то есть, которым покрывался оседланный конь), подложен бархатом алым Немецким» 66 . Бархат Бархат – шелковая ткань с лица ворсистая, а с изнанки безворсовая. Бархаты были: Бурские, Виницейские, Калмыцкие, Кызылбашские, Китайские, Литовские, Немецкие, Турские, Флоренские; гладкие, косматые, петливатые, или петельчатые (неразрезные), рытые, с вытисненными узорами, одноморхие и двоеморхие (с двойной ворсой). «Бархат Венедицкой, на золотой земле шолк червчат с золотом и с серебром, петлеват. – Бархат Виницейской, по золотной земле, по нем травы золотныя и серебряныя петельчатыя да травы морх червчат. – Бархат Турской, по золотной земле травы шолк червчат, листье серебряное. – Бархат Кызылбашской, по серебряной земле люди сидячие и барсы, и звери, шолки розные. – Бархат Кызылбашской рытой, по серебряной земле травы и листья, шолк ал да вишнев» 67 . Конечно, эти-то сорта бархата и назывались в старину аксамитом. В 1584 году аршин бархата Венедицкого гладкого стоил рубль; в 1585 году аршин с четвертью бархата Бурского «большия земли» стоил 2 рубля, а аршин такого же бархата «меньшия земли» 40 алтын 68 . В XVII столетии аршин бархата с золотом ценился в 1½ рубля 69 , а бархата червчатого и гладкого по рублю 70 . В 1673 г. апреля 8, куплено для верховых расходов 22 аршина двоеморхового червчатого бархата, ценою по 9 руб. аршин 71 . В XVII столетии являются бархаты Московского дела. Кроме шелкового употреблялся еще бумажный бархат или бархатель – нынешний плис. Из бархата делались те же нарядные одежды и украшения, какие и из атласа. Бархатный – сделанный или сшитый из бархата. «Шапка бархатная. ходильная. – Подножье бархатное, теплое». Бархаченый – сделанный как бархат, на бархатное дело. «Вошвы шиты золотом и серебром лученчеты, бархочены черчатым да зеленым шолком» 72 . Баус

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

бенд от бестен связывать) означает вообще связь. В наших описях бендями назывались плащи в округленных углах налучи и колчана; к этим плащам прикреплялся или привязывался пояс саадачный. Бенди были украшаемы драгоценными камнями: «в налуче бендь, a в ней в гнезде в золоте камень алмаз граненой, да изумруд граненой в гнезде ж золотом, двадцать семь яхонтов червчатых» 87 . – Бенди привязочные y налучей, колчанов и кишеней Бориса Годунова были серебряные, золоченые, с концами, наведенными финифтью или чернью; y колчанов и налучей людских саадаков – серебряные с травами, наведенными чернью и резными 88 . У саадачного лубья царя Михаила Федоровича бенди были серебряные, позолоченные с зеленым финифтом или с каменьями того же цвета, и просто серебряные, позолоченные 89 . Бердыш – широкий и продолговатый, с лезвием в виде полумесяца и с копьем на верху, топор, насаженный на длинном древке с металлическим втоком или оковкою на нижнем конце. Бердыши были весьма разнообразны и употреблялись только пешими. По объяснению Вельтмана «бердыш по-польски bardycz 90 и bard есть одно из древнейших рукопашных оружий в виде широкаго на длинном древке топора, с острыми рогами, как y луны; по этой причине бердыш и назывался y Римлян lunata securis; y Славян просто секирой, y Готов Bart и Bardisan» 91 . «У Чехов и Венгров», говорит он в другом месте, «Bard и Bart называется косарь, большой нож, сделанный из косы. Из этого земледельческого орудия, насаженного на ратовище, образовалось бардище и бердыш. У Франков бердыш bardis(an) принял название partisane и pertuisane. Это было преимущественно оружие наемных телохранителей» 92 . – В Руси бердыши царских телохранителей носили название алебард, которыми эти телохранители были вооружаемы при разных торжественных случаях. Так, 8 мая 1660 г., при встрече Грузинского царевича Николая Давидовича, «от проходных сеней до сеней же, что перед Грановитою полатою, стояли жильцы 93 в терликах в бархотных и в объяринных и в шапках золотных с протозаны и с олебарды, 62 человека» 94 ; и 20 мая 1661 г., при встрече цесарских послов, когда они, «к Грановитой полате к сенем пришли, и у сенех по крыльцу поставлено было жильцов 50 человек в терликах розными цветы, с протозаны и с олебарды» 95 . – «Бердыш болшой прорезной с обухом; цена 13 алт. 2 д. – Два бердыша болших, на ратовищах зеленых; цена 20 алт. – 88 бердышей, без ратовищ; цена 4 р. 13 алт. 2 денги» 96 . Берендейка

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Берендейка – деревянная, оклеенная кожею трубочка, с донышком и крышечкой, для помещения пороха и пули, потребных на один заряд; зарядец. По нескольку таких зарядцев привешивалось к перевязи или ремню, который надевался через левое плечо и назывался также берендейкою. Вельтман приводит выписку из описной книги 1687 г., где берендейка называется бенделером и банделером (Bandelier): «Двадцать банделеров мушкетных. Да на дворе Никиты Ивановича Романова, сверх прежних переписных книг: пятьдесят ремней с банделеры, цена по 3 алт. по 2 денги, и того 5 рублей. Восмь сот банделеров без ремней, цена по 3 алт. по 2 денги за сто» 97 . В Воинском уставе 1647 г. значится: «что о зарядцах, и в том никому указывати немочно, потому многия розныя образцы; только перевязям доведется быти на три или на четыре перста шириною; а на ней (т. е. на перевязи) одиннадцать зарядцев, а тем зарядцам доведется быть из целаго древа точеным, а не склеенным, с кровельками и кожею оклеены, и те есть лучшия, потому что порох в них сух живет, и зарядцы перед иными, которые медные или жестяные и у которых дна вставлены, доле живут… Да у банделира, сиречь у перевяза, быти кожаному мешечку, во что пульки и сало и пыжи и иное надобие, чем мушкет чинить, класти» 98 . Висковатов говорит, что «у одних берендеек привешивались: сумка фетильная, т. е. для фитиля, сумка пулечная и рог для пороху; у других была одна только сумка для пуль и рог, или в замен его натруска, а фитиль наматывался на ремень берендейки, около сумки. Рога и натруски делались из дерева, кости, перламута, меди и серебра. Рога были всегда одинаковаго вида – к одной стороне широкие, а к другой узкие, почти остроконечные; натруски же делались разнообразно, но преимущественно круглыя» 99 . Бечета – драгоценный камень «к свету в нем как пузырьки». См. Камни. Бешмет Бешмет – (Тат. бешмет) стеганое полукафтанье, стеганая поддевка под кафтан. «Бешмет камка Китайская дымчатая, подкладка киндяк темномаков, у ворота пугвица обшивная, на рукавах 6 гапель; цена 2 р. 16 алт. 4 денги» 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Бирюза – драгоценный камень небесно-голубого цвета. См. Камни. Боболев кутаз, Боболев хвост Боболев кутаз, Боболев хвост – по объяснению Висковатова, большая, длинная кисть из шелка или шерсти, преимущественно белого цвета с красным; она вешалась на шнуре под шеей лошади 101 . В. Броневский говорит, что «бобылем называли коня чисто белаго» 102 , а кутаз – Польск. kutas, означает кисть. Но Сенковский объясняет это иначе: он говорит, что словом кутаз называется «особая порода быков, встречающаяся в Малой Бухарии и Тибете; она отличается особенно широким и пушистым хвостом, который Бухарцы сравнивают с хвостом туземных и Крымских баранов. Из хвоста этих быков они делают бунчуки или волосяныя космы, которыя носят на своих штандартах; отсюда-то воинские хвосты у Оттоманов и получили название кутас » 103 . В описи 1589 г. находим после тулумбазов «два кутаза боболевы чорны; кутаз боболев был курчават; 5 кутазов белые нацветы; кутаз боболев бел, чекма серебряна через грань; 2 кутаза белы, чекмы медяные» 104 . У казаков боболев хвост есть один из знаков атаманского достоинства, состоящий из древка, у коего, вместо набалдашника, золотой шар, на верху украшенный двуглавым орлом; белый конский хвост выходит из шара – знак этот в войсковом кругу означает волю 105 . Между предметами конского прибора у князей Голицыных оказались: «наряд лошадиной тафтяной, плетен золотом и серебром по алому бархату; кутас, у него чашка медная, позолочена, лопасти розных тафт; цена 6 рублев. – Наряд розных отласов по червчатому бархату, оплетен серебром с золотом, бахрама золотная; кутас деревянной, оплетен узлами Кафимскими, под кутасом и в средине, и в концах узлы кафимские, кисти серебряныя; цена 15 рублев» 106 . Бокан Бокан – пурпуровая краска, добываемая из червеца (кошенили); но в Торговой книге говорится: «камень бокан выбирать с приметом как соболь доброй». См. Камни. Болт самострельный. См. Стрелы. Брань, Бранина Брань или Бранина – узорчатая ткань, у которой нити основы прибираются особенным счетом для составления желаемого узора. Употребляется для убрусов, скатертей, пологов и т. п. Браный сшитый из этой ткани. «Скатерти браныя; браный полог; полотенце браное» 107 . Броня

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Броня – составляла прикрытие воина, оборонявшее его от неприятельских ударов. Была броня досчатая: бехтерец, зерцало, калантарь, кирис, куяк, латы, юмшан; колчатая: байдана, кольчуга, панцирь. В летописях упоминается о броне под 968 годом: «вда Печенежьскый князь Притичю конь, саблю, стрелы; он же дасть ему брони, щит, меч» 108 . Брусь Брусь – знак военачалия в виде каменной булавы, обтесанной углами. У Бориса Федоровича: «брусь аспиден; топорищо поволочено газом чорным, по газу перевито серебром». Другой брусь аспиден; топорищо железно, поволочено бересты жолты» 109 . Брюкиш. См. Сукно. Бряцары. См. Ножны. Бугай Бугай – верхняя одежда на меху. Покрой ее нам неизвестен. Великий князь Иоанн Данилович (1328 г.) завещал сыну своему Андрею «бугай соболий с наплечки с великим женчугом с каменьем» 110 . Ныне в Галическом уезде Костромской губернии бугаем называется шубка без рукавов, в отличие от шугая или шубки с рукавами. Буздыхан или буздуган. См. Булава. Булава Булава – деревянный или металлический жезл с шаром или яблоком на верхнем конце; сперва – оружие, потом знак военачалия или властительства. Вместо шара или яблока, на конце властительских жезлов насаживались обушки, или брусы, клевцы, перья: от чего и самые булавы назывались обушками, брусями, клевцами, пернатами, шестоперами. В описях встречается название пернатов буздыханами или буздуганами: «буздуган костеной шестерогранной, прорезной; цена 16 алт. 4 денги» 111 . У Турок и Татар буздыган означает воеводский жезл, у которого яблоко набито острыми гвоздями. – Яблоко булавы делалось из золота, серебра, булата, железа, хрусталя; украшалось бирюзой и драгоценными камнями. «Булава и черен золотые, в булаве и в ободу и в обручах камни: вверху изумруд, попорчен, граненой, около булавы и обруча камни ж, в обруче камня нет; цена 200 руб. – Булава ж серебреная, золочена, с камни; цена 50 руб.» 112 . Гречане Дмитрий Фомин и Иван Петров били челом царю Михаилу Федоровичу булавами, оправленными серебром с позолотою; одна из них «с каменьем с бирюзами и с винисами и с яшмою, а в яшме искорки яхонтовыя, мелкия»; другая «с бирюзами, вверху яшма, а в ней 4 искры яхонтовыя» 113 . В оружейной палате хранится более 40 разных булав, буздыханов, пернатов, и проч. Одни из них достались государям по праву владения, другие получены из покоренных стран, иные присланы в дар от разных владельцев. Замечательнейшие из них: а) Новгородская булава, бывшая знаком посадничества; б) Лифляндская; в) Казанская; г) Сибирская; д) гетмана Богдана Хмельницкого, поднесенная им царю Алексею Михайловичу в 1654 году, при вступлении Малороссии в подданство России; е) Польских конфедератов, принадлежавшая Вавржецкому; ж) хрустальная; з) Грузинский буздыхан, поднесенный царю Алексею Михайловичу в 1658 г. Грузинским царем Теймуразом, в изъявление подданства его со всею Грузией; и) два железные шестопера, отобранные в 1675 г. у Калмыцких тайшей. Булавка

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Булавка – спень с головкой на одном конце и с острием на другом; употребляется для прикалывания разных уборов. «Три булавки зерна Гурмыжские на золотых спнях, большие, скатные. Четыре булавки зерна невелики Гурмыжские ж – три на золоте ж, а четвертая на серебре» 114 . – Пять булавок убрусных серебряные, золочены, з жемчюгами. – Три булавки с орликами, на них пять жемчюжков мелких; да булавка ж с камешком червчатым в кожушке (в оправе): все те булавки серебреные» 115 . Бумажная шапка. См. Шелом. Бумажник Бумажник – бумажная (набитая хлопчатою бумагою) постель, подкладываемая под пуховик. На бумажки надевались наволоки камчатные, тафтяные, байберековые, атласные и др. В 1627 г. окт. 26 «царице скроен бумажник да зголовейцо в камке червчатой мелкотравной, пошло 11 арш. 1 верш., да в простилку пуд бумаги хлопчатой битой, а на зголовейцо камки 7 арш. 10 верш., да пуху лебяжия белого 7 фунт.» 116 . – «Постеля бумажная; на постеле наволока отлас по серебряной земле круги велики золоты, около кругов шолк зелен, меж кругов крушки невелики золоты ж, в кружках в деревцах шолк ал» 117 . Бутырлык, поножи Бутырлык или поножи – доспех, состоящий из трех выгнутых железных или стальных пластин, закрывавших ногу всадника, от колена до подъема, и соединявшихся назади пряжками с запряжниками и наконечниками 118 . По объяснению Дорджи Банзарова, название этого доспеха Турецко-Татарское и значит «панталонник» или «наножник» 119 . В описи 1687 г. значатся: «Бутурлыки косые долики, Григорьева дела Вяткина, через дол золочены; пряжи и запряжники и наконечники серебряные, золочены; тесьма шолк червчат с золотом и серебром; гвоздья серебряные репейчатые; кольца железные; подложены отласом червчатым. – Бутурлыки стальные с долами, через дол и около бутурлыков коймы наведены золотом травы; кольца и пряжи железные; наконечников нет; тесьма шолк червчат, зелен, с золотом и серебром; гвозди серебреные горощетые, подложены отласом червчатым» 120 . Бязь, безь Бязь или Безь – (Тат. ) бумажная прочная ткань, в роде толстого миткаля 121 . Она привозилась из Хивы и Бухары; ее употребляли преимущественно на подкладку и поднушку кафтанов, опашней и др. одежд, также на фаты, ширинки и т. п. «Кафтан Турецкое дело … подложен тафтою зеленою да бязью белою. – Кафтан сукно порпиан … подпушен бязью». – «Зипун … рукава подложены бязью». – У намета Турецкого шатра … «две полы яринныя бязи» 122 . – Безинный сделанный из бязи. «Фата безинная синя, полосы белые» 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Брань плоти и духа в склонностях Бывает брань между плотию и духом «в склонностях», которыя до нравов надлежат. Плоть хощет делать тое, что ей свойственно и приятно, как-то: величаться, гордиться, превозноситься, в славе, чести и почтении у людей быть, сладострастию своему угождать, ближнему за обиду отмщевать, богатство собирать, уповать на свою силу, хитрость, богатство, на князей и вельмож века сего, и проч. Но дух от всего того отвращается, яко суетнаго, и научает Бога бояться, любить, почитать, и на Него единаго надеяться и призывать и помощи искать. И в сей брани сатана плоти нашей помогает на дух наш, который, как прародителей наших в рай, так и ныне христиан отвратить тщится, от любви Божией, послушания и почитания (3:228). Вся жизнь есть брань Житие на земли не ино что, как путь, якоже сказано, странствование, брань непрестанная. Кто же убо пожелал бы всегда на пути быть, странствовать, всегда на брани быть, со врагами сражаться, уязвляться, в безпокойствии и страсе быть? Блаженная смерть окончевает вся сия, и приводит к желанному отечеству (2:242). Христианине! наше житие не ино что есть, как брань, и брань противу различных врагов; брань противу диавола и аггелов его; брань противу плоти со страстьми и похотьми; брань противу злаго и враждебнаго мира, брань противу лжебратии, брань противу тайных и явных врагов: брань есть непрестанная и лютая: каким убо щитом нам от стрел врагов наших защищаться в день лют? Святое Божие слово указует нам на ВЕРУ и имя Господне, и всех Святых примеры показуют тое; и вси истинные христиане в день скорби своея к сему щиту прибегают, и тем защищаются от лица вражия (4:189). На пути ко СПАСЕНИЮ множество препятствий и врагов Везде распростерты диавольские сети, везде подложены подкопы к погибели душевной, везде сретают соблазны, соблазны в домах, соблазны на стогнах, соблазны на распутиях, соблазны на путех; а глаза и уши, как двери некия суть, которыми всякое зло в храмину сердечную ударяет. Мир со своими прелестьми вооружается; супостат диавол, «яко лев, рыкая, ходит, иский кого поглотити» ( 1Пет. 5, 8 ); «плоть со страстьми и похотьми» непрестанно восстает на душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010