В Софии студентам и преподавателям богословского факультета возможно запретят ходить в рясах 22 сентября 2006 г. 15:27 Вопрос о ношении религиозных символов в болгарских учебных заведениях едва ли скоро будет решен окончательно. Хотя в конце августа министр образования и науки Даниэл Вылчев заявил, что предложит поправки к закону, прямо запрещающие носить любые религиозные символы в школах и университетах Болгарии, — учреждения и общественные организации, от которых зависит решение этого вопроса, все еще не выработали единой оценки проблемы. Пока что преобладает мнение, что решение должно принимать руководство каждого конкретного учебного заведения. Недавно ректор Пловдивского медицинского университета доцент Георгий Паскалев запретил иностранным студенткам носить в университете мусульманские платки, сославшись на Закон о высшем образовании, который гласит, что образование в Болгарии светское и не подчиняется религиозным, политическим или идеологическим доктринам. Его решение поддерживает и ректор Софийского университета проф. Боян Биолчев, который заявил, что университеты вне политики, и потому там «исчезают» любые разделяющие студентов символы. Каким образом они «исчезают», — сами по себе или по приказу, — он не пояснил, но заявил: «У нас есть Богословский факультет, но я не потерплю, чтобы по университету ходили, например, в рясе». По его мнению, религию вообще не следует афишировать, потому что это «глубоко внутреннее переживание, не требующее демонстрации на публике». Различные мнения по вопросу публичного ношения религиозных символов высказывают также представители других вузов страны, депутаты, члены общественных организаций. Преобладает мнение, что решение по этой проблеме следует принимать только после широкого общественного обсуждения, и то только в случае, если будет доказана необходимость вообще что-то регламентировать в этой сфере. Председатель Болгарского хельсинкского комитета Красимир Кынчев заявил, что против подобной регламентации. В конце концов, сказал он, вообще уйти от религиозной символики не удастся — даже то, что выходные дни у нас приходятся на субботу и воскресенье, обусловлено религиозным календарем. Регламентация же легко может обернуться дискриминацией. Священноначалие Болгарской Православной Церкви пока не высказало своего мнения по этому вопросу. Православие БГ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/144156.htm...

Из Атталиоты мы узнаем, что царь действительно достиг до Средца (или Софии); южнее, не в дальнем расстоянии, при подножии горы Витоша, находится крепость Бояна, известная теперь тем, что в ней найдены были памятники глаголического письма. В истории войн Василия и Самуила тоже упоминается крепость Боян, помещаемая в окрестностях Средца. Cedren. II, 464: EtXs uoXiopxta xo epojia о Bóimv xaXetxat. Имя Ботка не встречается в других источниках, равно как в них нет никаких известий собственно об осаде и взятии Бояны, почему и в новейших историях Болгарии мы не найдем подобного факта. См. Иречек-Брун, История болгар, стр. 269. § 81. История о другой крепости Расскажу тебе и другой подобный случай. Есть город, называемый Мория, между Филиппополем и Средцем; им владели болгаре. Но Порфирородный царь кир Василий вооружился на брань; достигнув Мории, поставил стенобитные орудия и сильно обстреливал город; потом он сделал насыпь. Когда насыпь была выведена, находившиеся внутри крепости придумали хитрость, достойную памяти. Они склонили подарками несколько молодых и смелых людей и выслали их против; а те, прокравшись внутрь насыпи по внешним бревнам, прошли далее, имея с собою факелы, смолу и огнеметательные снаряды, зажгли внутренность (насыпи) и удалились. Пламя не было видно, потому что горело в глубине, внутри насыпи и сруба; но, истребив в продолжение ночи все, что находилось внутри, к утру оно поднялось вверх, и насыпь была уничтожена. Император огорченный отступил, и жители города остались свободными и не побежденными. Мы привели вполне этот отрывок потому, что в нем идет речь о Симеоне Болгарском и рассказывается неизвестный нам до сих пор эпизод из истории его нашествия на Грецию в 919 году (см. Дринов, Южные славяне и Византия в X веке, стр. 21; Иречек – Брун, История Болгарии, 211). Оно действительно коснулось Эллады – Виотии, Фокиды и Аттики; как мы знаем из жития св. Луки Элладского (Migne, Patrol, graeca, CXI, 449), жители самых, по-видимому, отдаленных углов средней Греции искали при этом спасения в бегстве и выселялись на острова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда взошел на болгарский престол сын Обритого, Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. За что же ты так страдал? Спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит   ко времени имп. Анастасия (491-518). См. слова у Черткова о Манассииной летоп. стр. 39 и в Журн. м. просв. 1837 г. III, 364. Кодин о зданиях констант. «монастырь Дамиана построил Дамиан, родом славянин, префект постельничих при имп. Феофиле иконоборце» (829-841) ed. Beck. р. 116. В статье Христ. Чт. 1858 г. II, 141. 216. 269: «о начале христианства, его распространения и утверждения (?) между болгарами» много собрало сведений верных, но много пропусков и ошибок. 29) Константин de vita Basilii p. 136. 137. Мир заключен и пленники отпущены в 817 г. Assemani calend. 2, 353. 359. У Георгия монаха по некоторым спискам сказано, будто Крум полагал препятствия возвращению пленных; но в других списках препятствовавший назван ????? – Комис, граф (Stritteri Bulgarica § 73). В том комите нельзя не узнать милого Цока. 30) Манассиина летопись у Черткова стр. 95-97. света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику нечестие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человечской. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не даждь Бог; огонь также творение Божие, а не Бог сварог31); все язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть32). Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостию принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту. – Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостию отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнию язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него», отвечал Боян. Владетельный князь язычник осудил брата христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера, говорил он в слух всех, за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране болгарской. Напрасно думают остановить ее моей смертию. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». – Предсказание исполнилось и прежде

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Когда взошел на Болгарский престол сын Обритого Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамо- ном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Жела­ние его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. «За что же ты так страдал?» – спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику несчастие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не Даждьбог; огонь также творение Божие, а не бог Сварог 491 ; все язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жерт­вы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть 492 . Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества, и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертью с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял Крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту. Маломир, узнав об обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостью отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнью язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него», – отвечал Боян. Владетельный князь-язычник осудил брата- христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился ду­ха пророческого. «Вера, – говорил он в слух всех, – за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране Болгарской. Напрасно думают остановить ее моею смертью. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». Предсказание исполнилось и, прежде всего, над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно (830 г.); мученик князь скончался от удара меча 493 . Памяти Преподобного Илариона Гдовского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Когда Цок увидал, что пленники так успешно распространяют веру Греков, ставших ненавистными особенно за неблагородный, предательский поступок Льва Армянина с Грубошом, – Цок, столько же жестокий, сколько и фанатик язычества, потребовал от знаменитых христиан, дабы отреклись от Христа. 377 христиан, между ними два военачальника, охотно приняли мученическую смерть. Прежде других предан мучительской смерти Мануил, епископ Адрианопольский 264 . Георгий, епископ Дебелого, иначе Загоры, одного из городов Славянской Фракии, и следовательно епископ Славян, также умер мучеником 265 . В числе пострадавших священников пресвитер Парод – Славянин по имени; Пётр священствовал в Славянском городе Мглине, и Болгары особенно чтут поныне сего мученика: вблизи Тернова есть монастырь св. Петра Мглинского 266 . Время Грубоша было весьма важным в истории южных Славян. Властители их, особенно по политической борьбе с Греками, ещё фанатически охраняли язычество, хотя и из них один, князь Цериг, в 777 г., оставив своих, принял крещение в Константинополе от патриарха-Славянина Никиты 267 . в народе Славянском св. Вера имела уже десятки и сотни тысяч чтителей своих, особенно после проповеди, преподанной пленниками Грубоша Славянам 268 . Когда взошёл на Болгарский престол сын Обритого Маломир, иначе Владимир; брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощён и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. «За что же ты так страдал?» – спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещённый христианин объяснил князю-язычнику несчастие язычества Славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой. Бог неба и земли, говорил христианин, унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце – творение Божие, а не Даждь Бог; огонь также творение Божие, а не бог Сварог 271 ; всё язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Разделы портала «Азбука веры» 10 Мар 2022 Несколько монастырей и храмов Болгарской Православной Церкви заявили о своей готовности принять украинских беженцев, спасающихся от военных действий. Среди них преимущественно женщины с детьми, пишет сайт «Православная жизнь» со ссылкой на Dveri.Bg. Градешницкий монастырь святого Иоанна Предтечи на северо-западе Болгарии стал первой обителью, которая открыла свои двери для прибывших из Украины. В интервью болгарскому телеканалу bTV насельник монастыря иеромонах Спиридон пояснил, что братия были готовы принять и позаботиться о десяти беженцах, но впоследствии их число увеличилось еще на девять человек. По словам священнослужителя, друзья обители, имеющие машины, подвозили беженцев от румынской границы. «Помещения в монастыре готовы, муки и других продуктов обеспечено около тонны. Многие люди изъявили желание помочь одеждой и моющими средствами, но пока больше всего нуждаются в еде», − отметил иеромонах Спиридон. Священник Боян Сараев из города Кырджали рассказал, что 50 человек разместят в гостинице рядом с Успенской церковью. В здании имеется десять четырехместных номера и два апартамента. Как заверил отец Боян, у общины есть опыт работы с остро нуждающимися людьми. «В свое время Кырджали образовали беженцы из Беломорской Фракии. Надеюсь, их потомки не останутся равнодушными. Они выросли на рассказах бабушек и дедушек о бедственном положении беженцев», − особо отметил священник. Он добавил, что для детей приезжих предоставят детский сад и школу, расположенные рядом с храмом. Церковь Успения Божией Матери в городе Несебр приняла две семьи из Украины и готова предоставить приют еще для двадцати человек. «Мы все открыли свою душу, не только церковь», — подчеркнул настоятель священник Петр Косев. Цырногорский монастырь во имя святых бессребренников Косьмы и Дамияна и еще шесть монастырей Перникской области в юго-западной части Болгарии собираются приютить около 50–60 человек. В этих обителях налажен быт, так как они были восстановлены в рамках европейской программы развития сельских районов.

http://azbyka.ru/news/bolgarskie-monasty...

Письмо 36. Феодосий Мангала пишет митрополиту Малабара...    Мира тебе и радости от Господа.    Посетили мы и Тырново, древнюю столицу болгарских царей и патриархов. Были мы и в храме Сорока мучеников, в котором святой Савва Сербский отслужил свою последнюю литургию за неделю до смерти. Болгары так любили святителя, что едва позволили сербскому королю перенести его тело в Сербию.    Сельский народ в Болгарии произвел на нас самое сильное впечатление. Кроткий, прилежный, терпеливый, покорный власти и очень церковный.    — Вы должны знать, господа,— сказал нам кто-то из провожатых,— что у нас в Болгарии существует расовая проблема, так же как и у вас в Индии. У нас есть две Болгарии: татар-Болгария и славянская Болгария. Эта раздвоенность причиняла нам много бед и унижений на протяжении ряда веков. И сейчас стоит только почуять чуждую кровь, мы шарахаемся друг друга.    — Так это, так,— воскликнул поп Боян. — Эта расовая раздвоенность фатальна для нас, болгар. Но есть и другая раздвоенность, фатальная для всех христианских Балкан. Эта раздвоенность создана искусственно; а создал ее особый тип людей, которых в Болгарии называют «бай Ганьо», в Сербии «дрипац», а в Македонии «чапкун». Я попросил бы вас, высоких гостей из Индии, помнить об этом и всеми силами остерегаться болгарских бай Ганьо, сербских дрипцев и македонских чапкунов.    Харамбашев начал резко протестовать. К нему присоединился и Богданович. Но поп Боян не поостерегся, он продолжал:    — Бай Ганьо, дрипац и чапкун — самые большие враги Балкан. Очень часто они оказывали решающее влияние на судьбу измученных, едва только освобожденных народов балканских. Не пытайтесь даже заводить с ними речь о Боге, о душе, о Спасителе мира, о Евангелии, о Ведах, о народе как нравственном существе, о неисследимых глубинах всего сущего, о роде людском как единой Божией семье. Это все так же неинтересно им, как тибетские тантры и мантры. Они довольствуются самой низкосортной литературой, причем такой, которая восхваляет страсти, оправдывает пороки и превозносит зло над добром. С утра они раскидывают свои сети в житейском море, чтобы что-нибудь урвать для себя, а вечером перебирают добычу. Собирая же для себя и только для себя, они при этом непрестанно кричат: «За народ! За народ!».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть 272 . Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертью с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, Богомыслию, посту. – Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всей настойчивостью отказаться от веры Греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнью язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него, отвечал Боян. Владетельный князь-язычник осудил брата-христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера, говорил он вслух всех, за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране Болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертью. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь». – Предсказание исполнилось и прежде всего и над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча 273 . 251 Письмо еписк. Агобарда к Людовику Благочестивому: „мы проповедовали, дабы христиане не продавали жидам невольников христиан и не дозволяли бы жидам продавать христиан Испанцам“, ed. Balus, 1. 62. Об Адалберте, епископе Прагском, жизнь его: „каких пленников и невольников христиан покупал нещастным золотом торгаш Еврей, он (997 г.) выкупал, но не мог выкупать всех“. Ар. Freher. р. 77. сл. Nicephorus Gregoras Т. I. р. 60. Helmold hist. Slavor. II. 31. 252 Симон в послании к Поликарпу; патер. печат. по ркп. святцам память преп. Евстратия марта 28 д. 254 Поныне ещё видны здесь остатки каменных бойниц у земляного вала. По народному говору Гдовск в древности назывался Вдовск, потому будто бы, что дан был во владение вдовствующей вел. кн. Ольге. По книге большего чертежа: „от Иваня града 70 вёрст у Чудского озера град Гдов“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Киннамон, прекрасный по наружности и ещё более прекрасный по душе, понравился Обритому и он оставил Киннамона при себе. Князю не по душе было, что тот христианин; но он думал, что ласками и милостями склонит его к языческой жизни. Между тем Киннамону довелось воспитать в молодом болгарском князе Бояне -мученика св. веры. Когда совершалась торжественная жертва, Киннамона пригласили в числе славянской знати к участию в жертве. Искренний христианин отвечал: «нельзя пить чаши Господней и чаши бесовской» ( 1Кор. 10, 20 ). Его привели насильно к месту жертвы. Он смело объяснял ничтожность языческих богов и преступную глупость поклонения им. Против него зашумели с неистовою злобою, жестоко избили его и бросили в смрадную тюрьму. Обритый не был против христиан; заключив мир с империею, он обратился против немцев и в 824 г. спас имп. Михаила от бунтовщика Фомы 166 .– И однако Киннамон, по злости фанатиков язычества, пробыл в тюрьме до смерти Обритого (†826 г.). Когда взошёл на болгарский престол сын Обритаго, Маломир, иначе Владимир, брат его Боян, давно познакомившийся с Киннамоном, просил Маломира отыскать и прислать к нему Киннамона. Желание его было исполнено. Боян, увидав Киннамона, изумился, что тот до крайности истощен и исхудал. Киннамон объяснил, что неважно истомление тела, а очень опасно, если душа истомлена. – За что же ты так страдал?– спросил князь. Киннамон отвечал, что ничего худого не делал он, только тьма не любит света. В долгой беседе искренний и просвещенный христианин объяснил князю-язычнику нечестие язычества славянского и пагубу языческой жизни, равно неизбежную нужду христианства для вечности человеческой.-Бог неба и земли,– говорил христианин,-унижается и оскорбляется поклонением болвану Перуну; солнце -творение Божие, а не даждь Бог; огонь также творение Божие, а не Бог сварог 167 ; всё язычество – дело грешного человечества, по движениям страстей и в угоду страстям придумавшего богов. Жертвы и омовение не очищают грешной души, а только питают грешную плоть 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Без Христа Иисуса нет света для ума, нет жизни для души. Он один и Учитель человечества и Спаситель наш, примиривший правду Божию Своею смертию с виновным человечеством. Не желаешь себе погибели? Веруй в Господа Иисуса. Боян с радостью принял крещение и стал посвящать жизнь свою молитве, богомыслию, посту.– Маломир, узнав о обращении брата к христианству, потребовал от него со всею настойчивостию отказаться от веры греков. «Лучше приму смерть, чем решусь жить жизнию язычника; чту Христа Спасителя моего и умру за Него»,– отвечал Боян. Владетельный князь язычник осудил брата христианина на смерть. Исповедник, идя к месту казни, исполнился духа пророческого. «Вера,– говорил он в слух всех,– за которую я ныне лишаюсь жизни, распространится по всей стране болгарской. Напрасно думают остановить её моей смертию. На всяком месте постановлено будет знамение креста; а идолы и их жертвенники с храмами исчезнут. Жаль, что брат мой Маломир скоро потеряет жизнь» – Предсказание исполнилось и прежде всего над братом: Маломир скоро умер вовсе неожиданно († 830 г.); мученик князь скончался от удара меча 169 . 139 Савельева Славянский сборник стр. 117–119, 261–274. Преп. Нестор: «Иллюрик -словене, норци – словене. Сели суть словене по Дунаеви, где есть ныне угорска земля и болгарска». Богуслав: Scribitur in vetustissimis codicibus, quod Pannonia sit mater et origo omnium Slavonicarum nationum.– Мюнхенская рукопись IX стол, (у Шафарика в Слав. древн. прилож. 79 ч. 1). Zerviani, quod tantum est regnum, ut ex eo cunctæ gentes Sclavorum exortæ sint. Варнефрид (VI, 52): Karniolia slavorum patria. Срем, предводитель трибаллов-сербов, оставивший своё имя за город. Сремом, отважно защищался против Александра Македонского, который потом переходил чрез страну панов ( παναιος) в Македонию (Smrabo VII, 3. Arrian 1, 3). По Птоломеевой карте Паннонии (147 г.) и другим памятникам древности, названия городов, гор, урочищ, рек Паннонии – все славянские. Временник X: 100, 101; XVI, 69–74. Катанича Specimen philologiæ et geographiæ Pannoniorum.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010