Помолитесь и за нас. Любовь Р[еутова]. Д. 8. Л. 43–44. Подлинник. Автографы В. В. Реутова, Л. В. Реутовой. 9. 16 октября 1955 г. Дорогой Владыка! Письмо твое получили; Любовь Влад[имировна] благодарит за поздравление, за память. Не смог сразу ответить, у нас ремонт в храме, и мне приходится много хлопотать, а сейчас нужно думать о пополнении запаса свечей. Сегодня, 16-го, едем в М[оскву]. Обязательно будем в Загорске. По приезде обратно отправлю тебе посылку; образочки остались, и поделюсь с тобой оч[ень] охотно; а мал[енькие] круглые не нужны? От Вл[адыки] Симона получил краткое письмо. Видно, у него хлопот много; я слышал, что его епархия 280 прих[одов]. Это раз в 8 больше Кал[ужской]. О. Петр устроился в Боровске, я дал ему адрес твой, он хотел написать тебе; а пока очень просил передать тебе привет с просьбой молитв. Он мне оч[ень] понравился. Пока до свидания. Просим твоих молитв и благословения; я стараюсь ежедневно в нашем храме молиться преп[одобному] Сергию о Вас с Вл[адыкой] Симоном. Господь все устроит по желанию нашего сердца и по Его святой воле. Если я не забыл имя Вл[адыки] (Сапожникова) Никиты 406 . Подтверди мне. Люб[ящие] Валентин и Люб[овь]. 16/Х–55 Мой искр[енний] привет Георгию Георг[иевичу]. Я иногда забываю писать об этом, но в душе всегда помню его. Д. 9. Л. 80–81 об. Подлинник. Автограф. 10. 25 октября 1955 г. Дорогой Владыка! Сейчас получил твое письмо с сообщением о твоем переезде. Сегодня день праздн[ика] Калужской ик[оны] Б[ожией] М[атери], одновременно Иерусалимской (у нас большой чтимый образ); кроме того, праздник Иоанна Предтечи (перенес[ение] Десныя руки) и наш настоятель прот[оиерей] Иоанн именинник. На прошлой неделе мы с Люб[овию] Вл[адимировной] были в М[оскве] и в Загорске. Отстояли позднюю литургию и после молебен с акаф[истом] преп[одобному] у мощей: молились и за Вас с Вл[адыкой] Симоном об устроении Вас по Воле Божией. Надеюсь, Господь все устроит. У кого ты будешь жить? Я сейчас был озабочен приобретением для нашего храма всего необходимого на год –свечи получил и доставил. На днях еду еще за получением сосудов и для сдачи в ремонт Евангелия. Карточки для тебя фотограф обещал переснять; как будут готовы – вышлю. Собрал посылку, но хорошо – не послал, пошлю по новому адресу. Влад[ыке] Симону писал, но от него еще не имею ответа. Нашего Влад[ыку] Онисифора 407 хотели перевести в Саратов, но он умолял не переводить его никуда из Калуги; в Саратов назначен, кажется, сын Голубцова еп[ископ] Сергий.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ближайшее заведывание делами возлагается на совет братства, председателем которого единогласно избран местный соборный протоиерей о. А.П. Светлов. В число почётных членов избраны: о. Иоанн Сергиев Кронштадтский, обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев , его Товарищ В.К. Саблер, чиновник особых поручений при обер-прокуроре – редактор „Миссионерского Обозрения“ В.Μ. Скворцов, Учреждение миссионерского братства св. великомученика и победоносца Георгия является делом прямой миссионерской необходимости в г. Егорьевске, как центре местного раскола (австрийского согласия), сильного здесь своими связями с Москвой и соседними Гуслицами. Всех раскольников в уезде насчитывается около 7000 человек. За последнее время здесь наблюдается особенно сильное оживление в жизни раскольников, их приподнятое настроение поддерживается частыми приездами сюда известных апологетов раскола: Усова, Лежнева, Бриллиантова и Мельникова, по мысли последнего недавно старообрядцы даже подали местной власти ходатайство об учреждении в Егорьевске особой школы для их детей исключительно с раскольническим учительским персоналом. Деятельно ведётся здесь и пропаганда раскола, иногда даже довольно оригинальным способом. Так, например, один фотограф-старообрядец, ярый враг Церкви, в первых числах сентября (ярмарочное время) выставил в витрине копию с картины художника Сурикова с такой демонстративной подписью, сделанной чернилами: „Молитесь так, православные, вот сицевым знамением!“ А на картине изображена скованная цепями боярыня Морозова с поднятым двуперстием. Приезжие на ярмарку мужики-старообрядцы толпой стояли около витрины и громко выражали своё одобрение... „Миссионерский кружок“, бывший доселе здесь, не сумел сплотиться для деятельной борьбы с расколом В виду всего этого можно только порадоваться открытию братства и горячо пожелать успеха такому благому начинанию. К. Рос-в Скворцов В. Со скрижалей сердца//Миссионерское обозрение. 1902 г. 9–12. С. 723–736 Ещё и ещё о духоборах. – Кто и насколько виновен в бывших и нынешних духоборческих безумствах? – Закавказский поход духобор „на встречу Христу“ и действия кн. Шервашидзе. – Отклики печати о духоборческой трагедий в Канаде. – Недомолвки «Нов. Вр.» и откровенность «Моск. Вед.». – На именинах у о. Иоанна Кронштадтского . Драмы и трагедии, глубоко потрясающие сердца людей и народов, в наше время стали так заурядны и так поразительно страшны, что верующая мысль невольно останавливается на предречённом в св. Писании „последнем времени“... На самом деле, разве мартиникская катастрофа, в один миг упразднившая кипучую жизнь цветущего города с десятками тысяч людей не способна жечь сердца людей, и уже не словом, а самым фактом и примером напоминая о том, что должно быть по непреложному слову св. Писания „при последней трубе“!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По вопросам рассмотрения проектов необходимо обращаться к епархиальному архитектору Борунову Дмитрию Александровичу. Статистика В этом году в мир иной отошли пять клириков нашей епархии: • Протоиерей Григорий Красноцветов, командированный настоятелем в Александро-Невский храм Роттердама (Нидерланды), • Протоиерей Сергий Кутузов, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Пенино, • протодиакон Василий Марков, клирик и председатель приходского совета Казанского кафедрального собора, • диакон Игорь Никитин, клирик Феодоровского Государева собора в Царском Селе, • заштатный диакон Сергий Досычев. • Также почил о Господе многолетний труженик епархии - фотограф Юрий Петрович Костыгов. Вечная им память. В Санкт-Петербургской епархии четыре монастыря: два мужских и два женских. Два архиерейских подворья с Благовещенским храмом на 5-й Советской улице и с храмом Святой Троицы на Октябрьской набережной, 18. Увеличилось на десять количество приходов, имеющих юридическую регистрацию. Их сейчас 257. Благочиннических округа 24, в том числе четыре ведомственных (военный, тюремный, социальный, высших учебных заведений) и монастырский. В два благочиннических округа назначены новые благочинные. В Пушкинский - протоиерей Никита Зверев, в Петродворцовый - протоиерей Михаил Терюшов. В епархии 86 часовен вместе с монастырскими и при учреждениях. Общее количество храмов, где совершаются богослужения (монастырские, приписные и домовые храмы) - 352. Мною совершены 30 хиротоний (15 диаконских и 15 священнических). Приняты в клир из других епархий 16 священнослужителей, трое из которых направлены по распределению учебным комитетом. За нарушение церковных канонов запрещен в служении один священник. Отправлены за штат 12 священнослужителей (восемь священников и четыре диакона). Всего в епархии служат 787 священнослужителей, из которых 608 священников и 174 диакона, один правящий архиерей, три викарных, и один на покое. Увеличение на 24 священнослужителя в сравнении с прошлым годом. Воскресных школ на сегодня 148. Их количество растет, но нужно помнить, что целью обучения является органичное вхождение ребенка в жизнь Церкви, когда этому помогают предметы и программы. Нужно учить так, чтобы в Церкви обучающийся чувствовал себя, как дома. Как говорит Святейший Патриарх Кирилл, в работе с молодежью нужно ставить целью воцерковление человека, а не только участие в мероприятиях, хорошо организованных, но внешних по отношению к его душе.

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

– А кому сейчас легко? – отвечал ему со вздохом старец. И, возложив руку на голову Наместника, поучал: – И не помышляй, в монастыре сейчас нет никого, кто бы мог заменить тебя. Терпи! С изгнанием из Печор немецких войск и приходом туда власти безбожных Советов она припомнила ему все его добрые христианские дела, и 17 октября 1944 года отец Павел был арестован. Осужденный на 15 лет заключения и высланный 31 мая 1946 года в Братские лагеря, игумен Павел скончался 6 июля 1950 года в 16.00 в сибирских лагерях (в Баинском отделении Сиблага МВД СССР – близ Тайшета), в лагерной больнице «по причине декомпенсионного кардиосклероза». Ему было тогда более 83 лет. «В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1997 года Псково-Печерский монастырь получил справку о реабилитации игумена Павла (Горшкова) 13–16– 90 от 14.03. 97 г.». Такова краткая история этого незаурядного печерского настоятеля и, по сути, еще одного новомученика времен безбожного большевизма. Игумен Павел весьма часто делал небольшие записи о старце Симеоне в своем «Дневнике», ведшемся им из года в год. Вот некоторые из них, порой дополняющие наши представления о жизненном пути и самом характере этого замечательного подвижника. 1927 г. 21III – 3 IV. Воскресенье. 4-я неделя Вел. [икого] Поста. Постригал Вл. [адыка] Иоанн в схиму о. Вассиана [с именем Симеон]. Но что вышло необычно – это сфотографировали торжественное шествие у мостика к дому Настоятеля51; и вышла длинная пауза «ожидания», потому что фотограф о. Алексий с аппаратом не стоял на месте, но пока устанавливал да примерял [его], народу собралось порядочно, и думаю, что осудили Настоятеля Владыку: что после торжества духовного, такого великого, сразу же перешли на «мелочи». 3 VII пон. ст. 19 27 г. ...Хиротонисан Епископом Иоанном о. Вениамин во иеродиакона из иподиакона. Я раннюю [Литургию] совершал в сослужении о. игумена Парфения и схииеромонаха Симеона. 24X1938 Служил с о. Симеоном Б. [ожественную].Л. [итургию] по случаю 54 лет памяти отправки своей в монастырь Александро-Свирский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ученые старались также подбирать одни и те же песнопения в разных формах нотации, но ориентируясь при этом на тот тип, который им был известен в древнейших русских певческих книгах. При тогдашнем состоянии фототехники подобный труд – общее число фотокопий, сделанных в афонских библиотеках, составило 998, а вместе с венскими и софийскими снимками – 1615 не был бы возможен без посторонней помощи. В Вене экспедиции помог кузен Антонина и диакон тамошней посольской церкви Петр Преображенский , занявшийся съемкой рукописей в Придворной библиотеке. На Афоне очень большую помощь во всех делах экспедиции оказывала монашествующая братия Пантелеимонова монастыря во главе с настоятелем о. Мисаилом. Самые близкие отношения сложились у Смоленского со знаменитым библиотекарем Пантелеимона – о. Матфеем, который сам был замечательным знатоком древней письменности и настоящим ученым. О. Матфей настолько заинтересовался деятельностью экспедиции, что даже нарушил свой пятилетний затвор и отправился вместе с учеными в Лавру. Впоследствии он помогал разбирать фотоснимки, а после отъезда экспедиции следил за продолжением заказанного ей фотокопирования (которое исполнял монастырский фотограф о. Гавриил) и продолжал выявлять в разных собраниях (не только на Афоне) рукописи, пригодные для поставленных целей. И, конечно, любопытнейшие страницы афонских дневников и писем Смоленского связаны с описаниями афонских монастырей, жизни в них, людей, храмовых служб, разумеется, пения за этими службами. Нужно сказать, что пением в русских афонских храмах Смоленский сначала был разочарован: вместо древних напевов там звучало собственно то, что приносили в монастыри из России приезжавшие иноки, то есть обычное многоголосное пение, часто связанное с Обиходами Придворной капеллы. Однако потом, прислушавшись, Смоленский понял, что звучит это пение на Афоне совершенно иначе: «Есть в здешнем пении какая-то живая струя, которая питает выносливость здешних певчих и придает их пению весьма значительную иногда оживленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Моя задача — просто показать вам мир таким, каким увидел его я: ярким, смешным, красивым, иногда жестоким, но всегда восхитительно интересным. Мир, в котором есть место обыденности, но есть место и чуду».  Помимо «записок врача», в книге есть рассказы из церковной жизни иеромонаха Феодорита, отдельный цикл о животных и отдельный — о взаимоотношениях между представителями разных национальностей. Заметим, что большинство историй написаны с юмором, и юмор этот тонкий, ненавязчивый. Казалось бы, речь о вещах печальных, а то и трагических, какой уж тут юмор? Но именно авторский юмор  не позволяет читателю впасть в уныние. А кроме того, эта книга дает понять, что пропасти между священником и мирянином не существует. Священник не только посредник между людьми и Господом, но и сам — человек, к тому же обладающий богатым жизненным опытом. Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92. Реклама: С.92-95. Вопросы о церковном искусстве : Кого изображают на иконах в числе 12-ти апостолов ? Отвечает Дмитрий Трофимов , руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Сошествие Святого Духа. Икона,  XV в.//Фома. - – март 2020. – С.96. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Почему изображения животных на иконах такие необычные? Отвечает Анатолий Влезько , руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Герасим Иорданский. Икона, конец XVII в.//Фома. - – март 2020. – С.96. – (рубрика « Вопросы о церковном искусстве »). Реклама: С.97. Эпилог: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает журналист, продюсер Наталья Родоманова. Фото  Александра Голуба//Фома. - — март 2020. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »). Имеется биографическая справка (С.98). 1. Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя? Пожалуй, это «Парсуна номера» с Вячеславом Бутусовым (с.8). Не могу оставить без внимания рубрику « Пять любимых фотографий »(с.54), которые предоставил фотограф Олег Варов. 2. Какой материал  Вы бы особенно порекомендовали тем, кто еще мало знает о вере и Церкви? Несомненно, историю иеромонаха Геннадия (Войтишко)     (с.42) — московского пиарщика, ставшего священником; Очень доступный материал Александра Ткаченко о евангельской истории призвания апостолов (с.74); Стоит обратить внимание на рубрику «Вопрос номера» (с.16): здесь не только советы о том, как оценивать свой опыт «хождения в Церковь», но и продолжена тема преодоления уныния; Очень полезной для читателя считаю инфографику о пути Великого поста (с.32).  3.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-203-...

Устроить такое свидание владыки с его восприемником в мантию в то время было очень нелегко. Владыка — в Архангельске, отец Тихон служил как гость в городе Мукачеве, в монастыре, и только иногда появлялся под Москвой ради своих духовных чад. Он был гоним советской властью за то, что вел к Богу молодежь. Все же мы письменно договорились. Я написала владыке в Архангельск письмо, которое только он мог понять, что как приедет мой папа, сообщу телеграммой. Еще никто никуда не ехал, как в первое же воскресенье после моего письма из Котласа прибыли какие-то богомольцы и стали спрашивать, кто приехал к нам из Москвы служить? Владыка в Архангельске получил мое письмо и просто стал ждать. Через день его вызвал уполномоченный и допрашивал: «Какой это “папа” должен к вам в Туровец приехать? Вы получали письмо?» Владыка ответил, что ничего не получал и ничего не знает. Свидание духовных людей, свидание в Боге, ожидаемое шестнадцать лет, не состоялось. Такую слежку вел уполномоченный, бывший лагерный работник. Приближался праздник «Конной» Туровецкой. Что-то теперь будет? Было то, чего раньше никогда не было. Богомольцы подплывали на пароме к Шипицыно. Но в Шипицыне на этот праздничный день отменили все автобусы. Кто покрепче, отправились двенадцать километров пешком. Тут изловчились местные парни, стали старух за денежку подвозить на мотоциклах, но только до леса. У леса стояли милиционеры и заворачивали людей обратно. Впрочем, кое-кто все же умудрился пробраться через лес в Туровец. В храме началась служба. После нее всегда был крестный ход. На «Явленное место» не пошли. Пошли только вокруг церкви. За батюшкой следовал хор, нас со всех сторон фотографировали для котласской газеты. Недалеко от церкви стоял маленький выгребной туалет — деревянная будочка. Так один фотограф залез на крышу этого туалета и сверху весь крестный ход фотографировал. Время шло. Наш старый батюшка как-то странно стал себя вести. Начал придираться, кричать на нас. Однажды гостивший у меня папа ушел в лес, его долго не было. Я вышла покричать папу. Смотрю, стоит какой-то пожилой человек в сером костюме. Это был сам уполномоченный из Архангельска. Не поленился, сутки ехал поездом до Котласа и явился в наш глухой Туровец.

http://azbyka.ru/fiction/krestu-tvoemu-p...

— Что предпочитаете на завтрак? Вам не покажется вопрос бестактным? — Нисколько. Обычно мой завтрак — геркулесовая каша, яичница. Чай, чаще — кофе. — Какие блюда особенно любите? — В 60-е годы я был в Париже, и там, где сейчас Центр Помпиду, находился оптовый рынок, известный читающей публике по роману Эмиля Золя «Чрево Парижа». В маленьком ресторанчике попробовал фирменное блюдо — луковый суп. И, что называется, полюбил. Где бы потом ни бывал за границей, везде в ресторанах его заказывал, но такого вкусного больше не ел. А потом мне как-то попался журнал «Шаляпин», и в нем — рецепт галльского супа. Я вырезал для тех, кто у нас готовит. Теперь луковый суп в Патриаршей резиденции не хуже, чем в Париже. — Здорово. То есть готовят вам вкусно. А кто? — Монахини. Они почти все из Пюхтицкого Свято-Успенского женского монастыря. Я много лет был епископом, архиепископом и митрополитом Таллинским и Эстонским. По традиции монахини из Пюхтицкого монастыря несут послушание в резиденции. Они не какие-то обученные кулинары. Но готовят хорошо. С любовью. И с молитвой. — Сколько человек работает в резиденции? Кто подбирает персонал, руководит им? — Один, два: (считает про себя) шесть человек. Руководит ими игуменья Филарета, которая свыше 40 лет ведет хозяйство. Она и подбирает домашний персонал. — Вам уютно в резиденции? — Да, вполне. — Ваши любимцы — многочисленные домашние животные — способствуют этому ощущению теплоты? — И не говорите! У нас ими полон дом. Птицы, кошки, собаки: — Собаки породистые? — Маленькие. Кеша — это мопс. Пушок — пекинес. А какое-то время назад, когда встречался с детьми Беслана, они, вы знаете, подарили мне карликового пуделя. Я сначала растерялся, даже сказал: «Пустят ли меня с ним домой?» Особенно имея в виду гордый, независимый характер Пушка. Но Туся (пудель оказался девочкой) всех покорила своей симпатичной забавной мордашкой. — Ваше Святейшество! Возможно, чтобы фотограф ГАЗЕТЫ сделал несколько снимков в переделкинской резиденции? Насколько вас это обременит? Только ответьте не с присущей вам вежливостью, а абсолютно прямодушно. 

http://pravmir.ru/ya-starayus-ne-prilepl...

Я стал лихорадочно оглядываться по сторонам, но снова – вокруг ни души. Каштановая аллея была совершенно безлюдна. В общем, потоптался, пооглядывался, немного пришёл в себя и пошёл дальше. А что делать?.. Миновав Старый Руссик и мельничку прп. Силуана Афонского, я вышел к побережью. – Всё, – думаю, – с этой минуты я буду постоянно носить на груди готовый «к бою» фотоаппарат! Мне вспомнилось, как уже несколько раз и мне, и моим знакомым доводилось на собственных фотоснимках неожиданно обнаруживать нечто такое, что глаза в момент съёмки не видели – некие фигуры людей, странные облака и т.д. Причём это случалось в равной степени и с плёночными, и с цифровыми аппаратами. Кстати, русский Пантелеимонов монастырь, к которому я тогда направлялся, располагал на этот счёт идеальной иллюстрацией. У его входа со стороны моря, когда вы по ступеням приближаетесь к арочному проходу внутрь монастыря, слева от арки можно увидеть на стене огромную фотографию. На ней изображено удивительное событие, произошедшее здесь же, у ворот, в далёком 1903 году. В то время монахи монастыря имели обыкновение после литургии чем-то поддерживать своих собратьев – бездомных скитальцев по Афону. Их здесь называют сиромахами. Сидели они возле входа в монастырь и смиренно просили подаяния. Протат Святой Горы, имея благое желание пресечь иждивенчество, потребовал от Русского монастыря прекратить эту «душевредную практику». И вот наступил последний день, после которого русские монахи обязаны были подчиниться требованию Афонского руководства. Они раздали милостыню и удалились на послушания. Но случайно эту последнюю раздачу сфотографировал один из иноков. Когда же он проявил фотопластину и напечатал с неё фотографию, то с удивлением увидел среди сиромахов… Женщину, с благоговением и смирением держащую в руках хлеб, только что полученный из рук благочестивого русского монаха. Наверное, излишне говорить, что фотограф, когда всё это снимал, глазами Пресвятую Богородицу тоже не видел. Фотография Хозяйки Горы Афонской, а самое главное, скрытый смысл этой фотографии настолько сильно подействовали на членов Священного Кинота, что они без промедления отменили своё решение.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/27/tri_ch...

– Ну что вы! Я начинающий фотограф, едва ли у меня что-то получится, – застеснялся мой собеседник, протягивая визитку. Как оказалось, это был генеральный директор крупного завода – одного из ключевых спонсоров праздника, ставшего подлинным фестивалем русской культуры в Башкирии... Михаил Чванов особенно акцентирует мое внимание на том, что многие башкиры и татары тоже с большой радостью принимают участие в Аксаковских днях. " Наш праздник – не только русский, но подлинно евразийский. И одним из первых евразийцев, хотя этого наименования тогда не существовало, несомненно, был Сергей Аксаков " ... Первый – уфимский – " аксаковский день " сменил день белебеевский. Этот район Башкирии, пограничный с Оренбуржьем, славен тем, что у Аксаковых здесь было сразу несколько имений, в одном из которых – Надеждине – сегодня открыт Аксаковский историко-культурный центр. Поблизости недавно открыли памятник Сергею Тимофеевичу работы известного белорусского скульптора – народного художника Республики Беларусь Ивана Миско. Его творение уже стало главной достопримечательностью района. К памятнику приезжают молодожены в надежде перенять аксаковские семейные традиции. Правда, не обходится без суеверий, люди полюбили тереть " на удачу " бронзовый нос борзой, уютно примостившейся рядом со своим знаменитым хозяином. В возрожденную же рядом Димитриевскую церковь, где Аксаков крестил своих детей, народ ходит, увы, куда реже. И даже недавно поставленный на Нефтекамскую и Белебеевскую кафедру епископ Амвросий, отслуживший 22 сентября заупокойную литию по Аксаковым, так и не смог собрать полный храм. Но все же нельзя сказать, что жители Башкирии забывают свои традиции. Множество фольклорных праздников, проходящих в рамках Аксаковских дней, – тому подтверждение. Русские и украинские, татарские и башкирские, чувашские и марийские коллективы показали себя на столь высоком уровне, что до сих пор в ушах звучат зачастую непонятные слова их дивных песен. Особенно запомнилась композиция " Аленький цветочек " самарского казака-старовера Павла Коровина. Этот человек мечтает разбить в Самаре, где губернатором и предводителем дворянства долгое время был один из сыновей Аксакова – Григорий Сергеевич, Аксаковский сквер. Хочется верить, у казака все получится, ведь именно его усилиями в Самаре уже возведен памятник Чехову. Тем более что есть у Коровина и земляки-единомышленники – представители Администрации Борского района Самарской области, где в этом году, впервые за всю историю Аксаковских дней, 30 сентября состоялось продолжение праздника.

http://religare.ru/2_97080.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010