VIII. Как папа Бонифаций послал паллий и письмо его преемнику Юсту К предыдущей статье Меллиту тут же наследовал Юст, епископ Хрофской Вместо себя он посвятил в епископы Романа, получив грамоту на право назначения епископов от понтифика Бонифация, который, как мы сказали выше, был преемником Деусдедита. Вот эта грамота: «Бонифаций-возлюбленному брату Юсту. Рвение и забота, с которыми вы, любимейший брат, трудитесь над проповедью веры Христовой, ведомы нам не только из вашего письма, но и по тому обильному урожаю, которым вознаграждены ваши дела. Господь Всемогущий, возвышая Свое святое имя, воздаст вам за труды по обещанию Своему тем, кто проповедует Его завет: «И се, Я с вами во все дни до скончания Это обещание по милости Его особо относится к вашему служению, открывающему души язычников таинствам святого учения. Его милостью венчаются ваши непрестанные труды великим воздаянием, и за многие таланты, дарованные Им вам, платите вы множеством вновь рожденных душ. Все это дано вам в награду за терпение, с каким ждали вы искупления этого народа, с упорством творя свое дело; и спасение снизошло на них, дабы и они извлекли пользу из ваших достоинств. Господь сказал: «Претерпевший до конца Вы же спасены будете терпеливой надеждой и доблестным упорством в труде очищения сердец язычников от коросты суеверия, дабы могли они стяжать милость Спасителя. Из писем, посланных нам нашим сыном королем мы узнали о том, как вы, брат, своей ученостью и святым красноречием обратили душу его в состояние истинной веры. Поэтому и еще потому, что мы уверены в долготерпеливой милости Господа, мы знаем, что вам удастся полностью обратить не только его подданных, но и всех их соседей. По исполнении этого, как сказано, вы удостоитесь воздаяния от Господа, Дарителя всяческих благ; ведь тогда все народы познают таинства веры Христовой, и можно будет доподлинно сказать: «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова По вашей просьбе мы посылаем вам с этим письмом паллий и разрешение использовать его при совершении святых таинств. Также мы даруем вам право назначения епископов, когда это потребуется и когда Господь допустит это милостью Своей, чтобы их проповедью завет Христов распространился среди всех еще не обращенных народов. Глядя в чистоте сердца вашего на дар апостольского престола, помните о значении того почетного облачения, что ложится ныне на ваши плечи. Ищите Господней милости и покажите, что перед великим грядущим Судом достойны вы предстать в этом облачении, не только не запятнав его никаким грехом, но и украсив хвалой спасенных душ. Храни тебя Бог, любимейший брат».   Продолжение Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/440610/

И хотя свобода Алексея Ангела со временем уже не стеснялась – царь Алексей III даже освободил его из тюрьмы, юноша решил при помощи пизанцев бежать из Константинополя. Впрочем, говорили, что деньги для бегства брата дала сама Ирина. В 1201 г. на лодке он добрался до Сицилии, где его уже ожидал отряд телохранителей, немедленно доставивших Алексея к сестре. С тех пор каждый день королева молила мужа помочь отцу и вызволить его из темницы, сумев растопить сердце Филиппа. Правда, тот не собирался воевать ради Ангелов, но обещал помочь связями и дипломатией 978 . Осенью того же года, когда приготовления к 4-му Крестовому походу шли полным ходом, Алексей Ангел добрался до Рима, где имел аудиенцию у папы. В скором времени при помощи Германского короля Ангел нашел союзника в лице Бонифация Монферратского, два брата которого Конрад и Ренье состояли на византийской службе и были женаты на царевнах из царского дома. Сам собой в умах родственников родился план восстановления нарушенных Алексеем III Ангелом Комнином прав Алексея на императорство. Конечно, для этого нужно было заручиться поддержкой венецианцев, папы Иннокентия III и тайно изменить план 4-го Крестового похода, вынужденно направив пилигримов в Константинополь вместо Египта. Поэтому для планов Бонифация тяжелое положение крестоносцев на острове Лидо было только на руку. Он и Дандоло просто летели навстречу замыслам друг друга. С папой дела обстояли не так просто. Следует отметить, что среди специалистов так до сих пор и не сложилось единого мнения относительно того, знал ли Иннокентий III о тайной игре Дандоло и Бонифация. Нередко справедливо утверждают, что при внешнем преклонении перед понтификом венецианцы и вожди крестоносцев не считали нужным во всем согласовывать свои планы с Римом. И потому в какой-то момент времени папа утратил нить управления 4-м Крестовым походом. Не менее убедительны авторы, полагающие, что резкая оценка Иннокентием III последующих событий, о которых мы будем говорить ниже, звучала из уст понтифика совершенно искренне 979 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИННЕБАЛЬД [Вунебальд; нем. Wynnebald, Winnebald, Wunibald] (ок. 701, Уэссекс - 18.12.761, мон-рь Хайденхайм (совр. Бавария, Германия)), св. (пам. зап. 18 дек.), миссионер, аббат. Брат святых Виллибальда и Вальпурги , родственник св. Бонифация (Винфрида). Основным источником сведений о В. является его житие, написанное в 778 г. со слов Вальпурги и Виллибальда мон. по имени Хугебурк из мон-ря Хайденхайм (возможно, она была родственницей В.). По достижении 19-летнего возраста В. вместе с отцом и братом отправился в Рим, где скорее всего они постриглись в монашество. Позднее Виллибальд отправился в паломничество в Св. землю, В. остался в Риме, где вел «угодную Богу жизнь в целомудрии и воздержании». Ок. 728 г. он предпринял путешествие на родину с тем, чтобы указать «друзьям», «братьям и сестрам и другим близким из своего рода» «истинное направление пути» к «узким вратам рая» ( Hugeburc (Huneberc) von Heidenheim. Vita Wynnebaldi. Cap. 3-4. P. 108). В 737-738 гг. В. познакомился со св. Бонифацием и принял его предложение стать помощником в деле «евангельской проповеди». Посвященный Бонифацием во пресвитера, В. проповедовал в Тюрингии и Баварии, в нач. 40-х гг. под покровительством бавар. герц. Одило - в бассейне р. Фильс. Ок. 747 г. был призван св. Бонифацием в Майнц, однако вскоре он отправился на поиски «места, соответствующего его духу». Причинами нового странствия были, согласно житию, не только желание В. служить миссионером, но и неудовлетворенность образом жизни в этой восточнорейнской метрополии, где «обилие вина» могло «разрушить дисциплину монашеской жизни» (Ibid. Cap. 7. P. 111). Из Майнца В. отправился к брату в Айхштетт, они нашли в окрестностях города «подходящее место, к-рое Господь предназначил своему святому исповеднику» (Ibidem). В 752 г. В. основал здесь мон-рь Хайденхайм, в к-ром стал аббатом, жен. общину возглавила Вальпурга. Согласно житию, он в большей степени тяготел к англосакс. монашеским обычаям. В период между 758 и 761 гг. В. под влиянием Виллибальда посетил бенедиктинское аббатство Фульду , впосл. собирался побывать и в мон-ре Монте-Кассино и принять бенедиктинский устав. Но из-за болезни В. эта поездка не состоялась.

http://pravenc.ru/text/158692.html

Оба монарха иноземца – Балдуин и Бонифаций скоро увидели себя в необходимости защищаться от такого врага, какого и не воображали встретить, забираясь на Восток. Над Болгарами властвовал тогда некто Иоанн, или уменьшительно Иваница (как бы: Иванушка, по-нашему), из чего западные писатели сделали Ioannicius – личность роковая для франкского владычества на Востоке, сделавшая то, что первый блин этого печенья вышел комом, по нашей пословице. С помощью 14 000 Команов, он разбил наголову Балдуина под Адрианополем, куда тот явился с войском для подавления мятежа. Несчастный погиб в неслыханных муках 70 от жестокого победителя, не успев износить и одной пары красных сапог с золотыми орлами, т.е. процарствовав всего 9 месяцев. Эта первая схватка славян с именитыми «франками» возбудила дух отваги в первых. Будь в них хотя малое сочувствие с греками, всей франкской затее тут же был бы положен конец. Между тем та и другая сторона действовали без малейшей мысли о соглашении, каждая на свой счёт, на свой риск и на свой, так сказать, каприз. Таковы именно были действия Иваницы. Этот filius carissmus Папы 71 , поставил как бы задачею своей жизни истреблять легионы папства на Востоке. Покончив с Императором, он задумал добраться и до короля. Бонифаций объезжал тогда западные области своего государства, восстановляя города, разрушенные в предшествовавшие набеги Болгар на Македонию, когда ему донесли, что в столице его произошло восстание, что граждане положили выгнать иноземное правительство, и что королева, спасая себя, укрылась в крепости. Насколько в этом случае можно искать интриги Болгарского краля, неизвестно. Когда Бонифаций прибыл в Солунь, он нашёл восстание уже подавленным. Но зато, по следам его двигался к Солуню с большим войском сам краль. Произошла, не знаем которая из несчётных, осада Солуня. Король, запершись в городе, отчаянно отбивался от краля. Последний, от природы крайне нетерпеливый, не вынес нежданного отпора, и стремительно возвратился в свои горы, ни во что ставя позор отступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Затем приступлено к осуществлению второй статьи плана – об организации власти. Всех более на титул императора имел, конечно, права главнокомандующий походом Бонифаций. Но когда наступила пора выборов, то шесть избирателей от Венеции и шесть от Франции далеко не расположены были подать голос за итальянского князя. Бонифаций хотел было повлиять на избирателей тем, что заявил желание жениться на вдове Исаака, императрице Маргарите, но и это не помогло. Так как шесть венецианских избирателей, естественно, склонялись подать голос за своего дожа, но результат голосования непременно должен был решиться французскими избирателями, составленными наполовину из духовенства Шампани и прирейнских областей Германии. Но избиратели от Франции могли дать перевес только такому лицу, которое будет поддержано и венецианцами. Г. Дандоло не желал титула императора, притом Венеция хорошо обеспечивала свои права другими статьями конвенции, вследствие этого окончательное решение в выборе переходило к венецианским избирателям. Для Венеции не было политического расчета усиливать маркграфа монферратского, т. е. северо-итальянского князя, который в будущем мог стеснять Венецию. Так выступила кандидатура князя Балдуина Фландрского, который как более отдаленный владетельный князь представлялся менее опасным Венеции. При голосовании Балдуин получил 9 голосов (6 от Венеции и 3 от духовенства прирейнского), Бонифаций только три. Провозглашение Балдуина последовало 9 мая. Новое правительство с латинским императором во главе должно было осуществить теперь третью статью договора – о выделе ленов и о разделе империи. Когда в сентябре подошли к этому вопросу, то нашли, что осуществить проект раздела в высшей степени нелегко. Действующая армия крестоносцев простиралась лишь до 15 тыс., а между тем ей предстояло иметь дело с империей, в которой парализована была голова, но все другие члены обнаруживали еще признаки жизни. Провинции империи не признали совершившихся фактов: кроме двух императоров, Алексея III и IV, бежавших во время осады, – в ночь перед вступлением латинян в Константинополь избран был еще новый император, Федор Ласкарис, который также бежал из города. Итак, нужно было считаться с тремя императорами, которые держались в провинциях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Терзаемый невыразимой скорбью, Бонифаций в этом же году удалился в Иппон Царский (некогда это была резиденция нуминдийских королей, из-за чего город и получил такое название), где более 14 месяцев успешно отражал попытки вандалов взять город. Опустошив всё вокруг, вандалы, сами уже испытывавшие недостаток в пище, решили отступить. Осада интересна ещё и тем, что в этом городе скончался его епископ, знаменитый Отец Церкви блаженный Августин , постоянным собеседником которого в течение последних 3-х месяцев жизни был Бонифаций. Удача вселила в полководца оптимизм, и он убедил Плацидию дать ему второй шанс отвоевать Африку. Вместе с августой он добился подкреплений от св. Феодосия Младшего, который прислал целую армию во главе с военачальником Аспаром, готом по рождению. Но и второе сражение, данное в 431 г., было для него крайне неудачным – союзническая армия была разбита, а сам Бонифаций вернулся в Равенну, где получил статус патриция и должность главного начальника римской армии. Узнав о том, что произошло, Аэций, до сих пор находившийся со своей армией в Галлии, неподалеку от верных своих друзей-гуннов, решил вернуть упущенные возможности. В 432 г. он дал бой римской армии под руководством Бонифация и даже сразил его в личном поединке, но само его войско потерпело сокрушительное поражение. Аэций был объявлен врагом Рима, который в одночасье лишился сразу двух лучших полководцев, ещё способных хоть в какой-то степени гарантировать безопасность границ 633 . Без Бонифация и Аэция окончательное завоевание Африки было всего лишь делом времени – действительно, не прошло и 8 лет, как вандалы завершили свой поход и образовали Вандальское королевство . Опасаясь за свою жизнь, – и вполне обоснованно, добавим мы, – Аэций спрятался у своих друзей гуннов, которых упросил выделить ему войска для демонстрации своей незаменимости и силы перед императором. Ловкий, красивый, богатый, легко переносивший зной и холод, мужественный и бесстрастный, он хотел одновременно напоминать собой старых римских героев, св. Константина Великого и св. Феодосия Великого, которому удалось держать варваров в личной власти . Видимо, в конечном счёте, Аэций переоценил свои возможности. Но в ту минуту Валентиниан III и Плацидия ничего не могли противопоставить мятежному полководцу, которого, разумеется, простили, наградили титулом патриция и трижды удостаивали консульского звания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этой идеей единства церковного правообразования, в связи с обстоятельствами времени, обусловливавшими развитие папской власти, был проложен путь позднейшим католическим сборникам, которые заключали в себе уже исключительно папское законодательство. Таковы: сборник папы Григория IX-ro 1234 г. в пяти книгах: Decretalium Gregorii IX libri quinque,– сборник папы Бонифация VIII 1298 г. и сборник папы Клиента V 1313 г. Сборник Бонифация известен под названием Sextus (т. е. liber), как изданный в дополнение к пяти книгам декреталов Григория IX, а сборник Климента V получил название Clementinae (т. е. constitutiones). Но и эти два сборника, сами по себе, также разделены на пять книг. Все три сборника – Григория IX, Бонифация VIII и Климента V суть сборники аутентические, т. е. изданные самим законодателем кодексы. Все они были препровождаемы в университеты, главным образом в болонский и парижский, как такие канонические книги, которые вместе с декретом Грациана, должны были преподаваться в университетах. Преподавание состояло в чтении текста, причем могли делаться добавления – т. н. paleae от (имени ученика Грациана Pauca Palea, который первый стал делать добавления к тексту декрета) и обыкновенно делались толкования или объяснения – т. н. glossae. Глоссы записывались или на полях книг (gl. marginales), или между строками (gl. interlineares). Так как у глоссаторов составился обычай удерживать из глосс своих предшественников то, что они находили ценного в них, то отсюда возникли особые книги – т. н. apparatus, как непрерывающийся комментарий к тексту книги. Последовательно слагавшийся аппарат со временем фиксировался в виде т. н. glossa ordinaria, т. е. комментария, принятого школой. Так как преподавание состояло в чтении текста и объяснении его, то, ввиду трудности прочесть все книги сполна, составлялись т. н. summae, в которых главные места или главные части основных текстов преподаваемых книг излагались сжато в известном порядке. Вскоре после публикации Клементин, образовались еще два новые сборника (частные, а не аутентические) конституций, не вошедших ни в один из предшествовавших официальных сборников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Как ни настойчив был Бонифаций в деле споспешествования папству, его понятие о нем было далеко не тем, которое преобладало впоследствии. Он смотрел на папу как на верховного церковного судью, главного хранителя канонов, высшего члена иерархии, стоявшего выше митрополитов, как митрополиты были выше обыкновенных епископов, но не как на принадлежащего к иной степени от других епископов, или как будто их епископство было заимствованием от него и полномочием от него. Многое писалось о тех странных вопросах, по которым он иногда просил совета папы, как напр. касательно законности ядения конского мяса, сорок и аистов, касательно времени, когда можно есть ветчину без приготовления и проч. Такие вопросы выставлялись в доказательство жалкой мелочности, и обращение за решениями их в Рим клеймилось названием унизительного раболепства. Но, помимо того, что мы не можем судить об этом деле без полного знакомства с обстоятельствами, легко найти и некоторое основание для оправдания против этих обвинений. Так, лошадь была излюбленной жертвой богов среди северных народов, так что ядение конского мяса находилось в связи с обычаями языческих жертвоприношений. И действительное объяснение таких вопросов может заключаться не в том, что Бонифаций не в состоянии был отвечать на них сам, или нуждался в каком-либо руководстве со стороны папы, но в том, что он желал подкрепить себя помощью высшего авторитета в церкви в своей борьбе против тех остатков варварских обычаев, которые поддерживали среди его обращенцев воспоминание об их старом идолопоклонстве. Если сильна была ревность Бонифация о власти Рима, то еще сильнее была его ревность о религии и нравственности. Он весьма смело противодействовал некоторым постановлениям касательно брака, которые, будто бы, имели авторитет Рима, но которые казались ему безнравственными; он отрицал, чтобы узаконить их могла какая бы то ни было, власть на земле 2620 . Он восставал также против римского взгляда, до которому «духовное родство», то есть связь, образовавшаяся вследствие кумовства при крещении, считалась препятствием к браку 2621 ; настойчиво представлял Захарии, какое смущение производили языческие увеселения и пиршества, допускавшиеся в Риме при начале года, и как люди, посещавшие Рим, ссылались на них в оправдание своего собственного распутства 2622 ; восставал против симонического характера налогов, взимавшихся на паллиумы папскими должностными лицами с ведома или без ведома самого папы 2623 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А знатные карфагенянки Вибия Перпетуя, Фелицитата и их сподвижники (кроме упомянутых у Виктора известны Ревокат, Сатурнин и Секундул), несмотря на указ, приняли крещение и вскоре были арестованы и казнены. 604 Когда стало ясно, что вандалы представляют собой реальную угрозу, Бонифаций, который восстановил хорошие отношения с правительством Плацидии, возглавил борьбу с вандалами. Войска вандалов и аланов к тому моменту прошли ок. 2 тыс. км, не встречая серьезного сопротивления. В 430 г. произошло сражение армии Бонифация с вандалами. Римская армия потерпела поражение, и Бонифаций отступил в Гиппон-Регий, который вскоре был осажден вандалами. Город осаждали значительные основные силы вандалов, и это позволило римлянам сохранить значительную часть Проконсульской провинции, Бизацены и Триполитании. После 14 месяцев безуспешной осады вандалы были вынуждены ее снять. 605 Имеется в виду, что Панпиниан, претерпевший мученическую смерть в 430/431 г., был епископом города Виты. Точное месторасположение этого города не установлено, однако известно, что он находился в провинции Бизацена, возможно, судя по тексту Виктора, недалеко от Уруси. 606 Мансует, претерпевший мученическую смерть в 430/431 г., был епископом города Уруси (в районе совр. Хенкир Судга в Тунисе), расположенного в провинции Бизацена (Виктор именует его Уриси, существуют также вариации Урси или Ураси). Мансует был сожжен у ворот Уруси, известных также под названием Фурнитанских ворот (Vailhe S. Furni/The Catholic Encyclopedia. Vol. VI, 1909). По всей видимости, в этот период вандалы смогли дойти лишь до северных и северо-западных районов провинции Бизацена. 607 В июле 431 г. Бонифаций с войском покинул Гиппон-Регий. Вскоре после этого город оставила значительная часть жителей. Вандалы заняли опустевший город, и Гиппон-Регий стал первой резиденцией Гейзериха. 610 В конце 431 г. в Карфагене высадилась византийская армия во главе с Флавием Аспаром, посланная Равеннским двором на помощь Бонифацию (эта армия была послана еще в 425 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

939 На этом месте стоит слово metallo. По всей видимости, Домнин находился на каторге, приговоренный к работе в рудниках. 948 По всей видимости, это Аквитана: Виктор Витенский упоминает Кресцента, митрополита Аквитанского (I, 7). Судя по замечанию Виктора, Аквитана была церковным центром, митрополией Бизацены. Этим, видимо, и обусловлено ее расположение в начале списка. Судя по форме и лидирующему расположению первых двух названий – Вассинассенский и Аквис – они оба относятся к одному епископу, который, будучи митрополитом Аквитаны, занимал еще и пост епископа Васситана. В таком случае эти две первые строки должны читаться так: «[...Епископ] Васситана и Аквитаны». 951 Возможно, что этот Адельфий Мактаританский и Адельфий Маттаританский 50) – одно и то же лицо. 955 По всей видимости, этот именно он упоминается на соборе на Сардинии в 523 г., собранном по вопросу возвращения изгнанников, и в письме Фульгенция (ер. 17). 959 В другом написании – Форианский, Форатианский. Бонифаций был непосредственным участником собора 484 г. в Карфагене. 960 Бонифаций, епископ Фронтонианский, по всей видимости, был преемником или предшественником Феликса, который упоминается под 68 как епископ Форонтонианский. Это значит, что один из них уже был мертв, возможно, умер во время собора или сразу после. 964 Викториан был участником собора на Сардинии, созванного по вопросу возвращения изгнанников в 523 г. Он же упоминается в письме Фульгенция (ер. 17). 969 Общее число меньше на два, чем количество епископов Бизацены в списке. Возможно, это связано с последующим исправлением ошибок: из двух Адельфиев посчитали только одного (см. прим. 47), из двух епископов Фронтонианских, Феликса и Бонифация, посчитали действующего (см. прим. 56). Однако следует отметить, что в списке не были учтены два бизаценских епископа: это упомянутый в начале списка, но вне нумерации, епископ Васситаны и Аквитаны (см. прим. 44) и Бонифаций, епископ Грацианский (Vict. Vit., III, 23). 972 Более нигде не упоминается. Возможно, что это город Аурусулиан, епископы которого упоминаются в 393 и 411 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010