Но был и ещё один Комнин с вещим именем Алексия, тоже находившийся не малое время в России и научившийся (не у нас, конечно) умозаключать: если Андроник согнал с престола Алексия, то, значит, Алексий должен согнать Андроника... Что проще этого? Но не так легко было привести в исполнение наскоро составленный силлогизм. Если у Андроника было мало войска, то у нового «Олексы» – ровно никакого. Патриотизм внушил ему мысль обратиться за помощью к сильному тогда королю Сицилийскому, польстив сего надеждою взять Константинополь и овладеть империей. Задняя мысль при этом у проходимца была всё та же смышлёная политика Комниных – загребать жар чужими руками, не думая о том, кому и на что послужит загребаемое. Гильом II не замедлил откликнуться на призыв, высадил войска свои в Албании, овладел Диррахием, победоносно прошёл ещё раз с римскими легионами по исторической via Egnatia, и подступил к Фессалонике. Алексий – предатель, разумеется, был при нём и руководил его, чтобы как можно более напакостить Андронику. Об отечестве в то время никто не думал, Город был в осаде со дня Преображения по день Успения, в Августе 1185 г. Достойный представитель Андроника, bon-vivant Давид посмеивался над «Франками», сидя за крепкими стенами городскими, пока те не овладели местом, как говорится, с меча, и не произвели в городе ужасающее истребление 65 . Завоевать империю, однако же, не удалось на этот раз. «Скверный» Андроник был хороший солдат. Он послал сильное войско на выручку края. 7 Ноября произошло большое сражение между императорскими войсками и Сицилийцами. Победа осталась на стороне первых. Аланы, составлявшие почти всю армию византийскую, произвели в злополучном городе над франками такие неистовства, которые заставили забыть бывшие перед тем за три месяца от франков. Весь этот рассказ историка ( Никиты Хониата ) предполагает, как будто, что город составлял тогда целокупную часть империи. В то же время, на основании западных известий, мы нудимся признать, что и городом и всей областью владел в этот промежуток времени, по праву наследства, маркиз Монферратский Бонифаций, брат и преемник Реньера, – владел, конечно, номинально, и может быть даже неведомо для Византийского двора 66 и для самого владеемого края.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Объединение греческих земель могло иметь место только силою оружия, так как попытки никейского царя установить вассальные отношения окончились неудачею. Семейный союз Комнинов олицетворял единство западного греческого царства, созданного на развалинах Салоникского латинского королевства. Вскоре состоялся первый поход восточных греков против западных. Ватаци заманил к себе слепого Феодора Комнина Дуку и задержал его в своей свите. Собрав большие силы, пользуясь смертью грозного Асеня в 1241 г. и малолетством его преемника Калимана, Ватаци вторгся в Македонию и появился перед крепкими стенами Салоник. Взять города он, однако, не смог, и царь Иоанн Комнин Дука, сын Феодора, отбивался успешно. К тому же Ватаци получил грозную весть о вторжении татар в Анатолию и поспешил домой. Предварительно он заключил с Иоанном мир, по которому последний отказался от царского сана, сложил с себя регалии и вступил в подчиненные отношения к Ватаци (1243). Неясно, насколько эти отношения отвечали латинскому вассалитету под формою византийских придворных отношений царя к деспоту. Слепой Феодор был оставлен в Салониках. Благочестивый Иоанн вскоре скончался (1244), и его заменил на престоле брат его Димитрий. Этот был иных нравов и даже охромел, спасаясь от мужа своей любовницы. Он поспешил исхлопотать у Ватаци утверждение в сане деспота Салоникского царства или, точнее, части, принадлежавшей Иоанну; но не прошло двух лет, как против него поднялись знатнейшие жители Салоник и отрядили с жалобой на него депутацию к царю Ватаци, воевавшему тогда в Македонии против болгар. Так быстро исчезло обаяние Комнинов Дук и лояльность населения, признавшего верховную власть никейского царя. Впрочем, Димитрий и сам не уберег ни своего суверенитета, ни личного достоинства. Ватаци не замедлил появиться под стенами Салоник и потребовал к себе Димитрия. Тот не послушался, но заговорщики открыли ворота города отряду никейских войск. Захватив Димитрия, царь Ватаци присоединил Салоники к своим владениям (1246). Сестра Димитрия Ирина, вдова Асеня Болгарского, выхлопотала брату прощение, и юный деспот лишь был отослан в малоазиатскую крепость. Столь жалкий конец имело государство Бонифация Монферратского и Феодора Комнина Дуки, просуществовав лишь 40 лет. Но этим событием был сделан решительный шаг к объединению греческого народа. Осталось на западе Эпирское государство деспота Михаила II, обнимавшее Этолию, Эпир, Фессалию, Пелагонию (ныне Монастырь) и Прилеп; слепой Феодор сохранил небольшой удел в славянской Македонии с городами Воденой, Старидолом и Островом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Папскому легату Петру Капуанскому пришлось покинуть войско крестоносцев и вернуться в Рим. 10-11 нояб. 1202 г. флот, состоявший из 200 кораблей, начал осаду Зары. В это время крестоносцы получили послание папы Иннокентия III с запретом атаковать город под угрозой церковного отлучения. Часть армии под командованием Симона де Монфора и цистерцианского аббата Ги из мон-ря Во-де-Серне отказалась участвовать в боевых действиях. Однако основные силы крестоносцев под давлением Дандоло продолжили осаду. 24 нояб. 1202 г. гарнизон Зары капитулировал, что повлекло за собой отлучение от Церкви всех участников осады. Посольство, отправленное крестоносцами в Рим, добилось от папы снятия отлучения со всех крестоносцев, за исключением венецианцев. Несмотря на то что христианам запрещалось общение с отлученными, Иннокентий III разрешил участникам продолжить поход совместно с венецианцами. Но крестоносцам было строго запрещено нападать на христиан без санкции Папского престола. Во время зимовки в Заре войско крестоносцев посетили посланники Филиппа Швабского, кор. Германии (1198-1208), который поддерживал претензии на визант. престол царевича Алексея (см. Алексей IV Ангел ), сына имп. Исаака II Ангела, свергнутого своим двоюродным братом Алексеем III Ангелом (1195-1203). В 1201 г. царевич Алексей бежал в Европу, где искал поддержки папы Римского Иннокентия III и кор. Филиппа Швабского, который был женат на сестре Алексея Ирине. Папа отказался предоставить ему помощь, а король направил его к своему вассалу Бонифацию Монферратскому, возглавлявшему крестовый поход. В сент. 1202 г. Алексей вступил в переговоры с предводителями крестоносцев, а в дек. передал им через представителей Филиппа Швабского предложение о сделке: в случае восшествия на престол он обязался подчинить Папскому престолу К-польский Патриархат, выплатить крестоносцам 200 тыс. марок, снабжать их провиантом в течение года, при необходимости выделить 10 тыс. чел. для участия в крестовом походе, а также пожизненно содержать на Св.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

После гибели французского войска и ухода папы Иннокентия III в сторону от схватки западные провинции Византии стали объектом добычи болгар и половцев, растекшихся по ним. В скором времени от владений Латинской империи во Фракии остался только Константинополь, Родосто и Силимврия. Не удовлетворившись этими успехами, Иоанн Калоян напал на владения Бонифация Монферратского. Летом 1205 г. его полководец Шишман осадил Фессалоники, где находилась Мария Венгерская, и хотя Бонифаций спас свою супругу, всем остальным пришлось пожертвовать. В скором времени болгары заняли почти всю Македонию 18 . Ренье в Филиппополе оказался отрезанным от своих соотечественников, и его разгром был лишь делом времени, что и произошло в действительности. Нужно было предпринимать срочные меры, и взамен павшему императору Балдуину правителем (байлом) Латинской империи 20 августа 1206 г. был избран его брат Генрих Фландрский (1206–1216). Возможно, конкурентом ему мог стать старец Дандоло, но тот скончался спустя несколько недель после страшного поражения франков у Адрианополя 19 . Кстати сказать, избрание байла также не обошлось без некоторой конфронтации между французами и венецианцами. Узнав о том, что франки желают остановить свой выбор на Генрихе, венецианцы потребовали безвозмездной передачи им чудотворной иконы Богородицы «Одигитрия». Только после того, как требуемое соглашение было заключено и венецианцы получили величайшую святыню христианства, Генриха Фландрского короновали императорским венцом 20 . Генрих (Анри или Эрик, как его называли соответственно французы и греки), в отличие от многих других латинян, относился к византийцам великодушно и мудро. Если бы все остальные правители латинских государств брали его поведение в качестве примера для подражания, история взаимоотношений Запада и Востока могла бы быть иной. Особенно ярко это проявилось в вопросе о веротерпимости. Надо сказать, что если по вопросу об участии папы Иннокентия III в деле захвата латинянами Константинополя существуют разные мнения, то последующая вероисповедальная политика Римского епископа оценивается всеми исследователями однозначно. Для понтифика вопрос о подчинении византийцев Римской церкви являлся сугубо юридическим. И само подчинение предполагало целый ряд действий, включая перекрещивание византийцев и принесение ими присяги апостолику.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С тех пор она вышла из борьбы за восстановление под своей эгидой В. и. Третье греч. гос-во - Эпирское царство - основал знатный греч. динат Михаил Ангел Дука. В 1204 г. он управлял фемой Пелопоннес, затем перешел на службу к Бонифацию Монферратскому и в конце 1204 г. воспользовался мятежом греч. архонтов в феме Никополь для захвата власти. Ему удалось овладеть большей частью Эпира, опираясь на родовые владения своей семьи в этой области. Захватив Зап. Фессалию, он смог изолировать Фессалоникийское королевство от лат. владений в Ср. и Юж. Греции. Его брат и наследник Феодор I Ангел в 1224 г. захватил Фессалонику и затем короновался императором. Обряд коронования совершил архиеп. Охридский Димитрий Хоматиан. Обострилось соперничество Никеи и Эпира в борьбе за К-поль, но в 1230 г. войска Феодора Ангела были разбиты в битве при Клокотнице болг. царем Иоанном Асенем II. Болгары овладели частью Фракии и Юж. Македонии. Эпирское гос-во распалось на две части - Фессалоникийскую империю, завоеванную затем Никеей в 1246 г., и собственно Эпирское царство со столицей в Арте. Византийская империя в XIII-XV вв. Византийская империя в XIII-XV вв. За счет рациональной организации собственных поместий, приносивших большие доходы, строительства нового флота и реформы войска никейский имп. Иоанн III Дука Ватац сосредоточил немалые ресурсы и перешел к решительному наступлению на владения крестоносцев, опираясь и на союз с герм. имп. Фридрихом II Штауфеном. Эпир уступил Никее ряд своих владений и признал ее суверенитет. Болгария попала в зависимость от монголо-татар. В 1259 г. никейские войска в битве при Пелагонии наголову разгромили морейского кн. Гийома II Виллардуэна и его эпирских союзников. Арта была взята никейскими войсками. Латинская империя переживала тяжелый экономический кризис. Единственным препятствием на пути к К-полю был венецианский флот. Никейский имп. Михаил VIII Палеолог в марте 1261 г. заключил союзный договор с соперниками венецианцев - генуэзцами, пообещав им права на беспошлинную торговлю в Чёрном м.

http://pravenc.ru/text/372674.html

Такая картина нравов не только показывает, насколько дела Солунской Церкви были далеки от мира и спокойствия, но и на существование в рядах высшего латинского духовенства людей, тяготевших к грекам и, вероятно, лишь ради политики перешедших в унию. С другой стороны, ни в одной из западных областей Романии, кроме земель деспота эпирского, не было так упорно и организованно греческое духовенство, ободряемое соседством православных государств. Переписка и канонические определения Болгарского архиепископа Димитрия Хоматиана (1216–1234? – но переписка захватывает и несколько предшествующих лет) свидетельствуют о непрерывности сношений между греческими иерархами. Правда, и в Солунском королевстве греческие архиереи были согнаны с кафедр, как было и в Греции, и в Константинополе. Преемство греческой иерархии было прервано надолго. Как в Морее две епархии оказались в XIV в. в подчинении у Монемвасийского митрополита вместо Коринфского, как бы следовало по канонам, так и в Солунской Греческой Церкви наступил беспорядок. А 1223 г. архиепископу Болгарскому, упомянутому Хоматиану, пришлось посвятить епископа в один из городов Солунской митрополии, завоеванный эпирским деспотом, потому что Солунский митрополит находился в чужой стране и не явился на зов деспота, а «остатки изгнания», т. е. оставшиеся в королевстве греческие архиереи, по Писанию, избрали мрак своим убежищем и прятались в салоникских тайниках, глухих углах королевства, скрываясь от существующего зла 37 . Однако и показание Хоматиана было не вполне точно для времени Марии, хотя достаточно доказывает, что не все архиереи покинули пределы латинского королевства. В официальных бумагах того же Хоматиана сохранилось частное дело, тяжба, тянувшаяся не один десяток лет. Один из тяжущихся дал такое показание: «Ясно, как говорится, и слепому, что в то время Солунским королевством управляла государыня Мария, вдова Бонифация Монферратского, бывшая раньше женою блаженно почившего царя Исаака Ангела. В Солуни губернаторствовал тогда по ее назначению Георгий Франкопул, муж греческий, которому было приказано заниматься разбирательством жалоб совместно с тамошними (греческими) архиереями Китрским, его братом Веррийским, а также Кассандрским Стримваконом, Кампанийским и Адрамонским Филагрием.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Франция в очередной раз поддержала свою репутацию «солдата Бога» 968 . Поскольку двое из названных французских аристократов принадлежали к королевскому дому, постепенно число рыцарей, согласившихся участвовать в 4-м Крестовом походе, резко возросло. В числе французских рыцарей значились такие известные фигуры, как граф де Сен-Поль, графы Готье и Жан Бриеннские, Манассия Лилльский, Ренар де Дампьерр, Матье де Монморанси, Гуго и Роберт де Борн, графы Амьенские, Рено Бульонский, Готфрид Першский, Рено Монмерльский, Симон Монфорский и Готфрид де Виллардуэн, маршал Шампаньский 969 . Некоторую активность проявила и Германия. Здесь наиболее популярными проповедниками 4-го Крестового похода стали: Мартин, аббат монастыря Пэрисе, что в Эльзасе, епископ Конрад Хальберштадтский и граф Бертольд Каценеленбогенский. В Северной Италии собирал желающих вступить в крестовое братство князь Бонифаций Монферратский (1192–1207), имевший тесные связи с Латинским Востоком. А когда речь зашла о денежных средствах, папа в очередной раз показал пример, введя в 1200 г. новый разовый налог в размере 2,5 % церковных доходов для организации похода 970 . Весь 1200 г. организаторы похода провели в переговорах и подготовке плана кампании. Было принято два принципиальных решения. Во-первых, двигаться к Палестине морским путем, как это сделали рыцари 3-го Крестового похода. И, во-вторых, двигаться не к Иерусалиму, а к Египту. При внешней нелогичности избрания такого пункта назначения это была единственно верная стратегия. После 3-го Крестового похода и концентрации власти в руках аль-Адиля Иерусалим стал играть откровенно второстепенную роль на фоне других центров исламского мира. Несмотря на его духовную важность, как святыни, изолированное положение Святого города означало, что его стратегическое, политическое и экономическое значение стало ограниченным 971 . Взятие Иерусалима, конечно, резко подняло бы дух христиан в Святой Земле. Но затем, как показали минувшие события, крестоносцы неизбежно должны были столкнуться с проблемой изоляции Святого города. Это понял еще Ричард Львиное Сердце, и потому новые предводители пилигримов сделали выводы из чужих ошибок и решили подорвать ислам снизу, захватив Египет и обеспечив за этот счет последующее неизбежное падение Иерусалима. Нельзя также забывать, что при всем богатстве Антиохии и Акры, как торговых центров, им было очень далеко до славы Александрии, которая очевидно доминировала в мире караванных и морских путей 972 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Халкидонский собор (451) запретил православным вступать в брак с нехристианами или еретиками, если последние не обращаются в православную веру. 31 Трулльский собор постановил, чтобы такие браки не признавались; однако, следуя ап. Павлу, «смешанные» браки сохраняются, если они были заключены прежде, чем один из партнеров обратился в православие, потому что тогда «верующий» партнер освящает «неверующего». 32 Проблема строгого применения этого правила состоит в том, чтобы определить, кто является «еретиком». В течение первого тысячелетия христианства, так как церковь не была непосредственно вовлечена в процесс юридического заключения брака, вопрос решался индивидуально. Было конечно много различий в определении «еретиков» в течение длительных христологических споров пятого, шестого, и седьмого столетий. До сих пор нет исследований об их значении для дисциплины брака. Начиная с отчуждения между Востоком и Западом и до падения Константинополя, шел также длительный и постепенный процесс, когда не существовало однородного и строгого отношения по вопросу о «смешанном» браке с латинянами. В десятом веке мы имеем знаменитое утверждение Константина Багрянородного, что «франки» ни «неверующие», ни «некрещеные», и что имперские браки с ними нужно позволить. 33 Четыре императора династии Комнинов женились на латинских женах. Можно предположить, однако, что все они присоединились к Византийской православной церкви их имперских мужей. То же самое можно, вероятно, сказать о большинстве многочисленных других случаев, когда латинские жены вошли в домашнее хозяйство византийской имперской семьи или византийской аристократии в тринадцатом и четырнадцатом столетиях. Однако греческая жена обычно присоединялась к церкви ее латинского мужа. Мы знаем только об одном случае намеренного сопротивления: рожденная в латинстве, Маргарита Венгерская присоединилась к православию, вступив в брак с императором Исааком II Ангелом; в 1204 она вступала во второй брак с Бонифацием Монферратским, но, в течение нескольких лет, отказывалась воссоединиться с латинской церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Чувство справедливости до известной степени удовлетворено тем, что крестоносцы жестоко поплатились за свою неправду против греков. Неужели в начале XII в. деяние латинян не представлялось никому зазорным? Во время осады и взятия Константинополя был там один новгородец, который потом и сообщил свои впечатления летописцу. В Новгородской летописи " подвиг " крестоносцев сведен с пьедестала и представлен как возмутительное злодеяние. Русская точка зрения выдвигает нравственные мотивы и клеймит эту авантюру, называемую крестовым походом, как позорное дело. " Крестоносцы возлюбили злато и серебро, пренебрегли наказом папы и сплели темную интригу, вследствие которой царство греческое погибло жертвой зависти и вражды к нему со стороны Запада " . Если изучение истории должно сообщать полезные уроки, то представленный в новгородской летописи урок гуманности, терпимости и любви к человеку нельзя не рекомендовать как национальное воззрение, которое тем больше ценно, что стоит совсем одиноко и оказывается в полном противоречии с хвалебными латинскими и французскими описаниями Четвертого похода. Патриарх Каматир — Иоанн Х Каматир, патриарх Константинопольский (1198-1206). Отказался признать верховенство католической церкви и созывать собор, посвященный объединению христианских церквей, вне Византии. Во время штурма Константинополя крестоносцами в 1204 г. бежал из столицы. Умер в изгнании. Был известен умом и красноречием. Первая Новгородская летопись старшего извода (XIII в.). Соврем. изд.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб. 1997. Т. 5. С. 70-72. Бертольд фон Катценелленбоген — немецкий граф-гибеллин; его участие в поджогах не доказано окончательно. Императрица Маргарита — Маргарита Венгерская (1176-после 1207), дочь Белы III, вторая супруга Исаака II Ангела (с 1186 г.), в православии Мария. В 1204-1207 гг. — жена Бонифация II Монферратского, короля Фессалоник. Феодор Ласкарис (ок. 1175-1222) — основатель и первый император Никейской империи с 1208 г., зять византийского императора Алексея III Ангела.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Это была полная победа тонкой, продуманной и эгоистически патриотичной политики дожа Дандоло. Латинская империя была основана на феодальных началах. Завоеванная территория была разделена императором на большое число более или менее крупных феодов, владельцы которых, западные рыцари, должны были приносить ленную присягу Константинопольскому императору. Бонифаций Монферратский, король Фессалоникийский, двинулся через Фессалию походом на юг в Грецию и завоевал Афины. Афины в средние века были заглохшим, провинциальным городом, где на Акрополе, в древнем Парфеноне, находился православный собор в честь девы Марии. Во время латинского завоевания в начале XIII века афинским архиепископом был уже около 30 лет знаменитый Михаил Акоминат, брат историка Никиты Акомината, оставивший нам богатое литературное наследство в виде речей, стихов, писем, дающих богатый материал для внутренней истории империи во времена Комнинов и Ангелов и о состоянии Аттики и Афин в средние века; эти провинции в произведениях Михаила изображаются в очень мрачном свете, с варварским населением, может быть, славянским, и с варварской речью около Афин, с запустением Аттики и с беднотой ее населения. “Живя долго в Афинах, я сделался варваром,” – писал он и сравнивал иногда город Перикла с Тартаром. 276 Усердный печальник средневековых Афин, так много посвятивший времени и труда своей захудалой пастве, Михаил, видя невозможность сопротивляться войскам Бонифация, удалился из своей митрополии и остальное время жизни провел в уединении на одном из островов около берегов Аттики. Латиняне завоевали Афины, которые вместе с Фивами были переданы Бонифацием на ленных условиях бургундскому рыцарю Отто де ля Рош (Otto de la Roche), получившему титул герцога Афин и Фив (dux Athenarum atque Thebarum). Собор на Акрополе перешел в руки латинского духовенства. В то время как в Средней Греции основалось Афино-Фиванское герцогство, в Южной Греции, т.е. в древнем Пелопоннесе, который часто назывался загадочным по своему этимологическому происхождению наименованием Мореи, образовалось княжество Ахайское, обязанное своим устроением французам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010