В этой обстановке Ангелы очутились между молотом и наковальней – растущим народным гневом (горожане не могли забыть поведения Алексея) и раздражением своих вчерашних заступников. 25 января 1204 г. часть синклитиков, собравшихся в храме св.Софии, объявили двух «ангелов зла» низложенными. Страшась восстания, к которому, не таясь, призывали в Константинополе многие, Алексей IV снова решил пойти на поклон к Бонифацию Монферратскому, обещая отдать ему город. Миссию переговоров василевс опрометчиво поручил Алексею Дуке Мурзуфлу, а тот объявил о планах императора варяжской гвардии и взбунтовал ее. Возмущенные солдаты в ночь на 28 января окружили дворец. Насмерть перепуганный Алексей IV упросил Мурзуфла, лицемерно явившегося к василевсу с сообщением о мятеже, спасти его. Мурзуфл успокоил государя и повел, полуодетого, по коридорам дворца. В конце пути Алексей IV вместо спасения обрел оковы и камеру в подземельях, а в начале февраля по приказанию уже императора Алексея V Дуки Мурзуфла был убит. Пользуясь слабостью центральной власти, поднял мятеж, отложился от империи и принялся захватывать ее территории в Греции архонт города Навплия Лев Сгур. Никита Хониат назвал царствование Алексея IV «акробатическим». Алексей V Дука Мурзуфл (? – 1205, имп. в 1204) После низложения Ангелов вокруг вакантного престола закипели страсти. 28 января часть жителей Константинополя провозгласила императором воина знатного рода Николая Канава. Знать не признала его и на следующий день выдвинула контркандидата – протовестиария Алексея Дуку, из-за густых сросшихся бровей носившего прозвище «Мурзуфл» («Мурчуфл») – насупленный. Алексей предложил Канаву титул проэдра синклита, тот дал согласие, но на переговорах воины Дуки схватили его, и больше о Канаве не слышали; в начале февраля Мурзуфл стал автократором ромеев. Алексей V был человек решительный, жестокий и хитрый, убежденный противник «латинян». Он отказался выплачивать крестоносцам какие-либо суммы по обязательствам Ангелов и принялся укреплять город, готовясь к войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Византийские императоры из дома Комнинов тесно сдружились с Гогенштауфенами, надеясь при их помощи стеснить папу и прочно утвердиться в Италии. Дух критики и отрицания устоев, на которых покоилось папство, Гогенштауфены заимствовали из Византии, где, как известно, Церковь не имела притязаний возвыситься над светской властью. Фридрихи I и II прямо ставили папе в пример Восточную Церковь и находили в византийских теориях, враждебных папству, сильное оружие для борьбы с ним. Мы можем проследить с некоторыми деталями сношения между Византией и Германией за это время. Слепой Исаак возлагал теперь все упования на дочь свою и имел средства вступить с ней в переписку. Жившие в Константинополе западные купцы и банкиры были посредниками в этих сношениях. Исаак, лишенный власти и содержавшийся в заключении, мог все ставить на карту, он просил дочь об одном, чтобы она отомстила дяде за обиду, причиненную отцу, и явно намекал, что царская власть по праву принадлежит ей и мужу. Новое направление эти переговоры получили вследствие бегства из Константинополя царевича Алексея, сына Исаака. Пользуясь доброхотством итальянских купцов, а может быть, и средствами, предоставленными из Германии, царевич Алексей имел случай ускользнуть от бдительности византийской полиции и явился в Европу в 1201 г., когда уже там организовалось движение в пользу крестового похода. Поздней осенью 1201 г., представившись папе, царевич Алексей был в Германии; в это же время мы находим там и Бонифация, занятого переговорами с Филиппом Швабским. Итак, в связь изучаемых событий приходит новый элемент. Но ни король Филипп, ни царевич Алексей целый год не заявляют открыто и публично своих планов. Они имеют ловкого и умного агента в лице Бонифация Монферратского. Посмотрим теперь, почему выбор их остановился на этом лице в таком важном и деликатном деле? Маркграфы Монферратские выросли во время борьбы Гвельфов и Гибеллинов. Их вывел в люди и обогатил поместьями Фридрих I, найдя в отце Бонифация Вильгельме преданного себе слугу в Северной Италии. Но еще важней роль этого дома на Востоке. Два брата Бонифация, Конрад и Ренье, были на службе Византийской империи, второй из них дослужился там до титула кесаря, оба женаты были на принцессах царского дома. Итак, выбор Бонифация в поверенные по такому важному и деликатному фамильному делу как нельзя более удачен. Мог он быть несимпатичен лишь людям церковной партии – Гвельфам, так как Бонифаций был завзятый Гибеллин; но если папа согласился принять его посредничество, то кому же было протестовать?

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Если многие византийские феодалы встроились в структуру управления завоевателей, а народные массы, внутренне не смирившись, оставались на своей родине, то немалое число византийских вельмож покинуло свои занятые латинянами области и бежало в местности, оставшиеся свободными от завоевателей. При поддержке местного населения эти беглецы создали новую государственную структуру, которая спасла византийский мир от гибели. В Малой Азии при Феодоре Ласкаре, зяте Алексея III Ангела, возникла Никейская империя, а в Эпире утвердился Михаил Ангел, двоюродный брат императоров Исаака II и Алексея III. Незадолго перед этим, без непосредственной связи с завоеванием Константинополя, на юго-восточном побережье Черного моря возникла Трапезундская империя под властью Великих Комнинов Алексея и Давида, внуков Андроника I 991 . По-видимому, уже после свержения Андроника I мальчики Алексей и Давид были отправлены ко двору родственного им грузинского правящего дома. При деятельной поддержке великой царицы Тамары (1184–1212) в апреле 1204 г. они завладели Трапезундом 992 . Оттуда младший брат, храбрый и любящий войну Давид, совершил прорыв вдоль побережья на запад, занял Синоп, приведя под свою власть Пафлагонию и понтийскую Ираклию. Впрочем, его дальнейшее продвижение было остановлено Феодором Ласкарем. Недооценка значения Малой Азии оказалась роковой для Латинской империи. Поскольку Бонифаций Монферратский ушел в Фесса-лонику, махнув рукой на Малую Азию, там вокруг Феодора Ласкаря начали собираться силы государственного возрождения Византии. Первые шаги были чрезвычайно трудны. Старая государственная структура распалась, полным ходом шло создание удельных владений. В Филадельфии в качестве независимого владетеля утвердился Феодор Манкафа, в долине Меандра – Мануил Маврозом, в Сампсо-не у Ми лета – Савва Асидин 993 . С востока вдоль побережья надвигался Давид Комнин. Но самое главное – латиняне стремились теперь наверстать упущенное. Брат Балдуина Генрих Фландрский и вассалы Людовика, графа Блуа, которому согласно разделу предназначалась Никея, в конце 1204 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще за месяц до штурма военный предводитель Четвертого крестового похода Бонифаций Монферратский и венецианский дож Дандоло заключили договор, предопределявший на десятилетия судьбу бывшей Византийской империи. Договор включал восемь пунктов: 1) Взять Константинополь вооруженной рукой и установить в нем новое правительство из латинян; 2) Город предать расхищению и всю добычу, сложив в одном месте, разделить полюбовно: три доли из добычи должны идти на погашение долга Венеции, четвертая доля – на удовлетворение частных претензий Бонифация и французских князей; 3) По завоевании города 12 избирателей (по 6 от Венеции и Франции) приступят к выборам императора; 4) Тот, кто будет избран императором, получает четвертую часть всей империи, остальное делят поровну венецианцы и французы; 5) Та сторона, из которой не будет избран император, получает в свою власть собор Святой Софии и право на избрание патриарха из духовенства своей земли; 6) Договаривающиеся обязываются год прожить в Константинополе, чтобы утвердить новый порядок вещей; 7) Из венецианцев и французов избрана будет комиссия из 12 лиц, на обязанности которых будет лежать распределение ленов и почётных должностей между всеми участниками похода; 8) Имеющие получить лены, дадут императору вассальную присягу, от которой освобождается лишь дож Венеции 141 . Константинополь был взят крестоносцами 13 апреля 1204 года. Обращает на себя внимание тот факт, что при разграблении столицы Византии они не просто не церемонились с Православной Церковью. Их действия зачастую переходили грань, за которой начиналось кощунство. Известный российский византолог Ф.И. Успенский приводил на этот счет следующие свидетельства латинских и греческих источников: «В особенности нужно отметить варварское отношение латинян к памятникам искусства, к библиотекам и святыням византийским. Врываясь в храмы, крестоносцы бросались на церковную утварь и украшения, взламывали раки с мощами святых, похищали церковные сосуды, ломали и били драгоценные памятники, сжигали рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. м. в XIII в. Одним из последствий 4-го крестового похода 1204 г. стало основание Фессалоникийского королевства, возглавленного одним из руководителей похода - кор. Фессалоники Бонифацием Монферратским, а также появление латинян на Афоне. Не исключено, что латиняне появились в И. м. сразу после 1204 г.: это объяснило бы присутствие в маргиналиях неполно сохранившейся греч. рукописи «Повесть о Варлааме и Иоасафе» (Ath. Iver. georg. 463), ее частичного перевода на франц. язык в нач. XIII в. Груз. часть общины пыталась поддержкой Рима укрепить свое положение (Lefort. 1994. Vol. 3. P. 3, 5). Грек Григорий (Икодомопул) после назначения в 1217 г. на должность предводителя греч. общины И. м. обратился в письме к Охридскому архиепископу, вероятно к Димитрию II Хоматиану (с 1216/17; † после 1236), с вопросом, «должно ли иметь отношения с теми, которые во времена бедствия отвернулись, связались с латинами и приняли их правила» (Ibid. P. 4), имея в виду действия предводителей груз. общины И. м. по отношению к представителю папы Иннокентия III в Фессалонике, кард. Бенуа из мон-ря св. Сусанны. Охридский архиепископ осудил поведение грузин, но не опротестовал управление мон-рем грузинами, как на то рассчитывала греч. община, заявив, что «по традиции церковного прощения те, которые поступились церковными правилами, могут покаяться и опять вернуться к церковным правилам» (Ibid. P. 5). Эти слова спасли И. м. от внутреннего раскола. В марте 1230 г., в битве при Клокотнице, победу над деспотом Феодором одержал болг. царь Иоанн Асень II, и в регионе на 10 лет установилось болг. правление. Афонцы, в т. ч. и иверские монахи, признали новую власть: Иоанн Асень издал хрисовул (утерян; сохр. постановление Синода от мая 1250 г.- Actes d " Iveron. 1994. Vol. 3. N 57), к-рым были узаконены права И. м. на старый мон-рь Пресв. Богородицы Елеусы (ныне Велюса) близ Струмицы. С 1232 г., после того как в Грузию вторглись монголы, связи между Византией и Грузией надолго ослабли. Нек-рые монахи все же приезжали из Грузии в И. м. и возвращались обратно: напр., в период царствования в Грузии вмч. Димитрия II Самопожертвователя (1269/70-1289) с Афона в Грузию приехал насельник И. м. мон. Василий, дядя буд. католикоса всей Грузии Евфимия III (10-е - 2-я пол. 30-х гг. XIV в.), обличавший царя и некоторых вельмож в многоженстве. Груз. насельников в И. м. по-прежнему было меньше, чем греческих, и тот факт, что И. м. управляли грузины, постоянно вызывал их недовольство. Положение усугублялось двоецарствием, восстанием против монголов и другими политическими событиями в Грузии.

http://isihazm.ru/?id=748

Исаак Ангел вторгся в Болгарию, 3 месяца безуспешно осаждал Ловицу и отступил. Восстановление независимости Болгарии. Салах-эд-дин (Саладин) отвоевал у крестоносцев Акру, Бейрут, Сидон, Яффу, Хайфу, Кесарий и Аскалон. После победы над крестоносцами у Тивериадского моря, Саладин захватил Иерусалим. В Южной Македонии возникло новое болгарское княжество Хриза. Неудачный поход Исаака II против болгар.  Исаак побеждает венгров при Мораве. Двоюродный брат Исаака Константин, отправленный против болгар, провозгласил себя императором. Мятеж подавлен. Конец третьего крестового похода. Поражение византийцев от болгар у Аркадиополя. Болгары захватили Фракию. Исаак II Ангел выступил против болгар. При поддержке придворных и войска императором провозглашён его старший брат Алексей Ангел. Исаак пытался бежать, но его схватили, ослепили и заточили в темницу. Алексей III Ангел провозглашен императором. Смерть в Болгарии Acehя I. Убийство знатью Петра II в Болгарии. Новый царь — его брат Калоян. Византия в XIII beke Развернуть таблицу 1201 В Константинополе Иоанн Комнин Толстый предпринял попытку узурпации власти, но потерпел поражение. Бонифаций Монферратский избран предводителем Четвёртого крестового похода.  Осада, захват и разгром Задара крестоносцами. Зимовка в Задаре. Иннокентий III отлучает крестоносцев от церкви за захват христианского города. Болгары захватили Моморье, Белград и Браничево. Калоян ведет переговоры с Римским папой о признании его императором Балкан. Крестоносцы взяли Константинополь. Алексей III Ангел с казной и дочерью Ириной бежал. Народ провозгласил императором Исаака II. 1203.09 Алексей IV стал соправителем Исаака и практически отстранил его от власти. Алексей III бежал в Адрианополь, попытался собрать войска, но был изгнан маркизом Бонифацием Монферратским и укрылся в Лариссе. 1204.01 Крестоносцы грабят загородные дома и церкви. Волнения в Константинополе.  1204.01.25 Смерть Исаака II Ангела. В Соборе святой Софии собрался народ, сенат и архиереи, императором провозглашён Николай Канавос. Алексей IV решил просить помощи у Бонифация.

http://azbyka.ru/shemy/kratkaja-istorija...

Италию и вместе с сестрой Екатериной купил (ок. 1465) замок во Фриуле (около г. Удине), названный Белградом, где прожил в нужде 10 лет до самой смерти, не участвуя в политической жизни. Он имел 2 сыновей Георгия (Джордже) (1461-1516), Иоанна (1462-1502) и дочь Марию (ок. 1465-1495). После смерти мужа Ангелина обратилась за покровительством к имп. Фридриху III Габсбургу и получила от него замок Вайтерсфельд в Каринтии. При посредничестве императора в 1485 г. был заключен брак ее дочери Марии с монферратским маркизом Бонифацием V. В 1485 г. после смерти Вука Огненного Змея венг. кор. Матьяш Хуньяди пожаловал его владения и титул деспота Георгию Стефановичу. Вдова и сыновья Стефана Слепого переехали в Венгрию, взяв с собой его нетленные мощи, к-рые были положены в основанном ими мон-ре ап. Луки в Купинове, где прославились чудотворениями. В 1487 г. Матьяш выдал за Георгия Изабеллу, родственницу своей жены Беатрисы Неаполитанской. Ок. 1498 г. Георгий принял монашество с именем Максим в основанном им мон-ре в Купинове. Во иеродиакона и иеромонаха он был рукоположен Софийским митр. Калевитом. Деспотом стал его брат Иоанн, к-рый во время турецко-венг. войны 1501-1503 гг. вторгся с войском в Сербию и Боснию и нанес туркам большой урон. Он был женат на Елене Якшич († после 1529), дочери серб. воеводы Стефана Якшича. Через 3 года после смерти он стал почитаться как святой. Иоанн был ктитором мон-ря Дивоша, вместе с братом Максимом он восстановил мон-ри Привину-Главу , Шишатовацкий и Фенекский . Ангелина и ее сыновья покровительствовали афонским мон-рям св. Павла, Хиландарскому и Эсфигменскому (грамоты 1495, 1498 и 1499). Ок. 1499 г. она приняла монашеский постриг. После смерти деспота Иоанна Ангелина и Максим переехали в Валахию, где их принял воевода Раду IV Великий. Там ок. 1505-1507 гг. он был хиротонисан во митрополита Унгро-Влахийского изгнанным св. К-польским Патриархом Нифоном II. Неоднократно Максим выступал как миротворец, ему удалось примирить Раду IV с молдав. господарем Богданом III Слепым и Михню I Злого с чешско-венг.

http://pravenc.ru/text/153337.html

Муж дал слово ждать совершеннолетия жены 98 . Новобрачные отправились в свои владения, а Императорский двор возвратился в Константинополь. Не знаем определённо, когда вышел семейный разлад между Андроником и женой его Ириной, матерью Симониды и трёх сыновей Иоанна, Феодора и Димитрия. Честолюбивая итальянка требовала от мужа невозможных достоинств для сыновей своих в ущерб старшему его сыну (её пасынку), носившему уже титул Императора. Не получивши чего хотела, она покинула мужа, самовольно оставила Константинополь (1307 г.), и водворилась в Солуне, вероятно, вместе и с детьми своими. Она была родственница (внука=γγονος) Бонифация, бывшего Короля Фессалоникского. Оттого как бы и кстати ей было жить здесь. При царице был и свой, пышный и многолюдный двор. Слабый муж, боясь злого языка её 99 , не отказывал ей ни в чём. Сколько лет она провела здесь, в точности неизвестно 100 , но к мужу уже не возвратилась. По заведённому обычаю, она однажды отправилась провести несколько месяцев в соседнем городке Драме, славившемся своим климатом, но там заболела горячкою и умерла. На похороны её приезжала и дочь Кралена. О других детях её известно то, что старший Иоанн тут же в Солуне скончался, не оставив по себе потомства после четырёхлетнего супружества, второй сын Феодор отослан ею на родину в Лангобардию владеть оставшимся ей после отца княжеством Монферратским. Третьего – Димитрия – имела, было, мысль сделать наследником своего бездетного зятя Сербского Краля, при дворе которого и жил уже Димитрий, но не успела в том. Историки поносят её расточительность в пользу детей её и преимущественно – дочери с её зятем, уверяя, что переданными ею сему последнему сокровищами можно бы нагрузить 100 триир. Оставшуюся после неё в наличности денежную казну решено было употребить на поправку Св. Софии Константинопольской. Привыкший к дворцовому шуму и блеску город скоро утешен был присутствием нового Двора. Сын Императора Михаил, сам уже носивший титул Самодержца, редко когда находился при отце, а более проживал во Фракии при войске. Нелюбовь к нему мачехи, вероятно, была причиной, что он избегал Солуня, но управление краем лежало на нём. Кончина ли Ирины или неспокойствие в Фессалии были причиной, что и он со своей женой Марией (армянкой) и всем двором переехал на житье в Солунь. Находясь здесь, он получил горестную весть, что в Константинополе убит был по фатальной ошибке меньший сын его Мануил служителями деда, из-за истории весьма соблазнительного свойства. Известие до такой степени поразило бедного отца, что он заболел и умер тут 12 октября 1320 г. Так как всё его долговременное царствование (1295–1320) было при жизни отца его Андроника (старшего), то имя его и не вносится обыкновенно в список Византийских Императоров. Историки не отзываются о нём ни с особенною похвалою, ни с порицанием. Жена его, почему-то известная более под именем Ксении, продолжала и после него жить в Солуне, по примеру Ирины, до 1321 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Мусульманским вариантом сюжета является рассказ Ибн-Ас-Субки. Другая, по-видимому, более поздняя линия развития и распространения сюжета связывается с коптской биографией александрийского патриарха Михаила (744–768), написанной его секретарём Иоанном Диаконом. Отсюда этот сюжет был заимствован христианско-арабским автором «Истории александрийских патриархов» Севером Ибн-Аль-Мукаффа, труд которого, в свою очередь, был источником для Эль-Макина и Абу-Салиха, написавшего в XIII в. историю церквей и монастырей Египта. Мусульманский автор XIV в. Аль-Макризи кратко упоминает о данном сюжете. Проникновение христианского сюжета в арабскую литературу следует изучить более глубоко, так как это даёт основу для наблюдений над культурным взаимодействием византийского и передневосточнога мира. Gregoire Н. The Question of the diversion of the fourth crusade, or, an old controversy solved by a latin adverb, pp. 158–166. Для византиниста несомненно, что конечная цель и направление IV крестового похода были заранее обдуманы и решены. Однако недавно последний издатель Виллардуэна Фараль (М. Faral) доказывает обратное в Revue Historique за 1936 г.; именно он считает, что захват Константинополя крестоносцами был непредвиденной случайностью. Фараль отводит показания основных источников как недостоверные и, основываясь на анализе текста Никиты Хониата , утверждает, что бежавший из Константинополя византийский принц Алексей прибыл к крестоносцам летом 1202 г., когда они уже были готовы к отплытию к сирийским берегам. Прибытие же Алексея перевернуло все их планы. Между тем, сам Никита Хониат утверждает, что взятие Константинополя было исполнением папской воли. Тенденциозная ошибка Фараля состоит в том, что он рассматривает изложение Хониата как хронологически последовательное. Между тем, это совершенно неверно, в чём можно убедиться только при овладении трудным греческим подлинником, чего Фараль не сделал. Папское письмо от 16-го ноября 1202 г. окончательно разоблачает Фараля «Nos autem prudentia aliter duximus respondendum, quod predictus Alexius olim ad praesentiam nostram accedens»... Прекрасная работа Usseglio. L. I Marchesi di Monferrato (1926 г.) показывает, как глубоко была заинтересована семья Бонифация Монферратского в захвате Константинополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя поэтому сказать, что симпатии населения были на их стороне. Феодор завел целый штат царских придворных, но порядки в его дворце были болгарские или варварские, как заметил современник. Кроме того, «самодостаточность» деспота, за которую так ратовал Дмитрий Хоматин, Болгарский архиепископ, встретила сопротивление у другого иерарха – Фессалоникийского митрополита Константина Месопотамита, не признавшего Феодора Ангела Комнина Дуку царем 98 . Несложно заметить, что именно поддержка патриарха, резиденция которого находилась в Никее, обеспечила св. Иоанну III Ватацу легитимные основы власти. Дмитрий Хоматин мог сколь угодно долго рассуждать о праве Феодора Ангела называть себя Фессалоникийским царем, но в глазах подавляющей массы византийцев единственным законным Римским императором был только Никейский василевс, которого венчал на царство «Вселенский» патриарх. Объяснение этому явлению заключается в том, что в среде иерархов Восточной церкви не было и не могло быть даже намека на примирение с Римской кафедрой, помимо всего прочего освятившей тот разгром Византии, который был учинен крестоносцами. Именно Церковь стала носителем национальной идеи, объединителем византийской нации. И в этих условиях подлинным Византийским императором мог стать только тот, кто получил поддержку восточного епископата и монашества, т.е. Никейский император 99 . Но перевес в военных силах был пока на стороне Феодора Ангела Комнина Дуки. Кроме всего прочего, Фессалоникийский император отличался гибким умом и решительностью. Его успехи против латинян вызывали в северных греках восхищение – его называли «могучим Комнином», «вершителем великих дел». Вскоре он захватил Фессалоникийское королевство – несостоявшееся детище давно уже погибшего Бонифация Монферратского, – и присоединил к своим владениям целый ряд областей Фессалии и Македонии. Но едва Рим, взволнованный успехами эпирского оружия, объявил о Крестовом походе против Фессалоникийского царства, как Феодор тут же направил посольство к папе, заявив о своей покорности Апостольскому престолу. Обрадованный понтифик немедленно отменил Крестовый поход и даже запретил венецианцам покушаться на Диррахий, который много раз безуспешно осаждали латиняне 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010