Они так же, как и их отцы, трудились, любили, страдали и радовались. На улицах и площадях, в домах и тавернах продолжала раздаваться музыка, звучавшая и до прихода Христа на землю. Христиане принимали из нее ту, которая была созвучна их религиозным воззрениям, соответствовала их вкусам и уровню музыкального развития. Поэтому в разных церквях музыкальное оформление богослужений было разным (существуют даже сведения, что в сирийской и коптской церквях во время богослужений иногда звучали музыкальные инструменты). Сохранившиеся отголоски не только раннехристианской, но и более поздней эпохи свидетельствуют, что при евхаристии в разных церквях звучали различные псалмы. Так. в «Апостольских установлениях» (VIII 13) сообщается, что во время причащения Святых Тайн звучал псалом 33: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, И превознесем имя Его вместе. Особенно «евхаристично» звучал 9-й стих этого псалма: Вкусите, и увидите, как благ Господь! Причащение хлебом и вином как Телом и Кровью Христа, сопровождаемое пением таких стихов, создавало приподнятое эмоциональное состояние. О звучании этого псалма при раздаче причастия свидетельствует и такой крупнейший богослов, как Кирилл Иерусалимский (ок. 315–386 гг.): «...послушайте певца, который священной мелодией приглашает вас причаститься Святых Таинств и поет: „Вкусите, и увидите, как благ Господь«» (Поучение о посвящении в таинства V 20). Иероним также сообщает: «...Каждый день, наполняясь божественным хлебом, мы поем: «Вкусите, и увидите, как благ Господь»» (К Исаие II 5, 20). Однако, по свидетельству Иоанна Златоуста (О псалме 144), в Антиохии во время причастия звучал 15-й стих из 144-го псалма: Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. Конечно, здесь речь шла о духовной пище, олицетворяемой Телом и Кровью Христа. Пение звучало не только во время причащения. Ритуал крещения также сопровождался псалмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отходя от богослужений, переставая посещать их, мы отключаемся от участия в домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных даров, от познавания и переживания Истины. Различают богослужения общие и таинствосовершительные. На последних совершаются таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т. д. Совершать их могут только получившие дар и благодать священства. Все общие богослужения: часы, утреню, вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и панихиды может совершать любой православный христианин. Ему не рекомендуется лишь произносить ектении, священнических возгласов и читать тайные молитвы» священников. Уберите ектении из вечерни и утрени — сущность службы останется практически неизменной с ее молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т. д. Конечно, при внехрамовом богослужении несколько изменится его восприятие. В церкви мы погружаемся в молитвенно–эмоциональное восприятие духа службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в текстуально–смысловое значение совершаемых песнопений, — при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать посещение храмов с отправлением в меру сил и возможностей отдельных богослужений дома. Такое чередование храмового и домашнего богослужения позволяет подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле мистического чувства и на крыле ума. В наше время, когда не всегда легко по тем или иным причинам регулярно посещать храмовые богослужения, очень важно научиться быть в ритме церковной жизни с ее праздниками, богослужебными кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых обстоятельствах жизни.   Место богослужения Самарянка спросила Христа, говоря: «Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть иудеи — Авт. ) говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин 4:20–24).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

поливание – регулярное причастие: « В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей » ( Ин. 7.37 ); пропалывание – регулярная исповедь и борьба со страстями; удобрение – наполнение своего ума и сердца Словом Божиим: « Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен » ( 2Тим. 3.16 ). 3.Практические аспекты жизни в Церкви. В практических аспектах важно показать суть церковного послушания, как главного примиряющего и регулирующего фактора жизни человека в Церкви. Необходимо рассказать о церковной иерархии, о епархиальной жизни в целом, о программах духовно-нравственных, культурно-просветительских, образовательных, в целом о задачах Церкви на разных уровнях: Патриархийном, Епархиальном и приходском. Важно рассказать о структуре прихода, о календаре Богослужений, об основных праздниках в течении года, о подвижном и неподвижном круге Богослужений. Огласительная беседа Содержание: I. ТЕМА ПО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ : Путь праведных и путь нечестивых Раскрытие понятий первого псалма (динамика греха). 1. Путь христианина – это благочестие, противопоставленное нечестию, греху, разврату – три состояния греха по Пс.1 . 2. Соотнесение воли человека и времени его жизни с Законом Бога. 3. Раскрытие понятия успех, как плод праведной жизни. II. ТЕМА ПО СИМВОЛУ ВЕРЫ : «Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, всего видимым же всем и невидимым». 1. Что такое Вера? « Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр.11.1 ) 2. Понятие о Едином Боге Творце. 3. Понятие о творении. Часть I. Путь праведных и путь нечестивых – или значение выбора в жизни человека. Можно много рассуждать о смысле жизни и об истине, но от этого жизнь наша не измениться, если в человеке, внутри его сердца не произойдет выбор. Выбор между правдой и неправдой, честью и нечестием, праведностью и развратом.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Поэтому Евхаристия не могла существовать изолированно, вне связи с остальными актами богослужения. Напротив, если установление Евхаристии составля ет заключительный акт новозаветных учреждений и предписаний, кото рый, как в фокусе, сосредоточивает все Домостроительство спасения, то совершение Евхаристии должно составлять и составляло с самого начала средоточие общественной жизни. Достойное совершение и принятие (Евхаристии) в качестве необходимого условия предполагало веру, выра женную в воспоминании и познании, просвещенную через учение и пламенную молитву. Потому-то первое общество Христово не могло собираться около Трапезы Господней, не назидаясь пророческим и апостольским словом, не испрашивая благодатного общения с Богом Спасителем и не изъявляя своей искренней благодарности за Его благодеяния. Равно как, с другой стороны, оно не могло совершать все это, не совершая в то же время Евхаристии как единственного средства личного усвоения спасительных заслуг Христовых, как Святейшей Жертвы, которая одна угодна Богу и которая должна быть венцом и украшением всего христианского богослужения. Епископ Христофор. Труды Киевской Духовной Академии (114, 150-152).  ПРИЧАЩЕНИЕ " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день " (Ин. 6, 54) Это Таинство называется Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова, через него соединяемся со Христом (113, 527). Хлеб и вино не есть образ Тела и Крови Христа (да не будет!), но самое Тело Господа обожествленное, так как Сам Господь сказал: " сие есть Тело Мое " , не образ Тела, но " Тело " ; и не образ Крови, но " Кровь " . И прежде этого-иудеям, что " если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие " . И опять: " ядущий Меня жить будет Мною " (Ин. 6, 53, 55, 57). Поэтому да приступим со всяким страхом и чистой совестью, и не подлежащей сомнению верой, и это для нас будет настолько полезно, насколько мы веруем не сомневаясь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Поэтому Евхаристия, согласно ее Божественному установлению, есть высший, завершительный акт этого соединения, высшее выражение общения верующих с Господом и между собой. Поэтому Евхаристия не могла существовать изолированно, вне связи с остальными актами богослужения. Напротив, если установление Евхаристии составляет заключительный акт новозаветных учреждений и предписаний, который, как в фокусе, сосредоточивает все Домостроительство спасения, то совершение Евхаристии должно составлять и составляло с самого начала средоточие общественной жизни. Достойное совершение и принятие (Евхаристии) в качестве необходимого условия предполагало веру, выраженную в воспоминании и познании, просвещенную через учение и пламенную молитву. Потому-то первое общество Христово не могло собираться около Трапезы Господней, не назидаясь пророческим и апостольским словом, не испрашивая благодатного общения с Богом Спасителем и не изъявляя своей искренней благодарности за Его благодеяния. Равно как, с другой стороны, оно не могло совершать все это, не совершая в то же время Евхаристии как единственного средства личного усвоения спасительных заслуг Христовых, как Святейшей Жертвы, которая одна угодна Богу и которая должна быть венцом и украшением всего христианского богослужения. Епископ Христофор. Труды Киевской Духовной Академии ( 114, 150–152 ). ПРИЧАЩЕНИЕ «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 54) Это Таинство называется Причащением, потому что через него мы делаемся причастниками Божества Иисусова, через него соединяемся со Христом ( 113, 527 ). Хлеб и вино не есть образ Тела и Крови Христа (да не будет!), но самое Тело Господа обожествленное, так как Сам Господь сказал: «сие есть Тело Мое», не образ Тела, но «Тело»; и не образ Крови, но «Кровь». И прежде этого – иудеям, что «если не будете есть Плоти Сына Человеческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Приведенное пророчество взято из Ам.9:11–12 , и относится оно, безусловно, к Новому Завету. Христос пророчествовал об иерусалимском храме: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» ( Мф.24:2 ), и данное пророчество сбылось. Это событие, падение скинии Давидовой (и вообще иудаизма), и прозревал Амос. И Господь обещает, что иерусалимский храм будет воссоздан и исправлен, причём уже не для одного еврейского, но для всех народов, о чём и говорят слова: «чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое». И христианские храмы являются исполнением этого пророчества 358 . Уместно также вспомнить здесь слова Христа: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить » ( Мф.5:17 ). «Исполнить» значит: «дополнить». Это относится и к ветхозаветному Богослужению: Церковь , под водительством Духа Святого, дополнила то, чего недоставало ветхозаветному Богослужению, и исправила то, что было в нём ветхим и временным, и главное из этого, конечно же, то, что Церковь отменила жертвоприношения животных, заменив их приношением «безкровной жертвы» 359 , то есть Евхаристии. Именно об исправлении, а не полной отмене ветхозаветного Богослужения, говорится и в «Апостольских Постановлениях»: «Омовение, жертву, священство и богослужение местное Он преобразовал : вместо омовения каждодневного, дал одно только погружение, в смерть Его; вместо одного колена повелел избирать в священство наилучших из всякого народа и рассматривать не пороки на теле, но веру и жизнь; вместо жертвы кровавой установил жертву разумную, безкровную и таинственную, совершаемую в смерть Его ради образов, жертву тела и крови Своей, а вместо богослужения местного повелел и признал справедливым прославлять Его «от востока до запада на всяком месте владычества Его» (кн. 6/23), то есть определил христианам иметь не один, а много храмов, и созидать их не на одном, а на всяком месте. Таким образом, Церковь , согласно со Священным Писанием, воссоздала , исправила (преобразовала) и дополнила (усовершила) ветхозаветное Богослужение, а не тотально его отвергла, как протестанты.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Проанализировав вышеприведенные тексты рубежа первого – второго веков по Р. Х., можно сделать вывод, что утверждение адвентистов и «Свидетелей Иеговы» о том, что празднование воскресного дня ранней Церкви было неизвестно и возникло только при Константине Великом , не соответствует действительности. Более того, уже из Священного Писания мы видим, что собрания проводились именно в этот день. Описывая пребывание в Троаде Апостола Павла, его ученик Лука сообщает следующие подробности: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников» ( Деян. 20:7–8 ). Видно, что из всего семидневного пребывания в этом городе Апостол Павел выбрал именно воскресный день, в который происходило богослужение. Для вновь основываемых им церквей Первоапостол устанавливал периодичность собраний, приурочивая ее к воскресенью: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» ( 1Кор. 16:2 ). Субботствующие секты утверждают, что почитая субботу, они хранят завет вечный, данный Богом. Уже пророку Давиду было открыто, что в будущем вместо субботы будет новый день: «Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих. …то еще определяет некоторый день «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени…» ( Евр. 4:4–7 ). И действительно, история свидетельствует, что праздник воскресенья сменил почитание субботнего покоя точно также, как Ветхий Завет был сменен Новым. Субботствующие, кстати сказать, очень часто, начав с заповеди о субботе, эволюционируют в своих учениях к полному принятию Моисеевого Закона. Об этом свидетельствует история российского сектантства XIX века. Вопрос о принятии Церковью Моисеевого Закона вообще и учения о субботе в частности встал очень рано. Разбиралась эта проблема на первом Апостольском Соборе в Иерусалиме. Апостолы в 51 году по Р.Х. приняли решение, что из обрядового закона для христиан обязательно только «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда» ( Деян. 15:5–6 ). Таким образом, обрезание, почитание субботы и пр. в жизни церкви прекратило свое существование. Субботу сменило Воскресенье. Богослужение в этот день практически сразу получило широкое распространение во всех церквях. Даже будучи в ссылках и гонениях, апостолы торжествовали этот день, переносясь в нем в Век будущий, что и читаем мы в самой таинственной книге Священного Писания: «Я был в духе в день воскресный (в день Господень – ν τ κυριακ μρ), и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный ( Откр. 1:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

противопоставлял бы им Невидимого Христа, сидящего одесную Бога. У евреев в храме приносились ежедневные жертвы на неугасимом огне жертвенника, а в праздники – многочисленные целодневные, а ап. Павел стал бы пред ними хвалиться величием с внешней стороны таинственного вкушения под видом хлеба и вина Тела и Крови Христовых? Неужели этим было бы убедительно доказываемо евреям превосходство с внешней стороны христианского богослужения пред ветхозаветным? Не наоборот ли? Вообще-то св. ап. Павел не говорил о внешнем величии христианской религии, какого тогда и не было, а всегда говорил о любви Божией, проявившейся в послании в мир Своего Сына, как Искупителя и о величии искупительного дела, совершенного Христом для спасения всего мира. И в послании к Евреям не отрицает значимости ветхозаветного жертвенного богослужения, но значимости только до Христа, как подготовительного к Нему богоугодного средства. Мне неловко было бы приводить в сем письме к Вашему Высокопреосвященству свидетельство самого св. ап. Павла по рассматриваемому здесь вопросу, если бы книга иером. Тарасия не была рассылаема под Вашим авторитетным именем, поставленным под предисловием в книге. Но в виду этого и решаюсь привести целиком, хотя в некоторой части его, ибо послание все говорит против иером. Тарасия. «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих (с ними). Иначе перестали бы приносить (их), потому что, приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему, Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовил Мне Всесожжения и жертвы за грех не угодны Тебе. Тогда я сказал: се, иду, как в начале книги написано о Мне исполнить волю Твою Боже» ( Пс.39:7–9 ). Сказав прежде, что ни жертвы, ни приношения, ни всесожжения, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил, потом прибавил: «вот иду исполнить волю Твою, Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Священство и Ветхого, и Нового Заветов имеет три иерархические степени. Левит, священник и первосвященник Ветхого Завета соответствуют сану диакона, пресвитера и епископа Нового Завета. Три священных всенародных праздника были установлены в Ветхом Завете ( Исх. 23:14–17 ). Среди воинов царя Давида особо отличились трое храбрых – Исбосеф Ахаманитянин, Елеазар, сын Додо, и Шамма, сын Аге, с которыми никто не мог сравниться даже в несравненном войске этого царя ( 2Цар. 23:8–13 ). Трехсоставным был животворящий Крест Господень. Состоял из трех дерев: кедра, кипариса и певка. Крест Христов был найден равноапостольной царицей Еленой в 326 г. Трехчасовой была тьма по всей земле во время пребывания Спасителя на Кресте ( Мф. 27:45 ). Тридневным – пребывание Спасителя во гробе, прообразованное тридневным пребыванием пророка Ионы во чреве кита ( Мф. 12:39–40 ). На три ипостаси Бога и на тридневное пребывание Спасителя во гробе указует троекратное погружение в воду в таинстве крещения. Все православное богослужение насквозь пронизано троическим богословием. Да и вся Церковь есть не что иное, как явление миру Божественной Троицы. Троичное богослужение совершается у небесного престола горними воинствами, всегда взывающими: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы его! ( Ис. 6:3 ). Число четыре (4) Четыре – число этого мира. Наш мир – это творение Божие, существующее в пространстве-времени. При этом, как уже ранее отмечалось, пространство-время не должно отрываться от твари. Оно само – тварь, форма существования мира. Рассмотрим четверку пространства, четверку времени и четверку твари. – Четверка пространства «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал... Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон... Имя второй реки Гихон [Геон]... Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]... Четвертая река Евфрат» ( Быт. 2:8,10–14 ). Из единого океана воды сотворил Господь жизнь на земле ( Быт. 1:2,6,9,20,21 ). Из Едема, этого средоточия и начала земной жизни, выходила река, разделявшаяся на четыре реки, орошавшие младенческие просторы земли. Ныне эти реки соответствуют Фисону, Араксу, Тигру и Евфрату. Теперь, как видим, география несколько изменилась по сравнению с первоначальной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf I. Цель и служение §1. Составление посредством совместного проживания сестер священного общежительного монастыря имеет, Божией помощью и заступлением, своей целью – через точное подражание житию Господню во плоти, многие труды и необходимые упражнения, а также постоянное изучение Его заповедей, – спасение души, и возвышающее смирение, и любезное Богу совершенство, и блаженное обожение. В частности, этому священному намерению с необходимостью содействует следующее: §2. 1) Глубокая внутренняя и богослужебная жизнь. Монахини св. Киновии «со всяким тщанием и огненной ревностью» 1 стараются исполнить волю Божию в любви ко Господу нашему Иисусу Христу, к Которому с радостью стремятся. Особенно они радуются в храме, где созерцательно переживают в богослужении Церковь , которая, будучи образом Тела Христова, есть Сам Христос, к Которому они с неизреченным веселием и безмерной любовью прилепляются, становясь причастницами свойств их Божественной Главы. Поскольку же сестры «поистине возревновали о жизни ангельской» 2 , они продолжают это общение с Богом в богослужении и в своих кельях, где, через удаление от мирских попечений, безмолвие, чтение, непрестанную молитву и очищение делаются, насколько это возможно, «вторящими ангелам» 3 . Воспевая вместе с ними в своих сердцах Господа, они непрестанно взирают нерассеянным умом на Его божественный Лик 4 и тем наслаждаются, всегда видя перед собой Господа и соединяясь с Ним нравственно, мистически и таинственно. §3. 2) Общение в любви и служении. Св. обитель «рассеянных чад Божиих собирает воедино» ( Ин. 11, 52 ) и успокаивает их под своими крылами в единомыслии. Это земное небо 5 , призывающее к богоначальному причащению 6 и радостному приобщению к благам Царствия Божия. Это не сожительство холодных друг к другу лиц, но сближение душ, совместное шествие личностей, соединенных в одно тело и «в божественном веселии с любовью сорадующихся друг другу» 7 . Едиными устами и единым сердцем они поклоняются Господу, «Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф. 4, 15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010