Аггей и Захария по справедливости пророки для нового храма. Они основали его и освятили своею проповедью. Они одушевили Зоровавеля стать во главе строителей. И Аггей говорит к ним: «Я с вами, говорит Господь» 143 . Но обстоятельства, при которых строился храм в Израиле, бедны и незначительны. Они не соответствуют той славе, какую предвозвещает для Израиля каждая проповедь к Израилю, исходящая из духа божественного учения. Побуждение к строению храма поэтому всегда усиливается утешительною надеждою на славное будущее, на близкое пришествие Божие. Израиль должен был знать, что построение храма имеет цель не само в себе, поэтому проповедь, возбуждая к строению храма настоящего, предвозвещает таинственное величие того, что имеет некогда совершиться. Зоровавель – временный строитель храма, к нему поэтому примыкают предсказания будущего, которые покоятся на этом храме. Таким образом, основатель настоящего храма есть прообраз имеющего исполнить чаяния Израиля Мессии. В этом смысле должны быть понимаемы слова пр. Аггея, сказанные ему в двадцать четвёртый день месяца: «Скажи Зоровавелю: Я потрясу небо и землю… В тот день Я возьму тебя, раб мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь» 144 . К строению храма и его богослужению относится слово пророка, но это слово имеет свой корень в обетовании Мессии, и взор пророка от настоящего переносится к временам грядущего Искупителя и нового храма, который имел Он основать на земле. «Я расположу стан у дома моего», говорит Бог устами пророка Захарии, и потом пророк, созерцая грядущего в храме, восклицает: «Радуйся, дщерь Сиона, и веселись, дщерь Иерусалима; вот Царь твой грядет к тебе, праведный и кроткий, сидя на осле» 145 . И несколько выше: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, имя ему Отрасль, Он произрастет из своего корня и создаст храм Господень 146 . Не буквальное толкование пророческих слов школами Израиля во время второго храма было причиною того, что этот самый храм противопоставляли Христу, когда он явился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостол Послание к Галатам, зачало 200 Братие, сказую вам, благовествование благовещенное от мене, яко несть по человеку. Ни бо аз от человека приях е, ниже научихся, но явлением Иисус Христовым. Слышасте бо мое житие иногда в жидовстве, яко попремногу гоних Церковь Божию и разрушах ю, и преспевах в жидовстве паче многих сверстник моих в роде моем, излиха ревнитель сый отеческих моих преданий. Егда же благоволи Бог, Избравый мя от чрева матере моея и призвавый благодатию Своею, явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех, абие не приложихся плоти и крови, ни взыдох во Иерусалим к предним мене апостолом, но идох во Аравию, и паки возвратихся в Дамаск. Потом же по триех летех взыдох во Иерусалим соглядати Петра, и пребых у него дний пятьнадесять. Иного же от апостол не видех, токмо Иакова брата Господня. Братья, объявляю вам: Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое; ибо я и не от человека его принял и не был ему обучен, но получил чрез откровение Иисуса Христа. Ибо вы слышали о моем образе жизни некогда в иудействе, что я, не зная меры, гнал Церковь Божию и опустошал ее, и преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи чрезмерным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же благоволил Избравший меня от чрева матери моей и Призвавший благодатью Своей открыть Сына Своего во мне, чтобы я благовествовал Его среди язычников, я не стал тотчас же советоваться с плотью и кровью, и не пошёл в Иерусалим к тем, которые были раньше меня Апостолами, но ушел в Аравию и снова возвратился в Дамаск. Потом, три года спустя, я пошел в Иерусалим познакомиться с Кифой и пробыл у него пятнадцать дней; другого же из Апостолов я не видел: только Иакова, брата Господня. Гал 1:11-19 Аллилуия, глас 4: Помяни, Господи, Давида, и всю кротость его. Стих: Клятся Господь Давиду истиною и не отвержется ея. Аллилуия, глас 4 Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его. Стих: Клялся Господь Давиду в истине и не отречется от неё. Иерей: От Матфея святаго Евангелия чтение (зачало 4):

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelja-p...

Архиерей, в частности, сказал: «Сегодня в церковном календаре великий праздник — Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. О нем Сам Спаситель засвидетельствовал: " Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя " (Мф. 11:11). " Подлинно, из рожденных женами никто не больше Иоанна Крестителя, — толкует эти слова Евангелия преподобный Макарий Великий, — Потому что он является полнотой всех пророков. Все пророчествовали о Господе, издали показывая Его пришествие, но Иоанн, пророчествуя о Спасителе, представил Его пред очи всех, взывая и говоря: " се Агнец Божий! " О рождении Предтечи повествует евангелист Лука. В его евангельском тексте мы читаем, как праведному священнику Захарии во время богослужения явился архангел Гавриил. Видя смущение и страх престарелого священника, небесный посланник сказал ему: " Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн " (Лк. 1:11-13). Захария, который со своей праведной супругой Елисаветой в бездетном браке дожил уже до старости, не поверил увиденному и услышанному, за что до самого рождения Иоанна Предтечи был наказан немотой. " У Бога не останется бессильным никакое слово " (Лк.1:37). Чудо случилось — престарелая бесплодная Елисавета родила сына, который, по слову архангела " многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; дабы представить Господу народ приготовленный " (Лк. 1:16,17). В юном возрасте святой Иоанн удалился в пустыню, где вел суровую подвижническую жизнь. Выйдя в мир, он начал проповедовать крещение покаяния для очищения от грехов. " Тогда, — читаем мы в Евангелии, — Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои " (Мф. 3:5). Иоанн Предтеча в истории новозаветной Церкви считается первым монахом, первым просветителем и проповедником и первым мучеником за правду Христову. Креститель Господень являет нам образ человека, который сумел беспредельно, неограниченно и смиренно быть преданным Богу и своему призванию.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

б) Наконец наступает канун праздника – день, посвящаемый особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в сей день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великой Вечерней. аа) Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные патриархом иерусалимским Софронием. Эти часы называются царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной торжественностью слушать их; посему в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. В этих часах обыкновенные псалмы и стихиры заменены псалмами, тропарями и стихирами, приличными наступающему празднеству. И по содержанию, и по священной важности отправления, часы в навечерие Рождества Христова заслуживают всего благочестивого внимания христиан и вполне достойны наименования царских. Важнейшие пророчества, предвозвещавшие явление Бога во плоти, соединены в них в одно. Древние пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют снисшествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Прежде всего, слышится вдохновенная Псалтирь св. Богоотца Давида, сквозь сумраки веков отдаленных ясно созерцавшего будущее веселие Божественного Потомка своего: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:3–5 ). Он воспевает Его предвечное рождение: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Видит, как иноземные цари приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью благодатного Царства его: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» ( Пс.71:10–11 ). Воспевает, наконец, мир и благоденствие сего славного Царства: «Да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира... будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его» ( Пс.71:3–4,7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Без веры и надежды невозможно противостоять миру. Ты протягиваешь к нему свои телесные руки, и он хватает за них и тащит тебя в свой водоворот. А кто верой и надеждой держится за Бога, тот побеждает мир; тот зачастую выживает вопреки полной невозможности выжить. О помиловании и ожесточении Пятница Мф. 10:32–36:11:1 Рим. 9:6–19 Однажды Господь сказал ученикам: «не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч». А между, тем Апостолы в Рождество Христово пели: «Слава в вышних Богу, и на земле мир», – и Сам Господь приветствовал учеников словами: «мир вам»… Но все «противоречия» Священного Писания только от нашего нежелания думать. Да, Господь принес мир. Но Он знает, что Он пришел к свободным существам, и Он знает, что одни примут Его; другие не примут, и воздвигнут гонения на христиан, так что мир Христов обернется для них мечем. Апостол Павел сегодня тоже рассуждает об одном видимом противоречии. Еврейскому народу в лице его родоначальников Авраама, Исаака и Иакова были даны и «усыновление, и слава, и заветы, и законоположения, и богослужение», – а этот народ в подавляющем большинстве ожесточился и отпал от Бога. «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось», – говорит Апостол, и тут же поясняет, что «не плотские дети суть дети Божии». Вообще большинство наших недоумений лишь оттого, что мы принимаем всерьез только плоть. А между тем все происходящее по плоти при всей своей очевидности и осязаемости лишь тогда становится реальным и действительным, когда получает Божье одобрение и Божье благословение. Так и с самого сотворения мира: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма», то есть благословил все, что Им же было создано. И только с этого момента «и был вечер, и было утро», и потекло время, и началась жизнь ( Быт. 1 ). И сегодня Апостол напоминает, что у Авраама прежде Исаака родился сын Измаил; что у Иакова – Израиля был брат близнец Исав, который первым увидел свет. Но Бог сказал Аврааму: «В Исааке наречется тебе семя», и о близнецах сказал: «Больший будет в порабощении у меньшего». Таким образом, не плотское рождение определило судьбу, а Божье благословение, и старшие по плоти остались в стороне, а младшие получили достоинство истинных детей и наследников. Об этих двух случаях нам открыто в Писании, но можно ли сомневаться, что и на всякое вообще плотское рождение Бог невидимо ставит ту или иную духовную печать, и когда приходит время, то вдруг оказывается, что «не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блажени есте, егда поносят вам, и изженут, и рекут всяк зол глагол на вы, лжуще Мене ради. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Не глаголем же на блаженнах песней, яже в Минеи, ни Апостола, ни Евангелия. Слава, и ныне: Помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем. Слава, и ныне: Помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Владыко, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Владыка, когда придешь во Царствии Твоём. Помяни нас, Святый, егда приидеши, во Царствии Твоем. Помяни нас, Святой, когда придешь во Царствии Твоём. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Хор небесный воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Стих: Придите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Лик Небесный поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Хор небесный воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. Слава: Лик святых Ангел и Архангел со всеми Небесными силами поет Тя и глаголет: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь Небо и земля славы Твоея. Слава: Хор святых Ангелов и Архангелов со всеми небесными силами воспевает Тебя и взывает: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, полны небо и земля славою Твоей. И ныне: (Аще есть Литургия, зде не глаголем, но по И ныне, глаголем: Ослаби, остави: и прочая.) И ныне: [Если служится Литургия, Символ веры не читаем, но сразу: Отпусти, оставь, прости, Боже, согрешения наши: Исповедание Православныя веры, Перваго Собора: Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца Небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Бог, многократно и многообразно говоривший в древности отцам в пророках, в эти последние дни говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и сотворил века. Он, будучи сиянием славы и образом сущности Его, и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел по правую сторону [престола] Величества на высоте, сделавшись настолько превосходнейшим Ангелов, насколько отличнейшее пред ними унаследовал Имя. Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: “Ты – Сын Мой, Я сегодня родил Тебя”? И еще: “Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном”? А еще, когда Он вводит Первородного во вселенную, Он говорит: “И да поклонятся Ему все Ангелы Божии”. И об Ангелах говорит: “Творящий Ангелов Своих духами и служителей Своих огнем пылающим”, – а о Сыне: “Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты – жезл Царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих.” И: “В начале Ты, Господи, землю основал, и дело рук Твоих – небеса; они погибнут, а Ты пребудешь, и все, как одежда, обветшают, и, как одеяние, Ты свернёшь их, и изменятся. Но Ты – тот же, и годы Твои не кончатся. Евр 1:1–12 В субботу или воскресенье, на вечерне, совершаемой отдельно от литургии — Послание к Галатам, зачало 207: Гал 3:15–22 . Аллилуиа, глас 5: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене,/дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих. Аллилуиа, глас 5 Стих: Сказал Господь Господу моему: “Сиди справа от Меня, доколе не положу врагов Твоих подножием ног Твоих”. Стих: Жезл силы послет Ти Господь от Сиона. Стих: Жезл силы пошлёт Тебе Господь с Сиона, – и господствуй среди врагов Твоих! Стих: Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается. Евангелие Луки, зачало 5: Евангелие от Луки, зачало 5 Во днех онех изыде повеление от кесаря Августа написати всю вселенную. Сие написание первое бысть, владящу Сириею Киринию. И идяху вси написатися, кождо во свой град. Взыде же и Иосиф от Галилеи из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею, обрученною ему Женою, сущею непраздною.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Богородица: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси? Глаголи явственнейше. Како зачну Дева сущи Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего? Ангел: Ищеши от мене уведети Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть, Дух же Святый зиждительною силою осенив Тя совершит. Богородица: Моя прамати приемши разум змиин, пищи божественныя изгнана бысть, темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящися поползновения. Ангел: Божий предстатель послан есмь, Божественный поведати Тебе совет. Что мене боишися, Всенепорочная, паче Тебе боящагося? Что благоговееши мне, Владычице, Тебе честно благоговеющему? Ангел: Взываю к Тебе с радостью: приклони ухо Твое и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога, ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать перед Богом, какую не обрела никогда ни одна другая (дева). Богородица: Дабы понять, о Ангел, силу твоих слов – как произойдет то, о чем ты сказал? Скажи яснее. Как зачну, будучи юной Девой? Как стану Матерью Создателя Моего? Ангел: Ты хочешь узнать от меня, Дева, образ зачатия Твоего, но он несказанен; оно совершится творческой силой Духа Святого, Который осенит Тебя. Богородица: Моя прародительница, послушав совет змия, лишилась божественного питания, потому и Я боюсь твоего странного приветствия, стыдясь поползновения. Ангел: Я божественный защитник, посланный к Тебе, чтобы поведать о замысле Божием. Что боишься Меня, Всенепорочная, боящегося Тебя еще более? Что благоговеешь передо Мной, Владычица, по справедливости благоговеющему перед Тобой? Богослужебные тексты – не просто комментарий к Евангелию. Нередко они говорят о том, о чем Евангелие умолчало. Приведем в пример богослужение праздника Рождества Христова. В Евангелии о Рождестве сказано очень лаконично: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее ( Мф. 1:18–19 ). Многое здесь осталось за кадром. Евангелие умолчало, в частности, о личной драме Иосифа: можно только догадываться о его переживаниях, сомнениях, о том, что он мог говорить своей Невесте, когда обнаружил, что Она беременна. Богослужебные тексты пытаются в поэтической форме восстановить диалог между Иосифом и Марией:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Братья, когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего (Единородного), родившегося от жены, подчинившегося Закону, чтобы искупить тех, кто под Законом, чтобы нам получить усыновление. А так как вы – сыны, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца наши, взывающего: “Авва, Отче!”. Так что ты уже не раб, но сын; если же сын, то и наследник Божий через (Иисуса) Христа. Гал 4:4–7 Аллилуиа, глас 1: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Стих: День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум. Аллилуиа, глас 1 Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Стих: День дню изливает речь и ночь ночи возвещает знание. Пс 18:2, 3 Евангелие Матфея, зачало 3: Евангелие от Матфея, зачало 3 Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся Царь Иудейский? Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему. Слышав же, Ирод царь смутися, и весь Иерусалим с ним. И собрав вся первосвященники и книжники людския, вопрошаше от них: где Христос раждается? Они же рекоша ему: в Вифлееме Иудейстем; тако бо писано есть пророком: и ты, Вифлееме, земле Иудова, ничимже меньши еси во владыках Иудовых, из тебе бо изыдет Вождь, иже упасет люди Моя Израиля. Тогда Ирод тай призва волхвы и испытоваше от них время явльшияся звезды. И, послав их в Вифлеем, рече: шедше, испытайте известно о Отрочати; егда же обрящете, возвестите ми, яко да и аз, шед, поклонюся Ему. Они же, послушавше царя, идоша. И се звезда, юже видеша на востоце, идяше пред ними, дондеже, пришедше, ста верху, идеже бе Отроча. Видевше же звезду, возрадовашася радостию велиею зело. И, пришедше в храмину, видеша Отроча с Мариею, Материю Его, и, падше, поклонишася Ему, и, отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливан, и смирну. И, весть приемше во сне, не возвратитися ко Ироду, иным путем отыдоша во страну свою. Когда Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода царя, вот, волхвы от восточных стран прибыли в Иерусалим и говорят: “Где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему”.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

В богослужении рождественского цикла эти знамения истолковываются применительно к Рождеству Христову: «Кровь и огнь и курение дыма, чудеса на земли, яже провиде Иоиль. Кровь, воплощение: огнь божество: курение же дыма, Дух Святый, нашедый на Деву, и мир облагоухавший. Велие таинство Твоего вочеловечения, Господи, слава Тебе» [Неделя по Рождестве Христовом, на утрене. Стихира на «Хвалитех», слава //Минея]. В конце книги День Господень изображается как жатва: « Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что злоба их велика» (Иоиль 3: 13). То же мы видим в евангельских притчах, когда Второе пришествие изображается в виде жатвы (Мф. 13: 30). Все народы должны приготовиться как для войны и явиться пред судом Божиим. Избранные же люди должны приготовить себя к великим делам как к битве: « Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: “я силен”» (Иоиль 3: 10). Враги Божии будут истреблены. После того Господь воцарится и будет обитать в Сионе. Конечное благословение изображается в виде процветания: « И будут в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские наполнятся водою, а из дома Господня выйдет источник, и будет напоять долину Ситтим… А Иуда будет жить вечно, и Иерусалим – в роды родов. Я смою кровь их, которую не смыл еще, и Господь будет обитать на Сионе» (Иоиль 3: 18, 20–21). Конечное благословение часто изображается у пророков в виде материального изобилия, хотя мы с вами как люди новозаветные знаем, что это не совсем так, что дело не в молоке и не в его количестве и не в количестве вина. Здесь разрешается некоторая проблема. В Пятикнижии, в Законе, все мерилось действительно как бы материальными критериями. Будешь Бога слушаться – будет у тебя и хлеб, и дом, и скот и т. д., не будешь слушаться – тебя убьют, зарежут и ограбят и т. д., то есть все в рамках земной жизни. Но оказывается, что не следует это все трактовать так грубо и по–плотски, как это делали иудеи во времена Христа, или делают современные толкователи–буквалисты. Даже у Моисея постоянно проскальзывают такие выражения, которые не могут быть истолкованы буквально. Точно так же и здесь. Понятно, что это конечно же символ тех благ, которые уготованы спасенным. Апостол Павел, вознесенный « до третьего неба… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12: 2–4). И по невозможности описать человеческими словами те блага, которые Господь приготовил для человека, они описываются в понятных для слушателей пророка образах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010