Христианский символ пещеры отразился не только в церковном богослужении или в писаниях Святых Отцов, но и в православной иконе. Именно пещеру — как знак той тьмы, что, по слову Евангелия, была просвещена “светом великим” — мы видим на каждой иконе Рождества Христова, и ее темный вход напоминает нам не о мрачных античных символах, но о радости Искупления, около двух тысячелетий назад неузнаваемо изменившей наш поврежденный грехом мир 22 … Настало время исполниться пророчеству Исаии: “И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю” (Ис 2:17–21). Пусть умирающее язычество скрывает идолов в расселинах скал, пусть прячет их так, будто надеется сохранить власть своих древних верований в не принадлежащем уже им мире. Пусть Порфирий проповедует свою правоту и провозглашает ложность христианской веры. Человечество, несмотря на вдохновенные речи философа, уже очень скоро устыдится призрачных божеств подземных святилищ, бросит идолов “кротам и летучим мышам”. Тем самым людской род окажется в совершенно новой — открытой для каждого из нас — Пещере, вступит в совсем иные “ущелья скал и расселины гор”. Святитель Василий Великий пишет о том, что эти новые пещеры, новые “вертепы твердого камене суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней — страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым” 23 . Совершенно в иных, чем прежде, вертепах и расселинах камней должен найти избавление и спасение человек, искупаемый Крестной Жертвой. Лишь в Пещере Гроба Господня и Воскресения Господня, через со-страстие Богочеловеку, он может претвориться в “один дух с Господом” (1 Кор 6:17) — умирая во Христе для греха и воскресая в Нем для вечной жизни.

http://pravmir.ru/obraz-peshheryi-v-anti...

Христианский символ пещеры отразился не только в церковном богослужении или в писаниях Святых Отцов, но и в православной иконе. Именно пещеру – как знак той тьмы, что, по слову Евангелия, была просвещена «светом великим» – мы видим на каждой иконе Рождества Христова, и ее темный вход напоминает нам не о мрачных античных символах, но о радости Искупления, около двух тысячелетий назад неузнаваемо изменившей наш поврежденный грехом мир 61 ... Настало время исполниться пророчеству Исаии: «И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» ( Ис. 2:17–21 ). Пусть умирающее язычество скрывает идолов в расселинах скал, пусть прячет их так, будто надеется сохранить власть своих древних верований в не принадлежащем уже им мире. Пусть Порфирий проповедует свою правоту и провозглашает ложность христианской веры. Человечество, несмотря на вдохновенные речи философа, уже очень скоро устыдится призрачных божеств подземных святилищ, бросит идолов «кротам и летучим мышам». Тем самым людской род окажется в совершенно новой – открытой для каждого из нас – Пещере, вступит в совсем иные «ущелья скал и расселины гор». В приписываемом святителю Василию Великому толковании на книгу пророка Исаии говорится, что эти новые пещеры, новые «вертепы твердого камене суть многие обители, какие назначаются каждому по мере веры во Христа. А расселины камней – страдания Христова тела, где желают найти прибежище спасаемые, чтобы укрыться под покровом Христовым» 62 . Совершенно в иных, чем прежде, вертепах и расселинах камней должен найти избавление и спасение человек, искупаемый Крестной Жертвой. Лишь в Пещере Гроба Господня и Воскресения Господня, через со-страстие Богочеловеку, он может претвориться в «один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ) – умирая во Христе для греха и воскресая в Нем для вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Через сорок дней после Своего рождения Христос, согласно Закону Моисееву, был принесён в Иерусалимский храм. В то же время и Мать Его совершила обряд очищения и жертвоприношения. Поэтому и мы, через сорок дней после Рождества (2/15 февраля), празднуем в Церкви Сретение (т. е. встречу) Господне. Встреча Младенца Христа старцем Симеоном и пророчицей Анной ( Лк.2:22–36 ) – главное событие этого праздника. Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня», и, вдохновлённый Духом, он пришёл в Храм, где и встретил новорождённого Мессию, взял Его на руки и произнёс слова, которые до сих пор мы поём в конце каждой Вечерни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков (т. е. язычников), и славу людей Твоих Израиля. Св. Симеон также предсказал, что Иисус будет «предметом нареканий» на «падение и восстание многих в Израиле» и что Матерь Божья будет страдать из-за своего Сына. Пророчица Анна присутствовала при этом и, «подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». В богослужении праздника подчёркивается, что Христос, Сын и Слово Божье, Кем был сотворён весь мир, – теперь, будучи младенцем, лежит на руках у старца; Он, давший Закон, – теперь Сам его исполняет как человеческое дитя. Пришли, Симеоне, егоже под мраком Моисей законополагающа провиде  (т. е. видел) в Синаи, младенца бывша, закону повинующася: Сей есть законом глаголавый, Сей есть во пророцех реченный: воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное бо Слово Отчее, начало приим под леты  (т. е. воспринял начало во времени), не отступль Своего Божества, от девы яко младенец четыредесятодневен, Материю вольне приносится в церковь законную: и Сего на руки приемлет старец, отпусти, зовый, раба Владыко: ибо очи мои видеста спасение Твое. Пришедый в мир спасти род человечь, Господи, слава Тебе.  (Стихиры праздничной Вечерни)

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

16 . От желающего приступить к Таинству Святого Причащения требуется, чтобы он приготовил себя к тому, а именно поговел бы одну неделю или несколько дней, т. е. постился и усиленно молился, припоминал свои грехи, примирился со всеми и исповедал грехи пред своим духовным отцом. 17 . Об этом приготовлении ко Святому Причащению святой Апостол так пишет: Пусть испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем ( 1Кор.11:28–29 ). Это значит, что желающему приступить к Святому Причащению должно сознать свои грехи и раскаяться в них, и тогда уже причащаться. Тот же, кто причащается без сего, подвергается осуждению, потому что причащается, не имея должного внимания и уважения к этому величайшему Таинству. 18 . Причащающиеся Тела и Крови Христовой получают от сего следующую пользу: они теснейшим образом соединяются со Спасителем Своим Иисусом Христом и после смерти получают вечную блаженную жизнь. 19 . Об этом так говорит Сам Иисус Христос: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем ( Ин.6:56 ). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (т. е. залог сей жизни), и Я воскрешу его в последний день (для вечного блаженства) ( Ин.6:54 ) 38 . 20 . Древние христиане причащались каждый воскресный день, а иные и чаще; но из нынешних христиан немногие способны к сему. Поэтому Церковь заповедует исповедоваться пред духовным отцом и причащаться четырежды в год, или каждый месяц, но непременно однажды в год. 21 . Долг христианина чаще присутствовать за литургией, особенно в воскресные и праздничные дни. Не приступая к Святому Причащению за ней, а только слушая ее, мы должны участвовать в сем Богослужении молитвою о себе и о других, живых и умерших, и воспоминанием жизни и дел Иисуса Христа; так как Таинство Причащения и установлено Им именно для Его воспоминания. 22 . Например, во время проскомидии мы должны воспоминать главным образом Рождество Христово.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

3 537 Познайте, что Господь – воистину Бог наш! Он сотворил нас, а не мы сотворили Его; мы народ Его, овцы на полях Его. 4 538 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его с песнопением! Славьте Его, восхваляйте имя Его! 5 Ибо благ Господь, вовеки живет милость Его, из рода в род истина Его. Псалом Давида, 100. 1 539 Твою милость и суд воспою, Господи! 2 540 Пою и размышляю о пути непорочном. Когда посетишь Ты меня? Ходил я в незлобии сердца моего под кровом дома моего. 3 Отвращал я взор свой от дел беззаконных; людей, творящих преступления, возненавидел. 4 541 Чужды были мне сердца коварных; изменявших мне лукавых не хотел я знать. 5 542 Того, кто клевещет тайно на ближнего своего, я изгонял; у кого гордое око и алчное сердце, с тем не вкушал еды. 6 543 Очи мои взирают на верных сынов земли, да пребудут они со мной; ходящие путем непорочным служили мне. 7 Не обитал под кровом дома моего человек гордый; говорящий слова нечестивые неправ был в очах моих. 8 544 Поутру истреблял я грешников земных, изгоняя из града Господня творящих беззакония. Слава: 490 Ст. 1. Псалом, песнь – см. примеч. к пс. 29:1; ...в день субботний – надписание указывает, что псалом как гимн благодарения пелся в храме в субботу. 496 В день перед субботой – т. е. в день, когда сотворены были все живущие на земле (см.: Быт. 1:24–31 ). Тогда и населялась земля. И в «шестой день» пострадал Господь наш Иисус Христос, основал Церковь навеки. Исторически надписание предполагает, что псалом пелся в память о возвращении евреев из вавилонского плена в 538–537 гг. до Рождества Христова. Весь псалом -гимн величию и могуществу Божию. 497 Ст. 1. ...воцарился – восклицание, которым приветствовали в древности нового царя (см.: 2Цар. 15:10 ); ...облекся...силою и препоясался – образное выражение из военного быта – ср. слова Давида: «Ты препоясываешь меня силою для войны» ( 2Цар. 22:40 ). Прокимен «Господь воцарися» поется в православном богослужении в субботу вечером, когда воспоминается Искупление людей Воскресшим Спасителем и Его воцарение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

6. Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема. Православная Церковь, следуя Священному Писанию, исповедует, что Господь Иисус был зачат сверхъестественным образом, без мужа, как сказал Марии Ангел, " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лук.1:35) Более того, Мария осталась Девой и после этого, Иисус был ее единственным ребенком, братья Иисуса, упоминаемые в Евангелии - либо дети Иосифа от первого брака (вероятно, он был благочестивым вдовцом) либо двоюродные. Это видно из их несколько высокомерного поведения по отношению к Иисусу - они раздражены тем, что будучи моложе их, Он приобретает такую известность. 7. Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема. Церковь исповедует богодухновенность Писания. Библия - не просто литературный памятник и сокровищница человеческой мудрости; через Пророков и Апостолов к нам обращается Святой Дух, наставляя нас на путь спасения. Святой Дух также и доныне пребывает со своими верными, по обетованию Спасителя " Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам " (Иоан 16:13) 8. Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема. Церковь исповедует веру в суд Божий и жизнь вечную - и отвергает попытки свести христианство к чисто посюстороннему этическому учению. 9. Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема. Таинства - начиная с Крещения и Евхаристии - устанавливаются уже самим Спасителем в Священном Писании. Как говорит Он сам, " Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " (Мар.16:16) Попытки предложить " чисто духовную " веру, которая не проявляется ни в нашем участии в Таинствах, ни в богослужениях, ни в чем-либо еще " внешнем " кончаются утратой всякой веры вообще.

http://radonezh.ru/2021/03/23/granicy-ce...

Arhiva Mitropolitul de Minsk i Sluk Filaret a svârit Liturghia la mnstirea „Adormirea Maicii Domnului” din Jirovici 11 ianuarie 2013 15:01 10 января 2013 года Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Слуцкий Филарет  совершил Божественную литургию в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном монастыре. Священноархимандриту обители сослужили управляющий делами Белорусской Православной Церкви , наместник монастыря  архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин , секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, члены профессорско-преподавательской корпорации Минских духовных школ и насельники монастыря в священном сане. После чтения Евангелия доцент Минской духовной академии протоиерей Геннадий Повный огласил Рождественское послание  митрополита Филарета. По окончании богослужения Патриарший экзарх обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогие владыки! Возлюбленные о Господе насельники обители! Досточтимые члены профессорско-преподавательской корпорации Минских духовных школ! Боголюбивое студенчество! Отцы, братья и сестры! В эти светлые дни примите самые теплые поздравления с одним из наиболее дорогих христианскому сердцу праздников — Рождеством Христовым! Как пишет святитель Григорий Богослов, Бог стал человеком, чтобы вновь сделать нас сынами Божиими. " Через человека смерть получила власть над людьми, — говорит он, — но тем,  что Слово стало Человеком, смерть была побеждена, и жизнь восстала снова " . Несмотря на то, что пришествие в мир Спасителя произошло в конкретное время, в конкретном месте и при определенных культурных и политических обстоятельствах, значение Боговоплощения простирается сквозь века и усваивается всему человеческому роду. Все мы призваны ко спасению во Христе, в Котором нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного  (Кол. 3:11). Торжествуя из года в год событие Боговоплощения, Святая Церковь напоминает каждому человеку спасительный призыв Божий:  Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною  (Откр. 3:20). Откликнемся же в славные дни Христова Рождения на этот евангельский глас. Отверзем для Господа двери наших сердец, тем самым озарив наши души светом благодати родившегося Богомладенца Христа, дабы сделаться достойными Его спасительных даров и уже здесь, в нашем земном бытии, сподобиться радости Небесного Его Царствия!

http://patriarchia.ru/md/db/text/2707526...

III. «Слава в вышних Богу!» – и мы будем повторять эту ангельскую песнь устами и сердцами, благодаря и прославляя Бога Отца, столько возлюбившего мир, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдан Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Братия! Будем молить Господа Бога, да утвердится, да возвысится, да распространится Его мир по всей земле. Не знающие истинного Бога да познают Его, да познают Его беспредельную любовь к человекам, явленную в Иисусе Христе. Не заботящиеся о своем спасении да озарятся светом благодати Его и познают единое на потребу, и возлюбят путь спасения. Аминь. (Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского, т. II, изд. 1870 г.). Приложение к беседе 3. Догматические и нравственные мысли, взятые из службы праздника Рождества Христова 1) Воспоминание бедного вертепа и убогих яслей, в которых положен был рождейся от Девы Младенец – Предвечный Бог, внушает смирение всякому земнородному. Всяка гора и холм смирится, всякого рода гордыня житейская пусть приникает к этой убогой обители, к этому жалкому вместилищу, – «в них же возлеже не вместимый Христос Бог», – и смирится. «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ). «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:6–7 ). Так смирил Себя Искупитель наш, да посрамит нашу человеческую гордость. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» ( Фил.2:5 ). Смирим себя под крепкую руку Божию. «Боже великий, Царю невидимый, како зрю Тя и разумети таинства не могу безмерным нищеты Твоея; вертеп бо малейший и сей чуждый внутрь вмещает Тя рождшагося» 12 . «Полный истощевается, превечный начинается, Слово одебелевает, Содетель зиждется, не вместимый вмещается, во чреве Твоем воплощаем, Богоблагодатная» 13 . Так воспевает Церковь божественное истощание в Рождестве Христовом! 2) Благоговейной радостью, сердечным умилением и благодарением да исполнится верующая душа, воспоминая божественное истощание, в Рождестве Христовом явленное для спасения нашего. Все обетования, все пророчества о нашем спасении исполнились, когда пришел на землю от Девы воплотившийся Бог, Который спас все человечество. Эту радость Св. Церковь многообразно выражает в песнопениях праздничных: «Слыши небо, внуши земле, яко Бог и Творец в плотское одеяся здание...» 14 . «Услышите горы и холмы, яко грядет Христос да спасет его же созда человека, яко человеколюбец» 15 . «Горы и холмы, древа дубравная, реки и моря, и всякое дыхание в веселии взыграйте: ныне приближается спасение...» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

II. Велика радость, возвещаемая ангелом Господним; велика радость, к которой ныне Церковь Христова призывает всех чад своих. а) Эта радость велика и неизобразима по своему предмету. Родися днесь Спас. Кто этот Спаситель? Христос Господь, отвечает вестник небесный. Родился для спасения человеков единородный Сын Божий, истинный Бог , Господь неба и земли. Еще пророк Исаия, просвещенный Духом Святым, Божественное величие обетованного Спасителя изображает так: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник; Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» ( Ис.9:6 ). Бог явился на земле для спасения погибавших человеков; Бог воспринял наше человеческое естество, чтобы в нем соделать наше спасение. Кто постигнет сию тайну беспредельной благости Божией! Кто может достойно раскрыть величие милости Божией, явленной в вочеловечении Сына Божия для спасения рода человеческого! Чем могли заслужить люди грешники такую беспредельную милость Божию, что Сам единородный Сын Божий, истинный Бог, благоволил родиться на земле для спасения людей! Люди ничем не могли заслужить эту милость. Это дело беспредельной благости Божией. Еще пророк Исаия, сказав: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам», и проч., присовокупил объяснение, как это может совершиться, говоря: «Ревность Господа Саваофа соделает это» ( Ис.9:7 ). Это то же значит, что сказать: «Любовь Господа Бога, не хотящая смерти грешников, сделает то, что Сын Божий родится на земле». И Сам Спаситель объяснил эту тайну, сказав:«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, по имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ). б) Эта радость велика и неисчерпаема, по благотворным последствиям великого события, о котором ныне радуемся. Сын Божий воспринял естество человеческое и родился в Вифлееме – для чего? Для спасения людей. Для какого спасения? Не для спасения от какой-нибудь телесной язвы или болезни, не для спасения от какой-нибудь обыкновенной беды или несчастия, не для спасения от внешнего врага или рабства (как думали современные Иисусу Христу иудеи), но для спасения от греха, проклятия и вечной смерти, или вечного осуждения за грех . И для спасения кого родился Христос? Не для спасения одних иудеев, не для одних ветхозаветных патриархов, пророков или избранных праведников, но для спасения всех людей. Апостол учит: «Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни» ( Рим.5:18 ). Иисус Христос родился на земле, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому радость о Рождестве Христовом есть всемирная радость о спасении от греха и вечного осуждения за грех , есть радость о вечной жизни, которую Иисус Христос дарует всем верующим в Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем (Лк. 2, 19)! Такого не встретишь ни в одном Евангелии, да и сам св. Лука выразился так только о Марии. Откуда он об этом узнал? Не Она ли сама посвятила его в свои былые переживания, связанные с Благовещением и Рождеством? Утверждая, что та или иная икона Божией Матери написана евангелистом Лукой, Предание тем самым свидетельствует, что она вполне соответствует той словесной иконе Пресвятой Девы, которую изобразил св. Лука в Евангелии. Такова глубокая, если не археологическая, то богословская правда этого Предания. Итак, св. Лука справедливо почитается небесным покровителем врачей и иконописцев, но в аналогичном качестве он вполне мог бы рассматриваться по отношению к писателям и историкам. 100. Сквозные богословские темы Лк. и Деян. «Евангелие милости» Главная мысль, которую проводит в своих трудах св. Лука, состоит в том, что Благая весть — это весть о великой Божией милости, благодаря которой в Священную историю призывается не только Израиль, но и те, кто прежде не имел к ней ни малейшего отношения. Удостоенными Божией милости оказываются язычники и вообще весь мир, как бы далеко и, кажется, безвозвратно он ни пал или ушел от Бога. И тут именно милость от Бога, а не необходимость исторического процесса. Лк. поэтому часто и называют «Евангелием милости». На нем лежит печать милости и даже нежности, которую можно разглядеть во многих фразах и строчках: Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь (Лк. 7, 13). «Прививка» язычников к стволу Священной истории — а этот ствол составляла в Ветхом Завете история Богоизбранного народа Израиля — не что иное, как идея апостола Павла, особенно развернуто представленная в Рим. 11 (см. § 34. 3). Вспомним, как Павел обращался к христианам из язычников: ... ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины... (Рим. 11, 17) При этом священные ценности ветхозаветного Израиля остаются незыблемыми: 4 Израильтян[ам–А.С.]... принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; 5 их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь (Рим. 9, 4-5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010