Великорецкий образ святителя был обретен в 1383 г. Позже, с перенесением чудотворной иконы из села Великорецкого в г. Хлынов (Вятку), был установлен и сам праздник. В сер. XVI в. по повелению Иоанна Грозного состоялось первое принесение Великорецкого образа в Москву. В честь этого события в столице было установлено особое торжество. Названные праздники относятся к местно совершаемым церковным памятям. Возникновение собственной гимнографии этих праздников связано, вероятно, со временем повсеместного всероссийского прославления самих икон Великорецкой и Зарайской. Например, свершившееся в XVI в. принесение Великорецкого образа в Москву явилось по сути крестным ходом всей России с образом свт. Николая. Для торжественной встречи образа в Москве был написан тропарь. Служба же самому празднику явления Великорецкой иконы была составлена в Вятке, всего вероятнее, после возвращения образа. Об этом свидетельствуют тексты службы. Из них узнаем мы и о святительском благословении на создание службы. Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем свт. Николая. Время установления праздника Рождества свт. Николая неизвестно. Можно утверждать лишь, что это – одна из древних церковных памятей. Самое раннее дошедшее до нас упоминание этого церковного торжества содержится в славянской глаголической рукописи ХП – ХШ вв. 575 Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV в. 576 Подчеркнем, что упоминание рождественского праздника содержится исключительно в рукописях славяно – русских. Возможно, это свидетельствует о соответственном происхождении праздника. Службы на Рождество свт. Николая известны нам по русским спискам XVII – XVIII вв. В целом складывается впечатление, что Рождество свт. Николая не входило в круг постоянно отмечавшихся церковных праздников. На протяжении всей истории православных богослужений на Руси оно то возникало, то вновь исчезало из числа церковных памятей. Это предположение подтверждается и особенностями богослужебных последований в честь Рождества святителя. Так, известные нам варианты рождественской службы, в сущности, отражают две традиции празднования Рождества свт. Николая, бытовавшие в разное время в разных областях России. Например, первый вариант службы содержится в рукописях, которые гипотетически оказываются связаны с Новгородом (РГБ. Ф. 98. 903,1657 г.; РГБ. Ф. 299. 484.1,1723 г.). 577 Второй вариант дошел до нас в списке, принадлежавшем некогда Вятскому кафедральному собору (БАН. Вятское собрание. 66, нач. XVIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Вятской митрополии начались торжества в память обретения Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца Киров, 4 июня 2020 г.      3 июня 2020 года, в день праздника Владимирской иконы Божией Матери, митрополит Вятский и Слободской Марк совершил Божественную литургию в Успенском Трифоновом мужском монастыре города Кирова, сообщает Патриархия.ru . В связи с пандемией богослужение совершалось на площади перед Успенским собором монастыря с учетом всех рекомендаций Роспотребнадзора. За богослужением пел архиерейский хор Успенского собора города Кирова (регент Л.А. Телегина). В группе прихода Успенского кафедрального собора «ВКонтакте» шла прямая трансляция богослужения. Проповедь перед причастием произнес клирик Успенского собора Трифонова монастыря протоиерей Александр Балыбердин, в частности, отметивший: «Впервые за тридцать лет мы не пойдем на реку Великую крестным ходом, а повезем икону святителя Николая на машине». «Когда-то, в старину, наши предки " ездили " с чудотворным образом " в судех " , то есть на лодках, благодаря чему складывается впечатление, что великорецкое паломничество вернулось к своим истокам. И хочется спросить, в чем смысл этой перемены? Зачем она нам дана? Ведь опытным паломникам хорошо известно, что в крестном ходе без воли Божией ничего не совершается», — сказал священник. По словам отца Александра, «главное в великорецкой традиции — не хождение, а братолюбие: главное не в том, чтобы пойти и дойти, а в том, чтобы и великорецкие жители, и жители Вятки и Бобино, Загарья и Монастырского, Медян и Мурыгино — вообще все люди — стали для нас братьями и сестрами; чтобы никому не навредить и не соблазнить " ни одного из малых сих " (Мф. 18:10)». Священник призвал собравшихся поступать так, «как всегда старался поступать сам святитель Николай, который, как сказано в кондаке, " положил еси душу свою о людях своих " , то есть исполнил обет братолюбия». «С него и будем брать пример», — сказал в завершение отец Александр. По окончании богослужения перед Великорецким образом святителя Николая митрополит Марк и сонм духовенства Вятской епархии совершили молебен с акафистом. Согласно традиции, 3 июня из Успенского собора вслед за иконой святителя Николая выходил Великорецкий крестный ход. В связи с эпидемиологической ситуацией на территории страны в этом году Великорецкая икона святителя Николая будет перевозиться по маршруту крестного хода на автомобиле. Главные события торжеств в память обретения великорецкого образа святителя Николая Чудотворца состоятся 6 июня в 9.00 на площади перед Никольским храмом Великорецкого подворья Трифонова монастыря. Митрополит Марк возглавит Божественную литургию и совершит заупокойную литию. По материалам сайта Вятской епархии 4 июня 2020 г. Рейтинг: 9.5 Голосов: 72 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/131614.html

Горка. Церковь Николая Чудотворца на Горском погосте. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1757. Год утраты:1942 (сгорела) Адрес: Россия, Ленинградская область, Лодейнопольский район, д.Горка Координаты: 60.649754, 33.208262 Проезд:От Александро-Свирского монастыря (п. Старая Слобода) идёт грунтовка в южном направлении - до д.Горка 19 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первая церковь Николая Чудотворца на Горском погосте, находящийся до 1764 года рядом с Ильинским Свирским Великорецким мужским монастырём, была построена еще до шведского нашествия 1582 года и, может быть, даже раньше самого Ильинского монастыря, дату основания которого относят к 1556 году. Затем, в 1619 году взамен старой церкви поставили новую, зимнюю церковь Николая Чудотворца, и она, как указывают писцовые книги, входила уже в состав монастыря. Позднее, в 1757 году на погосте, отстоящеми от монастыря 400 м, возводят уже третью по счёту летнюю однопрестольную деревянную Никольскую церковь. После упразднения в 1764 году Ильинского монастыря его храм становится приходским и его приписывают в качестве зимнего храма к Никольской церкви Горского погоста. Богослужения на погосте проходили от Димитриевской субботы до дня Св. Пасхи - в Ильинском храме , а с Пасхи до праздника Покрова - в Никольском храме. Храм действовал до 1932 года. В время Великой Отечественной войны 17 апреля 1942 года Никольский храм сгорел, а бывшая монастырская Ильинская церковь была разрушена. Первое упоминание о Никольской церкви мы встречаем в писцовой книге А. Лихачева 1563 года: «В том же погосте Ильенские пустынки монастырь, а в нем цер­ковь Илия пророк, а другая церковь теплая Никола Великорецкие, а в монастыре свещенник Матфей да 22 старца» («Писцовая книга Обонежской пятины письма Андрея Лихачева и подьячего Ляпуна Добрынина 7072 (1563/64) год»). Второе упоминание о Никольской церкви в Горке мы находим в писцовой книге Плещеева (1582 год) также при описании бывшего Ильинского монастыря на Свири: «Монастырь Ильинской. А на монастыре церковь Ильи Пророка, да место церковное, что была церковь Николы Чюдотворца Великорецкого на реке на Свери» ( " Книга Обонежской пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузьмина, 7091 года (1582-1583 г.)) " .

http://sobory.ru/article/?object=57768

Патриаршее слово в Николо-Угрешском монастыре в день памяти свт. Николая Чудотворца 19 декабря 2007 г. 21:35 В день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца , Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Николо-Угрешском монастыре . По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом. Собратия архипастыри, честные отцы, дорогие братья и сестры! Я сердечно благодарю владыку Вениамина за его слово, за образ Спасителя, который он передал мне на молитвенную память, за наше сегодняшнее молитвенное общение. Сегодня мы чтим и прославляем святителя и чудотворца Николая, в честь которого освящен этот святой монастырь. Сегодня праздник обители, и я сердечно поздравляю всех Вас с престольным праздником храма, который был первым воссоздан в Николо-Угрешской обители и вновь освящен во имя святителя и Чудотворца Николая. Конечно, если вспомнить что здесь в обители было 17 лет назад, когда я впервые посетил это место, нельзя не удивиться тому, как оно с тех пор изменилось. Тогда все здесь было разорено, никакого благолепия церковного не было. Все это воссоздано трудами владыки Вениамина, наместника этой обители, с братией и с людьми, которые хотели сердцем своим участвовать в восстановлении порушенных святынь. Сегодня, обращаясь к святителю Николаю, мы обращаемся и к настоятелю этой обители — святому преподобному Пимену Угрешскому, который в истории монастыря оставил значительный след, заботясь об этом святом месте, внося свой вклад в его процветание своими молитвами и подвигами. Он укреплял людей к тому, чтобы эта обитель, действительно, стала местом паломничества, святым уголком для многих и многих людей, которые приходили и ныне приходят сюда за духовным утешением. Пять лет тому назад Министерство юстиции взяло на себя труд создания храма в честь преподобного Пимена, который сегодня украшает обитель. И мы благодарны всем сотрудникам Министерства юстиции, благодарны министру Владимиру Васильевичу Устинову , который не оставляет Угрешский монастырь своим вниманием, своей заботой. И сегодня, когда храм преп. Пимена Угрешского отмечает свое пятилетие, мы хотим сказать Вам большую и сердечную благодарность.

http://patriarchia.ru/db/text/340870.htm...

Большой Толкиш. Молитвенный дом Николая Чудотворца. Никольский молитвенный дом Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:2008. Адрес: Республика Татарстан, Чистопольский район, село Большой Толкиш, улица Пришкольная, д. 2А. Координаты: 55.351258, 51.081158 Проезд:По автодороге Чистополь - Нижнекамск. Через 26 км после перекрестка с объездной дорогой после выезда из города повернуть направо по указателю Большой Толкиш. Через 1,3 км повернуть налево вслед за главной дорогой. Еще через 150 метров, когда дорога в середине села будет поворачивать налево, молитвенный дом будет справа от дороги, сразу за магазином. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Село Большой Толкиш известно с 1724 года. Население – русские, православные. В дореволюционных источниках известно также под названием - Дмитриевское. На территории села до 1937 года располагалась большая, красивая церковь во имя великомученика Димитрия Солунского. Колокол ее звенел на всю округу. Строили храм 20 лет. При Советской власти церковь была разрушена. В июле 2014 года состоялась церемония открытия стелы, установленной на месте церкви разрушенного храма. В селе не осталось и камушка, напоминающего о том, что на этом месте когда-то возвышался храм Божий, но престольный праздник Дмитриев день, отмечаемый 8 ноября, празднуется на селе до сих пор. Более 70 лет село оставалось без своего православного очага. Верующие проявили инициативу и стали строить сельский молельный дом. Здание возводилось всем миром и каждый житель села внес свою лепту в это благое дело. В 2008 году произошло знаменательное событие – молитвенный дом во имя Николая Чудотворца был открыт и совершено первое богослужение в селе за столь долгий период. А 21 июля 2010 г. был официально зарегистрирован православный приход святителя Николая Чудотворца села Большой Толкиш. По материалам сайтов Татарстанской митрополии , Чистопольский муниципальный район и Приход святого Алексия . Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=26285

Собор Рождества Христова (Александров) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Рождества Христова в Александрове — православный кафедральный собор Александровской епархии, входящей в состав Владимирской митрополии. Содержание История [ править править код ] В 990 году, на месте, рядом с современным собором Рождества Христова в Александрове, был основан первый храм Александровской земли — деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Это место тогда называлось Никольский погост. С распространением христианства во второй половине XI века к востоку от Никольского погоста был основан деревянный храм Рождества Христова. В 1627-1630 годах, когда вся Русская земля на сотни верст вокруг лежала в разорении, царские писцы делают опись, в которой на Посаде показывают две церкви: во имя Рождества Христова и во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1687 году, в храмах Рождества Христова и Николая Чудотворца побывали на службе братья царского рода Иоанн Алексеевич и Пётр Алексеевич. И в 1696 году с попечением правившего тогда царя Петра I вместо этих двух деревянных церквей был построен один каменный храм также в честь Рождества Христова с приделом святителя Николая Чудотворца. В 1829 году купец Федор Николаевич Баранов взамен деревянной построил при храме Рождества Христова каменную колокольню, а в 1847 году его сын Иван Федорович на свои средства расширил храм. В нем заново был построен и освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. В 1831 году был заново построен и придел во имя Архистратига Михаила. После перестроек 1820-1830 годов собор был выдержан в стиле ампир. При купцах Барановых собор был перестроен в просторный храм, вмещавший почти все православное население города и близлежащих деревень. С 1920 года, при советской власти, храм был закрыт. И по 1990 годы здесь размещались оперный театр, клуб, хлебозавод, дом художественного творчества, центр культуры ВНИИСИМСа. В 1991 году началось возрождение Христорождественского собора. В 1992 году, в праздник Рождества Христова, в приделе Архистратига Михаила состоялось первое Богослужение, а год спустя престол Архистратига Михаила был освящен архиепископом Евлогием.

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Рождеств...

Церковь Святого Николая Чудотворца в Троекурово (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Николая Чудотворца в Троекурове — православный храм Михайловского благочиния Московской епархии. Расположен в бывшем селе Троекурово, ныне — в московском районе Очаково-Матвеевское (ЗАО). Недалеко от храма находится главный вход Троекуровского кладбища, однако сам храм стоит не на кладбищенской территории. Содержание История [ править править код ] Деревня Троекурово (также Хорошёво или Никольское) известна с XVI века и, по-видимому, тогда уже имела свой деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца. После того, как село перешло от Годуновых во владение Троекуровых, там в 1640-х годах была возведена новая деревянная церковь, которая в начале XVIII века была заменена существующей каменной. Строительство нового храма продолжалось с 1699 по 1706 годы, при этом имя возводившего его зодчего до нашего времени не дошло, хотя выдержанный в стиле раннего московского барокко проект храма считается довольно оригинальным. Построенная одновременно с основным объёмом храма шатровая колокольня была в 1745 году заменена на сохранившуюся до сих пор трехъярусную башню. С середины XVIII века и до закрытия храма в 1931 году его архитектурный облик существенных изменений не претерпевал. После закрытия венчавшие храм и колокольню главы и кресты были сняты, внутреннее убранство утрачено, а бывшее здание церкви передано кожевенному заводу. В послевоенное время здание принадлежало организации «Совэкспортфильм», которая использовала его в качестве склада. В 1991 году храм Николая Чудотворца в Троекурове был возвращён РПЦ, а спустя год в нём возобновились богослужения. Позднее внешний облик храма и колокольни был восстановлен. Описание [ править править код ] Ансамбль храма состоит из основного объёма и пристроенной к нему колокольни. Основное здание выдержано в форме двухъярусного четверика, на который надстроена крупная ротонда, увенчанная, в свою очередь, барабаном с одиночной главой, причем последняя первоначально представляла собой корону вместо обычной луковицы. Во внешнем декоре здания элементы барокко просматриваются в основном за счет закруглённых форм четырёхугольника и белокаменных фасадных деталей. В сходном с основным объёмом стиле выдержана и четырёхугольная трехъярусная колокольня с широкими арками звона по периметру второго яруса и с круглыми декоративными окошками на третьем ярусе, увенчанном стройной главкой с крестом. В целом архитектурный стиль храма в Троекурове относят к раннему московскому барокко с отдельными элементами петровского барокко, сравнивая храм с построенной примерно в то же время церковью в селе Любутском. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Святог...

Глава Курской митрополии освятил храм святителя Николая Чудотворца в селе Никольское Курской области 21 декабря 2022 г. 13:25 19 декабря 2022 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, митрополит Курский и Рыльский Герман совершил чин великого освящения возрожденного храма святителя Николая, архиепископа Мирликийского, с. Никольское Золотухинского церковного округа Курской епархии и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Золотухинского церковного округа протоиерей Петр Юрочко, наместник Коренной Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни игумен Серафим (Котельников), настоятель храма иеромонах Мефодий (Хорольский), иеромонах Филипп (Сапронов), иерей Евгений Седых, иерей Сергий Хлудеев. Перед освящением храма архиерей обратился ко всем собравшимся, рассказав о чине освящения и о значимости этого события. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский квартет. В храме молились прихожане и жители близлежащих сел, а также гости из Курска. По окончании богослужения митрополит Герман обратился к собравшимся с проповедью и поздравил всех с праздником святителя Николая и освящением храма. Во внимание к трудам и оказанной помощи в восстановлении храма святителя Николая Чудотворца владыка Герман наградил Знаменской медалью I степени В.А. Стрелкова; архиерейские грамоты были вручены С.Н. Кудрявцеву и Н.М. Горчаковой. Храм в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского, был построен и освящен 11 сентября (по ст. ст.) 1868 года. Строительство храма велось на средства прихожан и жертвователей. До революции 1917 года число прихожан доходило до 2761. В ведении прихода находилась церковно-приходская школа. Храм оставался действующим до 1962 года. После закрытия здание церкви использовалось как хранилище для ядохимикатов, в результате чего была утрачена роспись, храм пришел в ветхое состояние. В 1999 году трудами насельников Коренной пустыни началось возрождение Никольского храма, с 28 августа 2003 года возобновились регулярные богослужения. Рядом с храмом находится источник, который посещает множество паломников. Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

На месте обретения чудотворного Великорецкого образа святителя Николая состоялось торжественное богослужение 7 июня 2019 г. 13:47 6 июня 2019 года на реке Великой состоялись праздничные богослужения, посвященные обретению чудотворного Великорецкого образа святителя Николая. Празднование явления Великорецкой иконы в этом году совпало с двунадесятым праздником Вознесения Господня. Накануне вечером на Великорецком подворье Свято-Трифонова монастыря состоялась торжественная встреча чтимой иконы святителя Николая Чудотворца. Приветствуя паломников, из села выдвинулся встречный малый крестный ход, возглавляемый наместником Великорецкого подворья Трифонова монастыря архимандритом Федором (Рулевым). Возле Никольского собора перед принесенной на место обретения святыней сонмом духовенства был совершен торжественный молебен святителю Николаю. Богослужение возглавили митрополит Вятский и Слободской Марк и епископ Яранский и Лузский Паисий . Затем Великорецкий образ перенесли в Никольский храм, где митрополит Марк в сослужении духовенства Вятской епархии совершил всенощное бдение. Затем образ святителя Николая крестным ходом был перенесен на берег реки Великой, где также совершалось вечернее богослужение. Всенощное бдение на берегу реки Великой возглавил епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн . 6 июня Божественную литургию возглавили митрополит Марк, епископ Паисий и епископ Иоанн в сослужении духовенства Вятской митрополии . Песнопения исполнил сводный хор Вятской епархии (регент — Людмила Телегина) и мужской хор Спасского собора города Кирова (регент — Юлия Скопина). За богослужением молились более 38 тысяч паломников со всей страны, в том числе православная молодежь Вятки. Возглавляли группу руководитель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Сергий Ендальцев и иерей Евгений Костылев. В торжествах приняли участие первый заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов, председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Быков, начальник отдела по вопросам этноконфессиональных отношений министерства внутренней политики Кировской области Александр Березин, начальник УМВД России по Кировской области генерал-майор полиции Константин Селянин, атаман Кировского городского казачьего общества Виктор Рябенко, директор Детско-юношеского центра гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания города Кирова Альбина Покручина.

http://patriarchia.ru/db/text/5451131.ht...

Малый ковчег с частью мощей святителя Николая, которая будет принесена в Россию, во время Божественной литургии стоял на престоле. По отпусте богослужения приор базилики святителя Николая в Бари Чиро Капотосто перенес святыню в верхний храм. После каждения ковчежец под пение тропаря святому был помещен в специально изготовленный мастерскими Художественно-производственного предприятия «Софрино» ковчег с иконой святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Подчеркнув, что мощи святителя Николая почивают в Базилике города Бари уже 930 лет, архиепископ Бари-Битонто монсеньор Франческо Какуччи сказал: «Его Святейшество Папа Франциск во время недавней исторической встречи со Святейшим Патриархом Кириллом, подчеркивая уникальность момента, сказал, что хорошо было бы, чтоб был видимый ощутимый знак той встречи. И вот мы видим уникальный знак в совершаемом ныне принесении мощей из Бари в Россию. Такого никогда не происходило за всю историю существования Бари, который в одной из древнерусских проповедей назван счастливым городом. И мы сегодня вслед за предками можем сказать: «Счастливая Москва, счастливый Санкт-Петербург и счастливая Святая Русь!» Могу сказать, что сердца и наших православных собратьев, и чад Католической Церкви стали сегодня ближе друг к другу». В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Братья и сестры! Христос воскресе! Святитель и чудотворец Николай самый почитаемый святой на Руси сегодня отправляется в далекое путешествие. Часть его святых мощей посетит Россию для того, чтобы тысячи наших православных верующих могли поклониться этому великому угоднику Божию. 930 лет назад мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в город Бари. И уже тогда Русская Православная Церковь распознала в этом событии действие особого промысла Божия, потому что в конце XI века в Русской Православной Церкви стали праздновать перенесение мощей святителя и чудотворца Николая в город Бари; была составлена служба в честь этого события. Именно в этой службе звучат слова, которые были сейчас процитированы. Всякий раз, когда приходит летний праздник святителя Николая, мы в храме слышим слова: «Приспе день светлого торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует».

http://patriarchia.ru/db/text/4898223.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010