Богослужебные песнопения исполнил приходской хор храма святителя Николая в Покровском (старший регент — Ю.П. Ильюхова). На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция Патриаршего богослужения. К престольному празднику в храм для поклонения был принесен старинный ковчег с частицей мощей святителя Николая Чудотворца. По окончании богослужения и.о. настоятеля храма святителя Николая в Покровском протоиерей Павел Кондраков приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ святителя Николая, написанный b XIX веке. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом . В дар храму Святейший Владыка передал Пюхтицкую икону Божией Матери. Завтра, 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Святейший Патриарх Кирилл совершит Божественную литургию в Николо-Угрешском ставропигиальном мужском монастыре . Первый деревянный храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Покровское-Рубцово, которое находилось на территории современного Басманного района Москвы в северо-восточной части Центрального административного округа столицы был построен не позже нач. XVII века. По указу царевны и великой княжны Ирины Михайловны в 1676 году церковь была отстроена вновь. В 1721 году деревянный Никольский храм с приделом апостолов Петра и Павла был построен заново почти в центре церковного погоста. В 1740-1750-х годах прихожанами Никольского храма была семья будущего полководца Александра Суворова. Строительство каменного храма Николая Чудотворца началось в первой половине 1750-х годов. В 1763 года деревянный храм с приделом и пристроенная к храму в 1721 году церковь Ирины мученицы сгорели «все без остатку». В это время продолжала возводиться новая церковь: столпообразный одноэтажный храм, напоминавший массивным величественным блоком четверика деревянный дом или крепостную башню, отстроили «весь из кирпича толстого тяжеловесного обожженного без клейм». Освящение новопостроенного храма святителя Николая с колокольней состоялось в 1766 году. Были освящены престол Никольского главного алтаря и престол южного придела святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы освятили в 1824 году. В 1890-1892 годах была осуществлена капитальная перестройка храма.

http://patriarchia.ru/db/text/5207718.ht...

Малый ковчег с частью мощей святителя Николая, которая будет принесена в Россию, во время Божественной литургии стоял на престоле. По отпусте богослужения приор базилики святителя Николая в Бари Чиро Капотосто перенес святыню в верхний храм. После каждения ковчежец под пение тропаря святому был помещен в специально изготовленный мастерскими Художественно-производственного предприятия «Софрино» ковчег с иконой святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Подчеркнув, что мощи святителя Николая почивают в Базилике города Бари уже 930 лет, архиепископ Бари-Битонто монсеньор Франческо Какуччи сказал: «Его Святейшество Папа Франциск во время недавней исторической встречи со Святейшим Патриархом Кириллом, подчеркивая уникальность момента, сказал, что хорошо было бы, чтоб был видимый ощутимый знак той встречи. И вот мы видим уникальный знак в совершаемом ныне принесении мощей из Бари в Россию. Такого никогда не происходило за всю историю существования Бари, который в одной из древнерусских проповедей назван счастливым городом. И мы сегодня вслед за предками можем сказать: «Счастливая Москва, счастливый Санкт-Петербург и счастливая Святая Русь!» Могу сказать, что сердца и наших православных собратьев, и чад Католической Церкви стали сегодня ближе друг к другу». В ответном слове председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сказал: «Братья и сестры! Христос воскресе! Святитель и чудотворец Николай самый почитаемый святой на Руси сегодня отправляется в далекое путешествие. Часть его святых мощей посетит Россию для того, чтобы тысячи наших православных верующих могли поклониться этому великому угоднику Божию. 930 лет назад мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в город Бари. И уже тогда Русская Православная Церковь распознала в этом событии действие особого промысла Божия, потому что в конце XI века в Русской Православной Церкви стали праздновать перенесение мощей святителя и чудотворца Николая в город Бари; была составлена служба в честь этого события. Именно в этой службе звучат слова, которые были сейчас процитированы. Всякий раз, когда приходит летний праздник святителя Николая, мы в храме слышим слова: «Приспе день светлого торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует».

http://patriarchia.ru/db/text/4898223.ht...

В 2007-2008 году церковь была полностью расписана в древнерусском стиле приглашенной артелью выпускников иконописного отделения Московской Духовной семинарии под руководством Артема Юрьевича Еманова и артелью иконописцев из Воронежа под руководством Владимира Новикова. Основной сюжет фресок в центральной части храма — жизнеописание Свт. Николая Мирликийского Чудотворца, в алтаре изображена Евхаристия, совершаемая Ангелами, а в трапезной части храма изображены преподобные отцы Вселенской и Русской Православной Церкви. Рядом с храмом при участии С.Н. Уваркина для будущего монастыря было выстроено здание братского корпуса. Освящение храма в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца совершил 16 декабря 2006 г. преосвященнейший Никон, епископ Липецкий и Елецкий. В 2012 году восстановление храма было завершено. Храм имеет статус памятника истории и архитектуры XVIII века регионального значения. Памятными датами являются 16 декабря 2006 г. – день освящения храма и 19 декабря – престольный праздник. Архитектура и внутреннее убранство Приземистая кирпичная церковь с метровыми в толщину стенами построена в стиле барокко. Основной объем в виде четверика со срезанными гранями перекрыт невысоким куполом, над западной частью трапезной части поставлена колокольня. В храме в 2006 году устроен деревянный резной 3-х ярусный иконостас темно-коричневого цвета изготовленный в мастерской г. Анны Воронежской области. Иконы первого яруса, писанные на дереве, выполнила монахиня Татьяна, прихожанка Богородицко-Тихоновского Тюнинского женского монастыря. Остальные иконы печатаны на металле. Была приобретена вся необходимая церковная утварь для совершения богослужений. Главной святыней храма является икона Свт. Николая Чудотворца, единственная уцелевшая после закрытия, с частицей мощей угодника Божия. Также имеются икона с мощами св. Иоанна Крестителя и ковчег-мощевик с мощами других святителей и преподобных. В храме находятся два киота с иконами Иверской Божьей Матери, преп. Силуана Афонского, свт. Тихона Задонского, страстотерпца Николая II и преп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=02207

Церковь Николая Чудотворца оставалась приходской до 1826 года. К этому времени многие приходские дома вокруг нее были уничтожены, а оставшиеся прихожане были не в состоянии содержать церковь, и она пришла в упадок. Церковь Николая Чудотворца стала бесприходной и была приписана вместе со своим имуществом и угодьями к вологодскому кафедральному собору; прихожане же храма были определены в приход Покровской церкви на Торгу. Старинный образ св. Николая Великорецкого был перенесен в трапезу Воскресенского Собора. После этого богослужение в храме Николая Чудотворца на Извести совершалось лишь в воскресные и праздничные дни. Известно, что прихожанами предпринимались некоторые попытки вновь вернуть храму самостоятельность. В 60-х годах XIX века церковь Николая Чудотворца усилиями вологжан была возобновлена снаружи и полностью перестроена внутри в связи со сменой посвящения. В 1869 году она была переосвящена в церковь Святого Благоверного князя Александра Невского, в память события 4 апреля 1866 года (неудача покушения Д. Каракозова на Александра II). Г. Лукомский в начале XX века так описывал храм: " Церковь очень хороших форм - окрашена в два тона, стиль ее указывает на единовременную постройку в начале XVIII столетия. Прекрасен портал входа " . С 1920-х гг. храм был закрыт. Службы в нем возобновились в 1997 году. С 12 сентября 2002 года шесть новых колоколов украшают церковь Александра Невского (до этого там был только один колокол). Самый большой колокол этой звонницы весит около 130 килограммов. Ровно через год к ним добавился еще один колокол весом 260 килограммов. 6 мая 2004 года, в день преподобного Георгия Победоносца, в церкви Александра Невского был открыт мемориальный комплекс памяти воинов-вологжан, погибших в Афганистане и Чечне. 176 фамилий высечено золотыми буквами на мраморных плитах. Источники: http://history.nason.ru/hramy/13/; http://www.vic35.ru/news/2978.html Кирпичный одноглавый храм в стиле барокко с трапезной и колокольней. Сооружен в XVIII в. (ок. 1714). Главный престол Спаса Нерукотворного в 1869 г. переосвящен в Александро-Невский в память события 1866 г., в трапезной приделы Кирилла Новоезерского и Никольский (ныне не возобновлен). В XIX в. был приписан к собору, с 1910 г. - военный, в 1920-х г.г. передан общине евангелистов, в 1929 г. закрыт. Поддерживался в порядке, в 1980-х г.г. отреставрирован. Возвращен верующим в 1997 г.

http://sobory.ru/article/?object=00235

Великорецкий образ святителя был обретен в 1383 г. Позже, с перенесением чудотворной иконы из села Великорецкого в г. Хлынов (Вятку), был установлен и сам праздник. В сер. XVI в. по повелению Иоанна Грозного состоялось первое принесение Великорецкого образа в Москву. В честь этого события в столице было установлено особое торжество. Названные праздники относятся к местно совершаемым церковным памятям. Возникновение собственной гимнографии этих праздников связано, вероятно, со временем повсеместного всероссийского прославления самих икон Великорецкой и Зарайской. Например, свершившееся в XVI в. принесение Великорецкого образа в Москву явилось по сути крестным ходом всей России с образом свт. Николая. Для торжественной встречи образа в Москве был написан тропарь. Служба же самому празднику явления Великорецкой иконы была составлена в Вятке, всего вероятнее, после возвращения образа. Об этом свидетельствуют тексты службы. Из них узнаем мы и о святительском благословении на создание службы. Возможно, оно было дано самим митрополитом всероссийским Макарием – глубоким почитателем свт. Николая. Время установления праздника Рождества свт. Николая неизвестно. Можно утверждать лишь, что это – одна из древних церковных памятей. Самое раннее дошедшее до нас упоминание этого церковного торжества содержится в славянской глаголической рукописи ХП – ХШ вв. 575 Первый русский месяцеслов, включающий эту память, относится к XIV в. 576 Подчеркнем, что упоминание рождественского праздника содержится исключительно в рукописях славяно – русских. Возможно, это свидетельствует о соответственном происхождении праздника. Службы на Рождество свт. Николая известны нам по русским спискам XVII – XVIII вв. В целом складывается впечатление, что Рождество свт. Николая не входило в круг постоянно отмечавшихся церковных праздников. На протяжении всей истории православных богослужений на Руси оно то возникало, то вновь исчезало из числа церковных памятей. Это предположение подтверждается и особенностями богослужебных последований в честь Рождества святителя. Так, известные нам варианты рождественской службы, в сущности, отражают две традиции празднования Рождества свт. Николая, бытовавшие в разное время в разных областях России. Например, первый вариант службы содержится в рукописях, которые гипотетически оказываются связаны с Новгородом (РГБ. Ф. 98. 903,1657 г.; РГБ. Ф. 299. 484.1,1723 г.). 577 Второй вариант дошел до нас в списке, принадлежавшем некогда Вятскому кафедральному собору (БАН. Вятское собрание. 66, нач. XVIII в.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Архипастырь также напомнил о состоявшемся в мае-июле 2017 года принесении в Россию части мощей этого угодника Божия. «Более двух миллионов человек смогли поклониться мощам святителя и чудотворца Николая, — засвидетельствовал митрополит Иларион. — А если бы мощи пробыли в России еще больше, то есть, если бы они посетили не только Москву и Санкт-Петербург , но и другие города, то было бы не два, а десятки миллионов людей, которые пришли бы поклониться святителю и чудотворцу Николаю». Как отметил владыка, принесение святыни в Россию стало возможным в результате договоренностей, которые были достигнуты в Гаване в ходе встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска . «Будем молиться святителю и чудотворцу Николаю о нас самих, о нашем Отечестве, о наших близких и о всем мире. Помолимся святителю и о единстве Святой Соборной и Апостольской Церкви, о мире во всем мире. И будем всегда в своем сердце носить память о великом святителе, который никогда не забывает о нас, но всегда молится о нас перед престолом Небесного Царя», — сказал в заключение председатель ОВЦС. В своем приветственном слове священник Джованни Дистанте особо отметил, что благоговейное почитание святителя и чудотворца Николая является общим сокровищем для верующих Православной и Католической Церквей. В память о праздничной Литургии настоятель базилики преподнес митрополиту Волоколамскому Илариону и сослужившим ему владыкам сосуды с миром из гробницы святого. В завершение богослужения в крипте базилики был совершен молебен, затем архиереи, духовенство и миряне приложились к плите, покрывающей раку с мощами Николая Чудотворца. В тот же день митрополит Иларион посетил доминиканскую общину, несущую попечение о базилике святителя Николая, где встретился с архиепископом Бари-Битонто Франческо Какуччи. В ходе состоявшейся беседы ее участники отметили тесное сотрудничество, в течение многих лет связывающее базилику святителя Николая в Бари с Русской Православной Церковью и ставшее особенно плодотворным благодаря принесению в Россию части мощей святителя в мае-июле 2017 года.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5552344...

Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912 г.; «Родная Вятка», http://rodnaya-vyatka.ru/churches/198 В период с 1884 по 1889 г.г. в селе Поршур на средства прихожан была построена деревянная церковь в русском стиле. Храму исполнилось 130 лет. Престол был освящен во имя святителя Николая Чудотворца. 22 мая 2019 г. в день преполовения Пятидесятницы, память святителя и чудотворца Николая, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний совершил Божественную литургию в Никольском храме поселка Поршур Можгинского района. Его Преосвященству сослужили: секретарь Сарапульской епархии протоиерей Вячеслав (Остроумов), благочинный Можгинского округа иеромонах Антонин (Напольских), настоятель храма протоиерей Евгений (Калчев), духовенство епархии. Песнопения исполнил хор Михайловского храма г. Можга. По окончании Литургии епископ Антоний совершил малое освящение воды. Далее состоялся крестный ход, во время которого правящий архиерей совершил заупокойную литию по протоиерею Виктору Максютину, много лет служившему настоятелем Никольского храма и его матушке Надежде, погребенных за алтарем. В завершении богослужения Владыка Антоний обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил всех с престольным праздником. Затем были вручены епархиальные награды благотворителям и тем, кто много лет помогает приходу своими трудами. Церковь Николая Чудотворца построена без единого гвоздя, существует без подключения к электричеству, обладает десятками необычных икон. С 1862 г. привлекает верующих со всей республики. Интересные факты о Никольском храме: 1. Храм построен без единого гвоздя. В балках есть деревянные костыли, но железных, привычных нам деталей, нет. А лет ему более 130. 2. В храме до сих пор нет электричества. Освещается он свечами, которые вставляются в старинные люстры и канделябры. Света хватает. А в большие церковные праздники здесь особая светлая (в духовном смысле) атмосфера. Единственная проблема от такого освещения - копоть. Поэтому уборка здесь - тема отдельная.

http://sobory.ru/article/?object=20076

9 мая. Фомина неделя. [Этот праздник Церковь отмечает в первое воскресенье после Пасхи. На богослужении вспоминается второе явление воскресшего Господа Иисуса Христа своим ученикам, среди которых был и апостол Фома, отсутствовавший во время первого Его явления. Поэтому в переводе с церковно-славянского языка, полное название праздника звучит так: Воскресение подобное Пасхе, которое есть осязание святого, славного апостола Фомы. В честь апостола, который очень жаждал лично, через «осязание», увериться в воскресении Спасителя и который в конце концов это уверение получил, и назван наш журнал]. Ил.: Уверение апостола Фомы. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1634. – С.5; 22 мая. День памяти святителя Николая Мирликийского. [В этот день вспоминается, как в 1087 году мощи святителя Николая были перенесены из Мир Ликийских в итальянский город Бари. Там их торжественно внесли в церковь святого Стефана, расположенную рядом с морем. А спустя год уже был построен храм в честь святителя Николая. Мощи Николая Чудотворца находятся в крипте этого храма и по сей день]. Ил.: Перенесение мощей Николая Чудотворца. Иконография. – С.5; Даты мая: 2 мая. Патриарх Кирилл. Воскресение Христово. Из слова Патриарха Кирилла после Пасхальной вечерни в Храме Христа Спасителя в Москве, 16 апреля 2017 года. Ил.: Воскресение Христово. Икона; Патриарх Кирилл. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. – — май 2021. – С.6–7. – (рубрика « Даты мая »). Колонка главного редактора: Владимир Легойда. Метод Зосимы, или Об одном упреке скептиков в адрес христиан [«Есть скептики, которые говорят: “Вы, христиане, верите просто потому, что так захотели. Потому что нет у мыслящего человека обоснований для веры”. Мне очень нравится знаменитый ответ старца Зосимы “маловерной даме” в “Братьях Карамазовых”. Он говорит: “Доказать тут нельзя ничего, убедиться же возможно”. убедить можно, как говорит Зосима, “опытом деятельной любви”...»]. Фото свящ. Игоря Палкина и фото Ирины Абзаловой/Православная служба «Милосердие»//Фома. – – май 2021. – С.8–9. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-5-217-...

Архитектурным украшением погоста является церковь Николая Чудотворца. Это характерный пример культового здания первой половины XIX века в Орехово-Зуевском районе. Церковь имеет симметричную относительно продольной оси композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной (ныне утрачена) с притвором и колокольни. Ротонда храма имеет полусферический купол. Колокольня церкви двухъярусная. Храм и колокольня завершены круглыми кирпичными барабанами, увенчанными золочёными главками. В церкви сохранились незначительные фрагменты поздней масляной живописи. Если обратиться к истории постройки данного храма, то мы узнаем, что в 1839 году местным помещиком подпоручиком в отставке А.П. Хметевским был построен вместо старого деревянного храма каменный трёхпрестольный, в честь Святителя Николая Чудотворца с приделами благоверного князя Александра Невского и св. мученика Иоанна Воина, в господствовавшем тогда стиле классицизм. В 1880 году при храме была открыта церковно-приходская школа. Особенно торжественно проходили службы в престольный праздник святителя Николая и когда отмечалась 10-я пятница по Пасхе. После Богослужения, на которое собиралось большое количество народа, обычно устраивались народные гуляния, была ярмарка. Службы в церкви продолжались до 1930-х годов, после чего храм и школу закрыли. Сократилось число жителей в окрестных деревнях, селян переселяли вместе с жильём подальше от этого места, так как перед Великой Отечественной войной неподалёку от храма расположилась воинская часть ПВО Москвы. Разрушающийся храм, одиноко стоявший возле леса, да церковное кладбище напоминали, что ещё недавно церковь жила богослужебной жизнью. Годы запустения привели церковь в аварийное состояние. Храм стоял целым до 1980-х годов, пока функционировала в пару километрах от него воинская часть. После её расформирования дачники и жители окрестных деревень трапезную часть храма разобрали на кирпич для возводившихся дачных домиков. К началу реставрационно-восстановительных работ от церкви остались всего лишь руины.

http://sobory.ru/article/?object=01563

В 1937 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено. Последний настоятель иерей Михаил Лавров был репрессирован. Здание храма в советское время использовалось под склад совхоза «Будённовец». В 1993 году храм возвращён верующим, но богослужения совершались редко из-за отсутствия постоянного настоятеля. В ноябре 1996 года настоятелем назначен иеромонах Иов (Ануфриев), который трудится в храме по настоящее время. Богослужения совершаются каждое воскресенье и в праздники. Храм имеет один престол, освящённый в честь свт. Николая. Выпускается приходская газета «Православный листок» с выходом два-три раза в месяц. Имеется библиотека храма, насчитывающая около 300 книг и брошюр. Из книги: Путеводитель. Дмитровский край. Из глубины веков до наших дней. Том 2. По Дмитровским дорогам. И/д «Вести». - Дмитров, 2005 г. В посёлке совхоза " Будённовец " , бывшее село Даниловское (Никольское) сохранился редкий для Дмитровского городского округа памятник архитектуры в стиле барокко - кирпичная церковь Николая Чудотворца второй половины XVIII в. Впервые село Даниловское упоминается в документах начала XVII века. По сведениям писцовых книг, в первой половине XVII столетия это местечко было вотчиной князей Шуйских: " 1627-1629 годъ ...за боярином князем Иваном Ивановичем Шуйским в вотчине село Даниловское, Никольское тож; в селе церковь Чудотворца Николы деревянная, а в ней деисус, царские врата, образы, свечи, ризы, книги, колокола и всякое церковное строенье вотчинниково, у церкви во дворе дьячек Васько Матвеев, во дворе пономарь Филипко Афанасьев, во дворе просвирница, да в деревне церковной во дворе поп Кузьма Афанасьев... " , - вот такое одно из первых упоминаний о селений можно встреть в исторических сведениях. Село Даниловское в описываемое время носило ещё одно название - Никольское. Владелец вотчины Иван Шуйский приходился родным братом посаженным на московский престол царя. В 1678 году село принадлежало уже князю Петру Ивановичу Прозоровскому, позже его потомкам. Сохранившаяся до наших дней Никольская церковь построена тщанием князя Ивана Фёдоровича Голицына на месте бывшей деревянной, к тому времени сильно обветшавшей.

http://sobory.ru/article/?object=02800

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010