14Шелаху было тридцать лет, когда у него родился Эвер; 15после рождения Эвера Шелах прожил четыреста три года, были у него и другие сыновья и дочери. 16Эверу было тридцать четыре года, когда у него родился Пелег; 17после рождения Пелега Эвер прожил четыреста тридцать лет, были у него и другие сыновья и дочери. 18Пелегу было тридцать лет, когда у него родился Реу; 19после рождения Реу Пелег прожил двести девять лет, были у него и другие сыновья и дочери. 20Реу было тридцать два года, когда у него родился Саруг; 21после рождения Саруга Реу прожил двести семь лет, были у него и другие сыновья и дочери. 22 Саругу было тридцать лет, когда у него родился Нахор; 23после рождения Нахора Саруг прожил двести лет, были у него и другие сыновья и дочери. 24Нахору было двадцать девять лет, когда у него родился Терах ; 25после рождения Тераха Нахор прожил сто девятнадцать лет, были у него и другие сыновья и дочери. 26Терах прожил семьдесят лет, когда у него родились сыновья: Аврам, Нахор и Харан. 27Потомки Тераха. У Тераха родились сыновья: Аврáм, Нахóр и Харáн. У Харана родился сын по имени Лот. 28Харан умер на родине, в Уре Халдейском, еще при жизни Тераха, отца своего. 29Аврам и Нахор женились: жену Аврама звали Сарой , имя жены Нахора Милька, она – дочь Харана, который был и отцом Иски. 30Сара была бесплодна – не было у нее детей. 31 Терах ушел из Ура Халдейского вместе с сыном своим Аврамом, внуком своим Лотом (сыном Харана) и невесткой своей Сарой, женой сына своего Аврама, чтобы идти в землю ханаанскую. Но они дошли до Харана и поселились там. 32 Терах умер в Харане, когда ему было двести пять лет. Послушание Аврама 12 И сказал Господь Авраму: «Оставь страну свою, родственников своих, дом отца своего и иди в землю, которую Я укажу тебе. 2Родоначальником великого народа Я сделаю тебя, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое: ты должен стать благословением для многих . 3Благословлю Я тех, кто тебя благословляет, а проклинающих тебя – прокляну. 4 И Аврам, которому было тогда семьдесят пять лет, покинул Харан и отправился в путь, как повелел ему Господь; и Лот пошел вместе с ним. 5Аврам взял с собой Сару, жену свою, Лота, племянника своего, и всё имущество, нажитое ими, и тех рабов , которых они приобрели в Харане, и пошел с ними в землю ханаанскую. Придя в Ханаан, 6прошел Аврам по той стране до священного места возле города Шехема, к дубу Морэ . В то время на земле той жили ханаанеи, 7но Господь явился Авраму и сказал: «Твоим потомкам Я отдам эту землю». И поставил Аврам жертвенник Господу, явившемуся ему на том месте. 8Оттуда прошел он в горную местность, что к востоку от Бет–Эля, и расположил там стан свой так, что Бет–Эль был от него на западе, а Гай – на востоке. Там он поставил еще один жертвенник Господу и призвал имя Господне: богослужение совершил. 9Так, идя с остановками, Аврам продвигался на юг Ханаана. Аврам в Египте

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

158 Знаменательно в этой связи, что один из исторических прообразов антихриста, Наполеон, искал союза с Римским папой, с санкции и при участии которого он короновался императором. Таким образом, из всего сказанного следует, что отождествление Вавилона с падшей церковью можно считать допустимым, но лишь условно: при том именно условии, что основное толкование, в соответствии с которым Вавилон – это город, глобальная столица, должно оставаться в силе. Впрочем, окончательно решить этот вопрос может только время. См. также комм. на 13, 11.  8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. «зверь, которого ты видел» – см. комм. на 13, 1. «зверь был, и нет его, и явится» – эти слова, кажется, следует сопоставить с повествованием о смертельном ранении и исцелении одной из голов зверя, о чем говорилось в 13, 3. В этом случае под исчезновением и последующим возвращением зверя можно понимать ниспровержение или даже физическое устранение антихриста на пути его общественно-политической деятельности и последующее за этим неожиданное восстановление (см. комм. на 13, 3). «пойдет в погибель» – о погибели антихриста сказано в 19, 20.  «удивятся» – о том, что вся земля дивилась смертельному поражению зверя и его чудесному восстановлению, говорилось в 13, 3. «имена которых не вписаны в книгу жизни» – удивятся только те, кто чужд Бога и не знает Священного Писания, тогда как христиане, знающие Писание, будут понимать, что происходит именно то, о чем говорили пророки. 9 Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, 10 и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, не долго ему быть.  11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель. «здесь ум, имеющий мудрость» – то есть для понимания сказанного требуется мудрость и проницательность. Подобные замечания у святого Иоанна встречаются неоднократно, что совершенно неудивительно, принимая во внимание сложность и аллегоричность его книги. Некоторые сравнивали эти замечания с имеющимися в православном богослужении характерными возгласами «премудрость», «вонмем», имеющими сходную цель, – обратить особое внимание на наиболее важные и исполненные таинственного смысла священнодействия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

16:24-25). «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Мф. 10:37). В этих словах Спасителя — вся «философия» монашества. Оно для тех, кто хочет быть совершенным, кто хочет следовать за Христом и отдать душу за Него, кто хочет обрести сокровище на небесах. Подобно купцу, который, найдя хорошую жемчужину, готов отказаться от всего своего богатства, чтобы приобрести ее, монах отказывается от всего мира, чтобы приобрести Христа. И жертва окупается, потому что награда велика: «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и пошли за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: …Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27-29). Монашество существовало в Церкви, вероятно, с очень раннего времени, однако оно становится массовым в IV веке, когда прекратились гонения на христиан. Если раньше вера была подвигом и жертвой, готовностью на мученичество, то теперь христианство становится государственной религией, и искатели подвигов, жаждущие скорбей и лишений, взыскующие «тесного пути», устремляются в пустыни, чтобы там создать свое «государство в государстве». Прежде бесплодные пустыни Египта, Палестины, Сирии заселяются монахами, превратившими их в города: «В горах явились монастыри, пустыня населена иноками, оставившими свою собственность и записавшимися в число жительствующих на небесах… Монастыри в горах подобны были скиниям, наполненным божественными ликами псалмопевцев, любителей учения, постников, молитвенников… Представлялась там как бы особая некая область богочестия и правды. Не было там ни притеснителя, ни притесненного, не было укоризн от сборщика податей; подвижников было много, но у всех одна мысль — подвизаться в добродетели» (Житие преподобного Антония Великого) [ 261 ]. Вскоре монастыри появились и в городах: в середине VI века в одном Константинополе было 76 монастырей [ 262 ]. Монашество в IV-V веках существовало трех родов — общежительное, пустынножительное и полу-отшельническое. В общежительных монастырях все жили вместе, ежедневно и по нескольку раз в день сходились в храм для богослужения. Отшельники жили каждый по отдельности, и сходились в храм только по воскресеньям ради причащения Святых Тайн. Средний путь — когда жили небольшими группами по два-три человека. «Все житие монашеское содержится в трех устроениях и образах подвига: или в подвижническом уединении и отшельничестве, или в том, чтобы безмолвствовать с одним, много — с двумя, или, наконец, в том, чтобы терпеливо пребывать в общежитии. Не уклонись, как говорит Екклесиаст, ни направо, ни налево, но иди путем царским. Средний из этих образов жизни многим приличен» (Иоанн Лествичник) [ 263 ]. В настоящее время в Русской Церкви существуют по преимуществу общежительные монастыри. На Афоне сохраняются все три типа монашества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

16Тогда Авимелех сказал Исааку: «Ты должен уйти отсюда, ибо ты со своими людьми и богатством своим стал сильнее нас». 17Исаак ушел оттуда и поселился в долине Герарской. 18Он откопал те колодцы, что вырыты были в дни отца его Авраама (после смерти Авраама филистимляне завалили их), и назвал их теми же именами, которыми называл их отец его. 19Но когда рабы Исааковы в поисках воды копали в долине и нашли родниковую воду, 20герарские пастухи вступили в спор с пастухами Исаака, заявляя, что это их вода. Из–за этого спора Исаак дал колодцу имя Эсек . 21Выкопали другой колодец, но и из–за него тоже произошел спор – тому он дал имя Ситна . 22 Тогда ушел он из тех мест и выкопал еще один колодец, о котором уже никто не спорил. Его назвал он Реховот , сказав: «Вот теперь Господь даровал нам простор, и более многочисленным станет народ наш на земле этой». 23Оттуда Исаак перешел в Беэр–Шеву. 24 И там, в первую же ночь, явился ему Господь и сказал: «Я Бог Авраама, отца твоего. Не бойся, ибо Я с тобою. Я благословлю тебя и многочисленным сделаю потомство твое ради слуги Моего Авраама». 25Исаак поставил на этом месте жертвенник, призвал имя Господа, совершив богослужение, и раскинул там шатры свои, а рабы его принялись копать колодец. Союз с Авимелехом 26Между тем пришел к нему из Герара Авимелех с другом своим Ахуззатом и военачальником Пихолом. 27«Зачем вы пришли ко мне, спросил их Исаак, вы же возненавидели меня и прогнали из своей страны?» 28«Нам стало ясно, что с тобою Господь, ответили они. И поэтому мы подумали: нам нужен клятвенный договор с Исааком. Мы хотим заключить с тобой договор о том, 29что ты не будешь делать нам зла, как и мы не причиняли тебе ни малейшего вреда, а были неизменно добры к тебе, пока и не отпустили тебя с миром. И вот теперь ты благословлен Господом!» 30Исаак устроил для них пир, и они ели и пили вместе, 31а ранним утром клятвами заверили друг друга в своем желании жить в мире. Исаак простился с ними, и они ушли от него успокоенные. 32 Случилось, что в тот же самый день рабы Исаака принесли ему добрую весть о колодце, который они рыли. «Мы нашли воду!» кричали они. 33 Исаак дал этому колодцу имя Шива (поэтому и город там поныне называется Беэр–Шева). Обманом полученное благословение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

17Мольбы и плач жаждой томимого подростка услышал Бог; и посланный Им ангел с небес заговорил с Агарью: «Что с тобою, Агарь? Не бойся! Бог услышал плач оставленного тобой ребенка . 18Встань, подними мальчика и береги его! Великий народ произведу Я от него». 19Бог открыл глаза Агари, и увидела она колодец, пошла, наполнила мех водой и напоила ребенка. 20–21 Мальчик, хранимый Богом, рос и мужал. Он поселился в пустыне Паран и был искусным стрелком из лука, а жену ему мать нашла в Египте. Мирный договор между Авраамом и Авимелехом 22В ту пору Авимелех, царь Герара, вместе с Пихолом, своим военачальником, пришел навестить Авраама. «По всему видно, – сказал он Аврааму, – с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь. 23 Так поклянись же здесь мне Богом, что ты никогда не прибегнешь ни к каким тайным проискам против меня или моих детей и потомков. Как я был верен тебе, так и ты поклянись в верности мне и стране, в которой ты живешь как человек пришлый». 24«Хорошо, – сказал Авраам, – я клянусь». 25Но при этом Авраам упрекнул Авимелеха за колодец, который отняли у него люди Авимелеха. 26«Не знаю, кто это сделал, – возразил Авимелех. – До сих пор ты ни разу не упомянул об этом, и ни от кого другого я об этом не слышал». 27Тогда взял Авраам из стад своих овец и быков и отдал в дар Авимелеху, и заключили они союз. 28А когда Авраам поставил отдельно еще семь овечек, 29Авимелех спросил Авраама: «Зачем ты это сделал?» 30«Ты должен, – ответил он, – принять этих семь овечек от меня как очевидное признание того, что я выкопал этот колодец». 31 С тех пор это место называется Беэр–Шева , Колодец клятвы, потому что здесь они поклялись друг другу. 32Заключив союз в Беэр–Шеве, Авимелех и его военачальник Пихол вернулись в землю филистимлян. 33Авраам посадил в Беэр–Шеве тамариск . Там же призвал он имя Господа, Бога вечного: совершил богослужение. 34 И он еще долго оставался в земле филистимской как человек пришлый. Испытание веры и послушания Авраама 22 П осле этих событий подверг Бог Авраама испытанию. «Авраам!» – позвал его Бог. «Да , Господи!» – ответил тот. 2 И Бог сказал: «Возьми своего сына, единственного своего, любимого тобой, Исаака, и иди с ним в землю Мориа. Принеси его там в жертву всесожжения на горе, которую Я укажу тебе».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

1:10–11). Видишь ли, как он ясно и отверг иудейство и представил христианство блистающим и распространившимся по всей земле? Свойство же этого богослужения другой пророк изображает так: « и Ему будут поклоняться, каждый со своего места и служить Ему единодушно » (ср. Соф. 2:11; 3:10); и еще иной: « упала, не встает более дева Израилева! повержена на земле своей, и некому поднять ее » (Ам. 5:2). И Даниил ясно говорит, что все прекратится, и жертва и возлияние, и помазание и суд (Дан. 9:27). Впрочем, это яснее и пространнее я раскрою тогда, когда буду говорить к иудеям, а пока буду держаться предположенного пути, в опровержение умствований безрассудных язычников. Я не говорил тебе ни о воскрешении мертвых, ни об очищении прокаженных, чтобы ты не сказал: это — ложь, выдумка, басня, кто это видел, кто слышал? Те, которые сказали, что Христос был распят и принимал удары по ланитам, те самые сказали и об этом. Почему же ты, считая их достоверными в последнем, восстаешь против сказанного ими о первом, как бы несбыточном? Если бы они для прославления своего учителя писали по суетному тщеславию, то они умолчали бы о событиях прискорбных и кажущихся для многих позорными, а между тем они в доказательство своей истинности в особенности останавливались на этих последних и рассказали все с точностью и большой подробностью, не опуская ни малого ни великого; о знамениях и чудесах они очень многое умолчали, а о страданиях и событиях, кажущихся позорными, на которых останавливались, все сказали все с точностью. Я же не сказав тебе ничего об этом, т. е. о чудесах и знамениях, дабы сильнее удержать всякий бесстыдный язык, представил то, что теперь явствует, теперь находится пред глазами, что яснее солнца, распространено по всей земле и объемлет всю вселенную, что совершилось превыше человеческой природы и было только делом Божиим. Ты говоришь, что Он не воскрешал мертвых? Но ты не можешь сказать, что нет церквей во вселенной, что оне не подвергались гонениям и что они не преодолевают и не побеждают.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2:4). Действительно прежде все люди занимались войною: а ныне забыли о воинском искусстве; или вернее, — большая часть людей вовсе не прикасалась к нему; а если есть некоторые (занимающиеся им), то немногие, редко и в малом числе, между тем как прежде во всяком народе были беспрестанные возмущения. Далее пророк предсказывает и то, из кого составится церковь. Так как не только скромные, кроткие и добрые люди, но и свирепые и бесчеловечные и нравами своими подобные волкам, львам и волам, имели присоединиться к тем, и все составить одну церковь, то послушай, как пророк сказал о разнообразии этого стада: « тогда волк будет жить вместе с ягненком » (Ис. 11:6), выражая этим простоту жизни царей. А что речь идет не о зверях, пусть скажет иудей, когда это бывало? Волк и ягненок никогда не паслись вместе; а если бы когда и стали вместе пастись, то какая от того была бы польза для рода человеческого? Нет, он говорит о свирепых нравами людях, о скифах, фракийцах, маврах, индийцах, савроматах, персах. Что все эти народы подчинятся под одно иго, о том и другой пророк ясно говорил: « поработают Ему под игом одним, и поклонятся Ему каждый от места своего »  (Соф. 3:9), не в одном Иерусалиме, но по всей вселенной; потому что не будет повеления людям ходить в Иерусалим, но каждый, оставаясь дома, будет совершать это богослужение. 7. Не умолчали пророки и о том, что иудеи будут отвержены; посмотри как об этом предсказал пророк: « и среди вас затворятся двери, и не зажжете огня на алтаре Моем даром »  (Мал. 1:10). Предсказано и то, кто будет служить Богу: « от востока солнца до запада », говорит пророк, « велико будет Имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву » (Мал. 1:11). Видишь ли, как он изобразил достоинство этого богослужения, его превосходство и установление вместо прежнего, — и то, что это богопочтение будет зависеть не от места, но от внутренняго расположения, и будет состоять не в курении и дыме, но в некотором другом богослужении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2,5—11. В этом тексте есть такие слова: " Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек, смирил Себя даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных, и преисподних " . Зачем я прошу православных вспомнить и запомнить эти слова апостола? Да ведь если бы мы помнили эти слова – то у " Свидетелей Иеговы " не оставалось бы никаких шансов для проповеди своего учения в православной стране. Как они могли бы утверждать, будто Библия не учит о том, что Христос был Богом, если бы православные в ответ напоминали им этот текст? Ведь в нем ясно сказано, что Христос не считал воровством считать Себя равным Богу! Если бы Он был лишь Ангелом (пусть даже Архангелом), такое мнение Его о Себе Самом было бы чудовищным кощунством. В том же тексте ясно говорится о том, что именем Иисуса, а не Иеговы должно быть преклонено всякое колено (впрочем, имя Иеговы входит как составная часть в имя Иисуса, которое по еврейски означает " Иегова спасает " )… Но даже этот, самый читаемый в Богослужении, библейский текст православные прихожане не помнят и не понимают. И потому даже важнейшую свою святыню – веру в то, что спасать нас пришел Сам Бог, а не Ангел, не могут защитить… Народ, который не помнит фундаментальных текстов Писания, не может их пересказать и защитить – христианское ли благочестие он будет хранить? Прав был Алексей Хомяков, когда, оспаривая католическое понимание «кафоличности» как общераспространенности, заметил – «в вашем смысле кафоличны доселе только невежество и порок, действительно свойственные всем племенам и странам» . А поскольку богословски—догматические вопросы в народе малоизвестны, то возможные перемены в этой области тем более могут оставаться незамеченными. На этот свой тезис я однажды встретил возражение: " Но как тогда быть с тем, что православные греки все—таки отвергли Флорентийскую унию (то есть явили чисто ту догматического мышления), в то время как епископат ее подписал? Или этот пример – исключение? " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

31 П родолжая разговор с Моисеем, Господь сказал ему: 2«Знай, Я с целью особой избрал Бецалела, сына Урии, внука Гурова из колена Иуды. 3Духом Божиим исполнил Я его и через то даровал ему высокое мастерство , сообразительность и знание всякого рода искусств, 4чтобы мог он замышлять произведения художественные и работать по золоту, серебру и меди, 5гранить драгоценные камни и вставлять их в оправу, выполнять резьбу по дереву, то есть делать всякого рода искусные вещи. 6Более того, Я дал ему в помощники Оголиава, сына Ахисамаха из колена Дана, а также наделил особым умением всех тех, кто уже был умельцем в своем деле, чтобы они смогли выполнить всё, что Я повелел тебе сделать: 7Шатер Откровения, ковчег, где Свидетельство о воле Моей хранится, златой Покров примирения и все прочие принадлежности Шатра; 8также и стол со всеми принадлежностями его, светильник, коего все части из чистого золота должны быть, жертвенник курения благоуханного 9и жертвенник для всесожжений со всеми принадлежностями его, большой сосуд для омовений и подставку к нему; 10а вместе с тем и искусной работы одежды а – для самого Аарона–священника и для сыновей его одеяния, отличающиеся от обычных б, дабы носили они их при священнодействии; 11 наконец, от умельцев тех потребуется приготовить елей помазания и ароматичное курение для Святилища. Пусть всё, что Я повелел тебе сделать, они выполнят». О соблюдении субботы 12 Продолжая говорить о богослужении, Господь повелел Моисею: 13«Внуши сынам Израилевым: субботы Мои пусть соблюдают непреложно, ибо они – знамение союза между Мной и вами из поколения в поколение, дабы вы знали, что Я – Господь, освящающий вас. 14 Посему соблюдайте субботу, она свята для вас. Кто осквернит святыню эту, тот смерти должен быть предан. Работающему в субботу не место среди народа его — да будет он исторгнут. 15Работой можно заниматься шесть дней, а седьмой день – суббота, день священного покоя , он Господу посвящается. Каждый, кто работает в субботний день, должен быть предан смерти. 16Сынам Израилевым надлежит соблюдать субботу, праздновать ее из поколения в поколение как знак их вечного со Мной Союза–Завета . 17На вечные времена суббота должна оставаться знаком Союза между Мной и сынами Израилевыми. Ибо Я, Господь, за шесть дней создал небо и землю, а в день седьмой ничего не делал а и, как сказали бы вы, люди, отдыхал б».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно (Исх 20:7). Толкование: Третья заповедь запрещает употреблять имя Божие с умалением страшной славы Его, и через это предписывает всякий истинный способ богопочтения. 4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай все дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему (Исх 20:8-10). Толкование. Четвертая заповедь повелевает, чтобы мы в день воскресный и в другое известное время вместе собирались на богослужение для воздаяния той чести, какую тварь обязана воздавать Творцу, и для наставления нашего. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои на земле (Исх 20:12). Толкование. Пятая заповедь требует, чтобы мы родителям своим, а под именем их прежде всего великому Государю, правительству духовному и гражданскому, учителям и благодетелям, господам и старшим достойное воздавали почтение и повиновение, да и всякому человеку искреннюю любовь. 6. Не убивай (Исх 20:13). Толкование. Шестая заповедь требует, чтобы мы ближнему своему никакого не делали вреда ни сами, ни через других, ни делом, ни мыслью, но даже от всякого вреда оберегали бы их. 7. Не прелюбодействуй (Исх 20:14). Толкование. В седьмой заповеди, под общим именем прелюбодеяния, запрещается всякая греховная плотская нечистота, а через это предписывается, чтобы мы свою жизнь проводили или в честном супружестве, или в святом девстве. 8. Не укради (Исх 20:15) Толкование. В восьмой заповеди Бог запрещает всякое хищение и неправду, а тем самым повелевает, чтобы мы, ради общего благополучия, пользу ближнего соблюдали, как свою собственную. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх 20:16) Толкование. Девятая заповедь требует, чтобы ни в чем не лгать и языком своим с обидой ближнего не касаться. 10. Не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего скота его, ни всего, что есть у ближнего твоего (Исх 20:17)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010