Митрополит Иларион: Всеправославный Собор должен стать фактором единства Церкви 18 марта, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не допустим того, чтобы церковный народ оказался в стороне при решении важных вопросов, касающихся нашей Святой Православной Церкви 18 марта. ПРАВМИР. 16 марта 2014 года, в неделю вторую Великого поста и день памяти святителя Григория Паламы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». По окончании богослужения владыка Иларион обратился к присутствующим со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В предыдущее воскресенье мы праздновали Торжество Православия, связанное с победой над иконоборцами, и задумывались о том, что значат для нашей Церкви икона и ее почитание. Во вторую же неделю Великого поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, – человека, с именем которого связано еще одно торжество Православия в жизни Церкви. Оно произошло на Константинопольских Соборах середины XIV века, когда святитель Григорий Палама и его сподвижники выступили против ереси Варлаама Калабрийца, который утверждал, что Бога невозможно увидеть не только человеческими физическими очами, но и духовным взором через созерцание Фаворского света. А ведь опыт созерцания Бога в Божественном свете был известен афонским монахам на протяжении многих столетий, и именно его защищал святитель Григорий Палама на Константинопольских Соборах. Церковь придала этому опыту большую значимость, прославив святителя Григория и установив празднование его памяти во вторую неделю Великого поста вслед за Торжеством Православия. В прошлое воскресенье вместе со Святейшим Патриархом Кириллом я находился в древнем Константинополе, где мы участвовали в собрании Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей. Оно было посвящено разным вопросам, в том числе предстоящему Всеправославному Собору, который намечен на 2016 год, если тому не воспрепятствуют непредвиденные обстоятельства.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-vse...

12. Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана исп., Сигрианского. Свт. Григория Двоеслова, папы Римского. Прп. Симеона Нового Богослова. Прп. Феоктиста Сербского. Сщмч. Сергия Скворцова пресвитера . Вечерня . Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 4 марта. Кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 1-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных утрени), Триоди, глас 4-й и глас 6-й – 3, и прп. Феофана исп., Сигрианского (с 12 марта), глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Радуйся, Света Божественнаго носило...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достояние...», со стихами (по обычаю). На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небесная поют Тя...». Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 4 марта). На малом повечерии в Неделю 1-ю Великого поста, накануне понедельника 2-й седмицы, поется канон (без ирмосов) святых пророков, глас 5-й, со стихирами, глас 1-й (см. в Триоди Постной) . Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение. Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 5 марта. На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я. О чтении Евангелия на часах Великим постом Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстной седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений . Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность .

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-25/

5. Понедельник 1-й седмицы. Мч. Конона Исаврийского. Начало Великого поста. Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Обретение мощей блгвв. кнн. Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (службу зри 19 сентября) . Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского . Прмч. Феофана Графова, диакона . В течение Великого поста в седмичные дни все богослужения совершаются по Минее и Триоди Постной. Из Октоиха в будние дни берутся только Троичны, седальны и светильны текущего гласа (см. в приложениях к Постной Триоди). Литургия свт. Иоанна Златоустого в дни св. Четыредесятницы не совершается, кроме суббот и праздников Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Образец совершения утрени в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу св. Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники: 24 февраля, 9 марта, 25 марта, храмовые или полиелейные Утреня предваряется вседневной полунощницей. Перед началом ее звон – по обычаю, 12 ударов в колокол; после возгласа: «Боже, ущедри ны...» – три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина (столько поклонов на полунощнице бывает только в 1-й день Великого поста, а в остальные дни – 16). По окончании полунощницы, перед утреней звон – по обычаю, в два колокола. Иерей, облачившись в фелонь и открыв завесу царских врат, кадит перед престолом крестообразно и возглашает: «Благословен Бог наш...» . Чтец: Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне» – «Приидите, поклонимся...» (трижды), псалмы 19-й и 20-й, Трисвятое. По «Отче наш» – возглас и тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...». «Слава» – «Вознесыйся на Крест...», «И ныне» – «Предстательство страшное...». Во время чтения псалмов иерей кадит алтарь и весь храм, затем, возвратившись в алтарь, произносит малую сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...» (с кадилом у престола) и возглас: «Яко Милостив...». Певцы: «Аминь», «Именем Господним...». Иерей, стоя пред престолом, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице...», при этом творит крест кадилом. Читается шестопсалмие. (Иерей глаголет утренние молитвы Служебника.) По окончании шестопсалмия – великая ектения.

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-18/

Архимандрит Макарий (Веретенников): Важнейшие вехи жизни святителя Макария Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 21 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 После непродолжительного, трехлетнего настоятельства в Лужецком монастыре1 Господь призвал архимандрита Макария к святительскому служению в Русской Церкви на старейшей кафедре Великого Новгорода и Пскова. С сообщения об архиерейской хиротонии его имя начинает встречаться в летописях. В зависимости от летописи характер данной записи различен. Так, в Холмогорской летописи под 1526 годом очень кратко говорится: “Того же лета поставлен владыка Новгородцкой Макарей”2. Воскресенская летопись, современная описываемому событию, более подробно говорит о хиротонии, называя предшествующее место служения Святителя: “7034. Тое же зимы, марта 4, преосвященный Даниил Митрополит поставил Макария архимандрита из Лужков архиепископом Великому Новугороду и Пьскову”3. В Новгородских летописях дополняется, что хиротония состоялась “при благоверном Великом князи Васильи Ивановичи” в день памяти “преподобного отца нашего Ерасима иже на Иордани”, на третьей недели Великого Поста4. В 4-й Новгородской летописи по списку Н. Никольского называется также и дата архиерейского наречения Святителя: “Того же лета, месяца февраля 26, на память святаго отца Перфириа епископа Газска, нарекоша на Москве в Новъгород владыкои архимандрита Макариа из Мужаиска из Лушков, на второй недели Поста, в понеделник. Того же же лета, марта в 4 день, в 3-ю неделю Поста, при благоверном Великом князе Васильи Ивановиче и при Митрополите Даниле поставиша в Новгород владыку Макариа”5. Другой список летописи уточняет, что это было в день памяти преподобного Герасима, “иже на Иордане”6. По свидетельству иностранцев, посещавших нашу страну в то время, кандидаты в архиереи “избираются по жребию из достойнейших кандидатов”7. Эти скупые сведения могут дополнить литургические данные о поставлении епископов в Древней Руси. В начале собравшиеся святители, совершив краткий молебен, называют имена возможных кандидатов, список которых затем приносился Митрополиту. Последний, “вшед в обычное место, идеже молитву деет”, полагал свиток пред иконою Спасителя или Богородицы и становился на молитву. Помолившись “доволне, паче же и с слезами, затворився сам един”, Митрополит распечатывал свиток, рассматривал “написанная имена три” и избирал из них одно, “яже аще хочет”8. К сожалению, не известны имена двух других кандидатов в Новгородские владыки. Этот так называемый “Устав како достоит избирать епископа” должен был состояться до 26 февраля, то есть до наречения святителя Макария, а, следовательно, архимандрит Макарий должен был еще раньше прибыть в Москву. Можно предполагать, что одно из наиболее значительных последних Богослужений и Чинопоследований в Лужецком монастыре, совершенных архимандритом Макарием, был Чин прощения перед началом Великого Поста 11 марта, который, вероятно, носил прощальный характер в более широком смысле.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

В преддверии Великого поста 1957 г. Все премудро и разумно в нашей Св. Церкви, матерински пекущейся о нашем спасении. А потому от вас ничего более не требуется, как только тщательно усваивать, впитывать в себя все, чему учит и наставляет нас Св. Церковь , и становиться  церковными  людьми, то есть не формально лишь числиться, а действительно быть членами Церкви – жить жизнью Церкви. Жизнь Церкви наглядным и ощутительным для всех образом проявляется прежде всего в Богослужении – в нашем исполненном глубочайшего назидания годовом круге Богослужения. Вот почему так необходимо стараться не пропускать ни одного Богослужения, вникать в Богослужение, сливать свою личную жизнь с жизнью Церкви в ее Богослужении. Так оно и было в старину у нас на Руси, когда наш народ все события своей личной, семейной и общественной жизни тесно связывал с церковными праздниками и постами и самое время определял по ним. «Это было на святках», говорили тогда; а «это случилось в Великом Посту» и т. д. Все церковные праздники, дни памяти святых и посты с их Богослужебными чинопоследованиями имеют своей задачей духовно воспитывать наши души, преобразовывать нас в «новую тварь», годную для наследования предназначенного нам Богом вечного блаженства. А это совершенно необходимо, ибо ничто скверное и нечистое не имеет наследия в Царстве Божием и не может войти в него ( Ефес. 8, 5 и Откр. 21, 27 ). Но особенно важное значение в этом отношении имеет Великий Пост, как время нарочито определенное Св. Церковью для всеобщего вашего нравственного очищения и освящения, ради достойной подготовки к празднованию величайшего христианского праздника Пасхи, когда мы «смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начала» и когда Св. Церковь как бы дает нам вкусить предначатие уготованного нам райского блаженства. Еще задолго, исподволь и заблаговременно начинает Св. Церковь подготовлять нас к подвигу Великого Поста, дабы мы вступили в него с полным сознанием того, что от нас требуется, и тем благотворнее проводили его.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В среду первой седмицы Великого поста Патриарший наместник Московской епархии посетил подмосковную Коломну 18 марта 2021 г. 18:02 17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, Патриарший наместник Московской епархии  митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил традиционный архипастырский визит в подмосковную Коломну. В Коломенской духовной семинарии владыку приветствовал глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев. В Трехсвятительском семинарском храме митрополит Ювеналий совершил первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. Перед началом богослужения архиерей совершил хиротесию во чтецов десяти студентов 4-го курса семинарии и преподал благословение на ношение подрясников четырнадцати студентам-первокурсникам. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили ректор КДС епископ Зарайский Константин , благочинный города Коломны и Коломенского церковного округа епископ Луховицкий Петр , настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), духовенство семинарского храма. Богослужебные песнопения исполнил студенческий хор под управлением диакона Николая Глухова. За богослужением владыка рукоположил студента 4 курса Михаила Демидова в сан диакона. По окончании богослужения митрополита Ювеналия приветствовал епископ Константин: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит, наш архипастырь и милостивый отец! Разрешите в этот день приветствовать Вас от имени всей нашей семинарской семьи. Это особый день, потому что год назад мы также Вас приветствовали, молились с Вами на Преждеосвященной Божественной Литургии, также совершалась диаконская хиротония, и мы думали, что и дальше будем учиться так, как учились. Но прошедший год был совершенно особым в жизни духовной школы, был очень трудным и странным, ибо все это время мы находились вне этого храма и этих стен, в первую волну пандемии семинаристы учились в дистанционном режиме. Мы собрались в сентябре и полтора месяца проучились очно, затем опять разъехались на четыре месяца, продолжив учебу через Интернет. Все это время шел учебный процесс, продолжалось общение студентов с преподавателями, и по милости Божией в начале февраля мы снова собрались здесь. Сейчас, слава Богу, все живы и здоровы, учимся и благодарим Бога за эту радость совместной молитвы. Молитва в храме, причащение от единой Чаши, занятия в аудиториях... И вот наступило время Преждеосвященной Литургии. Мы приветствуем Вас, дорогой владыка, просим Ваших архипастырских молитв, благословения, слова, и особенно молитв о том, чтобы будущий год мы учились в очном режиме, как это и положено в духовных школах!»

http://patriarchia.ru/db/text/5789590.ht...

Закрыть Стояние в покаянии, или О преподобной Марии Египетской 17.04.2024 4 Время на чтение 6 минут На пятой седмице Великого поста, в среду вечером, в храмах совершается богослужение утрени четверга, которое особо любят православные христиане. В народе оно называется «Мариино стояние» - в знак того, что в этот день читается на утрене житие преподобной Марии Египетской, разделяемое Великим покаянным каноном преподобного Андрея Критского. Этот канон, за чтением которого верующие уже молились в первые дни первой седмицы Великого поста, на этот раз прочитывается полностью, и к концу каждой песни добавляются тропари соответствующих песен канона Марии Египетской, составленного преподобным Симеоном Метафрастом. Негромкие голоса священников и певчих, полумрак храма, огоньки свечей в руках молящихся, земные поклоны... Мариино стояние, наше стояние в покаянии, в непримиримости с грехом, в вере и верности Господу. Преподобную Марию Египетскую почитает весь христианский мир Востока и Запада, ей посвящены храмы; часовня ее имени есть в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, на месте ее обращения. У нас на Руси издревле ее житие было одним из любимых домашних чтений, поминовению Марии Египетской посвящена отдельная неделя Великого поста. Ее жизнь - образец покаяния для нас, маловерных и малодушных детей века сего,- покаяния не в психологическом только смысле «сожаления о содеянном», но в смысле «метанойи», что по-гречески означает «перемена ума», кардинальное изменение мировоззрения, сердечного устроения и самой своей жизни. Эта перемена совершается благодатным действием Божиим, поданным в ответ на нашу веру и наше усилие. Как мы знаем из жития преподобной, первоначально составленного еще в VII веке святителем Софронием Иерусалимским, родилась она в V веке в Египте и в возрасте 12 лет убежала из дома. Судя по ее дальнейшим приключениям, Мария вполне могла быть тем, кого мы называем «проблемным ребенком»,- о таких детях плачут и поныне многие родители, которым чада разбили сердце... Оказавшись в Александрии, в огромном городе, одном из центров тогдашней ойкумены, Мария стала блудницей. Причем, как можем мы понять из скупых строк жития, телом она торговала не за деньги, не ради куска хлеба, а, что называется, за интерес, страсть пьянила ее и несла вразнос... Уже здесь мы можем понять, что это был неординарный характер, являвший качества неудержимости и бескомпромиссности, качества той цельности, которая впоследствии привела ее ко Христу, к самоотреченной аскезе, непосильной для иных обычных людей, в нечеловеческие условия пустыни.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/17/...

Книга вторая. О Великом посте и Пасхе Письмо I Итак, по твоему желанию, продолжая беседы наши, любезный друг, мы вступаем ныне на про­странное поприще великого поста. Не думай однако, чтобы я привел тебя к некоей безводной пусты­не, на отдаленном краю коей, с нетерпением, бу­дешь ты ожидать появления светлого праздника. Нет, и сию мнимую для тебя пустыню оживили, благодатными водами, святые Отцы Церкви, и ее обратили они в землю возделанную, усеянную цве­тами Иисуса Христа, ибо вертоградарями были: Дамаскин и Косма, Студиты и Андрей Критский , све­тильники своего века и последующих, воссиявшие из глубины уединенных келий. Прежде нежели приступим к раскрытию трудов их, я уже могу заранее обратить к тебе, как бы от их лица, сии сладостные слова блаженного Иеронима к своему другу: «Посмотри, я собрал для тебя удивительные места из Святого Писания и я, так сказать, сплел тебе душистый венок покаяния, из лучших Евангельских цветов: возложи его на чело твое, приими кроткий дух и крылия голубицы, и полети искать покоя и примирения у Господа, сего столь милосердаго Отца». Поистине, благая Церковь , заботясь о спасении детей своих, семью неделями великого поста и тремя им предшествующими, как будто напи­сала (если только позволено так выразиться) поэму всего человечества, резко обозначив три его грани: падение, искупление и последний суд. Все же про­странство сей трогательной поэмы наполнила она, то горьким плачем покаяния, то псаломными во­сторгами, то пророческим вдохновением о грядущем спасении, то самым изображением страданий Искупителя, уже не только в песнях духовных, но и в обрядах, для большего впечатления. Весь наружный человек должен содействовать внутрен­нему, в деле своего спасения: и ухо его должно слышать, и око видеть, и молиться уста, и руки подыматься к небу, и припадать колена, и смирять­ся к земле гордое чело, и наконец, поститься алчная утроба, влекущая долу высокие помыслы духа. За три недели до великого поста, уже начинается духовное приготовление, и притча, о Мытаре и Фа­рисее, научает нас сокрушенной молитве, без кичения духа. Потом, в другой воскресный день, притча, о блудном сыне, приведет каждого, не совсем ожесточенного грешника, в сокрушение о грехах своих, или если сего не довольно, то в следующую неделю заставит его содрогнуться чтение страшного Евангелия, о последнем суде. И вся сырная неделя, провождаемая нами, по большей части, в увеселениях, посвящена памяти сего суда. Но накануне Церковь сострадательно воспоминает, в молитвах, души всех преставльшихся, которые, по насильственной или внезапной кончине, не могли в свое время воспользоваться молитвами и таин­ствами, и сие творит для того, чтобы ни одна вверенная ей душа не предстала на суд, без спаси­тельного щита ее. В конце же сырной недели, для поощрения верных, воспоминает пустынных подвижников, пребывавших в посте и молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Патриарх Кирилл: В нашу эпоху отрицание Божиего закона становится не просто возможным, но и оправдывается законодательно Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. 15 апреля, 2013 Итак, должна быть способность отличать добро от зла. А как эта способность реализуется в нашей жизни? Посредством голоса нашей совести. Но ведь нередко бывает так, что мы усыпляем нашу совесть — нашими эмоциями, нашим созданием некоего образа врага в лице ближнего, нашим оправданием неправды. 14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в Москве, сообщает Патриархия.ru . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии — во епископа и во иерея. Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое — о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, — пришел к Спасителю с просьбой об исцелении. Из Евангелия известно, что сперва он обращался с этой просьбой к ученикам, потому что в то время Спасителя среди них не было.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-v-nash...

Патриарх Кирилл: Великий пост дает нам удивительную возможность сделать шаг на пути к тому, чтобы стать лучше 19 февраля, 2018. Святейший Патриарх Кирилл Предстоятель Русской Православной Церкви попросил прощения у всех верующих. 19 февраля. ПРАВМИР. В Прощеное воскресенье Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин прощения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, обратился к верующим с проповедью и попросил у всех прощения. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Этим богослужением мы входим в поприще Святой Четыредесятницы, Великого поста. Пост — это время, которое дается нам для того, чтобы мы, приложив все возможные усилия, с упованием на помощь Божию свершили нечто, что могло бы изменить нашу жизнь к лучшему. Стремление стать лучше заложено в природу человека, но нередко жизненные обстоятельства или ложные ценности отвлекают нас от решения главной задачи — быть лучше. Сама мысль о совершенствовании заложена Господом в человеческую природу. Именно поэтому мы учимся, овладеваем профессиональными навыками, что помогает нам справляться с поставленными задачами. Но главное измерение в этом движении вверх, в этом стремлении к изменению себя лежит в духовной сфере, потому что без изменения внутреннего состояния всякое иное изменение к лучшему поверхностно. Конечно, получение знаний открывает перед человеком многие возможности. Движение по карьерной лестнице дает человеку материальные блага и некую власть над другими. Но все это никак не связано с внутренним состоянием, и движение вверх, столь вожделенное для многих, может быть никак не связано с подлинным совершенствованием человеческой личности, ведь в первую очередь человек совершенствуется, оттачивая свое внутреннее духовное состояние — разум, волю, чувства. Фото: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Подлинное формирование личности — это всегда результат внутренней работы над самим собой, и, наверное, в этом стремлении к лучшему главным измерением является измерение духовное. Великий пост предоставляет нам удивительную возможность сделать реальный шаг на этом пути — на пути к тому, чтобы стать лучше. Во время Великого поста православные христиане чаще посещают храм, причащаются Святых Христовых Таин, исповедуют свои грехи. Но самое важное, что должно происходить во время Великого поста, — это то, чтобы сознание наше чаще обращалось к Богу. Не только в тот момент, когда мы молимся или посещаем храм, но и в течение дня мы должны контролировать свое духовное состояние. Мы должны контролировать свои мысли, свои чувства, и если выработается такой навык самоконтроля, то это будет очень существенным сдвигом в нашей внутренней духовной жизни. Мы действительно овладеем неким инструментом воздействия на самих себя, который поможет нам исправить нашу жизнь.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010